В Доме Правительства состоялось заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России 19 декабря 2012 г. 14:17 18 декабря 2012 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, прошедшее под председательством заместителя председателя Правительства РФ, руководителя Аппарата Правительства РФ В.Ю. Суркова. Участниками встречи были представители Администрации Президента и Аппарата Правительства РФ, а также других федеральных органов государственной власти, Общественной палаты Российской Федерации и религиозных организаций. От Русской Православной Церкви в заседании приняли участие председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , руководитель юридической службы Московской Патриархии Инокиня Ксения (Чернега), и.о. заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Митрофан (Шкурин), заведующий Сектором основ православной культуры Г.В. Демидов. С докладами на заседании выступили члены комиссии — заместитель министра образования и науки РФ И.М. Реморенко и заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ, уполномоченный по делам хаджа И.М. Умаханов. На заседании были подведены промежуточные итоги осуществляемого с 2012/2013 учебного года повсеместного введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Для включения в проект резолюции организаторам мероприятия были переданы предложения Отдела религиозного образования и катехизации относительно расширения преподавания курса на всех ступенях среднего общего образования, развития института конфессиональной экспертизы, а также профильной подготовки педагогов по каждому из конфессиональных модулей ОРКСЭ. Отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2660262.ht...

Я благодарен нашим приходам и монастырям за то, что до сих пор они давали возможность беспроблемно существовать Коломенской семинарии. Проведенные расчёты показывают, что ныне годовой бюджет семинарии составляет примерно 50 миллионов рублей. Накопления, ставшие результатом экономного расходования средств, позволят нам в 2013 году не повышать приходские отчисления на нужды семинарии. Что будет в дальнейшем, покажет жизнь. За отчетный период в руководящем составе Коломенской духовной семинарии произошел ряд перемен. Определением Священного Синода от 26 июля протоиерей Николай Качанкин был освобожден от должности ректора с выражением благодарности за понесенные труды и назначен преподавателем и духовником семинарии. Ректором был назначен проректор по воспитательной работе иеромонах Константин (Островский). 12 августа за Божественной литургией в Трехсвятительском храме Коломенской семинарии Святейший Патриарх Кирилл с собором архипастырей рукоположил его во епископа Зарайского, викария Московской епархии. В уходящем году было рукоположено в священный сан 17 студентов и выпускников очного отделения. За все 16 лет существования Коломенской православной духовной семинарии ее закончили 498 человек, из них: 417 священников и 36 диаконов, то есть более 90% выпускников приняли священный сан. На сегодняшний день в штате Коломенской семинарии числятся 54 преподавателя, 53 сотрудника и 396 студентов. Я выражаю Преосвященному ректору и педагогическому составу семинарии сердечную благодарность за усердное служение. О религиозном образовании и катехизации В Московской епархии в настоящий момент на 716 приходах и монастырях действуют 647 детских и 513 взрослых воскресных школ, где проходят обучение 25 942 человека и преподают 2 495 учителей — их деятельность курирует Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации во главе с Преосвященным Константином. В 2011 году мною было утверждено Положение об Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. Для большей эффективности его работа была разделена на четыре направления: сектор катехизации, который отвечает за вопросы, связанные с подготовкой к Таинствам Крещения и Брака; сектор православных образовательных учреждений, который отвечает за православные гимназии и школы; сектор воскресных школ и сектор «Основ православной культуры», в компетенции которого находится взаимодействие с Министерством образования Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/2662605.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вести человека в храм 15.11.2013 467 Время на чтение 6 минут Вопросы образования в школе и в ВУЗ-ах сегодня стоят как-никогда остро. Как в этом плане обстоят дела в Русской Православной Церкви? Мы обратились с просьбой к митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию (Иванов), главе Донской митрополии, председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации с просьбой рассказать, как строится образование в церкви. Мы приносим свою искреннюю благодарность владыке, который, несмотря на свою загруженность, любезно ответил на наши вопросы. - Расскажите, чем занимается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации? - Если говорить коротко, отдел осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; образование в православных школах, гимназиях и лицеях; образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов; религиозное образование в воскресных школах; катехизация на приходах. Еще одно направление работы, которое курирует отдел совместно с министерством образования и науки РФ - введение курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе. - Уже прошло чуть более года, как курс ввели в школах. Каковы результаты первого года обучения? - Результат первого года - гармоничная интеграция курса в программу школы: установление межпредметных связей, заинтересованность в его дальнейшем развитии среди педагогов, хорошие отзывы учеников и их родителей. Напомню, что с самого начала преподавания ОРКСЭ мы не ждали и не надеялись на скорые результаты. Перефразируя слова Святейшего Патриарха, скажу, что от курса мы ждем, в первую очередь, изменения, или точнее, качественного улучшения нравственного климата в школах и семьях тех, кто изучает религиозную культуру. Понятно, это результат не одного года. В лучшем случае, благие плоды воспитательной составляющей школьной программы будут видны в выпускных классах. Поэтому, главное наше ожидание связано с мирным и счастливым будущим наших детей. Будущим, в котором они, надеюсь уже в ближайшее время, смогут изучать родную религиозную культуру не в одном четвертом классе, а действительно как полноценную предметную область на всех ступенях средней общеобразовательной школы, с перспективой углубления знаний по культуре конфессий в процессе получения высшего образования.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Комментарий к заявлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации по вопросу дальнейшего преподавания православной культуры в общеобразовательной школе Источник: Патриархия.ru      Синодальный отдел религиозного образования и катехизации опубликовал комментарий по вопросам развития преподавания православной культуры в школе, предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В связи с поступающими многочисленными вопросами относительно перспектив развития преподавания православной культуры в школе, предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР Синодальный отдел настоящим считает необходимым пояснить следующее. Преподавание православной культуры в российской общеобразовательной школе началось с 1990-х годов. Государством и Церковью были согласованы содержание учебного предмета в форме примерного содержания, а также основные условия его введения и преподавания в школах в форме примерного соглашения о сотрудничестве органов власти в регионах и епархий Русской Православной Церкви. В 2007 г. было принято решение о включении в государственные образовательные стандарты группы учебных предметов по религиозным культурам народов России и этике. Соответствующая концепция, предусматривающая преподавание православной культуры по всем уровням школы, была согласована с Министерством образования, рекомендована для использования при доработке новых образовательных стандартов и принята решением Священного Синода Русской Православной Церкви (от 27.12.2007 147). После экспериментальной реализации ОРКСЭ в 2009-2011 гг. были разработаны программа педагогического бакалавриата для подготовки учителей и концепция , которой предусматривалось последовательное введение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору со 2-го по 10-й классы. Представителями Русской Православной Церкви неоднократно делались официальные заявления о необходимости перехода от экспериментального этапа изучения религиозных культур и светской этики в одном классе к педагогически обоснованному преподаванию по всем уровням средней школы. Также указывалось на недопустимость введения некоего общего предмета «по духовно-нравственной культуре», всем религиям вместо преподавания религиозных культур по выбору.

