Мф.14:6 .  Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду. Мы не знаем, чтобы кто-либо другой праздновал день рождения своего, кроме Ирода и фараона, так что одинаковые по своему нечестию одинаково совершают празднества. Мф.14:7 . [начало 8-го]  Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей. Я не извиняю Ирода за то, что он с сожалением и неохотно вследствие данной клятвы совершил человекоубийство, потому что он, может быть, и поклялся с тем, чтобы приготовить средства к должному 300 совершиться убийству. С другой стороны: если он утверждает, что совершил это вследствие клятвы, то [спрашивается:] намеревался ли он сделать так, или нет, в том случае, если бы она потребовала от него смерти отца или матери? Если он станет отрицать это, то должен будет с презрением отнестись и к убийству пророка. Мф.14:8 . [окончание 8-го, начало 9-го]  301 Сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. Из боязни, чтобы Ирод не раскаялся когда-либо и не сделался другом брата своего Филиппа и чтобы незаконный брак ее не был расторгнут, Иродиада убеждает дочь свою, чтобы она тотчас же, во время пира, попросила голову Иоанна: достойная кровавая награда достойному делу пляски! И опечалился царь. Священному Писанию свойственно, чтобы повествователь так изображал мысль многих, какой она в свое время казалась всем. И как Иосифа даже сама Мария называет отцом Иисуса ( Лк.2:48 ), так и в настоящем случае Ирод представляется опечалившимся, потому что так думали совозлежавшие с ним. В действительности, лицемер и виновник убийства человека предпочитал выказать на лице своем печаль, хотя в душе радовался. Мф.14:9–10 .  Но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей. И послал отсечь Иоанну голову в темнице. Преступление он оправдывает данной клятвой, так что совершает нечестивое дело под видом благочестия. А прибавление: «Ради возлежащих с ним» обозначает то, что он хотел, чтобы все присутствовавшие были соучастниками его преступления и чтобы кровавое блюдо было принесено на роскошный и нечистый пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.20:13 .  Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Мф.20:14 .  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; Мф.20:15 .  разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Мф.20:16 .  Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Слова, сказанные в Мф.19:30 , здесь (стих 16) повторяются, и это ясно показывает, что именно в них заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, но что может быть и так при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха οτως («так»), которое может здесь значить: «вот, в таких или подобных случаях (но не всегда)». Для объяснения 16-го стиха находят параллель в 8-й главе Второго Соборного Послания апостола Иоанна и думают, что она «дает ключ» к объяснению притчи, с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова 16-го стиха: «ибо много званых, а мало избранных», следует признать позднейшей вставкой как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф.22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи. Мф.20:17 .  И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: (Ср. Мк.10:32 ; Лк.18:31 ). Слова Матфея не связаны никакими наречиями с предыдущим, за исключением союза «и» ( κα). Можно даже предполагать, что здесь пропуск в изложении событий, которые совершились незадолго до последней Пасхи (4-го года общественного служения Иисуса Христа), только отчасти заполненный Ин.11:55–56 . Ученики отозваны были, очевидно, потому, что речь Спасителя по своему содержанию требовала тайны или, как думает Евфимий Зигавин, «потому что не должно было сообщать этого многим, чтобы они не соблазнились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.6:5 .  И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. По лучшим чтениям – множественное, – «когда молитесь, не будьте как лицемеры, потому что они любят в синагогах и на углах улиц стоя ( σττες) молиться» и прочее. В Вульгате множественное («молитесь») согласно с Ватиканским кодексом, Оригеном , Златоустом, Иеронимом и другими. Во 2-м стихе – единственное – «когда творишь милостыню»; в дальнейшем 6-м – «ты же» и прочее. Переписчикам это казалось несообразным, и они во многих рукописях заменили множественное число единственным. Но если «молитесь» и прочее правильно, то решение вопроса, почему здесь Спаситель изменил прежнее и дальнейшее единственное на множественное, чрезвычайно трудно, если только не невозможно. Разночтения «когда молишься, не будь» показывают, что эта трудность чувствовалась уже в самой глубокой древности. Можно сказать только, что речь одинаково естественна и в том и другом случае. Может быть и так, что множественное употреблено для более сильного противоположения дальнейшему стиху. Вы, слушатели, иногда молитесь, как лицемеры; ты же, истинный молитвенник, и прочее. Рассматривая