Будешь следовать заповеди «внемли себе» – и все это и еще большее найдешь вокруг себя. И насладишься настоящим, не будешь малодушествовать в скудости. Эта заповедь, всегда будучи пред твоими глазами, окажет тебе великую помощь. Например: гнев овладел твоим рассудком, раздражение ведет тебя к неприличным речам, жестоким и зверским поступкам? Если будешь внимать себе, то усмиришь раздражение, как упрямого и не терпящего узды молодого коня, поражая его, как бичом, ударом этого слова; удержишь язык; не поднимешь руки на огорчившего. Или: лукавые пожелания, распаляя твою душу, воспламеняют в ней неудержимые и нечистые стремления? Если будешь внимать себе и вспомнишь, что это, в настоящем для тебя приятное, приведет к горькому концу, что волнение удовольствия, происходящее ныне в нашем теле, породит ядовитого червя, который нескончаемо будет мучить нас в геенне, и что теперешнее разжжение плоти сделается матерью вечного огня, то плотские наслаждения тотчас исчезнут, обратятся в бегство и настанет какая-то чудная внутренняя тишина в душе и безмолвие. Итак, «внемли себе» и знай, что одно в душе – разумное и духовное, другое – страстное и неразумное и что первому по природе свойственно господствовать, а прочему – повиноваться и слушаться разума. Не попускай, чтобы дух когда-либо был порабощен и стал слугою страстей; не позволяй страстям восставать против разума и присвоять себе владычество над душою. «Внемли себе», чтобы внимать Богу, Которому слава и держава во веки веков! 625 О любви Вопрос. Есть ли какой-нибудь порядок или какая-либо последовательность в заповедях Божиих, так что одна из них – первая, другая – вторая и так далее; или же все заповеди равны между собою и каждый может, как в круге, положить начало, откуда хочет? Ответ. Этот вопрос разрешен уже в Евангелии. Когда законник приступил к Господу и спросил: «Какая первая из всех заповедей?» – Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая и наибольшая заповедь» ( Мф.22:35–38 ; Мк.12:28–30 ). Итак, Сам Господь положил порядок Своим заповедям, указав, что заповедь о любви к Богу есть первая и большая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ибо, как Адам является главой всех людей в этом мире, являясь их началом и отцом, так и Владыка Христос по отношению к телу Церкви является главой и отцом будущего века. Этот также сподобился называться образом Бога 151 . С еще большим основанием это относится к Владыке Христу, так и апостол говорит: «Он – образ Бога невидимого». Он единственный и первый из людей благодаря Богу явил из ребра женщину без семени. А Владыка Христос во плоти один, без семени, из женщины вышел, осуществив исотимию и необходимость природы. И он же первый из людей согрешил, обольщенный дьяволом . Владыка (D. 34) Христос за него необходимое возвратил, благоразумно разорвав долговое обязательство и победив врага. Об Авеле 152 Это праведный Авель, который первый из всех людей неправедно убитый, показал, что основания смерти являются непрочными. Поэтому и убитый он все еще говорит, предвещая воскресение мертвых, которое Владыка Христос первым из всех на своем примере показал и уничтожил кажущуюся силу смерти. Авель является именно тем, кто, как в загадке, изобразил страсти Христа, кто был неправедно убит братом из зависти к добрым делам, о котором и апостол Павел в «Послании к евреям» говорит: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к мириадам ангелов, к торжественному собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» 153 . Сиф 205 154 прожил 707 всего 912 (D. 35) Енос 190 всего 625 прожил 715 всего 905 Каинан 170 всего 795 прожил 740 всего 910 Малелеил 165 всего 960 прожил 730 всего 895 (Р. 21) Иаред 162 всего 1122 прожил 800 всего 962 Енох 165 всего 1287 прожил 200 всего 365 О пророчестве Еноха 156 Он предсказал, говоря: «Се идет Господь с мириадами своих святых сотворить суд над всеми и между ними всех нечестивых обличить в порочных словах, которые произносили нечестивые грешники против них» 157 . Это тот Енох, над которым решение смерти было не властно; ибо Бог забрал его, чтобы он не видел смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

    3) Исполнение повеления — обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.     4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей. Библиографический указатель к 14-й главе     1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1—3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6—7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9—13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14—16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17—20).     2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1—5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Около вазы, под ветвями, с двух сторон – два павлина, по одному с каждой стороны, а в кольцах ветвей разные птицы – орел, голубь, утка – и даже рыба и пр. Если принять во внимание сходство этого рисунка в общих чертах с известным уже символическим «древом жизни» и то, что рисунок подобной вазы с ветвями, цветами и плодами, а также изображение павлинов встречается как в мозаиках на полах, так и – что особенно примечательно – на мраморных плитах иконостасной преграды в базиликах Херсонеса 43 , то должно полагать, что такой рисунок и сам по себе и в особенности в сочетании с крестообразным планом храма несомненно имеет символическое значение. Но – какое? Что касается дерева – двойной, нежно вьющейся ветви с птицами и пр., то этот образ соответствует пророческому изображению Мессии и Его царства у Иезекииля: «Так говорит Господь Бог , – возвещает Пророк, – и возьму Я с вершины высокого кедра и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его…» ( Иез. 17:22–23 ). Такая полнота и неистощимая сила этого «древа жизни» будет потому, что «вода для него потечет из святилища», как говорит Иезекииль в другом своем пророчестве о том же ( Иез. 47:12 ). Весьма примечательно, что соответственно этому пророчеству Иезекииля, при самом этом крестчатом храме, из-под юго-восточной его стены, т.