Итак, чего Иов в 14-й главе только желал, в том он теперь вполне уверен. Он знает, что у него есть Искупитель, Который после разрушения настоящего тела страдальца востанет некогда на его прахе. Сам Иов увидит Его во плоти (очевидно, другой, прославленной – 1Кор. 15:40 ), своими телесными очами, и для получения лично себе блаженства и воздаяния за настоящие страдания. Истаевают () внутренности мои () в груди моей. Что хочет сказать Иов этими словами? Преосв. Филарет считает их прямым доказательством отсутствия у Иова веры в загробную жизнь 95 . Но принимая во внимание библейскую терминологию, можно отождествить это выражение с Пс. 118:123 : «истаевают очи мои» ( ; 83:3; 142:7), т. е. дух мой 96 сильно желает скорее увидеть Господа. В последних двух стихах (28–29) Иов угрожает несправедливым друзьям Божиим наказанием за их незаконные оскорбления его невинности. Знайте ( – будьте так же твердо уверены, как я уверен в существовании Гоела), что есть суд их ( – грешников). Как для невинных страдальцев есть Искупитель, так для несправедливых оскорбителей есть законный Божий суд (ср. 13:10). Невыполнение в земной жизни, по воззрению Пятикнижия, Божественного Правосудия приводит к вере в выполнение его за гробом. Но шеол – место мрака и страдания – не может быть для страдальцев местом награды. Вера в Правосудие приводит к предположению, что состояние в шеоле должно быть временным. Предположение переходит в твердую уверенность, что существует на небесах Очевидец – Свидетель человеческой невинности. Последний некогда восстанет на земле. Иов тогда снова оденется плотью и увидит Господа-Искупителя своими будущими телесными очами (ср. Ин. 8:56 ). Псалтирь Согласно антропологическому учению Пятикнижия, псалмопевцы признают различие в посмертном состоянии духа и тела человека. Дух человека выходит из него, а тело возвращается в землю (145:4). Псалмопевцы верят в загробную жизнь. Настоящую земную жизнь они считают местом только странствования, ввиду будущего отечества. ( Пс. 118:19–20; 38:13 ). Невыполнение Божественного Правосудия в земном благоденствии людей приводило к вере в выполнение его в загробной жизни ( Пс. 72 ). Каким же образом в загробной жизни будет выполнено Божественное Правосудие? Грешники будут помещены в шеоле – аду. Да возвратятся грешницы во ад, ecu забывающий Бога (9:18). Да постыдятся нечестивии и снидут во ад (30:18). Грешницы яко овцы во ад положены, суть (48:15). Находящиеся в аду лишены лицезрения и прославления Бога (6:5), поэтому ими обладает духовная смерть (48:15). Они лишены света, счастья и блаженства (48:20), а потому подобны животным (48:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ставя все тот же вопрос о воздаянии, автор Иова показывает, что соотношение между грехом и понесением несчастий, с одной стороны, праведностью и благополучием в жизни, с другой стороны, не представляется столь простым, как это обычно было принято считать. Конечно, и для него Бог является всегда праведным, милосердным и справедливым, но проявление этой истины в жизни человечества гораздо более таинственно, чем об этом учил, например, пророк Иезеклиль, провозгласивший, что каждый понесет наказание за свои собственные грехи ( Иез.18:2–5 ). Иов сознает, что объяснение этой тайны лежит во власти одного только Бога, поэтому, его сознанию одновременно присущи как предельное богоборчество, так и предельное упование ( Иов.19:25–27 ). Практический вывод этой книги заключается в признании этой двоякой тайны о Боге и о мире. При этом тайна эта является мучительной для человека пока последний обращает свой взор только на мир и на происходящее в нем, но она же успокаивает человека и подает ему упование, как только Бог снисходит к нему и лично являет ему Самого Себя. В свете этих мыслей и должно быть разобрано богословие так называемого гимна о Премудрости, содержащегося в Иов.28 . «Современная библейская наука считает этот гимн вставкою в первоначальный текст книги, но при этом признает, что поэма эта была вставлена в книгу, благодаря своему сходству в языке и в богословии со всем остальным контекстом» 29 . Гимн