Можно с уверенностью сказать, что небесное покровительство апостола Иоанна Богослова имеет особое значение для всех учащих и учащихся Санкт-Петербургской Духовной Академии: трудно переоценить молитвенную помощь того, кого Святая Церковь удостоила звания богослова. Ведь Духовная школа объединяет людей, в определенный момент своей жизни решивших посвятить себя изучению Слова Божия и богословских наук. Каждый студент надеется, что проявленное в учебе, молитве и трудах усердие поможет ему обрести не только необходимые теоретические знания, но и духовный опыт, который позволит стать ближе к Богу и хоть в малой мере, но все же даст право тоже носить почетное звание богослова. Апостол был назван Церковью богословом за то, что написанные им Евангелия и послания отличаются возвышенностью, проникновением в тайны бытия и истории. Вся христианская Церковь глубоко чтит его, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом - символом высоты полета его богословской мысли. После чтения Евангелия проповедь произнес священник Дионисий Харин . За Божественной литургией, после евхаристического канона, архиепископ Амвросий  рукоположил иподиакона Иоанна Никитина в диакона. В алтаре храма Владыка поздравил новорукоположенного диакона Иоанна и вручил ему ставленническую грамоту. В конце богослужения архиепископ Петергофский Амвросий поздравил всех молящихся с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и обратился с архипастырским словом: " Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний, дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с престольным днем нашего академического храма, с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В его доме мы живем, учим и учимся, здесь проходит очень важный этап жизни каждого из тех, кто призван трудиться на ниве духовного просвещения, делиться своими знаниями и жизненным опытом, передавать его молодому поколению. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы часто называем апостолом любви, он известен как возлюбленный ученик Христов. Но он наиболее любимый ученик Христов не потому, что Бог кого-то любит больше, а кого-то меньше, но именно потому, что Иоанн сам возлюбил Христа намного больше, нежели остальные апостолы. Поэтому он смог ту преизобильную любовь, не имеющую меры и исходящую от Отца светов, принять в той степени, в которой было открыто его сердце для слов Божественного Учителя и для любви, излившейся в его жизнь и в его сердце.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Первое упоминание о церкви Иоанна Богослова относится к 1702 году. В конце двадцатых годов ХХ столетия храм был закрыт. Здесь располагались клуб, типография, зал для занятия тяжелой атлетикой, восьмерик использовался как жилой дом. Потом храм стал пустовать и употреблялся лишь как распивочная и туалет. В 1990 году храм вновь был открыт для служения. Первоначально служились молебны в наиболее сохранившемся Петропавловском приделе. 21 мая 1991 года в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова в южном приделе храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла была впервые после длительного перерыва совершена с 1929 года совершена Божественная Литургия. http://www.podolskoe.ru/krasnoe/main.htm Церковь Иоанна Богослова построена в 1706 г., каменная. В прошении, поданном в Поместный приказ 6 мая 1703 г. от имеритинского царя Арчила, написано: «обещание сына моего Александра построить в Московском уезде, в подмосковной своей вотчине, в селе Красном, Пахово тож, церковь во имя Иоанна Богослова каменную, а к той церкви земли дает священнику с причетники 10 четвертей, да сенных покосов 10 копен», и просил, чтобы оную землю утвердить за оною церковью и об этом уведомить Патриарший казенный приказ. Вследствие этого прошения Поместным приказом 24 декабря того же года дано было знать Патриаршему приказу, что земля с сенными покосами утверждена к церкви Иоанна Богослова, которая будет построена в сельце Красном, Пахово тож. В декабре 1706 г. царь Арчил Вахтангиевич Имеритинский входил с прошением в Патриарший казенный приказ с прошением, в котором объяснял: «в прошлом, государь, 1703 г. по обещанию сына моего царевича Александра в Московском уезде, в подмосковной его вотчине, в селе Красном, Пахово тож, построил я церковь каменную во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, а та церковь еще не освящена», и просил дать ему из Патриаршего приказа освященную грамоту… В 1709 г. церковь Иоанна Богослова стояла не освященною, и когда она была освящена из документов не видно. Пахово по писцовым книгам 1627 – 28 гг. было сельцо на реке Пахре, Московского уезда, Лукомского стана, «поместье за князем Иваном Борисовичем Черкасским; в сельце двор боярский с деловыми людьми и двор конюшенный, да за рекою Пахрою, на перевозе, 3 двора бобыльских с 4 чел.», к сельцу принадлежали деревни: Горки и Гавриловка на реке Пахре и Страдань на речке Страдании. В 1646 г. этим поместьем владел племянник князя И. Б. Черкасского князь Яков Черкасский.