е. прямо из-под святилища, вытекает источник, обильный пресной водой, несмотря на то что холм, на котором стоит храм, находится в самой вершине морской (Карантинной) бухты. Для этого источника сделан хороший колодезь, иссеченный в каменистой почве холма. Очевидно, как эта интересная деталь, точно соответствуя словам Пророка, отлично дополняет глубокий смысл символики всего храма, с его мозаичным изображением «древа жизни». Из числа многих и разного рода птиц, витающих под тенью широколиственных ветвей, представляемых рисунком мозаики, особенно примечательны два павлина на двух сторонах при основании ветви. По указанию Блаженного Августина , папы Гонория I(625–628 гг.) и др., павлин в христианском искусстве имел несомненно символическое значение. Как символ, павлин встречается здесь очень рано и является образом самобытного света, отсюда – просвещения, возрождения и вечной блаженной жизни. В таком именно значении он встречается в постепенной живописи катакомб, в мозаиках базилик, в баптистериях, на саркофагах и пр. и в разных местах – в Риме, Неаполе, Равенне, как и в Херсонесе. Отсюда понятно, почему образ павлина является в изображении рая в виде сада, как на стенописи в «усыпальнице пяти святых» в Сан-Сотере 44 . Примечательно, что здесь, при основании дерева, именно не один, а два павлина, и только два, – так, как при «древе жизни» два крылатых гения у ассириян и вавилонян, два льва – у персов и арабов, два дракона на памятниках Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

141 . Юнейший аз есмь и уничижен. С Евр.: «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю». Бл. Феодорит разумеет отрока Давида, а св. Афан. – того, кто изучает начатки Бож. словес и унижает, смиряет себя. 147 . Предварих в безгодии 625 и воззвах. С Евр.: «Предваряю рассвет и взываю». «Давид приносил молитвы Богу не только с рассветом дня, а даже и среди ночи» (Бл. Феод.). «Безгодием, – говорит св. Афан., – называет тьму, или смутность обстоятельств». 148 . С Евр.: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое». 150 . С Евр.: «Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего». 152 . Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. С Евр.: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки». Т.е. давно знаю, что закон Твой вечен. Бл. Феодорит разумеет иначе. «Пророк, – говорит он, – свидениями называет небо и землю ( Исх. 19:21 ). Из того, что все идет с великою стройностию, говорит пророк, в точности познал я, что (ст. 151) близ еси Ты, присущь всему, что ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя». 154 . Суди суд мой и избави мя. С Евр.: «Вступись в дело мое, и защити меня; по слову Твоему оживи меня». «Напоминает Владыке, – говорит бл. Феодорит, – об обетованиях, просит у Него спасения, и умоляет рассудить его и неприязненных ему». 158 . Видех неразумевающыя и истаях. Т.е. «истаевал из ревности по Богочестию» (Св. Афан.). С Евр.: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего». 160 . Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. С Евр.: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей». «Началом словес, – говорит бл. Феод., – называет пророк обетования, данные Аврааму, потому что от него ведут род Иудеи... Как пророк, он видел вечную державу Христову, а потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною», – что вечны суды правды Его. Начало словес истина. «Это, – поясняет св. Афан., – первая из Твоих заповедей – во всем истинствовать и в деле и в слове и в помышлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ибо в Ефесе воздвиг против апостолов мятеж среброковач Димитрий 625 . Другие же в Коринфе во­пияли: Эти всесветные возмутители пришли и сюда 626 ; а в Ие­русалиме иудеи, подвигнув весь город на богомудрого Павла, напоследок предали его римлянам» 627 . Пророческий образ использован в четвертой песне Канона Утрени на праздник Успения Божией Матери. Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. Бездна, возглашающая с веселием славу Христу, по мысли гимнотворца, отождествляется с «языками», то есть с народами, просвещенными сияни­ем блистания Христова. Так сбылись речи пророка Аввакума при рождении Христа от Девы. Через Чермное море, от Синая через пустыню, через Иордан по Ханаан­ской земле шествует Бог в народе Своем. Безнаказанно бесчинствовали в нечестии своем хананеи. И вот идет Бог. Как при внезапном ночном включении света разбегаются тараканы и бывают поражаемы хозяином дома, так воссияли солнце и луна над царями Аморрейскими в Гаваоне и поражены были Иисусом Навином. То была брань Ягве Бога и шествие его. Во мраке идолопоклонства и растления устанавливался новый порядок правды Божией. 3.11 Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, сиянием сверкающих копьев Твоих. Позади Чермное море, пустыня Синая, Иордан. Бог в шествии Своем вступает во владение землей, обетованной отцам народа Божия. Потоками воинств Израилевых Господь рассек землю, веками осквернявшуюся нечес­тием хананеев. Жители Гаваона зовут Иисуса Навина, и он, совершив ночной маршбросок, внезапно напал на царей Аморрейских и поразил их. При этом Ягве-Бог бросал на аморреев с небес большие камни града, так что больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертви­ли сыны Израилевы мечом 628 . Метеоритный камнепад от Гос­пода поразил нечестивых. И вот бы возблагодарить за то Бога! – так нет же, – Иисус воззвал к Ягве в тот день...