http://pravoslavie.ru/125905.html

Уважаемый отец Всеволод, скажите, пожалуйста, почему церковные средства, которые, как мы знаем, весьма ограничены, тратятся на украшение и строительство сотен новых храмов, вместо просвещения через лекции известных проповедников на центральных каналах телевидения — тех 82 процентов крещеных «православных», из которых подавляющая часть не уверена в том, что Христос – это Бог? Наталия Смирнова. Относительно подавляющей части я не уверен. Но очень важно, чтобы церковные средства тратились и на строительство храмов, и на просвещение. Сейчас, слава Богу, так и делается. Мы уходим от ситуации, когда все поступающие средства шли только на украшения храмов, а на просвещение шли либо в меньшей степени, либо в некоторых местах не тратилось ничего или почти ничего. Сейчас это не так. Впрочем, надо иметь в виду, что если бы не было построено ни одного храма, а все деньги пошли бы на телевещание, то этих средств бы хватило на 2-3 месяца не больше. Так велика стоимость работы полноценного телеканала, с новостями с большим количеством программ, круглосуточным вещанием. Эта работа не может быть выполнена без качественно новых источников финансирования. Будем надеяться, что рано или поздно они появятся. Будем иметь ввиду еще и то, что часто богатые люди и богатые организации охотнее дают деньги на строительство, на то, к чему можно привинтить табличку «Этот храм построил Иван Иванович», а «Этот храм построил Федор Петрович». А на церковные медиа-проекты дают деньги менее охотно. Эту психологию нужно изменить, и я надеюсь, что она изменится. О катехизации и целомудрии, о десталинизации и Украине Христос Воскрес! Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, как в Церкви решается вопрос о катехизации всех тех, кто хочет быть крещен, либо крещен, но не просвещен? С уважением, Наталья. Очень просто — через приходскую катехизационную деятельность. Отдел религиозного образования и катехизации разработали прекрасную методику катехизации. Будем надеяться, что она реализуется в приходах нашей Церкви. Очень важно вести эту работу и через медиа-средства: через интернет, телевидение, радио. Я надеюсь, что эти возможности, которых у нас уже сегодня немало, будут расширяться.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

