Поэтому суждения и постановления папы равны по значению каноническим законам. Соборы служат лишь для обсуждения распоряжений папы. Николай I считал себя королем и священником (rex et sacerdos), передавшим светскую власть и вооруженные силы императору. Руководствуясь такими принципами, папа вмешивался в брачные дела франкской императорской семьи и выступал против партикулярных церковных сил. Папа Николай I начал борьбу против самостоятельности складывавшихся в то время и нарушавших папский универсализм государственных и провинциальных церквей. Опираясь на местных епископов, папа стремился использовать центральную церковно-административную власть в отношении набирающих силу митрополитов. Так, он успешно лишил власти архиепископов Равеннского и Реймсского, противопоставивших себя Риму. (На Западе в те времена происходило преобразование митрополитской организации в архиепископства.) Для обоснования и юридического формулирования властных претензий средневекового папства был использован так называемый Лжеисидоров сборник (декреталии) - собрание большей частью подложных папских писем и документов. Вероятно, он был сфабрикован между 847 и 852 годами на территории Реймсского архиепископства, а составителем его был некто, скрывавшийся под псевдонимом Исидор Меркатор. Сборник состоял из трех частей: 60 папских писем от Климентия I (90-99?) до папы Мильтиада (311-314), «написанных» в эпоху раннего христианства. Все они без исключения сфабрикованы; подделка, повествующая о так называемом «Константиновом даре», а также галльская переработка одного испанского сборника решений соборов; папские декреты от Сильвестра I (314-335) до Григория I (590-604); 48 из них - безусловные подделки. Составление сборника подложных документов преследовало цель подтвердить верховную власть папы над епископами. Конкретная цель сборника - оказание поддержки сопротивлению местных епископов, выступавших против власти Реймского архиепископа. Папы сразу же увидели скрывающиеся в нем возможности. Папа Николай I, естественно, подчеркнул истинность вышеназванных документов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441593/

56, 79, 88, 124, 188 и многие другие. 589 Толстой Л. Письма (1848–1910)/Собранные и редактированные П. А. Сергеенко. М.: Книга, 1910. С. 31. 590 Ср., например, что еще делала знаменитая Синяя Борода из всем известной сказки Перро, лицо, к сожалению, совершенно не сказочное, а историческое, именно – молодой, талантливый, благовоспитанный красавец, барон Жиль де Рэ, маршал Франции, сподвижник Жанны д " Арк! Литературу об этой кошмарной личности, наслаждавшейся мучениями нескольких сот детей, тайно и зверски-утонченно замученных им до смерти для противоестественного удовлетворения похоти, я сообщать не буду. 591 Спиридон, архим. Из виденного и пережитого/Христианская мысль. 1917. 1–4 (год издания статьи о блаженном особенно необходимо иметь в виду). Люди требуют: «Покажите нам пророков» – вот, зрите. В вашей периодической печати отпечатано заранее предсказание о событиях, которых вы являетесь свидетелями... 594 См. интересное изображение взаимодействия и развития этих страстей у Лермонтова в его «Арбенине», носящем автобиографический характер (Лермонтов М. Ю. Сочинения. Т. 2. М.: т-во Вольф, 1897. С. 114). 597 О них см. подробное исследование в известном труде: Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1900. С. 337–341. 601 Древний Патерик. Гл. 7, 2. Рассказ об авве Феодоре и авве Лукии Еннатских. Также ср.: Гл. 7, 22, 32, 33, 36, 38. 603 Семьдесят толковников хорошо перевели еврейское «кетев» словом «демон»; иначе, как можно понять, что «зараза» «Кетев» буквально означает «зараза», «мор». – Прим, составителя.) опустошает в полдень? Будет она разбирать время! Всем известно, что заразиться можно всегда и везде. Да и евр. кетев от глагола катав – «рубить» или от кут ( ; ср.: санскр. kat – «ненавидеть») – ясно указывает на демона-губителя. 604 Толстой Л. Письма. 