Примерно то же относится и к савирам, изначально они дей­ствительно могли быть самодийцами, часть которых, перебрав­шись далеко на север, в приполярный и заполярный край, стала впоследствии известна русским как самоеды, вполне вероятно, что это их этноним дал название Сибири, но савиры V века, угро­жавшие уграм, по языку, господствовавшему в их орде, были уже не самодийцами, но тюрками. Процесс тюркизации они пережи­ли, оказавшись в составе гуннской орды, в основном, вероятно, в IV столетии, еще до Аттилы. А их перекочевка в регион ниж­него Поволжья из Западной Сибири действительно была вызва­на перемещениями тюркоязычных, монголоязычных и тунгу­соязычных кочевников, происходившими в азиатских степях. В 460-е гг., после падения гуннов, они перекочевали из Поволжья на степную равнину Дагестана и в Калмыкию, разгромив там угроязычные племена в недавнем прошлом таких же, как и они, вассалов Аттилы. Но на этом передвижения сабиров не остановились. По вер­сии Л. Н. Гумилева, позже «савиры продвинулись по лесостепной полосе до Десны и остановили движение антов на восток» 1204 . В бас­сейне Десны произошла затем славянизация савиров и, как пола­гают Гумилев, а также Ю.Ю. Шевченко, восточнославянское по языку племя северян заимствовало свое название от савиров 1205 . Но это была только часть народа. Другие савиры, оставшись на Кав­казе, позже вошли в состав хазарского каганата; наконец, часть савиров отправилась через Дербентский проход в грабительский поход против Ирана, и в конце концов они там застряли, приня­тые на воинскую службу шахами. В северном Причерноморье и на Кавказе во взаимоотно­шениях между этносами установилась иерархия зависимости и господства. На вершине властной пирамиды стояли тюркоя­зычные орды, которых на рубеже V и VI столетий суммарно обо­значали как болгар, или, по приверженности традиции, называли гуннами. Следующую ступень иерархии составляли ираноязыч­ные племена, главным образом аланы, а также угры – хуннугу­ры и сарагуры, германоязычные гепиды и готы-трапезиты, а вни­зу пирамиды находились автохтоны Кавказа, романизованные и, если таковые еще оставались, не романизованные фракийцы – геты и славяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Меня они тоже старались подвести под гнев матушки. Вот одна говорит: «Матушка, а ведь у нее собака... она ее в дом-то пускает. Собака-то у нее какой породы? Бородатая... А она ее в кресло сажает, как человека, и потом – эта собака-то ей тарелки подает, матушка». Матушка всплескивает руками и начинает смеяться: «Вот дура-то, – говорит матушка, – вот дура-то!». И смеется. И мне никакого замечания за это не делает. Широта у нее была очень большая. Матушка была полна юмора, бытового, простонародного юмора, сочного и здорового. И при том она немного юродствовала – это был ее стиль, ее способ общения с людьми. Смогу ли я как следует описать свою матушку? Думаю, что нет. Как передать ее глубину и детскость? Ее прозорливость и вместе с тем наивность и частое недоумение и непонимание того, что делается в нашей стране? А наряду с этим какое-то удивительное знание будущего многих людей. Я знаю, что те, кто обращался к ней как к старице и следовал ее советам, не ошибались и получали то, что искали. Она была и ребенком, и взрослым, и очень-очень мудрым и удивительно широким человеком. Я всегда поражалась ее широте. К ней приезжало очень много людей, особенно с Поволжья, где она провела всю жизнь в Вольском монастыре. И люди эти были обычно больше из простого народа. Они приезжали со своими нуждами, невзгодами и удивительными рассказами о всяких чудесах. У многих были какие-то видения; обязательно кто-то видел Божью Матерь или кого-нибудь из великих святых. Матушка, которая была очень мудрой и широкой, в то же время как ребенок очень любила все эти истории и верила всему тому, что рассказывали ее гости. Вместе с тем к ней приезжала и интеллигенция, в особенности из Москвы. Я была послушницей три года. В 1946 году матушка решила, что меня пора постричь, запросила в письме благословение от о. Ионы Вскоре после письма о. Ионы меня постригли в рясофор, но с произнесением всех монашеских обетов и с переменой имени. В основном при матушке жили три-четыре человека. Но дом ее был постоянно наполнен и часто переполнен людьми. Много приезжих, много ее духовных детей с Поволжья. Приезжали к ней за советами, за духовным руководством, привозили продукты. Очень много приезжало монахинь из разогнанных монастырей. И всем матушка давала приют. Некоторые жили только по нескольку дней, а некоторые – подолгу. Бывали случаи – и год, и два. Иногда приезжали с детьми, что страшно возмущало ее постоянных насельниц. Например, мать Палладия или Раечка говорили: «Ну что же это такое? Ведь мы монахини, зачем же нам дети?» Но матушка принимала всех, кто в ней нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алла Сапрыкина (1982 – 28 августа 2012 года, Чиркей, Дагестан). Среди ваххабитов была известна под именем Аминат. «Общая жена» боевиков дагестанского подполья.28 августа 2012 года Алла Сапрыкина путём самоподрыва убила одного из духовных лидеров мусульман Дагестана – шейха Саида Чиркейского. РМ причастны и к террористической деятельности в регионах Поволжья. В июне 2004 года на вещевом рынке в Самаре прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 человек. По версии следствия, организатором данной «диверсии против кяферов» (как называют этот теракт ваххабиты на своих интернет-форумах) является уже несколько лет находящийся в федеральном розыске уроженец Волгоградской области «русский мусульманин» Павел Косолапов. Известно, что приняв ислам, Косолапов воевал против федеральных войск на стороне чеченских ваххабитов, затем стал инструктором базы боевиков, располагавшейся под Сержень-Юртом. Затем Косолапов возглавил интернациональный джамаат, который, по сути, представлял собой диверсионную группу, ведущую джихад против России. В настоящее время находится в федеральном розыске. 26 апреля 2011 года в Волгограде у здания ГИБДД взорвалось самодельное взрывное устройство. В результате взрывов никто не пострадал. В этот же день у здания академии МВД обнаружили еще одно взрывное устройство, которое было обезврежено сапёрами. Как установлено в ходе следствия, взрывные устройства заложили члены интернациональной банды, которую возглавлял ранее судимый Андрей Антонов, среди ваххабитов известный под именем Умар. Известно, что ислам он принял, находясь в местах лишения свободы. В банде также состоял его родственник - Алексей Антонов. Все члены бандгруппы были жителями Астрахани. Банда занималась вооружёнными ограблениями магазинов и квартир, считая это джихадом против «кяферского государства». При попытке задержания главарь банды, Андрей Антонов, предпринял попытку взорвать гранату, и оперативники астраханского СОБРа вынуждены были его застрелить. Остальные члены бандформирования задержаны и получили позже от суда сроки от 3 до 19 лет лишения свободы.

