Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУЛЬТУРКАМПФ [нем. Kulturkampf - борьба за культуру], направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью, вслед. чего возник конфликт между герм. гос-вом и нем. католиками. Политика К. приняла форму противостояния Германской империи при рейхсканцлере О. фон Бисмарке (1871-1890) и Римско-католической Церкви при папе Римском Пии IX (1846-1878). Официально К. объявили завершенной в 1887 г. Термин «Культуркампф» впервые встречается в опубликованной в мае 1840 г. анонимной рецензии на сочинение радикала Л. Снелля «Значение борьбы либеральной католической Швейцарии с Римской курией» ( Snell L. Die Bedeutung des Kämpfes der liberalen katholischen Schweiz mit der römischen Kurie. Solothurn, 1839) для обозначения конфликта между либеральными швейцар. католиками и Папским престолом. В широкое употребление термин был введен одним из главных оппонентов О. фон Бисмарка Р. Вирховым: выступая 17 янв. 1873 г. в прусской палате депутатов, он обозначил этим термином проводимую Пруссией политику отделения культуры от влияния католич. Церкви. В подготовленном Вирховым предвыборном обращении Германской прогрессистской партии (23 марта 1873) он повторил этот термин, к-рый впосл. иронически высмеивался католич. прессой, а в либеральных газетах и журналах, напротив, защищался. Гос. политика К. подразумевала проведение либеральных преобразований, отделение Церкви от гос-ва и учреждение регистрируемого гос-вом гражданского брака. Этому противились сторонники консервативных и религ., прежде всего католических, сил. Они выступали за сохранение влияния Церкви на нем. общество и гос. политику. К. затронул и протестант. Церкви в Германии, хотя они не находились в центре противостояния и даже не определяли своих позиций в этом конфликте. Ослабление влияния католич. Церкви в Германии было в интересах герм. протестантов, но жесткие меры Бисмарка в отношении католич. духовенства не раз критиковались представителями протестант. Церквей. В политическом смысле это противостояние свелось в Германии к борьбе представителей католич. меньшинства в парламенте, прежде всего католич. партии Центра, за влияние на внутреннее развитие гос-ва. Предпосылки К.

http://pravenc.ru/text/2462235.html

постан. Св. Син. от 23 мая–6 июн. 1903 г.; см. подр. Ц.Вед. 1904, 4, офиц. ч.). 498 Г. Обер-Прокурором Св. Синода в циркулярном отношении, от 8 июля 1893 г., на имя Преосвященных юго-западных епархий (Холмско-Варшавской, Литовской, Минской, Могилёвской, Полоцкой, Подольской и Волынской) было разъяснено, что требование 31 ст. Устава Дух. Консисторий относительно крещения малолетних нехристиан только с письменного согласия их родителей или опекунов должно быть соблюдаемо во всей точности, и что только в исключительных случаях, когда таковое условие представляется неудобоисполнимым, на изъятие из означенного требования закона должно быть испрашиваемо разрешение Св. Синода. 499 Здесь под иноверцами должно разуметь нехристиан-евреев, магометан и язычников (Рук. д.с.п. 1885, 49). 500 Это разрешение епархиальное начальство даёт им или прямо, по своему усмотрению, или же предварительно делает сношение с местными гражданскими начальствами, как о том предписано указом Св. Синода 1840 г. 20 февр. 501 По поводу присылки одним священником Черниговской епархии местному Преосвященному телеграммы, в коей была изложена просьба о разрешении окрестить двух евреек, на оной телеграмме от Его Преосвященства резолюция последовала такая: «странно было бы путём телеграфического сообщения разрешить такое дело, как окрещение евреек» (см. Черн. Е.В. 1894, 8). 502 Если изъявляют желание присоединиться муж и жена, а равно и их взрослые дети, то подаётся одно общее прошение за подписью всех указанных лиц. – Священники большей частью раньше знают о желании лиц нехристианского исповедания креститься, чем эти последние подадут просьбы от своего имени к Е.А., а потому этим лицам всего лучше прилагать отзыв приходских священников, имеющих приготовлять их ко св. крещению и совершать самое крещение (Распор. Ставроп. Дух. Кон., – см. Рук. д.с.п. 1887, 8). 503 В виду частого повторения случаев совращения в иудейство евреев, принявших христианскую веру, что происходит от несоблюдения при совершении таинства св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1875. Полезное наставление. 