проводит учение об трансцендентности Премудрости Божией. Как и Бог , обладающий ею, она надмирна. Автор описывает гибель грешника, объясняет ее причины. Нечестивый гибнет потому, что его благосостояние непрочно в своей основе, оно создается на почве богатства, обладания золотом и серебром, а эти последние земного происхождения, тленны и неустойчивы. «Та мудрость, которая способна обеспечить существование человека, заключается в страхе Божием, недоступна для грешника, так как известна только Богу и открывается тем, кто внимает Его учению. Ввиду подобных соображений Иов переходит к описанию добывания драгоценных металлов, как проявлению о человеческой мудрости» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Но с этим мнением никак нельзя согласиться. В самом деле, возможно ли допустить, чтобы души умерших по нашему желанию являлись нам? Если Самуил по особому устроению Божию явился Саул и сделал упрек, зачем тот его потревожил ( 1Цар.28:21 ), то ужели мы можем для удовлетворения пустого любопытства тревожить умерших? По учению Слова Божия, умершие, находясь во власти Бога и Отца духов ( Чис.16:22 ; Иов.12:10 ; Евр.12:9 ), имеющего ключи ада у себя (Ап.1:18) и власть изводить из ада, и низводить в оный ( 1Цар.2:6 ), души умерших никакой власти и самостоятельности не имеют ( Иов.27:8 ; Лк.12:20 ). Это ясным образом засвидетельствовано Иисусом Христом в притче о богатом и Лазаре ( Лк.16:19–31 ). Находясь в аду, богач, после того как Авраам отказал ему в просьбе — облегчить страдания, просит его послать Лазаря к братьям для извещения об его страшных мучениях. Зачем бы богач просил Авраама, если бы он сам имел возможность явиться?! Ответ Авраама, что, если они Моисея и пророков не послушались, то и явившегося из загробного мира не послушают, указывает на бесполезность подобных явлений. Итак, если не души умерших действуют в спиритизме, то мы должны признать, что это — действие дьявола. «Чтобы люди обращали взоры не к Богу, — пишет Св. Григорий Нисский , — исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнавать будущее» 105 И вот один из таких способов и есть спиритизм, который как явление, еще точно не обоснованное наукой, представляет из себя удобную почву для всяких обманов и обольщений духа злобы. Пытливый ум человека в своем стремлении к знанию переходит границы и желает проникнуть в таинственную область бытия. И вот, как некогда Еве, говорит им искуситель: Отверзутся очи ваши, и будете яко бози ведаше доброе и лукавое ( Быт.3:5 ), — и уловляет людей в сеть, прельщая их горделивым знанием ( 1Кор.8:1–2 ). Уже одно то обстоятельство, что спириты отрицают существование злых духов, под которыми они разумеют души порочных людей, показывает, что в спиритизме дьявол старается замаскировать себя.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Ст. 27. – Тем же вем вас, яко дерзостию належите ми. Из того, что есть примеры благочестивых страдальцев и нечестивых счастливцев Иов основательно умозаключает и заявляет друзьям, что их общее, усиленное, настойчивое, укоризненное и даже, враждебное обличение его во лжи и порочности есть преступная дерзость – они принуждают его признать себя злодеем... Ст. 28. Яко речете: где есть дом княж (ρχοντος) и где есть покров, селений (шатра) нечестивых. Очевидная дерзость – уверять, будто человек, приобретающий почетное звание главы общества, богатое имущество, роскошную обстановку, едва только заводит веселый образ жизни и начинает упрочивать свой быт, вдруг окончательно погибает, так что знакомые не находят даже и места – обитания его, он исчезает как сон... (20, 7–9). Мудрым непохвально не знать того, что действительно есть семейства нечестивых владык и что дома их стоят прочно. От. 29 – 30. Вопросите мимоходящих путем, и знамения (приметы, наблюдения) их не чужда сотворите, (усвойте): яко на (в) день пагубы соблюдается (спасается) нечестивый, и в день гнева его отведен будет (от удара). Подозрение и сомнение в беседе друзей могли быть извинительны, если они зависели от их незнания многоразличной судьбы людей, от недостатка наблюдательности. Поэтому Иов миролюбиво обращает