[Смотри] Аще предпразднство благовещения случится в неделю крестопоклонную.    В субботу на Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, креста 4, и предпразднства 3. Слава, креста: И ныне, богородичен ли гласа. На литии стихира храма. Слава, креста: И ныне, предпразднства, писана на Господи воззвах. На стиховне стихиры октоиха. Слава, креста: И ныне, предпразднства, писан на Утрени на стиховне. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево радуйся: дважды: и креста: единожды. и Буди имя господне: трижды. На Утрени, на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, креста: И ныне, предпразднства: и прочее обычно. Канон воскресн со ирмосом на 4, и креста на 6, и предпразднства на 4. Катавасиа: божественнейший прообрази: По 3-й песни, кондак предпразднства: и седальны креста: Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос креста. По 9-й песни, светилен воскресн. Слава, креста: И ныне, предпразднства. Прочее же на хвалитех, и На Литургии, все, якоже писано в неделю 3-ю поста, точию на часех тропарь воскресн глаголем непременно: Слава, креста и предпразднства, глаголем пременяюще. По Отче наш: кондаки на всех часех глаголем креста, и предпразднства, пременяюще.    [Смотри] Аще случится предпразднство благовещения в понедельник 4-я, или 5-я, или 6-я недели постов: В неделю вечера, стихиры на 10, октоиха покаянныя 4, и триоди 3, и предпразднства 3. Слава, и ныне, предпразднства. Вход, прокимен великий. Таже, Сподоби Господи: и поклоны 3. посем ектениа: Исполним вечернюю: Таже, поем стиховну в триоди с припевы обычными: Слава, и ныне, предпразднства, писан на Утрени на стиховне, глас 4: Языка егоже не ведяше: посем, Ныне отпущаеши: и трисвятое с поклоны, и тропарь: Богородице Дево радуйся: с поклоны. и Господи помилуй, 40: и небесный царю: по честнейшую, 3 поклоны, и отпуст. На Утрени, поем Аллилуиа, и троичны гласа, и обычныя кафисмы, и прочее поем на Утрени и на часех, якоже указася прежде в ряду в 24-й день.     МРК Аще случится предпразднство благовещения в среду 4-ю постов, еже есть крестопоклонную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

95 Почти во все недели Оглашение назначается после отпуста утрени и притом либо в притворе (Типик., гл. 2), либо в самом храме (см., напр., 15 августа в нед. и др.); но изредка. пред отпустом утрени (мр. гл. 8 мая, Типик., хр. гл. 13 августа, Типик.). 97 На великой вечерни, отправляемой отдельно от утрени, Типикон не предписывает отверзтия царских врат; умалчивает и о каждении в начале ее. 98 В 9 гл. Типик., как и в 1-й, сказано: «аще же глаголется 9 час во храме, отпуст 9 часа не бывает». 99 О начинании вечерни пред царскими вратами, кроме Типикона, чит. в изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., и ср. л. 2 на об. и 3. 100 Пения этого псалма на великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, Типикон не указывает; он говорит, что предстоятель или чредный священник предначинательный псалом глаголет. 101 По изд. Киево-Печ. лавры: «Последов. вечерни, полунощницы и утрени», эту ектению произносит диакон. Здесь, согласно со Служебником, сказано: «по окончании псалма, диакон, исшед северными дверьми, глаголет ектению: Миром Господу помолимся». 102 В вышеуказ. изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., сказано именно лик, а не чтец; в 7 гл. Типикона говорится, что после ектении и возгласа «прочее вечерни все поем, якоже предписася во бдении великия вечерни». 103 Эту и следующую малую ектению, по 2 гл. Типикона, произносит священник, а по изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., «на каждом антифоне глаголется от диакона ектения малая пред царскими враты, от иерея же возглас в алтаре». 104 Эту ектению уже и по Типик., гл. 2, произносит диакон, облачившийся пред тем в стихарь и орарь. 105 По краткости изложения порядка воскресной вечерни, 7 гл. Типикона умалчивает о том отделе вечерни, который начинается со слов: Мир всем, и оканчивается возгласом: Буди держава... Но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, всегда входит в состав вечерни. В изд. Киево-Печ. лавры этот отдел также указывается. 