Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ, ЛАВРЕНТИЙ, ЕЛПИДИЙ, ХРИСТОФОР, ОРЕСТ И ДИМИТРИАН [греч. Ηρκλειος, Λαυρντιος, Ελπδιος, Χριστφορος, Ορστης κα Δημητριανς] (VII в.?), преподобные, местные кипрские святые, чудотворцы (без дня памяти). Упоминаются в числе 300 т. н. Аламанских святых, прибывших на Кипр после завоевания Палестины арабами, в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.), в перечне кипрских святых в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. MS 34554, XVI в. (прототип XIII в.), в «Хрониках» Д. Страмбальди (XVI в.) и Ф. Бустрона (сер. XVI в.), а также в «Хронологической истории острова Кипр» архим. Киприана (1788). В первых 2 источниках говорится, что эти святые подвизались близ сел. Кофину (совр. окр. Ларнака, Кипр) ( Leont. Makhair. Chronicle. § 32; Kyrris. 1993. P. 214, 222), тогда как Страмбальди называет Лефкомьяти, а Бустрон - Лефконикон. Архим. Киприан считает, что близ Кофину жил только И., а остальные подвижники - в Видзаде. Издатель «Хроники» Леонтия Махераса Р. М. Докинз отдавал предпочтение сведениям «Хроники» Бустрона ( Leont. Makhair. Chronicle. T. 2. P. 60). Об этих святых известно только то, что И. был епископом (несмотря на это, он почитается в лике преподобных) и что они совершали многочисленные чудеса. К востоку от Кофину находятся руины храма во имя И. с гробницей святого. Известно, что в окрестностях селения располагалось 16 церквей, в числе к-рых, видимо, были посвященные др. 5 святым. К. П. Киррис отрицает историчность этих персонажей. Он отождествляет И. с Ираклидием , еп. Тамасским, Д.- с диак. Димитрианом, пострадавшим ок. 306 г. в кипрском г. Саламине (см. в ст. Аристоклий, Димитриан и Афанасий ), Х.- с Христофором, учеником прмч. Стефана Нового , возможно ставшим в 787 г. архиепископом Кипрским, О.- с одноименным мучеником, пострадавшим вместе с Ригином в сел. Фасула (совр. окр. Лимасол) (см. в ст. Ригин и Орест , мученики). Ранее на неправомерность такого отождествления указывал в исследовании о кипрских святых архиеп. Макарий III. Остальных членов этой группы Киррис идентифицирует со святыми, не связанными с Кипром, что недостаточно убедительно: Е.- с Елпидием, еп. Херсонесским (см. в ст. Херсонесские священномученики ), Л.- с прп. Лаврентием (пам. греч. 10 мая).

http://pravenc.ru/text/673861.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ДЕ МОНФОР [франц. Jean de Montfort] (XII-XIII вв.), св. католич. Церкви (пам. кипр. 24, 25 мая), франц. происхождения, рыцарь-крестоносец. О нем сохранились только отрывочные сведения, к-рые не позволяют восстановить биографию святого. И. де М. упоминается кипрским хронистом Леонтием Махерасом (XV в.) в ряду местночтимых святых. Махерас сообщает, что его мощи находились в Никосии в аббатстве Больё и от них получило исцеление множество людей, особенно больные лихорадкой ( Leont. Makhair. Chronicle. § 33). Этьен де Лузиньян (XVI в.), автор «Истории Кипра», ошибочно связал И. де М. с т. н. 300 Аламанскими святыми и считал его их предводителем, хотя И. де М. жил гораздо позже этих подвижников. Историк относил эти события к 1291 г., к падению Акры ( Delehaye. 1907. P. 251), и сообщал, что И. де М. был похоронен в цистерцианской ц. Пресв. Богородицы (Нотр-Дам-де-Шан) в Никосии, на могиле святого совершалось множество чудес и благодаря этому церковь впосл. была посвящена И. де М. По мнению исследователей, речь идет о той же церкви (и о мон-ре), к-рая упоминалась в «Хронике» Леонтия Махераса. Высказывалось мнение, что она находилась около Пафосских ворот города ( Leont. Makhair. Chronicle. T. 2. P. 63). По др. версии, в честь И. де М. была названа не церковь, а часовня, специально воздвигнутая для мощей святого ( Mas-Latrie. 