КАНДИЯ (греч. αναχηδ и αναχηδν – букв, шумная) особый формы медная чаша или сосуд на ножке. По нему ударяли железным языком для производства звона. КАТАВАСИЯ (греч. αταασα) – особый ирмос канона (см. это слово), которым заключается песнь. Для пения ее оба клироса (или хора) сходятся посреди церкви, отсюда название αταβανο (схожусь). КАФИЗМА (греч. θισμα – букв. седален) – один из двадцати отделов, на которые разделена Псалтирь и во время чтения или пения которых разрешается сидеть. Приблизительно такое значение имеет термин «седален». КОНДАК (греч. οντιον от ντ(δ)ος – малый и οος  – дом, буквально: маленький икос – см. – маленький дом. Песнь, содержащая краткую похвалу святому или празднику с изъяснением содержания его, как бы характерная картина, икона праздника. ОТПУСТ (греч. πλυσις) – заключительное благословение священника в конце какой-либо службы. Он содержит всегда упоминание о Христе, Божией Матери и соответствующих святых. Характерное завершение отпуста: «помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». ПАРЕМИЯ (греч. παροιμα – букв, притча, прообраз). Чтение преимущественно из Ветхого Завета, прообразующее связанное событие Нового Завета, в честь которого совершается богослужение. ПОВЕЧЕРИЕ (греч. πδειπνον, букв. после ужина, после вечери; лат. completorium). Служба, бываемая после ужина или вечери, как показывает ее название. Она совершается в благодарность за прошедший день, за начало ночи и в воспоминание смерти. Характерная особенность – 69 псалом. Повечерие бывает малое (в старину наз. павечерница) и великое, или так называемые мефимоны. ПОДОБЕН (греч. μοιον) – песнь, содержание, размер или тон которой подобны другой песне, являющейся для нее образцом или оригиналом. ПРОКИМЕН (греч. προεμενον – букв. предлежащее ) – стих из псалма, произносимый большей частью перед чтением Священного Писания и являющийся как бы эпиграфом или введением. СВЕТИЛЕН см. Екзапостилларий. СИНАКСАРИЙ (греч. συναξαρον от слова συνξις – собрание, соединение). Особое чтение, в котором собрано все важное и достопримечательное, касающееся сущности празднуемого события. Синаксарий полагается читать обыкновенно после шестой песни канона. В приходских церквах обыкновенно чтение синаксария не бывает – его читают большей частью лишь в монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава:  святаго. И ныне:  богородичен 1-й настоящаго гласа. Вход. Прокимен дне. И чтения святаго 3. На литии стихира храма, и святаго. Слава:  святаго. И ныне: богородичен по гласу святаго, или праздника. На стиховне стихиры святаго. Слава:  святаго. И ныне:  богородичен во глас святаго, или праздника. На благословении хлебов тропарь святаго, дважды: и Богородице Дево, единожды. Буди имя Господне: трижды, с пением, псалом, 33: Благословлю Господа на всякое время: до Не лишатся всякаго блага. И чтем от жития святаго. На утрени , на Бог Господь: тропарь святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен 1-й, настоящаго гласа. Аще ли предпразднство, или попразднство: тропарь праздника, дважды. Слава:  святаго. И ныне:  праздника. Таже, кафисма 17: ектения, и седален святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен. И чтение. И посем кафисма 17, непорочны. На нейже иерей не кадит, но на полиелеи кадит. Таже седален святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен. И чтение. Посем полиелей святаго, и седален дважды. Слава, и ныне: богородичен. И чтение. Степенна 4-го гласа, антифон 1. Прокимен святаго. и Всякое дыхание: Евангелие, и псалом 50. По 50-м псалме, стихира святаго. Таже, Спаси Боже люди Твоя: Посем иерей: Милостию и щедротами: Лик: Аминь. И поем канон Богородицы, со ирмосом на 6: ирмос по дважды, тропари на 4. Аще ли храм Христов, или Богородицы, или аще предпразднство, или попразднство, поем подобне канон со ирмосом на 6, и святаго на 8. Катавасия, по уставу. По 3 песни кондак предпразднства, или праздника. Таже седален святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен или праздника. По 6-й песни кондак святаго, и икос. И чтем пролог. По 9-й песни светилен святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен, или праздника. На хвалитех стихиры святаго на 4. Аще ли в попразднство: На хвалитех 6: праздника три, яже суть на стиховне того дне, и святаго 3. Слава:  святаго самогласен. И ныне:  богородичен по гласу святаго, или праздника. И славословие великое. Таже тропарь святаго. Слава, и ныне: богородичен воскресен гласа настоящаго, или праздника. Ектении, и отпуст, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. поучение 5–е. 7. См. поучение 11–е. 8. См. ниже вопрос 63–й и проч. 9. См. завещание св. Феодора в книге Огласительных Поучений его. Москва, 1858. С. 279–280. 10. В греческой книге прибавлено: т. е. любовь к успокоению своего тела. 11. Киновия — общежительный монастырь. 12. Великому старцу Варсануфию. 13. Литра содержит около 3/4 фунта. 14. Заимствование из жития преподобного в Четьи–Минеи (19 февраля) греческой книги, а в славянском переводе оной сие место читается так: бяше добр раб, бысть добр осел, еда бо добр инок? 15. Св. Варсануфию. 16. В греческой книге прибавлено: ибо это и значит вукократ. 17. В слав.: «имам и пястницу на хребте». 18. Смиренное чувство. 19. Отечник (Патерик) — книга, в которой собраны сказания о подвигах и изречения св. Отцов. 20. В греч.: найдя кратчайший переход, идет по нему и скорее совершает большую часть своего пути. 21. Сии вопросы аввы Дорофея и ответы ему Старцев помещены ниже. 22. В греч.: благодатию Божиею. 23. В слав.: «злую и горькую пажить». 24. Вероятно, полотняную — хитон. 25. См. его Творения в русск. пер. Том V. С. 91–92. 26. См.: Достопамятные сказания о подвижн. св. отцов. Москва, 1845. С. 11. 27. В греч.: «не обличать ни в чём ближнего и не соблазнять его». 28. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блаженных отцов. Москва, 1845. С. 27–28. 29. В первом издании сей книги на славянском языке 1628 года: «В совершенное презрение». 30. В греч.: «Хранить себя, чтобы ни в чём не соблазнить брата — рождает смиренномудрие». 31. В греч.: «соблазняться». 32. Восьмая часть и три части восьмых с половиною такое же имеют различие, какое рубль ассигнации и рубль серебром. 33. В греч. книге: искушал. 34. В греч. книге вместо сих слов сказано: «облеченного в омофор». 35. В греч. книге: «хорошо вопрошать: (от сего) смирение и радость». 36. В слав.: уготовление, т. е. к искушениям. 37. В греч.: вливая в сердце его зловонную нечистоту. 38. В слав.: «красни пси суть». 39. Гор " е — вверх, ввысь. — Изд. 40. В слав.: с извещением.

