К 1903 г. на А. подвизались более 300 болг. монахов, из них ок. 200 чел.- в Зографе. Эта обитель, имевшая почти исключительно болг. братство, стала общежительной в 1849 г. и при постоянной помощи от рус. Пантелеимонова мон-ря пережила расцвет в сер.- 2-й пол. XIX в., имея 22 храма и параклиса, многоэтажные корпуса и обширные хозяйственные постройки. Нек-рое число болгар находилось в братстве Пантелеимонова мон-ря как в древности, так и в XIX - нач. XX в. Во время 1-й балканской войны в Зографе разместился отряд болг. армии. Во время 2-й балканской войны Зографский мон-рь был осажден греч. солдатами и монахами-ополченцами, игумен Зографа уговорил болг. солдат сдаться в плен, и это предотвратило кровопролитие. К 1965 г. на А. жили 17 болг. насельников, из них 11 - в Зографе. В 2002 г. в Зографе подвизались 10 монахов-болгар. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные правосл. Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских (пам. 10 окт.) известны св. Иоанн Кукузель (XII в., пам. 1 окт.), прп. Косма, отшельник Зографский (кон. XIII - нач. XIV в., пам. 22 сент.), прп. Ромил (XIV в., пам. 16 янв.), нек-рое время подвизавшийся в скиту Мелана, мч. Иоанн Болгарин, инок Лавры прп. Афанасия, принявший мученическую кончину в К-поле в 1784 г. (пам. 5 марта), сщмч. Дамаскин (XVIII в., пам. 16 янв.), игум. Хиландара, пострадавший от турок в Болгарии, прмч. Онуфрий, подвизавшийся в Хиландарском мон-ре, принял мученическую кончину в 1818 г. на о-ве Хиос (пам. 4 янв.). Учеником прп. Григория Синаита был Климент Болгарин, в кон. XIII - нач. XIV в. нек-рое время подвизавшийся в скиту Морфону в пределах Лавры прп. Афанасия. В 1617-1618 гг. на А. подвизался книгописец и иконописец прп. Пимен Зографский . Сохранилась память о благочестивой жизни насельников Пантелеимоновой обители болгарах схимонахах Порфирии и Филарете. Болгарин иеросхим. Григорий († 1839), живший в местности Капсала, был общим духовником слав. иноков на А., в частности рус. старца иеросхим. Арсения. Своими добродетелями отличились настоятели скита Ксилургу болгары иеросхим. Никифор (40-е гг. XIX в.) и иеросхим. Прокопий († 1899). Также были известны в XIX в. болгары схим. Харалампий из скита Лак († 1845), схим. Василий, подвизавшийся поблизости от Зографа в каливе, схимонахи Иоанникий и Феодосий из Кавсокаливийского скита.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Х - нач. XI в. Torino. NB. 1312) и в Книге пророков XIII в. (Vat. Gr. 1153) - средовек с короткой, округлой бородой. В Книге пророков 1489 г. (РГБ. Л. 35об.) А. изображен седым старцем с небольшой, густой бородой и спускающимися на плечи и спину локонами. В новгородской редакции иконописного подлинника XVI в. о нем сказано: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирю в ней, испод лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.,- «старец с проседью» (Ч. 2. § 132. 14). А. входит в состав пророческого ряда иконостаса , напр. походный иконостас - деревянный резной складень из Новгорода (XVI в. ГММК. СК 65-68). Среди памятников зап. искусства следует упомянуть реликварий «трех волхвов» из Кёльнского собора , изготовленного в мастерской Николая Верденского в 1205 г., где представлено скульптурное изображение сидящего пророка А. (по типу оно близко к миниатюре из Книги пророков 1489 г.). Иконогр.: Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г./Об-во древнерус. искусства при Моск. Публичном музее. М., 1873. Ерминия ДФ. С. 82. И. А. Журавлева Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/62666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Петрович Виноградов (28.10.1873, Москва - 28.03.1938, Калининская обл.), сщмч. (пам. 15 