Из воспоминаний об иеромонахе Рафаиле (Огородникове) 18 ноября – годовщина смерти иеромонаха Рафаила (Огородникова; † 1988). Иеромонах Рафаил (Огородников) Восприятие отца Иоанна (Крестьянкина) как старца произошло благодаря отцу Рафаилу. Архимандрит Иоанн был духовником иеромонаха Рафаила после схиархимандрита Агапия (Афиногена). Опыт духовного общения отца Рафаила с отцом Иоанном был таким, что отец Рафаил принимал его безоговорочно. Отец Рафаил знал его силу молитвы, и говорил нам – отец Иоанн не проповедник, а молитвенник. Мать отца Рафаила, Маргарита, рассказывала такой случай. Она умирала, а потом ей стало легче, и она стала поправляться. И оказалось, что в тот час, когда она умирала, в 5 часов утра, в келью к отцу Рафаилу пришел отец Иоанн и сказал: «Рафаил, твоя мать умирает. Вставай, давай молиться». И они встали на колени и молились. А время потом уже сопоставили. Нас посылал отец Рафаил к отцу Иоанну очень часто – как напоминание о себе. Он был одним из тех монахов, которые были изгнаны в конце 1970-х годов из Псково-Печерского монастыря. В монастырь он не мог явиться, в ворота никого из них не пропускали. И отец Рафаил мог передавать только через других людей весточки о себе и просьбы помолиться о нем. У нас проблем особых не было – обычные для молодежи проблемы: за кого выйти замуж и кем работать. Отец Рафаил нас довольно жесткою рукой выставлял к старцу. Ему как бы и не важны были наши проблемы и наше самоопределение. Он посылал нас за другим – ему нужен был опыт духовного общения, чтобы мы получили этот опыт. А мы как попадем к отцу – помнишь только, что попадаешь в облако благодати. Он что-то говорит, а слова становятся неважными. Хочется все время здесь находиться, и слова все забываешь. Один священник знал это, что слова забываются, он тогда положил в карман диктофон. И у него записался стук сердца: тук-тук, тук-тук. В то же время отец Рафаил нас ориентировал на восприятие слов отца Иоанна. И учил, что если вы из слов старца что-нибудь не поняли, надо переспрашивать до тех пор, пока не станет понятно.

http://pravoslavie.ru/648.html

архимандрит Рафаил (Карелин) (28.12.1931) Интервью Нравственно-аскетические труды Проповеди Сборники Труды на сербском языке Видеозаписи архимандрит Рафаил (Карелин) Священнослужитель Грузинской Православной Церкви, духовный писатель, публицист, критик церковного модернизма и экуменизма. Биография В миру Руслан Николаевич Карелин, родился в Тбилиси, в семье инженера и учительницы. После окончания школы, поступил на филологический факультет ТПИ. В это время произошел его духовный перелом – обращение к Богу. Монашество и сан В 1954 году был пострижен в монахи и в этом же году рукоположён в иеродиакона и иеромонаха. Вскоре после рукоположения служил в храме святого великомученика Георгия Победоносца в с. Илори близ г. Очамчиры, Абхазской АССР (Грузинская ССР). В илорский период о. Рафаил какое-то время совершал по просьбе прихожан отчитки бесноватых, и состояние аффекта с недюжинной силой больных и ненависть их ко всему в христианстве заставили его задуматься об особой демонической реальности, враждебной светлым силам. В Сухуми Позднее служил в Преображенской кладбищенской церкви в пригороде Сухуми. В сухумский период будущий архимандрит и встретил первого духовного отца (в 2010 г. канонизированного) глинского старца архимандрита Серафима (Романцова) прославившегося особой духовной опытностью, чуткостью к людям и настоящей евангельской любовью. Святой особым образом умел замаскировать любовь и заботу о людях умеренной строгостью, чем и отводил от себя неразумных поклонников. Прп. Серафим прославился также тем, что после закрытия Глинской пустыни в 1961 г., где служил 12 лет, в Киргизии жил в непрестанной молитве и сидением ему служил простой камень. Также близко знаком был отец Рафаил с митрополитом Тетрицкаройским Зиновием (Мажугой), канонизированным