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

328. Максим Исповедник , прп . Вопросоответы к Фалассию: Вопрос 60/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 1(23). С. 40–50. 329. Марк Подвижник , прп. Против несториан/Пер. с греч., коммент.: Б. Барчунов//БСб. 1999. 4. С. 129–152. 330. Марк Подвижник , прп. Против несториан: Текст параллельно греч. и рус./Пер., коммент.: Б. Барчунов//БСб. 2000. 5. С. 124–182. Повторная публ. с дополнением. 331. Мелитон Сардикский [sic!], св. О Пасхе/Пер. с греч.: В. В. Василик//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 193–211. 332. Мелитон Сардийский , свт. О Пасхе/Пер. с греч., по-слесл.: иером. Иларион (Алфеев )//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 78–132. Переиздание публиковавшегося ранее перевода. Текст параллельно на греч. и рус. языках. Толкование на Ветхий Завет и Новый Завет: о Божественном домостроительстве спасения. Рец. на 331 и 332: Дунаев А. Г. Три русских перевода гомилии св. Мелитона Сардского «О Пасхе», или Патрология в Зазеркалье//Христианский восток. Т 2 (VIII): Новая серия. СПб., 2001. С. 472–479. Дальнейшая полемика представлена на сайте: http://www.danuvius.orthodoxy.ru 333. Мефодий Патарский , сщмч. Извлечение из славянского сборника творений/Пер., предисл.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 143–205. 334. Мефодий Патарский , сщмч. О свободе воли: Диалог/Пер., изложение, предисл.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1964. Сб. 3. С. 187–208. 335. Минуций Феликс . Октавий: [Новый пер. с лат.]//БТ. 1981. Сб. 22. С. 139–177. 336. Неофит, мон. Десять слов о заповедях Христовых/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1998. 1(15). С. 48–77. 337. Никита Стифат , прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова , пресвитера и игумена монастыря св. Маманта Ксирокерка/Пер. c греч.: Л. А. Фрейберг; Предисл. от ред.//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 149–208; 2000. 1(10). С. 264–302. 338. Николай Кавасила , св . Слово на преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы/Пер. с греч.: прот. М. Е Козлов//АиО. 2000. 3(25). С. 71–88. 339. Ориген . Гомилии на Песнь песней/Пер. с лат.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 1(4). С. 78–94; 2(5). С. 76–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

влияния со стороны венгров (RegPatr, N 2411; Δελικρη. 2004. Σ. 45, σημ. 40). В 1361/62 г. К. заставил Болгарского патриарха признать верховенство К-польского Патриархата, в результате чего отношения между 2 Церквами нормализовались (RegPatr, N 2442; Киселков. 1932; Δελικρη. 2004. Σ. 45, σημ. 41). Кроме того, К. пытался восстановить связи с Кипрской (RegPatr, N 2443), Антиохийской (Ibid., N 2391, 2397, 2415, 2416; Kresten. 2000) и Александрийской Церквами ( Γνης. 1980. Σ. 23). Сочинения Лит. наследие К. довольно обширно. Но лишь небольшая его часть издана и соответственно исследована. Наиболее полное систематическое описание сочинений, с достаточными основаниями атрибутируемых К., включающее анализ рукописной традиции и содержания, составлено Д. Гонисом (см.: Ibid. Σ. 29-295). Впрочем, изучение визант. церковной письменности в последние десятилетия имеет результаты, позволившие уточнить нек-рые содержащиеся у Гониса утверждения. Агиографические сочинения Перу К. принадлежит 2 знаменитых «исихастских» жития: Житие Григория Синаита и Житие Феодосия Тырновского. 1-е дошло до нас в греч. оригинале и слав. переводе, созданном, вероятно, вскоре после составления оригинальной версии в среде учеников прп. Григория Синаита; 2-е сохранилось только в слав. переводе, возможно в переработанном виде, что породило многочисленные дискуссии по поводу принадлежности этого текста К. (Ibid. Σ. 75-80). Житие Григория Синаита представляет собой памятник поздневизант. агиографии и является основным источником сведений о жизни и деятельности прп. Григория. Житие впервые было издано в греч. оригинале И. В. Помяловским по рукописи ГИМ. Син. греч. 281 ( Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. СПб., 1894). Именно это издание на протяжении столетия использовалось исследователями визант. исихазма и агиографической лит-ры XIV в., несмотря на то что содержит целый ряд существенных недостатков и основано фактически на одной рукописи. Слав. перевод Жития Григория Синаита был издан позднее П. А. Сырку ( Сырку. 