В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и как христианка была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: “Велик Бог христианский!” Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. По благословению апостола Павла, Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову. Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла. Святая Церковь прославляет “первострадальную” Феклу как “жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути”. Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином (память 21 мая). Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII – Дамаскин, в IX – Феофан, Киприан написали многие песнопения в честь первомученика, ныне поемые Церковью во дни, посвященные памяти его. Прославляя ап. Стефана, Церковь взывает словами св. Григория Нисского : «Владыка вчера плотию пришел к нам, и раб днесь от плоти исшел: вчера Царствующий родился плотию, днесь раб камением побивается: того ради божественный Стефан и скончавается первомучеником». «Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем, всехвальне Стефане: первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне: первый от Hero победы венцем увязлся еси на Небесех, страдальцев начало, венечниче, мучеников первострадальне» 1669 . Чтение Апостольское во дни, посвященные памяти первомученика Стефана, 27 декабря и 2 августа, возвещает о благодати, обитавшей в нем, и о его мученическом подвиге ( Деян.6:8 – 7:5:47–60 ); а Евангелие на литургии благовествует притчу Христову о злых делателях винограда – о недостойных старейшинах народа Божия, которые не только не исполняли закона. но и посланных к ним от Бога слуг Его, – оваго биша, оваго убиша, оваго же камением побиша, как и Стефана ( Мф.21:33–42 ). Из песнопений и священных чтений во дни св. апостола и первомученика Стефана видно, что при богослужении в эти дни Св. Церковь прославляет преимущественно мученический его подвиг. День св. первомученицы Феклы 24 сентября (7 октября) Св. Фекла, девица 18 лет высокого рода, обращенная в христианство ап. Павлом, когда он проповедал Евангелие в Иконии ( Деян.14 ), а Петром утвержденная в вере, и за обращение многих ко Христу названная равноапостольною, была первая между христианками мученица за свое благочестие и целомудрие. До принятия христианства она была невестой одного знатного человека, богатого, благородного, из первых лиц города. По принятии же веры Христовой она уневестила себя Христу и отреклась от супружества ради девства. Мать ее, раздраженная ее отречением от жениха, нанесла ей жестокие побои и требовала, чтобы она сожжена была, как непокорная. Но сильным проливным дождем огонь залит был, и она чудесно спаслась от огня, и прибыла с апостолом Павлом в Антиохию. Здесь, отказав новому жениху, предлагавшему ей супружество, она обвинена была за веру Христову на растерзание зверям: но звери не коснулись ее тела. Наконец, спасая свое девство от развратных языческих юношей, она окончила жизнь свою в Селевкии, 90 лет от рождения 1670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Увидя их, Фекла спросила: – Чада! Что вам нужно? Они стали говорить ей в ответ срамные слова. Услышав сие и уразумевши их злое намерение, святая Фекла убежала от них; та, которая никогда не страшилась диких зверей, обратилась в бегство от бесстыдных людей. Они погнались за Феклою и преследовали ее, как волки овцу; когда они уже настигали ее, она помолилась Богу, чтобы Он избавил ее от рук беззаконников. Тотчас бывшая на том месте каменная гора Божиим повелением расступилась, приняла святую в свои недра и защитила девство ее. Сия гора сделалась гробом честного тела ее: там она предала душу свою в руки Божии. Всех лет жизни ее было девяносто. Ныне она в нескончаемой жизни прославляет Жизнодавца Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4: Словесем Павломым научившися, богоневестная Фекло, и верою утвердившися от Петра, богозванная первомученица явилася еси и первострадальница в женах. Возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее, звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо крестом: тем моли всехвальная Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Девства добротою просияла еси, и мученичества венцем украсилася еси, апостольству вверяешися дево, яко преславная: и огня убо пламень в росу преложила еси; юнца же ярость молитвою твоею укротила еси, яко первострадальная. 5982 Сие происходило в 45–46 году по Рождестве Христове во время первого путешествия св. Апостола Павла. Город Икония находился в Ликаонии, области Малоазийской к юго-западу от Каппадокии. О первом путешествии св. Апостола Павла повествуется в книге Деяний Апостольских с 13 по 14 гл. В Иконию св. Апостол прибыл из Антиохии Писидийской. 