249 Явление света Савлу на пути его в Дамаск, очевидно, было необычайное, как действие внезапное, сильнейшее, направлявшееся с неба и сосредоточившееся только на нем и на его спутниках. «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого», говорил Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Приблизительно такое же молниеносное было явление Иисуса Христа Савлу, который потом, спустя несколько лет, говорил на суде перед Агриппою: «идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня, на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» ( Деян.26:12–13 ). Писав же к христианам, он многократно давал понять, что в этом свете было ему явление Господа ( 1Кор.9:1 ), сравнивая это явление с явлением, бывшим Апостолам ( Деян.15:5–8 ). Значит, это явление было очевидное, насколько бывает очевидно то, что освещается молниеносным светом. «Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути облиста свет, чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это так, как заслуживало вероятия, потому что и видение видел, и болезнь потерпел» (Феофилакт). Опасения блаженного Феофилакта об иных объяснениях оправдались. Многие различно объясняли это явление Господа Савлу во свете, но все их объяснения находили достаточные опровержения в благонамеренных писаниях (напр. в творениях преосвящ. Иннокентия, архиепископа Херсонского, протоиерея А. В. Горского-Платонова). Теперь считается особенно достоверным психологическо-визионерное объяснение. Но в специальном сочинении профессора И. Глубоковского показано, что и это объяснение неосновательно, ибо состояние души Апостола было совершенно иного направления. И болезненной расстроенности, которая необходима для визионеров, в Савле не замечалось. Напротив, он был силен так, что предпринял далекое путешествие, только бы исполнить странные желания души всецело христоборческие (см. «Обращение Савла и Евангелие Павла», изд. в Петербурге 1896 г., с эпиграфом: «Благодатию Божиею есмь еже есмь» и конечным словом: «верою разумеваем», в чем и высказывается существующий взгляд на все вопросы о Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

26 У св. Иринея евангелисту Матфею соответствует образ человека, Марку – орла, Луке – тельца, Иоанну – льва. У Викторина ев.[ангелисту] Матфею соответствует образ человека, Марку – льва, Луке – тельца, Иоанну – орла. Такое же отождествление было свойственно и ранней Церкви (как и в теперешней иконографии). 27 Книги могли быть двояко написаны: или как свиток, состоящий из ряда отдельных листов или страниц (ср. Лк. 4:17 ), или же из папирусов, исписанных с обеих сторон, «внутри я отвне», как в данном случае (это называется «описфографом» – πισθγραφον, ср. Иез . 2:10, вдобавок к тому еще и запечатанным). Очевидно, такой свиток может быть доступен для чтения лишь после снятия всех семи печатей, на нем наложенных. Однако, по изложению Откровения, содержание написанного последовательно становится доступным по снятии каждой из семи печатей. Очевидно, символический образ запечатления всей книги здесь не вполне выдерживается, поскольку снятие каждой из печатей уже сопровождается и соответствующим откровением. Достойным «раскрыть книгу сию и снять семь печатей ее» (5:2, 5) является Сам Агнец, который это и совершает (гл. 6:1, 3, 5, 7, 9, 12; 8:1). 28 Подобно и Даниил после одного из своих видений и откровений «изнемог и болел несколько дней» ( Дан. 8:27 ). Другой раз, после откровения и видения – «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней» (10:2). 31 Сравнивая два славословия в 12 и 13 стихах, находим в них такую разницу, что первое из них седмерично: «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (тоже и в 7:12), второе же четверично: «благословение, и, честь, и славу, и державу во веки веков» (в 4:9, 11 – тройственно: «славу, и честь, и благодарение» (12) и «славу, и честь, и силу» (11). Не преувеличивая значения этих различий, могущих иметь до известной степени и литургическое происхождение и значение, тем не менее, их отмечаем как не случайные, каждое на своём собственном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2:16—17). Дьявол, воспользовавшись этою заповедью как предлогом, измышляет клевету и говорит человеку: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их... вы будете, как боги» (Быт.3:5), и потому запретил вам. Клевещет на Бога из зависти и самого Бога представляет завистником. Бог, говорит, не хочет, чтобы вы сделались равными Ему, и потому запретил вам касаться дерева, плоды которого могут дать вам богоподобие. «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил». Хорошо