http://pravoslavie.ru/67878.html

На территории регионов Поволжья правоохранительными органами в разные годы была пресечена деятельность нескольких интернациональных бандформирований, участниками которых были РМ, и которые готовились к проведению терактов. В 2003 году в Ульяновской области милицией раскрыта деятельность ваххабитской банды, которая также промышляла вооружёнными ограблениями, считая это частью джихада. Первоначально члены бандформирования подозревались в убийстве криминального авторитета. Со слов следователей, тогда их внимание привлекло то, что многие подозреваемые называли себя арабскими именами вместо русских имён зафиксированных в паспортах. Так выяснилось, что ряд подозреваемых, будучи русскими и по национальности, приняли ислам и состоят в организации «Исламский джамаат». Лидерами банды были русский мусульманин Сергей Сандрыкин и принявший ислам чуваш Валерий Ильминдеев. Члены бандформирования совершили ряд разбойных нападений, похищений людей и других особо тяжких преступлений. Члены группировки оборудовали под домашнюю мечеть одну из принадлежащих им квартир в Ульяновске, читали здесь проповеди и вели занятия с русской и татарской молодёжью, на которых возбуждали ненависть и вражду к иноверцам . Осенью 2007 года сотрудниками ФСБ в Тольятти (Самарская область) была обезврежена банда ваххабитов, известная как «Тольятинский джамаат», и готовившихся к проведению теракта. 4 апреля 2008 года представители Управления ФСБ по Самарской области рассказали представителям СМИ о том, что в Тольятти пресечена деятельность группы религиозных экстремистов, а её руководитель осуждён за хранение самодельного взрывного устройства. О том, что «на территории Тольятти действует хорошо законспирированная группа лиц, являвшихся приверженцами экстремистского течения ислама», оперативникам стало известно еще в 2006 году. В дальнейшем сотрудникам УБОП совместно с сотрудниками ФСБ удалось выяснить, что участники действующего на территории Тольятти ваххабитского «джамаата» вели работу по вовлечению в свою деятельность жителей города и Ставропольского района города, занимаясь пропагандой идеи вооружённого джихада. Среди участников религиозно-экстремистской группы были и РМ. В марте 2008 года руководитель группы был осуждён на один год по статье 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»).