http://sobory.ru/article/?object=06087

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в престольный праздник правого придела собора Свято-Духова монастыря, епископ Иларион совершил в этом соборе Божественную литургию. Владыке сослужило духовенство собора. За богослужением присутствовал митрополит Виленский и Литовский Хризостом, насельники монастыря. По окончании Божественной литургии и праздничного молебна епископ Иларион произнес проповедь, посвященную учению святого апостола Иоанна Богослова о любви. Далее, поблагодарив митрополита Хризостома за приглашение посетить Литву, Владыка Иларион сказал: " После долгого перерыва с большим волнением переступил я порог этого святого храма, совершил эту Божественную литургию. В моей памяти воскресли образы людей, которые уже перешли в мир иной, и с большой радостью увидел я снова тех, кто продолжают жить и трудиться в монастыре во славу Божию " . " Я с радостью посещаю в эти дни храмы Вильнюса и других городов Литвы, – продолжил Владыка Иларион. – Видя, как многое изменилось за прошедшие четырнадцать лет, как те храмы, которые стояли почти в руинах, сейчас отреставрированы и сияют золотыми куполами, видя, как развивается церковная жизнь, как храмы наполняются людьми, как молодежь сплачивается вокруг Церкви, я радуюсь тому, что есть будущее у Православной Церкви в Литве, радуюсь, что Церковь здесь развивается и процветает " . В тот же день епископ Иларион посетил храмы в селах Титувенай, Колайняй и Каунатава, настоятелем которых он служил в 1988-1990 годах. 22 мая, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Иларион по благословению митрополита Хризостома совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском храме города Тельшяя, настоятелем которого он был в 1989-1990 годах. По окончании литургии и крестного хода Владыка обратился к настоятелю и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове настоятель прихода иеромонах Нестор от своего имени и от имени прихожан тепло приветствовал Владыку, пожелав ему многих и благих лет служения Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/13671.html

О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

2 червня 2009 р. 00:00 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца [Стаття] Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь и решился стать иноком. 31 травня 2009 р. 19:04 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского [Стаття] 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. 27 травня 2009 р. 15:00 28 мая — Вознесение Господне [Стаття] Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святой Православною Церковью как один из великих праздников, в сороковой день от первого дня Пасхи. 21 травня 2009 р. 19:00 22 мая перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар [Стаття] Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. 21 травня 2009 р. 00:00 21 мая день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [Стаття] Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. 6 травня 2009 р. 00:00 6 мая — память великомученика Георгия Победоносца [Стаття] Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

