«И спасет Господь их в тот день, как овец, народ Свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (9:16). «В тот день откроется источник Дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1; 1Петр. 3:21 ). «И Господь будет Царем над всей землей; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (14:9). Воскресный день это – день проявления торжества и силы Христа над Его врагами и над диаволом: «жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109:2–3 ). А так как «Христос воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), то пророк Давид приглашает нас в день воскресный радоваться и веселиться: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением! Камень, который отвергли строители, сделался главой угла (см. Лук. 20:17–19 и 1Петр. 2:7 ). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:21–24 ). В этот день и Христос велел Апостолам радоваться: «радуйтесь», сказал Он (Мф. 28:9), и они, действительно, в этот день радовались (Мф. 28:8; Иоан. 16:20–26, 20:20 ; Лук. 24:41 ). Таким же днем радости должен быть день воскресный и для всех истинно верующих в воскресшего Христа. Адвентисты напрасно празднуют субботу, ибо, по ветхозаветной букве, они все равно должны погибнуть. Ведь еще не прошло четыре рода, как появилось их учение: их деды и прадеды, а многих и отцы, праздновали день воскресный, некоторые из сектантов и сами недавно перестали его праздновать, почему они должны, по их же учению, все погибнуть за вину отцов своих, праздновавших воскресение, ибо в той же главе Исхода, где помещена заповедь о субботе, сказано о нарушителях заповедей Божьих, что не только они, а и потомки их будут наказаны, потому что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ; Числ. 14:18 ). Итак, ясно, что ветхозаветная суббота была «до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), то есть до времени Христа, Который не только словом, а и делом отменил ее, ибо наступила, по предсказанию пророков, новая суббота, то есть день воскресный, день «знаменитый», который «сотворил Господь», день славы Христа и нашей радости и веселья об избавлении нас и всего мира от рабства диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Например, по догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв имени «Латеинос» или «Тетиан». Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее – в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в имени Наполеона и т. д. Наши раскольники пытались вывести число 666 из имени патриарха Никона . Рассуждая об имени антихриста, св. Андрей говорит: «Если бы была необходимость знать его имя, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Если исследовать слова, то, по мнению св. Ипполита, можно найти множество имён, и собственных и нарицательных, соответствующих этому числу (ст. 18). Глава четырнадцатая. Приуготовительные события перед всеобщим воскресением и страшным судом: хвалебная песнь 144.000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Изобразив высшую ступень торжества дьявола через его слугу антихриста на земле, св. Иоанн обращает взор свой к небу и видит: «Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Это те, «которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл». В этом видении изображается Церковь , чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144.000 здесь имеет, по-видимому, то же значение, что и в 7 главе, стихах 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровью Агнца Божия. Поёт эту песнь только искупленная часть человечества, а потому-то «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Почему первосвященникам понадобилась помощь Пилата? Ответ вытекает из евангельского повествования: иудеям во времена римского владычества разрешалось иметь суды, но не разрешалось приводить в исполнение смертные приговоры. Об этом иудеи заявляют Пилату, приведя к нему Иисуса ( Ин.18:31 ). Это же косвенно подтверждается рядом источников. В частности, упоминавшаяся выше история Иешуа, сына Анана, включает эпизод, когда его приводят к римскому прокуратору Альбину. 316 В этом не было бы необходимости, если бы иудеи могли расправиться с ним самостоятельно. Вмешательство прокуратора спасло Иешуа точно так же, как вмешательство римского тысяченачальника спасло Павла от самосуда, который асийские иудеи намеревались учинить над ним ( Деян.21:27–36 ). В первой половине XX века некоторые ученые пытались доказать, что синедрион времен Иисуса имел право выносить смертные приговоры. 