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье чиновника Святейшего Синода, к-рый впосл. принял сан священника. В 1897 г. А. закончил ДС, 3 года работал учителем. В 1900 г. рукоположен во священника и служил в сельских храмах. В 1931 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, через 4 мес. освобожден из-за недостатка улик. С 1932 г. служил в г. Лихославле Калининской обл., где был возведен в сан протоиерея. В 1936 г. вновь арестован, вскоре освобожден. В нач. нояб. 1937 г. назначен в Ново-Троицкую ц. с. Высокого Калининской обл., но уже 27 нояб. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. На допросах А. виновным себя не признал, был приговорен к 10 годам лишения свободы, помещен в тюрьму г. Ржева Калининской обл. Здесь 9 февр. 1938 г. он опять подвергся аресту по обвинению в антисоветской агитации среди заключенных. А. расстрелян по приговору от 25 марта 1938 г. Реабилитирован 25 окт. 1963 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 2943-С. Л. 3-14; Арх. 18751-С. Л. 3-10. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64570.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека опубликовано: 22 ноября 2017г.  КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежский, прмч. (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) - см. Григорий и Кассиан († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) Ключевые слова: Преподобномученики Русской Православной Церкви Кассиан († кон. XIV в.), Авнежский, прмч. (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2231522.html

Афце (пам. эфиоп. 29 гэнбота (24 мая)), прибывший в Эфиопию вслед за Арагави, был выходцем из «Азии» (т. е. из М. Азии). Попытка К. Конти Россини связать происхождение этого святого с Эдессой представляется сомнительной. Афце считается основателем мон-ря в Йехе, крупном культовом центре эфиоп. язычества, где в ограде ц. Энда-Абба-Афце прекрасно сохранились остатки храма, возведенного ок. 700 г. до Р. Х. местным правителем под южноарав. влиянием. О Губе из Киликии известно меньше, чем о любом другом из Д. п. Он остановился в Мадаре вместе с Гаримой и жил на расстоянии 3 дней пути от него. Согласно синаксарю из мон-ря Дэбрэ-Бизан , Губа ушел в пустыню Барка (Барака), и более ничего ни о его жизни, ни о погребении не известно. Даже его память достаточно условна: он почитается в тот же день, что и св. Афце. Иногда Губу отождествляли с Оцем. Алеф из Кесарии (пам. эфиоп. 11 магабита (7 марта)) последовал за Арагави и основал мон-рь Дэбрэ-Халлелуя близ р. Мэрэб (в 5 км от Йехи). В гомилии в честь Гаримы вместо Алефа упоминается Оц (пам. эфиоп. 4 тахсаса (30 нояб. или 1 дек.)), чье происхождение также выводится из Кесарии. Йэмата (пам. эфиоп. 23 тэкэмта (20(21) окт.)) пришел из места, названного Косэят, в к-ром К. Конти Россини без достаточных доказательств предлагает видеть искаженное Фустат (Ст. Каир). Он основал мон-рь, известный как Энда-Абуна-Йэмата, в горном районе близ мест. Гух (  ), где до наст. времени сохранилась высеченная в скале ц. Абуна-Йэмата-Гух. Ликанос из К-поля (пам. эфиоп. 28 хэдара (24 нояб.)) почитается как основатель мон-ря Дэбрэ-Куанасель близ Адуа. Цахма из Антиохии (пам. эфиоп. 16 тэра (11(12) янв.)) поселился в месте, именуемом Цаденья. Мон-рь, названный в его честь, существует на горе Димбела близ Адуа. Ливаний из Рима (пам. эфиоп. 3 тэра (29(30) дек.)), проповедовавший к северу от рек Мэрэб и Бэлес, удостоен почетного прозвания Апостол Эритреи. Под именем Абба-Матта он занимает в гомилии в честь Гаримы место Арагави и, подобно ему, считается учеником прп. Пахомия, к-рый якобы послал его в Эфиопию. Ему приписывается перевод на геэз Евангелия от Матфея.

