3   Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4   но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5   под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6   в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7   в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8   в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9   мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10   нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. (2 Кор 6:1-10)   Сегодняшнее воскресенье называется Неделей по Воздвижении — это первое воскресенье после праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И Святая Церковь в этот день снова напоминает нам слова Христовы о крестоношении, о необходимости взять крест свой и последовать за Господом Иисусом Христом. Господь говорит: кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, все блага этого мира, а душе своей повредит?.. Действительно, какой выкуп даст человек за душу свою?. Душа больше всех сокровищ земли. Все блага земли недостойны даже былинки в Царствии Божии. Святые отцы учат, что душа больше тела, и даже не вмещается в границы нашего тела. И для того, чтобы спасти душу, необходимо отвергнутся себя. Под словом «себя» Господь имеет в виду все блага мира – удовлетворение плоти, похоти, сладострастия, тщеславия, гордыни, превозношения себя над другими. Действительно, нужно настолько смирить себя ради Бога, ради Евангелия, нужно настолько послужить Христу в уничижении, смирении, что… кажется, «погубить себя». Вот таким путем шли святые угодники Божии. Они отрекались от мира, от всего, шли узким путем. А Господь и говорит о необходимости идти узким путем, потому что именно узкий путь ведет в Царство Божие. Широкий же путь ведет в погибель. Когда говорят: живи как все, будь как все – значит, говорят именно об этом, о погибели. Вот мы читаем Евангелие (многие его даже несколько раз уже прочли), мы слушаем проповеди, а жизнь наша не меняется. От чего это происходит? От того, что ум наш и ухо воспринимают слово, а сердце жесткое не пускает его в себя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

2) И потом: „Тотчас же при самом зачатии в нем начал быть Бог Слово; ибо присутствовал в нем не только во время вознесения на небо, но и при воскресении из мертвых, и именно как воскрешающий его, согласно своему обетованию. И не при воскресении только из мертвых присутствовал в нем, но и при пригвождении ко кресту и при крещении и после крещения – при совершении им дела Евангелия, а равно и до крещения при выполнении им постановлений закона, – при представлении (его во храм) по закону, и при обрезании, и при обвитии пеленами во время рождения. Находился в нем (Бог Слово) также и при самом рождении и в то время, когда он был во чреве матери с первого момента его зачатия; ибо (Бог Слово) указывал план домостроительства, которое обосновывалось на нем, так что вел его к совершенству по определенному плану». 3) И потом: „Он (Бог Слово) ведет его ко крещению, а после него к смерти; потом, согласно своему обещанию, воскрешает его, возводит на небо, помещает одесную Бога чрез свое соединение (с ним), вследствие которого он восседает и почитается всеми и всех будет судить. Но цель всего этого Бог Слово имел у Себя, когда обитал в нем и исполнял все по тому плану, который считал лучшим сам по своему предопределению и намерению, какое установил относительно того, что имело последовать в будущем, и по своему благоволению, какое имел к нему; ибо пребывал в нем от начала, и по избранному плану вел его к совершенству“. 4) Из той же книги: „Тому, кто воспринят, Он (Бог Слово) оказывал содействие к (совершению) предположенных дел: когда Он делал это, тогда вместо разума было божество у того, кто воспринят; ибо и у всех, кому Он оказывал свое содействие, оно не занимало место их ума. Если же он и оказывал некоторое особенное содействие тому, кто воспринят; то не то производил, чтобы божество занимало место ума. Но если, по вашим словам, у того, кто воспринят, вместо ума было божество: то каким образом он во время страдания испытывал страх? почему при наступлении роковой необходимости ему нужна была особенная молитва , которую он возносил к Богу (по слову блаженного Павла) с воплем крепким и с многими слезами? каким образом одержим был таким страхом, что вследствие чрезмерной боязливости обливался потоками пота; ибо евангелист ясно говорит, что пот капал на землю подобный каплям крови? почему он нуждался в пришествии и явлении ангела, который во время испытания восстановлял его дух, укреплял его бодрость, воодушевлял его на предстоящую неизбежность страдания, располагал его к мужественному перенесению мучений воспламенял его на терпеливое преодоление зол, показывал плод от перенесения настоящих мук, – имеющую последовать после страданий перемену его состояния на доброе состояние славы? Ибо кто, по слову евангелиста, укреплял его, то есть, ангел, тот этими словами придавал ему мужества и убеждал его стать выше природной слабости, и, укрепляя его мысли, делал его мужественнее».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