внимание друзей к рассказам путешественников, которые по своим личным наблюдениям могут им беспристрастно и достоверно засвидетельствовать справедливость его представлений. Действительно есть сильные властители, которые из поколения в поколение передают свою надменную власть, их роды насильственно теснят свободу подданных, злоупотребляют правом и законом (таков всегда был восточный деспотизм); однако они спасаются во время народных бедствий от разрушительных действий природы, опустошительной войны и гибельных моровых болезней; а если и подвергаются общим бедствиям, то переносят их легче, нежели другие, как будто кто отводит их от смертельных ударов, наносимых десницей Всемогущего. Ст. 31. Кто возвестит пред лицом его путь (образ жизни) его и еже той сотвори, кто воздаст ему. Если в «день пагубы» – во время общенародных бедствий, при обнаружении гнева Божия, нечестивый избавляется от ударов самого Провидения; то кто же посмеет и сможет обличить, в какой мере преступно его поведение? еще труднее предположить, что кто-либо может наказать его в отмщение за разнообразные оскорбления, каким он подвергал других. Никто над ним не властен; -напротив, он сам повелитель и судья других. У него всегда найдутся подкупные защитники и усердные льстецы, которые оправдают его вопиющие пороки и восхвалят небывалые добродетели пред обществом. Оттого он может благополучно проживать до конца своей жизни и не только безнаказанно, а даже с честью переходит в могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Он тем большую имеет свободу нас поражать, чем более бездействуют те, кто могли противиться ошибкам. Мы не считаем, что сыновья такого человека предавались страсти обжорства, набивая свои животы. Но мы знаем, что даже если кто-то не переходит меры потребности в еде, все же среди пира ослабевает бдительностью ума, и, расслабляясь в беспечности, становится менее внимательным в сражении с искушением. Враг уничтожил сыновей когда они были в доме первородного брата, поскольку древний враг добивается смерти младших через беспечность старших. Мы узнали, сколь много стрел скорбных известий поразили Иова; услышим же теперь, как наш храбрый муж стоит среди ран. 16 Стих 20. Тогда Иов встал, и разодрал одежды свои, и остриг голову свою и, пав на землю, поклонился 26 . 28 .       Некоторые думают, что философия заключается в великой твердости, когда охваченные суровостью дисциплины, они не чувствуют ударов плетей и боли. Иные же столь сильно ощущают удары бичей, что, потрясенные неизмеримой болью, впадают в ропот. Но тот, кто старается держаться истинной философии, непременно должен идти средним путем. В твердости бесчувственного сердца нет подлинной доблести, так как и весьма безумные люди при оцепенении членов не могут чувствовать никакой боли, хотя и поранены. С другой стороны, кто сверх должного чувствует боль от плетей, тот теряет мужество; и поскольку его сердце задето чрезмерной печалью, он не может терпеть обиды. И потому тот, кто бичеванием должен быть исправлен от злодеяний, вместо этого только возрастает в испорченности. Против бесчувственности подвергаемых бичеванию пророк говорит: «Ты поражаешь их, a они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления» ( Иер. 5:3 ). Против малодушия поражаемых Псалмопевец говорит: «В горе не выдержат» 27 ( Пс. 139:11 ). Они устояли бы в горе, если бы переносили бедствия с душевным спокойствием. Но раз они теряют мужество среди плетей, то лишаются постоянства выдержки среди нашедших скорбей. 29 .       Так как блаженный Иов держится правила истинной философии, то он пребыл посередине с удивительным спокойствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Если мыслить упрощенно и инфантильно, то можно воспринять многое уплощенно и буквально. Пережил Иов смерть детей, разорения – значит, и мы так сможем и прямо сейчас начнем понимать полезность скорби. По незнанию, просто не замечаем, что отвергаем целый пласт своей душевной жизни. Но энергия души не исчезает, она просто переходит из одного состояния в другое. Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание». Земная работа скорби состоит в том, чтобы переработать старые связи с утраченным и создать новые, в соответствии с возникающей действительностью. До конца этой работы «объект продолжает существовать психически». И на психологическом уровне главные задачи горя – устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не разрушительно, а созидательно. Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память. Скорбь очень важна в нашей жизни, но помогая другим скорбеть, очень важно соотнести наши пожелания и помощь не только с духовным идеалом, но и с психической реальностью. И тогда, мы сможем вместе с горюющим произнести: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Рейтинг: 9.3 Голосов: 75 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 2 февраля 2014, 14:28 Спасибо Анастасия! Мне кажется степень страдания определяется личным уровнем страстности страдающего,с одной стороны, а с другой, Господь определяя и попуская то или иное горе своему чаду, видит его более искусным существом, но в энном периоде времени нам не доступном. У Апостола Павла есть указание на предание Сатане Христианина, дабы спасен был... С недавних пор лично я понял, что любое страдание есть микро отлучение от Бога. Это может быть и по воле Господа и по воле человека. Иов! Мы увидели он страдает! Да! Безусловно! На все 100. А его жена? Думаю, что да, но...?! А дети??? А друзья ?! Размышляя о страданиях Иова, важно помнить о Боге - Творце этих страданий, не забывая при этом об исполнителе - лукавом.

http://pravoslavie.ru/67909.html

Такой именно смысл заставляет нас приписывать рассматриваемому выражению («и приложился») и то соображение, что это «приложение», или снисхождение в scheol, рассматривается как явление утешительное. Так, Иаков видит для себя утешение в том, что он сойдет в преисподнюю и соединится с душою сына, тело которого, как предполагал он, было уже растерзано зверями ( Быт.27:35 ) 42 . Если в ветхозаветных книгах раннейшего происхождения scheol изображается как место, лишенное радостей, – место безмолвия ( Пс.103:17 ; Иов.3:17–19 ; ср. Пс.30:18 ), место, где смолкнет хвала Богу ( Ис.38:18–19 ; Пс.113:25 ; Пс.87:11–13 ), то отчасти уже в этих же книгах, и особенно в позднейших, можно указать такие места, в которых довольно ясно полагается различие между состоянием праведников и грешников. Одним из несомненных и очень древних доказательств того, что Ветхому Завету не была чужда надежда на лучшее состояние за гробом 43 , может служить библейский факт взятия Илии и Еноха 44 на небо ( Быт.5:24 ; 4Цар.2:11 ; ср. Сир.44:15 ; Евр.11:5 ). Ту же надежду выражает Давид ( Пс.15:8–10 ; ср. Пс.16:15 ). Указание на нее можно видеть и в других священных книгах Ветхого Завета (например, Прем.3:1–3, 5:15; 6:18–20 ; Иов.19:25–27 , и др.) 45 . Но то, что для ветхозаветного праведника было только предметом чаяния, с наступлением новозаветного царства исполнилось ( 1Пет.3:18–19 ), и то, что там высказывалось не всегда ясно и определенно, в Новом Завете раскрывается с наглядною очевидностию. Здесь, в новозаветном учении, загробное состояние душ по разлучении их с телом представляется не как состояние путников в одной и той же общей гостинице, где путешественники находят один и тот же прием и где они предаются общему сну. Нет, участь верующих совершенно отлична от участи тех, кои забыли Бога. Общее у них лишь только то, что души их не умирают и сознание им не изменяет ( Мф.10:28 ; Лк.20:36, 16:19–31 ). Праведник не подчиняется смерти, как своему господину: если он и умирает, то переходит только в уготованное ему жилище ( Ин.14:1–2, 17:24 ) – чрез смерть к жизни 46 , которая начинается для него уже тотчас по смерти ( Ин.5:24; 11:25–26 ); он мертв, но лишь постольку, поскольку не восстановлена целостность его существа ( Рим.8:11 ), душою же своею он живет и пребывает в стране живых ( Откр.7:9 ; Евр.12:22 ) – на своей родине у Господа ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), к Которому он стремился еще здесь, на земле ( Откр.14:13 ), и Которому он служит по отшествии из этой жизни день и ночь ( Откр.