Двигаться августовским вечером в сторону этой церкви не имело смысла: на Аппиевой дороге уже появились длинные синие тени от кипарисов и пиний. Здесь особенно проникаешь в содержание мотивов обращения Лермонтова к своим мыслям и тревожным раздумьям, отраженных в его стихотворении «Выхожу один я на дорогу». После посещения церкви Domine Quo Vadis все мысли прикованы к ключевым словам «камо грядеши». Впервые знаменитая фраза «Камо грядеши, Господи?» (рус. Куда Ты идёшь, Господи?; лат. Quo vadis, Domine?) была произнесена апостолом Петром, обратившимся к Иисусу Христу во время Тайной Вечери в Иерусалиме: «…Иисус сказал своим ученикам: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь». На это Симон Петр спросил недоуменно (ст. 36): «Господи! куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Иоан.13:33–36). В фразеологических словарях русского языка верно подмечен переносный смысл фразы «Камо грядеши?»: предложение задуматься, а правильно ли ты живёшь, человек, верны ли твои жизненные цели и ценности, туда ли ты в своей жизни идёшь, направлены ли к Богу твои стопы? О содержательном ответе на этот вопрос упоминается косвенно в Первом послании от Иоанна: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет… (подчеркнуто автором. – А.Х.)» (1 Иоан 2:9–11). Направляясь пешком по Аппиевой дороге в сторону ворот святого Себастьяна и перебирая в памяти пережитые впечатления, неожиданно в голову пришли и такие мысли: «Наверное, не столь уж важно, около каких именно римских ворот или на каком расстоянии от них произошло описываемое в предании чудо на Аппиевой дороге, в память о котором католики назвали одну из своих церквей. Для укрепления веры некоторых паломников, вероятно, и родилась еще одна легенда о существовании в церкви  Domine Quo Vadis куска мрамора с «отпечатавшимися стопами Христа».

http://bogoslov.ru/article/1331533

Если так будешь поступать и так сносить обиды, то будет явным для всех, что ты внедрил в себя божественную любовь. 9 . Если же тебе весьма желательно узнать, по каким признакам можно судить о ее присутствии в тебе, то и это будет тебе показано, только незамедлительно иди к нахождению их. Когда простерши ум к Богу, ты не отвлекаешься ничем из сущего долу, но забывая обо всем без труда и принуждения, ни о чем не рассуждая, радуясь наслаждаешься памятью о Боге и молитвою к Нему, тогда знай, что определенно ты достиг любви к Богу, и как долго бываешь причастен ей, так долго простирается и время такого твоего общения с Богом, лучше же сказать – единения с Ним. Опять же, когда с сокрушением и со сладкой болью в сердце ты молишься Богу в равной степени как о самом себе, так и о всяком человеке, знакомом тебе и незнакомом, враге и друге, огорчившем тебя и не огорчившем, тогда знай, что ты от души возлюбил твоего ближнего. Но эти внутренние расположения не приходят, если только ты не заимеешь явные дела любви. Потому что если ты не приучишь себя отвергать свою волю и исполнять волю ближнего, то как ты перетерпишь, если случится, нападки его на тебя? Если же благородно и великодушно ты не снесешь неприятности от людей, то как достигнешь такого состояния, чтобы молиться за врагов? Если не покоряясь Говорящему: «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» ( Лк.11:41 ), ты удерживаешь свое имущество и бережешь для себя и не расходуешь его для помощи нуждам ближнего, то как прольешь о них слезы? «Потому что тот, кто имеет любовь», говорит некто из друзей Божиих, «тот расточил свои деньги, а утверждающий, что обладает и тем и другим, т.е. и деньгами и любовью, тот заблуждается: или он пуст от денег, или пуст любви, а это то же, что сказать – пуст от Бога», потому что Бог есть любовь, и Он объявляет нам, говоря: «Не можете Богу работати и Мамоне» ( Мф.6:24 ), мамоной называя все то, что у нас имеется сверх нужды, будь то золото или серебро, или что-либо иное, и показывает, что стоящему на страже 17 своих денег невозможно молиться: «Ибо где сокровище твое, – говорит Он, – там и ум твой» 18 , и не ушел он в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Еще в ветхозаветной Церкви существовал обычай молиться за умерших, о чем свидетельствует священная история. Так, во дни благочестивого вождя иудеев Иуды Маккавея, когда при обозрении павших на поле сражения найдена была в их одеждах