Концепция может быть успешно реализована при условии конструктивного рабочего взаимодействия в этом процессе органов власти, научных и образовательных центров, религиозных организаций, педагогического сообщества. Синодальный отдел к такой работе готов, включая наличие необходимых сотрудников и методических наработок. Катехизическая деятельность и ее совершенствование — еще одно приоритетное направление работы Отдела. Слаженная работа в сфере катехизации в епархии зависит не только от профильного епархиального отдела, но и от того, как в благочиниях и на приходах будут работать ответственные за катехизическое служение. Сейчас должности приходских педагогов-катехизаторов вводятся в крупных городских приходах и некоторых сельских приходах. Постепенно их деятельность даёт свои результаты. Синодальным отделом были разработаны, ВЦС утверждены и переданы в епархии документы — «Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению», «Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации». Данные рекомендации дают ориентиры для успешной деятельности начинающих эту работу, но не должны ограничивать ее в тех епархиях, где она уже налажена и активно развивается, например в Московской (областной) епархии, Екатеринбургской, Саратовской, Донской, Белгородской, Кемеровской и других митрополиях. На заседании Высшего Церковного Совета 30 ноября истекшего года были приняты документы, регламентирующие подготовку и аттестацию катехизаторов для епархий Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Они были разработаны Синодальным отделом вместе с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, что еще более подчеркивает не только статусность, но и соборный разум при принятии этих документов. В 2013 году специалисты Синодального отдела намерены организовать выездные межъепархиальные семинары-совещания по федеральным округам, в ходе которых провести рабочие встречи с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и обучающие курсы для педагогов-катехизаторов. Развитие этого перспективного направления призвано привлечь к работе наиболее активных мирян, содействовать развитию епархиальных курсов подготовки катехизаторов на основе кратко- и среднесрочных программ в объеме полубакалавриата, послужить их интеграции в единую общецерковную систему образования.

http://patriarchia.ru/db/text/2748203.ht...

В Государственной Думе прошел круглый стол «Религиозное образование в России как основа патриотического возрождения страны» 25 октября 2012 г. 21:55 25 октября 2012 года в Государственной Думе ФС РФ прошел круглый стол «Религиозное образование в России как основа патриотического возрождения страны (совершенствование законодательства об образовании)», организованный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В работе круглого стола приняли участие сотрудники аппарата и члены Экспертного совета думского Комитета, Юридической службы Московской Патриархии, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, представители православных, мусульманских, иудейских и протестантских организаций, органов государственной власти, руководители религиозных образовательных учреждений. Участники встречи обсудили принятый в первом чтении проект федерального закона «Об образовании», озвучив свои предложения по совершенствованию ряда статей данного законопроекта, касающихся аспектов материального обеспечения негосударственных образовательных учреждений и других вопросов повседневной деятельности школ и дошкольных образовательных организаций, и пришли к общей позиции по ряду предложений. По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви на совещании представили: и.о. заместителя председателя Отдела игумен Митрофан (Шкурин), главный юрисконсульт Е.Н. Зайчикова, руководитель сектора ОПК Г.В. Демидов, руководитель научно-методического кабинета ОРОиК, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО И.В. Метлик, и.о. руководителя информационно-аналитической службы монах Максим (Однорал), специалист службы документооборота и информатизации С.С. Андриянов, специалист информационно-аналитической службы А.М. Свалов, шеф-редактор журнала «Православное образование» С.А. Павленко. Информационно-аналитическая служба ОРОиК /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2549567.ht...