характеристики «лицемеров», можно наблюдать, что склад речи почти одинаков во 2-м и 5-м стихах. Но μ (в выражении «не труби») относится вообще к будущему и предполагаемому и заменено в 5-м стихе οκ (не будьте). Как в первом, так и во втором случае встречается «в синагогах», но выражение 2-го стиха «на улицах» ( ν τας μαις) в 5-м стихе заменено «на углах улиц» ( ν τας γωναις τν πλατειν). Разница в том, что μη, означает узкую, а πλατεα – широкую улицу. Слово «прославляли» ( δοξασθσιν – были прославляемы) заменено словом «показаться» ( φανσιν). В остальном 5-й стих есть буквальное повторение конца 2-го стиха. Если только можно утверждать, что 2-й стих и не имеет ничего, соответствовавшего тогдашней еврейской действительности, а состоит только из метафорических выражений, то относительно 5-го стиха можно сказать, что в нем содержится действительная (без метафор) характеристика «лицемеров», известная и из других источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы знаем, Кто истинный хлеб с небес ( Ин. 6:32,35 ) и Кто дарует вечное питие духовное, напояющее в жизнь вечную ( Ин. 4:10–14, 7:37–39 ; 1Кор. 10:4 ). 17 . Глава твои увидят Царя в красоте Его; узрят землю отдаленную; Это прежде всего ясное Мессианское пророчество. Мы не отрицаем и того взгляда, который признает, что слова эти относятся к Езекии, которого осажденные увидят в скорби и вретище и потом, после поражения Господом Сеннахерима, увидят во всем блеске царских одежд, ликующим на престоле своем. Но Езекия во многих случаях является преобразованием Мессии. Обратимся к тексту стиха 17-го и сравним его с Псалмом 44 (ст. 4-й). „Глаза твои увидят Царя в красоте Его“. Большая буква местоимения, принятая в русском Синодальном переводе, указывает – Кто разумеется под именем Царя. Впрочем и все почти комментарии видят в этом стихе Мессианское пророчество. В 4 т. Св. Летописи, ч. I, стр. 227–228, мы изучая псалом 44-й, останавливались особенно на этом гимне, озаглавленном по Еврейски „песнь любви“. В псалме этом слова: „Сильный славою и красотою Твоею“ (ст. 4) относятся к „Господу и Царю нашему“ стиха 22-го. Если стих 4-й Псалма 44-го есть Мессианское пророчество,-что несомненно,-то очевидно, что в ст. 17 настоящей главы Исаии очи верующего видят Мессию: земля же отдаленная, которую увидят глаза человека, сподобившагося видеть Царя и Бога своего, есть царство Христово на земле и на небесах,-„новое небо и новая земля“, которые видел в видении св. Иоанн Богослов ( Omkp. XXI, 1 ). Следующие 18–19 стихи возвращаются к современным Исаии событиям. Мы неоднократно обращали внимание на те таинственные иногда внезапные 1129 проблески Мессианских пророчеств, посреди пророчеств, относящихся к современным пророку событиям,-которые как молнией освещают далекие горизонты, в которых виднеется священный образ Мессии. 18 . сердце твое будет только вспоминать об ужасах: „где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?“ 19 . Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным. Стих 18-й рисует спокойствие, которое водворится в Иерусалиме и в Палестине, когда Господь повелит и (ст. 3) „побегут народы“. Сердце вспомнит о прошедших ужасах и будет радоваться и благодарить Господа. Переписывавший народ в Палестине и весивший дань, принятую от Езекии, и осматривавший Иерусалимские башни, несомненно Сеннахерим. Но где же он? Сила его сокрушена и он бежал в страну свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

На протяжении многих лет тоталитарного режима дети, посещавшие уроки закона Божия, часто преследовались. Многие родители предпочитали не посылать своих детей на занятия по закону Божию, чтобы оградить их от проблем. Перелом наступил лишь после падения коммунизма в 1990 году, когда изучение закона Божия было введено в школах. Однако обнаружилась острая нехватка качественных учебных пособий и книг, что свидетельствует о максимальной неготовности к катехизаторской работе. Лишь в 1997 году появился первый учебник закона Божия с методикой для катехизатора для 3-го класса начальной школы, годом позже – учебник с методикой для катехизатора для 4-го класса и в 2001 году – для 5-го класса. В катехизаторской работе большую помощь оказывает Братство православной молодежи путем организации детских лагерей, экскурсий для молодежи, поездок по святым местам, богословских встреч, изданием книг, брошюр и журналов с христианским содержанием, чем способствует повышению качества жизни молодых людей, которые все активнее участвуют в таинственной жизни Христа в Церкви. Смысл катехизаторской работы Смысл катехизаторской работы состоит в приобщении катехумена к Царству Божиему путем изменения во Христе и Святом Духе, как это видно из слов: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр. 12:1–2 ). Высшую цель Нового Завета, касающуюся причастности жизни Христовой, апостол Павел описывает словами: «Для Него (Христа) я от всего отказался,... чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп. 3:8–11 ). В этой перспективе обученный во Христе, «забывая заднее и простираясь вперед, стремится к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:13–14 ). Спасение человека во Христе возможно только путем приобщения себя к Телу Иисуса Христа, которое есть Церковь , при условии исповедания веры и последующего принятия Крещения во имя Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10 , получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 13:32–37 ), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“. Вслед за словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание. 4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 . Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ ( Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2 ); и „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28:18 ). „Он“ , – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ ( Ин. 18:37 ) 1689 . Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии 1690 , и Евангелия от Иоанна 1691 , что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии XLII, 6 и прим.) 1692 . Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования 1693 , ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. ( Ин. 1:11 ) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, ( Ам. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но когда цари и жрецы стали такими же идолопоклонниками как народ, тогда они „обезумели“ и сделались как „пьяные“ и „совратили Египет с пути его“. 15 . И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость. 16 . В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. По поводу выражений стиха 15-го ср. те же выражения пророка в главе IX, 14. Голова означает высших деятелей народа, хвост низшие классы и занятия; пальма и трость (камыш) рисуют ту же мысль. О событии, которое во времена Езекии предсказывается пророком, трудно сказать, что-либо определенное. Мы только, как предположение, решаемся высказать, что пророчество стиха 16-го относится, как нам кажется, ко времени Персов. Во время XXVI династии Египет не терял своей самостоятельности, но в конце этой династии он узнает, что Кир дозволяет Иудейской колонии возвратиться в Иерусалим и снова возвести храм Вечно Живущему,-священное имя Которого очень хорошо было известно жрецам. Тогда в Египте возникает тот страх, который соделывает жителей его подобными женщинам: они трепещут перед поднятой десницей Господа Саваофа и вскоре Камбиз, по- видимому без серьёзного сопротивления занимает Египет 831 . Таково, по нашему мнению, значение стиха 16-го,-хотя ст. 17–18 может быть рисуют события, предшествующие вторжению Персов. 17. Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он поставил о нем. Земля Иудина несомненно делается ужасом для Египта, когда Иерусалим взят Навуходоносором, храм Господень разрушен, народ уведен в плен, и Египет ожидает той же участи. Сначала, при Нехао и Уафрии, Египет еще защищается, но около 570 года до Р. Хр. Навуходоносор занимает Египет, свергает, иди убивает Уафрия, и возводит на престол избранного им Амазиса. Но, как мы выше говорили, полное исполнение пророчества Исаии мы видим в нашествии Камбиза. И следующие стихи однако переносят нас еще во время XXVI династии, с пророческим проблеском на грядущие мировые события распространения в мире учения Евангельского. 18. В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но не только среди иноплеменников, но и в среде многих образованных евреев, живших в рассеянии, великие события, имевшие место в Иерусалиме, оставались 25 лет спустя неизвестными. Так, в главе 19-й Деяний мы читаем следующее: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в писаниях, пришел в Эфес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, говоря духом говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоаново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискила приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». (18:24–26). Обращение Аполлоса следует отнести к середине 50-х годов, т. е. ко времени после бегства Акилы из Рима, бегства, вызванного эдиктом императора Клавдия об изгнании евреев из Рима. Далее, во главе 19-ой Деяний (19:2–5) читаем, что апостол Павел, прибыв во время третьего своего путешествия (54–58 г. г.), в Эфесе и, найдя там «учеников», спросил их: приняли-ли вы Св. Духа уверовав? Они отвечали: «мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой?». «Во что-же вы крести­лись?» – спросил их Павел. «В Иоаново крещение», отвечали они. Таким образом, ни ученый Алоллос, ни эфесские ученики, об учении Христа по-видимому еще не слышали. Поэтому едва ли приходится удивляться тому, что у нехристианских писателей того времени или вовсе не встречаются, или встречаются очень редко упоминания о личности Спасителя, и что все те сведения, которыми мы располагаем об Его земной жизни