государей являются князья и цари страстотерпцы , принявшие смерть за исполнение заповедей Христовых, но не принуждавшихся к отречению от веры. В подвиге страстотерпчества Б. князь добровольно совлекался власти и воинской силы, шел на вольное обнищание, страдание и мученическую смерть ради совершенного исполнения Евангелия, приносил себя в жертву, подражая крестному подвигу Христа Спасителя (ср.: Фил 2. 5-11). Убиение Б. князя (царя), покровителя Православия, рассматривается Церковью как явление духовной брани, в к-рой убиенный государь выступает служителем и мучеником Христовым. Среди Б. князей страстотерпцев - первые канонизированные рус. святые братья Борис Ростовский и Глеб Муромский († 1015, пам. 24 июля). Их почитание связано не только со страстотерпческой кончиной, но и с небесным заступничеством, к-рое они оказывали Русской земле после своей кончины, напр., в битве кн. Александра со шведами на Неве 15 июля 1240 г., в битве кн. Димитрия с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сент. 1380 г. и др. К Б. страстотерпцам относятся также Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174, пам. 4 июля), кн. владимиро-суздальский; Михаил Ярославич († 1318, пам. 22 нояб.), кн. тверской; Димитрий († 1591, пам. 15 мая), царевич московский; царственные страстотерпцы имп. Николай II , имп. Александра Феодоровна , цесаревич Алексий , царевны Ольга , Татиана , Мария , Анастасия († 1918, пам. 4 июля) и др. В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами. К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса ; мц. Дросида , (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна ; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др. Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/149259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903, с. Урлейка Петровского у. Саратовской губ.- 11.01.1942, близ Караганды), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Происходила из крестьянской семьи, при советской власти неоднократно арестовывалась за твердое исповедание Православия; в 1937 г. была осуждена на 2 года лишения свободы, в 1939 г. освобождена; вновь подверглась аресту 1 нояб. 1940 г. и была приговорена к 10 годам лишения свободы в Карагандинском лагере (Карлаг). Вместе с ней в лагере отбывали срок мученицы Наталия Ивановна Сундукова, Наталия Тихоновна Силуянова, Евдокия Семеновна Назина, Анна Степановна Боровская, Матрона Кузьминична Наволокина, Варвара Дмитриевна Деревягина, Анна Никитична Попова, Евдокия Ивановна Гусева, Евфросиния Федоровна Денисова, Наталия Васильевна Васильева, осужденные к разным срокам лишения свободы. В лагере все женщины отказались выходить на работу, заявив, что трудиться на власть, враждебную Церкви, не желают. 11 июля 1941 г. они были арестованы, на допросе назвали себя верующими христианками, не стали давать показания и вину свою не признали. В обвинительном заключении А., а также Наталия Сундукова и Наталия Силуянова были названы организаторами «контрреволюционного саботажа». 29 сент. 1941 г. постоянная сессия Карагандинского облсуда при Карлаге приговорила всех арестованных к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 11 янв. 1942 г. Мученицы прославлены на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Арх.: Центр правовой статистики и информации при обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 3976. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/63416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА Ивановна Дударенко (1885, Зеньковский у. Полтавской губ.- 1942, Акмолинское отд-ние Карагандинского ИТЛ (Карлага)), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. Арестована в 1939 г. по обвинению в антисоветской агитации и приговорена к 3 годам ИТЛ. Была отправлена в Акмолинское отделение Карлага НКВД в Казахстане. В апр. 1942 г. была арестована в лагере вместе с группой заключенных. Все они были обвинены в том, что, «будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня 1941 г., проводили контрреволюционную деятельность среди заключенных, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации; прикрываясь религиозными убеждениями... умышленно в контрреволюционных целях не выходили на работу». М. виновной себя не признала. 20 апр. 1942 г. Судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении Карлага приговорена к расстрелу вместе с прмц. мон. Евдокией (Андриановой) , мученицами Наталией Копытиной , Наталией Карих , Акилиной Дубовской , Александрой Смоляковой , Анной Водолановой , Ириной Гуменюк , Ксенией Радунь , Домной Васильковой , Татианой Кушнир . Расстреляна и погребена в безвестной общей могиле. М. прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 152481. Лит.: ЖНИР: Янв. С. 507-518. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562504.html