святых: помимо памятей местных мучеников и Карфагенских епископов в нем указаны нек-рые Господские праздники , а также имена подвижников, чье почитание перешло из др. Церквей. При этом составитель включил в К. к. только даты значимых литургических торжеств в соответствии с традициями Карфагенской Церкви (отсутствие памятей мучеников в период Четыредесятницы) и не стремился указать памяти святых на все дни календаря. Память мучеников Маккавеев (1 авг.) - единственная в календаре из ветхозаветных. Она утвердилась как особое торжество во мн. Церквах Востока (Антиохия) и Запада (Рим). Эти иудейские мученики рассматривались как прообразы всех последующих христ. мучеников. Из праздников, связанных с жизнью Спасителя, указаны только 2 - Рождество Христово и Богоявление. За Рождеством следуют памяти первых новозаветных мучеников: первомч. и архидиак. Стефана (пам. 26 дек.), св. Иоанна Предтечи (впосл. ее вытеснила память ап. Иоанна Богослова) и ап. Иакова Зеведеева (пам. 27 дек.), Вифлеемских младенцев (пам. 28 дек.), церковное поминовение к-рых после Рождества уже прочно вошло в обиход всех Церквей Запада. Кроме того, отмечен праздник Рождества св. Иоанна Предтечи (пам. 24 июня). Упоминание под 29 июня апостолов Петра и Павла можно считать следствием рим. влияния. Из др. апостолов указаны только особо чтимые в К-поле Андрей Первозванный (пам. 29 нояб.), Лука (пам. 13 окт.) и Тимофей (пам. 22 авг.), чьи мощи были перенесены в IV в. в к-польскую ц. св. Апостолов. В К. к. включены имена рим. святых сщмч. Климента , еп. Римского (пам. 23 нояб.), мч. Хрисогона (пам. 24 нояб.), мч. Ипполита (пам. 13 авг.), сщмч. Сикста II , еп. Римского (пам. 6 авг.) и его архидиак. Лаврентия (пам. 10 авг.), мц. Агнии (пам. 21 янв.) и мч. Генесия Мима (пам. 24 авг.). В последнем случае память рим. мученика, по всей видимости, вытеснила память более известного и чтимого мч. Генесия Арелатского (пам. 25 авг.) ввиду более тесных связей Карфагена в V-VI вв. с Римом, чем с Галлией. Причина, по к-рой из многочисленных рим.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Проверяйте себя время от времени. Берите наугад какую-нибудь книгу Ветхого Завета и попытайтесь читать её, пытайтесь понять, что во Христе должно быть понятно нам из этих Писаний, что открывает нам Бог через эти священные буквы. Если вам ничего не понятно, то это знак того, что нужно трудиться и упражняться. Ну, и конечно, нужно читать Новый Завет. С него и начинать надо, потому что благодать открывается от силы в силу через написание Нового Завета. Ну и вообще, в День памяти какого-нибудь из священных писателей, например, Матфея или Луки, или Иоанна Богослова, или апостола Петра (у него есть в писании два соборных послания), или апостола Иуды (не Искариотского), брата Господня, или Иакова, или ветхозаветных писателей, Моисея, например, или Давида. Очень хорошо было бы взять себе за правило почтить память священного писателя чтением его книги в тот день, когда он поминается Церковью. Завтра, например, память Матфея. Не все смогут быть в храме Божием. Кто-то работает, милиционер, доктор идёт на дежурство, пилот будет управлять самолётом, машинист тепловоза будет вести тепловоз. Не каждый человек может прийти в храм, даже те, кто хотят. Как нам почтить святого евангелиста и ученика Господня, единого от двенадцати? Можно почитать в этот день Евангелие от Матфея. Таким образом, мы почтим святого Апостола и евангелиста, память которого совершается церковью. Мы прочитаем часть его книги, которая сохраняется в церкви и почитается как драгоценность. И потом, когда будет память  евангелиста Иоанна Богослова, или память Моисея, или память пророка Амоса, или Осии, или Исаии, или Иеремии, прекрасно было бы, если бы мы привыкли в день памяти этих святых находить их книги и читать их. В храме они должны читаться в виде паремий. Проповедовать нужно о жизни этих святых писателей и о смысле книг, которые они написали, и мы сами должны обязательно приклонить своё ухо к тем живым словам, которые они оставили нам на страницах Священного Писания. Я предлагаю вам сверять свою жизнь с церковным календарём.