317 Однако если бы синедрион имел такое право, почему он им не воспользовался? Научный спор вокруг этого вопроса длился несколько десятилетий, мнения ученых разделились. 318 В конце концов возобладало мнение, что Евангелие от Иоанна содержит исторически достоверную информацию: римский префект получал власть выносить смертный приговор от самого императора, и эта власть, называвшаяся jus gladii (буквально: «право меча»), не могла передаваться кому бы то ни было. 319 Проведенное в последнее время детальное изучение имеющихся источников, включая раввинистические, подкрепило мнение о том, что синедрион времен Иисуса не имел права выносить смертный приговор. 320 5. Кто несет ответственность за смерть Иисуса? На вопрос, вынесенный в подзаголовок этого раздела, христианская традиция на протяжении веков отвечала вполне однозначно. Ответ сформулирован уже в первом публичном выступлении апостола Петра – его речи в Иерусалиме в день Пятидесятницы: Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его... Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян.2:22–24, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Св. иконы поучают и наставляют нас в вере. Христовой. Взглянет христианин на иконы, на которых написаны явления Бога человеку, события из земной жизни Спасителя, Его страдания, погребение, воскресение, вознесение на небо, изображения Его чудес; взглянет на изображение Божией Матери, ангелов, св. угодников Божиих, на события из их жизни и научается христианин от всех этих событий. Иконы это та же св. Библия , только Библию могут читать грамотные, священные же изображения понятны для всех. Когда христианин стоит в храме и видит вокруг себя священные изображения, то чувствует себя более близким к небу, укрепляется в добродетели и усерднее молится и глубже проникается чувством религиозного благоговения. Если письма дорогих и близких нам лиц наполняют наше сердце нежностью, то тем более св. иконы возбуждают в нас любовь к Господу Иисусу, Матери Божией и ко всем святым ангелам и угодникам Божиим. Св. иконами мы прославляем, возвеличиваем Господа Бога. Если ни у кого, даже у сектантов, не возбуждается сомнение в том, что Бога можно прославлять искусством пения, искусством сочетания музыкальных звуков, искусством писания, то кто же может сомневаться в том, что Бога можно прославлять искусством рисования – изображений, искусством архитектуры, ваяния, зодчества. И слово Божие говорит нам о том, что Бога нужно прославлять и художеством. «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите. Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, видением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу. И способностью учить других... Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу» (для святилища). Исх. 35:30–35 ). Во исполнение этого слова художники работали, прославляя Бога своим искусством ( Исх. 36:1–2 ). Прославляет Бога и видимый мир, который говорит нам не только о бытии Божием, но и о Его свойствах. Солнце, луна, звезды, небеса и весь строй вселенной, все громадное пространство мира говорит о всемогуществе Создателя, о премудрости Божией, всюду разлитая жизнь возвещает о благости Божией; так почему же мы не можем прославлять Бога видимым, искусственным изображением. Кто захотел бы восставать против почитания святых икон, тот должен восстать против всего видимого мира, который есть отображение свойств Божиих. Самые законы природы говорят нам о необходимости изображения св. икон. Так, когда вы смотрите на поверхность тихо стоящей воды, когда вы смотрите на гладко отполированный металл, на зеркало, то в них видите свое отображение, свой образ. Не ясно ли, что сама природа говорит за св. изображения. Не нужно только неразумно пользоваться ими и считать их за самые существа, изображённые на св. иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что рождение Христа не должно было быть обнаружено кому бы то ни было. В самом деле, нами уже было сказано (1) о том, что с точки зрения спасения человечества первому пришествию Христа приличествовало быть скрытым. Но Христос пришел, чтобы спасти всех, согласно сказанному [о Нем в Писании]: «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим. 4, 10 ). Следовательно, о рождении Христа не должно было сообщать никому Возражение 2. Далее, еще до рождения Христа о Его грядущем рождении было сообщено Пресвятой Деве Марии и Иосифу. Следовательно, не было никакой необходимости