Переход через Иордан После смерти Моисея, Господь сказал Иисусу Навину: – Моисей, раб мой, умер. Теперь ты встань, и со всем народом перейди Иордан, чтобы взять во владение землю, которую Я даю сынам Израилевым. Мужайся и крепись! Не страшись и не ужасайся, ибо везде, куда ни пойдешь, будет с тобою Господь. И велел Иисус Навин всему народу приготовиться и очиститься, и сказал: – Завтра сотворит Господь среди вас великие чудеса. Утром, на другой день Иисус сказал священникам: – Возьмите ковчег завета и идите впереди всего народа. И как только дойдете до Иордана и вступите в воды его, тотчас остановитесь. Священники подняли ковчег завета и пошли к Иордану. Была ранняя весна (время жатвы), река разлилась и вышла из берегов. Священники с ковчегом завета смело вошли в воду, и остановились. Совершилось великое чудо. Река, словно от удара поперек, разделилась на две половины – нижнюю и верхнюю. Воды нижней половины утекли в море и иссякли: обнажилось речное дно. Воды же верхней половины остановились и поднялись стеною. Тогда священники с ковчегом завета вышли в опустевшую ложбину реки и остановились посередине. После того, двинулся весь народ и переходил мимо ковчега на другую сторону. Выбранные из всего народа двенадцать человек взяли с собою по камню со дна реки и вынесли эти камни на берег. Наконец, весь народ перешел на западную (правую) сторону реки. Тогда и священники с ковчегом двинулись с середины реки на берег. Иисус Навин велел собрать на дне рек» еще 12 камней и положить их на дне, на том месте, где стояли ноги священников. Лишь только священники вступили с ковчегом на берег реки, тотчас, вода, стоявшая стеной поперек, бросилась в речное русло и понеслась в море по-прежнему. Израильтяне от берега двинулись далее к западу и остановились на ночлег в Галгале. И взял Иисус Навин двенадцать иорданских камней, поставил их в Галгале, вроде, памятника и сказал израильтянам: – Когда пройдет много лет, и дети будут спрашивать отцов своих: «зачем лежат здесь эти камни?», то скажут им отцы их: «в память того, что вода Иордана расступилась пред ковчегом завета, и Израиль перешел чрез Иордан посуху». Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Как непререкаемый памятник чудесного проявления милости Божией, медный змей сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии. Заметив склонность евреев к языческому обожанию памятника, Езекия приказал уничтожить змея ( 4Цар 18.4 ). Чис.21:10 .  И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе; Чис.21:11 .  и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца; Чис.21:12 .  оттуда отправились, и остановились на долине Заред; Чис.21:13 .  отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. Пройдя с запада на восток (быть может ущельем Вади-ель-Ифм), в обход гор Едома, израильтяне поворачивают к северу-востоку по направлению к моавитским долинам, идя, по замечанию Еспина, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск. Из Чис 33.41–42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, израильтяне имели станы в Салмане и Пуноне. Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса. Маленький ручеек Вади-ель-Ахса теперь составляет границу между двумя областями – Джебал и Керак, – как в древние времена служил, быть может, границей между Едомом и Моавом. Относительно долины Заред кн. Втор 2.14–16 сообщают, что в пути между означенной долиной и Аром умерли последние израильтяне из того поколения, которое обречено было на смерть в пустыне. Поток Арнон в настоящее время называется: в верховьях – Сеиль-ес-Саиде, в низовьях – Вади-Моджеб (Властов). Чис.21:14 .  Потому и сказано в книге браней Господних: «Книга браней Господних», т. е. книга, в которую записывались повествования о войнах народа Божия. Чис.21:16 .  Отсюда [отправились] к Беэр ; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды. Колодезь Беер отождествляют с колодцем «Беер-Елим» (колодезь витязей) в земле Моавитской ( Ис 15.8 ). Чис.21:20 .  из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Малахия также говорил о Библии, называя ее «памятной книгой» в следующем стихе: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Малахия 3,16). Изложенное выше со всей очевидностью показывает, что Бог тщательнейшим образом заботится о сохранении Своей Книги через поколения, побуждая Духом Святым святых людей записывать их пророчества и уча человечество добру и истине. Свидетельство Боговдохновения А. Божье свидетельство о неизменности его слов Священная книга содержит Божьи откровения и обетования о том, что Его Слово никогда не прейдет и не изменится. Некоторые из них приводятся ниже: «Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» ( Пс.88:34.35 ). «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:34.35 ). «Не может нарушиться Писание» ( Ин.10:35 ). Б. Божье свидетельство пророкам Господь Бог сказал пророку Иеремии: «Не бойся их… Вот, я вложил слова Мои в уста твои» (Иеремия 1,8.9). Он говорил пророку Осии: «Я говорил к пророкам и умножал видения и чрез пророков употреблял притчи» (Ос.12:,10). Он заявлял пророку Исайе: «И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на небе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века» (Исайя 59,21). Он повелевает пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня… не бойся их и не бойся речей их… и не страшись лица их, ибо они мятежный дом… открой уста твои и съешь то, что Я дам тебе» (Иезекииль 2,1-8).