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Так прошла зима. Наступила весна 1989-го, последовавшего за 1000-летием Крещения Руси, года. Той весной состоялась моя первая, в качестве журналиста, встреча с архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым), интервью с которым – первое за многие десятки лет – увидело свет на страницах молодежной газеты, где я тогда работала. Рязань к такой «встрече» оказалась не готова. Местный уполномоченный по делам религий, у которого редакция попросила заверить интервью, как это тогда полагалось, потребовал убрать из материала обращение «владыко», заменив его светским – фамилией, именем и отчеством. Наше противостояние продолжалось несколько дней. Я все же убрала «неугодные» слова из оригинала, но после того, как уполномоченный завизировал интервью, в газете оставила все, как было прежде: и «владыку», и «Ваше Высокопреосвященство». А с управляющим я больше не встречалась... В беседе владыка Симон рассказал о недавно переданном епархии Свято-Иоанно-Богословском мужском монастыре, что недалеко от Рязани, и благословил написать об обители. 21 мая, в день памяти любимого ученика Христа, апостола Иоанна Богослова, в обители был освящен собор в его честь. С фотографом мы приехали в монастырь. Накрапывал дождик, а мы шли к разрушенным монастырским стенам, к тому, что осталось от 71-метровой колокольни, венчал которую, вместо главы, ржавый остов. В соборном храме еще совсем недавно хранили технику и горюче-смазочные материалы, и ко дню освящения земляной пол на время покрыли линолеумом. Народу было – не протолкнуться. Были на освящении и те, кто помнил еще «живой» монастырь, его последнего настоятеля и насельников. То была моя первая встреча с апостолом Иоанном Богословом (владыка Иоанн родился 9 октября, в день памяти апостола Иоанна Богослова). Второй раз я приехала в обитель спустя месяц или два. Был будний день. В храме – единицы послушников и несколько местных старушек. Служба уже закончилась, пели панихиду. Присоединилась к окружившим канон старушкам и я. Вдруг слышу шаги: кто-то спускается по лестнице с клироса. Монах, уже в летах, подошел к канону, благословил молящихся и вместе со всеми вышел из храма.

http://pravoslavie.ru/134992.html

На день памяти Иоанна Богослова мы имели честь встречать митрополита Варсонофия на нашем дорогом Леушино. В приветственном слове я описал мужество владыки, решившегося послужить в еще невосстановленном храме, без должного благолепия, подобающего архиерейскому богослужению. Меня это подкупило – согласитесь, глава епархии и должен таким быть – служить не только в храмах, блещущих сусальным золотом, но и в таких, которым требуется помощь. Была еще одна причина решения владыки посетить Леушино – он очень почитает Апостола Иоанна Богослова, старается не пропускать дней его памяти и послужить в каком-нибудь храме, освященном в его честь. В Санкт-Петербурге церквей, посвященных Апостолу Иоанну, не так много: домовый храм при СПбДА, церковь на Волковском кладбище и Леушинское подворье. Времени на подготовку встречи митрополита было мало, но мы, работая буквально днем и ночью, обновили фасады, убрали ненужные стройматериалы, завершили реставрацию росписи. Что касается самой службы – в храме при отсутствии особого убранства особенно чувствовалась красота православного богослужения. Вспомнились послы князя Владимира, пленившиеся течением службы в византийском храме, что повлияло на выбор им Православной веры. Нашему приходскому хору мы попросили помочь хор Феодоровского Государева собора. Владыке сослужило четыре священника: протоиерей Андрей Щербан из строящегося храма Рождества Христова на 6-й Рождественской, ключарь Казанского собора протоиерей Андрей Герасимов, секретарь епархии протоиерей Сергий Куксевич, руководитель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. Владыка служит просто, проникновенно, духовно легко. Сочетание вдохновенной, благодатной службы, отсутствие иконостаса, пасхальный чин рождали ощущение Пасхи. Мы как будто вновь пережили пасхальное торжество. Храм был заполнен, на престол обычно приходит много людей, но тут молва о приезде владыки разошлась мгновенно. Это была историческая служба, ведь последний раз на Леушинском подворье литургия архиерейским чином служилась еще до революции. Таким образом, мы невольно отметили примерно столетие отсутствия архиерея в нашем храме. А до революции архиереи довольно часто бывали на подворье, и два престола в храме были освящены архиерейским чином. Раньше Леушинский монастырь относился к Новгородской епархии, и его петербургское подворье выполняло функцию архиерейского подворья новгородских владык. Здесь они останавливались, посещая северную столицу.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010