1848–1910/Собранные и редактированные П. А. Сергеенко. М.: Книга, 1910. С. 91. Тоска у Л. Толстого случалась часто (см. ниже). Но вывел ли он отсюда заключение о ценности и громадной величине подвига древних монахов, живших по полсотни лет в пустыне, не видевших лица человеческого и не имевших надежды возвратиться в круг «милой семьи»? О связи чревоугодия с унынием см. дальше в этом параграфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   На Западе течение, требовавшее от духовенства полного воздержания, очень рано стало господствующим учением Церкви. Как с удивительным постоянством и последовательностью показывают все источники, это течение принципиально не возражало против рукоположения женатых людей, но требовало, чтобы после рукоположения они воздерживались от супружеского сожительства. Причины такого подхода: 1) взгляд на половую жизнь как на проявление морально принижающей животности и 2) верность ветхозаветной идее ритуальной нечистоты, происходящей от сексуальных отношений (Лев. 15:18). Первая мотивировка этого, хотя и не исходила от блаженного Августина, нашла, однако, сильную поддержку в его строгих взглядах на «похоть» как путь распространения греха; второй аргумент ритуального характера был применен к христианской Евхаристии, которая, будучи совершаема ежедневно, делала воздержание постоянным требованием для совершающих ее.    Начиная с Эльвирского собора (305г., правило 33) оба эти аргумента приводятся папами Дамасом (366—384), Сирицием (384—399), Иннокентием I (401—417), Львом I (440—461 ), распространившим требование воздержания даже на иподиаконов, и Григорием Великим (590—604). Те же аргументы приводятся западными соборами (Римским 386г., Туринским 389г., Карфагенскими 390г. и 401г., Толедскими 400 и 589гг. и несколькими соборами в Галлии) и принимаются такими авторами, как св. Иероним, св. Амвросий и св. Исидор Севильский. Постоянное повторение подобных предписаний показывает, что норма эта часто игнорировалась. Более полное признание она получила на Западе только после XI столетия, особенно после реформы папства.    Следует отметить, что ритуальное воздержание женатых священников, диаконов и иподиаконов накануне совершения Евхаристии требовалось также и на Востоке, но при отсутствии ежедневного служения оно не предполагало постоянного воздержания священников от сожительства со своими женами. Однако, как правило, на Востоке целибат и воздержание явно понимались не столько как ритуальная чистота, сколько как аскетическое предвосхищение эсхатологической парусии, где не будет «мужеска пола ни женска». Поэтому этот вид аскетизма обычно связывался с монашеской дисциплиной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Gotha, 1878; Duchesne L. Les premiers temps de l " État Pontifical. Р., 19113; Kö lmel W. Rom und der Kirchenstaat im 10. und 11. Jh. bis die Anfänge der Reform. B., 1935; Demarco D. Il tramonto dello Stato Pontificio. Torino, 1949; Dupr é -Theseider E. Roma dal comune di popolo alla signoria pontificia, 1252-1377. Bologna, 1952; Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. L., 1955; Mori R. La questione romana: 1861-1865. Firenze, 1963; Partner P. The Lands of St. Peter: The Papal State in the Middle Ages and the Early Renaissance. Berkeley, 1972; Bertolini O. Le origini del potere temporale e del dominio temporale dei papi//I problemi dell " occidente nel sec. VIII. Spoleto, 1973. Vol. 1. P. 231-255; Toubert P. Les structures du Latium médiéval: Le Latium méridional et la Sabine du IXe siècle à la fin du XIIe siècle. R., 1973. 2 vol.; Лыс Д. П. Рост полит. роли римской церкви в период понтификата Григория I (590-604)//Социально-экон. проблемы истории др. мира и ср. веков: Сб. ст. М., 1974. С. 79-121; Miller D. H. The Roman Revolution of the 8th Cent.: A Study of the Ideological Background of the Papal Separation from Byzantium and Alliance with the Franks//Mediaeval Studies. Toronto, 1974. Vol. 36. P. 79-133; Colliva P. Il cardinale Albornoz, lo Stato della Chiesa, le «Constitutiones Aegidianae» (1353-1357). Bologna, 1977; Caravale M., Caracciolo A. Lo Stato pontificio: Da Martino V a Pio IX. Torino, 1978; Reinerman A. J. Austria and the Papacy in the Age of Metternich. Wash., 1979-1980. 2 vol.; Santoncini G. Ordine pubblico e polizia nella crisi dello Stato Pontificio (1848-1850). Mil., 1981; Prodi P. Il sovrano pontefice. Bologna, 1982; Volpi R. Le Regioni introvabili: Centralizzazione e regionalizzazione nello Stato Pontificio. Bologna, 1983; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984; Comuni e signorie nell " Italia Nord-Orientale e Centrale. Torino, 1987. 2 t.; Raspi Serra J., Laganara Fabiano C.