1834. I. 110. 1876. О насущном хлебе. 1827. XXVII. 238. 1877. Средства к сохранению невинности для христианского юношества. 1821. I. 218. 1878. Притча: вразумленное неведение. 1836. IV. III. 1879. Притча о низких растениях. 1837. II. 140. 1880. Наставление христианину в новый год. 1831. XLI. 78. 1881. Письмо на новый год. 1821. I. 108. 1882. Взор Христианина на новый год. 1824. XIII. 104. 1883. Желание Христианина в новый год. 1825. XVII. 109. 1884. Предметы для размышления в день новолетия. 1842. I. 143. 1885. Размышление при вступлении в новый год. 1832. XLV. 107. 1886. Новый год. [К. И. Лучицкого). 1838. I. 115. 1887. Размышление при наступлении нового года. 1835. I. 97. 1888. Мысли при наступлении нового года. 1839. I. 119. 1889. Нет правила без исключения. 1828. XXXII. 359. 1890. Нечто важное для всех. 1822. VI. 152. 1891. О слабом и несовершенном обращения к Богу. 1827. XXV. 126. 1892. Размышление об обетах крещения. 1836. III. 224. 1893. О духовных опытах. 1829. XXXIII. 188. 1894. Предостережение от осуждения 1834. I. 321. 1895. Ответ наставника. 1827. XXVIII. 349. 1896. Письмо юноши к своему наставнику. 1827. XXVIII. 342. 1897. Письмо к издателям. 1823. XII. 354. 1898. Письмо сына к отцу. 1824. XVI. 312. 1899. Пища духа. 1834. II. 103. 1900. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. 1824. XVI. 296. 1901. О подражании детям. 1831. XLII. 173. 1902. Покаяние или исправление. 1821. II. 87. 1903. Отлагательство покаяния. 1838. I. 185. 1904. Не пора ли нам покаяться? 1840. I. 101. 1905. Надежда помилования. 1834. I. 329. 1906. Послание иностранного профессора к германскому юношеству. 1833. IV. 376. 1907. О удалении от плотских похотей. 1830. XXXIX. 101. 1908. О фарисейской и христианской праведности. 1822. V. 150. 1909. Нравственно-духовные правила. 1826. XXII. 134. 1910. Все в природе устроено к благу тварей. Хвала Творцу природы (из книги Иисуса сына Сирахова). 1821. III. 102. 1911. Приветствия. 1822. V. 122. 1912. Примирение. 1826. XXII. 385.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Генерал» – В. Н. Хитрово (см. выше примеч. 251). Речь идет о второй поездке Василия Николаевича в Палестину с женой в октябре-ноябре 1880 г., когда он, в сопровождении архимандрита Антонина, посетил многие святые места и христианские селения. 691 Имеется в виду крещение 1 мая 1880 г. в Айн-Фаре Марка Слуцкого, направленного позже учителем в русскую школу в Бейрут. 692 Как явствует из дневника о. Антонина, литургию в пещерном храме Харитона Исповедника он совершил 9 мая 1867 г., а запись на стене пещеры, очевидно, делалась позже, по памяти, чем и объясняется ошибка в показании года. 694 Ибрагим Хаммури – шейх из г. Хеврона, шериф Гробницы Авраама. С его помощью и на его имя о. Антонин купил участок Баляд-ан-Насара (‘христианские развалины’) в северной части Хеврона (см. дневник за 26 февраля 1881 г.). В письме к М. П. Степанову от 26 июня 1887 г. архимандрит Антонин ходатайствовал о награждении Ибрагима-эфенди «за его 20-летние услуги нам» каким-либо русским орденом, т. к. ему «мы обязаны всеми своими успехами в Хевроне» (Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 435). После смерти о. Антонина († 1894) и И. Хаммури (ум. 1896) старший сын («птенец») и наследник, шейх Ахмед, отказался признать сделку, несмотря на предъявленные ему многочисленные денежные расписки отца. После смерти Ахмеда (1898) наследники (жены и внуки) продолжили тяжбу, но в конце концов решением хевронского суда собственником участка была признана Русская Духовная Миссия (1905). 695 Тоблер Титус (1806–1877) – швейцарский ученый, лингвист, врач и путешественник, исследователь Палестины. Совершил четыре поездки на Восток (1835, 1840, 1857, 1865). Автор книг «Bethlehem in Palästina» (1849); «Golgotha» (1851); «Topographie von Jerusalem und seinen Umgebungen» (1853–1854); «Bibliographia geographica Palaestinae» (1867); «Descriptiones Terrae Sanctae ex saeculo VIII, IX, XII et XV» (1874). В 1877, после кончины ученого, его библиотека была приобретена Императорской Публичной библиотекой в Санкт-Петербурге (ныне РНБ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1838. Ч. 17. 2. Отд. 2. C. 229-329), Михневича (О достоинстве философии, ее действительном бытии, содержании и частях//Там же. 1840. Ч. 25. 