Награжден медалью прп. Сергия Радонежского 2-й степени, орденами св. Владимира 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени, св. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2017), свт. Алексия Московского 3-й степени (2019), орденом свт. Саввы Сербского 3-й степени (СПЦ), орденом Дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы». Соч.: Доклад исполняющего обязанности Председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде еп. Евгения Верейского//Архиерейский Собор РПЦ, 29 нояб.- 2 дек. 1994 г.: Доклады. Док-ты. М., 1995. С. 101-115; Доклад//Архиерейский Собор РПЦ, 18-23 февр. 1997: Сб. док-тов. М., 1997. С. 131-138; Доклад//ЖМП. 1997. 6. С. 28-32; Доклад//Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, 13-16 авг. 2000: Мат-лы. М., 2001. С. 176-188, 234-246; Академическая реформа//БВ. 2004. 4. С. 344-353; Образовательная деятельность Церкви не может быть чуждой обществу: [Интервью]//Встреча. 2003. 1(16). С. 4-7; Проблемы высшего богословского образования в России: Интервью к швейцарскому журналу//БВ. 2003. 3. С. 224-236; Академическая реформа: [Выступл. на заседании Совета МДА 29 авг. 2003 г.]//БВ. 2004. 4. С. 343-353; Академия у Троицы: [Интервью]//Встреча. 2004. 2(18). С. 4-6; Место религиозного образования в общенациональной образовательной системе России//Там же. 1(17). С. 36-39; Венец единый: Единство идеала служения Св. Церкви в мученическом подвиге профессоров МДА сщмч. Илариона (Троицкого), мч. Иоанна Попова и свящ. Павла Флоренского//Там же. 2005. 1(19). С. 25-30; Доклад//Освященный Архиерейский Собор РПЦ, 3-8 окт. 2004: Мат-лы. М., 2005. Лит.: [Возведение в сан архиеп.]//ЖМП. 2000. 4. С. 33; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2005 гг. М., 2005. С. 290. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/Евгений ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кутепов Андрей Николаевич; род. 10.05.1953, Москва), митр. Тульский и Ефремовский. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический фак-т МГПИ. Оставив ин-т, в 1972-1975 гг. учился на заочном секторе МДС, в 1975-1979 гг.- на заочном отд-нии МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. по кафедре патрологии «Святоотеческое учение о Божией Матери». 15 февр. 1975 г. рукоположен во диакона, 22 июня 1975 г.- во священника и назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора Иркутска, секретарем еп. Иркутского и Читинского Серапиона (Фадеева) и благочинным храмов 1-го и 2-го Иркутских округов. 7 сент. 1975 г. в Никоновском приделе Троицкого собора ТСЛ еп. Серапионом пострижен в монашество с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского; 8 сент. 1975 г. возведен в сан игумена, 20 нояб.- в сан архимандрита. В мае 1980 г. переведен во Владимирскую епархию настоятелем кафедрального Успенского собора , секретарем правящего архиерея и благочинным храмов Владимирского и Муромского округов. 27 марта 1984 г. назначен наместником ТСЛ. 30 нояб. 1988 г. наречен, 1 дек. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, 30 дек. 1988 г. возведен в сан архиепископа. С 1988 по 1990 г. председатель Хозяйственного управления Московской Патриархии. 20 июля 1990 г. назначен на Алма-Атинскую и Семипалатинскую кафедру (с 1 апр. 1999 архиеп. Астанайский и Алматинский). 16 июля 1995 г. Свящ. Синод РПЦ образовал Православную межъепархиальную комиссию под председательством А., в к-рую вошли правящие архиереи епархий, находящихся на территории Казахстана. 7 окт. 2002 г. определением Священного Синода переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 26 дек. 2002 г. назначен ректором Тульской ДС. 20 апр. 2009 г. возведен в сан митрополита. 27 июля 2011 г. решением Свящ. Синода А. утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. 27-28 дек. 2011 г. определением Свящ. Синода назначен главой Тульской митрополии с титулом Тульский и Ефремовский. Награжден орденами РПЦ и поместных Церквей. Соч.: Преподобный Сергий как русский идеал святости//БТ. 1989. Сб. 29. С. 183-193. Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Кутепова) во епископа Зарайского//ЖМП. 1989. 3. С. 14-17. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исп. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский (Преображенский Александр Лаврентьевич; 27.09.1854, с. Мочилы Венёвского у. Тульской губ.- 16.10.1928, Ярославль), исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея, с отроческих лет стремился служить Церкви в священном сане. В 1871 г. поступил в Тульскую ДС, в 1877 г.- в МДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. Служил преподавателем лат. языка в Раненбургском ДУ, затем - помощником смотрителя Скопинского ДУ. Овдовев, 7 марта 1885 г. принял монашество, 10 марта был рукоположен во иеромонаха. С 4 дек. 1886 г. инспектор Томской ДС, с 20 янв. 1888 г. ректор Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. Снискал доверие и благорасположение как сослуживцев, так и воспитанников семинарии. 10 сент. 1889 г. А. был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, 17 июля 1893 г. переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. 4 окт. 1897 г. назначен епископом Рижским и Митавским, 6 мая 1904 г. возведен в сан архиепископа. С 13 авг. 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский, с 22 дек. 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с апр. 1917 г. митрополит. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , с 6 марта 1918 г. член ВЦС при свт. Тихоне , Патриархе Московском. После того как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении свт. Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая Первосвятитель направил председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)».