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации применительно к Первопрестольному граду выполняет также функции епархиального отдела. Для формирования штата епархиального ОРОиК и решения организационных вопросов председатель Отдела епископ Зарайский Меркурий встретился с благочинными московских благочиннических округов. Ими была поддержана мысль о необходимости создания полноценной структуры московского ОРОиК. В нее, помимо председателя, должны войти четыре штатных сотрудника (ответственный за воскресные школы, специалист по ОПК, специалист по среднему образованию, специалист по катехизации). По мнению участников встречи, в каждом из церковных округов нужно ввести должности помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации. Эти помощники, в свою очередь, во взаимодействии с сотрудниками профильных секторов Синодального и городского ОРОиК будут курировать образовательную деятельность на приходском уровне. Принято решение о возможном размещении московского городского ОРОиК в одном здании с Синодальным ОРОиК. В настоящее время в структуре Синодального ОРОиК определен сотрудник, в служебные обязанности которому вменено постоянное взаимодействие с Департаментом образования города, аппаратом мэра, мониторинг образовательной ситуации в столице и текущего городского законодательства в этой сфере, а также координация работы по формированию штата городского ОРОиК. Столичным статусом нашей епархии определяется необходимость максимально тесного взаимодействия создаваемого городского ОРОиК с Синодальным отделом. В настоящее время Синодальный отдел осуществляет контроль над исполнением настоятелями московских храмов решения о включении в штат приходов должности педагога-катехизатора. Ныне общее число таких педагогов в столице составляет около 250 человек. Из этого следует, что не все приходы с должным пониманием отнеслись к важности системного и методически обоснованного преподавания вероучительных дисциплин в рамках существующих приходских возможностей, таких как воскресные школы и миссионерско-просветительские программы.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Митрополит Меркурий: Цель воскресных школ – привести человека к Богу В лучшем случае, благие плоды воспитательной составляющей школьной программы будут видны в выпускных классах. Поэтому, главное наше ожидание связано с мирным и счастливым будущим наших детей. 15 ноября, 2013 В лучшем случае, благие плоды воспитательной составляющей школьной программы будут видны в выпускных классах. Поэтому, главное наше ожидание связано с мирным и счастливым будущим наших детей. Вопросы образования в школе и в вузах сегодня стоят как никогда остро. Как в этом плане обстоят дела в Русской Православной Церкви?  Мы обратились с просьбой к митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию (Иванову), главе Донской митрополии,  председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации с просьбой рассказать, как строится образование в Церкви.  Мы приносим свою искреннюю благодарность владыке, который, несмотря на свою загруженность, любезно ответил на наши вопросы. — Расскажите, чем занимается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации? — Если говорить коротко, отдел осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; образование в православных школах, гимназиях и лицеях; образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов; религиозное образование в воскресных школах; катехизация на приходах. Еще одно направление работы, которое курирует отдел совместно с министерством образования и науки РФ – введение курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе. — Уже прошло чуть более года, как курс ввели в школах. Каковы результаты первого года обучения? — Результат первого года – гармоничная интеграция курса в программу школы: установление межпредметных связей, заинтересованность в его дальнейшем развитии среди педагогов, хорошие отзывы учеников и их родителей. Напомню, что с самого начала преподавания ОРКСЭ мы не ждали и не надеялись на скорые результаты. Перефразируя слова Святейшего Патриарха, скажу, что от курса мы ждем, в первую очередь, изменения, или точнее, качественного улучшения нравственного климата в школах и семьях тех, кто изучает религиозную культуру.

http://pravmir.ru/mitropolit-merkurij-ce...

поиск:   разделы   рассылка Доклад епископа Меркурия: " Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: современные задачи и перспективы развития " Ваше Святейшество! Дорогие собратья архипастыри! Уважаемые руководители органов управления образования! Всечестные отцы, братия и сестры – участники Рождественских образовательных чтений! Нынешний церковно-общественный педагогический форум проводится уже в восемнадцатый раз, что является свидетельством неизменного внимания Русской Православной Церкви к вопросам образования, и каждый раз в нем участвуют сотни учителей, работников образования, неравнодушных к духовно-нравственным вопросам современной жизни и школы. Начавшийся 2010 год – год Учителя. Этим самым руководители государства подчеркивают важность для страны сферы образования и ключевую роль учителя для ее дальнейшего развития. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, открывая в Санкт-Петербурге этот год, отметил, что главное сейчас – это повысить престиж учительского труда, не растерять тот опыт, который уже накоплен российской системой образования. О высочайшем духовно-нравственном достоинстве звания " учитель " говорит то, что Учителем именуют Господа нашего Иисуса Христа. Очень верное и точное определение учительского призвания дал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал: " само понятие " учитель " предполагает: это человек, передающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений... А без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса... Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым " . К сожалению, пока еще отечественный учитель не поставлен на подобающую его роли высоту в нашем обществе, однако, именно от него во многом зависит, станет ли Россия процветающим демократическим государством или вновь будет пожинать горькие плоды нравственного одичания, являющегося главным тормозом ее развития.

http://religare.ru/2_72181.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010