и о первоначальном распространении Его учения, почерпаются нами исключительно из книг Нового Завета. Лишь в конце 1-го и начале 2-го веков впервые появляются в светской литературе краткие и отрывочные сведения об Основателе нашей религии и о христианах, сведения, почерпнутые не из христианских источников, которые нехристианским писателям до второй половины 2-го века были еще неизвестны, а из других источников, официального или частного характера, или из личных наблюдений самих авторов над последователями нового учения. Понятно, что подобные свидетельства всегда привлекали к себе особое внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычными предположениями, что в девятом месяце проявился в народе религиозный индифферентизм, произошло охлаждение к постройке храма или даже приостановка ее, и что именно на это негодует пророк, трудность истолкования ст. 14-го не устраняется. Во-первых, это только предположения, в подтверждение которых нельзя привести ни одного свидетельства. Во-вторых, охлаждение народа и даже приостановка постройки храма все же не делали бы народ подобным прикасающемуся к трупу и не давали бы основания для усвоения ему наименования goj. Кроме трудности истолкования ст. 14-го, при обычном понимании рассматриваемой речи пр. Аггея нелегко установить также связь ст. 14-го с предыдущими. В ст. 12–13 пророк, по повелению Божию, предлагает священникам два вопроса о законе: „если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей, и полою своею коснулся хлеба или чего-либо вареного, или вина, или елея или какой-нибудь пищи, сделается ли это священным? И отвечали священники, и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, сделается ли это нечистым? И отвечали священники, и сказали: будет нечистым». Какая связь приведенных вопросов и ответов с ст. 14-м, если в последнем, как обычно полагают, пророк обличает иудеев за нерадение о постройке храма? Существующие комментарии на кн. пр. Аггея эту связь определяют неодинаково. По мнению Велльгаузена, пророк в ст. 12–14 желает сказать: непрямое соприкосновение с освященным не освящает (ст. 12), но прямое соприкосновение с нечистым оскверняет (ст. 13); мирские интересы настолько захватили народ, что малый элемент святости (жертвенник без храма) не может оказать на народ никакого влияния в смысле освящения его; поэтому нужно принять большее участие в святости, т. е. ревностно вести постройку храма 43 . Андре, выражая понимание многих других комментаторов, передает смысл рассматриваемых стихов так: Израиль с одной стороны подобен человеку, который носит освященное мясо в поле одежды своей, с другой – тому, кто сделался нечистым вследствие соприкосновения с трупом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Он, наш милосердный Спаситель, – как говорит далее (II, 11) начертатель послания к евреям, – «не стыдится называть нас братьями», указывая при этом на слова стиха 23-го псалма 21-го: «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя». И действительно в этом тексте есть таинственное указание, что Господь наш Иисус Христос, которого страдания изображены именно в этом псалме, как человек и брат человека прославил имя Божие; ибо, без Его помощи, как Бога, человек не мог бы достигнуть счастья созерцать того откровения любви Божией и высшей истины и чистоты, которыми освещен мир со времени Господа вашего Иисуса Христа: «В Нем была жизнь, и жизнь была свете человеков» ( Uoah. I, 4 ). Ebp. III, 7 – 11; IV, 3 . Апостол, приводя слова псалма 94-го ст. 7–11, предупреждает Израиль не ожесточить сердца своего в это время проповеди Евангельской, как ожесточил сердца свои народ в пустыне, когда Господь поклялся в гневе Своем, что они не войдут в покой Его, Господень. См. Чucлa XIV, 27–32 . Сопоставление слов книги Числ с словами псалма в гл. III, 7–11 послания к Евреям и в главе IV, 1–3 приводите нас еще к иной мысли. В книге Числ сказано, что в покой Господень не войдут те ожесточенные и непослушные Израильтяне, которые возмущались против Бога, благодетеля своего; «в пустыне сей падут тела ваши», глаголет Господь. Но «детей ваших Я введу (в землю обетования) и они узнают землю, которую вы презрели; а ваши трупы падут в пустыне сей» ( Чucлa XIV, 29 – 32 ). В наказании этом есть прообразование совершившегося во время проповеди Евангельской. Ожесточенные не вошли в покой Господень и остались в пустыне обрядности и сухости сердца и не увидели радости Господней, но дети их, – по крайней мере многие из детей их вошли в землю обетования, в радость Господа своего, в покой Господень. Ebp. V, 5–6 . Апостол, указывая на то, что Господь наш Иисус Христос есть глава Церкви и Первосвященник ее, говорит, что Бог, – глаголавший во пророках и сказавший во 2-м псалме: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», – в псалме 109, 4 сказал Тому, которого Он назвал Сыном: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010