У П. плащ закрывает правое плечо, на левом застежка-фибула, левая рука опущена, правая поднята перед грудью (предполагается изображение креста). У Дионисия закрыто левое плечо, левая рука поднята в жесте принятия благодати, правая чуть приподнята. Оба святых изображены как средовеки, каждый с короткими волосами, с небольшой бородкой в неск. прядей. Эта же прорись вошла в состав иконописного подлинника, изданного С. Т. Большаковым, однако упоминание о святых отсутствует в тексте ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 153). Подробная опись внешности всех мучеников, поминаемых под 18 мая, не только Лампсакийских, но и Афинских - Ираклия, Павлина и Венедима, находится в сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 347-348): П.- юноша, т. е. безбородый, крепкий и красивый, в одном хитоне (тунике) с поясом-ширинкой; Дионисий - молодой, с русыми волосами, с короткой бородой, также в одной тунике; Андрей - в воинском облачении, с короткими волосами, закрывающими уши, с небольшой бородой; Павел - юный воин в доспехах, с короткими прямыми волосами; Христина - дева 16 лет, внешним обликом подобная вмц. Параскеве Пятнице Иконийской, т. е. в красном платье и с белым платом на голове. Это описание было распространено в рекомендациях В. Д. Фартусова, где все святые были названы греками, Андрей и П.- в греч. воинских доспехах, Дионисий облачен в тунику и плащ, Христина, также гречанка, в 2 туниках, длинной и короткой, с поясом, ее волосы подвязаны, а локоны лежат на плечах ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 285). Именно по этим предписаниям были созданы образцы для литографированных миней, напр., изданной Московской синодальной типографией в 1897 г. Согласно им пишутся совр. иконы. Редким примером в стенописях является фигура П. в составе минейного цикла на сев. стене в Никольской ц. в Пелинове близ Котора в Черногории, работа изографа Димитрия Дидаскала (1717-1718): мученик, в рост (под днем памяти) в виде стоящей фигуры. Лит.: BiblSS. Vol. 10. Col. 824-826; Chavannes-Mazel C. A. The Miroir historial of Jean II le Bon: The Leiden Manuscript and its Related Copies: diss. Leiden, 1988. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2580258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР мч. Никомидийский (пам. зап. 16 марта). В Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) под 16 марта указана память Никомидийских мучеников К., Дионисия, Нонна, Серена, Кириаки, Милисы, Евгении, Иулиана, Асклипиодота. Из-за отсутствия в др. источниках сведений о К., пострадавшем в Никомидии, И. Делеэ предложил отождествить его с одноименным святым, претерпевшим мученическую кончину в Тарсе. Однако, по мнению совр. итал. исследователей, нельзя полностью исключать возможность того, что в Никомидии был мученик с таким же именем. Относительно др. мучеников из данного списка болландисты считают, что Дионисий - это мч. Дионисий, пострадавший в Фессалонике (см. ст. Дионисий , мч. Фессалоникийский); мч. Нонн, чье имя в форме жен. рода обозначено под 17 марта, пострадал в Римском Порте, он также упоминается 25 июля вместе с мч. Аконтием ; мч. Серен неизвестен по др. источникам. Вместо жен. имени Кириака (Ciriaca), к-рое повторяется в Иеронимовом Мартирологе 17 марта, по мнению И. Делеэ, должно быть муж. имя Кириак (Ciriacus); сведения об этом мученике содержатся в Мученичестве Маркелла, папы Римского (BHL, N 5234-5235; см. ст. Маркелл I , сщмч., еп. Римский, и др. мученики); однако совр. итал. исследователи считают, что Кириака является Никомидийской мученицей, память к-рой отмечена в Сирийском Мартирологе 411 г. под 1 марта и под 6 апр. Имя Милиса (Milisa) является искажением топографического указания «в Киликии» (in Cilicia) и имеет отношение к мч. Иулиану из списка Иеронимова Мартиролога, чья память в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) отмечена под 16 марта (SynCP. Col. 541; см. ст. Иулиан , мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня)). Асклипиодот, вероятно, является искажением имени матери мч. Иулиана Асклипиодоры; Евгения (Eugenia) в данном тексте не имя собственное, а определение «благородный», характеризующее мч. Иулиана, к-рый, согласно греч. источникам, был знатного происхождения. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 712; MartHieron. Р. 165, 212; MartRom. P. 115, 158. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 653; Ridolfini F. S. P. Castore//BiblSS. Vol. 3. Col. 941-943; Bardy G. Castor//DHGE. T. 11. Col. 1455. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1681321.html

Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Е. провел ок. 492 г. в К-поле Собор, утвердивший почитание Халкидонского Собора. К 495 г. отношения Е. и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло 2 покушения на Е., а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол. В 496 г. Анастасий собрал в К-поле Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Е., обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты. В результате низложения Е. в К-поле произошли народные волнения на ипподроме. Дата смерти Е. точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер ок. 512 г. Впосл. Е., а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 гг. православные К-поля и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Вост. Церквами и Римом. Ист.: Ioan. Malal. Chron. P. 400. 3; Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 139-140; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO. Vol. 2. Pt. 5. P. 132; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. III, 23, 30-31; Theoph. Chron. P. 133. 7-18, 29-30; P. 134. 19-24; P. 135. 17-20; P. 136. 5-9; P. 137. 7-20; P. 139. 9-20; P. 140. 9-16; P. 141. 19; P. 142. 5; Victor Tonnunnensis. Chronica/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. B., 1894. T. 11. P. 192, 195; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 4, 6; VII 1. Лит.: Jaffé. RPR. T. 1. N 620. P. 83; Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l " empire d " Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.; Amst., 1949. P. 37. N 2; P. 38-39. N 1, 77, 80, 165-166, 184, 190, 223, 227; RegPatr, 1. N 178, 179; Bacht H. Die Rolle der orientalischen Mönche in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519)// Grillmeier A., Bach H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 275-276, 290; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451-553)//Ibid. S. 126-128, 143-144; Grillmeier A. Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch// Idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche (451-518). Freiburg etc., 1991. Bd. 2/1. S. 298-301. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/187721.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 556 опубликовано: 7 июля 2011г. ГРИГОРИЙ патриарх Александрийский (1346-1370). В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов под 82 указан как Григорий IV (Γρηϒριος ) ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8). Согласно др. сведениям (см., напр.: Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLVI), в это время на патриаршей кафедре находился Григорий II . Еще один Григорий, патриарх Александрийский, указан в справочнике Дж. Федальто между 1523 и 1564 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 585). А. А. В. Рубрики: Александрийская Православная Церковь Александрийская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Александрийские Григорий, патриарх Александрийский (1346-1370) См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166603.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР VI предыдущая статья следующая статья печать библиотека 55 , С. 690 опубликовано: 28 марта 2024г.  ПЕТР VI Патриарх Александрийский (кон. VII в.?), гипотетическая фигура. В офиц. списках патриархов Александрийской Православной Церкви П. указывается как участник Трулльского (Пято-Шестого) Собора 691-692 гг. Подпись его значится под соборными актами ( Mansi. T. 11. Col. 988). Однако все совр. исследователи истории АПЦ считают, что этот П.- одно лицо с Петром V(IV) , к-рый принимал участие в VI Вселенском Соборе в 680-681 гг. В средневек. источниках нигде напрямую не упоминается о них как о разных лицах. Т. о., убедительных аргументов против отождествления участников 2 Соборов нет. Рубрики: Александрийская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Александрийские Петр VI, патриарх Александрийский (кон. VII в.?), гипотетическая фигура См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2580336.html

Д. тайно совершал церковные службы, окормляя своих духовных детей в Москве и Подмосковье. В 1941 г., после эвакуации детского сада, работал садовником при военном госпитале, с 1945 г.- при детских яслях завода им. Семашко. За работу при госпитале награжден медалью «За оборону Москвы». 17 мая 1946 г. арестован Московским УМГБ за проведение тайных богослужений, что было расценено как «подпольная антисоветская церковная деятельность». Вместе со священниками В. В. Криволуцким и А. И. Габрияником проходил по делу «московского катакомбного духовенства Истинно-Православной Церкви». Заключен во внутреннюю тюрьму МГБ СССР, позднее переведен в Лефортовскую тюрьму. На допросах отрицал свою вину, проявил твердость и отказался давать показания на других. 30 сент. 1946 г. Д. приговорили, учитывая преклонный возраст, к 5 годам ссылки, где он и скончался. Погребен в безвестной могиле в окрестностях г. Абакана. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 27 декабря 2000 г. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49254; Н-18691. Лит.: За Христа пострадавшие. С. 654-655; Голубцов С., протодиак. Сплоченные верой, надеждой и родом. М., 1999. С. 221, 233; он же. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999. С. 89, 107, 110, 168; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в сов. период. Томск; М., 2004. С. 225; ЖНИР: Моск. Июнь-авг. С. 262-267. Свящ. Максим Максимов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Васильевич Разумов (1869 - 1937(?), свящ., священноисп. (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) НИКОЛАЙ Павлович Виноградов (1874-1931), свящ., священноисп.