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Дискуссии последних десятилетий посвящены проблеме поздней античности, особенностям переходной эпохи от классической античности к Средним векам, – эпохи, когда распространение и утверждение христианства решительно изменило весь средиземноморский мир. Один из основных вопросов: что же произошло в эту эпоху? Был ли то катастрофический конец античного мира, резкий и необратимый упадок, коллапс, или речь идет о постепенных трансформациях и неоднозначных мутациях, и следует говорить не об упадке и гибели античной культуры, а о ее «демократизации»? Постоянно обсуждается вопрос: когда закончилась античность? Для Запада границей античности обычно называют время понтификата папы Григория Великого (590–604), хотя эта условная дата никогда не была специально обоснована. Для Востока данный вопрос вызывает немало споров. По мнению некоторых авторов, например, филолога, члена–корр. РАН Сергея Сергеевича Аверинцева (1937–2004), границу между античностью и Средневековьем провести невозможно в принципе, этот переход – процесс, который длился веками 1320 . Другие ученые считают, что начало Средних веков на Востоке следует связать с набегами персов и арабов 1321 . Эти многолетние дискуссии 1322 существенно затронули и христианскую археологию, в разных странах по–разному. Например, римская христианская археология, изменяясь и эволюционируя, придерживается традиционных ценностей, в том числе и привычного наименования дисциплины. В Западной Германии основоположник Боннской школы Франц Йозеф Дёльгер (1879–1940) разработал программу «Античность и христианство», которая придала археологии новое, более широкое измерение 1323 . В ее основу положен принцип исследования всех культурно–религиозных явлений эпохи: христианства, греко–римского язычества, иудаизма и различных синкретических культов, рассматриваемых в их исторической целостности, на основе плюридисциплинарного подхода, в рамках истории Церкви, теологии, литургики, археологии. Эта программа нашла свое ясное и последовательное институциональное выражение: Институт античности и раннего христианства им. Ф.Й. Дёльгера с начала 50–х гг. 20 в. издает «Энциклопедию по античности и раннему христианству», «Ежегодник по поздней античности и раннему христианству» и серию монографий – приложений к последнему 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Diehl Ch. Études sur l " administration byzantine dans l " Exarchat de Ravenne (568-751). P., 1888; Шаскольский П. Б. Роль римской церкви в обороне Италии в эпоху нашествия лангобардов//К 25-летию учено-педагогической деятельности И. М. Гревса: Сб. ст. его учеников. СПб., 1911. С. 341-393; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai longobardi. Bologna, 1943; idem. Scritti scelti di storia medioevale/A cura di O. Banti. Livorno, 1968. 2 vol.; idem. Roma e i longobardi. R., 1972; Удальцова З. В. Прагматическая санкция Юстиниана об устройстве Италии//Сов. Арх. 1957. Т. 28. С. 317-322; она же. Политика визант. правительства в завоеванной Италии и результаты визант. завоевания//Вестн. МГУ. Ист.-филол. сер. М., 1958. 3. С. 21-57; Bognetti G. P. L " età longobarda. Mil., 1966-1968. 4 vol.; Simonini A. Autocefalia ed esarcato in Italia. Ravenna, 1969; Ruggiero B. Principi, nobilità e Chiesa nel Mezzogiorno longobardo: L " esempio di S. Massimo di Salerno. Naples, 1973; idem. Potere, istituzioni, chiese locali: Aspetti e motivi del Mezzogiorno medioevale dai longobardi agli angioini. Spoleto, 1991; Лыс Д. П. Рост политической роли римской церкви в период понтификата Григория I (590-604)//Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков: Сб. ст. М., 1974. С. 79-121; Сиротенко В. Т. История международных отношений в Европе во 2-й пол. IV - нач. VI в. Пермь, 1975; Guillou A. Culture et société en Italie byzantine (VIe-IXe siècle). L., 1978; Brown T. S. Gentlemen and Officers: Imperial Administration and Aristocratic Power in Byzantine Italy, A. D. 554-800. L., 1984; Guillou A., Burgarella F. L " Italia bizantina: Dall " esarcato di Ravenna al tema di Sicilia. Torino, 1988; Burns T. S. A History of the Ostrogoths. Bloomington, 1991; Storia di Ravenna. Venezia, 1991-1992. Vol. 2: Dall " età bizantina all " età ottoniana/A cura di A. Carile. 2 pt.; Moorhead J. Theoderic in Italy. Oxf.; N. Y., 1992; Kohlhas-Müller D. Untersuchungen zur Rechtsstellung Theoderichs des Grossen.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