1852. P. 344). Она была частично разобрана венецианцами для постройки оборонительных сооружений во время защиты острова от турок, а также сильно пострадала от бомбардировок в этот период (1570). В наст. время считается, что часовня с мощами И. де М. была пристроена к ц. Пресв. Богородицы в Никосии, принадлежавшей ордену августинцев. Эта часовня сохранилась, а церковь была превращена в мечеть (ныне мечеть Омерие). Судьба мощей И. де М. после захвата Кипра турками в 1571 г. неизвестна ( Enlart. 1889. T. 1. P. 72; Ιστορα της Κπρου. 1995. Σ. 1421, 1427). Существуют разные гипотезы относительно происхождения И. де М. и его жизни. Согласно одной из них, наиболее известной, но документально не подтвержденной, рыцарь И. де М. был ранен в битве под Иерусалимом, отправлен на Кипр, где и умер между 1177 и 1178 гг. Но т. к. Кипр не был в то время захвачен крестоносцами, он не мог быть и местом, куда отправляли раненых. В одном из вариантов этой традиции И. де М. связывают с родом графов Монфор из Форарльберга (совр. земля в Австрии, на границе с Швейцарией). Представители этого рода принимали активное участие в жизни аббатства в Лангнау (совр. Швейцария), что объясняет почитание И. де М. в этом городе.

http://pravenc.ru/text/471141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНАВА [арам.      ; греч. Βαρνβας] († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов). Считается основателем Кипрской Православной Церкви и ее 1-м архиепископом. Источники Кроме Деяний святых апостолов важнейшими источниками, повествующими об апостольской деятельности В., являются апокрифические «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы) (V в., до 488 г.), приписываемые ап. Марку, и Энкомий (похвальное слово) (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.) мон. Александра Кипрского . По словам агиографа, Энкомий написан на основе сочинений Климента Александрийского (III в.) и «др. древних авторов». Ряд сведений о В. содержится в житиях кипр. святых I в.- Ираклидия , еп. Тамасского, и Авксивия , еп. Солийского (BHG, N 204, 743 - оба не ранее VI в.). Начало апостольской деятельности В. происходил из состоятельной евр. семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян 4. 36), или Иосиф ( Epiph. Adv. haer. I. 2. 30, 25). Апостолы нарекли его В., что означает «сын утешения» или «сын пророчества» (Деян 4. 36). Он принадлежал к колену Левитову, причем Александр Кипрский уточняет, что В. вел свой род от прор. Самуила (1. 9). Согласно Александру Кипрскому, В. в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (буд. ап. Павлом ) обучался у известного законоучителя Гамалиила . Благодаря В., убедившему апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошел в общение с учениками Христа (Деян 9. 27). Семья В. имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христ. общины (Деян 4. 37). Ап. Варнава. Роспись ц. Богородицы в Курдали. Кипр. 1-я пол. XVI в. Ап. Варнава. Роспись ц. Богородицы в Курдали. Кипр. 1-я пол. XVI в. В Деяниях апостолов не говорится об обстоятельствах обращения В. По свидетельству мон. Александра, в Иерусалиме В. стал очевидцем исцеления расслабленного у купальни Вифезда , а также др. чудес, совершенных Христом в иерусалимском храме. В. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения (1. 12). Он обратил в христианство свою сестру Марию, мать ап. Иоанна Марка.