http://pravoslavie.ru/67878.html

Некоторые особенности мировоззрения представителей русской молодёжи, принявших ислам Опросы среди молодых РМ, проживающих в городах Поволжья, показали, что представители данной категории русской молодёжи на вопрос о причинах принятия ими ислама отвечают, что видят в современном православии «религию, проповедующую ненасилие и толерантность», «религию слабых» . В результате опроса также было выявлено негативное отношение данной группы к РПЦ, которая, по их мнению, служит государству и одновременно живёт «на средства народа». Данная группа РМ также негативно относится и к функционерам традиционного ислама (по тем же причина), однако в отношении последних проявляет меньше негатива. В исламе в целом, по их мнению, присутствует культ воинственности. «Ислам – это религия сильных людей», – так считают они. При этом они не скрывают, что сочувствуют членам ваххабитского бандподполья Северного Кавказа, которые (по их мнению) «воюют против ментов, служащих путинскому режиму». Участие РМ в террористической деятельности Из числа русских мусульман, которых на всю страну насчитывается несколько тысяч, террористов вышло больше, чем из представителей татарского населения (которых в стране около 5 млн.) . Через СМИ наиболее «распиарены» следующие РМ, причастные к террористической деятельности: Александр Тихомиров (10.02. 1982 — 2.03. 2010, Экажево, Ингушетия, Россия) — участник террористических групп, исламский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого бандподполья. Более известен под именем Саид Бурятский. До ухода в бандподполье работал в центральном аппарате Совета муфтиев. Уничтожен в результате спецоперации сводного отряда ЦСН ФСБ и СОБРа МВД у ингушского села Экажево 2 марта 2010 года. Виктор Двораковский (5 февраля 1987, Махачкала, ДАССР) — участник ваххабитского террористического подполья в Ставропольском крае. Был объявлен в федеральный розыск, когда в Пятигорске в снимаемой им квартире взорвалось самодельное взрывное устройство. При задержании в ночь на 14 июля 2011 года оказал сопротивление, кинув в полицейских самодельную бомбу, и ранив одного из них. Вторая бомба взорвалась у него в руках, оторвав кисть левой руки. Суд приговорил его к 23 годам колонии строгого режима.

http://pravoslavie.ru/67878.html

430 А. В. Арциховский. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской землях. – «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, – 12; Х. А. Моора. Возникновение классового общества в Прибалтике (по археологическим данным). – СА, т. XVII, 1953, стр. 105 – 132; В. В. Седов. Сельские поселения центральных районов Смоленской земли. – МИА, 92, 1960; он же. Кривичи. – СА, 1960, 1, стр. 47 – 62; он же. Следы восточнобалтийского погребального обряда в курганах древней Руси. – СА, 1961, 2, стр. 103 – 121; Я. В. Станкевич. К истории населения верхнего Поволжья в I u haчaлe II тыс. н. э. – МИА, 76, 1960; Ф. Д. Гуревич. Древности белорусского Понеманья. М. – Л., 1962. 431 В. И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье. – «Изв. ГАИМК», вып. 94. Л., 1934; М. В. Талицкий. Верхнее Прикамье в X – XIV bb. – МИА, 22, 1951; Л. А. Голубева. Белозерская весь и ее западные соседи в X – начале XII b. – «Скандинавский сборник», т. 8. Таллин, 1964, стр. 285 – 296; Г. А. Чернов. Стоянки древнего человека в бассейне реки Печоры. – KCVIMK, вып. 23, 1948, стр. 50 – 59; А. В. Никитин. О начальном периоде истории города Вологды. – KCVIMK, вып. 81, 1960, стр. 31 – 37; Н. Н. Гурина. Древняя история северо-запада европейской части СССР. – МИА, 87, 1961; она же. Некоторые данные о заселении южного побережья Кольского полуострова. – СА, т. XII, 1950, стр. 105 – 127. 432 А.  П. Смирнов . Волжские булгары. М., 1951; он же. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. – МИА, 28, 1952; он же. Очерк древней истории мордвы. – «Труды ГИМ», вып. XI. М., 1960; он же. Железный век чувашского Поволжья. М., 1961; Е. И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья. – МИА, 94, 1961; А. Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961; О. Н. Бадер. Городища Ветлуги и Унжи. – МИА, 22. Материалы и исследования по археологии Приуралья, 1951; Т.  Н. Никольская . Культура племен бассейна верхней Оки в I mыc. н.э. – МИА, В. А. Оборин. Камская археологическая экспедиция 1955 г.– KCVIMK, вып. 74, 1969, стр. 101 – 109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Киев поддерживает национал-сепаратистов в Поволжье Владимир Лактюшин о планах киевской хунты по расчленению России 07.05.2018 1073 «Это сатанинское образование – Россия – должно исчезнуть. Вместо этого должны возникнуть несколько отдельных стран – например, Татарстан, Башкирия, республика Сибирь, республика Урал. А Россия – как раковая опухоль. Ее надо удалять», – заявил вождь Добровольческого движения ОУН (которое запрещено в России и ранее громило российские банки в Киеве и пыталось сорвать там акцию «Бессмертный полк») Николай Кохановский. Националисты и власти Украины активно работают в этом направлении. 21 марта в Киеве прошла презентация движения «Свободный Идель-Урал» (запрещено в России), созданного представителями бежавших из России национал-сепаратистов поволжских народов (некоторых из них уже успели поучаствовать в качестве карателей в АТО). Характерная деталь – участие в этом мероприятии приняли сотрудники Представительства президента Украины в Автономной Республике Крым (такая государственная структура продолжает действовать и занимается обеспечением блокады полуострова). Целью «Свободного Идель-Урала» заявлена «борьба за истинный суверенитет» поволжских республик (Татарстан, Башкирия, Мордовия, Марий Эл и т.д.). Добавлю, что именно «Идель-Урал» фигурирует в американском законе 1959 года о «порабощенных Россией нациях», а в группе нового движения в Facebook публикуются западные же карты 50-х годов о желаемых границах стран на территории намеченного к уничтожению СССР (где фигурируют присутствующие в упомянутом законе «Казакия» и «Идель-Урал» (запрещены в России), а также совпадающая с заявлениями Кохановского независимая сибирская республика под названием «Соединенные Штаты Северной Азии»). Эту инициативу поддержал уже депутат Верховной Рады от «Батькивщины» Игорь Луценко, видный «ястреб», хорошо известный сотрудничеством с украинскими националистами. Луценко присутствовал при погроме, произведенном националистами 25 января этого года у Десятинного храма в Киеве (тогда вооруженные «болгарками» боевики спилили стальной информационный стенд у храма), а теперь выступил 28 апреля на пикете «Свободного Идель-Урала» в Киеве.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/07/ki...

