Правило 28 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поскольку то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянуных областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаго, избрания, и по представлении ему оного . ( Ап. 34 ; I Всел. 4 , 6 , 7 ; II Всел. 2 , 3 ; III Всел. 8 ; IV Всел. 9 , 17 ; Трул. 36 , 39 ; Антиох. 9 ) . Настоящим правилом отцы халкидонского собора подтверждают дарованные 3 правилом II вселенского собора преимущества константинопольскому архиепископу и присоединяют к нему три провинции, которые должны составлять его область. Принцип, которым руководствовались отцы халкидонского собора при издании настоящего правила, тот же самый, которым руководствовались и никейские отцы, когда издавали свое 6 правило, равно и отцы II вселенского собора, когда издавали свое 3 правило, принцип, торжественно высказанный впоследствии Львом великим в словах: «преимущества святых церквей установлены правилами св. отец» 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Определения Никейского собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ рек: Сии определения тако имеются у нас в списках, которые тогда отцы наши принесли с собою от Никейского собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. (IV всел.1; трул. 2; VII всел. 1). Настоящий собор был созван, как мы видели (I, стр.29), в Карфагене в 419 году по вопросу о том, может ли римский епископ принимать апелляции против решений соборов Африканской церкви. Свое право римский епископ основывал на одном из правил (пр.5) сердикского собора, которое он считал правилом I вселенского Никейского собора. Отцы этого собора имели у себя копии деяний Никейского собора, в которых однако не нашлось правила, приводимого римским епископом; чтобы лучше показать неосновательность утверждения римского епископа и ошибочное принятие им одного соборного правила за другое, они обратились в Константинополь, Александрию и Антиохию, прося тамошних епископов выслать им хранящиеся у них оригинальные акты Никейского собора. В ожидании ответа на свою просьбу, собор между тем, по предложению своего знаменитого председателя Аврелия, постановил сохранять неизменно определения Никейского собора в том виде, в каком они были изложены в имеющихся у отцев собора рукописях, принесенных в свое время с Никейского собора бывшими на нем Африканскими епископами. Собор постановил также сохранять и все остальные канонические постановления, изданные после Никейского собора, как и те, которые будут ими изданы, постольку, поскольку постановления эти будут согласоваться с постановлениями Никейского собора. В этом и состоит содержание 1 правила настоящего собора. О том, как ответили отцы этого собора римскому епископу об его праве принимать апелляции из чужих церковных областей, нам говорит послание, отправленное Аврелием от имени собора римскому епископу Бонифацию 31 мая 419 года Спустя пять лет, т.е. в 424 г., когда епископ римский Целестий опять предъявил свое право на принятие апелляций, Африканские отцы во главе с Аврелием отправили новое послание в Рим, которым, хотя на время, принудили римского епископа не выступать более с заявлениями о своих правах

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Так, о возбранении брака с неверными и еретиками он сослался только на 72-е правило Шестого Вселенского Собора, а не принял во внимание касающиеся того же предмета правила других Соборов, прежде бывших, каковы 10-е Собора Лаодикийского и 14-е Четвертого Вселенского. В славянской Кормчей 10-е пр. Лаодикийского Собора изложено кратко: «Со еретики в сватовство не сходитися». А по более точному и полному переводу в Книге правил оно читается: «Не должно церковным без разбора совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками». Итак, здесь не безусловно воспрещаются браки православных с еретиками, а только те, которые заключаются «без разбора», т. е. без внимания к разным обстоятельствам, каковы большая, или меньшая степень еретичества, также к условиям, под которыми заключается брак и из которых главное воспитание детей в православии. А 14-е правило Халкидонского Собора гласит: «Чтец, или певец еретическую поим жену и чада с нею приобрет, да приведет ю ко общению; аще ли суть тамо не крещена, ктому да не будет крещена от еретик». Итак, правило говорит только о причетниках церковных, а о мирянах совсем не упоминает, и это умолчание показывает, что по некоторым обстоятельствам снисходительно мирянам попущает Собор брачиться с еретиками. Если бы не так, то, без сомнения, Собор о подобных браках мирян не умолчал бы в правиле. Достойно внимания и то, что браки даже клириков с лицами еретическими, как видно из правила, существовали тогда в Церкви, чем Собор и вызван был к составлению 14-го правила 30 . Правило же 72-е Шестого Вселенского Собора, на которое указал вопроситель, действительно воспрещает православным брачиться с еретиками ; но необходимо принять во внимание, что при этом отцы Шестого Вселенского Собора не сделали прямого отменения правил прежних Соборов по сему вопросу, т. е. 10-го Лаодикийского и 14-го Халкидонского, и не упоминают о них, тогда как решительно отменили, напр., 16-м правилом правило 15-е Неокесарийского Собора о семи диаконах и 29-м правилом 50-е Собора Карфагенского, дозволявшее в великий четверток причащаться по вкушении пищи. Не отменив прямо 10-е правило Лаодикийского Собора, возбраняющее только «без разбора» совершаемые браки православных с иноверными, и 14-е Халкидонского Собора, запрещающее только клирикам вступать в такие браки, а на мирян не простирающее такого запрещения, Шестой Вселенский собор, хотя и сделал не согласное с сими правилами определение, но очевидно и не воспретил по обстоятельствам времени и места пользоваться ими. На основании сих правил и действует Российская Церковь , дозволяя православным мирянам вступать в брак с иноверными, и именно не «без разбора», но под условием, чтобы дети от таких браков были крещены и воспитаны в православии. Вопроситель, осуждающий за это православную Российскую Церковь , должен будет осудить и отцов Лаодикийского и Халкидонского Собора, на что, конечно, и сам не решится. А не дерзая осуждать отцов сих соборов, напрасно осуждает и нынешнюю православную Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

