Что действительно в осуждении Вассиана Косого играла выдающуюся роль и личная вражда митр. Даниила и его многочисленных сторонников – это видно из того уже, что поводы, по которым судился Вассиан в 1531 году, существовали и известны были всем целые десятки лет ранее, но тем не менее выдвинуть их сочли возможным только теперь, когда видимо наступили благоприятные к тому обстоятельства. Суд над Вассианом начался немедленно после второго суда над Максимом Греком , именно 11 мая 1531 года. Главным обвинительным, пунктом против Вассиана послужил составленный им список кормчей. Прежде всего виною против него здесь выставлено было вообще его отношение к праву церковного учительства. Митрополит Даниил, главный обвинитель и судия Вассиана, на соборе высказывает отрицательный взгляд на право церковного учительства по предметам веры и нравственности людьми простыми, не облеченными никакой иерархической властью. «Как ты осмелился на таковое дело спрашивал Даниил подсудимого Вассиана, имея в виду составленный им сборник церковных правил, ты ни апостол, ни святитель, ни священник. Священное писание и божественные правила воспрещают простым человеком, иноком и мирским, на божественная и священная правила, на уставы же, и чины, и на законы, и на престолы учителей наскакати... и учити и составляти инако что, аще что и добро быти имать мнится " 433 . Отрицательный взгляд на вмешательство в церковные дела и в учительство церковное лиц, не облеченных духовной властью, высказываемый здесь Даниилом, не есть только его личный взгляд, а есть взгляд всей Волоколамской школы, по которому представители ее диаметрально расходились с заволожцами. В совершенную противоположность Даниилу Вассиан так смотрел на свой нравственный долг и положение: «нужа ми належит, святым писанием просвещаемому, проповедати всем человеком путь спасения. Что убо обижу вас, братие, аще о спасении моем и вашим собеседую с вами? Ниже бо аз первый, ниже последний о сем беседую. Полна изначала Спасова церкви глаголавших о злобе и добродетели и за истину возненавиденных бывших, нетокмо архиереев и священников и прочего чина церковного, но и иноков и простцов ревность Божию показавшихъ; всем бо божественныя ревности отворися, и блажен иже сие совлечется законне» 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Если раньше сборы «Ратники Святой Руси» проходили в разных уголках Коми, то сегодня местом их постоянного проведения стал поселок Нювчим Сыктывдинского района Коми, где в 2014-м году ратники получили заброшенное здание бывшей школы и территорию вокруг него – живописный сосновый бор. Такое соседство с православным лагерем радует и жителей поселка, и главу сельского поселения «Нювчим» Нину Лыфарь. «Когда в администрацию поселка пришел отец Иоанн и предложил здесь проводить военно-полевые сборы, участниками которых станут ребята со всей республики, я была счастлива. В первый год проведения сборов посещала их сама и была потрясена тем, как дети со слезами на глазах прощались друг с другом», – рассказала Нина Вениаминовна. Как оказалось, и жители Нювчима охотно сюда отправляют своих детей, а в летнее время в ряды ратников вливаются дети и внуки многочисленных дачников. Глава сельского поселения Нювчим Нина Лыфарь Активист молодежного отдела Егор Особенностью проведения ратников в этом году стало появление второй группы – молодежной, а ее программа получила название «Экспедиция». «Старший уровень лагеря был направлен на катехизацию, миссионерскую деятельность, – рассказывает отец Иоанн. – Мы исследовали Священное Писание, говорили о богослужениях, разбирали некоторые догматы Православной Церкви. Кроме этого, у нас прошло обучение участников лагеря плотницком делу, сельскому хозяйству – мы очень далеко отошли от земли, боюсь, что мы уже не сможем ее обрабатывать и возделывать; мы также рассказали ребятам о сборе и правильной заготовке трав». Помогали в этом организаторам сборов и жители поселка Нювчим. Кроме того, на таких военно-полевых сборах готовятся, как выяснилось, будущие активисты для молодежного отдела епархии. Студент Сыктывкарского Госуниверситета Егор Павлов, будучи школьником, несколько лет назад по совету мамы принял участие в военно-полевых сборах «Ратники Святой Руси». «Первый раз съездил и пробыл пять дней, и мне очень понравилось, – вспоминает Егор. – В следующий раз я уже остался на несколько слетов подряд. Знаний много получил о Боге, друзей приобрел, но главное – познакомился с отцом Иоанном. И когда батюшка в этом году возглавил молодежный отдел, пришел ему помогать в организации работы с молодежью». Егор ведет группу молодежного отдела ВКонтакте и во время больших церковных праздников рассказывает о деятельности отдела прихожанам сыктывкарских храмов.

