Во времена апостолов евхаристия также, по примеру Христа, оставалась вечерей, хотя, конечно, апостолы не повторяли для нее ритуала именно пасхальной вечери, а довольствовались, вероятно, более простыми формами – субботней или даже обычной вечери. Два намека на нее, быть может, дают уже Деяния апостолов. После первого большого обращения в день Пятидесятницы новые христиане, сказано, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (κοινωνι) и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ); хотя κοινωνα еще не обозначает обязательного причащения. В Деяниях (20:7–12) сообщается о преломлении хлеба нечто более определенное. В первый день недели (т.е. в воскресенье, ср. 1Кор.16:2 ), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. При этом произошел случай с юношей Евтихом, после которого Павел «взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Вероятно, это была евхаристическая вечеря, так как она происходила в воскресный день, на нее собралась вся община, но она не состояла из одной только евхаристии, и именно – из вечери, за которой была совершена евхаристия. Подробнее описывает такую вечерю сам ап. Павел во 2-й главе первого послания к Коринфянам. Как известно, он там касается беспорядков и злоупотреблений, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, такая вечеря, по сообщению ап. Павла, нечто единое целое – «вечеря Господня» – δπνον Κυρικν. Припасы для вечери приносили христиане. Порядок ее, вероятно, был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце ее совершалась евхаристия. Отмечаем, что ап. Павел называет евхаристическую чашу. «Чаша благословения» (ποτριον της ελογιας) – это специфическое название последней чаши за еврейский вечерей (kusberachot), где читается благодарение (berachot – εχαριστα, ελογα) за пищу. И в следующей главе ап. Павел сообщает, что Христос взял чашу после вечери (ст. 25). Отмечено было, что ев. Лука упоминает об особой чаше в начале Тайной Вечери; к ней он даже относит слова, какие, по Мк. и Мф., Христос сказал за евхаристической чашей: «Приимите ее и разделите между собою; Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие» (22:17–18). С таким ритуалом евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Во времена апостольские Евхаристия, по примеру Иисуса Христа, оставалась вечерей, хотя апостолы не повторяли для нее ритуала пасхальной вечери, а довольствовались более простым формами субботней или даже обычной вечери, состоявшей из преломления хлеба и благословения чаши вина. После дня Пятидесятницы новые христиане постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). В Деяниях апостолов (20:7-12) сообщается о преломлении хлеба и более определенно. В первый день недели (воскресенье, ср. 1 Кор. 16:2), когда ученики собрались для преломления хлеба, апостол Павел, намереваясь на следующий день отправиться далее, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи, а после воскрешения юноши Евтиха, взойдя и преломив хлеб и вкусив,, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Не исключено, что речь идет о евхаристической вечери: происходила она в воскресный день, собралась вся община, и она не состояла из; одной только Евхаристии, а именно из вечери, за которой была совершена Евхаристия. Такая вечеря описана апостолом Павлом в 11-й главе Первого послания к коринфянам, где он говорит о беспорядках и злоупотреблениях, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, по его словам, она нечто единое целое, то есть вечеря Господня. Припасы для вечери приносили сами верующие. Порядок, вероятно  был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце совершалась Евхаристия. Апостол Павел называет евхаристическую чащу чашей благословения. Так называлась последняя чаша за еврейской вечерей (kusberachot), где читается благодарение (вегаснот) за пищу. В следующей главе апостол Павел говорит, что Христос взял чашу после вечери. Евангелист Лука также упоминает об особой чаше в начале Тайной вечери: Приимите ее и разделите между собой, ибо сказываю вам, что не буду, пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие (Лк. 22, 17-18). В таком виде с таким ритуалом Евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Вопросы: 1. Каков был смысл принесения в жертву пасхальных агнцев в ветхозаветное время? 2. Почему не погибли еврейские дети в Египте? 3. Почему Моисей заповедал есть пасхального агнца, не переламывая костей? 4. Почему эта пасхальная Вечеря в Сионской горнице называется Тайной? 37. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). Евангелист Лука прибавляет еще такие слова: которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:27–28 ). Когда мы участвуем на Литургии в Таинстве Причащения и принимаем в себя часть Святого Евхаристического Хлеба — Тела Христова, — мы не кусочек Христа принимаем, а Его Самого целиком. В Ветхом Завете члены ветхозаветной Церкви (Израильского общества) ели мясо ягненка — пасхального агнца, который был прообразом Истинного Агнца Божия — Иисуса Христа. Христовы ученики приобщаются уже не символического, как древние евреи, а Самого Агнца Божия, соединяют свою жизнь с жизнью Воскресшего Богочеловека Христа. Происходит величайшая и важнейшая встреча со Христом и соединение с Ним. Он входит в нашу жизнь, а мы в Его, очищая и освящая свою душу. Христос говорит о Новом Завете. Новый Завет — это новые семейные отношения с Богом. Они рождаются через соединение человеческой жизни со Христом. В конце Тайной Вечери Спаситель мира устанавливает Святейшее Таинство Евхаристии (Благодарения), или иначе — Святого Причащения. В молитве перед Причащением есть такие слова: «Вечери Твоея тайныя днесь (сегодня), Сыне Божий, причастника мя приими». Мы просим Бога принять меня сегодня — «днесь» — причастником Его Тайной Вечери, то есть участвующим в ней. Таинство Евхаристии — Святого Причащения, — как и другие Таинства в Православной Церкви, совершает наш Господь Иисус Христос, священник же — служитель Таинств — священнодействует. В церковных богослужениях и Таинствах мы встречаемся с вечностью. Причащаясь на Литургии, мы через священника из рук Самого Иисуса Христа принимаем Его Тело и Кровь, Которые Он на Тайной Вечери преподал апостолам.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Вот поэтому то возникает сам собой, вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикой церквей восточных, чтение Евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с пол­ной бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения Евангелия на различ­ных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая более серьезная за­ключается в том, что настоящее пасхальное Евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове с трудом мо­жет быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее Евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это Евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» ( Ин. 20, 22, 29 ). Такое Евангелие будучи прочитано на понятном наречии само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обиль­ный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно пом­нить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, пишет он в послании к Коринфянам, тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительныя слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте про­столюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот поэтому-то возникает сам собою вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикою церквей восточных, чтение евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с полною бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения евангелия на различных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая, более серьезная, заключается в том, что настоящее пасхальное евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове, с трудом может быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» (Иоанн. 20, 22, 29). Такое евангелие, будучи прочитано на понятном наречии, и само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обильный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно помнить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, – пишет он в послании к Коринфеянам, – тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...» (14, 4, 9, 16, 17, 19, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вы осознаете, что погибаете во грехе и не можете спастись, – значит, вам нужен Спаситель. А Господь и говорит нам, что Он пришел грешников спасать (см. Мф.18:11 ; Лк.9:56 ), а это означает, что Христос пришел к нам с вами. Многое бы хотелось сказать вам, да разве все скажешь в одном письме, поэтому отсылаю к своей книге «На камне или на песке?». Думаю, она поможет вам не унывать, лучше понять себя и подскажет, что нужно делать. Стремитесь к Богу: именно у Него решение всех наших проблем. Да благословит вас Господь! Причащение В чем заключается смысл Тайной Вечери для православного христианина? Наши русские протестанты на своих молитвенных собраниях вспоминают, как Христос совершил с апостолами Тайную Вечерю. В память об этом событии, совершенном Христом, они едят хлеб и вино. А в чем смысл Тайной Вечери и принятия хлеба и вина на православном богослужении для православного христианина? Накануне Крестной смерти в Великий Четверг Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими апостолами. На ней Спаситель непостижимым для нашего ума образом соединил жизнь Своих учеников со Своей жизнью: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Сын Божий воплотился, стал человеком для того, чтобы в Своем Крещении взять на Свои плечи всю тяжесть человеческого греха, а через Свою смерть на Кресте и Свое Светоносное Воскресение победить человеческий грех и его последствия. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Теперь вернемся к вопросу о православном понимании Евхаристии (Причащения). На пасхальной заутрене победно утверждается христианская истина: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…» (7я песнь, 2ой тропарь пасхального канона) . Далее там же слова о Христе: Он «тридневен воскрес еси, Адама возвиг от тли (освободил от подверженности духовному, моральному и телесному разложению – прим. авт.) и упразднив смерть (сделав ее неспособной к победе и действию – прим. авт.): Пасха нетления, мира спасение» (ексапостиларий Святой Пасхи) .

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Выбрав зло, человек изменил своему призванию и оказался в рабстве супостата. Но Бог не дал человеку безвольно плыть по течению. Некоторые Отцы — например, святые Ириней Лионский и Феофил Антиохийский — объясняют Божественную снисходительность незрелостью первых людей. Хотя человек и согрешил свободно, на нем не было полной ответственности. Дело примирения совершилось в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке. Предав Себя вольной смерти, Он непоправимо сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Человека-Бога. Человек без греха, Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстоит Отцу, как чистая жертва, как непорочный Агнец. Жертвенный аспект смерти Иисуса Христа тесно связан с Ветхим Заветом, который завершен и превзойден. Жертвоприношения древнего Закона совершались, чтобы снискать Божественное умилостивление, с тем, чтобы Бог благоволил очистить грехи; они были предвозвестниками и образом совершенной жертвы Христа, Архиерея и Жертвы. Жертва Христа — не только последняя, она единственная истинная жертва, о чем хорошо сказано в Послании к Евреям: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного» (Евр.7:26–28). После Своей смерти Господь был погребен, и Его Тело оставалось во гробе до третьего дня Тропарь Восточного Пасхального богослужения говорит об этом моменте с великой богословской точностью: «Во гробе плотски, во аде же душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный». Во время Своего земного служения Господь наш не раз говорил о Своем погребении: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.12:39; Лк.11:29; Мк.8:12), и еще: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Главная тема Протоевангелия Иакова – это прославление Божией Матери. Хотя Протоевангелие было отвергнуто, как канонический текст, оно пользовалось огромной популярностью среди христиан, сюжеты этой книги воздействовали на благочестие. Влиянием этого апокрифа объясняется почитание родителей Божией Матери, Иоакима и Анны, именно из этого апокрифа взяты имена, которые мы упоминаем на каждом богослужении. Этому апокрифу мы обязаны появлению в православном календаре праздников Рождества Божией Матери и Введения во Храм, эти именно события описываются в Протоевангелии Иакова. Самое беглое знакомство с апокрифами делает очевидным поразительное отличие их по тексту и по заключающемуся в них вероучительному материалу от наших канонических Евангелий. Поэтому все разговоры о том, что непонятно, почему то или иное Евангелие было отвергнуто, почему, например, было отвергнуто «Дидахе» (хотя оно входило в некоторые списки канонических Новозаветных текстов), почему было отвергнуто писание «Пастырь» Ерма, одного из 70-ти апостолов – все эти риторические вопросы не имеют под собой никакого основания. Остановимся на термине Новый Завет. Впервые термин Новый Завет встречается в устах Самого Господа на Тайной Вечери, когда Он говорит об установлениях, которые Он делает на пасхальной трапезе, что это есть установление Нового Завета. Поскольку Евангелие, по-видимому, написано несколько позднее Посланий ап. Павла, то обратимся к описанию Тайной Вечери по ап. Павлу: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, cue есть Тело Мое, за вас ломимое; cue творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; cue творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23-25 ). Можно привести и другое место: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:4-6 ). Таким образом, в понимании ап. Павла Новый Завет, термин, который изрек Иисус Христос на Тайной Вечери, имеет как бы несколько юридический оттенок. Можно его описать, этот оттенок, приблизительно так, что Новый Завет есть понимание ап. Павла, а вслед за ним и Церкви, как новый порядок бытия, причем новый эсхатологический порядок, т.