добыча от даров идольских, все иудеи «прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех.» А сам Иуда Маккавей послал в Иерусалим «принести за грех мертвых жертву и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» (2 Макк. 12:39–46). Что отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти, может быть дано, как в здешней жизни, так и после смерти, это естественно заключить из слов Самого Господа: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ). Равным образом, из слова Божия знаем, что Господь Иисус «имеет ключи ада и смерти» ( Откр. 1:18 ), следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу умилостивительной бескровной жертвы, приносимой за усопших. В христианской Церкви все древние литургии, как восточные, так и западные, свидетельствуют о молитвенной памяти Церкви об усопших. Таковы литургии известные под именами: апостола Иакова, брата Господня, св. Василия Великого , св. Иоанна Златоуста , св. Григория Двоеслова ; также римская, испанская, гальская; наконец, отколовшихся от Православия сект: яковитов, коптов, армян, эфиопов, сирийцев, и др. При всей их многочисленности, нет ни одной, где не находились бы молитвы об усопших. О том же говорят свидетельства отцов и учителей Церкви. Например, Ефрем Сирин так рассуждает о благодетельности молитвенного общения во имя Господа Иисуса живущих с усопшими: «для умерших благодетельны поминовения, совершаемые святыми во время их жизни. Пример этому представляют некоторые творения Божии, как напр. виноградник – его зреющие грозди в поле и вино в сосудах: когда созреют ягоды на лозе, тогда вино, стоящее в доме неподвижно, начинает пениться и волноваться, как бы желая убежать. То же бывает, кажется, с растением – луком: ибо как скоро начнет созревать лук, посаженный в поле, в то же время дает отпрыски и лук, находящийся в доме. Итак, если и растения имеют между собой такое ощущение: то не более ли для умерших ощутительны молитвенные приношения? Когда же благоразумно согласишься на то, что это происходит сообразно с природой тварей, то представляй себе, что ты начаток тварей Божиих.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Жертва принесена для искупления всего рода человеческого; Иисус Христос умер для спасения всех. Жертва безмерно велика и достаточна для того, чтобы её силою спаслись все: ибо умер за грехи мира не простой человек, но совершенный Праведник, Богочеловек Иисус, единородный Сын Божий. Если не все спасаются, то потому только, что не все веруют и чрез веру усвояют себе заслуги Господа Иисуса Христа; а Иисус Христос вознесен был на древо крестное и умер на кресте, по слову Самого Господа, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:15 ). Сохраните, братия, в памяти и в благоговейном сердце учение Богослова. Мы не должны грешить; мы всемерно должны удаляться грехов. Мы искуплены великою ценою крови единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа: потому душою и телом должны мы служить Богу, исполняя заповеди Его. Но если, и при старании нашем быть свободными от грехов, мы, по немощи своей, впадаем в грехи ныне и завтра; то не должно нам унывать или ослабевать в ревности к исполнению заповедей Божиих; а надобно тотчас, как приходим в сознание своих грехов, исповедать их пред Богом, сокрушаться о грехах, и просить прощения их во имя Господа Иисуса, единого нашего Ходатая пред Богом. Он есть умилостивление за грехи наши. Никто не сомневайся в могуществе Его ходатайства пред Богом Отцем: Он принес умилостивительную жертву за грехи всего мира; Он, как вечный и всесильный Бог, может всегда спасать приходящих к Нему с верою. Слава Ему, Спасителю и Богу нашему, с превечным Его Отцем и Св. Духом, во веки веков. Аминь. Беседа 5. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. (1Ин.2:3). Это пишет Апостол непосредственно после того, что слышали вы из его послания в предыдущей беседе: «то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши.» Для чего Богослов присовокупляет: «а что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди»? Он чрез это показывает, что требуется от нас, чтобы наша надежда на Иисуса Христа, на Его ходатайство о нас пред Отцем не была погрешительна и бесплодна: он показывает, что нам необходимо истинное познание Иисуса Христа, и раскрывает верные признаки, по которым непогрешительно можем судить о том, точно ли знаем мы Иисуса Христа, нашего Спасителя, нашего вечного и всесильного Ходатая пред Богом Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Наитием Духа Святого преблагословенная Мария зачала во чреве по благовестию Ангела ( Лк.1:35 ); Дух Святый, в виде голубя, сошел на Иисуса во время крещения Его в Иордане от Иоанна Предтечи ( Мф.3:16 ); Духом Иисус возведен был в пустыню, для искушения от диавола ( Мф.4:1 ); Духом Святым Он «принес Себя непорочного», всесвятого, в жертву Богу. «Очистит совесть нашу». Очистит не тело, как очищала ветхозаветная прообразовательная кровь, но очистит «совесть», очистит тело и душу от грехов, не перед людьми, не перед внешним законом, как очищала «кровь козлов и тельцов и пепел телицы», но перед всеведущим и всесвятым Богом, освобождая верующих в Него, Спасителя мира, от вины и осуждения за грехи, оправдывая их пред Богом и даруя им право на получение вечной блаженной жизни. «Кровь Иисуса Христа Сына Божия», говорит Иоанн Богослов, «очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). «От мертвых дел». Грехи называются мертвыми делами, потому что они лишают человека духовной жизни и подвергают его вечной смерти ( Евр.6:1 ). Как прикасавшиеся к мертвому трупу, по правилу закона, делались нечистыми в глазах еврейского общества: так греховные дела человека делают его нечистым пред Богом. «Для служения Богу живому и истинному». Как, по закону Моисееву, нечистые признавались недостойными входить в скинию, приносить жертвы Богу: так грехи, владеющие человеком, делают его неспособным приносить духовные жертвы Богу, и молитвы человека грешника, без веры в Господа Иисуса Христа, не могут доходить до Бога, и приобретать человеку благоволение Божие и Его милость. Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Братия! сохраним в памяти апостольское учение, для утверждения своей души в непоколебимой преданности Господу Спасителю, и в крепкой, неизменной любви к Нему. «Христос пришел архиерей грядущих благ». Христос Сын Божий, предвечно от Отца рожденный, предвечно в совете Божием и принял Божеское определение быть Ему первосвященником, ходатаем и Искупителем рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но сегодня, думаю, для каждого из нас очевидно, что нашим Собором руководил Дух Святой. Мы единомысленно исповедали православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Мы по воле Божией избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, и я вновь благодарю всечестной Собор за оказанное мне недостойному великое доверие, которое означает и великую ответственность. Мы приняли очень важные определения, которые помогут Церкви проложить достойный путь в будущее. Сам дух этого Собора и явная боговдохновенность его решений позволяют нам сказать о том, что мы совершили,  словами отцов Апостольского собора: «Изволися… Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28)! И обратить друг ко другу так хорошо знакомое нам братское приветствие: «Христос посреде нас! И есть, и будет!» Очень скоро мы покинем первопрестольную Москву и станем вновь трудиться, каждый на своем месте, для проповеди Евангелия, для возрождения церковной жизни, для просвещения светом Христовым ближних и дальних. Будем же молиться друг о друге, о Церкви нашей не менее усердно, чем молились перед этим Собором и в его дни. Будем всегда ощущать друг друга братьями и сестрами во Христе, постоянно живущими, как одно Его Тело, в Его присутствии. Будем хранить церковное единство, не нарушая  нашего многообразия. Будем, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «держаться единой Святой Православной Церкви нашей, коей Глава Сам Христос Бог наш, действующий в нас непрестанно во спасение и обновление наше». Дорогие во Христе братья и чада! Во дни Собора мы молились о блаженном упокоении души верного Божия раба Святейшего Патриарха Алексия. Верю, что сегодня он с радостью взирает на Церковь, которую возглавлял без малого двадцать лет, и молится о ней вместе с нами. Пусть наши дела будут достойны славной памяти почившего Первосвятителя. Пусть его молитва укрепляет и новоизбранного Патриарха. Объявляя закрытым наш Поместный Собор, обращаю ко всем вам, дорогие мои, апостольские слова: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3).