107 Тропарь другого святого не поется, потому что на вечерни четыре тропаря не глаголются (Типикон гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вот как совершается вечерня: По возгласе, Приидите поклонимся: псалом 103. Ектения и кафизма. Господи воззвах: псалмы 140, 141, 129, 116. Одна стихира из октоиха, одна из минеи, если служба общая. Если служба святому особая, то октоих оставляется и две из минеи. Если служба святому «на 6», то все шесть и читаются. Затем догматик, Свете тихий, прокимен дня. Чтение из ветхого завета. Сподоби Господи. Исполним вечернюю. Псалом 122. Ныне отпущаеши. По Отче наш . Богородице Дево, пс. 33. Благословение Господне и шестопсалмие утрени, или отпуст, и по отпусте сейчас же, приидите поклонимся, псал. 69, Слава в вышних и символ веры . Канон октоиха, Достойно, трисвятое, по Отче наш тропари дня, Иже на всякое время, Честнейшую и молитвы: Нескверная, неблазная, И даждь нам Владыко… Преславная Приснодева, Упование мое Отец. И отпуст повечерия, и тотчас же Приидите, поклонимся и полунощницу Непорочны. В понедельник: до Постави. Во вторник: от Постави до Руце. В среду: Руце. В четверг: Твой есмь Аз. В пяток: Призри. На субботу: Да воскреснет. Затем трисвятое, тропари, Честнейшую, молитва, псалмы: Возведох и Се ныне, трисвятое, за усопших тропари и молитва . Псалмы 19 и 20, трисвятое, тропари к ряду, ектения и Слава Святей. Утреня: шестопсалмие, малая ектения, Бог Господь, тропарь, две кафизмы, (о них будет сказано особо). 50 псалом, канон октоиха (по 1 тропарю) и минеи (по 1 из каждого канона), Величит. Светилен. Хвалитны. По одной стихире из октоиха и из минеи. Славословие, сугубая ектения и отпуст. Если утреня совершается утром, то «Исполним утреннюю». Если служба полиелейная, то вместо кафизм поется полиелей и читается Евангелие, октоих оставляется и служат по одной минеи. Если на вечерни полагается вход, то и на вечерни кафизма заменяется пением: Блажен муж. Стихословие Псалтыря Псалтырь, по уставу стихословится только в монастырях. В приходских же церквах стихословие совершается следующим образом: Одна «кафизма» читается на вечерни, две на утрени. Но это не целые кафизмы, а по три псалма из них, между которыми Слава и ныне, так, чтобы в известный срок была прочитана вся Псалтырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Лик: «Достойно есть» до половины. Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую Херувим» (допевает «Достойно есть» до конца). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). Полный отпуст с поминовением святых храма, святых дня и дня седмицы. После этого почему-то по традиции указано петь «Господи, помилуй» трижды. Мне кажется справедливым было бы петь Многолетие: «Великаго Господина...», потому что фактически закончилось дневное Богослужение. Кстати, Типикон позволяет иначе организовывать Богослужение Великим Постом – совершать днем 3-й и 6-й Часы, а после этого творить отпуст. И вот там явным образом указано Многолетие. А уже во второй половине дня совершать 9-й Час с вечерней. Но не запрещен Типиконом и тот порядок, который для нас привычнее, когда 3,6,9 и Изобразительны идут заедино, а иногда к ним добавляется вечерня. Из великопостных служб нам осталось посмотреть вечерню, великое повечерие и Литургию Преждеосвященных Даров. Мы закончили рассмотрение особенностей великопостной утрени и великопостных Часов с последованием Изобразительных и подошли к последованию вечерни. Начну с изложения особенностей великопостной вечерни в те дни, когда уставом не назначается Литургия Преждеосвященных Даров, т.е. в понедельник, вторник и четверток (вечером) – когда Литургии никакой нет. Хотя служба и называется вечерней, но она совершается днем. С точки зрения Типикона это вполне оправдано: Типикон разрешает двоякий порядок совершения Богослужений во время Великого Поста. Согласно одному порядку, в 3-й час дня, т. е. примерно в 9 утра, совершается 3-й Час, затем 6-й час, а потом отпуст. Богослужение это довольно краткое. Второе Богослужение совершается в 9-й час дня, т.