в 2010 г. известным любовью к Иисусовой молитве, и сумевшим сочетать бурную административную деятельность с постоянной молитвой. Преподавательская деятельность С 1975 года преподавал в Мцхетской духовной семинарии славянский язык и временно исполнял обязанности инспектора. В 1980-х годах Рафаил посещал святые места в России, монастыри, особенно Псково-Печерский монастырь. Духовником его становится схиигумен Савва, документы канонизации которого сейчас собираются. Схиигумен Савва получил техническое образование и после работы инженером на заводе поступил в монастырь, где со временем получил славу человека, познавшего истинную любовь к людям. Известны как минимум несколько случаев исцелений тяжело больных людей по его молитвам уже при его жизни. Схиигумен Савва благословил его писать на духовные темы. Затем отец Рафаил преподавал в Тбилисской духовной академии в разное время славянский язык, историю религии, богословие и аскетику. Последним местом его священнической службы является храм святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси. Личный сайт

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

— А, Георгий Александрович, это вы! — Простите, батюшка! — сказал я. — После службы поедем в гости к Старчишке? Я кивнул, встал рядом, и больше мы от молитвы не отвлекались. Как-то, когда я был уже на послушании в Издательском отделе, митрополит Питирим попросил меня отвезти в Псково-Печерский монастырь его родных — сестру, ее дочь и двух своих внучатых племянниц. Сестра митрополита Ольга Владимировна была замечательным архитектором, ее дочь тоже занималась архитектурой, а девочки оканчивали школу. Все они, конечно, были глубоко церковными людьми, но общались в основном с московскими священниками и архиереями и никогда ничего подобного Печорам не видели. Полные впечатлений после монастыря и встреч с отцом Иоанном, они возвращались в Москву. В поезде я так много рассказывал им о наших приключениях с отцом Рафаилом и с отцом Никитой, что, когда мы приблизились к Порхову, где как раз тогда служил отец Рафаил, мои спутницы сказали, что с удовольствием повидали бы таких удивительных батюшек. Я отвечал, что от отца Рафаила и отца Никиты всего можно ожидать и кто знает, может, мы и сейчас с ними встретимся. Дамы с недоверием отнеслись к моим словам, а я на всякий случай вышел в коридор — посмотреть: а вдруг мои друзья и вправду объявятся на вокзале? И это «вдруг», конечно, произошло! Стоянка в Порхове была всего две минуты. Когда состав уже тронулся, на перрон вылетели отец Рафаил и отец Никита и помчались за уходящим поездом. Я закричал им, замахал руками, и они благополучно запрыгнули на подножку нашего вагона. Оказалось, они собрались в Москву за запчастями к автомобилю, и у них на двоих был только один билет в плацкарте. Зато у меня как раз оказался лишний билет, поскольку мне предоставили целое купе. Когда я торжествующе предстал перед моими спутницами вместе с двумя монахами, они не могли поверить, что перед ними те самые отец Рафаил и отец Никита. Дамы пригласили батюшек к столу, выложили все свои дорожные припасы и заказали чай. Взявшись за подстаканник, отец Рафаил почувствовал себя в своей тарелке. Дамы забросали его вопросами. Между прочим спросили и о трудностях жизни на отдаленных приходах в псковских лесах.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

