На основании данных сравнительно-исторической литургики, Типикона Великой Церкви, а также кондакарей, содержащих кондаки св. Романа, можно реконструировать ветхозаветные памяти Великого Поста для периода IV-VI веков. Неделя мясопустная – Иона и ниневитяне 73 . Неделя сыропустная – Адам и Ева. Грехопадение Адама. Первая неделя поста – Авель и Каин (впоследствии – Моисей и Аарон). Вторая неделя поста – Ной и потоп. Третья неделя – жертвоприношение Авраама. Четвертая неделя – благословение Исаака. Пятая неделя – праведный Иосиф. Эта стройная система стала разрушаться, вступив в соприкосновение с новозаветным циклом памятей Великого Поста, который зародился в конце V в. и стал интенсивно развиваться в VI-VII веках. Этот цикл построен на новозаветных притчах – в основном из Евангелия от Луки. Возможно, родина этого цикла – Иерусалим, и для Константинополя он вторичен, по крайней мере именно на его основе выстраивается Триодь. Можно восстановить этот круг следующим образом: Неделя мясопустная – притча о Страшном Суде ( Мф. 25:31–46 ). Неделя сыропустная – притча о десяти девах 74 ( Мф. 25:1–13 ). Первая неделя поста – традиционно память св. пророков Моисея и Аарона, затем – торжество Православия. Вторая неделя поста – Неделя о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ). Третья неделянеделя о Мытаре и Фарисее ( Лк. 18: 9–14 ). Четвертая неделянеделя о милосердном Самарянине ( Лк. 10:25–37 ). Пятая неделянеделя о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). В результате появления притчи о Страшном Суде в неделю мясопустную память Ионы и ниневитян переносится на среду первой седмицы, затем под воздействием притчи о мытаре и фарисее происходит сдвиг памяти жертвоприношения Авраама с 3-й на 4-ю неделю, в результате чего в конечном счете память Иосифа попадает на 6-ю неделю, но поскольку та уже занята празднованием воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, воспоминание Иосифа переносится на Великий Понедельник. Затем ветхозаветные памяти по мере создания Триоди закрываются новозаветными.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Неделя о самаряныне. Утр. Канон. П.4. 817 Неделя о самаряныне. Утр. Канон. П.5. 818 Неделя о самаряныне. Утр. Канон. П.6. 819 Неделя о самаряныне. Утр. Канон. П.7. 820 В греческом языке, так же как и в сирийском, смерть — мужского рода. 821 Неделя о самаряныне. Утр. Канон. П.8. 822 Неделя о самаряныне. Утр. Канон. П.9. 823 Неделя о самаряныне. Утр. Хвал. 824 Неделя о самаряныне. Утр. Хвал. 825 Неделя 6-я по Пасхе. Утр. Канон. П.7. 826 Неделя 6-я по Пасхе. Утр. Канон. П.8. 827 Неделя 6-я по Пасхе. Утр. Канон. П.8. 828 Неделя 6-я по Пасхе. Утр. Канон. П.9. 829 Неделя 6-я по Пасхе. Утр. Хвал. 830 Неделя 7-я по Пасхе. Утр. Ипакои. 831 Неделя 7-я по Пасхе. Утр. Канон. П.6. 832 Неделя 7-я по Пасхе. Утр. Канон. П.8. 833 Неделя 7-я по Пасхе. Лит. Блаж. 834 Мф. 16:18. 835 Ср. Еф. 1:23; 4:12; Кол. 1:18, и др. 836 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Человечество Христа: Пасхальная тайна. — Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Вып. V. М., 2000. С. 41. 837 Пятидесятница. Веч. Коленопреклонная молитва 3. 838 1 Тим. 2:4. 839 1 Цар. 2:6. 840 2 Кор. 3:14—16. 841 Речь здесь не идет о богослужебных текстах, появившихся в позднее время, как например, многие акафисты, написанные в XVII—XIX вв., когда догматическое сознание Православной Церкви находилось в состоянии упадка. Богословская грамотность авторов подобных текстов далеко не всегда оказывалась достаточной, и тексты эти не прошли той рецепции в многовековом опыте Церкви, которая необходима для придания им соответствующего авторитета 842 Вопрос о рецепции Соборов рассмотрен нами отдельно. См.: H. Alfeyev. Le dialogue avec les prechalcedoniennes et la reception des Conciles. A propos de la reception des Conciles dans l’Eglise ancienne. — Service orthodoxe de presse. Avril 1997. Supplement no. 217. P. 1—14 843 Вопрос о рецепции Соборов рассмотрен нами отдельно. См.: H. Alfeyev. Le dialogue avec les prechalcedoniennes et la reception des Conciles. A propos de la reception des Conciles dans l’Eglise ancienne. — Service orthodoxe de presse. Avril 1997. Supplement no. 217. P. 1—14. 844

