Наличие православности как характеристики собственной веры православные предлагают не только другим, но предъявляют это требование себе самим. Для каждого нового поколения православных христиан остается важной задачей сохранить чистоту веры и на сколько возможно воплотить в своей жизни неизменное учение Христово. Мы предлагаем другим христианам также стать на этот путь и идти им вместе с нами. Именно такое направление межхристианского диалога, в частности, приветствуются в документе Русской Церкви об отношении к другим христианам: «Весьма отрадным и вдохновляющим является тот факт, что инославная богословская мысль в лице своих лучших представителей проявляет искренний и глубокий интерес к изучению святоотеческого наследия, вероучения и строя Древней Церкви» (п.4.6). Неизменность и непрерывность веры Церкви в исторической перспективе указывает на ее живую связь с Богом. В послании к евреям святой апостол Павел пишет: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.8). Эта неизменность и непрерывность веры утверждается в Церкви действием Святого Духа, Которого Христос послал Своим ученикам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15, 26). Понимание неизменности и непрерывности полноты церковной жизни на земле предполагает сохранение вероучительной истины, иерархического служения и принципов духовной жизни непрерывно с апостольского века. Именно поэтому не может быть введено никаких новшеств в основополагающие элементы церковной жизни, а тем более таких положений, которые бы вступали в противоречие с тем, что всегда признавалось в Церкви нормой веры и нормой жизни. В противном случае мы были бы вынуждены признать, что апостолы не получили полноту откровения о вере и жизни Церкви. Мы тогда открываем дорогу для возможности получения новых откровений от Бога и согласия с возможностью «развития» вероучения. А если так, то, будучи последовательными в проведении этой мысли, нам будет трудно не согласиться, например, с некоторыми мусульманами, которые говорят, что их вероучение — это откровение третьего завета после Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

Насколько бы важным ни казалось рассмотрение этих теорий искупления (а также тех мнений, которые либо вытекают из них, либо вовсе не вписываются ни в одну из них) в период ранней церкви было очень мало дискуссий на этот счет и не было составлено ни одного официального документа о том, какое из этих мнений должно считаться правильным. В ранней церкви считалось, что Божий Сын сошел на землю, пострадал, умер, был погребен, воскрес и вознесся, но при этом не уточнялось, что именно означала смерть Христа. Ранних христиан больше интересовало, кто умер на кресте. Вместе с тем их ответ на этот вопрос важен для понимания того, как разные теории искупления соотносятся с личностью Христа и жизнью Троицы. Таким образом, в этой главе мы рассмотрим тему Христовой смерти и воскресения со ссылкой на патристические дискуссии о том, кто именно умер на кресте, не обходя при этом современного вопроса о том, что было достигнуто через смерть и воскресение Христа. Смерть Христа как определение любви В одном из известнейших отрывков первого послания Иоанна мы читаем: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас ( 1Ин.4:7–12 ). Примечательно, что содержание этого отрывка напоминает слова Иисуса в горнице. Бог есть любовь, и если мы рождены от Бога, то наша любовь друг к другу будет исходить напрямую из Божьей любви к нам. По сути, мы можем говорить о том, что Бог есть любовь на том основании, что лица Троицы извечно разделяли эту любовь между собой. Только таким образом Бог мог проявлять свою любовь еще до того, как появились люди, которых он одарил своей любовью. Следовательно, наша любовь друг к другу берет свое начало в любви между Отцом и Сыном. Кроме того, Иоанн пишет, что Бог показал свою любовь тем, что послал своего единородного Сына в мир для того, чтобы мы могли получить жизнь. До сих пор Иоанн лишь повторяет то, что он записал в своем евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Наши умы не должны занимать размышления о том, действительны или нет «таинства», совершенные в расколе. Мы должны еще и еще раз повторить мысль, высказанную нашим сопредседателем Высокопреосвященнейшим владыкой Иларионом на прошлом заседании: внешняя форма «таинства», совершенного в расколе, в случае возвращения раскольников в лоно Церкви наполняется благодатной силой и уже не повторяется. Такой подход может применяться в случае реального прогресса в деле уврачевания раскола в Украине и касаться, прежде всего, вопроса о Таинстве Крещения. Еще, перед началом рабочей части нашего заседания, мне хотелось бы обратить ваше внимание на сегодняшнее евангельское чтение. Это грозное обличение книжникам и фарисеям может быть полезным и нам в работе. Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:13, 24). Одновременно хотелось бы, чтобы это обоюдоострое слово Христово коснулось и сердец пастырей, вышедших из спасительной ограды Церкви и пребывающих вне ее благодатного лона: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28). Желаю всем нам продуктивной работы в духе Евангелия и в соответствии с традициями и канонами Церкви. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/1285471.ht...