1909). Этот перевод содержит существенные дополнения, не имеющие соответствий в греч. оригинале. Вопрос о том, имели ли эти дополнения греч. прототип или же были составлены в среде учеников прп. Григория Синаита сразу на слав. языке, по-разному решается совр. учеными. Долгое время попыток новых изданий как греч. оригинала, так и слав. перевода Жития Григория Синаита не предпринималось, и только в XXI в. увидели свет издания А. Деликариса и Х.-Ф. Байера ( Δελικρη. 2004; Байер. 2006). В первом из них опубликованы слав. перевод на основе древнейшей рукописи (Ath. Zogr. 214: Δελικρη. 2004. Σ. 226-260) и в качестве приложения греч. оригинал по рукописям ГИМ. Син. греч. 293 и Ath. Laur. I 117 (Ibid. Σ. 311-348), а во втором - греч. текст «Жития» с обширным критическим аппаратом, учитывающим все известные на сегодня рукописи этого памятника.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

греч. нем. Платонов Александр лат. англ. Плотников Виссарион греч. англ. Пограницкий Николай лат. франц. Покровский Андрей греч. англ. Померанцев Александр греч. нем. Спасский Георгий греч. нем. Спиридонов Дмитрий греч. англ. Сенцов Михаил греч. англ. Троицкий Иван греч. англ. Успенский Владимир лат. нем. Филиппович Григорий лат. нем. Челак Александр греч. нем. Чернявский Насилий лат. нем. Слушать лекции по естественнонаучной апологетике изъявили желание все студенты I курса. Определили: Утвердив распределение студентов I курса по группам и классам древних и новых языков, собственноручные показания студентов хранить при делах Совета Академии. XV. Прошение студента I курса Академии, сербского уроженца, Ивана Кастратовича: «Будучи принят в минувшем 189 7 / 9 учебном году в число студентов I курса Киевской Духовной Академии, я, вследствие позднего прибытия в Академии с родины (в декабре месяце 1897 года) и недостаточного знания русского языка, не держал в конце учебного года экзаменов по греческому и французскому языкам, которые и были мне Советом Киевской Духовной Академии отсрочены до начала текущего 189 8 / 9 учебного года. Но вследствие состоявшаяся в начале текущего учебного года перемещения моего в Московскую Духовную Академии я лишен были возможности сдать эти испытания в назначенные сроки, почему и не был удостоен Советом Киевской Духовной Академии перевода во II-й курс, а также и Советом Московской Духовной Академии зачислен в списки студентов I курса. – Покорнейше прошу Совет Академии оказать мне снисхождение и дозволить сдать испытания (Продолжение следует). 1320 πεπαιδευμνος, так одни, другие πεπεδημενους, Слав.: окованные в тексте, и наказанные – под чертою. 1330 Здесь и в дальнейшем тексте опущены слова: νι πντες πιστεσωσιν δατο. Но в толковании они приводятся и толкуются. См. прим. к след. тексту. 1333 а не ν, т.е. не был или существовал, но произошел, явился. Ср. различие этих глаголов в употреблении о Логосе и тварях в ст. 1–4, и ст. 14 – о Логосе, ставшем плотью. В Славянском это различие отчасти выдерживается чрез «бе» и «бысть», но в Русском не выдержано, хотя и может быть выдержано в «было – был» и «стал, явился, произошло».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Карнаиця (от лат. «тело», «плоть») – в иконописи телесный тон (вохрение). Киворий (греч.) – в христианских храмах дарохранительница под алтарной сенью. Позднее киворием стали называть собственно алтарную сень в виде балдахина или купола на колоннах над престолом. Клавы (греч.) – декоративная кайма, часто шитая золотом, украшавшая хитон или столу. Клейма – в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг центрального изображения в житийных иконах и представляющие эпизоды из жизни святого. Колобий (греч.) – длинная нижняя рубаха без рукавов, в которой изображается Христос в сцене Распятия в некоторых раннехристианских композициях сирийского происхождения. Конха (греч. «раковина») – в архитектуре полукупол или сомкнутый