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Последования богослужений предшествующих праздников и времен церковных размещены в Триоди постной, а последующих – в Триоди цветной. Выше было указано, какие из Двунадесятых праздников являются подвижными, а какие неподвижными. Здесь к списку подвижных праздников будут добавлены времена церковные, которые входят в Пасхальный цикл. Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы 23 1 . Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея. 2 . Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица. 3 . Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей) и предшествующая ей седмица. 4 . Неделя о Страшном Суде (мясопустная). 5 . Седмица сырная (масленица). 7 . Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Великий пост (Святая Четыредесятница) 1 . Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. 2 . Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы , архиепископа Солунского. 3 . Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. 4 . Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . 5 . Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 6 . Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря (суббота 6-й седмицы Великого поста). 7 . Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. 8 . Страстная седмица: а) Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери; б) Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. в) Великая Суббота. Сошествие Христа во ад. Триодь цветная 1 . Светлое Христово Воскресение – Пасха. 2. Светлая седмица. 3 . Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы. 4 . Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). 5 . Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. 6 . Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. 7 . Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. 8 . Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. 9 . Вознесение Господне (40-й день по Пасхе). 10 . Неделя 7-я по Пасхе, святых Отцев I Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

А святых отец неделя, яже пред Рождеством Христовым, декабря в 18-й день. Аще ли случится Рождество Христово в понедельник, и тогда праотеческая неделя бывает декабря в 17-й день. А неделя святых отец, яже пред Рождеством Христовым, тогда бывает декабря в 24-й день. Аще ли случится Рождество Христово во вторник, и тогда праотеческая неделя бывает декабря в 16-й день. А святых отец неделя, яже пред Рождеством Христовым, декабря в 23-й день. Аще ли случится Рождество Христово в среду, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 15-й день. А святых отец неделя декабря в 22-й день. Аще ли случится Рождество Христово в четверток, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 14-й день. А святых отец неделя декабря в 21-й день. Аще ли случится Рождество Христово в пяток, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 13-й день. А святых отец неделя в 20-й день. Аще ли случится Рождество Христово в субботу, и тогда бывает праотеческая неделя декабря в 12-й день. А неделя святых отец, яже пред Рождеством Христовым, декабря в 19-й день. От зде блюди неделю святых праотец, в кое число прилучится. Аще и прежде недели 28-я или послежде: И на Литургии Евангелие чти недели 28-я, от Луки, зачало 76: Человек некий сотвори вечерю велию: непременно едино. А в 28-ю неделю чти рядовое, кое прилучится иныя недели. Подобает ведати о недели святых праотец. Егда убо бывает неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии. В субботу на малой вечерни поем по обычаю. На велицей вечерни наГосподи, воззвах: стихиры вокресны 3 и восточны 3, Анатолиевы, и святых праотец 4, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: Слава, праотцев, глас 6: Иже прежде закона: И ныне, Богородичен настоящаго гласа. На литии стихира храма. Слава, праотцев, глас 1: Лучами облиставшеся Богоглаголания: И ныне, Богородичен: Се, исполнися Исаиино: На стиховне стихиры воскресны: Слава, праотцев, глас 3: Праотец собор: И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа: На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды и праотцев единожды, глас 2: Верою праотцы оправдал еси:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По свидетельству самих папистов 5 все их Богослужение вечернее и утреннее самое продолжительное едва составляет четвертую долю Богослужения Восточного. Западная Церковь не имеет круга седмичного, подобно Восточной, в которой каждый день посвящен особенному благочестивому воспоминанию, как-то понедельник – Силам бесплотным, вторник – Иоанну Предтече и т. п. Правда в служебнике Римском (Missale Romanum) каждому дню седмичному усвоена известная обедня, именно: понедельнику заупокойная или Троичная, вторнику – Ангельская, среде– обедня Св. Апостолов Петра и Павла, четвергу – обедня Св. Духа, или таинства Евхаристии, пятнице – обедня креста или страданий Господних, субботе – обедня Богородична. Но все эти обедни (missae votivae) такого рода, что служение их предоставлено благочестивому усердию священника (pro devotione sacerdotis dici possunt). Впрочем, по субботам обыкновенно отправляется служба св. Марии Девы (officium beatae Mariae Virginis), слагаемая из псалмов, молитв, антифонов, гимнов и паремий, и разделяемая на большую и малую. II. Богослужебные времена общенародные К общенародным Богослужебным временам западной Церкви можно отнести 1) недели, или воскресные дни, 2) праздники, 3) посты и 4) дни поминовения усопших. 