Формирование греч. полисов в основных чертах завершилось к кон. VI в., и в это же время они подверглись тяжелому испытанию. Еще в сер. VI в. на вост. окраинах греч. мира сформировалась Персидская держава. Ее цари подчинили себе страны Ближ. Востока и Египет и начали наступление на греч. города. При Кире Старшем были подчинены города побережья М. Азии (546); при Камбисе персы покорили о-в Самос (522); Дарий I открыл наступление на балканскую Грецию. Затеянный им Скифский поход (512) не достиг прямой цели - разгрома причерноморских скифов, но привел к утверждению персов в районе черноморских проливов и подчинению ими Фракии и Македонии. В этой ситуации в торговле на Эгейском м. усилились позиции финикийцев, древних конкурентов греков. Ограничение торговой активности и политический гнет персов вызвали возмущение ионийских греков (Ионийское восстание; 500-494). Это событие открывает эпоху греко-персид. войн (500-449). Несмотря на тяжелые потери греков, войны подтвердили жизнеспособность греч. цивилизации. Победоносное отражение греками нападений персов на Балканский п-ов (победы при Марафоне в 490, при Саламине в 480 и при Платеях и Микале в 479) обеспечило грекам возможность свободного политического развития. Парфенон. 447-431 гг. до Р. Х. Парфенон. 447-431 гг. до Р. Х. Победа в греко-персид. войнах имела важные последствия для развития греч. полисов как в политической, так и в социально-экономической сфере. Благодаря успешным войнам выросла экономика греч. городов, к-рая получила поддержку за счет массового использования обращенных в рабство чужеземцев. Наводнение греч. городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую промышленность (рабы в рудниках и каменоломнях), в различные ремесла, где к кон. V в. возникает особый тип большой мастерской - эргастерии (ρϒαστριον), использующей труд рабов. Даже в сфере финансовых операций наряду с собственно ростовщиками-трапезитами (τραπεζται) появляются их доверенные агенты из числа рабов. В домах богатых людей множится число слуг. В гос. управлении широко используется труд рабов-канцеляристов, а в Афинах также и труд полицейских. Значительная часть свободных людей в греч. городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим трудом, а наличие материально обеспеченного досуга явилось основанием для расцвета творческой деятельности художников, писателей, ученых.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Гектора мужеубийцы руками главу обнимая: 725 “Рано ты гибнешь, супруг мой цветущий, рано вдовою В доме меня покидаешь! А сын, бессловесный младенец, Сын, которому жизнь, злополучные, мы даровали! Он не достигнет юности! Прежде во прах с оснований Троя рассыплется: пал ты, хранитель ее неусыпный, 730 Ты, боронитель и града, защитник и жен и младенцев! Скоро в неволю они на судах повлекутся глубоких; С ними и я неизбежно; и ты, мое бедное чадо, Вместе со мною; и там, изнуряясь в работах позорных, Будешь служить властелину суровому; или данаец 735 За руку схватит тебя и с башни ударит о землю, Мстящий за трату плачевную брата, отца или сына, Гектором в битвах сраженного: много могучих данаев, Много под Гектора дланью глодало кровавую землю. Грозен великий отец твой бывал на погибельных сечах; 740 Плачут о нем до последнего все обитатели Трои. Плач, несказанную горесть нанес ты родителям бедным, Гектор! Но мне ты оставил стократ жесточайшие скорби! С смертного ложа, увы! не простер ты руки мне любезной; Слова не молвил заветного, слова, которое б вечно 745 Я поминала и ночи и дни, обливаясь слезами!” Так говорила, рыдая; и с нею стенали троянки. Тут между ними Гекуба рыдательный плач подымает: “Гектор, из всех мне детей наиболее сердцу любезный! Был у меня и живой ты богам всемогущим любезен; 750 Боги с небес о тебе и по смертной кончине пекутся! Прочих сынов у меня Ахиллес, быстроногий ристатель, Коих живых полонил, за моря пустынные продал, В Имброс, в далекий Самос и в туманный, беспристанный Лемнос; Но, тебя одолев и оружием душу исторгнув, 755 Как он ни долго влачил вкруг могилы Патрокла любимца, Коего ты одолел, – но его, мертвеца, он не поднял! Ты ж у меня, как росою омытый, покоишься в доме, Свежий, подобно как смертный, которого Феб сребролукий Легкой стрелою своей, налетевший незапно, сражает”. 