http://pravenc.ru/text/171565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОН СКИТСКИЙ (V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.). Многочисленные свидетельства его мудрости и добродетели приводятся в «Апофтегмата патрум». Из этого же источника известно, что у него был брат Авраам, подвизавшийся вместе с ним в Египетской пуст. А. С. был младшим современником святых Виссариона и Пимена († 350). Ок. 394 г., когда в пустыню явился св. Арсений Великий , А. С. уже имел учеников, двое из них известны по именам Александр и Зоил. А. С. отличался необыкновенным смирением и незлобием. Однажды монахи стали упрекать его во множестве грехов. А. С. кротко отвечал: «Да, это правда». Лишь когда его назвали еретиком, А. С. отверг это обвинение, объяснив, что признание себя грешником приносит пользу душе, побуждая к покаянию; быть же еретиком - значит отлучить себя от Бога. А. С. ко всем людям относился с необыкновенной любовью и добротой. Господь чудесным образом испытал и прославил человеколюбие А. С. Как-то раз святой шел на рынок продавать глиняные сосуды и встретил прокаженного, лежащего на дороге, к-рый попросил донести его до города и положить рядом с собой на рынке. А. С. исполнил эту просьбу. Через нек-рое время прокаженный потребовал купить ему пирог на деньги, вырученные за только что проданный сосуд. Так повторялось неск. раз, пока святой не продал все сосуды и прокаженный не попросил вернуть его на прежнее место. Когда святой исполнил и это, прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!» - и после этого исчез. То был ангел, посланный для испытания святого. В копт. версии «Апофтегмата патрум» приводится рассказ о том, как А. С. долгое время жил в пещере с большим змеем, к-рому он запретил покидать это место. Время от времени А. С. и змей вместе выходили из пещеры и ели смоквы. Причем змей срывал плоды только со своей стороны смоковницы, к-рую старец разделил чертой на 2 части. В копт. синаксаре А. С. назван столпником, что не находит подтверждения в др. источниках. Ист.: Изречения египетских отцов. [Гл.] 22, 72-76, 139, 247, 262. С. 37, 48-49, 62, 91, 95; Достопамятные сказания. С. 28-34; Аверинцев. Антология. С. 203; Basset R. Synaxaire arabe-jacobite (version copte)//PO. T. 1. P. 265-268. Лит.: De Buck V. De sancto Agathone//ActaSS. Oct. T. 9. P. 896-908; AnBoll. 1896. T. 15. P. 494; 1898. T. 17. P. 70; DHGE. T. 1. Col. 915. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/63260.html

В 1929 г. народный суд возбудил против А. дело по обвинению в сокрытии от описи церковных ценностей, А. был приговорен к 3 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества на 200 р. Несмотря на преследования, А. продолжал проповедовать, много помогал священникам, находившимся в заключении. Заботясь о духовном просвещении народа, организовал при храме б-ку духовной лит-ры. 15 марта 1932 г. вновь арестован, 9 июля 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Хотя ссылка была адм. наказанием, в приговоре специально оговаривалось, что А. должен следовать на место ссылки по этапу, т. е. проходя через все тюрьмы юж. направления. В 1935 г. А. вернулся в Калинин. Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации». На допросах отверг все в обвинения. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Калининской обл. от 2 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. В 1999 г. канонизирован к местному почитанию в Тверской епархии, причислен к лику общероссийских святых на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Арх.: УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. 7564-С, 25784-С, 21756-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 381-409. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ.