5991 Об обеих сих женах упоминается в Римских месяцесловах под 10 ноября, а именно: «Память святых жен Трифены и Трифосы, живших в Иконии Ликаонской; наставляемые проповедью святого Павла и назидаемые примером святой Феклы, они много успели в христианском учении». 5993 Святой епископ Медиоланский Амвросий известен победоносной борьбою с арианами и заботами о благе своей паствы. Он скончался в 397 г. Память его 7 декабря. О св. Фекле упоминается во 2-й книге о девстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– В одежде ее, – говорил он, – имеются чары, вот почему и не трогают ее звери; обнажите сию волшебницу и посмотрим, будет ли она цела. Тогда святую деву обнажили и поставили так, что народ мог ее видеть; только один стыд был ее покровом, и она повторяла слова пророка Давида: «стыд покрывает лице мое…» ( Пс.43:16 ). На нее были выпущены голодные разъяренные звери, львы и медведи; вышедши из своих затворов и увидевши девицу, стоящую без одежды, они преклонили головы свои до земли, опустили глаза вниз и, как бы стыдясь девической наготы, отступили от нее. Дивное зрелище! звери чувствовали стыд: они отвращали свои глаза от девической наготы, а люди бесстыдно смотрели на нее, – итак бессловесные животные являлись обличителями и судьями людям на сем зрелище: будучи кровожадными по природе, звери приняли на себя нрав целомудренного человека, люди же, будучи разумными, уподобились диким зверям. Но чего они тем достигли? Обнажив на глазах всех целомудренную деву, они хотели обесчестить ее, но только увеличили тем ее честь. Хорошо говорит св. Златоуст, воспоминая об обнажении двух жен – Пентефриевой жены в спальне и Феклы в присутствии всего народа: «Какую получила пользу сладострастная жена Египетская, что обнажилась в спальне? какой получила вред первомученица Фекла, что ее обнажили на глазах множества народа? Фекла, будучи обнажена, не согрешила так, как согрешила египтянка, и не исполнилась бесчестия, но была возвеличена как святая; нагота сей в присутствии многих увенчана – а нагота той и в затворенной спальне посрамлена 5992 . Когда святая Фекла стояла обнаженной на том месте, одна из львиц, подойдя, легла перед нею и лизала ноги ее, как бы воздавая честь ее девственному целомудрию. О сем упоминает святой Амвросий 5993 , говоря: «Можно было видеть зверя, который распростерся на земле и лизал ноги святой; тем он безмолвно свидетельствовал, что не может причинить вреда девственному телу; поклонился зверь той, которую дали ему на растерзание, и, забыв естественные свои свойства, воспринял нрав, который люди утратили.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На западной стене пещеры прямо против входа висит небольшая писанная красками икона Божией Матери. Главное украшение пещеры Гроба Господня — это сорок три сребропозлащенных лампады (13 греческих, 13 латинских, 13 армянских и 4 коптских), в несколько рядов висящих над св. Гробом и день и ночь освещающих внутренность пещеры. Для выхода дыма от горящих лампад и свеч в куполе пещеры сделано небольшое отверстие. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии: сначала в первом часу ночи служат православные, вслед за ними армяне и, наконец, католики. Греки при служении постилают на плиту ложа парчовую пелену, причем левая половина плиты служит жертвенником, а правая — престолом; католики же ставят поверх плиты деревянную подставку, возвышающуюся над ложем на пол-аршина. Православная Греческая патриархия На следующий день, 1 июля, все вновь прибывшие богомольцы, в сопровождении каваса Палестинского общества, по заведенному издавна порядку отправились в Греческую патриархию. Пошли и мы. Греческая православная патриархия находится рядом с храмом Гроба Господня, примыкает к нему с западной стороны, и разделяется на старую и новую. Старая патриархия, прежде монастырь св. Феклы, выстроена очень неправильно, состоит из подъемов, спусков, площадок, на которые выходят келии святогробских монахов. В ней находятся пять церквей: две вверху – церковь святой первомученицы Феклы и, к востоку от нее, прислонившаяся к куполу ротонды (круглого храма) Гроба Господня церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены; три внизу – известные нам церкви святого апостола Иакова, брата Господня, св. Марии Магдалины и святых сорока Севастийских мучеников. Новая патриархия, в которой в настоящее время живет Иерусалимский патриарх, расположена напротив старой, на северной стороне улицы, носящей название Патриаршей, и соединяется со старой патриархией аркой, переброшенной через улицу. Кавас привел всех в старую патриархию. В воротах встретили нас греческие монахи и ввели в устроенную при воротах комнату, где нам было предложено угощение, состоявшее из рюмки ракички (местной водки), очень горькой на вкус, и горсти изюма.