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Положение вдовы не определяется с точностью законом: в общем оно обусловливается родственными связями. Если вдова имела детей, то конечно на них лежала естественная обязанность, которой, как выражается Михаэлис, нет нужды и определять законом, 86 – именно обязанность кормить мать. Эта обязанность по преимуществу лежала на старшем – первородном сыне, который для этого между прочим получал двойную часть в имуществе умершего отца. Если же вдова не имела детей, то забота о ее содержании переходила на родственников. Но закон не довольствуется предоставлением забот об обеспечении вдовы родственным чувствам: он и сам заботится о ней и изыскивает средства к ее пропитанию. Он предоставляет вдове пользование теми же средствами пропитания, какие предоставлены и определены в Моисеевом государстве всем обездоленным, несчастным членам его – бедным, чужестранцам, сиротам и даже левитам, которые не имели “части и удела“ в государстве. Так, вдова имела участие в десятине, через каждые три года отделявшейся от всех произведений в пользу бедных членов ( Втор.14:28–29; 26:12 ); имела право собирать узаконенные остатки на поле после жатвы, в садах и виноградниках после сбора плодов ( Втор.24:19–21 ), и участвовать в религиозных торжествах народа, имевших между прочим своей целью пропитание неимущих ( Втор.16:11–14 и др.). Есть историческое свидетельство, что даже часть военной добычи отделялась в пользу вдов ( 2Мак.8:28–30 ), и это совершенно в духе Моисеева законодательства. К специальным определениям относительно вдовы принадлежит постановление, запрещающее брать у вдовы одежду в залог ( Втор.24:17 ) и вообще предметы первой необходимости в жизни, как это можно заключать из слов Иова, видящего беззаконие и жестокость в том, что “у вдовы берут в залог вола“ ( Иов.24:3 ). Во всех других случаях законодатель попечение о вдове предоставляет частным общинам, указывая им лишь общий тон отношений к ней в общих постановлениях, вроде следующего: “Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их и Я услышу вопль их, то воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами“ ( Исх.22:22–24 ). Публичному проклятию подвергался тот, “кто превратно судит – вдову“ ( Втор.27:19 ). Во время опасности вдове позволялось полагать свое имущество в сокровищницу храма ( 2Мак.3:10 ). Относительно вторичного вступления вдовы в брак законодательство, предоставляя ей полную волю, делает только два определения: первое, когда вдова останется бездетной, то она должна выйти за брата своего мужа, а второе, – что она не могла выйти за первосвященника ( Втор.25:5–6 ; Лев.21:14 ). Объяснение последнего ограничения нужно видеть в возвышенной святости первосвященнического достоинства, сообразно с которым и брак первосвященника должен представлять собой наичистейший союз с непорочной девой, каковым уже не может быть брак со вдовой, как уже пережившею свой естественный союз. Отдел второй. Законы социально-экономические

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Но уже древним переводчикам неизвестно было, какой драгоценный камень обозначается этим словом, что видно из разногласия в переводе этого слова. Даже 70 неодинаково переводит это слово в разных местах: здесь они оставляют его без перевода, а в совершенно тожественном месте 10:6 переводят νθραξ, в Исх. же 28:20 переводят χρυσλιθος (Фл. Ак.). Таргум и Пешито тоже отказываются здесь от перевода: Пешито удерживает еврейское название, а Таргум – «камень хороший», т.е. «драгоценный». Симмах переводит κινθος «гиацинт», «каковой камень имеет сходство с небом» (блж. Иер.). Араб. пер. – яспис (Генг.). Вульгата проявляет еще большее 70 колебание в переводе этого слова, не решаясь видеть в нем даже название драгоценного камня: в этом месте она переводит tharschisch через mare (на основании чего Раши и Мальд. считают tharschisch кристаллом, камнем водяного цвета), а в 10:8; 28:13 – chrysolithus. Значение «моря» приписывается Вульгатой слову tharschisch ошибочно на основании Иез. 27:25 ; Ис. 23:1, 14 ; 3Цар. 22:43 , где это слово служит эпитетом кораблей («Фарсиские корабли» – т.