Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕОРГИЙ (Мхеидзе), исп. (пам. 8 сент.) - см. Иоанн (Майсурадзе и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), исповедники, преподобные ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)

http://pravenc.ru/rubrics/122334.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским университетом с янв. 1920 г. ГРЕЛЛЕТ Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье; 2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ († 776), еп. г. Траект (совр. Утрехт, Нидерланды), свт. (пам. зап. 25 авг., перенесение мощей - 3 июля) ГРИГОРИЙ (275/80 - ок. 374), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова, свт. (пам. греч. 1 янв.) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_81.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРОЖАВРА СИВНИЙСКАЯ [Груз. ] (IV в.), св. (пам. груз. 15 янв. вместе со св. царицей Саломеей Уджармской ) Грузинской Православной Церкви. Сведения о ней сохранились в сочинении Леонтия Мровели «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), включенном в свод груз. летописей «Картлис Цховреба» . В главе «Послание, написанное патриархом Римским и царем бранджей к Нино и царю Мириану и ко всему народу Картли» упоминаются обстоятельства проповеди просветительницы Грузии св. Нины в груз. исторических областях Рани и Кухети после крещения древнегруз. царства Картли . В с. Боди св. Нина заболела, и проститься с ней прибыли царь Рев и «царицы», в т. ч. св. Саломея и П. С., к-рые записали рассказ св. Нины о ее жизни. Считается, что П. С. в числе других не названных по имени знатных жен одной из первых приняла проповедь св. Нины в Мцхете и способствовала просвещению вельмож царского двора и царя св. Мириана . По сведениям прот. Захарии Мачитадзе, П. С. была женой картлийского вельможи. Есть мнение, что Сивния, откуда происходила святая,- это арм. пров. Сюник (позже Зангезур, расположенная между р. Ерасх (Аракс) и обл. Арцах). В Месяцеслов Грузинской Церкви имя П. С. внесено в XX в., день памяти установлен на следующий после дня памяти св. Нины день. Ист.: Леонтий Мровели. Обращение Картли святой Нино//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74 (здесь: 64-65). Лит.: Мачитадзе З., прот., и др. Жития груз. святых. Тб., 2002. С. 14. Н. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/2580042.html

1757 Особенно богаты памятями из древнейших при греч. Еванг. Венец. Нанианск . библ. 166 Xi в., упомянутый Криптоферр. Еклогадион XI в., Охридский XII в. ( Арх. Сергий Полн. месяц. вост. I, passim). 1758 Кекелидзе, Литург. Груз. пам. 350 и д. Ср. там же (372 и д.) месяцеслов по груз. Октоиху с Праздн. Миней в ркп. Тифлис . Общества распространения грамотности X в., имеющий 14 янв. память всех скитских отцев, 28 янв. всех пустынников, 16 нояб. Введение, 1 дек. Иакова брата Господня. 1759 Болотов В . Следы древних месяцесловов поместных церквей Христ. Чт. 1893, I, 177 и д. 1760 Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 97. Kellner , Heortol. 223. 1761 Близость к западным месяцесловам по местам наблюдается и в нескольких более поздних восточных, особенно южно-славянских, напр., Охридском XII в. (Агния 21 и 28 янв., Перпетуя и Фелицатита 6 и 13 мр.), Дечанском (3 и 7 мая Креста, муч. Христофора не 9 мая, а 28 апр.), и даже в Остромировом (п. Сильвествра 31 дек., а не 2 янв., Поликарпа Смир. 26 янв., а не 23 февр.). 1762 Издал Bolland , Acta sanct. Mart. I, 1668 an. p. 861 sq., Albani в 1727 г. (с изображениями не цветными. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 278 Kellner , Heortol. 221. 1763 Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 293. 301. 323. 303 и д. 1764 Kellner, Heorologie, 234. 1765 Alt H . Das Kirchenjahr, Berl. 1860, passim. Серединский Т. свящ . О богослужении западной церкви. Спб. 1894, II, passim. 1766 Ркп. Криптоф. библ. А. VI 7, л. 102. Дмитриевский Τυπικ , 907. 1767 Арх. Сергий Полн. месяц. востока I, 401. 1768 Подробнее об этом в Месяцеслове в соотв. местах. 1769 Никон Черног . Пандекты., сл. 57, л. 489. 1770 Breviarium romanum, passim. 1771 Cotelerius, Eccl. graecae monum. III, 126—430. 1772 Вальсамон , Ответ на 3 вопр. монахов. ( Иером. Алексий ) Историч. рассужд. о постах пра. Церк. 38, 69. 1773 Codinus , De off. ecll. et. cueiae, cap. 7. Martene , De ant. eccl. eitib. III, 76. Подробнее — Скабалланович М . Филиппов пост. Руков. для сел. паст. 1907, 52. 1774 Дмитриевский , Τυπικ , 252 и д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Духовное просвещение (книгопечатание, переводческая деятельность и т.д.) АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИОАНН (Иоване) [Авалишвили] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви, церковный деятель, книжник, каллиграф ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии

http://pravenc.ru/rubrics/121456.html

Что касается названия «Кимен» (греч. κεμενος – лежащий), то едва ли оно не имеет определением βιβλον – лежащая книга, т. е. постоянно на глазах лежащая, как постоянно необходимая для употребления; в этом смысле указанный термин должен быть понимаем аналогично термину Евергетидского Типикона – πρτκεμτνον βιβλου, т. е. как книга, ко­торая всегда должна предлежать для чередного чтения за богослужением. Так называется сборник минейных чтений в западном Бовенском Типиконе Барбериновской библиотеки 78. (См. у нас ниже стр. 304.). В ряде греческих списков Иерусалимского Устава историческое слово Але­ксандра монаха на 14 сентября называется – τν προκεμενον στυρικν λγον (см. у нас выше, стр. 167 прим. 1.), в смысле конечно «чередного» слова. Следовательно, до Метафраста житийно-повествовательный эле­мент Уставных Чтений состоял, по крайней мере, главным образом из последовательного чтения мучений древних мучеников в порядке и по мере наличности их в сборнике «Многоглав». 1278 Чтение Богослова: «Что есть победа сия». Лит. груз. пам. стр. 245. Выражение: «Что есть победа сия», конечно, есть перевод греч.: Τς τυραννς« – слав.: Что мучащее. 1292 Лит. груз. пам. стр. 252. Migne P. Gr. t. XXXV, col. 407–514. Тво­рения, ч. I (М. 1889) стр. 12–68. 1294 Лит. груз. пам. стр. 255. Migne, P. Gr. t. XLVI. col. 719–756; 757–771; 773–788. Творения ч. VIII (Μ. 1871), стр. 214–259. 1295 Лит. груз. пам. стр. 255. Assemani, ‘Εφαμ Σρου opera omnia II (Romae 1743), 341–356. В. Ч. Минеи, Март, д. 9. Творения, ч. II. (М. 1881) стр. 548–562. 1297 Похвальное слово ап. Иакову Заведееву принадлежит Никите Пафлагонянину. Migne, P. Gr. t. CV, col. 80–100. Ср. Bibl. H. Gr. p. 107–108. 1299 Похвала из «Ифика» св. Василия. Лит. груз, пам., стр. 267. Migne, P. Gr. t. XXXI, col. 237–262. Творения, ч. IV (1892) стр. 61–79. 1302 Выражение – «толкование на 46 гл. ев. Матфея» в «Лит. груз, пам». (стр. 271), конечно, искажение, вместо «46 слово толкования». 1303 Кекелидзе (стр. 235) передает здесь – «чтение о святом», что должно указывать на чтение о празднуемом в этот же день, наряду с первомуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   Все это замечание не вполне приложимо к приходским храмам, где ни игумена, ни параекклисиарха нет.    Цитаты – см. выше, с. 500.     Фоменко Кн., прот. Особенности богослужения греческой Церкви//Труды Киев. Дух. Акад. 1895, 1, 151.    Должно быть, потому, что читалась на древней вечерне после Господи воззвах, а на этом месте древней вечерни была великая ектения; до Господи воззвах было 3 антифона с малыми ектениями (см. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 144).    «Поручивый (κοαεγγυσας) нам обещанное Царство», т. е. давший на поруки; «обещанными благими, путесотворивый нам», δια των δη κεχαρισμνων αγαθν δοποισας μν, т. е. чрез дарованные уже блага руководящий нас к Царству; так по греч. тексту у Goar " а, Εχολγιον, ρ. 29; в слав. «обещанными» – неточный перевод и не так расставлены знаки препинания.     Goar. Εχολγιον, ρ. 35.     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. памят., 144.    Так в Барбериновском VIII-IX в. у Гоара: Εχολγιον, 28 и в ркп. еп. Порфирия Успенского Имп. Публ. библ. 226 VIII-X в.    Это особенно видно из того, что последняя молитва вечерни 8-го антифона в этих Евхологиях (VIII-X в.) надписывается «на Господи воззвах»: 140 пс. никогда не занимал на вечерне последнего места, а напротив, издревле, уже с эпохи Апостольских Постановлений, приходился в начале ее.     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 144.     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 164.    Листы 1—3. Одинцов Н. Порядок общественнаго и частнаго богослужения в древней России до XVI в. СПб., 1881. с. 91.     Дмитриевский А. Вечерние молитвы//Руководство для сельских пастырей. 1888, II, с. 494—507; т. III, с. 20—32.    Там же; ркп. л. 54 об. —60.     (Павлов А.) Русская историческая библиотека. СПб., 1880, VI, 1, 265.    Ркп. Соловецк. библ. в Каз. Акад. 1019 XV в. – 9 молитв, ркп. Троице-Серг. л. 218 XVI в., Солов. библ. 1021 XV в. – 10 молитв; там же 1024—1026, 1029, 1032, Моск. Тип. библ. 131, Моск. Синод, б. 615, все XVI в. – 11 молитв (Дмитриевский А. Веч. мол.//Руководство для сельских пастырей. 1888, II, 500— 502). Есть Служебники и с 15 молитвами (ркп. Солов. библ. 1023), но здесь в число вечерних молитв попало несколько утренних (Дмитриевский А. Веч мол.//Руководство для сельских пастырей. 1888, II, 500—502).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