5:8. 558 Мф. 5:4. 559 I/21 (98—99)=B35 (253). 560 I/21 (106)=B35 (261—262). 561 Главы о знании III,37.. 562 I/30 (138)=B53 (384). 563 I/40 (167)=B65 (446). 564 I/41 (171)=B65 (451). 565 II/14,46. 566 II/18,4—6. 567 II/18,7. 568 II/18,14—15. 569 О молитве 3. 570 Главы о знании IV,31. 571 I/39 (166)=B63 (439—440). 572 I/61 (334)=B8 (105). 573 I/48 (206)=B74 (508). 574 Главы о знании III,84. 575 Лк. 1:8—11. 576 Деян. 10:9—11. 577 Деян. 10:2—3. 578 I/16 (66)=B22 (173—174). 579 I/12 (53)=B18 (146). 580 Главы о знании III,14. 581 Это учение мы находим у Евагрия, а также у других византийских авторов, чьи сочинения вошли в греческое и русское «Добротолюбие». 582 Главы о знании II,59. 583 I/58 (316)=B6 (93). 584 I/49 (214)=B77 (524). 585 I/11 (51—52)=B18 (144). 586 I/61 (334)=B8 (106). Ср. Евагрий. О молитве 15: «Молитва есть плод радости и благодарения». 587 I/30 (138)=B53 (384). 588 I/40 (167)=B65 (446). 589 В греч. и рус. пер. эта фраза сильно сокращена. 590 I/43 (183)=B68 (476). 591 I/30 (137)=B53 (384). 592 Термин «песни» (tesbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 593 II/21,7. 594 I/30 (133)=B53 (379). 595 I/5 (27)=B3 (32—33). Ср. Мф. 6:33. 596 I/25 (118)=B51 (360—361). 597 II/8,24. 598 Главы о знании III,50. 599 I/5 (28)=B3 (33). 600 Ис. 59:1—2. 601 I/57 (299)=B5 (70). 602 Термин syam burke является синонимом греческого metabnoiai (в значении «поклоны»). 603 II/30,4–7. 604 Главы о знании I,20. 605 I/40 (167). 606 II/61 (334). 607 I/10 (49). 608 II/1,34. 609 I/69 (355). 610 Сир. термин tesmesta (служба) является эквивалентом греч. leitoyrgiba в значении «келейного правила». 611 I/58 (319–320). 612 См. II/14,22 и 47, а также несколько мест из 1–го тома. 613 II/14,8—12. 614 Букв. «в Своем домостроительстве». 615 II/14,13. Вар. «приобретаем естество, которое любит удобство и легко склоняется к злу». 616 О Боге. 617 Рим. 1:22. 618 II/14,14. 619 II/14,22. 620 Термин segdot " может означать как вообще всякое внешнее выражение богопочитания, так и поклон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

е. из его невнимания к этим обоим видам отталкивания – противоречию и сопротивлению. Однако следует подчеркнуть, что ошибка Гегеля гораздо меньшая, чем ошибка его противников, так как он признал объемлющее единство отталкивания, тогда как его противники этого никогда не чувствовали. Его заслуга лежит поэтому в признании реального противоречия, его ошибка во мнении, что логический закон тождества (и противоречия) может, таким образом, быть ущемлен или отброшен. Однако и то и другое должно быть сохранено, как того требует диалектика Платона (особенно в «Софисте»). 590 «...Тебе попадались и сочинения мудрейших мужей, в которых говорится... что подобное неизбежно будет дружественно подобному» (Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 327–328). См. также прим. 608. 591 Нельзя забывать психологического доказательства Спинозы о том, почему прежняя вражда может позже превратиться в особенно прочную дружбу и любовь (тема «Ромео и Джульетты», «Тристана и Изольды»), В том, что враг есть потенциальный друг, а вражда побеждается любовью, – смысл христианекой «Любви к врагам». 593 Ср. перевод A. В. Лебедева: «Век – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 242). Истолкование этого фрагмента см. в статье А. Л. Доброхотова «Гераклит: фрагмент В 52» (Из истории античной культуры. M., 1976. С. 41–53). 595 Совершенство, по Лейбницу, состоит «в совместной возможности наибольшего числа вещей» (Лейбниц. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 285). 596 О понятии «дурная бесконечность» см.: Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 232, 252. 598 Поэтому в Индии неуспех той науки и техники, которые покоятся на таких противоположных категориях, как причина и следствие или полярность сил. 599 Точнее: «то это ты» (tat twain asi) – формула, выражающая единство субъекта и объекта в индийской философии (Чхандогья-Упанишада, VI, 12). См.: Древнеиндийская философия. Начальный период. С. 117–118. 600 Об атмане см. прим. 159. Пуруша – в индийской мифологии «первочеловек», вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах отождествляется с атманом. 603 Например, человек свободен и несвободен; он имманентное (эмпирическое) и трансцендентное существо. 