е. примерно в 3 часа пополудни: совершается последование 9-го Часа и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров либо без нее (в зависимости от дня). Получается, что вечерня совершается, как обычно, ранним вечером. Однако Типикон разрешает и другой порядок Богослужения – тот, к которому мы привыкли. А именно: в 3-й час дня (то есть примерно в 9 утра) совершается 3-й Час, 6-й Час, отпуста нет, и сразу идет 9-й Час, затем Изобразительны и вечерня. Причем все эти Богослужения совершаются непрерывно – все пять служб суточного круга идут с одним возгласом и одним отпустом (возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» произносится только перед началом 3-го Часа, а отпуст – только в конце вечерни). Так что если отправлять это Богослужение со всеми положенными уставом чтениями, оно продлится максимум три-четыре часа. То есть получается, что вечерня будет совершаться сразу после полудня. Практика, сложившаяся в приходских храмах, не является вопиющим нарушением устава. Но надо все-таки стараться, чтобы вечерня отправлялась после полудня. Особенности великопостной вечерни (без Литургии Преждеосвященных Даров)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Кондак, глас 2: Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере евы утолил еси воскресением твоим, Христе Боже, апостолом же твоим проповедати повелел еси, спас воскресе от гроба.    И икос, и чтем синаксарий. На 9-й песни, честнейшую не поем, до отдания пасхи, во вся недели. Таже, свят Господь Бог наш: трижды, на глас 2. Светилен пасхи: Плотию уснув: единожды. Слава, мироносиц: Жены услышите: И ныне, тойже. На хвалитех: Всякое дыхание: стихиры на 8: воскресны 4: и анатолиевы 4. Слава, стихира евангельская, глас 2: С миры пришедшим: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн. ектении, и отпуст. и обычное исхождение в притвор, и поучение студитово. и час 1-й, и совершенный отпуст. На часех, тропарь воскресн. Слава: благообразный иосиф: И ныне, богородичен часов. По трисвятом кондак: Радоватися мироносицам: Такожде бывает и на прочих часех. На Литургии, блаженна триоди гласа, на 4, и от канона дне, песнь 6-я, на 4. По входе тропари: егда снизшел еси к смерти: и благообразный иосиф: Слава, кондак триоди: И ныне, пасхи: Аще и во гроб: Прокимен, глас 6: спаси Господи люди твоя, и благослови достояние твое. Стих: К тебе Господи воззову Боже мой: Апостол деяний, зачало 16: умножившимся учеником: Аллилуиа, глас 8: благоволил еси Господи землю твою: Стих: милость и истина сретостеся: евангелие марка, зачало 69: Прииде иосиф, иже от аримафеа: Причастен: Тело христово: Другий: Хвалите Господа с небес: [Смотри] Аще храм святых жен мироносиц: на малей и Велицей Вечерни, и на Утрени и На Литургии поем во всем подобне, якоже великомученку георгию, точию на вечерни паремии чтем, писаны в неделю всех святых. На Утрени, по полиелеи величание поем сице: Величаем вас святыя мироносицы, и чтим святую память вашу: вы бо молите о нас Христа бога нашего. псалом: блажен муж бояйся Господа: и прочая.     В туюжде неделю мироносиц вечера.    На Господи воззвах, ставим стихов 6: и поем стихиры праздника 3, глас 5. Подобен: Радуйся: Гвоздьми пригвоздився: и минеи святаго, подобны 3. Слава, святаго, аще есть: Аще ли ни: Слава, и ныне, праздника, глас 1: Мироносицы жены: На стиховне стихира воскресна, глас 2: Прежде век: Припев: К тебе возведох очи мои: Таже покаянен: Согреших к тебе спасе: Припев: Помилуй нас Господи: Таже мученичен: Земленаго наслаждения: Слава, и ныне, праздника, глас 1-й: Со страхом приидоша жены на гроб: Тропари: благообразный иосиф: Слава: егда снизшел еси к смерти: И ныне, Мироносицам женам: [Смотри] Аще ли имать святый тропарь, глаголем прежде тропарь: благообразный иосиф: Слава, святаго: И ныне, Мироносицам женам: Тропари: благообразный иосиф: и воскресн: егда снизшел еси к смерти: в вечер глаголем их пременяюще, во всю седмицу, якоже и прежде о сем явлено есть. ектениа, и отпуст. Служба же святаго минеи, случившагося в сию неделю, поется на повечерии. По трисвятом, кондак един в триоди праздника. Сице глаголем даже и до недели всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. сорокоуст начинают совершать от фоминого воскресения и до того дня, как исполнятся, кончатся сорок дней (Типикон, послед. вечера сырной Недели)]. Из такого указания как бы выходит, что в число 40-а дней входят и воскресные дни. Употребленное выражение Типикона «приношение и памяти» об усопшем указывает: во 1-х, на чин кутии, приносимой в память усопших, совершаемый, по указанию Служебника, на