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец» ( 1Ин.2:4 ); «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ). Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад, то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: «Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели» ( Лк.10:24 ). Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: «Есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс.6:6 ), и словам апостола: те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут ( Рим.2:12 )». С его словами согласен и блаженный Августин в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всем этом не содержит ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви» 57 . Это учение было подтверждено на Толедском Соборе 625 года, постановившем: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» 58 . В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех: и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вопреки указанной неопределенности прав и обязанностей иудейских старейшин, вообще их обществевно- государственного положения, христианские пресвитеры по Св. Писанию имеют точныя и определенные свойства. Христианские пресвитеры получают пресвитерское звание не по каким-либо родовым преимуществам, наследственным правам, а, исключительно, через апостольское рукоположение. Дееписатель повествует, что св. Павел и Варнава проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и (поучая), что многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и передали их Господу, в Которого уверовали 625 . Рукоположение апостольское, а не иное дает право быть пресвитером церкви. Христианские пресвитеры, получив свои права через апостольское рукоположение, были подчинены Апостолам, в особенности, Апостолу, их рукоположившему. Ап. Павел, например, призывает к себе пресвитеров, дает им наставление, как они должны поступать, чего должны оберегаться 626 . Из этого наставления ясно открывается, что христианские пресвитеры управляют не земным обществом, как старейшины иудейские, а Церковью Господа Бога 627 , что они хранители не юридических постановлений, а воли Божией 628 , что в своей деятельности они основываются не на внешнем законе, а на слове Божием 629 , что они совершенно чужды аристократизма, а должны поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать 630 . Пресвитерство, как видно, имеет связь не со старейшинством иудейским, а со служением апостольским, со служением, в котором наиболее полно и совершенно выразилось высочайшее духовно-нравственное начало. 3. Христианские пресвитеры имеют непосредственное отношение не к иудейским старейшинам, а к Апостолам и их преемникам-епископам. Ап. Петр 631 называет себя сопросвитером (συμπρεσβτερος) 632 и этим показывает, что пресвитеры, как и он, Апостол, имеют своей главнейшей, даже, единственной, обязанностью исполнение воли Божией, относительно спасения человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

33 . Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены; высокие – повержены на землю. 34 . И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего. Господь Иегова Саваоф, т. е. „Владыко Иегова всех сил“, так переводят Гебраисты это священное имя, в котором два раза повторенное слово „Господь“ не передает вполне значение этого имени, ибо первое слово есть Адонаи (Владыко, Господин) второе же Иегова, есть откровеннное имя Вечно живущего; Вечно живущий Владыка всех сил мира, есть величественное изображение всемогущества Творца, который Единый властвует над всеми силами, как сознательно разумными,-как Ангелы, так и несознательными,-как материальные силы мира, которые повинуются велениям Творца и суть Его законы, – но не сознают своего действия, ибо им не дано индивидуального существования. Священное имя Господа, Иеговы всех сил произносится пророком, чтобы напечатлеть в уме человека ничтожность его и безумие гордости человеческой, подобной гордости павшего Ангела, которая получила свое выражение в типе Ассура. Здесь царь и монархие Ассирийские изображаются в форме дерева, которое величественно разрослось и распространило ветви свои. Но Господь прикажет, и оно будет посечено 625 . 597 Эти переселения продолжались настойчиво в течение многих лет и при Есархадоне и вероятно при Ассурбанипале. 599 По поводу Египта мы напоминаем, что Дельта была полу-Ассирийская со времен Бубастидов, что давало важные преимущества вторжению Ассириян. См. Бругша стр. 624 и сл. 601 Мы прибавим: и всех завоевателей, которым Господь временно дарует власть и силы. И действительно, начиная с Навуходоносора, впавшего в безумие, до завоевателей нашего времени, кто из них не подобен Ассуру? См. в особ. ниже ст. 13. 604 Ср. в нашем IV т. Св. Летописи о причинах успеха проповеди Ионы в Ниневии. Часть II, стр. 220, 228–229, 230–232, 239. Ср. еще речь Рабсака в 4Цар. 18в которой он как бы признает Единого Бога. О религии Вавилона и Ассирии см. Роулинсона Anc. Monarchies, vol. I p. 114 and Vol. II, p. 3–6 (ed of 1871). Он указывает настойчиво (как Гладстон в Juventus Mundi о Греции), что в сердце язычников смутно, но жило верование о Едином Боге. Ср. в нашем Гезиоде ч. I, стр. 35 и в нашем Prométhée, р. 9, note.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010