Радикальный исламисты из России проходят боевую подготовку в Сирии Москва, 5 октября 2013 г. Российские радикальные исламисты проходят боевую подготовку в рядах незаконных вооруженных формирований в Сирии, заявил научный сотрудник казанского филиала Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов. Об этом сообщает " Интерфакс-Религия " . " Афганистан и Пакистан на протяжении 2000-х годов был тем местом, куда за боевым опытом направлялись исламисты из Поволжья, после чего возвращались в Россию, где участвовали в террористической деятельности. С 2011 года боевую подготовку они проходят в Сирии в рядах боевиков " , - заявил Р.Сулейманов на конференции в Казани на тему " Такфир ва аль-Хиджра в России: идеология, распространение, меры противодействия " . По его словам, суть идеологии движения " Такфир ва аль-Хиджра " сводится к признанию исламистами своей страны " государством неверных " , переезд в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта с тем, чтобы в дальнейшем вернуться на Родину и развернуть там " джихад " . По его словам, первые " такфиристы " в Татарстане объединились вокруг жителя Набережных Челнов Ирека Хамидуллина, во главе с которым они переселились в составе 17 человек в Афганистан в 1999 году, где участвовали в создании " Булгарского джамаата " - объединения выходцев из Поволжья, примкнувших к талибам. В свою очередь глава Совета улемов Всероссийского муфтията Фарид Салман в своем выступлении рассказал, что " такфиристы " обвиняют в неверии не христиан или иудеев, а именно других мусульман только за то, что они не разделяют их взгляды. При этом в отношении " неверного " они считают допустимыми любые действия, вплоть до убийства. Со своей стороны начальник сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина рассказала, что летом 2013 года во многих сельских клубах и мечетях Чечни велась разъяснительная работа по поводу того, что чеченцы не должны участвовать в войне в Сирии. Она напомнил, что лидер ваххабитов Северного Кавказа Доку Умаров призвал российских исламистов, воюющих в Сирии, возвращаться в Россию к предстоящей Олимпиаде в Сочи, чтобы развернуть террористическую деятельность с полученным боевым опытом. Другой участники конференции, научный сотрудник РИСИ Василий Иванов, привел данные о том, что с " такфиристами " взаимодействуют радикальные исламистские организации, например " Хизб-ут-Тахрир " . Он продемонстрировал это на примере Крыма, где, по словам эксперта, приверженцы обеих организаций вместе отправлялись на войну в Сирию. 5 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64662.html