http://pravenc.ru/text/63200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (18.10.1879, с. Нармонка Лаишевского у. Казанской губ.- 10(?).10.1918, Казань), сщмч. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил Казанское ДУ, в 1902 г. Казанскую ДС по 2-му разряду. С 25 окт. 1902 г. помощник учителя в образцовой церковноприходской школе при Казанской ДС, с 26 февр. 1903 г. псаломщик Успенского собора Казани. 9 мая 1904 г. Казанским архиеп. Димитрием (Ковальницким) рукоположен во иерея к Тихвинско-Богородицкой ц. с. Базякова Спасского у. Казанской губ., 16 нояб. 1905 г. переведен настоятелем к Ризоположенской ц. с. Тихий Плёс Свияжского у. той же губернии. 13 янв. 1913 г. назначен настоятелем церкви при губ. тюрьме в Казани, с нач. 1918 г., после закрытия тюремной церкви, служил в казанской Пятницкой ц. 5 авг. 1918 г., после отступления Красной Армии из Казани, по воскресеньям вновь служил в тюремной церкви. В сент. 1918 г. в отличие от значительной части духовенства не ушел из города при возвращении красных. 26 сент. 1918 г. был арестован по доносу милиционера, сидевшего при белых в тюрьме. Тот утверждал, что Д. вел в тюремной церкви антибольшевистскую пропаганду и требовал покаяния от всех сотрудничавших с советской властью. Д. отрицал эти обвинения. Невиновность священника подтвердили 36 служащих губ. тюрьмы и исправительного отд-ния, подписавшие обращение, заверенное комиссарами обеих тюрем. В защиту Д. также выступили рабочие Пятницкого прихода. В письме, тайно переданном из тюрьмы, Д. просил жену не хлопотать за него, чтобы не подвергнуть семью преследованиям. По нек-рым сведениям, Д. было предложено сотрудничество с ЧК, от чего он решительно отказался. 9 окт. 1918 г. председатель ЧК Восточного фронта М. Я. Лацис утвердил смертный приговор Д., и в этот или на следующий день он был расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/178083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛУС АЛЬ-ХАБИС Бýлус аль-Хабúс [араб.     - Павел отшельник] († после 1265), копт. св. и новомученик. Согласно арабо-мусульм. источникам, происходил из зажиточной копт. семьи писцов, жившей в Каире. До монашества носил имя Михаил и был «катибом» (т. е. писцом или секретарем). Во время правления султана ас-Салиха Айюба (1240-1249) и султанши Шаджар ад-Дурр Михаил служил в гос. канцелярии в Сирии. В царствование мамлюкского султана Айбега ат-Туркумани (1254-1257) вернулся в Каир. Вскоре после этого оставил светскую карьеру и стал монахом под именем Булус (Павел). Б. а.-Х. поселился в пещере Красной горы (эль-Гебель-эль-Ахмар), возле Хелуана, к югу от Каира, но, будучи нищенствующим монахом, поддерживал связь с миром. Возможно, там он обнаружил спрятанные сокровища фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), к-рые впосл. расходовал, помогая бедным. Б. а.-Х. много странствовал по В. и Н. Египту, уча народ основам христ. веры и нравственности, а также оказывал конкретную помощь: платил за должников, выкупал их из тюрем, улаживал дела, связанные с гос. долгами целых общин. Когда «зиммии» (т. е. немусульмане - христиане и иудеи) в В. Египте были не в состоянии платить долги, Б. а.-Х. с готовностью отдавал требуемые деньги. В Александрии с помощью денежных субсидий он смог облегчить положение городских низов. В 1265 г. Б. а.