[cvi] Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 1898–1980) родился на Кубани в благочестивой крестьянской семье. В 1911 г. окончил двухклассное училище, с 1916 г. проходил службу в армии, в 1923 г. окончил Московское военно-инженерное училище, в 1932 г. – строительный техникум, в 1948 г. – Московскую Духовную семинарию. По окончании ее в 1948 г. принял монашеский постриг, в 1952 г. рукоположен в иеромонахи и назначен на должность эконома Троице-Сергиевой лавры. В 1955 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен в Псково-Печерский монастырь, где некоторое время исполняет обязанности благочинного обители. В 1973 г. принял постриг в схиму. Блаженная кончина его последовала 27 июля 1980 г. На отпевании присутствовало множество его духовных чад и почитателей, поскольку отец Савва стяжал славу удивительного старца, по молитвам которого обильно подавалась просящим чудесная помощь от Бога, и наставника, редкого по своей духовной мудрости и опытности. Изречение схиигумена Саввы автор приводит по своим личным воспоминаниям (см.: Архимандрит Рафаил (Карелин) . Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Воспоминания. М., 2002. С. 379). 4 Имеется в виду, что невозможно спасение для грешника, который пребывает в своем грехе, не обращается к покаянию. 5 Здесь отец Рафаил говорит о состоянии человека, всецело предавшегося служению своим страстям, о своего рода «смерти прежде смерти» – смерти духовной. Человек в таком состоянии уже не выбирает, а просто живет во грехе, ставшим для него естественным состоянием. Однако способность выбора как таковая остается у каждого из нас до самого исхода из этой жизни, в каком бы духовном или душевном состоянии мы ни находились. «Возможность выбирать атрофировалась» не строгое определение, а скорее, образ, используемый автором. 6 «Не может» – это очень условно: для Бога нет ничего невозможного. Просто этот дар, дар свободы, по замыслу Божию, является неотъемлемым. 11 В Церкви существует семь Таинств. Однако иногда «восьмым таинством» именуют монашество, а иногда, как это делает отец Рафаил,– послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Ирина 9 января 2014, 20:56 Эту книгу я прочитала впервые два года назад,дол прочитать ее мне приятель, и мне очень понравилась. Я себе тоже потом купила и еще раз перечитала..Кроме этого, я съездила в Псково-Печерский монастырь в прошлое Рождество, выстояла там служу с 11 вечера до 6 утра, исповедалась и причастилась. Служба была необыкновенно торжественна и красива..В этом году моя подруга прочитав мою книгу, подарила своим близки книгу " Несвятые святые " и все в восторге.. Действительно.. Впервые мне все начинаем хоть понемногу понимать что такое вера, православие, духовная, монастырская жизнь и т.д.,и все так доступно и понятно все это описывется в книге. Спасибо огромное за такую книгу автору. Храни его Бог. Ждем новых творений!!!! николай 4 августа 2013, 08:20 Молодец отец Рафаил!!! И нет в этом поступке никакого греха, когда человек встает на защиту,против поругания, кощунства и святотатства. Удивительно, что встречаются еще такие ублюдки,которые совершенно без мозгов, которые пропили и прокололи нравственное и духовное начало в себе. Таких уродов надо уже и физически учить.Воин вставший на защиту своего отечества и веры не убийца а герой. Ирина-КК 23 июня 2013, 16:38 Спасибо за то, что Вы есть, Отец Тихон! Ангела Вам Хранителя, Долгих Лет и СИЛЬНОГО Духа! Россия и мир будет защищён с такими людьми! Низкий Вам поклон! Надежда Соколова 20 января 2013, 01:36 Спаси Вас Господь!Каким талантом Он Вас одарил!Видите и замечаете столько любви друг к другу!Как проповедь -любой из рассказов... о любви к ближнему своему. Валентина 14 января 2013, 18:07 Я потрясена..своевременно...благодарю!!!! Елена 10 января 2013, 12:26 Божие благословение ВАМ Отец Тихон за просветлене умов Вашими историями. Ждем продолжения. UbahS 19 ноября 2012, 23:26 Русским же языком написано - о. Иоанн сказал: ударил ангел, так что не спешите бить морды, если Бог захочет, то может и вашими руками что-нибудь сделает. а так самому - опасно... Евгения 28 октября 2012, 20:21 У нас в Алматы недавно был случай. В церкви Петра и Павла есть чудотворная икона " Иверская " ,а на ней много золотых украшений висит. Залез воришка чтобы золото украсть, да ноги себе переломал, в таком плачевном состоянии его батюшки и обнаружили.