http://pravenc.ru/text/154261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА [греч. Ιωνς] (VII в.?), прп. (пам. кипр. 11 окт.), чудотворец. Один из 300 т. н. Аламанских святых, прибывших на Кипр после завоевания Палестины арабами. Первоначально подвизался в окрестностях Пафоса, а затем переселился в пещеру близ сел. Пергамос (в 14 км к северо-востоку от Ларнаки, в настоящее время на оккупированной Турцией территории). И. питался только чечевицей и травой, носил вериги и стягивал тело веревками. За свои добродетели И. еще при жизни сподобился дара чудотворения. Он не только исцелял приходивших к нему больных, но и воскресил мертвого отрока. Т. к. поблизости не было источников, послушник И. вынужден был ходить за водой на дальнее расстояние. Однажды, когда юноша возвращался в пещеру, бес, приняв образ старца, поджидал его на полпути к пещере, взял у него сосуд и вылил воду на землю. Это происходило неск. раз, и смущенный юноша оставил свое послушание, когда он через неск. дней пришел к своему наставнику, то застал его едва живым от жажды. Выслушав рассказ послушника, И. запретил бесу являться ученику. Аналогичное чудо описано в гл. 21 «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кипрского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24//PG. 82. Col. 1445) в разделе, посвященном прп. Иакову Отшельнику (26 нояб.). Впосл. И. после усердной молитвы ударил посохом по скале, и из нее забил источник. В 1912 г. фанатики-мусульмане засыпали этот источник и разрушили пещеру преподобного. Духовная дружба связывала И. с прп. Кендеем , жившим в пещере близ сел. Авгору (епархия Фамагусты). Из-за того что местные жители восхваляли его и поклонялись ему, прп. Кендей дал обет не покидать своего аскитирия. Незадолго до кончины он пожелал увидеть своего друга И. Тогда ангел перенес И. в пещеру Кендея. Краткое Житие И. содержится в составе службы преподобному, впервые изданной в 1936 г. по рукописи из собрания Л. Х. Пиеридиса. Вскоре после смерти И. жители Пергамоса построили в селении церковь во имя этого святого (разрушена в нач. ХХ в., сохр. развалины). Из этого же селения происходит древнейшая известная икона И., датируемая XVI в. Впосл. она была перенесена в расположенное к северу от Пергамоса сел. Лиси (после 1974 ее местонахождение неизв.). И. изображен один (икона в сел. Ксилотимбу, епархия Ларнаки) или вместе с прп. Кендеем (икона 1870 в ц. св. Феодора в сел. Айос-Теодорос, епархия Ларнаки). Наиболее ранняя фреска, где И. представлен рядом с местным кипр. святым - прп. Вихианом , сохранилась в ц. св. Созомена в Галате (1513). Новая ц. во имя И. была построена в 1984 г. к северо-востоку от сел. Ксилотимбу.

