И Русская церковь на соборах 1666–1667 годов руководствовалась тем же взглядом на церковно-богослужебные чины и обычаи, каким руководствовалась святая церковь всех предшествующих времён, то есть, стремясь к единству не только в догматах, но и в обрядах, допускала в то же время покорным чадам некоторые обрядовые разности. Например, относительно молитвы Иисусовой отцы собора 1667 года говорят, что следует «глаголати: Господи Ιисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ... Но и сия молитва: Господи Ιисусе Христе, Сыне помилуй насъ, не прекословящимъ свободна есть ко (Деяния собора 1667 года, лист 33 и об.). И вслед за сим поясняют: есть наше и заповдь о святомъ символ, о и о честнаго и животворящаго креста, о перстъ и о Ιисусовой молитв», т. е. как Иисусова молитва со словами: «Сыне непрекословящимъ не возбранена, точно так же непрекословящим свободны к употреблению и символ веры с прилогом «истиннаго» в 9-м члене, и сугубое аллилуиа, и двуперстное сложение и проч. Но это только «непрекословящимъ», то есть таким лицам, которые не считают православную церковь заражённой антихристовой скверной, не порицают новоисправленные книги, чины и обряды, которые страшатся разорвать благодатное единство с святой церковью, но по своей привычке желают содержать или употреблять при молитвословиях те обряды, к которым они привыкли, – для таких-то вот лиц (каковы, например, единоверцы) церковь может делать снисхождение. Это соборное толкование само за себя говорит, что отцы собора не положили никакой хулы на прежде употреблявшиеся чины и обряды. Ещё яснее эта мысль видна из 17 правила собора 1667 года, в котором говорится: «Благословихомъ убо, яко освящённого чина и монахи да носятъ, якоже носятъ вси освященнаго чина и монахи святыя восточныя церкве. Обаче не принуждаемъ, но подражателей ея благословляемъ. Аще же кто не покоренъ и не хощетъ такова носити, повелваемъ: да не укоряетъ носящихъ. Аще ли же кто станетъ укоряти носящихъ одежды, таковый аще отъ священнаго чина будетъ, да извержется; аще ли отъ да отлучится» (там же, лист 14). Следовательно, противление церкви состоит в укорении новоисправленных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

И собор 1667 года 22-м своим правилом повелел «искоренить» наставление о двуперстии, содержащееся в старопечатных книгах, как сложенное «отъ нкотораго раскольника и скрытаго еретика ереси» (лист 15). Но затем Российский Синод, вопреки соборному определению, благословил единоверцам окормляться такой тьмой еретичества, признавшись, что знаменоваться двуперстно «очень изрядно» (Увещание Синода) и тем самым сам подпал под соборную клятву. Мы же, старообрядцы, и без Синода знаем, что содержать древние чины и обычаи очень изрядно и на это не нужно никаких благословений. Следовательно, на нас и не могут лежать соборные клятвы по писанному: «если святитель, – говорит преподобный Иосиф Волоцкий , – не по воли Божией проклинает, то не последует суд Божий» («Просветитель», Слово 7). Разбор. Напротив, из Деяний собора 1666 года ясно видно, что суд был произнесён именно над расколоучителями за хуления на церковь , её учение и священные обряды. «Вопрошенъ (диакон Феодор) о св. символ благоисправленномъ: аще его держит? И он обхули и похули символъ святый новоисправленный. Еще вопрошенъ о святомъ по три краты чтомомъ съ слава теб Боже: аще лобзает? и то онъ хульными укори словесы своими. Напослдокъ вопросиша его о перстовъ первыхъ въ крестномъ како онъ мудрствуетъ? онъ же отрыгнулъ отвтъ сицевъ, яко вся сатаниною чрезъ Никона суть развращенна... Освященный соборъ, видя его суди яко удъ гаггреною растлнный отсщи, да не здравыя повредитъ уды» (Деяние 6-е, лист 