http://pravoslavie.ru/116136.html

Пο листам, начиная с 3-го, той-же руки подпись: книга справщика тимоеа, взта на печатно дворъ после ег смети въ сз го ду со иными ег тимоевыми греческими книгами. Упоминаемый здесь иеромонах Тимофей был учителем Греческого языка в Москве, перед Лихудами, и известен своим странствованием по Востоку, где присутствовал и на соборе Иерусалимском 1672 г. и подписался под его определениями. Л. 1. Под заглавием: прдъсловь помещено показанное в списках 1–3 послание Евсевия Кесарийского к Карпиану. В нём Евсевий говорит, что сделанное Аммонием Александрийским разделение книг евангельских на небольшие отделения подало ему мысль, при каждом из них, показывать сходные из других Евангелий отделения. Таким образом составились 10 разрядов особенных из них сочетаний (таблицы или каноны). Сии разряды, для большей ясности, означаются буквами алфавита, и первый из них под буквою а составляют сходные повествования всех четырёх Евангелистов, вторые: – Матфея, Марка и Луки, третий – Матфея, Луки и Иоанна, четвёртый – Матфея, Марка и Иоанна, пятый – Матфея и Луки, шестой – Матфея и Марка, седьмой – Матфея и Иоанна, восьмой – Луки и Марка, девятый – Луки и Иоанна, в десятом буква показывает, что известное повествование принадлежит исключительно которому-нибудь одному Евангелисту. Л. 2. Пишутся главы Евангелия от Матфея по позднейшему разделению, о котором сказано в обозрении полных списков Библии (см. выше стр. 139). Таких глав в Евангелии от Матфея должно быть 68, но на этом листе написано только 48, а следующий утрачен. Такие же показания глав читаются перед Евангелиями от Марка, в числе 48, от Луки 83 главы, и от Иоанна 18 глав. На полях означаются Аммониевы отделения, в Евангелии от Матфея числом 355, от Марка 237 , от Луки 342 , от Иоанна 232 . При этом пишутся и параллельные отделения, или вышеупомянутые Евсевиевы каноны, с буквою, их означающею, как это бывает и в Греч. рукописях (N. Т. Gr. ed. Scholz 1. prolegom. p. XXXII § 35). Напр. против слов Мф. 3:16 . хрьщьжес (коими по Аммонию начитается 14 отделение Мф.) на поле поставлено: м Каждое Аммониево отделение начинается с новой строки или красными буквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Остромировом, Мф. 3:14 . грдеши, Мк. 15:31. себе не можеть спсти, Мф. 13:22 . пеаль свта сего ( το ανος); как в Остром. списке, при слове мир ставится местоимение весь, Мф. 24:21. 25:34 . Ин. 1:29. 6:52 . и др. Вносная речь пишется в коммах при каждой строке. – Имя Спасителя пишется обыкновенно: но Ин. 19:9 . (л. 223) 19. 30. (л. 223 об. 224 об.) иссъ. 21 (по преж. кат. 740). Евангелие – апракос ( πρακτος) – недельное т.е. расположенное для церковного употребления по неделям, начиная с пасхи, пергам. в лист, чистым уставом, в два столбца, 1307 г., 127 л. По листам подпись дьяка: арбеие в . Содержит а) л. 1–89 об. чтения от Пасхи до Великого поста на все дни, только в неделю 16 по Пятидесятнице одно субботнее и недельное, с пропуском прочих, по примеру Греч. рукописей у Шольца (Ν. Т. Gr. 1, 463.). Как в сем, так и во всех последующих списках Евангелий, расположенных по неделям, не все недели года имеют один общий счёт, как в нынешнем печатном столпе Евангелий, но, смотря по чтениям Евангелистов, три разных счета: первый обнимает недели от Иоанна в числе 8, или, по другим спискам, 7, т.е. до субботы, или, по другим, до понедельника по Пятидесятнице; второй – недели от Матфея в числе 17, т.е. до недели перед Воздвижением включительно; третий – недели от Луки в числе 17 же, т.е. до недели мясопустной, которая вместе с последующею сыропустною не входит в общий счёт. Счёт чтений от Матфея в настоящем списке начинается с субботы по Пятидесятнице, и потому, кроме только субботних дней, сходен с нынешним столпом Евангелий. Чтения же от Луки, во всех апракосах, кроме 25, начинаются с понедельника недели по Воздвижении, вместе с началом чтения сего Евангелиста, б) Л. 89 об. –110. чтения на субботние и воскресные дни св. Четыредесятницы и на все дни Страстной седмицы, при чём в великий пяток положено Евангелие на литургии – тоже, какое ныне читается на вечерни. В синаксаре, напечатанном у Шольца и заимствованном из одного Евангелия X ст., стоит также: τ γ παραμον ες τν λειτουργαν (Ν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