сказано: «обольстил», потому что не истину возвестил, но обманул, и через то умертвил. Обман породил смерть, потому что создание не было смертным. Многие держались и такого мнения, что Бог сотворил человека смертным; но это неправда: создание не было смертным. Хотя оно и было перстным, но создано было бессмертным. Если бы человек создан был не бессмертным, а смертным, то как бы получил он по суду Божию то, что имел по природе? Если он был смертным, почему Бог наказанием за преслушание полагает ему смерть? «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Очевидно, до вкушения он был бессмертным. А если он был смертным и до вкушения, то в этих словах не было бы истины, они были бы обманом; да и какой смысл — угрожать тем, что я уже имею? Никто не станет угрожать человеку сном, который дан ему по природе, никто не угрожает пищей, потому что вкушение ее свойственно человеку по природе; а Бог стал бы угрожать смертью? Очевидно, за грех постигло создание то, чего оно не имело по природе. Если бы Адам соблюл заповедь, пребыл верен божественному закону, не было бы и смерти. Это подтверждается и тем изречением Премудрости, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих», «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.1:13, 2:24). Потому будет вполне согласно с истиною утверждать, что смертным наше естество стало вопреки природе, и что воскресением нам возвращается то, что свойственно нашей природе. Потому-то оно и есть воскресение, восстановление, что поврежденное грехом и падшее создание восстановляет оправданием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

(2, 46) Слушающего их и спрашивающего их. Слушающего и спрашивающего их о том, что относилось к закону, дабы разумность Его стала известна с юности. Да пребудем же мы, учителя, в страхе, зная, что посреди нас – Христос, внимающий тому, как мы учим. (2, 47) Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Ведь этому надлежало произойти, чтобы позднее Он, когда учил, был легче принят ими. (2, 48) И, увидев Его, удивились. Очевидно, Иосиф и Матерь Его. Удивились же не только разуму и ответам Его, но и Его смелости. (2, 48) И Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Его отцом Она наименовала Иосифа, как Своего Обручника и Его кормильца. Искали же они Его со скорбью по причине замедления. Но если кто с томлением и скорбью взыщет Его, найдет Его. (2, 49) Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Очевидно, как заблудившегося. Бог не может заблудиться. (2, 49) Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? В доме Отца Моего. Говорил же Он о храме, который Соломон воздвиг Богу и Отцу Его. Но если Матерь Его сказала о том, кто приходился Ему отцом в силу усыновления, то Он дал Ей знать об Отце по природе. (2, 50) Но они не поняли сказанных Им слов. О храме. (2, 51) И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. Научая быть в повиновении не только у природных родителей, но и у тех, которые усыновили. (2, 51) И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Сказанные о храме и тому подобные, как слова не просто ребенка, но и Сына Божия. Сохраняла же их, рассматривая их в Себе как не просто так сказанные. (2, 52) Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. Как ребенок, по закону человеческого естества, Он преуспевал в этом мало помалу, ибо как Бог, Он был всесовершенным. [ Григория Богослова : Он преуспевал как в возрасте, так и в премудрости и любви, не в том смысле, что получал в этом приращение, – ибо что могло стать совершеннее в Том, Кто совершенен с самого начала? – но в том смысле, что это открывалось и обнаруживалось в Нем постепенно.] 110 Глава 5. О глаголе, бывшем к Иоанну

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Очевидно, что лукавый человек — это человек, который не признаётся в грехах своих, ищет виноватых, пытается оправдаться. Как говорил святой Серафим: «Суди себя сам, и Господь тебя простит». А начнёшь себя оправдывать — Господь будет судья, Господь найдёт, за что судить. И вот покаяние совершается в молчаливом духе: человек молчит, душа работает, душа кипит, мысли бурлят, сердце мучается. И вот дальше: 3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, Т.