22 и об.). Помимо устных, на соборе рассматривались и письменные злохуления на святую церковь , распространяемые первоучителями раскола. Так, когда от лица собора 1656 года была издана и выпущена книга «Скрижаль», в приложении к которой помещена была специальная статья: «О еже коими персты десныя руки изображати крестъ», то в опровержение «Скрижали» и особенно статьи о крестном знамении Никита пустосвят написал «Челобитную», в которой было подобрано множество обвинений против святой церкви, соединяемых не только с злохулениями на Российскую церковь , но и на святых мужей и учителей вселенских – Дионисия Ареопагита , святого Василия Великого и других.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

488 Нашия честныя царьские заповди слово то, что не от коликихъ лтъ Лифлянская земля – отчина наша от великого Ярослава, сына великого Владимера, иже во святомъ крещении Георгия, иже и Чюдцкую землю плени и постави в ней град в свое имя Юрьевъ, а по-немецки Дерптъ, тажъ по семъ великого государя Александра Невского; и дань, и старые залоги с тое Лифлянские земли шла, и прадеду нашему, великому государю и царю Василью, и дду нашему, великому государю Ивану, и отцу нашему, великому государю и царю всеа Русии блаженные памяти Василию, присылывали неоднова бити челомъ за свои вины и о своих нужах, и о миру съ ихъ вотчинами, с Великимъ Новымъ городом и Псковомъ, и что было имъ к Литовскому не приставать. Такъ же и к нашему царьскому величеству присылали и не одинова бити челомъ своих пословъ, и дань на себя по-старому положили, и после того в томъ во всемъ не исправилися, и за то на них нашъ гневъ, мечь и огнь ходит. И нкогда убо прииде в слухи наша, яко то бзгосударное мсто Литовское, преступивъ Божи повление, еже не повле никому же в чюжая пределы преходити, и Литовские люди в ту нашу отчину, в Лифлянскую землю, вступившися, тебя учинили тут гетманомъ. И ты многия неподобныя дела поделал еси: не имея храбръства, взялъ еси искрадомъ нашия вотчины Пскова пригородокъ Изборескъ, и какъ еси поругалъся, отступивъ от крестьянства, церкви Божии и священства образомъ. 489 Ино тричисленного Божества и пречистые Богородицы милость, и всехъ святых его молитвы, и иконного воспроповдания поклоняния крепость вас, иконоборъцов, посрами, а нашу дрвнюю отчину к намъ возврати; а ваша надежда – Кронъ и Зевсъ и инии, о них же выше рхомъ, ни во что же бысть. А пишешъся Палемонова роду, 490 ино то палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умелъ его под собою держать, самъ в холопи попал иному роду. А что пишешъся вицерентомъ земли Ифлянъския, справцы рыцерства волного – ино то рыцерство блудяще, розблудилося по многимъ землямъ, а не волное. 491 А ты выце-рентъ и справцъ над шибницыными людьми, которые из Литвы ушли от шибницы, то с тобою рыцерство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимира. 448 Обнаружился и второй список РасЖВ-6: БАН, ОР, 31. 6. 26 (XVI в.), л. 357–365. РасЖВ-6 является искусной компиляцией из ЖВ, «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и РасЖВ-4 с добавлениями из ПрЖ-2. Начало и конец соответствуют ЖВ. Заглавие: «Житие блаженаго князя Владимера...». Начало: «Сеи бысть сынъ Святославль отъ племени Варяжьска князь Владимеръ...». Конец: «...