http://pravenc.ru/text/178123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКЕЛЛ I Маркелл I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 40 (РГБ) Маркелл I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 40 (РГБ) [Марцелл; лат. Marcellus; греч. Μ V αρκελλος] († между 308 и 310), св. (пам. 7 июня; пам. зап. 16 янв.), еп. (папа) Римский. В источниках сохранились противоречивые сведения о М., возглавившем Римскую Церковь после т. н. великого гонения на христиан в нач. IV в. Датировка понтификата М. и статус М. как предстоятеля Римской кафедры являются дискуссионными; под вопрос ставился даже сам факт его существования как исторического деятеля. Источники В самом раннем рим. перечне понтификов, Каталоге Либерия (сер. IV в.), приведены лишь краткие сведения о М., достоверность к-рых вызывает сомнения. Согласно этому источнику, после завершения понтификата Маркеллина в 304 г. Римская кафедра вдовствовала 7 лет, 6 месяцев и 25 дней. М. возглавлял Римскую Церковь 1 год, 6 или 7 месяцев и 20 дней в 308-309 гг., при имп. Максенции (точные даты не указаны). Евсевий , преемник М., занимал кафедру 4 месяца и 16 дней (с 18 апр. по 17 авг.; год не указан). В июле 311 г. на Папский престол был избран Мильтиад . По мнению мн. исследователей, поминовение еп. Маркеллина, указанное в рим. календаре «Depositio episcoporum» под 15 янв., в действительности относится к М. ( Duchesne. 1898. P. 389-390; Caspar. 1930. S. 100; MartHieron. Comment. P. 42-43). О М. не упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и в Хронике Евсевия-Иеронима. Под 305 г. в Хронике сообщается, что преемником Маркеллина стал Евсевий, 29-й епископ Рима, к-рый занимал кафедру 7 месяцев; после него был избран Мильтиад (Chron./Hrsg. R. Helm. 1956. S. 228). Феодорит Кирский пропустил не только М., но и Евсевия; по его мнению, Мильтиад возглавил Римскую Церковь сразу после Маркеллина ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). В папских перечнях содержатся противоречивые указания.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

После Новгорода он был в Москве и затем подвизался в монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским (†1554; пам. 1 мая). “Летописец” старец Иосиф написал, будучи “крылошанином, живущу тогда во обители Пресвятыя Живоначаныя Троицы в Герасимове монастыре” 13 . Интересна духовная генеалогия этого подвижника. Он был духовным сыном преподобного Даниила Переславского (†1540; пам. 7 апр.). В свою очередь преподобный Даниил был духовным другом святителя Макария, а оба они были пострижениками Пафнутиево-Боровской обители. Преподобный Герасим Болдинский устроил Болдинский Троицкий монастырь, где в 1540 году был воздвигнут каменный храм. Затем в его завещании говорится, что на вопрос братии о преемнике в обители он ответил: “Да будет вам игумен, пастырь и наставник обители сей Иосиф Краснописецъ” 14 . После этого в завещании описано, как он устраивал другие три монастыря. Поэтому встаёт вопрос, произошло ли назначение старца Иосифа Доброписца после того, как преподобный Иосиф направился основывать другие монастыри, или же в конце жизни святого? В самом Болдинском монастыре это назначение относили к концу жизни святого, о чём писал Болдинский игумен Варлаам в 1781 году 15 . Р. П. Дмитриева датирует игуменство старца Иосифа в Болдинской обители между 1554 и 1567 годами 16 . Поэтому появление в Болдинском монастыре макарьевского книжника, несомненно, было связано с личным участием святителя Макария в судьбе этого монастыря. К тому же преподобный Герасим завещал перед своей кончиной основанную им обитель попечению Митрополита Макария 17 . Об игуменстве старца Иосифа известно немного. При нём получил исцеление от мощей преподобного Герасима некий монастырский работник, которого игумен Иосиф постриг перед этим в монашество страха ради смертного, назвав его Александром 18 . В приписке 1569 года в рукописи с творениями святителя Иоанна Златоуста старец Иосиф называет себя бывшим игуменом 19 . Почил он, возможно, находясь на покое в Троицкой обители, занимаясь переписыванием книг. Таков жизненный путь макарьевского книжника-каллиграфа.