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Тенденция разумной и полезной интеграции Церкви в окружающее общество, наметившаяся у Апостола Павла, продолжилась и развилась в Пастырских посланиях, которые в значительной степени приспособили Церковь к окружающей культуре. Сама Церковь институализируется, и постепенно отличие Церкви от мирских социальных институтов становится все меньше и меньше. Церковные руководители наделяются свойствами скорее добропорядочных граждан, чем харизматических верующих. Достаточно сравнить перечисление добродетелей епископа и диакона в 1Тим.3 с перечислением благодатных даров в 1Кор.12 ! Рабы должны почитать своих господ не как братьев в Господе (сравни Послание к Филимону), но «должны почитать господ своих достойными всякой чести , дабы не было хулы на имя Божие и учение» ( 1Тим.6:1 ). Женщины, как это и было принято в античном обществе, должны знать свое место: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» ( 1Тим.2:11–12 ). Сравни Гал.3:28 : «нет мужеского пола, ни женского». Церковь своей молитвой должна поддерживать светские власти. Но эта стабильность в отношениях Церкви и государства была очень хрупкой. Уже к концу первого христианского столетия, в эпоху императора Домициана (81–96 РХ) начались те официальные гонения на Церковь , которые продолжались 200 с лишним лет. Новозаветным памятником этой эпохи является книга Откровения Иоанна Богослова. Отношение Церкви к языческому государству составляет одну из определяющих тем этой книги. Апостол Павел указывал, что государственная власть имеет основу своего существования в Боге. Но власть, преследующая Сына Божия и Его последователей, тем самым лишает себя самой основы своего существования и превращается из «служанки Божией» в «блудницу Вавилонскую». Книга Откровения в образно-символической форме, характерной для апокалиптической литературы того времени, изображает драматическое противостояние власти Бога и узурпаторской власти антибожественных сил на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Идея тут в том, чтобы все-таки приобрести брата, а не воспользоваться этим механизмом для того, чтобы отсечь неудобного человека. В Писании мы видим, что обличение часто начинается с вопросов. «Адам, где ты?» Первая Книга Царств. Саул поставил себе памятник, и вместо того, чтобы убить вражеского царя, оставил его в живых, надеясь заключить сепаратный мир, да плюс еще животных (имущество) сохранил. И ему тоже задается вопрос уточнения: «А что это за блеяние овец и козлов, которое я слышу?» Но здесь обличение не срабатывает: «Да это не я, это народ». Вторая Книга Царств. Господь послал пророка Нафана с притчей о бедном человеке с овечкой обличить Давида: «Ты тот человек, который сделал это. Зачем ты не почтил Господа и сделал злое пред очами Его? Урию ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом аммонитян». И отвечает Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом». Здесь смиренное принятие Давидом обличения. Иисус меняет наши представления о гневе, обиде, прощении Христос меняет наши представления Нагорной проповедью и Своим отношением к людям. Но больше всего меняет тем, как Он встречает Свои страдания. Он не злословит взаимно, Он молится: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34) . Это действительно меняет отношение к прощению. Каждый раз, когда нам сложно сделать выбор в пользу прощения, для нас, верующих православных христиан, всегда есть с Кого взять пример. Новый Завет говорит нам о прощении намного больше, чем сказано в Ветхом Завете. Христос оставляет заповеди: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13:34). «Прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас» (Мф 5:44). «Блаженны кроткие» (Мф 5:5). «Вы соль земли, вы — свет мира» (Мф 5:13–14). И если вы так себя действительно ощущаете, вы не будете вести себя, как мелкий склочник. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26) — это очень полезный стих. Если его понять буквально, это значит, все обиды должны закончиться до того, как ты лег спать. Наука прощения

http://blog.predanie.ru/article/kak-eto-...