от нихъ же ныне женуть в рнии сыны пользныя рукояти покаяния, и друзии уже ядять нескудную пищу в Царствии небесн мъ ея же трапезы сподобимся и мы недостоинии, кающеся о своихъ съгр шениихъ». Текст ЖВ следует вплоть до напоминания бояр князю о крещении св. Ольги. Далее вставлен фрагмент из Иакова Мниха: «То слышавъ, князь Владимиръ... разгарашеся святымъ Духом сердце его, желая святого крещения». Следовательно, основой переделки была не Краткая редакция, а полный текст Иакова. Следующая фраза, мотивировка корсунского похода, заимствована полностью из ПрЖ-2 (в ЖВ и РасЖВ-4 она по-разному сокращена). Рассказ о взятии Корсуня заимствован из РасЖВ-4, но к нему сделаны дополнения из ПрЖ-2 (переговоры с императорами, слова Анны, исцеление не только от язвы, но и от слепоты). Рассказ о свержении идолов взят из ЖВ, а история крещения киевлян – из ПрЖ-2, включая указание на церковь Петра. Далее помещен большой фрагмент «Памяти и похвалы» от слов: «Блаженыи же князь Володимеръ...» до слов: «...и поб жаа вся врагы своа и бояхуся его вси» (включая рассказ о милостыне). В тексте есть сокращения, но они не совпадают с Краткой редакцией. Фрагмент о церкви Богородицы взят целиком из РасЖВ-4. Описание же кончины св. Владимира выписано из «Памяти и похвалы» от слов: «И многи створи доброд тели...» до слов: «По святомъ крещении поживе блаженый Владимиръ 28 л т». Рассказ о погребении князя и заключение взяты из ЖВ, но сделанный его составителем пропуск восполнен по ПрЖ-2. Московским распространенным житием Н. И. Серебрянский назвал изданный им текст из сборника РГБ, ОР, ф. 178 (Муз.), 3154, начала XVII в. 449 Это переработка ЖВ, направленная на приспособление текста к идеям Московской Руси XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этой почве между совладельцами вотчины возникали нередко недоразумения и раздоры, тем более острые, чем более размножались совладельцы и дробилась вотчина. Еще хуже было дело, когда части вотчины – путем надела дочерей приданым или путем продаж – попадали в руки инородцев, т.е. представителей других родов. Тогда раздоры становились неизбежными и хроническими, и организация вотчинного богомолья распадалась. Если представлялась возможность образовать из окрестных селений приход и обеспечить таким путем существование причта, то монастырь, по распоряжению церковных властей, превращался в приходский храм» 137 . Именно такая судьба была уготована всем упомянутым выше домовым монастырям, включая и Хотьковский, которые уже через столетие с небольшим превратились в обычные церкви. Более существенным представляется другое замечание В. А. Кучкина, когда он говорит о Хотьковском монастыре. Судя по тому, что Кирилл и Мария были захоронены в одном месте, в научной литературе сложилось мнение, что Хотьковский монастырь был смешанным по своему составу, т.е. мужеско-женским. Этой точки зрения, в частности, придерживался Е. Е. Голубинский 138 . Нельзя сказать, что в XIV в. подобный тип обителей являлся чем-то исключительным. В это время известны и другие мужеско-женские монастыри. Об одном из таких – Лазаревском Городецком случайно становится известным из сообщения Рогожского летописца под 1367 г.: «Того же лета месяца иуля въ 23 день побилъ громъ черньцевъ и черниць на Городци въ монастыри въ святомъ Лазари на вечерни, а иныхъ по селомъ изби» 139 . Но исследователь обратил внимание на то, что, по словам Епифания, родители Варфоломея «отъидоша... в монастыря своа», т.е. речь идет о монастырях во множественном числе, а следовательно, данное определение не приложимо к Хотьковской обители 140 . Отсюда возможно предположить, что родители Варфоломея постриглись не в одном монастыре, а в двух соседних. Действительно, к югу от Радонежа, на берегу речки Талицы (у современной деревни Березники) в пределах соседней волости Воря когда-то находился небольшой Троицкий монастырь «на Березнике».