е. Давид был человеком кающимся. Он молчал, в нём мучилась душа, кости его обветшали — он в костях своих чувствовал некое ослабление — от вседневного стенания. Он стонал о грехах своих. Очевидно, здесь есть некий путь: грешник, знающий, что он виноват перед Богом, должен молчать. Многое болтать грешнику не пристало, нужно молчать и стенать. Стени так, чтобы от вседневного стенания твоего обветшали кости твои. Нужен внутренний стон. Исповедь — это святое дело, но нужно понимать, что без прочих трудов исповедь превращается в формальность. А прочие труды, которые дают цену покаянию — это внутреннее стенание, молчание, скорбь о содеянном и постоянная умная молитва, некий вопль Богу изнутри сердца при молчании уст. 4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя: ... Т.е. человек чувствует, что на нём лежит рука Господня. Рука Божия — это рука тяжёлая, если ляжет на плечи, то ты уже, так сказать, никуда не убежишь. Продолжение стиха по-славянски: ...возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. По-русски, вообще по-другому: ...свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Почему мы говорим, что нужно читать и в том, и в том тексте — в славянском, русском; если угодно, еврейском, греческом, английском — чтобы сопоставлять, сравнивать, потому что каждый перевод что-то теряет. Вот русский перевод говорит нам такое, о чём славянский не говорит. 5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; … По сути, этой некий центр псалма, его середина. «Я открыл Тебе грех мой...» — я говорю Богу: «Вот мой грех». Это вроде бы просто, потому что Бог и так всё знает, но это очень сложно, потому что когда Бог спросил Адама: «Адам, где ты?» — Адам ответил: «Я скрылся». — «Зачем ты скрылся?» — «Я наг». — «Почему ты наг, ты что, ел от древа?» — «Жена дала мне». И он начинает самооправдываться. Человеку признать свой грех, открыть свой грех перед Богом — это очень трудно. Вот Давид пишет:

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

2. «Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне» – «Возжада» буквально значить: возжаждала, стала жаждать, начала испытывать чувство жажды. «Коль множицею» – равно как и соответствующее слово греческого текста – значит «сколько раз», «как часто». У LXX толковников было, очевидно, в этом месте пред глазами другое еврейское слово, нежели то, которое читается в теперешнем еврейском тексте и которое переводится глаголом «томиться»: «по Тебе томится плоть моя». Смысл от этого не изменяется, ибо в славянском и греческом текстах после слов: «как часто», очевидно, подразумевается опять глагол «возжада» (из предыдущего предложения), который также может быть переведен глаголом «томиться». Сначала говорится о стремлении к Богу души, затем та же мысль выражается еще сильнее: «и плоть моя томится по Тебе»; этим указывается на стремление всего человека к Богу (ср. Пс.15:9 : «От того воздрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; Пс.43:26 : «Душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле»; Пс.83:3 : «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому»). Общий смысл всего места таков: все мое существо (и дух, и тело) томится по Тебе так, как томится по воде человек, находящейся в безводной пустыне. Подобный же образ встречается в Пс.41:2–3 : «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе Боже: Возжада душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию» (т.е. когда-то я приду и явлюсь пред лицо Божие!). Ср. также Пс.142:6 : ...душа моя, яко; земля безводная Тебе». 3. «Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою» – так (т.е. с таким же сильным стремлением к Тебе) я приходил к Тебе (собственно являлся к Тебе, показывал себя Тебе, а по-еврейски: так я видел, созерцал Тебя) во святилище Твоем (т.е. в скинии или храме), чтобы видеть силу Твою и славу Твою. Относительно сочетания «Явихся видети» – «являлся, чтобы видеть» см. объяснение к Пс.102 , прим. 22-е. Смысл этого места не вполне ясен как в греческом переводе, так и в еврейском подлиннике. Некоторые толкователи предполагали, что следует переставить одну половину стиха на место другой и связать стих третий с предыдущим. «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя... чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (синодальный перевод). Однако большинство переводчиков и толкователей считают такую перестановку произвольною. Преосвященный Порфирий (Успенский) переводит: «Так бы и явился Тебе во святилище, дабы видеть силу Твою и славу Твою»; при таком понимании получается смысл, весьма близкий к смыслу приведенной в предыдущем примечании выдержки из Пс.41:2–3 («Когда прииду и явлюся лицу Божию»); однако, по-видимому, ни еврейский, ни греческий тексты не дают твердых грамматических оснований для такого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