2. Отд. 2. C. 111-131; Задача философии//Там же. 1842. Ч. 34. 6. Отд. 2. С. 67-86) и архим. Феофана (Авсенева) (Из записок по психологии архим. Феофана Авсенева //Сб. из лекций бывших профессоров КДА. 1869). В последующие годы существенное значение в поисках академической философией универсального мировоззрения, отвечавшего идеалам целостного знания и целостной жизни, имели труды Юркевича «Идея» (ЖМНП. 1859. Ч. 104. Отд. 2. 10. С. 1-35; 11. С. 87-125), «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» (ТКДА. 1860. 1. С. 63-118), «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» (Моск. унив. изв. 1866. 5. С. 321-392); труды Линицкого «К философии истории» (Х., 1902), «О бессмертии души и загробной жизни» (Х., 1903); «Пособие к апологетическому богословию (философия веры)» (Х., 1904) и др. Выдающаяся роль в развитии религ. метафизики в России принадлежит ученику Юркевича Вл. С. Соловьёву. В трудах Линицкого (Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту. К., 1881; Идеализм и реализм//ВиР. 1884. 11-24; 1885. 9-11, 13, 15, 16, 22, 24; 1886. 5-8, 11, 14, 17-20; 1887. 4-6, 9-11, 14-16, 19; 1888. 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22; Пособие к изучению вопросов философии: (Элементы филос. миросозерцания). Х., 1892; Основные вопросы философии: Опыт систематического изложения философии. К., 1901 и др.) последовательно отстаиваются ценности «верующего разума» и развивается логико-рационалистический подход к их обоснованию. В полемике с разными философскими направлениями XIX-XX вв. философы КДА обосновали ограниченность и односторонность атеистического материализма, отрицающего духовную сторону бытия и отождествляющего добро с «полезностью», а философское творчество - со служением утилитарно-общественным целям. Стремлением противостоять «духу позитивизма», отрицающему ценность абсолютного и создающему искусственную пропасть между верой и знанием, проникнуто философское творчество Линицкого.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Stephani, Thesaurus graecae linguae. Paris 1572 (5 томов); ed. tertia 1831 – 1865 (8 томов). Дополнением к нему является Е. A. Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Ed. 3. New-York 1888. Специально церковный словарь для греческого языка составил Швейцер – J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus е patribus graecis. Amstelodami 1682 (1728, 1738:1746). Для латинского языка имеется словарь также Дюканжа, переработанный и дополненный в последующее время другими учеными. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae la-tinitatis. Paris 1678 (3 тома); ed. Henschel, Paris 1840–1850 (7 томов); ed. Favre, Paris 1882–1887 (10 томов). [В настоящее время издается с 1900 г. в Лейпциге общими усилиями западных ученых Thesaurus linguae latinae, в котором будет исчерпана и церковная латынь по VI век включительно. О церковной латыни ср. G. Koffmane, Geschichte des Kirchenlateins. I-II. Breslau 1879–1881. О языке некоторых отдельных латинских церковных писателей имеются специальные исследования]. В последнее время при издании того или другого древнего автора прилагается обычно и лексикон особых употребляемых ими слов и характерных выражений. География Дальнейшая задача по отношению к памятникам, имеющим значение исторических источников, определить положение их с возможною точностью в пространстве и времени. Если рукопись не имеет заглавия или начала, то очень часто имя автора навсегда остается неизвестным; но можно попытаться определить, где и когда она появилась. Надежною опорою в таком случае, кроме прямых дат, могут служить имена собственные и полусобственные. При помощи указанных вспомогательных дисциплин, палеографии и филологии, мы можем определить время и место написания документа вообще. Но ни палеографические признаки, ни грамматика и лексикон не могут дать точного указания относительно частностей. Общие филологические пособия распространяются только на имена нарицательные (несобственные). Для определения же времени и места появления известного документа по собственным именам следует обратиться к другим пособиям, именно прежде всего к пособиям по географии вообще и в частности церковной географии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Lodge Oliver. Life and