ССР. Тбилиси, 1969. 6. С. 99-118 (на груз. яз.); Одно песнопение Иоанна Минчхи//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси, 1969. 6. С. 26-29 (на груз. яз.); Вопросы визант. и груз. гимнографии: (Песнопения о Георгии великомученике): АКД. Тбилиси, 1970; О ритмической структуре гимнографического канона//Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. Тбилиси, 1978. Вып. 183. С. 155-162 (на груз. яз.); Этимология слова «» и семантические параллелизмы//Мацне (Вестник)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1979. 4. С. 85-92 (на груз. яз); Композиция гимнографического канона. Тбилиси, 1982 (на груз. яз); «» в письменности и в архитектуре//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1982. Т. 107. С. 653-656 (на груз. яз.); О семантике «Мцухареба»//Мацне (Вестник)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1983. 3. С. 131-133 (на груз. яз.); Маленькое замечание об одном ист. письменном источнике//Там же. 1987. 2. С. 109-111 (на груз. яз.); Одно песнопение Иоанна Минчхи: Из одной рукописи Синайской горы//Там же. 1. С. 174 (на груз. яз.); Отражение гармонии человека во Вселенной//Там же. 3. С. 653-656 (на груз. яз.); Союзы святословесности и словодеяний. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Новое пространство богосл. проблематики по «Греческо-груз. документированному словарю»//Нарквевеби (Очерки)/Гос. музей изобразительных искусств. Тбилиси, 1998. Т. 4. С. 48-51 (на груз. яз.); Поэтика чтений на Рождество Христово. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Об образности христ. слова. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); С. Г. Каухчишвили и «Греческо-груз. документированный словарь»//Византинология в Грузии/Ред.: Н. Махарадзе, Т. Долидзе. Тбилиси, 2007. Т. 1. С. 116-122 (на груз. яз.); Регалии Свящ. Писания для феномена Порфирогенетов от реминисценции до реминисценции//Там же. 2009. Т. 2. С. 314-320 (на груз. яз.). Изд.: Византийские гимнографы в древнегруз. Минеях. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Греческо-груз. документированный словарь/Общ. ред.: С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 2002-2007. 7 т. (на греч. и груз. языках); (Древне) Грузинско-лат. документированный словарь/Сост.: Л. С. Квирикашвили. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.). Пер.: Гомеровские гимны/Пер. с. древнегреч. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939)