е. порядок конечный, потому что с приходом Господа исполнилась полнота времен. Смысл мировой истории окончен, обетованный Мессия явился миру. И это порядок бытия, возникший в результате нового союза, нового завета, нового декрета между Богом и человеком. Этим союзом или этим декретом Бог заменил Свой старый союз. Новый Завет продолжает спасение человека.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Говорится далее: «По прошествии сорока лет царствования Давида, – сорок лет царь Давид управлял Израилем после смерти Саула, – Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне» ( 2Цар.15:7–10 ). Смотрите, как поступает Авессалом, занимаясь своей предвыборной кампанией, – он пытается обмануть своего родного отца, используя чувства религиозные. Очень часто люди, занимающиеся предвыборным обманом населения, тоже используют имя Господа, постоянно говорят нам о том, например, что они очень хорошо относятся к Церкви и обязательно будут ей помогать, если только наберут нужное количество голосов на выборах. Все эти люди, которые сейчас любой ценой хотят прорваться к власти, очень любят, когда их показывают во время пасхальных богослужений, когда они стоят со свечами, не зная, правда, в какой руке их держать: то ли в левой, то ли в правой. Чаще всего держат в правой – это означает, что они не крестятся, а просто стоят и держат свечу. Но просто стоять в храме и держать свечу может только подсвечник, а православный христианин всегда держит свечу в левой руке, потому что правой он крестится. Эти люди ищут дешевую популярность, дешевый автори­тет, и они готовы прикрываться даже именем Господа. Сейчас очень модно стало – беседует какой-нибудь телеобозреватель с тем или иным политиком и спрашивает: «А вы верующий человек?» Это уже такой распространенный, шаблонный вопрос. Люди превращают религию в некую разменную монету и начинают спекулировать священными для нас понятиями. Мы должны уяснить себе, что все эти люди – чужие для нас, чужие для Церкви; они пресле­дуют свои личные интересы, как и Авессалом преследовал свои личные интересы, когда говорил о некоем обете, который он якобы дал Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Говорится далее: По прошествии сорока лет царствования Давидова , сорок лет царь Давид управлял Израилем после смерти Саула, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне (2 Цар. 15, 7–10). Смотрите, как поступает Авессалом, занимаясь своей предвыборной кампанией, он пытается обмануть своего родного отца, используя чувства религиозные. Очень часто люди, занимающиеся предвыборным обманом населения, тоже используют имя Господа, постоянно говорят нам о том, например, что они очень хорошо относятся к Церкви и обязательно будут ей помогать – если только наберут нужное количество голосов на выборах. Все эти люди, которые сейчас любой ценой хотят прорваться к власти, очень любят, когда их показывают во время пасхальных богослужений, когда они стоят со свечами, не зная, правда, в какой руке их держать: то ли в левой, то ли в правой. Чаще всего держат в правой; это означает, что они не крестятся, а просто стоят и держат свечу. Но просто стоять в храме и держать свечу может только подсвечник, а православный христианин всегда держит свечу в левой руке, потому что правой он крестится. Эти люди ищут дешевый авторитет, дешевую популярность, и они готовы прикрываться даже именем Господа. Сейчас очень модно стало – беседует какой-нибудь телеобозреватель с тем или иным политиком и спрашивает: “а вы верующий человек?” Это уже такой распространенный, шаблонный вопрос. Люди превращают религию в некую разменную монету и начинают спекулировать священными для нас понятиями. Мы должны уяснить себе, что все эти люди – чужие для нас, чужие для Церкви; они преследуют свои личные интересы, как и Авессалом преследовал свои личные интересы, когда говорил о некоем обете, который он якобы дал Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010