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указом Устюжского Архиерейского приказа от 1736 года над теплой Знаменской церковью начато строительство холодного Ильинского храма. «Указъ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийския изъ Устюжскаго Архиерейскаго казеннаго приказу Устюга Великаго Ильинской церкви священнику Дионисию, церковному старосте Петру Некрасову съ приходскими людьми: сего 1736 года Мая 15 дня, по Ея Императорскаго Величества указу и по определению Устюжскаго Архиерейскаго дому управителей, велено вамъ священнику и церковному старосте съ приходскими людьми, по прошению вашему, въ ономъ Ильинскомъ приходе вместо прежде бывшей ветхой деревянной церкви, которая была во имя св. Пророка Илии и за ветхостию разломана, на имеющейся в том приходе теплой каменной церкви въ верху каменную же холодную церковь во имя его же св. пророка Илии, объ одном престоле построить… По указу ныне благополучно Государствующей Ея Императорскаго Величества собственныя руки, данному въ Москве Марта 17 дня 1730 года велено храмы святые, которые или отъ скудости или инымъ коимъ образомъ опустели, возобновить, и всеми потребными удовольствовать и того ради построить тую каменную церковь и всякимъ благолепиемъ по церковному чиноположению, какъ надлежитъ, украсить неотменно, а престолъ поставить во олтаре по состоявшемуся Ея же императорскаго Величества въ святейшемъ Правительствующемъ Синоде 1734 года Сентября 13 дня указу въ вышину аршина шести вершковъ и со цкою въ длину аршина осьми вершковъ, въ ширину аршина четырехъ вершковъ и о освящении тоя церкви и о святомъ антиминсе бити челомъ будущему въ Устюжскую епархию Преосвященному Архиерею впредь. И Устюга великаго Ильинской церкви священнику Дионисию и церковному старосте Петру Некрасову съ приходскими людьми чинить по сему Ея Императорскаго Величества указу Строительство каменной холодной Ильинской церкви было закончено в 1745 году. 16 июля 1745 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Гавриил освятил вновь построенный холодный храм в честь Пророка Илии, о чем свидетельствует надпись на алтарном кресте храма. Одновременно с верхней Ильинской церковью была построена и колокольня, составляющая одно целое с храмом.

http://sobory.ru/article/?object=06415

24 июля (...) И 993 святых страстотерпецъ князей русскихъ 994 обою брату по плоти Бориса и Глба, нареченныхъ во святомъ крещении Романа и Давыда , пострадавшихъ от брата своего Святополка. Борисъ збоденъ бысть копии на Алт рц месяца сентября 995 24 день. Глб же ножем закланъ тогоже месяца в 996 5 день 997 (л. 308 об.). (...) Тропарь святым, гласъ 2. П равдивая страстотерпца и истинная Евангелию Христову послушателя, цломудреный Романе съ незлобивым Давыдомъ, несопротивъ стасте врагу сущу брату, убивающему тлеса ваша, душама 998 же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбецъ,//вы же радующеся с лики аггельскими, предстояще Святй Троиц, молитеся о держав сродникъ вашихъ богоугодн быти и сыновомъ русскимъ спастися. Кондак, глас 3. В осия днесь преславная память ваю, благородная страстотерпица Христова Романе и Давыде, созывающи насъ к похвалению Христа Бога нашего, тмъ притекающе к рац мощей ваю, исцления даръ приемлем молитвами ваю, святая, вы бо божественая врача есте (л. 309−309 об.) 25 июля (...) И успение преподобнаго отца нашего Макариа Желтоводскаго, Уньжескаго чюдотворца . Макарий б во дни великаго князя Василия Васильевича Московскаго и всея Русии, родомъ нижегородецъ, посадъскаго человка сынъ, отца именемъ Иоанна и матере Марии. Младъ сый, пострижеся в Печерскомъ монастыр, и оттол иде в пустыню, не хотя славы от человкъ, на реку глаголемую Лухъ, и ту мало поживе, и отиде оттуду отай во внутренюю пустыню на Желтыя Воды, и ту монастырь созда и братию собра, и оттоле прозвася Макарий Желтоводский. Наидоша же на обитель его агаряне и разориша ю, и самого