2 . С этим согласуются и слова Апостола о том, что ветви неверия срублены этой секирой, чтобы отделить от дерева не корень, а побеги, растущие от корня, и можно было привить ветви дикой маслины к корню старого дерева (ср. Рим.11:17 ). «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Таков его конец – сгореть в огне. Затем говорится о трех группах людей, вопрошающих Иоанна о своем спасении: первая группа названа в Писании «приходивший креститься от него народ», вторая – «мытари», и третья – «воины». «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:10–11 ). 3 . Я не знаю, нужно ли было давать такое наставление простому народу, ибо говорить, чтобы тот, у кого есть две одежды, одну дал тому, у кого ее нет, следовало апостолам, а не народу. А чтобы убедиться, что такое наставление более подходит апостолам, чем простому народу, послушайте, что Спаситель говорит им: «Не имейте по две одежды» ( Лк.9:3 , ср. 10:10). Итак, мы облачены в две одежды, и каждому из нас велено отдать одну одежду «неимущему»; однако это имеет и другой смысл. И так же, как мы не можем «служить двум господам» ( Лк. 16:13 ; Мф. 6:24 ), Спаситель не хочет, чтобы у нас было две одежды или чтобы мы были одеты в двойное облачение, дабы одна одежда была ветхого человека, а другая – нового. Он, напротив, желает, чтобы мы совлеклись «ветхого человека с делами его» и облеклись «в нового» ( Кол.3:9–10 ). До этого места все объясняется достаточно просто. 4 . Далее посмотрим, как, согласно этому толкованию, отдать одну одежду тому, у кого ее нет. Кто есть тот, кому нечем прикрыть свое тело, кто обнажен, у кого нет никакой одежды? Этим я вовсе не хочу сказать, что щедрость, милосердие к нищим и даже непомерное мягкосердечие не заповеданы нам и мы не должны одеть нагого в свою лишнюю одежду. Я говорю это скорее к тому, что сказанное здесь, что должно нам отдать одну одежду тому, у кого ее нет, имеет более глубокий смысл. Кто есть тот, у кого нет одежды? Очевидно, тот, в ком нет Бога. Поэтому мы должны раздеться и отдать одежду тому, кто обнажен. У одного есть Бог , другой всецело лишен Его; очевидно, это – противная сила. И как сказано: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ), так и мы должны совлечь с себя наши грехи и пороки и бросить их в того, кто стал для нас их причиной. Иоанн продолжает: «У кого есть пища, делай то же». У кого есть пища, должен дать ее тому, у кого ее нет, ему следует великодушно дать ему не только одежду, но и что-нибудь поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2. Хорошо выразился он о поклонении демонам: «падите и поклонитесь». Невозможно кланяться демонам, не падая в пучину гибели, не отпадая от истины. «Если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:15 ). Во всяком случае, если есть печь, то очевидно – есть и огонь; если же есть огонь, то очевидно – горящий; но (мучитель соединяет все вместе, стараясь) увеличить и усилить угрозу, чтобы поколебать их твердость в благочестии. «В тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем». До сих пор можно еще было сносить притязания его высокомерия, но смотри, что прибавляет он дальше: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» ( Дан.3:15 )? Вот другой фараон: и тот ведь говорил Моисею: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его..? Я не знаю, – говорит нечестивый, – Господа и Израиля не отпущу» ( Исх.5:2 ). О, великое высокомерие человеческое! О, великое долготерпение Божие! Изрекает человек, и Бог сносит. Говорит брение, и Создатель долготерпит. Плотской язык издает звуки, и Владыка бесплотных духов снисходит, Владыка, «Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным» ( Пс.103:4 ). Благовременно при этом вспомнить слова Исаии (Сираха): «что гордится земля и пепел» ( Сир.10:9 )? Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько нестерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскорбит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство свободного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спешит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестности свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (предстоит нам). Из праха создан всякий из нас – и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог , обладая всем и по природе, и по закону, и будучи настолько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребывающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию. Возвратимся, однако, к предмету беседы. Человек, облеченный плотью, дерзнул сказать: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» ( Дан.3:15 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2Кор.10:7 .  