http://pravoslavie.ru/34809.html

16) Иоаким. Ему из игуменов Борисоглебского монастыря (в г. Торжке), в 1593 году, Царским указом повелено быть Игуменом же Псково-Печерского монастыря. 93 Начальствовал над сим монастырём, в сане Игумена, по 1605 год, а в сем году, Преосвященным Геннадием, Епископом Псковским и Изборским, поставлен в тот же Печерский монастырь в архимандрита, при Димитрии расстриге и Патриархе Игнатии. 94 Таким образом Иоаким в Печерском монастыре был первым архимандритом и управлял оным в самое смутное время, до 1617 г., а в этом году хиротописан в сан первого Архиепископа Псковского. В Пскове он и скончался, 24 Апреля 1623 года. 95 После него настоятели Печерского монастыря были Архимандриты. 17) Антоний, с 1617 по 1621 год, из иеромонахов сего Печерского же монастыря. В 1621 году поставлен Архиепископом в Рязань. 96 От него имеется вклад – серебряный позолоченный крест с жемчугом и камнями. 18) Иоасаф, из Печерских же иеромонахов, с 1621 по 1627 год. В сем году хиротописан в Архиепископа г. Пскова, и 6 Февраля 1634 г., возведён на Всероссийское Патриаршество. Скончался в Москве 1641 года, Ноября 28. 19) Иов, с 1627 по 1634 год. Он был прежде Игуменом в Никитском Переяславском монастыре (Владимирской епархии). 20) Порфирий. По Указу Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, переведён в 1634 году, из Архимандритов Рождественского Владимирского монастыря, 97 а в 1639 г., по Указу того же Царя, вызван в Москву. 21) Рафаил. По Царскому указу, из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря, переведён сюда в 1639 году, а в 1643 году, вызван в Москву. При нём, в монастыре было: служащей братии (с приписными монастырями) 14 человек, рядовой братии 55, служек монастырских 55, служебников всяких с детьми, и в Пскове, на приезжем дворе 99, – 2 пушкаря, 80 стрельцов, 2 воротника (привратника), да в подмонастырской слободке на речке Пачковке, по обе стороны, Печерских посадских и Панковских бобылей 144 человека. 98 22) Макарий, с 1643 года, из Архимандритов Снетогорского монастыря, а в 1650 г. хиротописан в Архиепископа г. Пскова. При нём по Царскому указу, был послан в Москву «с Государевыми жалованными грамотами и всякими вотчинными крепостями старец Адриан Теляшин, да слуга Иван Михайлов с товарищами». 99

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

  Максим Леонардович Шевченко Максим Шевченко р. 1966 журналист, ведущий Первого канала, член Общественной палаты РФ, член комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести. Эксперт по проблемам религии и политическим конфликтам. Закончил МАИ по специальности «Конструирование микроэлектронной аппаратуры», слушал курс лекций в ИСАА МГУ по истории культуры и арабскому языку. Работал в «Вестнике христианской демократии», православной классической гимназии «Радонеж», газете «Первое сентября». Заведовал отделом поэзии литературного журнала «Твёрдый ЗнакЪ». Автор политико-философского еженедельника «Смысл», пресс-клуба «Восточная политика». С 1997 по 2002 — ответственный редактор приложения «НГ-религии». В 2000 году создал «Центр стратегических исследований религии и политики современного мира». Работал спецкорром «Независимой газеты» в Афганистане, Чечне, Дагестане, Пакистане, Югославии, Израиле и Палестине. В журналистику я пришел не через комсомольскую организацию — Максим Леонардович, как, у кого вы учились журналистике, учились писать? — Журналистике я учился у Александра Иоильевича Огородникова. Он вышел из тюрьмы в 87-м году, я познакомился с ним в 1988-м году зимой. Александр Иоильевич – настоящий исповедник. Он сразу произвел на меня огромное впечатление, можно сказать системообразующее. Под его влиянием я пришел в церковь. Он страдал за веру христианскую, подвергался пыткам, мучениям и не отказался от своего исповедания веры. Как и всякий человек, он страстен, грешен, я грешен, безусловно, гораздо больше чем он, но особая печать судьбы, которая лежала на нем, меня поразила… У него брат — отец Рафаил — был монахом в Псково-Печерском монастыре, погиб в 89-м году. Он был автогонщиком до принятия сана, разбился насмерть, когда ехал из Москвы в Печеры Псковские. Огородников сыграл огромную роль в моей жизни… Я тогда стал ездить по монастырям. Псково-Печерский монастырь — это отец Адриан, отец Зинон (я с ним, правда, не встречался), вся эта атмосфера… Тогда еще не было такого ажиотажа как сейчас, и в монастыри очень мало народа ездило. Была и интеллигенция, рафинированная, православно-патриотическая, а были простые русские крестьяне. Помню, как приходили к отцу Иоанну (Крестьянкину) с самыми бытовыми вопросами, например, спросить насчет коровы.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-vo-v...