полусвод, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания, например апсид, ниш в здании. Люнет (из лат.) – в архитектуре полукруглая плоскость над порталом или окном, заключенная между аркой и ее опорами. Мандорла (греч.) – в христианских изображениях сияние в форме овала вокруг Христа или Богоматери. Мафорий (греч.) – в православных изображениях Богоматери широкий платок, покрывающий голову и плечи, что, согласно римскому обычаю, было принадлежностью замужней женщины – матроны. Менологий (греч. «месяцеслов») – в церковной христианской литературе сборник ежемесячных чтений, содержащий жизнеописания святых и посвященные им песнопения, расположенные в календарном порядке. Митра (греч.) – у древних римлян женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся сзади в виде мешка, в котором помещались волосы прически. Позднее митрой стали называть головную повязку в виде широкой ленты через лоб, которая была воспринята христианской церковью как знак епископского отличия. С течением времени повязка превратилась в высокую шапку с открытым верхом и заостренными краями и стала принадлежностью католического епископа. В православии митра имеет закрытый верх и круглую форму с небольшим расширением кверху. Неф (греч. «корабль») – в средневековом христианском храме название центральной продольной части внутреннего пространства здания, разделенной столбами или колоннами. Центральный неф обычно шире боковых и в восточной своей части завершается алтарной апсидой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Григорий Нисский , свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона//Там же. Ч. 2. С. 203–358. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004. Дамаский Диадох . О первых началах. Комментарий к Пармениду/Пер. с древнегреч. Л. Ю. Лукомского, ст. и комм. Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. СПб.: Изд-во РХГИ. 2000. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань: Изд-во Центральная Типография, 1892–1913. Т. 5–7. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. с греч. игум. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. с греч. Л. Н. Лутковского. Киев: Изд-во Дух и литера, 1984. Святого отца нашего Дионисия Ареопагита книга о Церковной иерархии//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. В 3-х т. СПб.: Тип. Королева,1885. Т. 1. Дионисий Ареопагит . О мистическом богословии//Он же. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника /Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2006. Дионисий Ареопагит . О Церковной иерархии. Послания/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. под ред. В. М. Лурье. СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания/Пер. с греч. прот. Г. Павского //Христианское Чтение. 1829. Ч. 36. С. 241–248. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания//Писания мужей апостольских/в русском переводе с введением и примечаниями прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Иоанн Златоуст , свт. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . В 12-ти т. СПб.: Изд-во СПбДА, 1898–1906, Т. 10 (Кн. 1). С. 251–266. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры/Пер. с греч. А. А. Бронзова . СПб.: Изд-во И. Л. Тузова, 1894. Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент)/Пер. с греч. и прим. Г. И. Беневича//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Сост. Г. И. Беневич. М., СПб.: Изд-во РХГА, 2009. Т. 2. С. 55–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Феодор , муч. варяг в Киеве, 12 июля. Феодор пр. печерский, 11 авг. Феодор Ярославич, благов. князь, 5 июня. Феодор , кн. смоленский, 19 сент. и 5 марта. Феодор , кн. муромский, 21 мая. Феодор болярин черниговский, 20 сент. Феодосий (данный Богу или Богом, греч.), преп. антиохийский, 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх палестинский, 11 янв. Феодосий , муч. с Мануилом , 27 марта. Феодосий , столпник едесский, 9 июля. Феодосий , пр. игумев. печерокий, 3 мая и 14 авг. Феодосий , пр. тотемский, 28 янв. Феодосия (дар Богу, греч.), мученица емисская, 20 марта. Феодосия , дева тирская, 29 мая и 3 апр. Феодосия дева, преподобномуч. цареградская, 29 мая. Феодотия (Богом данная, греч.), муч. римская, 4 июля. Феодотия , муч. никейская, 17 сент. Феодотия , с тремя чадами, муч. вифинская, 29 июля и 22 дек. Феодотия дева, муч. александрийская, 31 янв. Феодотия , муч. с Александром еп. и др., 22 окт. Феодотия преп., мать Космы и Дамиана , 1 ноября. Феодот (Богом данный, греч.) и Феодотия , мучч. римской, 4 июля. Феодот , отец муч. Маманта, 2 сент. Феодот , муч. анкирский, 7 июня, 7 ноябр. и 18 мая. Феодот , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодот , иуч. фракийский, 15 сент. Феодот священномуч., еп. киринейский, 2 марта. Феодот , муч. кизический, 29 апр. Феодот , руч. с Максимом и др., 19 февр. Феодох (Богоприимец, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб. Феодулия (у греков Феодула, раба Божия, греч.), муч. аназарвская, 5 февр. Феодул (раб Божий, греч.), муч. трипольский, 18 июня. Феодул , муч. критский, 23 дек. Феодул , муч. атталийский, 2 мая. Феодул чтец, муч. селунский, 5 апр. Феодул , муч. палестинский, 16 февр. Феодул , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодул , муч. с Терентием , 28 окт. Феодул , их 40 муч. севастийских, 9 марта. Феодул , муч. с препод. Агапитон синадским, 18 февр. Феодул епарх, 3 дек. Феодул преп. из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Феодул преп., сын преп. Нила постника, 14 янв. Феозва (Феосевия-Богочестивая, греч.), диаконисса, 10 янв. Феоктирист (вернее Феостирикт, утвержденный на Боге, греч.), муч. 29 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В Москве изготовлен серебряный с позолотой ковчег-мощевик (1718?) с пышным растительным орнаментом, содержащий мощи свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, первомч. Стефана, мч. Петра Лампсакского. Хранящийся в И. Б. м. энколпион с центральной поздневизантийской вставкой - овальным аметистом с резным образом стоящего благословляющего Христа - был обрамлен в Москве в нач. XVIII в. драгоценными камнями с лицевой стороны и расписной финифтью - с оборотной. Э. П. А. Святыни В И. Б. м. хранятся части честных глав ап. Фомы и ап. Филиппа из числа 7 диаконов, цепи ап. Иоанна Богослова, глава сщмч. Антипы, 3 креста с частицами Честного Древа, частицы мощей св. бессребреника Космы, великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, прмч. Стефана Нового, обувь прп. Христодула и др. реликвии. Глава ап. Фомы считается даром имп. Алексея I. Мощи ап. Филиппа, вмч. Иакова Персянина и прмч. Стефана Нового упоминаются в монастырской инвентарной описи 1201 г. В И. Б. м. были перенесены мощи прмч. Пахомия Русского (пам. греч. 21 мая), пострадавшего в Ушаке (совр. Турция) в 1730 г. (часть их была передана И. Б. м. в афонские мон-рь прп. Павла и скит Новая Фиваида). Собор Патмосских святых празднование которому было установлено в 2005 г., совершается с 2006 г. в следующее воскресенье после праздника Всех святых. В этот день празднуется память как общеправославных и чествуемых Греческими Церквами святых, так и местных подвижников, связанных с Патмосом. Есть и такие святые, к-рые помимо памяти в Соборе Патмосских святых чествуются и в др. дни: ап. Иоанн Богослов (пам. 26 сент. и 8 мая) и его ученик ап. от 70 Прохор (пам. 28 июля), прп. Христодул (пам. греч. 16 марта и 21 окт.), свт. Леонтий II, патриарх Иерусалимский (пам. греч. 14 мая совершается в Иерусалиме и на Патмосе), 5 Липсийских преподобномучеников (1-е воскресенье после 10 июля), прп. Макарий Патмосский (пам. греч. 19 янв., мощи хранятся в пещере Апокалипсиса), прп. Герасим Византийский (пам. греч. 7 апр. совершается на Крите и на Патмосе), свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский (пам. греч. 17 апр.), сщмч. Григорий V, патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.), сщмч. Платон Новый (Айвазидис) (пам. греч. 21 сент.), прп. Савва Калимносский (пам. греч. 5 дек. и 7 апр.). Памяти прп. Григория Нисиросского (Граваноса), сщмч. Парфения (Парфениадиса), сщмч. Иеремии и этномартира Дорофея (Проиоса), митр. Адрианопольского, отмечаются только в Соборе Патмосских святых. Зависимые монашеские учреждения

http://pravenc.ru/text/471591.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010