http://pravenc.ru/text/1684069.html

19. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.» (Лк. 12:48). Самый тяжкий груз Нелегкая ноша – носить на себе песок, Тяжелее – носить на себе камни, Еще тяжелее – переносить клевету, Но самый тяжкий груз – многознание. 20. «Храни себя чистым.» (1Тим. 5:22). Учись идти своим путем Как масло никогда не смешивается с водой, Как чайки и вороны никогда не летают вместе, Как солнечный луч никогда не смешивается с тьмой, Так и ты учись идти своим путем в жизни. 21. «Хранит Господь простодушных…» (Пс. 114:6). Простодушие Если соломинка чересчур велика, муравей ее бросает, Если груз слишком тяжелый, ослик под ним ложится на землю. Если речной брод слишком опасен, конь не пойдет вперед, Если мысль дурна и опасна, – никогда не допускай ее в сердце. 22. «Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих…» (Пс. 124:4). Растить доброе сердце Хорошо в этой жизни строить дома, сажать сады, растить детей. Но лучше – созидать свой характер, насаждать в себе добрые навыки, растить в себе доброе сердце. 23. «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.» (Мк. 4:34). Кто кусает, тот и помогает Горожанин поздней осенью заблудился в лесу. Выпал первый снег, тропинки замело. Сбился человек с пути. Бродил, бродил, наконец нашел чей-то след, обрадовался было, пригляделся – а это его собственный след. Тут он и приуныл! Куда идти? Начинало смеркаться. Вдруг слышит – вдалеке собачий лай. Пошел в ту сторону и вышел к деревне. Но тут новая напасть: сбежались собаки и чуть его не разорвали. Спасибо, местные жители помогли. Когда горожанина устроили на ночлег, его спросили: «Как ты нашел нашу деревню?» – «Да если бы не ваши собаки, – отвечал горожанин, – я бы вас никогда не нашел». – «Верно, – согласились жители. – Кто кусает, тот и помогает. А собаки у нас заливистые, обойди всю округу, других таких нигде не найдешь». 24. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4).

http://isihazm.ru/1/?id=125

Деян.27:16 .  И, набежав на один островок, называемый Клáвдой, мы едва могли удержать лодку. Деян.27:17 .  Подняв ее, стали употреблять по­собия и обвязы­вать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образо­м носились. Деян.27:18 .  На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасы­вать груз, Деян.27:19 .  а на третий мы сво­ими руками по­бросали с корабля вещи. Деян.27:20 .  Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и про­должалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасе­нию. Близость островка не уменьшила опасность плавания, а только еще более увеличила, ввиду больших мелей в этом месте. Волны били корабль и обычно следовавшую при нем лодку, которую едва можно было удерживать. Приняты были обычные в таких опасностях меры и для спасения самого корабля: обвязывание крепкими канатами и цепями его бортов и т. п. «Боясь чтобы не сесть на мель». Направление ветра давало предполагать возможность, что вблизи африканского берега (для александрийских корабельщиков, вероятно, небезызвестного) корабль может нанести на так называемый большой Сырт – громадную мель недалеко от Триполиса, к востоку. Ввиду этих опасений корабельщики прежде всего «спустили парус», чтобы корабль не так сильно ударило и врезало в случае находа на мель. Это отдавало корабль на совершенно беспомощное ношение среди волн. Затем «начали выкидывать груз» (начав, вероятно, с более тяжелых и менее ценных вещей из груза) для облегчения корабля, глубокая осадка которого, при бездействии паруса, грозила особенною опасностью от волн. Когда эта мера для спасения корабля казалась недостаточною, приступили к последней крайней мере – бросанию всякой клади и вещей пассажиров. Эти вещи, по выражению дееписателя, пассажиры «побросали своими руками», т. е. не жалея ничего своего для общего блага и возможной безопасности. Наконец, стала исчезать «всякая надежда» на спасение: краткое и сильное изображение страшных бедствий плавания, когда даже крепкой душе Павла оказалось нужным небесное ободрение и подкрепление – «не бойся» ( Деян.27:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010