е. корабли заходящие даже в Фарсис, а не «морские»). Tharschisch – имя финикийской колонии и порта в Испании на реке Thartessus (Гвадалквивире). «Из связи с другими местами ясно, каким образом имя страны переходило на продукты: так было с Ophir Иов. 22:24 («и будешь так богат, что станешь вменять в прах золотую руду и в камни потоков офир, т.е. офирское золото»). Это было с продуктами, которые получались лишь из одной страны и потому были особенно дороги. Tharschisch между драгоценными камнями должен был след. занимать столь почетное место, как офирское золото между всеми родами золота. Самое авторитетное по древности и по количеству голосов понимание слова tharschisch, это что он хризолит. (70, Ак., Вульг.). «По описанию Плиния Hist. nat. 37, 42 хризолиту древних соответствовал бы наш топаз» (Кр.), почему и отожествляют обыкновенно tharschisch с топазом (так и рус. пер.), но это делается отчасти ob marini coloris similitudinem (блж. Иер. на Ис. 2:16 ), п.ч. tharschisch, как думали, значит море.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Положение вдовы не определяется с точностью законом: в общем оно обуславливается родственными связями. Если вдова имела детей, то конечно, на них лежала естественная обязанность, которой, как выражается Михаэлис, нет нужды и определять законом 29 , именно обязанность кормить мать. Эта обязанность по преимуществу лежала на старшем – первородном сыне, который для этого между прочим получал двойную часть имущества отца. Если же вдова не имела детей, то забота о ее содержании переходила на родственников. Но закон не довольствуется предоставлением заботы об обеспечении вдовы родственными чувствами: он и сам заботится о ней и взыскивает средства к ее пропитанию. Он предоставляет вдове пользоваться теми же средствами пропитания, какие предоставлены и определены в Моисеевом государстве всем обездоленным, несчастным членам его – бедным, чужестранцам, сиротам и даже левитам, которые не имели «части и удела» в государстве. Так, вдова имела участие в десятине, через каждые три года отделявшейся от всех произведений в пользу бедных членов ( Втор. 14:28, 29, 26:12 ); имела право собирать узаконенные остатки на поле после жатвы, в садах и виноградниках после сбора плодов ( Втор.24:19–21 ), и участвовать в религиозных торжествах народа, имевших между прочим своею целью пропитание неимущих ( Втор.16:11–14  и др.). Есть историческое свидетельство, что даже часть военной добычи отделялась в пользу вдов (2 Макк. 8:28 и 20), и это совершенно в духе Моисеева законодательства. К специальным определениям относительно вдовы принадлежит постановление, запрещающее брать у вдовы одежду в залог (Вт. 25:17) и вообще предметы первой необходимости в жизни, как это можно заключать из слов Иова, видящего беззакония и жестокость в том, что «у вдовы берут в залог вола» ( Иов. 24:3 ). Во всех других случаях законодатель попечение о вдове предоставляет частным общинам, указывая им лишь общий тон отношений к ней в общих постановлениях в роде следующего: «ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их и Я услышу вопль их, то воспламенится гнев Мой и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх. 22:22–24 ). Публичному проклятию подвергался тот, «кто превратно судит вдову» (Вт.27:19). Во время опасности вдове позволялось полагать свое имущество в сокровищницу храма (2 Макк. 3:10). Относительно вторичного вступления вдовы в брак законодательство, предоставляя ей полную волю, делает только два определения: первое, когда вдова остается бездетною, то она должна выйти за брата своего мужа, а второе, что она не могла выйти за первосвященника ( Втор. 25:5, 6 ; Лев. 21:14 ). Объяснение последнего ограничения нужно видеть в возвышенной святости первосвященнического достоинства, сообразно с которым и брак первосвященника должен представлять собой наичистейший союз с непорочною девою, каковым уже не можете быть брак со вдовою, как уже пережившей свой первый естественный союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/brak-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010