Недопустимо, когда на преподавание Основ православной культуры ориентируются лица, имеющие поверхностное представление о Православии или не понимающие культурологическую составляющую предмета. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит разработать необходимые методические и информационные материалы, осуществлять консультационную поддержку епархий, получать от них информацию о текущей ситуации и координировать труды по переподготовке педагогов. Неослабевающее внимание должно уделяться развитию приходских и епархиальных воскресных школ. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит разработать стандарт для церковно-приходских школ, содержащий образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков. 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и, в рамках их возможностей — приходам, следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. 36. Главными задачами Церкви являются богозаповеданная проповедь Евангелия и совершение Таинства Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе. Вместе с тем Церковь не остается в стороне от жизни общества, прежде всего от нужд обездоленных. Когда придет Судия, Он обратится к милосердным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

Неизвинителен ты, всякий человек, судящий (другого), ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя (другого), делаешь то же... Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога... Как ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога ( Рим.2:1. 5. 21–23 )?.. Михаил Тареев Заозерский Н. А. Заметка о ведении точной записи рождений в метрических книгах: [По поводу ст.: Григоровский С. О метрических записях о рождении и крещении вообще и в частности о внесении в метрические книги записи о рождении и крещении внебрачных детей]//Богословский вестник 1902. Т. 3. 12. С. 506–509 (3-я пагин.). —506— По поводу многократных случаев неисправной в том или в другом отношении записи в метрических книгах рождений и в особенности по поводу закона 3 июня 1902 г., коим «незаконнорожденный» решительно изгоняется из наших официальных документов, г. Григоревский сочел необходимым «воскресить в памяти приходского духовенства весь тот порядок, все те правила, коими должно руководиться при составлении метрических записей о рождении и крещении». В воспроизводимом ряде законов остается, конечно, во всей силе тот, по которому дети, рожденные при жизни мужа, или рожденные спустя менее 306 дней по смерти мужа, записываются как дети его. На практике этот закон в настоящее время при в. нередком, юридически дозволенном разножитии супругов, служит нередким поводом к совершенно ложным записям. Между тем метрическая запись должна, конечно, удостоверять только верный факт и не заключать никакой лжи. Дело – в следующем: Жена живет долгое время «по отдельному виду» вдали от мужа, для которого отрезан всякий доступ в ее «отдельный очаг»; она рождает детей, которые совершенно без ведома мужа вносятся на его имя в метрические книги: и вот в результате является потомство – самозванцев его фа- —507— милии, на законном основании укрепляющих свое самозванство, и муж должен беспомощно примирятся с этим результатом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но делать это не сверху вниз глядя на человека, а находясь на одном уровне с ним. Вот это, братие, архиважная установка. Мы говорим о катехизации, мы говорим о необходимости построения общин. Все может разлететься в пух и прах от вредного, болезненного, далекого от подлинной церковной традиции подхода к исповеди со стороны священника. Это очень важная тема. От того, как мы себя ведем, что говорим, зависит духовная судьба наших пасомых. Есть еще одна тема, о которой необходимо сказать. В минувшем году были приняты некоторые законодательные акты, касающиеся жизни и деятельности приходов. Ввиду специфики юридических документов и трудности восприятия таковых на слух я не буду их цитировать и комментировать. Вы их найдете в приложении или также на официальном сайте Московской Патриархии. Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ними и принять к сведению. Дорогие архипастыри и пастыри, матушки игумении, братья и сестры!  Завершая свой доклад, хочу поблагодарить всех вас: своего первого викария митрополита Арсения, Преосвященных управляющих викариатствами, секретаря по городу Москве, отцов благочинных и настоятелей, клириков и монашествующих, церковных старост, членов приходских советов, собраний и ревизионных комиссий, всех приходских сотрудников: преподавателей, миссионеров, социальных и молодежных работников — за совокупность тех трудов, которые вы совершаете в честь и славу Господа нашего, и которые вы совершили в отчетном году. За истекший год, Богу содействующу, при посильном участии каждого из вас в Московской епархии было поистине сделано многое. И мне как правящему архиерею отрадно сознавать, что мы вместе трудимся на ниве Христовой и что труды эти не тщетны. Однако не следует останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах, ибо перед нами огромное поле деятельности. Мы призваны во все дни жизни своей являть горячую веру, твердость духа и решимость в исполнении слов Спасителя «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Идти, учить, крестить. В этих действиях — основное содержание пастырского призвания, динамика церковного развития, залог успеха христианской миссии. Выражая признательность за соборное делание и молитвенную поддержку, без которой несение нелегкого Патриаршего креста было бы невозможно, хочу пожелать вам доброго здравия, бодрости духа, помощи свыше и преуспеяния в дальнейших трудах. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петр. 5:10-11).