Matter. An exposition of part of the philosophy of science, with special references to the influence of professor Haeckel. London, 1912. Рус. пер. Москва, 1908. Locke J. Essay on Human Understanding. The Works. London, 1812. Lotze H. Medizinische Psychologie der Seele. Leipzig, 1852. Его же. Mikrokosmus. Leipzig, 1858. Рус. пер. Корша. Москва, 1866–1867. Mach E. Populärwissenschaftliche Vorlesungen. Leipzig, 1910. Malebranche N. De la recherche de la vérité, liv.II. Paris, 1712. Его же. Entretiens sur la Métaphysique. Oeuvres, première édition. Paris, 1859. Mayer J. Mechanik der Wärme, gesammelt Schriften. Stuttgart, 1872. Michelet K. Anthropologie und Psychologie, oder die Philosophie des subjectiven Geistes. Berlin, 1840. Mill J.S. A System of Logic, vol.II. London, MDCCCLXVIII. Müller F.Max. Theosophie Oder Psychologische Religion, 1895. Natorp P. Sozialpädagogik. Stuttgart, 1889. Nägelsbach C. Homerische Theologie. Nürnberg, 1861. Newman J. Essays Critical and Historical, vol.I. London, 1872. Niebuhr B. Lebensnachrichten, bd.I. Hamburg, 1838. Ostwald W. Vorlesungen über Naturphilosophie. Leipzig, 1902. Рус. пер. под ред. Радлова, СПб., 1903. Pascal B. Pensées, t.I. Paris, 1887. Powell B. The order of Nature. London, 1859. Poincaré H. La valeur de la science. Paris, 1908. Его же. Sur la valeur objective des théories physiques. Revue de Métaphysique et de Morale. 1902. Puschmann T. Handbuch der Geschichte der Medizin, bd.I. Jena, 1902. Rasmussen E. Jesus: Eine vergleichende psychopathologische Studie. Leipzig, 1905. Regnard A. Les épidémies mentales. Paris, 1899. Reid T. The Works. Prepose W.Hamilton, Barth. Edinburg, 1863. Reinhold E. Lehrbuch der philosophisch propädeutischen Psychologie und der formalen Logik. 1839. Renan E. De la Métaphysique et de son Avenir. Revue de deux Mondes. 1860. Tome XXV. Reusch F.H. Bibel und Natur. Vorlesungen über die Mosaische Urgeschichte und ihr Verhältniss zu den Ergebnissen der Naturforschung. Freiburg im Breisgau, 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. Leipzig, 1904. Oehler G. Theologie des Alten Testaments. Tübingen, 1873. Perrone J. Praelectiones Theologiae. Roma, 1840. Pfleiderer O. Die Religion, ihr Wesen und ihre Geschichte. Leipzig, 1869. Его же. Grundriss des Christlichen Glaubens und Sittenlehre. Berlin, 1880. Его же. Religionsphilosophie. Berlin, 1883–1884. Philippi F. Kirchliche Glaubenslehre. I. Grundgedanken oder Prolegomena. Stuttgardt, 1854. Quenstedt J.A. Theologia didactico-polemica, sive systema theologicum in duas sectiones didacticam et polemnicam divisum. Wittenberg, MDCXCI. Reinhard F. Vorlesungen über die Dogmatik. Nürnberg und Sulzbach, 1806. Reimarus H. Die Vornehmsten Wahrheiten der Natürlichen Religion. Hamburg, 1754. Reuter H. Geschichte der religiösen Aufklärung im Mittelalter, bd.1. Berlin, 1875. Ringsnis J. Rede. Verhandlungen der dreizehnten Generalversammlung der Katholischen Vereine Deutschlands. Samtlicher Bericht. München, 1862. Ritschl A. Die Christliche Lehre von der Rechtfertigung und Versöhnung, bd.III. Bonn, 1888. Romanes G. Thoughts on Religion. London, 1908. Rosenkranz K. Encyklopädie der theologischen Wissenschaften. Halle, 1845. Rothe R. Theologische Ethik. Wittenberg, 1845. Его же. Zur Dogmatik. Gotha, 1869. Sabatier A. Esquisse d " une philosophie de la religion d " après la psychologie et l " histoire. Paris, 1897. Sack K. Christliche Apologetik. Hamburg, 1829. Schanz P. Apologie des Christenthums. Freiburg, 1887. Schenkel D. Die Christliche Dogmatik. Wiesbaden, bd.I, 1858. bd.II, 1859. Его же. Die protestantische Freiheit in ihrem gegenwärtigen Kampfe mit der Kirchlichen Reaktion. Wiesbaden, 1865. Schoepfer A. Geschichte des Alten Testaments. 1906. Schott H. Epitome theologiae Christianae dogmaticae. Lipsiae, 1822. Schultz H. Alttestamentliche Theologie. Göttingen, 1855. 1885. Schweizer A. Die Christliche Glaubenslehre. Leipzig, 1863. Sederholm K. Zur grossen Frage der Religionsphilosophie. Leipzig, 1865. Sieffert. Gottlosigkeit. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für protestantische theologie und kirche, bd.7. Leipzig, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Лангевич, Мариан (1827–1887) — видный деятель польского восстания 1863 года, сторонник партии Чарторижского. 