IV. Константинопольский второй вселенский собор. – Анализ символа II вселенского собора, константинопольского, в учении о Ипостаси Сына Божия, Христе Богочеловеке и Духе Святом. – Исследование вопроса: под каким влиянием произошло составлен из константинопольского символа – александрийским или антиохийским? – Факты в особенности из деятельности и сочинений Григория Богослова , приводящие к утверждению мысли о влиянии антиохийского направления на соборе. – Всеми ли церквами был принят собор и символ константинопольский ? Это вера православных. Отцы Халхидонского собора. Прости собор архиереев и иереев, почтенных сановитостию и летами. Умолк язык неприязненный. Григорий Богослов . В своем исследовании мы подошли к изложению и раскрытию догматической деятельпости второго вселенского Константинопольского собора. История его нам так же мало известна, как и первого вселенского. Актов или протоколов собора до нас не дошло; вероятно, их никогда и не существовало. При изучении этого собора приходится довольствоваться скудными сведениями, сохраненными церковными историками V века, и сочинениями Григория Богослова , очевидца, бывшего на соборе. Хотя сочинения Григория и не скудны сведениями, но эти последние изложены в духе полемическом, а потому научное пользование ими требует осторожнейшей критики. Единственным документом, заключающим в себе результаты догматической деятельности собора II вселенского, остается символ Константинопольский, известный под именем Никео-константинопольского 414 . Сделаем анализ символа. Исходной точкой для этого возьмем символ Никейский, с которым и будем сравнивать рассматриваемый символ. Начало символа, изложение учения о Боге Отце, у отцов никейских и константинопольских однозначущее, но в словах есть самая незначительная разница. В символе Константинопольском читаем: „веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого». Слов „неба и земли» ( ορανο x α γς), в символе Никейском не было. Отцы Константинопольского собора не сделали никаких существенных пояснений в этом догмате для верующих потому, без сомнения, что о Боге Отце не было споров в церкви. Григорий Богослов прямо замечал: „нужно ли говорить об Отце, Которего не касаются по общему согласию все водящиеся естественным смыслом (еретики)» 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы IV Вселенского собора, свтт. - житие Халкидонский собор (или Халкедонский) четвертый вселенский, созван был в Халкедоне в 451 г. при имп. Маркиане, по поводу ереси Евтихия (см. соотв. статью). Согласно эдикту императора, епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкедон, поближе к столице, так как император желал иметь постоянные и точные сведения о ходе соборных заседаний. Заседания Х. собора происходили в храме св. мученицы Евфимии, пострадавшей ок. 304 г. Собор открыт был 8 октября 451 г. и продолжался до 1 ноября. Число всех присутствовавших на соборе отцов, если не выключать и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600—630. Из наиболее замечательных были: Анатолий константинопольский, перед вступлением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону православных; Домн антиоехийский, низложенный Диоскором и возвращенный из заточения Маркианом; Максим, поставленный на его место, Ювеналий иерусалимский, Фалассий кесарие-каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий дорилейский, Диоскор александрийский и друг. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов (епископов Пасхазина и Луценция и пресвитера Бонифация) на Х. собор. На соборе встречаем большое стечение высших государственных сановников и сенаторов, принимающих участие в деяниях собора, за исключением тех случаев, когда рассматривались дела чисто церковные, напр. суд над епископом. Председателем собора был Анатолий константинопольский. Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний собора разбойничьего (см. Диоскор), и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий дорилейский, который представил записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на разбойничьем соборе. По прочтении записки, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых.