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

О неразрывной связи усвоения верующим Божией любви и проявления любви к ближнему на практике в повседневной жизни пишет св. ап. Иоанн Богослов: «Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). На характерные черты истинной любви к ближнему указывает св. ап. Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7). Перечисленные св. апостолом признаки любви (отсутствие превозношения, гордыни, поиска своих интересов и др.) несовместимы с любыми проявлениями экстремизма. В соответствии с христианским вероучением каждый человек создан по образу Божию (Быт. 1:27) как уникальная личность, обладающая свободной волей и призванная к свободному выбору своих предпочтений и убеждений. Именно потому, что каждый человек свободен в своем выборе добродетели или греха, истины или лжи, за этот выбор его будет судить Сам Господь на Страшном Суде. Следовательно, любые насильственные действия в целях обращения людей в свою веру или для наказания других за отказ от этой веры прямо противоречат христианскому пониманию человеческой свободы и претендуют на то, чтобы подменить собой Суд Божий. В свете евангельской истории с неприятием Христа самарянами следует прочитывать те тексты Нового Завета, которые могут быть неправильно поняты, если они вырваны из исторического, литературного или богословского контекста Библии. Противники христианства иногда ссылаются на слова Христа «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34) и другие подобные высказывания (Мф. 10:35-39; Мф. 10:21; Мк. 13:12). В них речь идет не о том, что верующие во Христа должны совершать психологическое или физическое насилие по отношению к нехристианам, а о том, что христианскую веру не примут многие люди и будут враждовать с христианами. Это не призыв к насилию, а констатация того факта, что жертвой насилия станут Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы, которые почти все приняли мученическую кончину.

http://patriarchia.ru/db/text/5908502.ht...