1. Недели Годичный круг Богослужения, или годичное последование недель в Римской Церкви начинается первою неделею Рождественского поста (adventus) и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Сии недели следуют одна за другими в таком порядке: недели Рождественского поста, недели по Богоявлении, недели приготовительные к Великому посту, недели Четыредесятницы, недели по Пасхе и недели по Пятидесятнице. Все эти недели в Римской Церкви разделяются на большие и меньшие (majores et minores). К большим неделям причисляются: а) недели Рождественского поста, б) те недели, которые бывают, начиная от недели о блудном (septuagesima) до Фоминой (in albis) включительно, в) неделя Пятидесятницы и Троицы. Все прочие недели считаются меньшими. Большие недели снова подразделяются на два класса: одни из них не уступают никакому празднику и никогда не оставляются их службы, а другие уступают большим праздникам первого и второго разряда. К первому классу принадлежат: а) первая неделя Рождественского поста, б) первая неделя Четыредесятницы, в) неделя страдания Господня (наша пятая неделя Великого поста), г) неделя Вербная, д) неделя Пасхи, е) неделя Фомина, ж) неделя Пятидесятницы и з) неделя Пресвятой Троицы. Ко второму классу относятся три недели Рождественского и Великого поста, неделя о блудном, неделя мясопустная (sexagesima) и неделя сыропустная (quinquagesima). Меньшие недели уступают свое место и небольшим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

1-я Неделя – Пасха; 2-я Неделя по Пасхе – Антипасха; 3-я Неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц; 4-я Неделя по Пасхе – о расслабленном; среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы; 5-я Неделя по Пасхе – о самаряныне; 6-я Неделя по Пасхе – о слепом; среда 6-й седмицы – отдание Пасхи; четверг 6-й седмицы – Вознесение Господне; 7-я Неделя по Пасхе – святых отцов I Вселенского Собора; суббота 7-й седмицы – Троицкая вселенская родительская суббота; 8-я Неделя по Пасхе – Пятидесятница. День Святой Троицы; понедельник Троицкой седмицы – День Святого Духа; 1-я Неделя по Пятидесятнице – Всех святых. Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство – 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство – 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство – 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора – 6-го, в Неделю Всех святых – 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник). Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части: 1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха – важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы 156 . Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник – 3-го, в среду – 4-го, в четверг – 5-го, в пятницу – 6-го, в субботу – 8-го 157 . 2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения 158 . Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Церковный круг как в нашем, так и в латинском чине Богослужения состоит из дней а) седмичных, б) недельных или воскресных, в) праздничных, г) постных и д) поминальных. а) Дни седмичные В греко-восточном чине Богослужения в каждый день седмичный положена особая церковная служба, именно в понедельник – бесплотным силам или ангелам, во вторник – честному и славному пророку, предтече и крестителю Господню Иоанну; в среду и пяток – честному Кресту Господню, в четверг – св. апостолам и святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, в субботу – мученикам и всем святым и за усопших. В латинском чине Богослужения нет такого последования Богослужения в продолжение седмицы, впрочем, суббота у латинян посвящена в честь Божией Матери, и для сего установлена в этот день (с X века) малая служба Пресв. Девы Марии. 