-Х. спас копт. и иудейскую общины в Каире от неминуемых репрессий: их обвинили в поджоге города якобы в отместку за разрушение палестинских церквей во время войны Бейбарса с крестоносцами летом 1265 г., и многих из членов этих общин приговорили к смерти. Репрессии коснулись даже копт. патриарха Иоанна VII. Один из военачальников подал прошение о сохранении жизни обвиняемым, султан согласился при условии выплаты штрафа. Б. а.-Х. смог выплатить необходимую сумму и спасти людей. Однако султан и «факихи» (исламские духовные авторитеты и преподаватели исламского права) стали опасаться популярности Б. а.-Х. «Факихи» Александрии послали султану ложный донос на Б. а.-Х. и просили его казнить. Султан, арестовав Б. а.-Х., потребовал от него признаний, откуда тот берет деньги. Б. а.-Х. отказался отвечать на вопрос, пояснив, что деньги предназначены для бедных и нуждающихся. Б. а.-Х. был приговорен к смерти и казнен, однако память о нем сохранялась на протяжении столетий. В XVIII в. известный араб. ученый Ибн аль-Ахмад аль-Ханбали включил историю Б. а.-Х. в свой восьмитомный биографический словарь. Лит.: Ibn Schakir al-Kutubi. Fawat al-Wafayat. Beirut, 1973-1974. 5 vol.; Subhi Y. Labib. Bulus al-Habis, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 424-425. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/153641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛ (сер. VI в.- ок. 650, Арбон), прп. (пам. 16 окт., пам. зап. 16 окт.), отшельник, к к-рому возводится история аббатства Санкт-Галлен (Швейцария), возможно один из спутников св. Колумбана . Существует неск. Житий Г. Первое, анонимное, было написано неким клириком по образцу «Vita S. Columbani» Ионы из Боббио в кон. VII в. По инициативе Госберта, аббата Санкт-Галлена, были составлены еще 2 жития - мон. Веттином из Райхенау (816-824) и Валафридом Страбоном (между 817 и 837). Существует стихотворное переложение жития (сер. IX в.). Житие, датируемое кон. IX в., приписывается Ноткеру Заике , монаху Санкт-Галленского мон-ря. Проповедь, опубликованная под именем Г. (PL. 87), ему не принадлежит. Согласно данным житий и сохранившейся в одной из рукописей Санкт-Галлена родословной Г., святой род. в Ирландии, в знатной семье и поступил в мон-рь Бангор . Уже в Ирландии он был рукоположен во пресвитера. По нек-рым сведениям, Г. был братом св. Деикола , основателя мон-ря в Люре. Г. покинул Ирландию вместе со св. Колумбаном ок. 590 г. и сопровождал его в Галлии до тех пор, пока Колумбан не был изгнан оттуда в 610 г. франк. кор. Теодорихом II. Позднее святые отправились в герм. земли - в Турег (ныне Цюрих) и оттуда в Тукконию (ныне Тугген),- где пытались обратить местных жителей в христианство. Согласно житиям, Г. хорошо владел как латынью, так и местным герм. (аллеманским) языком. После того как Г. поджег языческое святилище и ему пригрозили смертью, Г. и Колумбану пришлось бежать в Арбон, где они были приняты местным пресв. Виллимаром, посоветовавшим им отправиться в Брегенц. Там, как сообщают жития, святые восстановили ц. св. Аврелии , где местные жители поклонялись идолам, и перенесли туда мощи святой. В этом храме стояли 3 медные статуи, «прикрепленные к стене»; скорее всего речь изначально шла о языческом святилище, к-рое позднее освятили во имя св. Аврелии. По преданию, Г., ловивший на озере рыбу, услышал разговор 2 демонов, водяного и горного; горный демон жаловался на свое изгнание из храма.