Они приступали к юноше с самыми сладкими посулами. Они грозили самыми грозными карами. Борис в ответ только смотрел куда-то в одному ему ведомую даль и наконец, после двух дней увещаний, передал уговорщикам запечатанный конверт. Те жадно вскрыли его, но обнаружили лишь заявление Бориса Огородникова об исключении его из комсомола «по религиозной причине». Уговорщики от досады наобещали Борису все возможные и невозможные неприятности: и по работе, и по учебе, и по свободе, и по несвободе, и по пожизненной психбольнице… В общем, все-все самое ужасное — и в этой жизни, и даже в будущей… Брошенные на религиозный фронт, уговорщики поневоле набрались мистического духа. Но для Бориса среди всех этих устрашений было ясно одно — в семинарию ему поступить не дадут. И тогда по совету настоятеля храма он отправился в Псково-Печерский монастырь, хотя совершенно не представлял, что и кого там встретит. Но Тот, Кто так властно взял в Свои руки жизнь и судьбу Бориса Огородникова, знал о каждом его шаге и о каждом шаге людей, которых Он посылал ему навстречу. В монастыре Бориса сразу выделил из общей толпы паломников Великий Наместник архимандрит Алипий. Ответственные товарищи, приставленные к Псково-Печерскому монастырю, предупредили отца Алипия, чтобы тот ни в коем случае не брал к себе героя-пограничника. Архимандрит Алипий, тогда уже смертельно больной, внимательно выслушал их и на следующий день издал указ о зачислении в обитель послушника Бориса Огородникова. Этот указ был чуть ли не последним, подписанным архимандритом Алипием. Вскоре он умер, и постригал в монашество послушника Бориса уже новый наместник — архимандрит Гавриил. Ответственные товарищи не замедлили предупредить и архимандрита Гавриила, что он должен в ближайшее время сделать все, дабы Борис Огородников покинул Печоры. Наместник заверил, что со своей стороны прекрасно понимает трудность сложившейся ситуации, и пообещал сделать все для этого юноши. И он действительно сделал все что смог. Поскольку буквально через несколько дней совершил монашеский постриг, и на свет появился новый человек — юный монах Рафаил.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Крилошанина старца Ионы Замарая. Старцев: Васьяна, Иова Поваренного. Печерского слуги Андрея Молоткова. Старца Антония Дрошина. Иноков: Никандра – воротник (146 об.), Антония – коровник, Герасима – хлеборез, (147) Герасима – воротник, Леонида – судоплат, Тарасия схим.-пономарь Изборской. Священника Герасима Гдовленина. Старца Галасея – пономоря. Троицкого дьякона Никифора. Андроньева монастыря архимандрита Макария. Иноков: Сава – стрелец (стр. 153), Селивестр из больницы. Попа Тимофея Патриня. Инок Антоний – подкеларщик. Печерского служки Григория Выежжаго. Диякона Аврамия Москвитина. Келаря старца Иакова Кодашевца. Инок Арсений Тисовский – ямщик. Благовещенского протопопа. Старцев: Сергия Псковитина, Андреяна Новоторжца. Архимандрита Рафаила. Кожина монастыря игумен Прохор. Дьячка Моложанския церкви. Печерский толмачь Никита. Инок схим. Илларион – келарь. Старца Исаия Печерского, постриженика Симонова монастыря. Настасеинского попа Георгия. Старца Андреяна Трясоголопова (164 об.). Старца Никона Кураки. Антониева монастыря изновагорода старца Киприяна. Псковитина старца Петра. Протопопа Устюга Великого Назария. Архимандрита Митрофана Печерского. Священноинока Исаия Столобинского. Каменского монастыря инок Селивестр. Елеазаровского монастыря крестьянина Давида. Старцев: Ефрема Псковитина, Герасима постриженика Мальского монастыря. Попа Козьмы Григорьева с Москвы, сзыванских ворот Спиридона Чудотворца. Тоя же церкви попа Никифора Михиева. Священноинока Варлаама Флягина. Печерского архимандрита Изосимы. Черного попа Пантеилеимона Печерского монастыря. Инок Михей схим. Печерский вкладчик 154 Кикимора. Святогорского Архимандрита Герасима. Старицы Марии Беляники Михайловского монастыря с Молоткова. Московского входо-иерусалимского попа Григория. «7165 (1657) Марта 17 побиты на Государеве службе под Печерским монастырём разных городов (поименовано всего 85 чел.) Священноинок диякон Рафаил-Тифинец. Старца Давида Гдовлянина. Пономоря Феодорита. Троицкого Сергиева монастыря старца Александра Булатникова.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Наш водитель помог выйти шоферу. Больше в машине никого не оказалось. У мужчины с виду тоже серьезных повреждений не было — его только трясло после аварии, а на лице алели свежие ссадины. «Жигуленок» бедняги был безнадежно изуродован. Вышедшие из автобуса пассажиры, поняв, что все живы и здоровы, облегченно переговаривались. Но я вдруг еще больше разозлился на свою судьбу. Вместе с десятком моих спутников я принялся голосовать встречным автомобилям в надежде доехать до Пскова. Меня прямо–таки заклинило от упрямства: все равно будет по–моему! Я уеду в Москву во что бы то ни стало! Так я голосовал и прыгал на шоссе минут пятнадцать, но никто из водителей не остановился, видя, что желающих добраться до Пскова у нашего автобуса скопилось слишком много. В конце концов я взглянул на часы и понял, что не успеваю на поезд ни при каких обстоятельствах. А через несколько минут рядом с местом аварии остановился встречный автобус, шедший из Пскова, и водитель предложил желающим доехать до Печор. Ничего другого не оставалось, и скоро я был доставлен туда, откуда недавно так постыдно бежал. В монастыре уже шла служба Погребения Плащаницы Божией Матери. По традиции, это происходило под открытым небом на площади у Михайловского собора. Я разыскал отца Рафаила. Увидев меня, он ничуть не удивился. — А, Георгий Александрович, это вы! — Простите, батюшка! — сказал я. — После службы поедем в гости к Старчишке? Я кивнул, встал рядом, и больше мы от молитвы не отвлекались.   Как–то, когда я был уже на послушании в Издательском отделе, митрополит Питирим попросил меня отвезти в Псково–Печерский монастырь его родных — сестру, ее дочь и двух своих внучатых племянниц. Сестра митрополита Ольга Владимировна была замечательным архитектором, ее дочь тоже занималась архитектурой, а девочки оканчивали школу. Все они, конечно, были глубоко церковными людьми, но общались в основном с московскими священниками и архиереями и никогда ничего подобного Печорам не видели. Полные впечатлений после монастыря и особенно от встреч с отцом Иоанном, они возвращались в Москву. В поезде я так много рассказывал им о наших приключениях с отцом Рафаилом и с отцом Никитой, что, когда мы приблизились к Порхову, где как раз тогда служил отец Рафаил, мои спутницы сказали, что с удовольствием повидали бы таких удивительных батюшек. Я отвечал, что от отца Рафаила и отца Никиты всего можно ожидать, и кто знает, может, мы и сейчас с ними встретимся. Дамы с недоверием отнеслись к моим словам, но я на всякий случай вышел в коридор — посмотреть: а вдруг мои друзья и вправду объявятся на вокзале?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010