в том, чтобы после Его рождения извещать об этом других. Возражение 3. Далее, мудрый не будет извещать о чем-либо, если это [известие] вызовет беспокойство и [из-за него] кому-либо будет причинен вред. Но известие о рождении Христа вызвало беспокойство, в связи с чем читаем, что «услышав это, Ирод, царь, встревожился, и весь Иерусалим с ним» ( Мф. 2, 3 ). Кроме того, это [известие] причинило вред другим, поскольку из-за него Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме... от двух лет и ниже» ( Мф. 2, 16 ). Следовательно, дело представляется так, что о рождении Христа не должно было сообщать никому. Этому противоречит следующее: если бы рождение Христа было сокрыто от всех, то от него не было бы никому пользы. Но рождению Христа надлежало принести пользу, в противном бы случае оно оказалось напрасным. Следовательно, дело представляется так, что некоторые должны были знать о рождении Христа. Отвечаю: как говорит апостол, все, что от Бога, «хорошо установлено» 98 ( Рим. 13, 1 ). Но то, что дары Божий и тайны Его мудрости даруются всем по-разному, и от тех, кому они сообщаются сразу о них узнают другие, – принадлежит порядку божественной мудрости. Так, о тайне Воскресения читаем, что Христа «Бог воскресил... и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предизбранным от Бога» ( Деян. 10, 40, 41 ). Поэтому точно так же и о Его рождении вначале должно было известить не всех, а только некоторых, чтобы от них это могло стать известным другим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

18:20). 2) Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божьих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос. Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати» ( Деян. 1:14–16 ). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум ( Лук. 24:13–32 ), или трем ученикам ( Иоан. 21:1–2 ), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе (Иоанн. 20:19 и 26), и даже более, чем одиннадцати ( Лук. 24:33–51 ), «потом явился более, нежели пятистам братии» 1Кор. 15:6 ; См. еще Деян. 1:15–16 и др.). Не могут же сектанты сказать, что в этих многолюдных собраниях последователей Христа Его не было, иначе погрешат против истины и слова Божия, как грешат они против него, утверждая, что не нужно храмов потому, что сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». В своих молитвенных домах сектанты собираются не по двое или по трое, а целыми десятками, а иногда и сотнями. Итак, в святых храмах Божьих, где и во множестве собираются верующие во имя Христа, Он среди них всегда пребывает. 3) Не нужно строит храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Иоан. 4:21 ). 3) Христос, изгнав из храма нарушивших святость его ( Мар. 11:15–16 ), сказав о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 13), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужения не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали Самаряне ( Иоан. 4:20 ), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев ( Втор. 12:13–14 ), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Левит и в некоторых других слово суббота употреблено в смысле иудейских праздников, но во многих других местах, напр.: в 1 кн. Паралипоменон (23:30–31), 2 Паралипоменон (2:4), Числ (28:9), Неемии (9:14; 19:31, 33; 13:15–22), Иезекииля (46:1–4), ясно разумеется седьмой день недели. Точно также и ап. Павел, говоря о необязательности для христиан субботы, разумеет под субботой определенный день недели, а не субботу вообще, потому что выделяет ее из других праздников, да и по смыслу его слов видно, что иудействующие христиане упрекали Колоссян за непразднование субботы, как недельного дня. 703 Что же касается слов апостола из послания к Евреям (4:9), то, как видно из текста, в них говорится не о субботе, как недельном дне, а о субботстве –покое. Этих покоев, по апостолу, три: первый покой – это покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмой от всех дел своих» (ст. 4); второй покой–это «земля обетованная», обещанная всем евреям, но не всеми достигнутая вследствие их ропота и непокорства; третий покой – субботство, т. е. царство небесное,так как только там люди успокоятся от дел своих. До Иисуса Христа этого покоя не было и потому проповедь о необходимости «войти в покой оный» раздалась лишь после воскресения Христа ( Евр. 4:1–3, 7 – 11 ). 