http://pravenc.ru/text/161557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников] (3.12.1881, с. Медяны Вятского у. Вятской губ.- 14.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Род. в семье псаломщика, в 1903 г. окончил Вятскую ДС и служил законоучителем в церковноприходских школах Вятской губ. 18 июня 1904 г. рукоположен во диакона ко храму в с. Кырчан Нолинского у. Вятской губ. 29 окт. 1906 г. рукоположен во священника к храму Рождества Богородицы с. Тойкина Сарапульского уезда. С 1907 г. священническое служение он совмещал с преподаванием Закона Божиего в Тонкинском земском училище. В 1908 г. переведен в с. Монастырщина Орловского уезда, где продолжал заниматься законоучительской деятельностью. 16 июня 1911 г. избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 г. — на окружной училищный съезд. 27 августа 1914 г. отца Александра направили в церковь Рождества Христова с. Спас-Талица Орловского уезда. 11 мая 1917 г. его утвердили в должности благочинного Первого округа Орловского уезда. В 1920— 1922 гг. работал счетоводом в ветеринарно-санитарном отделе и заведующим учебной секцией. С 19 июля 1922 г. отец Александр был переведен на вторую священническую вакансию Троицкого собора г. Котельнича и стал исполнять обязанности благочинного. В 1927 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, в т. ч. в сборе средств для арестованных священнослужителей-тихоновцев, приговорен к 3 годам ссылки в Кузнецк (совр. Новокузнецк). После окончания срока ссылки 3 года жил в Вятке под гласным надзором. В 1933 г. переехал в Подольский р-н Московской обл., где по рекомендации брата, подольского благочинного прот. Николая Агафоникова, получил место священника в с. Лемешеве. 14 сент. 1937 г. вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, расстрелян по приговору от 10 окт. 1937 г. 9 авг. 1957 г. президиумом Московского областного суда приговор был отменен, в 1994 г. А. был реабилитирован. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/64074.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Мч. Михаил Болдаков (слева) среди новомучеников Кимрских. Икона. Нач. XXI в. (ц. Преображения, г. Кимры Тверской обл.) Мч. Михаил Болдаков (слева) среди новомучеников Кимрских. Икона. Нач. XXI в. (ц. Преображения, г. Кимры Тверской обл.) Орестович Болдаков (1896, дер. Фатеева Боровского у. Калужской губ.- 29.11.1929, Москва), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в крестьянской семье. В 10-х гг. XX в. М. вместе с родителями переехал в с. Кимра Корчевского у. Тверской губ. (ныне г. Кимры). Летом семья занималась сельским хозяйством, зимой жила в Боровске. М. был призван в армию во время первой мировой войны. В 1919-1920 гг. работал в Кимрском уездном земотделе. В 20-х гг. ХХ в. М. был церковным старостой храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Кимрах. В окт. 1927 г. местные власти приняли решение о передаче церкви обновленцам, но М. отказался передать милиции ключи от храма. В том же году Кимрский горсовет возбудил ходатайство перед ВЦИК о закрытии кимрского Преображенского храма, настоятелем которого был прот. сщмч. Феодор Колеров . В июле 1928 г. ВЦИК постановил закрыть храм. Верующие на собрании решили отстаивать храм и послали делегацию во ВЦИК. В мае 1929 г. власти прислали постановление о закрытии храма. Кимрский городской совет назначил комиссию по изъятию церковного имущества. Верующие не пожелали подчиниться и не допустили комиссию в церковь. Прихожане установили дежурство около храма. Только через 3 дня люди начали расходиться. Вскоре М. был арестован по обвинению в «неподчинении приказу властей о закрытии храма Преображения». Всего по делу о «контрреволюционном выступлении преображенских церковников» было привлечено ок. 20 обвиняемых. Арестованные были заключены в тюрьму в Твери, но 19 окт. их вернули в Кимры для проведения показательного судебного процесса по их делу. Во время суда обвиняемые виновными себя не признали. 27 окт. 1929 г. М. вместе с прот. Феодором Колеровым и мч. Ананией Бойковым был приговорен Кимрским окружным судом к расстрелу. На время рассмотрения апелляции в высших судебных органах приговоренных перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Их казнили после утверждения 20 нояб. смертного приговора и похоронили в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2563582.html