105 Седмичные дни (feriae) в римском чине Богослужения разделяются: а) на большие (majores), каковы: среда пепельная или первый день св. Четыредесятницы, и последние три дни страстной седмицы, которых служба преобладает над всякою другою; б) на меньшие (minores), которые не исключают службы праздника или святого, случившегося в оные, но должны быть воспоминаемы на оной; таковы седмичные дни рождественского поста, Четыредесятницы, четырехвременного поста и понедельник поста пред праздником Вознесения Господня, и в) на простые или обыкновенные, в которые, без воспоминания о них, допускаются всякие праздники, даже малые; таковы все остальные дни седмичные, встречающиеся в продолжение года. 106 б) Дни недельные или воскресные Богослужебный круг или церковный год у латинян начинается с первой недели рождественского поста (за четыре недели до праздника Рождества Христова), и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Недели (dominicae) в римской Церкви следуют в таком порядке: недели рождественского поста, неделя в попразднстве Рождества Христова и по Рождестве Христовом, неделя в попразднстве Богоявления, недели по Богоявлении, неделя седмидесятницы (septuagesima), или наша неделя о блудном сыне, неделя шестидесятницы (sexagesima), или наша мясопустная, неделя пятидесятницы (quinquagesima), или наша сыропустная, недели великопостные, неделя Пасхи, неделя Фомы, недели по Пасхе, неделя в попразднстве Вознесения, неделя Пятидесятницы (Pentecoste), и неделя по Пятидесятнице. По важности и торжественности недели в римском чине Богослужения разделяются на привилегированные (privilegiatae) и обыкновенные (ordinariae), или на большие (majores) и меньшие (minores). К первым относятся недели рождественского поста, недели Четыредесятницы, неделя Пасхи, неделя Фомы, Пятидесятницы и Троицы; к последним – все прочие недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин , преподобные Иосиф и Феодор Студиты . Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная. Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста: 1-я Неделя – Торжество Православия; 2-я Неделя – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя – Крестопоклонная; 4-я Неделя – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя – преподобной Марии Египетской; 6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим. Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени: 1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2-я неделя Поста – на 1-м суставе безымянного (25 февраля); 1-я неделя Поста – на 1-м суставе среднего (18 февраля); неделя сыропустная – на 1-м суставе указательного (11 февраля); неделя мясопустная – на 1-м суставе большого (4 февраля); неделя о блудном сыне – на 1-м суставе мизинца (28 января); неделя о мытаре и фарисее – на 1-м суставе среднего (21 января). Так как вруцелето этого мартовского года 6, то все воскресные дни в этом году – на 1-х суставах. Поэтому Рождество Христово, находящееся на 2-м суставе мизинца (25 декабря) будет в понедельник. Идя от дня Пасхи вперёд по седмицам, заметим следующее: неделя Фомина – на мосталыге среднего (8 апреля); неделя жен-мироносиц – на мосталыге безымянного (15 апреля); неделя о расслабленном – на мосталыге мизинца (22 апреля). Далее в среду (вершина мизинца – 25 апреля) – Преполовение. Неделя о самаряныне – на мосталыге большого (29 апреля); неделя о слепом – на мосталыге указательного (6 мая). Далее в четверг (2-й изгиб указательного – 10 мая) – Вознесение. Неделя св. отцов I Вселенского Собора – на мосталыге среднего (13 мая); День Святой Троицы – на мосталыге безымянного (20 мая); Всех святых – на мосталыге мизинца (27 мая). Далее, 28 мая, начинается Петров пост, когда с началом пения Октоиха, начинаются евангельские столпы. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня – находится на 1-м изгибе безымянного перста. Так как воскресенье на мосталыге, то этот праздник будет в пятницу (постный, рыбный стол). Количество дней, отсчитанных по перстам с 28 мая по 28 июня покажет продолжительность Петрова поста – 32 дня (4 седмицы и 4 дня). Продолжительность рождественского мясоеда, предшествующего Пасхе настоящего года (число дней с 25 декабря по неделю мясопустную включительно), тесно связана с продолжительностью Петрова поста. Чтобы найти продолжительность рождественского мясоеда, нужно от 74 дней отнять найденную продолжительность Петрова поста (отнимаем от 75 дней, если Рождество Христово было в високосный мартовский год). Для проверки високоса будем помнить, что все високосные мартовские годы расположены по кругу солнца на среднем персте правой руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010