http://pravenc.ru/text/578282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной архитектуры ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/rubrics/123102_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ [Греч. Νεφυτος] (XII в.), прп., местночтимый на Кипре (пам. кипр. 13 дек.), основатель Махерасского монастыря . Старший современник известного кипрского подвижника прп. Неофита Затворника († после 1214), к-рый также основал на острове обитель, ставшую важным духовным центром. Главным источником сведений о жизни Н. на Кипре служит монастырский устав (Τυπικ Διταξις), составленный прп. Нилом , насельником Махерасского мон-ря, уже после кончины Н. Сведений о юности и начальном этапе подвижнической жизни Н. нет. Известно, что до того как прибыть на Кипр, он подвизался в Палестине, в Иорданской пустыне, вместе со своим учеником Игнатием . Вероятно, ведомые Божиим Промыслом, Н. и Игнатий ок. 1145 г. приплыли на Кипр, где сначала подвизались в мон-ре во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса ; позже в этой же обители будет жить и прп. Неофит Затворник), а затем основали свою обитель. В горной пещере они обнаружили икону Божией Матери, получившую название «Махериотисса», и стали жить в этой местности как отшельники. Вскоре к ним присоединились мон. Прокопий и др. иноки. Первым игуменом новой обители стал Н., а когда он скончался в возрасте 85 лет, его преемником был избран Игнатий. Мон-рь быстро развивался, т. к. духовный авторитет его основателей привлекал новых иноков. В числе новоприбывших монахов был прп. Нил, составитель устава мон-ря и преемник Игнатия. Именно устав св. Нила предписывает ежегодное поминовение преподобных Н., Игнатия и Прокопия 13 дек. В совр. Кипрской Церкви среди ктиторов Махерасского мон-ря в этот же день поминается и прп. Нил. Ист.: Κυπριακ Τυπικ/Επ. Ι. Π. Τσικνπουλλος. Λευκωσα, 2001. Лит.: Νικολαδης Ν. Ιερ Βασιλικ κα Σταυροπηγιακ Μον Μαχαιρ. Κπρος, 2001. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ († 1166), прп., местночтимый кипрский св. (без дня памяти), основатель мон-ря Хрисорройятисса близ Пафоса

http://pravenc.ru/text/2564956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Вихиан. Роспись ц. св.Созомена Галата, Кипр. 1513 г. [греч. Βηχιανς] (ранее XIV в.), местночтимый кипрский святой, прп. (пам. кипр. 11 дек.). В юности принял монашество и вел отшельническую жизнь в пещере. После мн. лет аскетических подвигов сподобился дара чудотворения. Древнее житие В. не сохранилось, о его почитании можно судить по многочисленным визант. фрескам (изображающим его седобородым старцем в монашеском одеянии) в ц. св. Димитриана в Дали (1317), ц. Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) (1494), ц. св. Созомена в Галате (1513), ц. Архангела Михаила в Галате (1514), ц. св. Андроника в сел. Калопанайотис (XVI в.). Из надписей на иконах В., хранящихся в соборе мон-ря св. Неофита (близ Пафоса) и в ц. Хрисополитиссы (в Ларнаке), известно, что он имел особую благодать исцеления от чахотки и кашля. На основании похвального слова в честь свт. Геннадия I , Патриарха К-польского (458-471), написанного прп. Неофитом Затворником, в к-ром повествуется о кончине Патриарха от холода снежной зимой около Пафоса и о полученном им после смерти даре излечивать от простуды, историк Дж. Хаккетт отождествил В. со свт. Геннадием, считая, что имя Вихиан является его прозвищем (от греч. βχας - кашель). Др. исследователь А. К. Интианос предполагает, что часто встречающееся написание «Виссианос» вместо «Вихиан» указывает, что первоначальной формой имени этого святого было имя Виссарион. Высказывалось также мнение (П. Бурки), что В.- одно лицо с мч. Вакхом (пам. 7 окт.). В сел. Анайя (к юго-западу от Никосии) существует храм, посвященный святым В. и Номону. Частица мощей В. хранится в мон-ре Махерас. Ист.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 227 [похвальное слово прп. Неофита Затворника]; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. T. 46. Σ. 198. Лит.: Χκκετ Ι. , Παπαωννου Χ. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας τς Κπρου. Πειραις, 1927. Τ. 2. Σ. 220; Ιντινος Α. Κ. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Βηχιανς κα Νμων//Κυπριακα Σπουδα. 1940. T. 4. Σ. 65-86; Βηχιανς γιος//ΜΚΕ. 1985. T. 3. Σ. 229; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997. Σ. 18; Stylianou A. , Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 1997. P. 86, 321; Καππας Δ. Ο ν Κπρ διαλμψαντες γιοι. Λεμεσς, 1998. Σ. 110-112; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 46-48; Burchi P. Bessiano//BiblSS. Vol. 3. Col. 141-142. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКИЙ Мч. Лукий. Фрагмент иконы сщмч. Феодора Киринейского, с предстоящими (ц. Всех святых на Кулишках, Москва) Мч. Лукий. Фрагмент иконы сщмч. Феодора Киринейского, с предстоящими (ц. Всех святых на Кулишках, Москва) († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых). Житие Л. содержится в рукописи Vindob. hist. 45, XI в. (BHG, N 2243), оно лишь незначительно превосходит по объему синаксарные Жития, посвященные этому святому. Кроме того, о Л. повествуется в Житиях сщмч. Феодора Киринейского в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 2428) и синаксарей под 4 или 5 июля. Л. был первым из сенаторов ливийского г. Кирены , отличался могучим телосложением и превосходил всех приверженностью языческим богам. Он уверовал во Христа, увидев мучения и чудесное исцеление сщмч. Феодора , еп. Киринейского. Л. принял св. крещение и обратил ко Христу мн. язычников, в т. ч. своего друга, наместника Кирены Дигниана. Л. и Дигниан покинули Кирену и отплыли на Кипр. Когда там начались гонения на христиан, Л. тайно от Дигниана добровольно предал себя на мучения. Он разрушил языческие жертвенники и сокрушил идолов, за что был обезглавлен по приказу кипрского наместника. Дигниан предал погребению тело мученика. Когда спустя год после казни могила Л. была вскрыта, в ней обнаружили 3 розы, выросшие у него на груди. Эти цветы попытались сорвать, но они стали невидимыми. Некий не названный по имени иерей написал Мученичество Л. и построил храм во имя святого. Возможно, Житие в ркп. Vindob. hist. 45 является сокращенной версией этого Мученичества. Жития относят описываемые события к правлению Диоклетиана (284-305). Прп. Никодим Святогорец датирует кончину сщмч. Феодора Киринейского и Л. 299 г. Однако болландисты склоняются к тому, что сщмч. Феодор умер в 310 г., а Л. чуть позже. И. Делеэ считает «подозрительным» переезд Л. и Дигниана на Кипр и предполагает, что авторы Житий могли перепутать названия городов Кирены в Ливии и Киринии на Кипре ( Delehaye. 1907. P. 260-261). Это мнение разделяет и Ф. Алькен ( Halkin. 1985. P. 231).

http://pravenc.ru/text/2110859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. (ок. 354-449, Троя Вавилонская (совр. Тура)), прп . (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля), егип. подвижник. Основные сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum . А. В. принадлежал к сенаторскому сословию и был воспитателем наследников престола Аркадия и Гонория, сыновей визант. имп. Феодосия I Великого . Ок. 394 г. он покинул мир и стал монахом в Скиту . Св. Феодор Студит упоминает о том, что в начале своей подвижнической жизни А. В. был учеником прп. Иоанна Колова (PG. 90. Col. 853-854). Когда в 434 г. кочевники опустошили Скит, А. В. перебрался в Трою Вавилонскую, где оставался до 444 г., а затем переселился (опять в связи с набегами кочевников) в окрестности Александрии. Авва Даниил, ученик А. В., писал о своем учителе, что тот «никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. Даже и письма редко писывал. Когда же приходил по временам в церковь, то становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и чтобы самому также не смотреть на других. Вид у него был ангельский, как у Иакова; весь был сед, телом строен, впрочем, сух; бороду имел длинную, простирающуюся ниже груди; ресницы выпали у него от слез; ростом он был высок, но от старости стал горбат» (Достопамятные сказания. С. 27). Среди современников А. В. прославился своей святостью, а в памяти позднейших поколений запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста). Сохранились изречения А. В. в составе Apophthegmata Patrum (44 из них опубликованы в Патрологии Миня (PG. 34), нек-рые переданы от лица аввы Даниила) и его послание в переводе на груз. язык (в 2 рукописях X-XI вв.). Согласно учению А. В., монашеская жизнь в идеале своем является равноангельской (один из основных постулатов святоотеческой аскетики), ибо иноки, подобно ангелам, должны всегда со страхом Божиим и смиренномудрием прославлять Господа. Это невозможно без стяжания исихии, т. е. внутреннего покоя и внешнего удаления от мира («Если ты не удалишься от людей, ты не сможешь стать монахом»). В тесной связи с исихией находится пост, «возделывающий землю сердца» для произрастания в нем благодатных семян Св. Духа; постоянное бдение и непрестанная молитва являются главным оружием монаха в духовной брани и позволяют избегать плотских наслаждений и др. грехов. А. В. постоянно подчеркивал необходимость стяжания добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без к-рых невозможно достижение духовного совершенства. Наконец, согласно А. В., достижение совершенства немыслимо и без непрестанного размышления над Свящ. Писанием, благодаря к-рому обретается душевное сокрушение или умиление.