плниша, и веденъ бысть ко князю ихъ. Князь же возбрани имъ,//яко такова свята мужа взяша, и отпусти его с честию, и оттол паки отиде в пустыню на рку глаголемую Унжу, от града Унжи за 15 поприщъ, и ту монастырь возгради, и поживе в чернечеств 83 лта, а всхъ лтъ поживе 95, и успе в лто 6912 (л. 311−311 об.). (...) Тропарь Макарию, глас 5. Д несь градъ твой Галичь тобою хвалится, в концхъ бо его пресвтло, яко велие солнце, восиялъ еси, и чюдесы убо своими, преподобне Макарие, вся озарилъ еси, и нын молися Господеви избавится душям нашимъ от прелести вражия и спастися граду твоему от поганскаго наития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11 февраля (...) И память преподобнаго отца нашего игумена Димитрия иже на Прилуц, Вологодскаго чюдотворца. И преставление святаго благоврнаго великаго князя Всеволода, нареченнаго во святомъ крещении Гавриила, псковскаго чюдотворца (л. 164). (...) Димитрий же б родомъ Русскаго царьства, от страны Московския, от града Переславля Залсскаго, от благочестиву и врну родителю родися, пострижежеся (так! – Т.К.) во обители въ томъ же Переаславл у Пречистыя Богородицы на Горицахъ. Изыще же оттуду на Вологду, и тамо созда церковь //Всемилостиваго Спаса на освящение водамъ, и общее житие состави, преставися в лта 6900 при благоврномъ великомъ княз Василии Димитриевич. Святый же князь Всеволод б сынъ великаго князя Мстислава, внук же Владимира Манамаха, первие княжи в Великом Новград. Таже оттуду изгнанъ бысть новогородцы, и прииде в Киевъ к дяд своему Ярополку, онъ же вда ему Вышеградъ. И ту молимъ бысть псковичи княжити у нихъ, и прииде к нимъ, и пребысть лто едино, и преставися в лта 6646 (л. 164−164 об.). (...) Тропарь Димитрию, глас 1. С выше от Бога, преподобне, благодать приялъ еси духовную, и от Него убо познан бысть, блаженне, того ради и ты духом позналъ еси лучшая его, будущаго вка пребывание, и постнически испытався во своихъ обителх, и нын со аггелы ликовствуя, Спасу всхъ за ны молися, святе Димитрие, да вси вопиемъ ти: слава давшему ти крпость, слава внчавшему тя, слава дающему тобою всм исцление.// Кондакъ, глас 8. П одобен В збраной. От юности, преподобне, крестъ свой вземъ, Христови послдовалъ еси, в молитвахъ и пощениихъ, во бдниих же и злостраданиихъ плоть свою изнуряя, тмже и Всевидящее Око, твоя труды видвъ, чюдесы тя прославляетъ и всхъ звати теб научаетъ: радуйся, преподобне отче Димитрие, постникомъ удобрение. Князю Всеволоду тропарь, глас 4. И змлада явился еси, богомудре княже Гаврииле, божественный сосудъ избранный Богови и благочестием воспитанъ, вру непорочну соблюдъ, многи святыя церкви устроивъ, изгнание претерплъ еси от своихъ, якоже и цломудрии прародители твои от брата убиение, с ними же//предстоя Святй Троиц, молися державы русския началникомъ сохраненом быти и всмъ намъ спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VII. Но что же претерпеваю я, принуждаясь одновременно и говорить, и молчать? Ведь я решил прилепиться словами к очарованию предыдущей темы и не знать насыщения в речи. Ведь текучее время, не знающее законов ожидания, налагающих молчание на слово, обращает нас к другому неотложному служению. И поскольку невозможно воспринять прошедшее время, и хотя бы человек всю свою жизнь творил слова, по никто не достигнет того, чтобы достойно высказаться по этой теме, то я буду повиноваться возможному и необходимому, и замолчу, поскольку к этому призывает время. Но, о Жених Слове и ипостасная мудрость Отца, Которому посвящен сей священный и чтимый храм, даруй нам прощение в том, о чем мы кратко говорили! Твое бо есть взирать не на дело, но на намерение и его делать мерой дара, но не взвешивать слова вместе