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Много говорил о сем святый Павел и побудил Феклу к сохранению девства, так что святая дева тогда же твердо решилась оставить жениха, презреть и все сладости мира сего и служить Христу в чистоте до самой кончины своей». Житие и страдание святой первомученицы равноапостольной Феклы. М., 1901, с. 4. Предание об этой святой деве было широко распространено в древней Церкви (правда, первую письменную фиксацию оно получило только во II в. и то в апокрифических «Деяниях св. Апостола Павла»), сыграв немалую роль в становлении женского монашества. См.: Albrecht R. Das Leben der heiligen Makrina auf dem Hintergrund der Thekla-Traditionen. Studien zu den Ursprüngen des weiblichen Mönchtums im 4. Jahrhundert in Kleinasien. Göttingen, 1986, S. 240. Образ св. Феклы был тем маяком, который указывал путь многим поколениям инокинь. См., например, одно послание св. Пелу-сиота к александрийским монахиням: «Не оправдывает природа, не . имеет извинения женский, пол; потому что может мужественно противостоять изнеженности и с твердостью отражать разрушительные орудия похотей. Учительницами в этом — славная Сусанна, дочь Иефтаева, и чудная Иудифь, из которых одна в юности препобедила непотребство старцев, другая мужественно избрала смерть и славно пресели-лась отсюда с сохраненным ею девством… Но верх женских торжеств — всехвальная Фекла; она стала вечным памятником чистоты, как светлый маяк воспламенилась среди обуре-вания страстей, и вошла в неволненную пристань. Посему, если и вы вожделеваете себе таких похвал, то соблюдите светильники неугасающими; потому что Жених придет скоро. Никакой сон сладострастия да не склоняет вас, погружая в дремоту и беспечность вне дверей брачного чертога». Творения святаго Исидора Пелусиота, ч. I. М., 1859, с. 62.    Согласно св. Григорию Нисскому, Мариам была первой, кто подвизался в добродетели девства, став прообразом (предызо-бразив) Богородицу Марию (την Θεοτκον προδιατυποσθαι Μαριαν). См.: Gregoire de Nysse. Traite de la virginite. Ed. par M. Aubineau//Sources chretiennes, N 119.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Описанное Златоустом бесчиние не было исключительной особенностью поведения христиан в Антиохии. Например, в «Житии и чудесах святой мученицы Феклы» — памятнике, написанном примерно в 470 г., — сообщается о том, как паломники, побывавшие в храме святой равноапостольной первомученицы Феклы в Селевкии на празднике в ее честь, были поражены масштабами торжества: «Один [описывал] его блистательность и сияния, другой — величину пришедшего на него числа людей, третий — собрание множества епископов, четвертый — благозвучие псалмопения, пятый — продолжительность ночного бдения, шестой — уставной порядок богослужения, седьмой — усердие молящихся, восьмой — натиск толпы, девятый — невыносимую духоту, десятый — давку в обе стороны во время [Приобщения] Страшных Тайн, когда одни только подходили, другие уже выходили, третьи — снова заходили, а остальные — отходили опять, и все они при этом кричали, толкались, ругались, цеплялись друг за друга и никому не позволяли занять их место — все это, разумеется, ради того, чтобы первыми причаститься Святыни» . Подобное недостойное поведение в тот самый момент, когда следует проявлять высочайшее благоговение, обращало на себя внимание самым настойчивым образом. Поэтому и святитель Иоанн Златоуст, и другие выдающиеся богословы и проповедники его времени призывали верующих вести себя во время приобщения Святых Таин с достоинством: спокойно ждать своей очереди и не уходить из храма сразу после причащения, не дослушав литургию до конца. А время ожидания, когда все священнослужители заняты преподанием Святых Таин и церковная молитва поэтому не совершается, посвятить своей личной молитве: «Намереваясь приступить к страшной и божественной Этой Трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, с чистой совестью, с постом и молитвой» (святитель Иоанн Златоуст ); «После причащения   Тела Христова, приступи и к Чаше [Его] Крови... Также, пока ожидаешь молитву [в конце литургии], благодари Бога, удостоившего тебя столь великих Таинств» (святитель Кирилл Иерусалимский ).