760 Так вопияла Гекуба, и плач возбудила всеобщий. Третья Елена Аргивская горестный плач подымает: “Гектор! деверь почтеннейший, сродник, любезнейший сердцу! Ибо уже мне супруг Александр знаменитый, привезший

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

566 Согласно Геродоту, ликийцы пришли с Крита, а к ним присоединился Лик, изгнанный Эгеем из Афин, и население с течением времени стало называться ликийцами (I. 173). 567 Страбон упоминает 16 островов: Елена, Кеос, Кифнос, Сериф, Мелос, Сифнос, Кимолос, Препесинф, Олиарос, Парос, Наксос, Сирос, Миконос, Тенос, Андрос, Гиарос (Strabo X. 5. 3). 569 Комментатор «Хроники» Ипполита предлагает читать Ιος (Иос) (Hippolitus. Die Chronik... S. 35). 571 Сирос ( Σρος) – конъектура, вместо предложения издателя Скирос ( Σκρος). Остров Скирос не относится к Кикладам, он расположен севернее Евбеи. В тексте дано имя Κορος. 572 Делос – остров, где находилось святилище Аполлона. Во времена первого афинского морского союза остров был некоторое время финансовым центром. 573 Когда на острове Делос учредили Делийские игры, все захоронения с него перенесли на соседний остров Ренея. 574 Конъектура И. В. Кривушина, которая позволяет идентифицировать кикладский остров Κθνος (Кифнос (Китнос)). Издатель дает Κρνος – Кирн, ныне Корсика в Средиземном море. 577 Кос – второй по величине остров Южных Спорад. Здесь находилась основанная Гиппократом медицинская школа. 578 Родос – остров, который с юга замыкает южные Спорады. Важный торговый центр. Известен своим Родосским колоссом, риторской школой. 581 Лемнос – остров северной части Эгейского моря, также называемого Фракийским. На нем находилось святилище Гефеста. 583 Перевод сделан согласно предложению Дюканжа, но возможен и другой: «Евбея названа беотийцами , ионийцы назвали ионийскими 16 знаменитых городов» (См.: Hippolitus. Die Chronik... S. 35). 584 Помимо острова Евбеи, Страбон упоминает пять одноименных городов (в Македонии, в Сицилии, на о. Евбея, о. Коркира, о. Лемнос) (Strabo X. 1. 15). Остров Евбею заселили ионийцы. 585 Из шестнадцати указанных городов Клазомены, Фокея, Приена, Колофон, Теос, Эфес, Эрифры, островные города Самос и Хиос входили в союз двенадцати ионийских городов, о котором пишет Геродот (I. 142–149). 589 Халкедон (Калхедон) и Византий основаны дорийцами из Мегар. Геродот сообщает о том, как полководец персидского царя Мегабаз назвал халкедонян слепцами, когда узнал, что они основали свой город на 17 лет раньше, чем жители Византия, т. к. место Византия было более выгодно расположено (IV. 144).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

676 Гебр (совр. река Марица) – река во Фракии. Река, по сообщению Геродота, впадает в море у города Эноса (IV. 90). 678 Ахелой (совр. река Аспрос) – река в Акарнании. «Космография» Юлия Гонория: Река Ахелой рождается на равнине Эпира, впадает в Ионийское море (Ноп. 36). 679 Конъектура Ducangii (nota 36). Пеней (совр. река Пиньос в Греции) – главная река в Фессалии, впадающая в Термейский залив. Описание реки дает Геродот (VII. 129). 680 Река Евен берет начало на горе Каллидром в Локрах Епикнемидских и впадает в реку Кефиссу (Ptol. III. 14). 681 Сперхей – река в Южной Фессалии. Гонорий: река Сперхий рождается на равнине Македонии; впадает в Эгейское море (Ноп. 36). 