— Отца Георгия назначили настоятелем храма в Царицыно, который предстояло восстанавливать из руин, и он спросил, не хочу ли я ему помогать. И я подумал, что если не хочу, то у меня какая-то полувера. Раз зовут на такое поприще, как отказываться? Говорю: «Я ничего не знаю, совсем не образован». Он отвечает: «У тебя такое образование! Дам книжку, поучишься». Дал, я научился читать по-церковнославянски. Сначала был алтарником, потом он предложил: «Давай диаконом, только посоветуйся с супругой». Она согласилась, но я поставил отцу Георгию условие: «Хочу остаться на работе». Он сказал: «Пожалуйста! Я служу по субботам и воскресеньям, приходишь сюда диаконом, а пять дней у себя». Рукоположили, стал служить, а через какое-то время отец Георгий спрашивает: «Хочешь священником?». А я даже не понимал, что священник помогает больше, чем диакон, растерялся: «Как же я помогать буду?». Он говорит: «Что, не хочешь?». – «Хочу». – «Ну, иди, советуйся с супругой». Пошел советоваться, а отца Георгия в этот раз не спросил, могу ли я быть пять дней на работе и только два дня в храме. Рукоположили меня, прихожу, он улыбается и говорит: «Всё, теперь работу оставляй». Это было для меня неожиданно. 1991 год, отношение к Церкви уже смягчилось, но институт был закрытый, режимный. Подал заявление об уходе, вызвали меня в первый отдел и сказали: «А мы всё про вас знаем и всегда знали». Знали, но виду не подавали. Если бы я в первые годы только служил, это был бы сплошной позор. Службу я не знал, Священное Писание тоже целиком не понимал. Но приходилось разгребать мусор, выламывать и выносить станки, и этот труд позволял чувствовать себя хоть немного полноценным. Когда всё время делаешь только то, чего не умеешь, это так стыдно. Первые три-четыре года я ничего не читал, кроме церковной литературы, ничего не смотрел и не слушал. Даже распада СССР я не заметил. Такое событие мимо меня прошло, не до этого было. Только вникал в церковную службу, учился говорить проповеди, чтобы не сказать с амвона глупость, не опозорить Церковь. Многое не получалось, часто ошибался, но я сразу себе сказал, что если не ошибусь, ничего не пойму, ничему не научусь.

http://pravmir.ru/pravoslavie-byilo-posl...

Даниилу новой виною Вассиана, который своим ответом, по его взгляду, только «оболгал божественное писание и священные правила». Для опровержения мнения Вассиана о незаконности в неприличии монастырям владеть вотчинами митрополит велел прочитать ему «евангелие от божественных писаний и иных многих правил, от жития святых». Выражение весьма важное. Оно характеризует Даниила, как представителя книжного просвещения, чуждого критического отношения к своим знаниям и их источникам. На сколько односторонен является здесь Вассиан, исходя из одного учения Евангелия, понимаемого в его строгом и каноническом смысле; настолько же равным образом односторонним выступает и м. Даниил, когда он авторитет евангельского учения распространяет и на жития святых и ставит таким образом как и строго евангельское учение, так и частное сказание о каком-либо святом в один уровень и в одинаковое положение безусловной обязательности для христианина. Еще замечательнее здесь то обстоятельство, что в прочитанном по приказанию Даниила Вассиану «евангелии от божественных писаний» не находится ни одного собственно евангельского изречения, а опровержения главным образом заключаются в ссылках на жития святых и на разные правила. Митрополит Даниил в опровержение слов Вассиана привел свидетельства св. Симеона, Нового Богослова, Федора Студита и данные, взятые из житий святых Николая, игумена Студийского монастыря, Саввы, архиепископа Сербского, и от патерика об авве Геласие. Самою существенною частью опровержения служат приводимые Даниилом канонические данные, именно: толкование Феодора Вальсамона на XXIV правило четвертого вселенского собора; ссылка на XLIX правило Трульского собора; на книгу Никона Черногорца (шестьдесят третье слово его пандект) и на градские законы. Некоторые из приводимых здесь против мнения Вассиана доводов известны из сочинения Иосифа Волоцкого : «О грабителех церковных», и здесь только повторяются Даниилом 450 . Вся сила приводимых Даниилом против Вассиана доказательств сосредоточивается на встречающихся в них выражениях о существовании при монастырях «сел».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