Тема голода 20-х годов для обычного человека — не самая близкая, она в зоне молчания. Но как только ты входишь в нее, то материала обнаруживается огромное количество. У меня были списки книг, которые нужно было прочитать, я не знала, как успеть. То, что я читала в разных источниках, складывалось в единую непротиворечивую картину, доступную любому исследователю. Неудивительно, что, рассказывая о реалиях тех лет, все ученые, сценаристы, писатели говорят об одном и том же: разруха, голод, кибиточная жизнь, люди перемещаются по стране в поисках хлеба. Разрыв родительско-детских отношений, несчастные дети, эшелоны, увозящие некоторых счастливцев в более сытые края. Вот твоя фактура, если вдруг пишешь о голоде в Поволжье. Странно тут говорить о плагиате. Тем более, что в случае же с романом «Эшелон на Самарканд» идет речь не о научной работе, а о художественном осмыслении, о литературном тексте, который не претендует на документальность, но пытается сочетать в себе и правду историческую, и правду художественную. Почему серьезный ученый, исследователь, этого не понимает? Я, правда, с уважением относилась к просветительской деятельности, которую он вел, но эта ситуация меня расстроила.  Пожалуй, здесь остановлюсь. В 90-е бабушка и дедушка сушили сухари — Почему так линии сегодня сошлись на теме голода? Есть ваша книга, начались съемки документального фильма «Голод», есть еще ряд проектов. Что случилось? — Та дата, которую мы знаем из учебников истории, это 1921–1922 годы — голод в Поволжье. В историографии закрепилась именно эта дата. Сейчас у нас печальный 100-летний юбилей, материал актуализируется, и это очень хорошо. Я недавно, давая интервью, упорно называла Министерство просвещения Наркомпросом, у меня оно само слетало с языка.  Я не подгадывала роман под 2021 год, но рада, что так случилось. Пусть он будет одним из многих голосов, которые сейчас звучат на эту тему. Нужно помнить, вспоминать и, возможно, пересматривать то, что мы знали об этом раньше. — Но голод есть в каждом вашем романе. Если вы у кого-то что-то украли, то разве что у самой себя. Почему вас так интересует период становления советской власти и неизменно сопряженного с этим голода?

http://pravmir.ru/guzel-yahina-eshelon-n...

Татарстанская митрополия РПЦ, со своей стороны, в лице нового правящего архиерея - митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (И.А.Ашуркова) - также выражает намерение взять храм-памятник под постоянный контроль.(84) Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань). Сноски: (1) См.: Фролов Г. Памятник на Казанке ждёт своего возрождения//Казанское время. - 2000. - N 10 (23 - 29 марта). - С. 19. (2) Там же. (3) Потомки великих булгар и татар, народы Поволжья!//Суверенитет. - 1992. - N 4 (9) (Март). - С. 8. (4) Уразов Р. День национального траура//Там же. - N 10 (15) (Июль). - С. 4. (5) См., например: Информационная программа «Город» (МНВК «Эфир») - 3 апреля 1999 г. (6) Обращение участников Дня памяти к Президенту РТ, руководителям парламента РТ, Кабинета Министров РТ и мэру г. Казани «Об официальном признании даты 15 октября - выходным - Днём памяти и возведении памятника-музея, посвящённого защитникам Отечества от 1552 года»//Муртазин Г.Г. Бесправная самостоятельность Татарстана: В трёх томах. - Т. 3: 1997 - 2010. - Казань: Издательство «Ихлас», 2010. - С. 87. (7) Обращение участников Дня памяти к татарскому народу, населению и руководителям Республики Татарстан//Звезда Поволжья. - 2001. - N 41 (18 - 24 октября). - С. 3. (8) Дёмин А. Когда не имут сраму живые...//Время и деньги. - 1996. - N 115 (15 октября). - С. 11. (9) Мы не пыль на ветру//Kaзahckiй Телеграфъ. - 1996. - NN 97 - 100 (декабрь). - С. 3. (10) Там же. (11) Бурганов Ф. Не прибавит авторитета ни Татарстану, ни Казани...//Вечерняя Казань. - 1999. - N 114 (17 июля). - С. 2. (12) Салимзянов Г. «Не прихоти ради была кровь пролита...»//Новая вечёрка. - 2000. - N 32 (10 августа). - С. 1. (13) См., например: В Казани появится подвесной мост?//Регион-информ. - 2000. - N 31 (9 августа). - С. 2.; «Мне сверху видно всё...» Даже за завесой истории//Время и деньги. - 2000. - N 149 (10 августа). - С. 3. (14) «Мне сверху видно всё...» Даже за завесой истории//Время и деньги. - 2000. - N 149 (10 августа). - С. 3.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010