литургии, после заамвонной молитвы – и по отпусте вечерни (Служ., Чин над кутией). Во 2-х, на ектению за упокой на литургии, после Евангелия. В Служебнике, после сугубой ектении, читаем: «аще ли будет о усопших приношение, диакон или священник глаголет ектению за упокой. Несмотря на вышеизложенные отмены поминовения об усопших в указанные дни, бывает поминовение об них почти повседневное – именно: в молитвословиях, относящихся к службам круга суточного (сн. выше). Всегда оно бывает: А. На литургии: а) на проскомидии, б) по освящении даров. Тогда диакон, сказано в Служебнике, а обыкновенно и иерей, поминает диптиха, сиречь помяник усопших. В. В большую часть дней года совершается после вечерни и после утрени лития за упокой. В седмичные дни, кроме субботы, бывает, после отпуста вечерни, обычное исхождение в притвор и лития об усопших (Тип., гл. 9). Также и после утрени и первого часа (Тип., гл. 9). И в субботы, егда поем «Бог Господь» (а не аллилуиа), по окончании утрени обычная лития в притворе (Тип., гл. 12). Положено совершать литию за упокой в притворе и в дни Великого поста. В последовании понедельника первой седмицы Великого поста читаем: «по отпусте (вечерни) исхождение в приговоре поем, яко же обычай, стихиру храма святаго. Глаголются же от иерея обычные молитвы и поминает усопшия». С четверга же Страстной седмицы лития за упокой в притворе не бывает до Недели фомины (Тип., послед. Нед. 1-й седм. Вел. поста). С утрени же Недели (воскресения) ап. Фомы литии в притворе прежде 1-го часа бывают и оглашения Студитова (Тип., послед. Нед. ап. Фомы). И в последовании утрени в Неделю (воскресение) мытаря и фарисея читаем: «Ведомо буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, оглашения Федора Студита » (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея). Лития об усопших Лития об усопших короче панихиды. На литии, после начального возгласа священника, читается: «Трисвятое», «Отче наш» и поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся», произносится краткая ектения об усопших: «Помилуй нас, Боже», молитва иерея: «Боже духов» – и бывает отпуст, после коего провозглашается: «Вечная память», как праведнику, ибо, по слову апостола, «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). В Чине литии по усопшим читаем: «Вся братия рекут гласом: Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша присно поминаемые», трижды (Тип., гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Помимо указанных сейчас молитв должно отметить применение в заключительной части еще молитвы «Господи Боже наш, исцеливый человеческое естество от Адамова преступления» 425 . Относительно стихир в заключительной части должно отметить, что в рукописях твердо удерживается современный состав их. И лишь в немногих рукописях наблюдаются уклонения от него присоединением третьей стихиры «Твоих даров» 426 . Затем в рукописи Синайской библиотеки 988 обычно помещавшиеся на утрени стихиры: Дал еси благодать... и др. перенесены в заключительную часть, потому что на утрени вместо них были помещены другие стихиры 427 . Обычный составь прошений сугубой ектений был следующий: Помилуй нас Боже... Еще молимся о милости, жизни, мире... Господи, помилуй (40 раз). Еще молимся о еже милостиву, кротку и благоуветливу быти... Современный состав прошений данной ектении редко встречается в рукописях 428 . В отпуст обычно входили возглас: «Услыши ны, Боже» и молитва «Владыко многомилостиве». Современный способ окончания утрени через один отпуст «Христос, истинный Бог наш», видимо, встречается лишь в рукописях с современным чином елеосвящения 429 . Прибавление в рукописях Синайской библиотеки 972 и библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 103 после отпуста тропаря «Источник исцелений» и молитвы «Отче Святый» составляет индивидуальную особенность этих рукописей 430 . Рассмотрение действий, примыкавших к чину елеосвящения по греческим рукописям С последованием таинства елеосвящения в греческой церкви иногда соединялись и действия, не связанные тесно с чином таинства. Сюда принадлежит смытие с болящего елея по совершении над ним таинства. В отношении времени, когда больной должен был сделать это, практика была различной и указания рукописей противоречивы. Так, в рукописи Синайской библиотеки 973, 1153 г. сначала указывается, что болящий должен «омыться и так отправиться домой». Но к этому указанию в рукописи добавляется следующее: «Должно знать, что в течение семи дней (больной) хранит себя неомывшимся подобно новопросвещенным» 431 . Первое указание рукописи и нужно считать первоначальным. Оно вполне соответствует изложенному в рукописи чину елеосвящения, согласно которому «по окончании всего» с болящим отправлялись в его дом. При отправлении же домой больному естественно было омыться от елея, так как хранение им себя неомывшимся на дому могло представлять немало неудобств.