http://bogoslov.ru/article/378786

Патриаршее поздравление с престольным праздником Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2008 г. 12:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира , преподавателей и учащихся Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии с престольным праздником духовных школ. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, профессорско-преподавательской корпорации, сотрудникам и студентам СПБДАиС Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — престольный праздник Петербургских духовных школ. Апостол Иоанн Богослов, именуемый в православной традиции апостолом любви, был самовидцем и служителем воплощенного Спасителя мира и явил людям таинственное ведение судеб Божиих через приобщение к неизреченной Премудрости Бога-Слова. Посему и ныне все, кто трудится на ниве богословского образования, неизменно ощущают благодатную помощь, ниспосылаемую от Господа Вседержителя по молитвам его возлюбленного ученика и наперсника Его на Тайной Вечери. Богообщение, которое мы достигаем в молитве и участии в Таинствах церковных, во все времена является главным средоточием жизни каждого истинного последователя Христова. Посему призываю всех вас, дорогие мои, быть ревностными молитвенниками, стремясь предстоять престолу Божию с кротостью и благоговением, дабы исполнились слова апостола языков, говорящего: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Петербургские Духовные школы традиционно отличались высоким уровнем духовного образования и богословским дерзновением, свойственным христианам, прочно укорененным в святоотеческой традиции богомыслия и не боящимся отвечать на самые сложные вопросы современности. Желаю вам, Высокопреосвященнейший владыка митрополит, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели, дорогие воспитанники и студенты, неоскудевающей помощи Божией в трудах на ниве духовного просвещения. «Да укрепит Вас Господь и Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:11-12)». +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471232.htm...

Побуждая благоговейно хранить единение со Христом, св. Иоанн обращает взоры христиан к будущему великому событию славного пришествия Господа Иисуса на землю, для совершения последнего суда, после которого грешники пойдут в муку вечную, а праведники в жить вечную ( Мф.25:46 ). Итак, дети т. е. верующие во Христа, говорит Богослов, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, во славе, судить живых и мертвых, иметь нам дерзновение пред Ним, – предстать лицу Его с надеждою получит от Него милостивое призвание к вечной жизни, по Его обетованию, и не потерпеть уничижения и посрамления пред Ним, которым подвергнутся на последнем суде все наворовавшие во Христа и нераскаянные грешники, когда услышат страшный глас Судии: идите от Мене проклятые во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). 29 . Если вы знаете, что Он праведник, знайте и тó, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Еще побуждение к исполнению заповедей Христовых – напоминание о том достоинстве, которым украшаются истинные христиане, верно исполняющие заповеди Христа Спасителя. Если вы знаете, что Он, Христос Спаситель, праведен; знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Если вы знаете, что Он, как человек и единородный Сын Божий, истинный Богочеловек – всеправеден и всесвят: а вы это совершенно знаете, как просвещенные благодатью Святого Духа и от Него наставляемые: поэтому должны знать и всегда содержать в памяти и ту истину, что всякий, творящий правду, исполняющий заповеди Божии, от Него, Бога Отца, возрожден благодатью Святого Духа. Творит правду – в священном Писании обыкновенно означает исполнять закон Божий, делать добрые дела 13 , или исполнять волю Божию. Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Апостол сперва заповедует пребывать в Иисусе Христе: итак, дети, пребывайте в Нем; и потом показывает, как можем пребывать в Нем, как можем увериться в единении с Ним, или что может свидетельствовать о том, что мы в Нем пребываем. Это пребывание в Господе свидетельствуется или обнаруживается деланием правды, или исполнением заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Протоиерей Александр Шаргунов: «Необходимы определенность и ясность» 11.09.2023 13:00:59 Как торжественно Церковь совершает память святого Иоанна Предтечи! Не того Предтечи, который шел впереди Христа, проповедуя многолюдным толпам о славе Спасителя, но Предтечи, заключенного в темницу, в которую