219 Пустовойтова, Генрика (1838–1881) — адъютант Лангевича во время восстания, впоследствии эмигрантка. 220 …он выдумал непогрешимость и зачатие…— Папа Пий IX в 1854 году провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии, а в 1870 году — догмат о папской непогрешимости. 221 …«в его новизнах есть старизна»…— крылатые слова, впервые, по-видимому, употребленные старообрядцами в их прошении Александру II. 222 Здесь теперь в моде Берсье…— Е. Берсье (1831–1889) — французский проповедник так называемой свободной церкви, противник католичества. В 1866 году основал в Париже общину. Его короткие (так называемые «дамские») молитвы были широко распространены в Париже и Петербурге в 1870-х годах. Образцы некоторых из них см. в приложении к названной на стр. 648 книжке Лескова о Редстоке — «Великосветский раскол». 223 Бебеизм (от франц. bebe) — ребячество. 224 Сен-Клу — город во Франции, недалеко от Парижа. 225 Амбаркадер — платформа железнодорожной станции. 226 …закурил капоральную сигаретку…— дешевый сорт «капоральских» (т. е. капральских) папирос. Капрал — унтер-офицерский чин во французской армии. 227 Горчаков, А. Д. (1798–1883) — министр иностранных дел в 1856–1882 годах. 228 …сказать, что в Париже проживает второй Петр Иванович Бобчинский? — В «Ревизоре» Гоголя Бобчинский просит Хлестакова передать в Петербурге, что в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский (д. 4, явл. 7). 229 «Попэнджой ли он!» — заглавие романа А. Троллопа (1815-I882). Русский перевод вышел в Петербурге в 1878 году. Заглавием этого романа Лесков заменил первоначальное: «Лепесток». «Попэнджой» использован Лесковым еще и в первой редакции рассказа «Голос природы» («Осколки», 1883, стр. 5). Popinjay (англ.) — фат, щеголь. 230 «Петровский разрыв» — одна из употребительных формул в русской общественно-политической полемике, начиная с 1840-х годов, о разрыве русской и западной культур. 231 …«старец Погодин» и его просветительные паломничества в Европу с благородною целию просветить и наставить на истинный путь Искандера…— см. след. примечание. Искандер — псевдоним А. И. Герцена. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1861. С. 11). 183 …народные славянские рассказы и предания из книги Боричевского… — Имеется в виду книга историка и этнографа И. П. Торнавы-Боричевского (1810–1887) «Повести и предания славянского племени» (1840–1842). 184 ( Должно быть напечатано — авторитета»). — У Щербины: «Они должны быть напечатаны церковнославянским шрифтом, равно как и места из Четиих Миней, для ознакомления народа с церковнославянскою грамотою и чтоб придать книге более веса и авторитета» (Отеч. зап. С. 294) 185 …последние дни Иисуса Христа из книги Иннокентия. ·— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800–1857) русский богослов и церковный оратор, ректор Киевской духовной академии Трактат Иннокентия «Последние дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказаниям всех четырех евангелистов» вызвал сомнение у представителей ортодоксального богословия (противником Иннокентия выступил Филарет, по настоянию которого было назначено секретное дознание «об образ «мыслей архимандрита Иннокентия») и был напечатан только после смерти автора. О нем см.: Погодин M. П. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия. M. 1867. 186 …места из объяснений на литургию из сочинений Гоголя и других… — Имеется в виду богословское сочинение H. В. Гоголя «Размышление о божественной литургии» (1848) 187 …из «Начертания христианских обязанностей» Кочетова. — И. С. Кочетов (1789–1854) — протоиерей, с 1841 г. ординарный академик имп. Академии наук, его сочинение «Начертание христианских обязанностей» в 40-60-х годах служило учебником в светских и духовных учебных заведениях. 188 …из поучений Иродиона Путятина… — P. T. Путятин (1807–1869) — известный проповедник, его «Краткие поучения» стали появляться в печати с 1842 г., некоторые из них были помещены в «Русской хрестоматии» Галахова (ч. 1) 189 …слово о пьянстве Тихона Задонского. — Имеется в виду популярная проповедь воронежского и елецкого епископа Тихона Задонского (в миру Тимофея Савельевича Соколова; 1724–1783), пятнадцатитомное собрание сочинений которого вышло в начале 1860-х годов. О Тихоне Задонском см.: IX, 511–513. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010