http://pravicon.com/info-3113

78. Слово в Неделю святых отец и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 198 В нынешний день святая Церковь совершает память 318 отцов Первого Вселенского Собора, собравшихся в Никее в 325 году. Воспоминание об отцах Первого Вселенского Собора приурочено к первому воскресному дню после праздника Вознесения Господня потому, что Господь по вознесении, «восседши одесную престола величия на высоте» ( Евр. 1, 3 ), явил Себя миру как совершенного Бога, равного Отцу Своему; а отцы Первого Вселенского Собора, собравшиеся по поводу возникшей в то время ереси Ария, именно и утвердили истину Божества Сына Божия и Его единосущия Отцу. Вспоминая отцов Первого Вселенского Собора, мы вспоминаем одушевленных и непоколебимых поборников основного догмата веры христианской о Божестве Сына Божия, без признания которого разрушается все величественное здание христианства, как и теперь, например, оно сильно поколеблено в сердцах многих благодаря современным отрицателям Божества Сына Божия: Л. Толстому, Ренану (с его «Жизнью Иисуса», усиленно теперь распространяемою) и другим, которым покорно следует значительная часть общества. Первый Собор, по отзыву и одного известного светского писателя философа В. С. Соловьева , «отличается пред всеми тем, что в лице многих его членов пастырское значение церковных вождей еще не отделилось от апостольского и мученического. Некоторые из епископов, заседавших на этом Соборе, прославились обращением в христианство языческого народа, другие, изувеченные, с впадинами вместо глаз, ярко напоминали о недавних гонениях за веру». Таковы, например, Александр Александрийский с Афанасием Великим , Евстафий Антиохийский , Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Феофил Готфский, Осия Кордувийский, Пафнутий Исповедник и др. Имена этих отцов, столь известные всему христианскому миру, красноречиво свидетельствуют, что не для пустого словопрения собрались они на Собор в Никею, а вслед за ними и отцы последующих Вселенских Соборов, но для того, чтобы непоколебимо «утвердить столпов седмь», на которых «Премудрость созда себе дом» ( Притч. 9, 1 ), то есть укрепить основания созданной Христом Церкви, которые хотели было поколебать «врата адова» ( Мф. 16, 18 ) чрез появление еретиков, слуг князя тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Между тем, указанным, замечательным и глубоким воззрением на пределы познаваемого в откровенном учении о Троице руководился не один Григорий назианзен . Его, без сомнения, разделяли и все другие отцы и учителя церкви, подобно Григорию, тщательно изучившие и основательно взвесившие все то, что было сказано в откровении о Троице, и во что доселе непрерывно веровала вселенская церковь . Важнее же всего то, что им руководились и все отцы второго вселенского собора, которые совместно с Григорием назианзеном собрались на нем с той именно целью, чтобы своим определением пополнить и окончательно завершить то, чему уже было положено твердое начало в догматических определениях о Троице первого вселенского собора. Они, как известно, относительно Сына Божия повторили и подтвердили только то, что было уже определено о Нем на соборе никейском, т. е. что Он рожден от Отца и единосущен Ему, и относительно Святого Духа, о Котором по преимуществу рассуждали на соборе, так как особых и нарочитых рассуждений о Нем не было в Никее, ничего более не постановили, как только то, чтобы исповедовать Его исходящим от Отца и равносущным или равночестным Отцу и Сыну. От чего, спрашивается, собор ограничился только этими немногими вероопределениями в учении о Троице и вовсе не затронул других вопросов, напр. вопроса о том, как рождается Сын или как исходит Дух Святой, и т. п.? Это, конечно, зависело не от случайности, а от той существенно важной причины, что в сем случае отцы собора, подобно Григорию назианзену, руководились одним только откровенным и древнецерковным учением о Троице, не считая себя вправе касаться того, чего нет в откровении, и что не было предметом верования древней вселенской церкви. Ограничивши же область своих рассуждений о Троице этими пределами, они, можно сказать, всецело исчерпали все ее содержание и заключили, хотя в кратких, но весьма многосодержательных положениях все то, что только на основании откровения возможно и необходимо знать о Троице каждому верующему, и больше чего пытаться знать было бы со стороны разума одной неуместной и совершенно бесплодной смелостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святые отцы – святые , сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское ,  нравственно-этическое и аскетическое  учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы. Из III деяния V Вселенского собора : «Мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви: — Афанасию, — Иларию, — Василию, — Григорию Богослову , — Григорию Нисскому , — Амвросию, — Августину, — Феофилу, — Иоанну Константинопольскому, — Кириллу, — Льву, — Проклу и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией». Правило VI Вселенского Собора перечисляет авторитетных канонистов: — архиепископа Дионисия Александрийского ; — архиепископа и мученика Петра Александрийского , — епископа Григория Неокесарийского , чудотворца; — архиепископа Афанасия Александрийского ; — архиепископа Василия Великого ; — епископа Григория Нисского ; — архиепископа Григория Богослова ; — епископа Амфилохия Иконийского ; — архиепископа Тимофея Александрийского; — архиепископа Феофила Александрийского; — архиепископа Кирилла Александрийского ; — патриарха Геннадия Александрийского; — мученика архиепископа Киприана Карфагенского . Какие критерии приняты для определения понятия «отцы Церкви»? 1) Истинность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви. Как называется наука, изучающая творения святых отцов? Патристикой (или патрологией ). Могли ли святые отцы ошибаться? Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов. Как правило, это бывает связано с тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь , а в других выражали своё личное мнение.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy

От Вознесения до Троицы будем подражать Святым Апостолам (+аудио) Будем молиться, чтоб Господь обновил в нас благодать Духа Святаго 12 июня, 2016 Будем молиться, чтоб Господь обновил в нас благодать Духа Святаго Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю 7-ю по Пасхе и св. отцев 1 Вселенского Собора. Возлюбленные во Христе братья, приветствуем вас с этим воскресным днем, попразднством праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и Днем памяти отцев Первого Вселенского Собора. Совпало сегодня с датою и Второго Вселенского собора, тоже святых отцев. Первый Вселенский Собор происходил в 325 году, а Второй — в 381 году. Я почему соединяю эти два Собора? Потому что на них был изложен Символ Веры, который каждый из именующих себя христианином и верным чадом Церкви Христовой должен знать на память и понимать его глубокое значение. Когда приезжают к нам из далёких мест паломники, и когда они присутствуют на Патриаршем богослужении, при большом стечении народа, и когда там все силы напряжены для того, чтобы служба прошла торжественно, как это и положено, и когда спрашивают этих прибывших из-за границы гостей: «Что особенно на вас произвело сильное впечатление на богослужении?» — они сказали: «Тогда, когда пел народ „Символ Веры“: „Верую во Единого Бога Отца Вседержителя“». «Символ Веры» мы читаем и у себя дома, везде в своих жилищах и домах. Мы его читаем многократно и здесь, в святой Церкви, а особенно в дни праздничные, воскресные. Поём едиными устами, единым сердцем, всею Церковью этот «Символ Веры» полностью. Но только не для того, чтобы только знать его на память, не для того, чтобы только именно засвидетельствовать, что мы являемся истинными православными христианами, но понимать внутренний глубокий смысл этого «Символа Веры» в своём сердце, как его видели и Святые Отцы Первого и Второго Вселенского Собора, которые являлись составителями его. Поэтому за их святые молитвы будем и мы с вами стараться оставаться верными чадами Церкви Христовой, не быть колеблемыми, как трость, при движении ветра или дуновении воздуха колеблемая, всякими учениями, которые и с тех пор, с первых времён христианства, и поныне, и ещё будут усугубляться и усложняться пред кончиною мира.

http://pravmir.ru/ot-vozneseniya-do-troi...

Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам После краткого обзора сочинений преп. Феодора мы решились изложить учение его о почитании и поклонении честным иконам. Это явилось совершенною необходимостью и в виду того упрека в неправомыслии, который сделан преп. Феодору историками: греческим Папарригопуло и нашим русским, профессором Киевской Духовной Академии, покойным теперь, Ф. А. Терновским . Оба они утверждали, что преп. Феодор переступил границы вероопределения отцов седьмого вселенского собора и впал в неправомыслие. Нам нужно сравнить учение преп. Феодора о поклонении честным иконам с учением о том же отцов Собора, чтобы убедиться в неправоте приговора названных историков. С другой же стороны требуется указать, что же нового привнес преп. Феодор в решение вопроса, волновавшего так долго Церковь ? На каких основаниях узаконил почитание икон Седьмой вселенский Собор? 262 а ) На основе Священного Писания . Отцы в начале четвертого заседания читали Исх. 25:1, 17 – 22 , Чис. 7– 89 ; пророка Иезекиля Иез. 44:1, 16 – 20 ; Посл. св. Ап. Павла к Евреям, Евр. 9– 5 . Вот и все те свидетельства от Свящ. Писаний, которыми, по-видимому, удовольствовались отцы Собора. Но к этим свидетельствам нужно присоединить и те немалочисленные, которые приводились в выдержках из творений святых отцов. б ) Свидетельства из Священного Предания, что представляет вторую основу, приводятся отцами в очень большом числе. Из них выяснилась древность почитания икон в Церкви христианской. Иконоборцами были с давних пор еретики. Чтение многочисленных свидетельств из творений святых отцов дало возможность отцам седьмого вселенского собора сказать, что иконопочитание «распространено со времен апостольской проповеди » и «предано не письменно». «Кафолическая Церковь совершенно последовательно поступила, приняв святые и честные иконы; она в этом случае согласна с учением святых отцов наших» 263 . в ) Третью основу для утверждения иконопочитания отцам седьмого вселенского Собора дает учение Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа и совершенном Им искуплении рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010