2) После воскресения Господь показал, с одной стороны, что Его тело не таково, как при жизни, с другой, – что воскресло то же самое тело. Христос входил «дверем затворенным», чего не делал до воскресения, хотя и мог бы. Не делал же для того, чтобы не подумали, что тело Его духовное, или принесено с неба, или другой, чем наша, природы. Если воспринято другое тело, то спасение моего тела невозможно. 3) Но, показав Фоме язвы гвоздиные, которые мог бы исцелить, Христос показал, что воскресло то же тело. Так и наше тело воскреснет духовным, чтобы не подвергаться тлению, но тем же самым. 4) Не могло быть, чтобы жизнь была удержана тлением, поэтому не Божество страдало, но человечество обновлялось. 5) Если однажды согрешивший осуждён на 38 лет, то всю жизнь грешивший – навеки. 11 Чудесам соответствуют возвышенные речения, страданиям – уничижительные. 12 Не покидая Божества, стал человеком, не развиваясь из человека, стал Богом. Бог и человек. Страсти относятся к плоти ( τ σαρκ); чудеса – к Богу, уничижительные речения – к человеку из Марии, возвышенные – к вечному Логосу. Первые обозначают слабость плоти и то, что Он по плоти больше человека. 13 . Божество Духа Святого 14 «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему». Наш Бог , потому что создал нас Бог Христа по плоти Его, которую создал и воскресил. 15 Исповедание веры к Селевку. 1) Изложение учения о Троице ( πρξεως τρπον). 2) Страждет восприятия природа, но Бог Слово, не страдая, усвояет Себе страдания человечества. 3) Две природы сходятся в одно Лицо. 4) Исповедаю Христа Богом и человеком, Сыном Божьим, единым Сыном Божьим смертным и бессмертным. Один Сын и две природы неслиянно, неизменно, нераздельно. Страдает Христос не Божеством, а человечеством, то есть Бог страдал плотью, а не Божество страдало плотью. 5) Во Христе не одна, а две субстанции – οσα. 6) Не православны те, которые не допускают их соединения от утробы Матери; не православны и допускающие слияние. 16 . К Панхарию Чужд истине тот, кто не называет Христа по обеим природам Спасителем и Творцом, господствующим, сильным, свободным от необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Есть, однако, основания полагать, что чествование воскресного дня апостолами началось задолго до указанного времени. Итак, в первую Пятидесятницу после Вознесения Господня апостолы и верующие не идут ни в храм на торжественное утреннее жертвоприношение, ни в синагогу, а устраивают свое молитвенное собрание в частном доме ( Деян.2:46 ). Пятидесятница же в тот год приходилась на первый день недели. При этом нужно подчеркнуть еще раз: вначале новый христианский праздник едва ли совсем вытеснил из богослужебной практики верующих субботу. Воскресным днем, по-видимому, и исчерпывался круг праздников апостольской Церкви I века. Без сомнения к рассматриваемому периоду относится первоначальное формирование Великого Поста. И именно в его форме при апостолах праздновалась Пасха – в воспоминание смерти Христовой. При этом положение Поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие – в следующее за ней воскресенье 1 . II век можно охарактеризовать как неуклонный переход от апостольской свободы и первообразования к твердым литургическим нормам. Прежде всего воскресный день совершенно вытесняет субботу. На это непротиворечиво указывают Варнава, Плиний, Иустин 2 . Причем такая замена оправдывается через Писание Ветхого Завета и воскресному дню усвояется, кроме воспоминания о Воскресении Христовом, аналогичное с субботой знаменование. Безусловным для II столетия является совершенно особое – самостоятельное – почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Обязательного упоминания требует следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как Пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, не сообразуется с пощением, а с другой – соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо одному дню недели. Неслучайно, что ко II столетию относится свидетельство (самое достоверное – у св. Иринея) о совершенно обособленном времени Пасхального Поста, который «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Внутренний ход истинного покаяния трогательно изображен Им в притче о блудном сыне, и сила его, в противоположность с бессилием мертвой фарисейской праведности, в притче о мытаре и фарисее. Наконец, прощая Сам грехи по мере веры и любви ( Мф. 9:2 ; Лк. 7:47 ), Он обещал и апостолам преподать власть прощать грехи ( Мф. 18:18 ), и по воскресении Своем действительно преподал им власть сию. Явившись им по Своем воскресении, Он сказал им: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вас. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:21–23 ). Этими словами Господь положил в церкви Своей основание той власти отпущать грехи, которая как при самих апостолах, так и после них всегда оставалась в церкви, и всегда должна оставаться в ней, пока будут грешники. III. Устная исповедь. Оставаясь верною учреждению Божию, православная церковь , чтобы в точности исполнить данную ей заповедь вязать и решить грехи человеков, признает необходимою устную и частную исповедь перед священником. Исповедь эта необходима и для священника и для самого кающегося. Для священника необходима, потому что, чтобы правильно произнести ему осуждение или разрешение 256 , ему необходимо прежде вникнут в состояние грешника, взвесить тяжесть его грехов, узнать расположение его духа, его искренность покаяния: все это необходимо требует устной, частной исповеди. Священнику и вообще необходимо знать внутреннее и внешнее состояние каждого из паствы его, чтобы он мог вести паству свою к высшему совершенству. Устная исповедь есть наилучшее и вернейшее к сему познанию средство. Необходимо это и для самих кающихся. Чтобы успокоить свой дух при сознании своей греховности, чтобы очистить свою совесть и исправить свою жизнь, ему необходимо прежде правильно познать себя и свое состояние, познать необходимость и нужду в благодатной помощи приспособительно к своему состоянию. Общественное покаяние для этого недостаточно, а необходима частная исповедь. Здесь то, действительно, каждый беспристрастно может видеть самого себя, так ли он проводит жизнь, как должно, на той ли стоит степени совершенства, на коей может и должен стоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на территории Сретенского мужского монастыря олицетворяет собой и память тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение. http://sdelanounas.ru/blogs/93932 Этот храм – новый, и его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники к нам всегда приезжает так много верующих, что они просто не вмещаются в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому нашему монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих. Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так: «Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей». На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги “Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.

http://sobory.ru/article/?object=33680

Свидетель тому блаженный евангелист Матфей. Ибо, сказав: Авраам роди Исаака, Исаак же роди Иакова, Иаков же роди Иуду ( Мф. 1, 1–2 ), и изложив по порядку все родословие, нигде не присовокупил: по плоти. Им, как людям, и не приличествовало такое присовокупление. Но здесь, поскольку вочеловечившийся Бог Слово есть не человек только, но и предвечный Бог , божественный Апостол, упомянув о семени Давидовом, по необходимости присовокупил по плоти, ясно научив тем нас, в каком смысле Он есть Сын Божий и в каком наименован сыном Давидовым. Рим.1:4 .  нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего, До креста и страдания не только прочие иудеи, но и самые апостолы не были уверены о Владыке Христе, что Он Бог . Преткновением было для них во Христе человеческое, когда видели, что ест, пьет, спит, утруждается; и чудеса не приводили их к уверению в сем. Поэтому, например, увидев чудо на море, сказали: Кто есть Сей человек, яко и ветри и море послушают Его ( Мф. 8, 27 )? Почему и Господь сказал им: Много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, Он наставит вы на всяку истину ( Ин. 16, 12–13 ); и еще: Ожидайте во граде сем, дондеже облечетеся силою свыше ( Лк. 24, 49 ), нашедшу Святому Духу на вы ( Деян. 1, 8 ). Посему до страдания апостолы имели о нем такие мысли но по воскресении и восшествии на небо, по сошествии Всесвятого Духа и после чудес всякого рода, какие совершили, призывая досточтимое имя Христово, все верующие, познали, что Христос есть Бог и Единородный Сын Божий. По сему и здесь божественный Апостол научил тому, что, названный сыном Давидовым по плоти, наречен и явлен Сыном Божиим по силе, какою воздействовал Всесвятой Дух, по воскресении из мертвых Самого Господа нашего Иисуса Христа. Рим.1:5 .  имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех о имени Его, Ибо Сам Он поставил нас проповедниками, поручив нам спасение всех народов и даровав соответственную сей проповеди благодать, чтобы приемлющие проповедь и нам повиновались, и веровали слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит. Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения. Крещение и покаяние Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние? Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедовали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее. Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать — конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?» ( Лк.3:10 ) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». ( Лк.3:11 ). Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37-38 ). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, кто услышал благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