604 Ср. перевод A. В. Лебедева: «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 199). 605 Символика Пифагора. Пифагор, по свидетельству Порфирия («Жизнь Пифагора», 30), «умел слышать даже вселенскую гармонию, улавливая созвучия всех сфер и движущихся по ним светил, чего нам не дано слышать по слабости нашей природы» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979. С. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Bibl. Mansi XVI, 3 E: favore Bardae), и это не может подлежать сомнению. Однако участие правительства в патриарших выборах было не только обычным и неизбежным, но и законным явлением. Лишь в том случае оно могло встретить каноническое осуждение, если бы выборы производились правительством без участия и вопреки желанию епископата. В данном случае этого не было. Рим, удаленный по своему положению и потому менее стесненный государственною властью, испытывал однако на себе её давление, и папские выборы нередко проходили под влиянием императоров или равенских экзархов, как напр. выборы Вигилия (537–555), Пелагия (555–560), Григория Великого (590–604). Знаменитый соперник Фотия Николай I (858–867) избран под влиянием Западного императора Людовика II. 1617 Hergenröther I, 375. Еще ярче характеристика у Jager. Histoire de Photius, p. 20. Конечно, дальше у того и другою следуют комментарии на Никиту p. 509 С–Д. 1618 Митрофан утверждает, что избрание Фотия было отвергнуто всеми епископами, которые с общего решения наметили трех других кандидатов и лишь впоследствии отказались от них в пользу Фотия (Ep. Metroph. Mansi XVI, 416 В). Что все епископы не могли этого сделать, это указано выше. Если сторонники Игнатия намечают кандидатов на патриаршество, то это доказывает, что они уже примирились с фактом низвержения Игнатия, обстоятельство, имеющее еще большее значение, если епископы поступали с ведома Игнатия. 1619 Даже при нормальных выборах отказы кандидатов представляли обычное явление; отказываются Игнатий (Vita Ignatii, 501 А), Николай Студит (P. G. CV, p. 904 C), папа Николай спасается от избирателей бегством (Mansi XV, 144 С); Адриан II долго уклонялся от избрания (Mansi XV, 806). Помимо смирения, к отказам побуждали и опасения трудностей, связанных с положением правителя. Еще больше мотивов к уклонению от избрания было у Фотия, и не верить искренности его отказа нет никаких оснований (Cf. Hergenröther I, 378). Если игнатиане утверждают, что Фотий издавна домогался кафедры, то это их догадка, основанная на том, что Фотий в конце концов принял патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там же; 91, 1392А. 571 Там же; 91, 1237А. 572 Там же; 1073С. 573 Там же; 1392В. Главы о любви 3:27–29; 90, 1025АС; рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступ. статья и комментарии А. И. Сидорова. Кн. 1. М., 1993. С. 124–125. 574 Там же; 1116С. 575 Амбигва; 91, 1177АВ. 576 Там же; 91, 1072АВ. О движении тел ср.: Схолии Иоанна Скифопольского к О божественных именах 8; 4, 381 ВС. 577 Амбигва; 91, 1057В. 578 Там же; 1078А. 579 Творения; 91, 201С. 580 Схолии к О божественных именах 4; 4, 296А. 581 Там же; 293А; 288С. 582 Там же; 289D. 583 Там же; A — С; (по-видимому, этот неясный текст дошел с ошибками). 584 Амбигва; 91, 1164С. 585 Там же; 1192CD. 586 Схолии к О небесной иерархии 3; 4, 141D. 587 Речь идет о католическом богословии середины XX века. — Пер. 588 Вопросоответы к Фалассию (далее — Вопросоответы), 22; 90, 324А. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. Книга II. М., 1993. С. 64. 589 Амбигва; 91, 1237D. 590 Там же; AB. 591 Вопросоответы, 22; 90, 321–385А. 592 Там же; 37; 90, 384САВ. 593 Мистагогия 7; 91, 685ВС. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. С. 168. 594 Амбигва; 91, 1188С. 595 Там же; 1168С. 596 Схолии к О божественных именах 4; 4, 245D. 597 Там же 8; 4, 356С. (структура текста не ясна). 598 Схолии к О божественных именах 4; 4, 246С (текст не ясен). 599 Вопросоответы, 52; 90, 493D. Рус. пер.: Там же: С. 148. 600 Амбигва; 91, 1176В. 601 Там же; 91, 1312АВ. 602 Там же; 91, 1361АВ. 603 Главы о любви 3:27–29; 90, 1025АС. 604 Амбигва; 91, 1073CD. Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г., (19) за 1999 г., (23), 3 (25) за 2000 г., (36) за 2003 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes-Verlag, Einsiedeln, 1961. © Перевод. М. С. Першин, 2003. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010