между 180 и 196 гг. Наиболее известным мучеником в К. стал св. Мамант , пострадавший в Кесарии в сер. III в. ( Sozom. Hist. eccl. V 2; пам. 2 сент.). Известны также культы Мелитинских мучеников (пам. 7 нояб.), вмч. Георгия Победоносца (пам. 23 апр., 6, 23 нояб.), к-рый в Византии считался выходцем из К. В нач. IV в. христиане в К. пострадали от великого гонения имп. Диоклетиана и его преемников. Известны имена нескольких мучеников этого времени: Дорофей (пам. 7 нояб.), Иулитта (пам. 31 июля), Капитолина и Еротиида (пам. 27 окт.), Феофил (пам. зап. 6 февр.), Гордий (пам. 3 янв.) и др. Причащение апостолов. Икона. XIX в. Каппадокия (Византийский музей, Афины) Причащение апостолов. Икона. XIX в. Каппадокия (Византийский музей, Афины) С первых веков по Р. Х. главенствующее положение среди общин К. занимала митрополия Кесарии, тесно связанная с Антиохийской Церковью. Первый известный еп. Кесарии Феокрит был рукоположен ок. 160 г. (Praedestinatus. 35//PL. 53. Col. 598). В нач. III в. известен еп. Александр, к-рый был весьма образован, знаком с Климентом Римским и Оригеном. Ок. 211 г. он отправился в Палестину и стал епископом Иерусалима ( Euseb. Hist. eccl. VI 8, 11; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 905). Его преемником в Кесарии был Фирмилиан, ученик Оригена в александрийской катехизической школе; он состоял в переписке с еп. Киприаном Карфагенским. При Фирмилиане в Кесарии, видимо, сформировалась катехизическая школа, к-рая впосл. стала основой местной, во многом самостоятельной традиции богословия, характерной для христ. культуры К. эпохи расцвета (IV в.). Нек-рые сведения о жизни христиан в К. в период епископства Фирмилиана содержатся в одном из писем Киприана Карфагенского ( Cypr. Carth. Ep. 75). Здесь упоминаются Соборы, борьба с еретиками, гонения со стороны властей, а также некая еретическая пророчица (вероятно, связанная с традицией монтанистов из Фригии), к-рая смущала многих в то время. Еще одна подобная группа известна в К. в сер. IV в. Свт. Василий Великий в письме Гликерию ( Basil. Magn. Ep. 169//PG. 32. Col. 641-644) сообщал о еретиках, почитавших своего харизматического учителя как чудотворца. Вероятно, каппадокийские христиане также пострадали в сер. III в. от набега готов, как и жители всего региона. Известно, что из К. происходили христиане-предки св. Вульфилы , крестителя готов (IV в.), к-рые были захвачены в плен во время одного из рейдов готов по М. Азии (ок. 258 г.) и переселены в Сев. Причерноморье. Если доверять этим сведениям о происхождении св. Вульфилы ( Sozom. Hist. eccl. II 6; Philost. Hist. eccl. II 5), его предки жили в с. Садаголфина близ Парнасса.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (13.08.1874, с. Знамово Мологского у. Ярославской губ., ныне Некоузский р-н Ярославской обл.- 6.12.1937, Кулойский ИТЛ, Архангельская обл.), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), председатель церковной общины с. Марьина Некоузского р-на. Род. в крестьянской семье. До Октябрьской революции 1917 г. крестьянствовал и служил в земстве, после революции работал бухгалтером в колхозах Некоузского р-на. 19 сент. 1937 г. арестован и обвинен в участии в «церковно-повстанческой группе», виновным себя не признал. 10 окт. осужден на 10 лет ИТЛ и отправлен в Кулойский ИТЛ. Обстоятельства последовавшей вскоре кончины А. неизвестны. Реабилитирован 21 янв. 1963 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-2856. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ИОАНН Петрович Коротков (1885-1941), мч. (пам. 17 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-ярославских святых) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64228.html

Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 27 янв.) возглавлял столичную кафедру, был известен как богослов, молитвенник и проповедник, но в результате воздвигнутых на него постоянных гонений неоднократно был ссылаем и закончил свою жизнь в далёких Команах. При этом он всегда говорил: «Слава Богу за всё». В службе на перенесение его святых мощей (пам. 27 янв.) подчёркивается, что причиной его страдания являются не люди, а злая сила: «Ума твоего Божественная, блаженне, блистания многокозненный не терпя, искушения воздвизает на тя, якоже древле на Иова» 283 . Гимнограф описывает подвиги преподобного Иоанна Кущника (V в.; пам. 15 янв.), сравнивая его с библейским праведником: «Непорочен, якоже другий Иов, пред враты злостраждеши, яко на гноищи, терпя укоры рабов твоих, мудре, гладом же и жаждею дручим» 284 . Преподобный Тимофей, иже в Символех (†795; пам. 21 февр.), своими подвигами «Иовлеву стяжал... в болезнех крепость» 285 . Даже в словах не прегрешила пред Богом преподобная Синклитикия († ок. 350; пам. 5 янв.), в несении своих подвигов: «Претерпела еси, яко Иов, телесное озлобление, не изрекла еси слова, кончину привлачащаго» 286 . Осмысление страданий и подвигов в сравнении с ветхозаветным праведником наблюдается и в славянской гимнографии. Образ короля сербов Стефана Дечанского (†1336; пам. 11 нояб.) получил удивительное осмысление и сравнение с ветхозаветным праведником: «Иов древле на востоце, славен и имовит 287 , Богочтец и праведен и мучеников начало, но и Стефан на Западе славою и богатством нетленным, яко воин всех Царя и страдальцев исполнение» 288 . Святитель Максим Новый, бывший деспотом Сербским: (†1516; пам. 18 янв.), но вынужденный покинуть Родину из-за притеснения турок, принял монашество и подвизался в святительском сане в Молдо-Влахийском господарстве. В службе ему говорится: «Господь даде, Господь отъят, – по Иову, Бога благодаря, глаголал еси, священне Максиме, хвальнаго воспевая Бога и препрославленнаго» 289 . Никита Славянин (†1808; пам. 4 апр.) был «целомудр и истинен, якоже Иов, удаляяйся от всякия лукавыя вещи» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДОН [Адо; средневековолат. Ado, Addo, сокр. форма от нем. Adolf] (ок. 819-874 или 875), свт. (пам. зап. 16 дек.), архиеп. Вьеннский. Род. в знатной семье. Был монахом в мон-ре Ферьер (Франция), где обучался у известного ученого Лупа ; преподавал богословие в мон-ре Прюм (Зап. Германия). Совершил паломничество в Рим и Равенну (Сев. Италия), где обнаружил старинный мартиролог (т. н. малый рим.); на его основе, используя также жития святых, А. составил свой мартиролог, дополняющий известный в редакции Флора мартиролог Беды Достопочтенного . А. работал над этим сочинением, законченным в 858 г., вероятно, в Лионе, под покровительством еп. Ремигия. Летом 860 г. А. был избран архиепископом Вьеннским. Он поддержал папу Николая I , признавшего незаконным развод кор. Лотаря II, владетеля Лотарингии и Бургундии. Ок. 874 г. А. написал «Chronicon de sex aetatibus mundi» (Хронику шести мировых эпох), продолжившую сочинение Беды Достопочтенного, в к-рой изложены события с 813 г. Составил жития святых меровингской эпохи Дезидерия и Теодора Вьеннского. Соч.: PL. 123. Col. 23-138 [Chronicon], 139-435 [Martyrologium], 436 sq. [Legenda]; Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Texte et comment. par J. Dubois et G. Renaud. P., 1984. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 68-69; Ebert G. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. B., 1880. Bd. 2. S. 384-387; Achelis H. Die Martyrologien, ihre Geschichte und ihre Zeit. B., 1900; Kremers W. Ado von Vienne. Steyl, 1911. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/63560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882, дер. Корепово Борисоглебского у. Ярославской губ.- 21.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Род. в крестьянской семье, начальное образование получил в сельской школе. В 1901 г. поступил послушником в Югскую Дорофееву пуст. Ярославской губ., здесь принял монашеский постриг. В 1912 г. определен к церкви Афанасьевского жен. мон-ря Ярославской губ. и рукоположен во иеродиакона, позднее рукоположен во священника. В 1922 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей (см. Изъятие церковных ценностей ) осужден на год лишения свободы, в 1923 г. вернулся в мон-рь и оставался там до его закрытия в 1924 г. Впосл. в течение 5 лет служил в часовне близ мон-ря. Когда власти закрыли и часовню, переехал в с. Закедье Борисоглебского р-на. 1 апр. 1934 г. арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности. На допросе признал себя противником советской власти, был осужден на 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в Дмитлаге в Московской обл. 1 нояб. 1937 г. арестован в лагере и приговорен как «служитель религиозного культа» к расстрелу, расстрелян. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-5762; Архив МВД. Д. С 0-39439. Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксёнов (1886, с. Рычково, Никольского у., Вологодской губ. - 26.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Окончил Вологодскую ДС. В 1917 г. назначен вторым священником в храм в честь свт. Николая в с. Черновско-Николаевское Вологодской губ. (с янв. 1929 г. - Нижегородская обл.). В 1929 г. арестован, 5 апр. того же года тройкой при ОГПУ по Нижегородскому краю осужден за «антисоветскую агитацию» и выслан на 3 года в Нарымский край. 7 мая 1936 г. вновь арестован и 4 авг. Спецколлегией Кировского краевого нарсуда приговорен к 10 годам тюремного заключения за «антиколхозную агитацию» и «хранение проповедей контрреволюционного содержания». 5 марта 1937 г. переведен в Карагандинский ИТЛ. 5 сент. арестован в лагере за систематическую «религиозную агитацию среди заключенных». 20 сент. тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе со свящ. Стефаном Григорьевичем Костогрызом, расстрелян. Реабилитирован 31 янв. 1990 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра правовой информации при обл. прокуратуре Караганды. Д. 2076. Ист.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 43. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64076.html

Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 г., когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить. Сохранился текст его рескрипта на имя префекта Сабина, в к-ром предписывалось «не обижать жителей» и привлекать «к вере в богов больше лаской и убеждением» (текст: Euseb. Hist. eccl. IX 9). В провозглашенную императором терпимость христиане не верили, с тревогой наблюдая за новой политикой прежнего жестокого гонителя, пока он не сошел с исторической сцены, разгромленный Лицинием в 313 г. Сорок мучеников Севастийских. Центральная часть триптиха «Сорок мучеников и святые воины». X-XI вв. (ГЭ) Сорок мучеников Севастийских. Центральная часть триптиха «Сорок мучеников и святые воины». X-XI вв. (ГЭ) В том же году в Медиолане императоры Константин и Лициний, разделившие власть в империи, провозгласили эдикт, предоставлявший полную свободу христианству. «Таким образом, закончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славой для новой религии и позором для язычества» ( Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 167). Несмотря на сокрушительное поражение язычества, в IV в. произошло еще 2 кратковременных рецидива прежней антихрист. политики. Имп. Лициний (308-324) правивший Востоком империи и с 312 г. заключивший союз с имп. Константином и поддержавший Миланский эдикт, по неясным причинам ок. 320 г. открыл Г. против Церкви в своих владениях. Оно прекратилось после его разгрома Константином Великим при Хрисополе и низложения в 324 г. Жертвами Г. Лициния среди проч. стали вмч. Феодор Стратилат (319; пам. 8 февр., 8 июня), мч. Евстафий Анкирский (пам. 28 июля), еп. Василий Амасийский (26 апр.), Фока Вертоградарь Синопский (пам. 22 сент.); 40 Севастийских мучеников (пам. 9 марта), а также Севастийские мученики Аттик, Агапий, Евдоксий и др. (пам. 3 нояб.); мученики Илия, Зотик, Лукиан и Валериан Томские (Фракия; пам. 13 сент.). Имп. Юлиан Отступник (361-363) стал последним гонителем Церкви в Римской империи. Предприняв отчаянную попытку возродить язычество, он не мог преследовать христиан открытым судом. Объявив всеобщую веротерпимость, Юлиан запретил христианам преподавать грамматику и риторику. Возвратив из ссылок епископов, император провоцировал конфликты между догматическими противниками, арианами и православными, или даже поддерживал нек-рых еретиков (крайних ариан - аномеев). В период его краткого правления во мн. городах Востока империи происходили антихрист. погромы, в результате к-рых неск. христиан стали мучениками. Гибель Юлиана в 363 г. положила конец последней попытке язычества возобладать над христианством.

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010