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

В описании богослужения Пятидесятницы Студийско-Алексиевский Устав (далее – САУ) имеет много общего с Евергетидским Типиконом. Накануне в субботу назначается поминовение усопших по чину мясопустной субботы. В отличие от Евергетидского Устава, на вечерне в пяток вечера вместо прокимна указывается Аллилуиа, и по обычной ектении не поется тропарь в конец вечерни, а диакон произносит Премудрость , и следует отпуст. Паннихис после вечерни САУ не знает. На утрени вместо Бог Господь поется Аллилуиа с тропарем и по 17 кафизме седален мученичен с покоином из Октоиха. Вместо канона дневного святого, служба которого по САУ отменяется, первым поется заупокойный канон Октоиха 6 гласа 81 . Не упоминается о приготовлениях параекклисиарха в усыпальнице после 6 песни, светилен поется нынешний Память совершающе . На хвалитех (в гробнице) 3 мученична Октоиха и 3 подобна с Господи, воззвах , после чего с отдельными стихами поются еще другие стихиры Октоиха; на стиховне к 1й и 3й стихирам Октоиха и 2й – Триоди прибавляются с отдельными стихами иные стихиры (к примеру, нынешний славник стиховен вечерни). После отпустительного тропаря ( Со святыми упокой. .. или Воистинну суета.. . или Помяни, Господи ) диакон произносит заупокойную ектению с 40-кратным Господи, помилуй 82 , после чего следует отпуст. На Литургии 4 песнь канона на Блаженнах . На праздничной вечерне в отличие от Евергетидского Типикона в САУ на Господи, воззвах 9 стихир (1я трижды), на стиховне нынешняя стихира попразднства, глас 7: Параклита имуще , исполняемая трижды с нынешними стихами; панихида отсутствует; на утрени одна кафизма с седальном и чтением Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова; в канонах ирмосы и тропари по дважды. На хвалитех, в отличие от нынешнего Устава, на Славу, и ныне : повторяется 3я стихира. На стиховне (великого славословия нет) поются нынешние 1–3 самогласны с Господи, воззвах , на Слава, и ныне : 1й. О часах не упоминается. На Литургии ко 2 антифону припев: Спаси ны, Сыне Божий, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа. Входный стих: Велия слава Его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на Него . На вечерне в день праздника на Господи, воззвах 3 стихиры Некнижныя ученики по дважды, на Слава, и ныне : то же. О коленопреклонных молитвах замечание: «чтет из алтаря на слух всем». Прочее как в Евергетидском Уставе, за исключением указания о повторении стиховен и о каждении на них. Повечерие не упоминается. На утрени все соответствует предписаниям Евергетидского Типикона, только на хвалитех поются 3 хвалитные стихиры праздника (на Слава, и ныне : повторяется 1я), а на стиховне нынешние 1–3 с Господи, воззвах (на Слава, и ныне : повторяется 1я). Предписания о попразднстве в САУ имеют много общего с указаниями Евергетидского Устава. 2. 4. Афоно-Студийский Типикон

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

По причине вчерашнего усиленного чревоугодия (яства, вино, чай сладкий) сегодня во время утрени оставила меня благодать Божия, укрепляющая сердце (хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [ Евр.13:9 ]), и постигла меня вражеская сила злая, смущавшая, теснившая и мучившая меня до того, что я не мог говорить ектений на полунощнице в начале утрени до шестопсалмия и едва-едва мог говорить великую ектению – до того душил меня диавол; я припадал, когда было время и когда было можно, в покаянии к святому престолу, прося помощи у Господа и благопременения сердца моего, ежился, переминался, огребался от демонов, внутренно мучивших меня (а вчера я сам подал