http://pravenc.ru/text/64562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Иванович Зиновьев (1.03.1879, с. Греково-Казанское Воронежской губ.- 16.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. в с. Сторожа Московской губ. Род. в семье священника. Закончил Тульскую ДС, рукоположен во священника, с 1917 г. служил в с. Сторожа. Арестован в 1930 г. по обвинению в создании антисоветских групп, спустя 5 недель освобожден, продолжал служить в своем храме. В 1932 г. в связи с насильственной массовой коллективизацией в деревнях и селах начались стихийные крестьянские восстания, к-рые безжалостно подавлялись властями. После восстания в с. Сторожа А. был арестован, ложно обвинен в антисоветских призывах и осужден на 5 лет заключения в ИТЛ. Наказание отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Через полгода заключения был признан инвалидом, освобожден, вернулся в родное село и продолжил священническое служение. В 1935 г. власти превратили храм в амбар, А. стал служить молебны в домах. 24 авг. 1937 г. арестован по ложному доносу, обвинен в антисоветской агитации, расстрелян по приговору от 15 сент. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 21010. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Крутицкий (1898 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 18 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (7.03.1880, с. Никольское-Неверьево Корчевского у. Тверской губ.- 29.12.1937, г. Кашин Калининской обл.), сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. ц. во имя свт. Николая в с. Никольском-Неверьеве. Род. в семье священника, после окончания Тверской ДС в 1913 г. рукоположен во священника и приписан к Никольской ц. в родном селе, с 1914 г. состоял членом Тверского епархиального миссионерского об-ва, в 1916 г. награжден наперсным крестом. В 1930 г. арестован, приговорен к году заключения в ИТЛ и 3 годам ссылки. В 1933 г., после возвращения из ссылки, назначен настоятелем Никольского храма и возведен в сан протоиерея. В 1937 г. власти вновь пытались осудить А. по столь абсурдному обвинению (якобы обварил ребенка кипятком при крещении), что вынуждены были вскоре освободить. Зная о том, что неминуемо будет осужден и приговорен к смерти, А. не страшился мученической кончины, но желал исповедничества за Христа. 20 дек. 1937 г. он был арестован и заключен в кашинскую тюрьму. На допросах виновным в антигос. деятельности себя не признал, отказался снять сан и прекратить «религиозную проповедь». Расстрелян по приговору от 27 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21858-С. Л. 3-26. Лит.: Тверские ЕВ. 1916. 10. С. 91; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 599; Дамаскин. Кн. 3. С. 469-470. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [Авраамий] (VI в.), прп. (пам. греч. 28 окт.), еп. Эфесский. Возглавлял кафедру после еп. Ипатия (с 553; менее вероятно - после еп. Андрея, в 536-552). До этого, по сообщению «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха , был настоятелем киновии Пресв. Богородицы Марии «Новой» в долине Иорданской и основателем 2 мон-рей: авраамитов в К-поле у Золотых ворот (в отношении основания им этой обители существует сомнение, т. к. подпись «игумена авраамитов» присутствует уже в актах Собора 518 г.) и византийцев на Елеонской горе . в Иерусалиме. А. прославился также как замечательный проповедник; от его гомилетического наследия остались 2 проповеди, на Благовещение и на Сретение, содержащие уже сформировавшееся и подробно разработанное учение о Пресв. Богородице: в проповеди на Сретение Божия Матерь впервые именуется «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» (ср. ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы). Мнение, что А. был крещеным евреем, не подтверждается. Соч.: Abramii S. Sermones duo/Ed. M. Krascheninnikov//Acta et commentationes Imp. Univ. Iurievensis. Dorpat, 1911 P. 1-28; Jugie M. Abraham d " Ephèse et ses écrits//BZ. 1913. Bd. 22. S. 49-59; idem. Homélies mariales byzantines//PO. 1922. T. 16. P. 442-554. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 68, 97; ActaSS. Oct. T. 11. Col. 757-769. Лит.: Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//Revue des questions historiques. 1899. T. 65. Р. 67-143; Jugie M. La première fête mariale en Oriente et en Occident, l " Avent primitif//EO. 1923. T. 22. P. 129-152; Bardenhewer O. Ein neuer Prediger des Kirchlichen Altertums//ZKTh. 1933. Bd. 57. S. 426-438; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 160, 214, 260, 398-399; Janin. Églises et monastères. P. 4-6. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/62856.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010