На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Павел здесь прямо восстает против притязания иудействующих ставить себя самих в особенное, исключительное, отношение ко Христу. Эти «Христовы» были вовсе не те Коринфяне, которые ставили партию Христовых в противовес партиям Петровых, Павловых и Аполлосовых ( 1Кор 1:12 ). Апостол говорит об этих новых «Христовых» не как о партии, противной другим партиям, а как только о личных противниках его, Павла, которому они отказывали в той близости ко Христу, какую приписывали только себе самим. Очевидно, это были иудействующие проповедники, явившиеся в Коринф из Иерусалима для того, чтобы помешать успеху проповеди Апостола Павла в Коринфе. Они хвалились тем, что посланы были от «матери церквей» – от церкви Иерусалимской, и знакомы с самыми ближайшими учениками Христа. – «На личность ли смотрите?» Вопросительная форма выражения в настоящем месте не дает определенной и ясной мысли, которую можно бы поставить в тесную связь с следующим далее вразумлением. Поэтому новейшие толкователи предпочитают принимать эту фразу за выражение повеления и переводят так: «обратите, однако, внимание на то, что лежит пред вашими очами»! Апостол далее с 8-го стиха будет говорить подробно о том, на что именно нужно Коринфянам обратить свое внимание. 2Кор.10:8–11 . Об Апостоле Павле кто-то говорил в Коринфе, что он только в посланиях своих строг и силен, а когда приходится ему выступать лично пред христианами он робок и теряется в речи. Апостол говорит, что такой слух о нем совершенно неоснователен. 2Кор.10:8 .  Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. Кому-нибудь могла показаться неприятной та похвала, какую высказал сам о себе Ап. в 7-м стихе. Но Апостол, собственно говоря, еще мало сказал о себе: если бы он сказал о себе и большее, то Бог не посрамил бы его похвалу и подтвердил бы – очевидно чудесными знамениями (напр. подобными Деян 5:9–10 ) – авторитет Апостола. Авторитет свой Ап. употребляет не на разорение Церкви, в чем его, по-видимому, кто-то упрекал, а на созидание ее. Ср. 2Кор.13:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.11:28 .  Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. 2Кор.11:29 .  Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Но это все – «постороннее», так сказать, экстраординарное в жизни Апостола. В обыкновенное же время, когда он действует как пастырь и руководитель основанных им церквей, он также все время погружен в заботы и переживает все, что мучит и тревожит его духовных чад. Он, можно сказать, сгорает в постоянном огне за всех, кто подвергается искушениям. 2Кор.11:30 .  Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Апостол только что сказал о своих страданиях, каким он подвергался во время своих путешествий. Теперь он разъясняет столь странную для многих «похвалу» тем соображением, что ему не стыдно говорить о своих «немощах». Эти немощи нисколько не унижают его апостольского достоинства, а напротив являют в нем истинного служителя Христова, который идет на всякие страдания для Христа. 2Кор.11:31 .  Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. 2Кор.11:32 .  В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Но Апостола, очевидно, по поводу его «немощей», враги его высмеивали. По-видимому, они обличали его пред Коринфянами в том, что он проявляет свою «немощь» или, иначе, слишком боится опасности и там, где никакой опасности нет. Так могло представляться несколько странным бегство Апостола Павла из Дамаска, когда он ушел необыкновенным образом из города – спустившись в корзине по городской стене. «Что за странный способ удаления для Апостола, который гордится тем, что он призван Самим Христом?» – могли говорить враги Ап. Павла. «И нужно ли было прибегать к такому поспешному бегству из Дамаска?» На эту насмешку Апостол отвечает, что опасность в то время для него предстояла самая серьезная. Жившие в Дамаске иудеи наняли одного арабского шейха, служившего у арабского царя Ареты, для того чтобы он захватил Павла и поступил с ним как ему казалось лучшим. От такого человека можно было Ап. Павлу ожидать всего дурного, и потому Ап. поспешил как можно скорее удалиться из Дамаска, не испытывая Бога, не защитит ли Он его каким либо чудесным образом. Значит, над Апостолом враги его смеялись неосновательно: он должен был скорее бежать из Дамаска. – В Деян.9:25 сказано, что Павел бежал не от арабского шейха, а от иудеев. Это показание однако легко примирить с настоящим объяснением самого Павла. Очевидно, иудеи были инициаторами в этом случае, а арабский шейх действовал только как их орудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010