http://pravoslavie.ru/64129.html

и только уже в начале второй половины текущего столетия наместник патриаршего престола митрополит Мисаил, усиленным ходатайством пред местными турецкими властями, добился того, чтобы по крайней мере ход из гарема на террасу храма был заложен, так что теперь выходит на южную часть террасы, принадлежащую греческому монастырю, лишь несколько небольших окон. Кроме того часть прежнего патриаршего места занимает теперь латинский Святогробский монастырь. Все это прежнее патриаршее место находилось к северо-западу от храма Воскресения. После же возвращения в Иерусалим при Саладине православные патриархи поселились, правда, также близ храма Воскресения, но уже к западу, в монастыре св. Феклы, память которого потом осталась лишь в приделе св. равноапостольной первомученицы Феклы в патриархии. Из патриархии можно было выйти к самому куполу храма Воскресения. И только лет 35 тому назад, после посещения святых мест Палестины в Бозе почившим Великим Князем Константином Николаевичем и по его почину отделано было новое, теперешнее большое двухэтажное здание для помещения православной патриархии, находящееся через улицу против старого помещения её. Православные патриархи таким образом издревле были самыми первыми и главными, так сказать, хозяевами святыни Иерусалима – храма Воскресения и относящихся к нему святых мест, а представители всех других христианских исповеданий в этом отношении всегда занимали второстепенное место и были только гостями в Иерусалиме. Так смотрели на дело, – и очевидно вполне справедливо, – с самого начала и мусульманские завоеватели и обладатели Иерусалима и Палестины, и еще калиф Омар утвердил за православным патриархом Иерусалимским эти права на главное заведование христианскою святынею Иерусалима. Дальнейшие мусульманские владетели также подтверждали эти права, и султан Саладин, по изгнании крестоносцев из Иерусалима и Палестины, восстановил все важнейшие права православной патриархии. При этом знаменитом султане православные греки и арабы пользовались, напр. в отправлении богослужения, гораздо большею свободою, нежели во времена крестоносцев, сте-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем народ, видя, что звери не осмеливаются коснуться святой девы, стал восклицать громким голосом: – Велик Бог, исповедуемый Феклой. Мучитель же, не познав силы Божией, захотел иным способом погубить Феклу: он приказал вырыть глубокую яму, наполнить ее различными гадами, змеями и ехиднами и бросить туда святую. Но Тот, Кто некогда заградил пасть львов, и теперь притупил жала змей, укротил их ярости и уничтожил их яд: святая вышла из ямы невредимою, так что все изумлялись такому чуду. Долго злой мучитель не знал, что бы еще предпринять; наконец, он велел привести двух сильных быков, привязать Феклу между ними за ноги и разожженными палками колоть быков, дабы они, разбежавшись в разные стороны, растерзали ее. Но и после сего святая осталась цела, ибо когда ее крепкими веревками привязали к быкам и начали колоть быков раскаленным железом, то веревки как паутина разорвались, быки убежали, а святая осталась на том же месте, не испытав никакого вреда. Тогда уже и сам князь, удивляясь случившемуся, признал в девице силу Божию и, позвав Феклу, спросил ее: – Кто ты? И какую силу ты имеешь: ничто не может вредить тебе? Она же отвечала: – Я раба Бога Живого! И больше ничего не говорила. Князь, убоявшись Бога, хранящего Феклу от всякого вреда, повелел с честью облечь ее в одежду и отпустил ее, постановив такой приговор: «Феклу, рабу Божию, отпускаю на свободу». Святая пошла в дом Трифены, и велика