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

Соч.: Миссионерский путь в Японию. Каз., 1899; Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви//ПС. 1902. 9; Чего желать для нашей духовной школы. Уфа, 1905; Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл царского самодержавия. Ст. Русса, 1909; Беседы о «Союзе русского народа». Ст. Русса, 1909; Размышления епископа, возвратившегося из путешествия по епархии. М., 1913; Приходи к началу богослужения//Омские ЕВ. 1913. 18. С. 18-31; Христианское правило жизни для всеобщего счастья//Там же. 21. С. 16-20; Слово при открытии миссионерских курсов//Там же. 1914. 14. С. 36-39; Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915; Наша церковно-народная жизнь, как она есть: (Размышления епископа после путешествия по епархии). Пермь, 1916; О Церкви, о России: Слова, 1898-1918/Сост. В. Королев. Фрязино, 1997. Лит.: Беляев А. [Отзыв] о соч. студента иеродиак. Андроника «Древне-церковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении»//БВ. 1896. Апр. Журнал Совета МДА. С. 206-208; Преосв. Андроник, еп. Омский и Павлодарский//Омские ЕВ. 1913. 7. С. 6-9; К прибытию в г. Пермь преосв. еп. Андроника//Пермские ЕВ. 1914. 25. С. 462-468; Вестник Омской епархии. 1919. 58. С. 3; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 256-258; Дамаскин. Кн. 2. С. 82-112; Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских. Фрязино, 1998. С. 5-64; Вяткин В. Пермские архипастыри-новомученики. Пермь, 2000. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/text/115382.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий, еп. Мелитинский. Миниатюра из Минология. Нач. XI в. (ГИМ) (ок. 370 - ок. 438), прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.), еп. Мелитинский. Род. в благочестивой семье, воспитывался св. Отрием, еп. Мелитинским. Согласно житию ученика А. прп. Евфимия Великого , уже в 390 г. А. был чтецом и славился большими знаниями; после кончины своего наставника А. занял его кафедру. Когда возникла ересь Нестория , А. выступил одним из первых ее обличителей. Перед открытием Всел. III Собора в Эфесе (431) вступил в диспут с Несторием, а на Соборе стал одним из главных его обвинителей. После Собора вел переписку со св. Кириллом Александрийским по поводу примирения с сир. епископами. А. пользовался огромным авторитетом среди армян; Мелитинский Собор (458) почтительно именует его «отцом и учителем». Еще при жизни А. прославился чудесами: он прекратил засуху и наводнение, остановил падение разрушавшегося церковного свода, по его молитве в пустыне появился источник. Память А. иногда смешивается с памятью Акакия, исп. Мелитинского (III в.). Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Гимнография Память А. в визант. Месяцесловах, содержащихся в Типиконах, Минеях и др. литургических книгах, не имеет четко фиксированной даты, однако наибольшее количество источников помещают ее под 17 или 18 апр. В Мессинском Типиконе (1131) указано совершение службы А. с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 146). По принятому в наст. время в РПЦ Уставу, как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). По греч. рукописям (напр., Grypt. Δ. α. XVII. Fol. 176-181. XI в.; Vat. gr. 2008. Fol. 150v - 151v. 1102 г.) известна служба А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Иосифа Песнописца († 886) с акростихом «Πηγν σ πολλν θαυμτων σβω μκαρ. Ιωσφ» (Тебя, источник многих чудес, почитаю, блаженный. Иосиф). Иконография

http://pravenc.ru/text/63774.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010