Один из уроков, который мы должны извлечь из опыта прошлого столетия, — это твердое осознание того, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Стояние мучеников в вере не было противлением государству и власти, но противостоянием неверию. Даже в своих мучителях страстотерпцы видели несчастных и запутавшихся людей, томящихся «во тьме и сени смертной» ( ср.: Мф. 4, 16). Прославляя подвиг мученичества и исповедничества новых российских святых, мы не должны забывать главного: они являют нам образцы христианской жизни, примеры, которым мы призваны подражать в нынешних условиях. «Правило веры», завещанное нам подвижниками XX века, заключается в том, чтобы все в повседневной жизни и церковном служении поверять духовным мерилом, чтобы прежде всего искать «единого на потребу» — Царства Божия и его правды. Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству — словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев и соотечественников, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь. И сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви в области пастырской деятельности — научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере. Главная и неизменная цель существования Церкви во все времена — спасение людей для Жизни Вечной. В приложении к бытию Церкви в изменяющихся исторических условиях эта цель реализуется через осуществление следующих задач: освящение мира, свидетельство об истине Христовой, служение Богу и ближним. Церковь как установление Божие, как Тело Христово и Храм Святого Духа является местом освящения верующих посредством богоучрежденных Таинств.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Особенно ясно нам стало это, когда мы все были свидетелями видимого влияния Святого Духа на участников IV Всезарубежного Собора, открывающего нам, что единство в истине и любви есть воля Божия и все человеческие стремления должны преклоняться перед ней. Мы не намерены идеализировать ситуацию; несомненно у обеих частей Русской Церкви есть еще проблемы, требующие исправления. Так услышим же Христа, говорящего нам: «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3), и поступим по апостольскому указанию: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Мы, архиереи Русской Зарубежной Церкви, не просто стараемся уловить и учесть настроение нашей паствы, чтобы лавировать на гребне переменчивого мнения большинства, но более всего должны искать в молитвенной сосредоточенности, и в духе, а не в букве, Евангелия, Святых Отцов и канонов церковных — волю Божию. Ее-то мы и стремимся передать вам, дорогие наши пастыри и миряне, чтобы шествовать нам вместе путем земной жизни, неся крест послушания Христу (Лк. 9, 23, Мф. 10, 38). Пастырский подход диктует нам с осмотрительностью делать шаги на пути примирения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, чтобы «не сломить тростинки надломленной» (Мф. 12, 20), но осмотрительность совсем не означает поворота вспять или отложения богоугодного дела примирения. Нам диктуют не сроки кем-либо установленные и предписанные. Дело единения Церкви Русской мы намерены совершать неотлагательно, по мере удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем. Они известны и четко сформулированы. Новых претензий выставлять мы не имеем намерения. Каноническое и, открываемое им, евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо, как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви с участием всех ее частей, о котором говорили наши предшественники, духовные вожди Русского Зарубежья. Путь к этому Собору — путь единения, а не полемических споров. «Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете» (1 Кор. 3, 3)?

http://patriarchia.ru/db/text/114090.htm...

ОТВЕТ: Церковь осуждает искусственное оплодотворение. В Социальной концепции РПЦ МП, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе, сказано: «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является плоть от плоти анонимных доноров». Кстати, те, кто не ознакомился с данной Социальной концепцией РПЦ, всячески вам рекомендую это сделать. Данный документ является редким исключением (из массы официальных церковных документов) – своею библейской внятностью и святоотеческой выверенностью. Чтение этой Концепции может принести подлинное назидание и духовное удовлетворение. В ней содержится множество актуальных для каждого из нас разъяснений и уточнений. ВОПРОС: Как известно, само понятие праведность означает добрые и благочестивые дела. Но в Писании сказано: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда…» (Ис.64,6) В каком случае праведность или наши добрые дела могут оказаться мерзостью и нечистотою в глазах Бога? ОТВЕТ: Если мы своими делами хотим искупить свои грехи, то мы оскорбляем Милосердие Божие. Добрые дела надо делать из-за любви к Богу, а не из желания этими делами вынудить Бога простить нас. Особенно нелепыми выглядят подобные попытки в свете того, что Сын Божий совершил для нас на Кресте. Он наш Искупитель; а наша «праведность» – не искупает наши грехи, она действительно: «как запачканная одежда» . Если провести ревизию, переоценку всех наших, так называемых, «добрых дел», то они окажутся как обесцененный товар, не представляющий никакой ценности в глазах Бога. Тем более что любой, даже незначительный грех моментально перечеркивает значение всех наших добрых поступков. Сказано: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно… все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» ( Иез.18,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010