684 Скамандр (современная река Малый Мендерес) – река в Троаде, о которой писал Гомер (II. XXI. 136–584), Геродот (VII. 43). 685 Стримон – река на границе Фракии и Македонии. Юлий Гонорий: «река Стримон рождается на равнинах Дардании, впадает в Эгейское море» (Ноп. 25). 686 Страбон упоминает три реки с названием Партений: на границе Вифинии и Пафлагонии (Strabo XII. 3. 7), на острове Самос (Strabo X. 2. 17), в Аркадии (Strabo VIII. 3. 32). 687 «Истр» было греческим названием реки, которую римляне называли Данубием (совр. река Дунай). 689 Рейн был естественной границей Галлии и Германии. В компендии «Разделение круга земель» записано (Div. 11): «Вся Германия и Дакия ограничиваются с востока рекой Вистлой, с запада рекой Рейном» (Пер. А. В. Подосинова). 690 Родан (совр. река Рона на юге Франции) – река, о которой Юлий Гонорий в «Космографии» (Ноп. 22) сообщает: «Река Родан рождается на равнине посреди » (Пер. А. В. Подосинова). 691 Известны две реки с названием Эридан. 1. Легендарная река, берущая начало с Рипейских гор (Уральских гор) и впадающая в Океан на крайнем западе Европы (Hes. Theog. 338; Apoll. Rhod. IV. 596); 2. Река Пад (современная По) в Циспаданской Галлии. Полибий пишет (Polib. II. 16): «Река Пад, прославленная поэтами под именем Эридана, берет начало свое из Альп, почти у вершины очерченной выше фигуры, и в направлении к югу изливается в равнины. Дойдя до местностей ровных, река изменяет свое направление и протекает по ним к востоку, впадая двумя устьями в Адриатику» (Пер. Ф. Г. Мищенко).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Впрочем, царь Аталл Филадельф, желая сделать гавань доступной и для торговых судов самых больших размеров, распорядился сделать плотину при широком входе в гавань и таким образом, сузив его, поднять уровень воды в гавани. Но это было инженерной ошибкой царя: гавань стала менее прежнего, так как наносный ил задерживался плотиной 3097 . Однако эта ошибка нимало не понизила торгового значения города. Едва ли можно назвать тот или другой торговый город, ту или другую торговую страну, которые бы не знали знаменитого Панорма ефесского. Рим и Александрия, Македония и Палестина, Греция и Финикия и Сирия, Хиос, Самос, Кос, Родос и Кипр 3098 в Панормской гавани всегда имели представителей своей коммерции. – Самая гавань была, по обычаю всех тогдашних больших портов 3099 , удобно приспособлена для громадных торговых операций. Возле нее были расположены портовые постройки, закрытые склады и амбары товаров, открытые выставки для привозимых дорогих товаров и т. п. и каких только товаров не приходило в Панорм и не выставлялось в портовых бараках! Тут можно было встретить и художественные изделия из золота и серебра, и драгоценные камни из Индии, и знаменитый виссон из Палестины, порфиру, шелк и багряницу из Финикии, благовонные товары – корицу и фимиам, миро и ладан из Аравии, художе- —315— ственные произведения из слоновой кости, из дорогих деревьев, из меди, железа и мрамора 3100 . Тут художники выставляли свои новые произведения: так, по словам Плиния, живописец Клезид (Clesides), пожелав отплатить царице Стратонике за ее несправедливость к его талантам, изобразил на полотне не особенно приятную для нее, но поразительно верную действительности, сцену из жизни царицы и свою картину выставил в ефесской гавани 3101 . На этом же торговом рынке гавани на ряду с рогатым скотом, лошадьми и колесницами можно было встретить и живой товар из тел и душ человеческих 3102 : то были евнухи, рабы и рабыни 3103 . После этого можно представить себе, какая масса народа постоянно толпилась на рынках Панорма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот в эту благодатную землю около 