Хр. относит написание и редакцию последних священных книг ко времени Ездры и Неемии. § 5. Свидетельство 2-й Маккавейской книги Более древнее свидетельство сравнительно со всеми вышепредставленными данными о времени окончательного собрания священных книг имеем во 2 Маккавейской книге: «Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии: как он, собирая библиотеку, вложил в нее сказания о царях и пророках ( ε πισυνγαγε τ περ τω ν βασιλων κα προητω ν) и принадлежащее Давиду ( κα τ του Δαυδ) и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят» (2 Макк. II, 13 – 15). Понимаемое буквально, данное место говорит, что Неемия собрал в библиотеку книги Царств, Пророков, Псалмы Давида и письма царей о приношениях, т. е. дарственные грамоты персидских царей. Сейчас-же, при таком буквальном понимании, является недоумение. Собирательная деятельность в после-пленное время, раз она началась, не могла ограничиться перечисленными книгами: не говоря уже о Законе, книга Иисуса Навина и книга Судей прежде всего должны быть причислены к этому собранию. То-же должно сказать и о некоторых, по крайней мере, книгах, принадлежащих, по еврейскому распорядку, к классу кетувим, как, напр., о книге Иова, Притчей. Отсюда вполне понятна попытка Блеека 159 определить, что еще могло быть собрано в период Ездры, помимо указываемого 2-ою Маккавейскою книгой. Недоумение устранится, если обратим более тщательное внимание на самый текст 2 Макк. II, 13 – 15. Сказано: «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас». Иуда Маккавейский собрал все разсеянные во время бывшей войны священные книги 160 , и то отношение подобия, в которое поставляется деятельность Иуды к таковой Неемии, заставляет предполагать, что автор 2 Макк. книги 161 в обоих случая разумеет одинакий объем священной библиотеки: иначе не может быть в виду молчания автора книги о том, что библиотека Неемии когда-либо восполнялась в последующее время до Иуды Маккавейского, когда, рассеянные незадолго пред тем, вновь были собраны, и собраны именно в таком количестве священных книг (не экземпляров), какое было на лицо при авторе 2 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Наиболее ярко эсхатологические идеи и образы первых христиан запечатлены в Откровении Иоанна. Откровение Иоанна – это один из самых ранних письменных памятников христианства, и поэтому в нем явственно видны как следы еврейской апокалиптики, так и завершение процесса растворения древнеиудейской эсхатологии в христианстве. В этом смысле предшественником и в каком-то смысле аналогом Откровения является Книга Даниила, апокалиптическое содержание которой оказало огромное влияние на культуру и мировоззрение евреев, среди которых были и слушатели Иисуса. Как и Книга Даниила, Откровение Иоанна было составлено в период гонений и преследований, на этот раз не иудеев, а христиан. Очевидно, оно было составлено примерно в последнее десятилетие первого века нашей эры, на которое и пришлись массовые гонения христиан при знаменитом римском императоре Нероне, изображенном в Апокалипсисе как Антихрист – зверь, символизируемый числом 666. Автор Откровения, обращаясь с письмами к церквам Малой Азии, описывает свои видения: семь печатей открылись, семь труб затрубили, семь чаш пролились на землю. Гнев автора направлен против Римской империи, которая обзывается Вавилоном, великой блудницей. Христос предстает как исполнитель Божественного правосудия, который является не как человек Иисус, а как Всемогущий Царь, восседающий на белом коне, с горящими глазами и устами, похожими на острый меч, которыми он усмиряет народы ( Откр.19 ). Откровение Иоанна указывает на два воскресения. Первое будет после падения Рима. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие. Они жили и царствовали со Христом тысячу лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр.20,4–6 ). После этого на земле начнется восстание народов против этих святых. Восставших бросают в серное и огненное озеро, а мертвых, которые все в тот момент воскреснут, предадут суду; грешников бросят в упомянутое выше озеро; праведники же более не будут никогда знать смерти, будут вечно наслаждаться жизнью в Новом Иерусалиме, в который все народы земли будут сносить свои богатства и сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

И в новолуние седьмого месяца пошел он в Вефиль и устроил жертвенник на том месте, где он спал, и поставил памятник. И он послал к отцу своему Исааку, чтобы он пришел к нему к его жертве, а также и к своей матери Ревекке. И Исаак сказал: «Пусть придет сын мой Иаков, чтобы я увидел его, прежде чем умру». И Иаков пошел к своему отцу Исааку и к своей матери Ревекке в дом отца его Авраама, и взял с собою двоих из своих сыновей – Левия и Иуду, и пришел к отцу своему Исааку и к своей матери Ревекке. И Ревекка вышла из башни к нему, чтобы поцеловать и обнять Иакова; ибо ожил дух ее, как только она услышала: «Вот пришел сын твой Иаков». И она поцеловала его, и увидела двоих сыновей его, и узнала их, и сказала ему: «Это твои сыновья, сын мой?» И она обняла их, и поцеловала их, и благословила их, говоря: «Да будет чрез вас честь семени Авраама, и да будете вы во благословение на земле!» И Иаков вошел к отцу своему Исааку в покой его, где он спал, и двое сыновей его с ним. И он взял руку отца своего, и наклонился, и поцеловал его; и Исаак пал на шею сыну своему Иакову и плакал на шее его. И мрак сошел с очей Исаака, и он увидел обоих сыновей Иакова – Левия и Иуду, и сказал: «Это твои сыновья, сын мой? ибо они похожи на тебя». И он сказал ему, что они действительно его сыновья, и «действительно я видел, что они истинно мои сыновья». И они подошли и обернулись к нему, и он поцеловал их и обнял их обоих вместе. И дух пророчества нисшел в уста его. И он взял Левия за правую руку, и обратился к Левию, и начал прежде благословлять его, и сказал: «Да благословит прежде всего тебя Господь миров – тебя и твоих сыновей во весь век! И да прославит Господь тебя и твое семя великой честью; и да благоволит Он, чтобы из всякой плоти ты и твое семя приступали к Нему для служения Ему в Его святилище; как Ангелы лица и как святые, так да будет семя твоих сыновей в честь, и достоинство, и освящение! И да соделает Он их великими во все века; и владыками, и князьями, и начальниками да будут они над всем семенем сыновей Иакова; да изрекают они слово Господне с искренностью, и Его правду да исполняют они по всей справедливости, и да повествуют они о моих путях Иакову и об откровении Израиля; благословение Господне да будет вложено в уста их, дабы все семя их благословляло тебя, возлюбленный! И мать твоя нарекла тебе имя Левий, и справедливо она назвала тебя так: ты будешь стоять ближе всех к Господу и будешь иметь долю у всех детей Иакова; его стол да будет твоим, и ты и сыновья твои должны питаться от него; во все роды да изобилует стол твой, и твое пропитание да не умалится никогда во все века! Все ненавидящие тебя за что-либо погибнут пред тобою, и все твои враги да будут истреблены и да погибнут! Благословляющие тебя да будут благословлены, и все люди, проклинающие тебя, да будут прокляты!»