с заслугами. Даруй же нам и получившим чрез Тебя жребий царствовать на земле и прочие части храма освятить изображениями! И их, как бы Тобою рожденные очи вселенной, сохрани, как зеницу ока, полагая их выше всякой злобы, показуя их страшными и непобедимыми для врагов, но милостивыми и несущими спасение для поданных, и сотвори их с нами достойными Твоего неизменного и блаженного царства. Яко Твоя держава и честь и поклонение Единосущной и Живоначальной и Всемогущей Троицы, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод и комментарии В. Василик, преподаватель Санкт–Петербургской Духовной Академии и Семинарии Слово тайноводственное о Святомъ Духе Отъ . Въ текущемъ году исполнилась тысяча летъ, какъ поведалъ всему имя, силу и славу Р у с с к и х ъ, для которыхъ онъ же потомъ сделался первымъ, после Первозваннаго, проповедникомъ и крестителемъ. Благословимъ же и прославимъ память приснопамятнаго мы, потомки техъ Русскихъ, которыхъ онъ некогда называлъ промысла ! Въ виду такихъ великихъ и священныхъ не неблаговременнымъ считаемъ читателей предложить, въ русскомъ переводе, превосходное великаго много вековъ бывшее неизвестнымъ не только у насъ въ но и въ ученой западной Европе. Это — громоносное едва лишь возникавшаго тогда въ римской церкви, лжедогмата, выражающагося въ слове Filioque.

http://predanie.ru/book/68568-tvoreniya/

И каждый из них вместе со святым апостолом громоглашает истину: уже не я живу, но живетъ во мне Христосъ (Гал. 2, 20). Углубитесь в жизнь святых: из всех них изливается благодатная животворная и спасоносная сила Пресвятой Богородицы, которая ведет из подвига в подвиг, из добродетели в добродетель, из победы над грехом в победу над смертью, из победы над смертью в победу над диаволом, и вводит их в духовную радость, за которой нет ни печали, ни воздыхания, ни горя, но только миръ и радость во Святомъ Духе (Рим. 14, 17), радость и мир от победы, одержанной над всеми грехами, над всеми смертями, над всеми нечистыми духами. Авсе это, без сомнения, есть опытное и жизненное свидетельство истинности святого догмата о Пресвятой Богородице, воистину " честнейшей Херувимъ и славнейшей безъ cpabhehiя Серафимъ " , святого догмата, который святые верою носят в сердце своем и ревностной любовью живут им. Желаете ли одно, два, и тысячи неопровержимых свидетельств о живоносности и животворности всечестного Креста Господня, и тем экспериментального подтверждения всеистинности святого догмата о спасоносности Крестной смерти Спасителя, тогда идите с верою через " Жития святых " . И вы сможете почувствовать и увидеть, что в каждом святом отдельно и во всех святых вместе взятых крестная сила есть всепобеждающее оружие, которым они побеждают всех видимых и невидимых врагов своего спасения; и еще увидите крест во всем, принадлежащем им: и в душе, и в сердце, и в совести, и в уме, и в воле, и в теле, и в каждом из них неиссякающий источник спасоносной всеосвещающей силы, которая уверенно ведет их из совершенства в совершество, из радости в радость, до тех пор, пока не введет в вечное Царство небесное, где непрестанное ликование празднующих и бесконечная сладость зрящих неизреченную красоту лица Господня. Но святой жизнью и святыми личностями святых Божиих засвидетельствованы истинно и всеубедительно не только упомянутые догматы, но и все остальные святые догматы: о Церкви, о благодати, о святых таинствах, о святых добродетелях, о человеке, о грехе, о святых мощах, о святых иконах, о загробной жизни и о всем остальном, что составляет богочеловеческое домостроительство спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/281/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010