704 в) По предсказанию пр. Исайи (66:22– 23), «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» (Маслина 1905 г., кн. 8, стр. 125). Значит, суббота должна праздноваться, говорят адвентисты, не только во все время существовала человека на земле, но и в будущей жизни. – Прор. Исайя, действительно, предсказал: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорить Господь, так будет к семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис. 66:22–23 ). Но слова его нельзя понимать буквально, так как в будущем царстве «ночи не будет и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном; ибо Господь Бог освещает их» ( Откр. 22:5 ); следов., там не может быть и счета дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Святой Павел напрасно сказал бы, что дар учения дан Церкви от Бога; не сказал бы и Петр, что в Посланиях Павловых есть нечто неудоборазумеваемое. Итак, поскольку ясно, что в Писании содержится глубина и высота мыслей, то посему требуются люди опытные и богопросвещенные для испытания его, для истинного разумения, для познания правильного, согласно со всем Писанием и творцем его Святым Духом 39 . И хотя возрожденным известно учение веры о Троице, о воплощении Сына Божия, о Его страданиях, воскресении и вознесении на небо, о возрождении и суде, за каковое учение многие охотно претерпели и смерть, но нет необходимости или лучше невозможно всем постигнуть то, что Дух Святый открывает только совершенным в мудрости и святости. Послание, некоторые вопросы и ответы , вопр. 1-й и 2-й. β) Сюда относящиеся извлечения см. ниже во 2-й полов. о внешнем богопочтении. γ) Что требуется от каждого в особенности желающего приступить к таинству причащения? Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва . Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Кто причащается Тела и Крови Христовых, тот теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастником вечной жизни. – Ядущий Мою плот и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем ( Ин.6:56 ) Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (Ст. 54 –). Часто ли должно причащаться Св. Таин? Древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещевает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Катих. 64 –65. Все, входящие в церковь и слушающие Священное Писание , но, по какому-то уклонению от порядка, не имеющие общения с народом в молитве и отвращающиеся от святого приобщения Евхаристии, да будут отлучены от церкви до тех пор, пока не исповедаются, не покажут плодов покаяния и, умоляя о прощении, не получат оного...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Тот факт, что существовал чин священства Мелхиседека независимо от священства левитского, по чину Аарона, говорит о несовершенстве последнего и необходимости замены его новым, – замены, которая прообразовательно уже произошла в факте поклонения Авраама Мелхиседеку. Но «с переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр.7:12 ). А поэтому ап. Павел доказывает, что первосвященство Христа соответствует закону – но не Моисеевому, «плотскому», а новому и вечному закону «по силе жизни непрестающей» ( Евр.7:16 ). Так, 1 . Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама ( Евр.7:13–14 ). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение. 2 . Иисус Христос получил священство не по закону наследства от предков и не с тем, чтобы по смерти передать его иным смертным наследникам: Он воссиял «по силе жизни непрестающей» ( Евр.7:15–16 ), ибо по воскресении стал священником бессмертным. В этом тоже образ Мелхиседекова, о котором сказано, что «он живет» ( Евр.7:3 ). 3 . Первосвященство Христово клятвенно удостоверено Самим Богом, и оно не имеет конца: «клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» ( Евр.7:21 ; Пс.109:4 ). Сам же закон Моисеев обнаружил свою немощность и бесполезность ( Евр.7:18 ), он «ничего не довел же до совершенства» ( Евр.7:19 ), поэтому требовалось иное основание жизни, которое и открылось в лучшем и совершенном завете Бога с людьми, поручителем которого сделался Иисус Христос ( Евр.7:22 ). Во Христе воссиял совершенный Первосвященник, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» ( Евр.7:25 ). Христос есть священник истинной, небесной скинии, т. е. Церкви; престол Его «одесную престола величия» Божия ( Евр.8:1–2 ). И принес Он туда единократную жертву Своей Плоти и Крови ( Евр.8:3–4; 9, 12 ). 4. Сравнение двух заветов (Евр.8:7–10, 18) а) Пророчество Иеремии о лучшем завете ( Евр.8:7–13 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010