1044 года до Р. X. сыновья Кодра, Пелей и Андрокл привели с собой большие толпы греков ионийского племени. Это племя отличалось особенной нежностью. С женственной красотой ионийца гармонически соединялась в нем необыкновенно сильная впечатлительность и восприимчивость. Иониец, поэт в душе, при восприимчивости своего ума, был способен к сильной умственной работе. Гомер и Мимнерм, Анакреон и Ксенофан, Апеллес и Парразий вместе с Фалесом и Анаксимандром, Анаксименом и Гекатеем одинаково вышли из ионийского даровитого племени. Казалось, нельзя было сделать более лучшего подбора, как – ионийцы и западное побережье Малой Азии: так природе поселенцев соответствовала природа страны. Пришедшие ионийцы основали на береговой полосе и некоторых островах 12 городов: Милет, Миунт и Приэпу – в Карий, Ефес, Колофон, Лебедос, Теос, Клазомены и Фокею – в Лидии, еще два города на островах – Самос и Хиос и один – Эрифры – на суше 3063 . —309— Впоследствии к этим городам присоединилась еще Смирна, принадлежавшая ранее холийцам 3064 . – История Ионии не особенно богата крупными фактами. При Крезе все ионийские поселения подчинялись Мидии 3065 ; вместе с падением мидийского царства пала и зависимость от него Ионии, впрочем, только для того чтобы в 557 г. подпасть ей под власть персов 3066 . Неудачные попытки ионийцев свергнуть власть македонян, а потом римлян, к которым перешла она по завещанию Пергамского царя Аталлы в 133 г. до Р. X. При разделении Августом провинций на императорские и сенатские, прежняя Иония обратилась в асийскую проконсульскую провинцию; ее составляли: Мизия, Лидия, Кария, Холида, собственно Иония и Дорида 3067 . В таком виде существовала, так называемая, проконсульская Асия и во времена св. Ап. Павла. Ефес, бывший еще в древности резиденцией ионийских царей 3068 , стал главным городом и проконсульской Асии. Он по всей справедливости может быть рассматриваем, как центр и представитель этой всей области. Ефес – это один из самых знаменитейших центров древне-классической культуры. С этим славным именем соединяется представление о том малоазийском приморском городе, который держал в своих руках чуть не всю торговлю Средиземного моря и Малой Азии 3069 , – который, благодаря своим огромным богатствам, умел так пользоваться жизнью, что даже суровый стоик Сенека, и тот признал его самым роскошнейшим местом для жизни тех душ, которые не заботятся о добродетели 3070 . Это тот город, который, затратив неимоверно громадные средства, построил такой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мир этот продолжался недолго: по смерти Филопатора вероломный Антиох, пользуясь малолетством преемника его Птоломея Епифана, которому было в то время только 4 года, слабостью регентов государства и наступившими в силу этого внутренними распрями и неурядицами в Египте, успел собрать громадное войско, с которым и двинулся против «южного» царя. Союзником Антиоха в этой войне был Филипп Македонский. К нему же присоединилось и большинство палестинских иудеев, воспользовавшихся походом Антиоха на Египет, чтобы освободиться от власти «южного» царя. Они вышли навстречу Антиоху, соединились с его войсками и помогли ему занять некоторые египетские укрепления. Но этот союз с сирийским царем ничего для иудеев, кроме вреда, не принес ( Дан. 11:13–14 ). Антиох начал с самой же Палестины, как владения «южного» царя, взял много городов, подвластных Египту, и между ними Иерусалим; посланные против него полководцы египетские, «мышцы юга», с «отборным войском» не могли «противостоять» «северному» завоевателю, который действовал с замечательным успехом. Взяв Иерусалим, он утвердился в Палестине, которую подверг сильному опустошению ( Дан. 11:15–16 ). Желая захватить по возможности и египетские владения «южного» царя, Антиох стал действовать хитростью – после разгрома Палестины заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, 7-летним мальчиком, свою дочь Клеопатру (брак был совершен только чрез 5 лет), надеясь на содействие её в погублении малолетнего царя и в захвате Египта; но как Птоломей, так и вельможи его, заметив скрытые козни Антиоха, были очень осторожны, да и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца: коварные «замыслы» Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой ( Дан. 11:17 ). Потерпев неудачу в своих предприятиях, сирийский царь двинулся к островам, завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и др. Выступивший против него сильный «вождь» – римский консул Сципион Назика с братом своим Сципионом Африканским положил конец этому завоеванию в битве при Магнезии Антиох был разбит и с позором должен был бежать в отдаленные города своего царства, где скоро и погиб в новой войне своей против елимейцев ( Дан. 11:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Русско-визант. отношения, обострившиеся в конце правления Алексея I из-за поддержки Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом претендента на имп. трон царевича Льва Диогена, при И. К. нормализовались. В 1122 г., еще в княжение Мономаха, был заключен брак внучки киевского князя Добродеи-Евпраксии (Ирины) и сына И. К. царевича Алексея. Тогда же в Киев прибыл новый митрополит, грек Никита. В 1130 г. сын Мономаха Мстислав Владимирович (1125-1132) предпринял необычный шаг: посадив на княжение в Полоцке своего сына Изяслава, он захватил все семейство полоцких князей с женами и детьми и выслал их в Византию (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 217-218). По данным В. Н. Татищева, «император, приняв их, определил им довольно на содержание и послал в войско, бывшее против сарацин, где они с похвалой служили» ( Татищев В. Н. История Российская. М., 1848. Т. 2. С. 241). Из Византии ко двору Мстислава в Киев прибыли 3 певца, один из которых, «скопец Мануйло», в 1137 г. был поставлен епископом в Смоленск. В 1135 г. в К-поле был заказан роскошный оклад для Мстиславова Евангелия. Племянник вел. кн. Ярополка Владимировича (1132-1139) Борис Коломанович, родившийся на Руси у дочери Владимира Мономаха Евфимии после ее изгнания супругом, венг. кор. Коломаном, в 1136 г. женился на одной из родственниц И. К. О политическом влиянии, к-рое Византия могла оказывать на Русь в эту эпоху, свидетельствует эпизод из переписки Конрада III с И. К. от 1142 г. Германский король жалуется на русских (Reutenis), к-рые убили его людей и присвоили его деньги «в оскорбление нашей империи»; византийский император сообщает, что «по делу, случившемуся в России (in Rossia)» им приняты надлежащие меры ( Ottoni Freisingensis Gesta Friderici, XXV-XXVI//MGH. SSrG. Hannover; Lpz., 1912. T. 46. P. 39-40). В начале правления И. К. предпринял попытку избавиться от растущего влияния Венеции на политику и торговлю Византии. Он разорвал договоры о привилегиях венецианцев в торговле на территории Византии, заключенные ранее имп. Алексеем I, из К-поля были изгнаны венецианские купцы. В ответ венецианские эскадры разграбили Родос, Хиос, Самос, Андрос и ряд др. островов Эгейского м., захватили о-в Кефалиния в Ионическом м. В 1126 г. И. К. был вынужден возобновить соглашение с Венецией, закрепив тем самым присутствие венецианцев на рынках империи и зависимость Византии от морских сил республики. Во взаимоотношениях с Западом важную роль играло укрепление союза Византии и Римско-Германской империи. В правление И. К. оба гос-ва неоднократно обменивались посольствами и стремились действовать в общих интересах в Италии, не допуская усиления Норманнского герцогства в южноитал. землях.