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Но сам факт, что Господь Бог скрыл от нас дату Своего Второго Пришествия и кончины века, свидетельствует о том, что Бог хочет, чтобы в каждом поколении христианской истории мы пребывали бы в ожидании. Есть такое латинское слово – адвентус, ожидание Пришествия. Каждый христианин должен пребывать в таком ожидании. Когда апостолы видели вознесение Христа на небо, им предстали два Ангела и сказали: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). И вся история христианства с этого момента становится историей ожидания. Когда же небеса с шумом прейдут, в этот мир явится Господь. С другой стороны, смерть каждого из нас – это и есть кончина века для нас персонально. А так как эта смерть может наступить в любой момент, это значит, что кончина века – это реальность наших дней, а не просто какого-то отдаленного будущего. То есть буквально кончина собственного века. И мы читаем далее: «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле» ( Откр.10:8 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Иной, высший Ангел, повелевает здесь евангелисту под видом книжки принять разумение открытого видения». Само слово «книга» свидетельствует о неком зафиксированном познании, которое уже не изменяется. Но вот памятная книга, которая была взята Агнцем Божиим, Сыном Божиим из рук Сидящего на престоле, она была изменена. Там были изглажены все тексты. Кровью Иисуса Христа все наши содеянные прежде преступления были изглажены из памятной книги Бога. Такое милосердие нам явлено в Крови Агнца Божия. И в сегодняшнем Евангелии мы как раз с вами говорили о том, что Он принес нам мир с Богом Отцом, благодаря тому, что руки Его были пробиты гвоздями, ноги Его были пробиты гвоздями, ребро Его было пробито и источалась кровь, не просто кровь, но кровь и вода. Бог очищает нас через Свое жертвоприношение Богу Отцу в струях крови, вода – это символ слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Соломон царствовал над народом еврейским 40 лет. Владения его простирались от Египта до реки Евфрата и многие из соседних царей платили ему дань. Войн не было, и все подданные Соломона под его мудрым правлением жили спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею. Сам Соломон владел несметными сокровищами, которые привозили ему его корабли из разных стран. В его великолепном кедровом дворце вся домашняя утварь и даже щиты телохранителей были из чистого золота. Мудрость, которую Господь дал Соломону, была выше мудрости всех сынов Востока и всех египтян, так что из других стран многие приходили послушать мудрого царя и поучиться у него. Царица Савская (из Аравии) сама приехала в Иерусалим с большою свитою и богатыми дарами, чтобы испытать мудрость Соломона. Она предлагала ему много вопросов в виде загадок и на все получила мудрые ответы. Оставляя Иерусалим, она сказала Соломону: «я прежде не верила тому, что слышала о твоей мудрости и делах, но теперь вижу, что мне и вполовину не было сказано о них». Несмотря на свою мудрость, Соломон не сохранил верности Богу. У него было много жен; между ними были и язычницы. В угоду им Соломон построил капища идолам, а под старость и сам принимал участие в языческих жертвоприношениях. За это Господь чрез пророка объявил Соломону, что после его смерти царство еврейское разделится и сыну его достанется меньшая часть. Памятником мудрости Соломона нам остались три священных книги–Притчи Соломона, Песнъ Песней и Екклезиаст. Первая книга содержит краткие нравственные изречения. Во второй таинственно, под образом любви жениха и невесты, изображается будущее отношение Христа к Его Церкви. Книга «Екклезиаст», написанная Соломоном в старости, свидетельствует, что под конец своей жизни он сознал свой грех и искренне раскаялся пред Господом. «Все суета», говорит в этой книге мудрый царь, испытавший во всей полноте земное счастье. «Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил себе виноградники, приобрел себе слуг и служанок, собрал себе серебра и золота, и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья. И оглянулся я на все дела мои, и вот, все – суета и томление духа и нет от них пользы под солнцем». Суетность земных благ приводит Соломона к следующей мысли: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо оно пли худо».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010