10 окт. 2009 г. решением Свящ. Синода РПЦ назначен по поставлении во епископа Павлово-Посадского викарием Московской епархии. 29 нояб. того же года хиротонисан во епископа в Христа Спасителя храме в Москве. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . 25 дек. 2009 г. утвержден в должности наместника ставропигиального Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря (до 28 июля 2012). С 5 марта 2010 г. председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С дек. 2010 по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного адм. округа Москвы (Петропавловское благочиние). 22 марта того же года назначен на Ставропольскую и Невинномысскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; включен в состав Высшего Церковного Совета РПЦ. 7 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Ставропольской митрополии. 18 июля возведен в сан митрополита. 1 авг. 2012 г. указом Президента РФ включен в состав Совета по делам казачества при Президенте России. С июня по дек. 2012 г. временно управлял Георгиевской епархией, с марта по июль 2014 г. временно управлял Элистинской епархией. Указом Святейшего Патриарха Кирилла (Гундяева) от 16 ноября 2017 г. назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы, в связи с усвоением храму статуса казачьего. Награжден орденами блгв. кн. Даниила Московского 3-й и 2-й степени. Соч.: Православие - основа мировоззрения и жизненной философии казачества: Интервью//ЖМП. 2010. 5. С. 48-53. Лит.: Наречение и хиротония//ЖМП. 2010. 1. С. 19-24; Определения Свящ. Синода//Там же. 2012. 7. С. 11-12. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1840339.html

Между 1913 и 1917 гг. РПСЦ на своих Соборах канонизировала более 40 мучеников за «старую веру» XVII в., в их числе - еп. Павла Коломенского († 1656) и протопопа Аввакума Петрова († 1682). Эти К. происходили тайно от властей, поэтому публикации об этих прославлениях (если таковые были) труднодоступны (см., напр., анонимную статью о готовящихся К.: Прославление мучеников//Церковь. М., 1911. 43. 23 окт. С. 1025-1027). В наст. время месяцеслов, издаваемый РПСЦ, содержит памяти ок. 50 мучеников и исповедников, пострадавших за «старую веру». Решение об общецерковном прославлении святых принимает Освященный Собор РПСЦ. Прп. Андрей Рублёв, с житием. Икона. 2007 г. Иконописец Н. С. Удалова (частное собрание) Прп. Андрей Рублёв, с житием. Икона. 2007 г. Иконописец Н. С. Удалова (частное собрание) Предварительное решение о К. местночтимых святых принимает епархиальное совещание той или иной епархии РПСЦ с уведомлением митрополита о принятом решении и последующим утверждением Собором. Собор РПСЦ 18-19 окт. 2001 г. постановил причислить к лику святых «священномучеников, мучеников и исповедников, за веру Христову пострадавших в XX веке от безбожников» (пам. в неделю после Недели Всех святых). На этом же Соборе к лику местночтимых святых были причислены еп. Харьковский Рафаил (Воропаев, † 1937; сщмч.) и еп. Амурско-Иркутский Иосиф (Антипин) († 1927; свт.). Собор 16-18 окт. 2002 г. учредил Комиссию по канонизации РПСЦ и принял ряд норм, регулирующих процесс К. святых к общецерковному почитанию. Согласно этим нормам, Комиссией по канонизации проводится работа по исследованию достоинства подвижников веры и составлению их жизнеописания и определение даты празднования памяти святого. Комиссия не менее чем за 3 месяца до очередного Собора рассылает по епархиям собранные материалы. Вопрос о святости и общецерковном почитании решается на Соборе в 1-й день заседания. Во 2-й день работу Собора предваряет молебен новому святому (святым) с пением величания. Затем Собор обращается к священству и пастве с призывом о молитвенном почитании новопрославленного святого и совершении ему церковной службы. Обращение рассылается по епархиям и общинам. Собор обращается к иконописцам и песнописцам с призывом о написании иконы и канона новопрославленному святому. Иконы и каноны представляются на рассмотрение следующему Собору.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010