http://pravenc.ru/text/76280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Василиадис [греч. Βασιλειδης] Николаос Панайотис (род. 1927, дер. Ахна, Кипр), видный совр. греч. богослов, проповедник и публицист. В 1953 г. окончил Богословский фак-т Афинского ун-та. Член Православного миссионерско-монашеского братства богословов «Сотир» («Ο Σωτρ», Спаситель). Автор работ по библеистике, богословию, церковной и национальной истории, апологетике, нравственным проблемам. Наиболее значительный труд - 20-томное толкование Ветхого Завета (33 из 49 книг) - получил высокую оценку Патриарха К-польского Варфоломея (1997). В.- автор множества книг, брошюр и статей, посвященных положению и задачам Церкви в совр. мире. Среди социально-политических тем особое внимание В. уделяет проблемам молодежи и патриотической тематике, за книгу «Национальные герои Кипрской эпопеи 1955-59» (1977) удостоен премии Афинской Академии (1979). В. является редактором неск. периодических изданий: журнала «Ο Σωτρ» - офиц. органа братства, «Πρς τν Νκην» (К победе) - ежемесячного издания братства для старших школьников и «Η δρσις μας» (Наша деятельность) - ежемесячного издания для студентов и ученых, издаваемого миссионерским Об-вом свт. Василия Великого. Проповедническая деятельность В. охватывает Грецию и Кипр. С лекциями и проповедями В. неоднократно выступал также в Великобритании, Австралии и России (2001). Соч.: Εθνομρτυρες το Κυπριακο ρδβλθυοτεΕπους 1955-1959. Αθναι, 1977; Χριστιανισμς κα νθρωπισμς. Αθναι, 19812; Η Χριστιανικ πστις ες τν ανα τς πιστμης. Αθναι, 19824; Ο Δαρβνος κα Θεωρα τς ξαλξεως, Αθναι, 1985; Ορθοδοξα κα φεμινισμς. Αθναι, 1992; Η Ελλς στν νωμνη Ερπη. Αθναι, 1993; Ο γιος Μρκος Εγενικς κα νωσις τν Εκκλησιν. Αθναι, 19934; Πτε μψυχοται τ νθρπινο μβρυο? Αθναι, 1995; Στς γιορτς τς Ορθοδοξας, 1996; Αρχαιολογα κα Αγα Γραφ. Αθναι, 19962 (рус. пер.: Библия и Археология. Серг. П., 2003); Τ μυστριον το θαντου. Αθναι, 1980, 199916 (рус. пер.: Таинство смерти. Серг. П., 1998); Η Παλαι Διαθκη ες τν Ορθδοξον Εκκλησαν - Απντησις ες τος κατηγρους τς Αθναι, 2002; Πανθρησκειακς Οκουμενισμς - Η να πειλ, Αθναι, 2002; Υπμνημα ες Παροιμας, 19893; Υπμνημα ες τν Εκκλησιαστν. Αθναι, 19892 (Соавт. 2 последних - Η. Παπαδημητρου). Прот . Валентин Асмус Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/150473.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010