им повод к нападению, как бы убежав с поля сражения, пропустив на вечерне ектений великую, просительную и большую часть сугубой, говорил краткую сугубую), но помощь не являлась или являлась на мгновение и потом скрывалась, оставляя меня бороться с врагами и терпеть наказание за свое чревонеистовство и идолослужение. На каноне благодать укрепила было меня, но довольно было, чтобы дьячок неповоротливо повернул листок из Минеи, и я озлобился на него (до того чревоугодие растлевает сердце, расслабляет его, делая доступным всякому греху, всякой страсти!). Это было после четвертой песни канона, и вот по шестой песне я пропустил ектению и по девятой сказал ектению смутно, пропустив многие слова из нее, а просительную и сугубую ектении просил сказать диакона Арсения Петровича Добронравина; великий отпуст скрал, молитву Христе, Свете истинный читал робко, с крайними препятствиями от демонов и махнул дьячку петь Взбранной Воеводе, не ожидая, когда я кончу молитву; малый отпуст скрал. Сколько искушений! Враги как бы на части рвали мое сердце, как легкий челнок на море во время бури, бросали мою душу. Только после утрени усиленная молитва и припадание усердное к святому престолу благодати прогнали невидимых злодеев и умиротворили меня. Еще, идучи по церкви в алтарь пред утреней, я огорчился на благочестивую старушку Параскеву Ивановну Ковригину за ее частое прикладывание к руке, но после этого благодать примирила меня с нею, как с единомысленной о Господе. О, как слабеет, грубеет, ожестевается, умирает сердце от чревоугодия! О, как нужно воздержание, нужно и нужно неотложно! И щедрое вознаграждение нам за молитву младенцу и за крестины дали врагу силу ратовать против меня, ибо видел он тайную радость мою о том, корыстолюбие мое! Кругом беды! Но слава непобедимой благости Господней, непобедимой силе Его, всемогуществу Его! Кто Богвелий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса [ Пс.76:14–15 ], чудеса милосердия и долготерпения! Ты не попускаешь грешнику погибнуть и быть поглощенным от адского кита, имеющего ненасытное чрево.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Доколе Евангелие находится на средине храма, Царские двери не затворяются. Евангелия располагаются между песнопениями утрени таким образом: 1-е Евангелие читается после великой ектении, пения Аллилуиа, тропаря: «Егда славнии ученицы» и малой ектении (Триодь). Пред Евангелиями: 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 6-м положены по три антифона, малая ектения [ектении глаголются от диакона или иерея до 8-го Евангелия (Тип., послед. Вел. пятка), т. е. семь ектений] и седален 992 , при которых седальнах не позволяется сидеть, за еже кадит тогда иерей или диакон св. трапезу. Таким образом, чтением Евангелия на этой утрени заменяется чтение кафизм. По 6-м Евангелии поются: «Блаженны» с тропарями, оканчивающимися словами: «Помяни нас, Спасе, во царствии Твоем»; после Блаженн и малой ектении пред 7-м Евангелием, в котором говорится о смерти Господа на кресте, произносится прокимен: «Разделиша ризы Моя себе». После пения прокимна читается 7-е Евангелие 993 . Пред 8-м Евангелием читается 50-й псалом (в монастырях бывает еще чтение толкования Евангелия). Затем, поется трипеснец (5, 8 и 9 песни), читается 8-е Евангелие. 9-е Евангелие читается по конце трипеснца и светильня. 10-е Евангелие читается после пения: «Всякое дыхание» и стихир на хвалитех. 11-е Евангелие читается после чтения (а не пения): «Слава в вышних Богу» и ектении: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». 12-е Евангелие читается после стихир стиховных. Засим утреня кончается обычно: читается: «Благо есть», «Трисвятое». «Отче наш», поется тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже». Иерей после возгласа говорит: «Премудрость» и отпуст: «Иже оплевания и биения» (Служебн. и отдельн. служба на каждый день). Первый час не соединяется с утреней, а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами (Тип., послед. Вел. пятка) 994 . На часах Великого пятка, на вечерне и затем на утрени Великой субботы один и тот же отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения» (Особ. книга: Службы на кажд. день страсти, седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010