28 февраля, суббота В субботу утром после традиционного общего молебна и завтрака ученики гимназии «Радонеж» поехали знакомиться с еще одной достопримечательностью ростовской земли – Борисоглебском. Это небольшое поселение в 18 км от Ростова, которое знаменито своим монастырем во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Игумен Иоанн рассказал нам об истории монастыря и о ежегодном крестном ходе, который совершается летом и длится 5 дней, объединяя более трех тысяч молящихся из разных уголков мира. На прощание отец Иоанн вынес из алтаря на поклонение вериги преподобного Иринарха Ростовского – подвижника земли русской, известного своей благочестивой жизнью, трудами и чудесами, совершаемыми им до сих пор по молитвам православных христиан. Мы приложились к веригам преподобного, затем помолились у его кельи и, с новыми силами, отправились в гимназию, где нас ожидал 2 этап соревнования. Ровно в 14.00 представители обеих команд, члены жюри и зрители собрались в актовом зале для начала следующего этапа конкурса. После просмотра фильма С. Звягинцева «Возвращение» командам необходимо было защищать два противоположных тезиса, объясняющих кульминационную сцену фильма. Второй частью задания было выступление команд с подготовленной речью о смысле названия фильма. Ребята достойно отстаивали свое мнение, приводили интересные доводы и ассоциации. В рассуждениях о смысле названия фильма опирались на полученные ими за годы учебы в школе знания из области литературы, истории, Закона Божьего, Мировой художественной культуры. Тяжелая умственная работа была вознаграждена участием в футбольном матче, причем в довольно необычной обстановке: на неочищенном от снега поле. Но, кажется, ребята получили большое удовольствие от этой игры. Субботний день закончился подведением итогов и участием во Всенощном бдении. 1 марта, воскресение Прощеное воскресение началось с торжественной литургии, завершившейся проповедью архимандрита Силуана о начале поста, о необходимости примириться в этот день со всеми и с самим собой.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/56....

«Время делания – трудитесь; время безмолвия – станьте безмолвствовать; время молитвы – чисто помолитесь; возрыдайте, заплачьте, поскольку мы призваны к плачу» 13 . Он же ввёл в аскетическое богословие такие термины, как «воображение» (φαντασα) 14 и «наслаждение» (δον) 15 , и тем самым оказался в определённой степени предшественником прп. Симеона в частичной реабилитации чувственного начала как участвующего в процессе спасения и обожения. 2. Основная статистика и терминология Для указания на добродетель плача, помимо термина πνθος, в творениях прп. Симеона Нового Богослова используется ряд других: как непосредственно указывающих на плач/сильное рыдание (κλαυθμς), [Нами исправлена опечатка, в издании – κλαθμς. Редакция Азбуки веры.] так и шире – на болезненное состояние души, старающейся жить строго по заповедям (λπη, δνη, θλψις). Помимо именных форм, можно было бы обратить внимание и на глагольные формы πνθω, δνομαι [Опечатка, Вероятно, имелось в виду δυνμαι либо δρομαι. Редакция Азбуки веры.], θλβομαι, и прочие. Однако для нашей статьи достаточно рассмотреть прежде всего термин πνθος; и глагольную форму πενθω, как передающие в полной мере учение прп. Симеона Нового Богослова о непрестанном плаче. В пятом гимне даётся следующее определение духоносного человека: это тот, кто должен «постоянно плакать» (πενθεν καθ κστην) 16 . В этом кратчайшем выражении находится ключ ко всему учению прп. Симеона о плаче. Постоянно (καθ κστην) – значит в течение всего дня и ночи, в течение всей жизни вплоть до смерти. Цель такого плача – получение утешения и по смерти в виде вечного доброго воздаяния, и при жизни, согласно особому акценту прп. Симеона на необходимости «смерти до смерти» для греха и «воскресения до воскресения» ради подлинной жизни по заповедям Божиим 17 . На это указывает ключевой евангельский стих о плачущих: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ). Утешение, о котором идёт речь, понималось в христианской традиции по-разному, но особо близко к мысли прп. Симеона его выражает свт. Иоанн Златоуст 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010