была радость во всем доме Трифены об освобождении Феклы. Пребывая здесь некоторое время, Фекла проповедовала слово Божие и многих научила вере во Христа. Она сильно желала видеть Павла, своего отца и учителя, и, отыскавши его, хотела последовать за ним, но он не позволил ей, сказав: – Никто не идет на борьбу с невестою. Тогда она, приняв благословение от Апостола, пошла в Селевкию 5994 , и поселилась в пустыне на одной горе близ Селевкии; подвизаясь там в посте, молитве и богомыслии, она творила много чудес и исцеляла всякие болезни. Жители окрестных мест, узнав о сем, приходили к ней и приносили своих больных, коих святая Фекла научала вере в Господа нашего Иисуса Христа и исцеляла. Однажды мимо того места, где жила святая, из Селевкии ехал верхом языческий жрец. Увидев Феклу, собиравшую в то время травы на пищу себе, он прельстился ее красотою и возгорелся нечистым желанием: ударив коня, он устремился к ней, чтобы исполнить свое злое намерение. Святая же, укрепляемая силою Божиею, схватила его, повергла вниз и так сильно ударила его о землю, что он три дня лежал нем и недвижим. Проходившие мимо, видя, что жрец лежит как мертвый, недоумевали, что с ним сделалось. На третий день стало известно о сем и в городе; тогда множество народа пришло оттуда посмотреть на случившееся с ним и взять его домой. Жрец, как только пришел в себя, тотчас, встал на ноги и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Где установил крест апостол Варнава, где находятся мощи мученицы Наталии и как выглядел святитель Амвросий. Продолжаем рассказ о православии в Милане, приуроченный к 1700-летию Миланского эдикта, легализовавшего христианство Молебен на мощах св. мученицы Наталии совершает батюшка Гермоген -- игумен Гермоген (Ананьев), насельник московского Данилова монастыря «Еду паломничать в Милан», – а в ответ ирония. Знаем мы ваше паломничество – пойдут пилигримы по виа Спига и Монтенаполеоне (улицы в Милане, на которых расположены магазины модной одежды – ред.). Такая реакция достаточно распространена. К сожалению, для многих Милан пока по преимуществу покупки, театр Ла Скала, ажурный Дуомо (кафедральный собор) и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Между тем, этот город полон святынями неразделенной Церкви, в нем действует несколько активных православных приходов. И в наши дни, когда на улицах этого очень элегантного, культурного, открытого и приветливого города, постоянно слышишь русскую речь, особенно хочется об этих святынях рассказать. Гвоздь от Креста Христова, мощи апостолов и первомученицы Феклы Миланский кафедральный собор, или на итальянский манер просто " Дуомо " , посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Хотя четвертый по величине христианский храм Европы возведен в XIV в., в нем находится несколько святынь неразделенной Церкви. Кроме гвоздя от Креста Христова, о котором рассказывалось в предыдущем материале , в соборе находятся мощи святой равноапостольной Феклы, ученицы апостола Павла и первой женщины, принявшей мучение за Христа. В сокровищнице собора хранится так называемое древо апостолов -- серебрянный ковчег в виде дерева. Каждая ветка заканчивается мощевиком. В них находятся частицы мощей апостолов Петра и Павла, Иакова Заведеева и Иоанна Богослова (честно говоря, вероятно это прах с места его погребения в Эфесе, ведь, как известно, земля покрыла тело любимого ученика Христова, и оно потом не было найдено), Андрея Первозванного, Матея и Варнавы, Симона Зилота и Иуды, Филиппа и Иакова, Варфоломея и Фомы.

http://pravoslavie.ru/62320.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010