входит воин, чтобы исполнить приказ Ирода. Вот человек, который должен умереть из-за чьего-то прелюбодеяния. И какой человек! Тот, кого Христос ставит выше всех других. Церковь преподает нам сразу же несколько уроков. Невозможно быть верным Христу, не храня внимательно ясного отношения к злу, которое есть в человеке. Святой Иоанн Предтеча обличает зло, с которым для него невозможно примириться. Вот первый урок. Там, где зло в человеке и в мире, — неизбежны страдания. В святом Иоанне мы видим в предельной степени то, что возвестил Христос Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). И еще: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Это значит — вы будете гонимы. Вам создадут такие условия, что вы будете задыхаться, как бы от недостатка воздуха. Но мы дерзаем говорить: «Блаженны изгнанные за правду». Среди стольких несчастий и страданий мира кто может легко дышать? Может быть лучше убежать в пустыню, чем видеть все эти ужасы и грехи? Святой Иоанн Предтеча не просто имел скорбь, он, глас вопиющего в пустыне, предпочел молчание смерти всякому другому молчанию. Святые мученики всех времен говорят нам: «Мы плачем, оттого что вы не плачете». В памяти встает также молитва Христа, когда Он в полном одиночестве молился на горе Елеонской, совсем рядом с Гефсиманией. Второй урок заключается в том, что определенность и ясность веры не могут противоречить истине и правде. Необходимо зло называть злом, грязь — грязью. Мы знаем, что происходит в сегодняшнем мире, и какая утрата ясности угрожает Церкви. Мы должны хранить себя от идолов, о которых говорит апостол Иоанн Богослов. Это одна из самых серьезных задач, стоящих перед совестью каждого пастыря. Ибо мы живем в мире, где есть зло, — и тот, кто совершает его. Есть грех и есть грешники. И есть как бы некое противостояние между правдой и милосердием. Но сравнение с врачом, кажется, все проясняет. Врач старается исцелить больного, и у него нет другой цели. Церковь называет таинство покаяния «духовным врачеством». Благодатью Христовой священник исцеляет грешника от его греха, не вынося грешнику приговора, ни тем более показывая сочувствия греху. Он постоянно спрашивает себя: то что я говорю, то что я делаю — помогает ли исцелить такого-то человека от такой-то болезни? Вот золотое правило: необходимы определенность и ясность, но определенность и ясность спасателя. По благодати Спасителя.

http://radonezh.ru/2023/09/11/protoierey...

Прочитаю вам самые последние абзацы романа: А сейчас им предстоит долгий путь: они будут идти все утро. До самого полудня. И если пока что они шли молча, то только оттого, что каждому было о чем подумать и что вспомнить. Позже, когда солнце взойдет высоко и согреет их своим теплом, они станут беседовать или, может быть, каждый просто расскажет то, что запомнил, чтобы удостовериться, чтобы знать наверняка, что все это цело в его памяти. Эти люди только что пережили катастрофу. Монтэг чувствовал, что и в нем пробуждаются и тихо оживают слова. Что скажет он, когда придет его черед? Что может он сказать такого в этот день, что хоть немного облегчит им путь? Всему свое время. Время разрушать и время строить. Время молчать и время говорить. Но что еще? Есть еще что-то, что надо сказать… И дальше цитата из апостола Иоанна Богослова: …И по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. Речь о том, что человечество, которое находится на дурных путях, непременно в один прекрасный день очнется, люди захотят чистой воды, листвы древа жизни для исцеления народов. А листва — это и есть страницы книг. Пророческая надежда В этой книге есть пророческая надежда. Современная цифровая культура характеризуется крайней ненадежностью, она подвижная и зыбкая. Можно переписать любые электронные книжки, например, из Толстого убрать куски и вставить другие — никто не заметит. Из бумажной книги убрать текст очень трудно. Что мы можем этому противопоставить? Память и средства меморизации — культуру письменного текста, написанного на надежном носителе, где каждое вычеркивание заметно. Брэдбери пророчески понял за полвека до нашего времени, что экран будет стремиться разрушить чтение и люди будут предпочитать движущиеся картинки текстам. А если они даже будут приверженцами текстов, то они будут электронные тексты предпочитать бумажным. Если мы больше не можем читать Шекспира , мы теряем память. А если мы теряем память, то перестаем думать.

http://blog.predanie.ru/article/sotsialn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010