http://pravenc.ru/text/469754.html

Христос перед Пилатом. Михай Мункачи Об Иисусе говорит и сирийский языческий автор Мара бар Серапион, чье письмо к сыну датируется концом I века. В письме упоминается о мудром Царе, Которого казнили иудеи: Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении 7 . Совокупность внутренних и внешних свидетельств с очевидностью доказывает тот факт, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, жившей в конкретный период времени в конкретном месте. И хотя иные исследователи сравнивают рассказ о воскресении Христа с древним египетским мифом об Осирисе, а истоки других евангельских повествований видят в других древних мифах, разница между Христом и мифологическими персонажами достаточно очевидна. На самом деле свидетельств о Нем сохранилось гораздо больше, чем о каком бы то ни было герое Древнего мира». (Из раздела «Существовал ли Иисус?») 1 См.: Aland K. Kurzgefasste Liste der griechischen Handschrift en des Neues Testaments. 2 Тацит. Анналы. 15, 44. С. 298. 3 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 20, 9, 1. С. 852–853. 4 Там же. 18, 3, 3. С. 763. 5 Ориген. Против Цельса. 1, 47 (SC. 132, 198); Толкование на Евангелие от Матфея. 10, 17 (SC. 162, 218). 6 Отметим, что в книге арабского христианского историка Х века Агапия Манбиджского «Всемирная история» цитата из Флавия приводится в несколько иной версии: «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стал его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Мне кажется, что не остается более никакого сомнения в ложности ваших богов и в истинности нашего Бога после стольких доказательств, подкрепляемых не одним разумом, но и свидетельством ваших мнимых богов. Бесполезно бы говорить дальше об этом, но так как я говорю собственно о римлянах, то я не оставлю без возражения утверждения, будто римляне, благодаря своему усердию к религии, вознесены на такую высоту, что владычествуют над миром; что доказательством божественности их богов служит то, что римляне превосходят другие народы за то, что особенно почитают своих богов. Значит, своей властью вы обязаны милости римских богов, в роде Стеркула, Мутуна, Ларенины 150 ? Ибо я не думаю, чтобы чужеземные боги скорее благоприятствовали чуждому народу, чем своему; чтобы они оставили для заморского народа родную почву, где они родились, выросли, прославлены и погребены. Может быт, Цибела полюбила Рим в память троянского народа, который она защищала против оружия ахеян; может быть, она захотела перейти на сторону мстителей, которые, как она знала, покорят греков, покорителей Фригии? В наше время она несомненно дала большое доказательство перенесения своего могущества в Рим, когда по смерти Марка-Аврелия, скончавшегося в Сирмиуме в 16-й день апрельских календ, святейший архигалл 151 , верховный жрец этой богини, в 9-й день апрельских календ заказывал обычные моления о здравии уже умершего императора, совершая возлияние из нечистой крови, взятой из исколотой руки. О, ленивые вестники, о замедленные письма! Вы виновны в том, что Кибела раньше не знала о смерти императора: тогда бы не было повода христианам смеяться над подобным божеством! Ну, а Юпитер, вы думаете, благосклонно смотрел на разорение острова Крита 152 римскими солдатами? Разве он забыл пещеру на горе Иде, и трубы Корибантов 153 ,и приятный запах его кормилицы 154 ? Разве он не предпочел бы своей гробницы всякому Капитолию, так что отдал бы владычество над миром скорее той стране, которая скрывает его прах? А Юнона, вы думаете, хотела, чтобы был разрушен потомками Энея Карфаген, город пунийцев, для которого она оставила Самос, город, «где была ее колесница, ее оружие, который она хотела бы сделать всемирной столицей, если бы позволила судьба» (Verg. Aen. I, 16 seqq). Но несчастная супруга и сестра Юпитера оказалась бессильной против судьбы; судьбе подвластен сам Юпитер. И, однако, вы воздаете менее почестей судьбе, которая отдала вам Карфаген, вопреки воли Юноны, чем непотребнейшей из блудниц Ларентине!

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010