144. начинается вторая половина четвёртого слова, где сначала под заглавием: василево – идёт перевод из 6 слова Василия В. на Шестоднев р. 50–61. Нач. аще си коли въ сн нощь възрвъ на нбо, и оканчивается на л. 158 словами: истиньниши етъ на изобртени. Остальное за тем до конца слова заимствовано из Северианова 3 слова р. 455–464. Л. 170. Слово пето. Вступление, начинающееся: слнц сем видимом, и следующее за ним толкование, до слов на л. 174: сказаю великааго мосе повсти. глеть бо моиси, – вероятно принадлежит Иоанну экзарху. Дальнейшее же л. 174. рее бъ да изведтъ плжещаа дшь живъ.. по сътворении свтилник, кон. л. 190 пае тхъ иже въземлютъ не лн, – переведено из 7 и 8 бесед св. Василия В. Остальное: пото гда слнце и мць сътвори не блви, до конца слова л. 205 – из Севериана, хотя перед сим отделением в рукописи надписано имя: Л. 205 об. Слов шесьтаг дьне. Прекрасное вступление, нач. ако же смръдъ. и нищь лвкъ. и страненъ (напечат. у Калайдовича стр. 65.) и следующее за тем объяснение истории создания человека и его устройства, частью по Аристотелю, составлено, может быть, самим экзархом, до слов на об. 239 л. достоини бдем столнааго и бгообразнааго брстисе жити и свтельства, включительно. Следующее затем толкование под заглавием: стааго васил, нач. да изведетъ земл дшь.. разми глъ кон. л. 249. въ проиихъ скажемъ – из Василия В. слово 9. р. 81–88., с пропусками. (Отрывок из сего отделения вместе с Греческим текстом отпечатан Калайдовичем стр. 65). Л. 249. с надписью нач. много же и добро и велико. же лвколюбьца ба лькомъ дано, до конца – из Севериана р. 480–493. Нескольких строк на конце слова недостаёт, и на следующем 267 л. первый столбец оставлен белым. На втором столбце 267 и на 268 л. Феодор грамматик сообщает любопытное сведение о своих бедствиях на горе Афонской, и о затруднениях, с какими производилось переписывание сей рукописи (напечат. Калайдовичем в приложениях к книге: Иоанн экзарх Болг. VII. стр. 165. 166.) Рассмотрев, какими источниками и в какой мере пользовался Иоанн экзарх в толковании, считаем полезным, для ближайшего ознакомления с языком сего древнего памятника церковной словесности, обратить внимание на его переводную часть, и показать, как просвещённый переводчик передавал на язык новый, ещё не обработанный, высокие произведения Греческой церковной литературы. Такое собрание слов и оборотов речи Славянской в сличении с Греческою, определяя точнее смысл древнего языка и показывая иногда забытое значение слов, доселе обращающихся в употреблении, может служить одним из лучших пособий к дознанию древности других произведений церковной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В этой песне нет выражения «Раб Господень», но речь идет о Нем и от Его лица. Он не отступил от исполнения всего спасительного дела, хотя Ему пришлось претерпеть забвение и бесчестие. «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и заплевания» (6 ст.). Здесь предсказаны подробности, исполнившиеся на Иисусе Христе во время суда над Ним у первосвященников и у Пилата (см. Мф.26:67; 27:30 ). Более подробное полное описание страданий Раба Господня и их искупительное значение дано в следующей четвертой песне (52:13–53:12). Четвертая песнь Раба Господня. Ис.52:13–15 и 53:1–12. О страдании и прославлении Его В четвертой песне объединены все гласные мысли других песней Раба Господня и представлены в полной и последовательной картине жизни, служения, искупительных страданий, смерти и прославления Его. Для правильного понимания этого пророчества необходимо привлечь и изучить все упоминания о Нем в Новом Завете. По глубине и силе пророческого прозрения во внутренний смысл величайших тайн воплощения и искупления, а также по яркости и живости данных в нем образов, пророчество (52:13; 53:12) считается зенитом всего ветхозаветного пророчества о страданиях и прославлении Христа. Христианин находит в этом не только предъизображение важнейших моментов искупительного служения Господа нашего Иисуса Христа, но видит в нем и неопровержимое доказательство божественного достоинства Спасителя мира и божественности христианской религии. Он узнает из этого пророчества, что страждущий Мессия Христос не сегодня и не вчера стал известен миру, но Советом Триипостасного Божества был предопределен «на заклание прежде сложения мира» (Алок.13,8). По содержанию пророчество (52:13; 53:12) разделяется на три отдела: 52:13–15; 53:19; 53:10–12. Первый отдел 52:13–15 представляет собой вступление, содержащее краткое обобщение (резюме) всего пророчества, где в немногих словах изображается унижение Раба Господня и последующее затем прославление Его, выраженное в форме преклонения пред Ним правителей и народов. Изложение в этом отделе ведется от лица Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Во-первых, неужели какая-то волшебница может вызывать дух святого человека? Это первый вопрос. Второй. Почему вдруг она вскрикнула, увидев? Ведь, до этого ей являлись демоны и она их явления чётко опознавала. А здесь вдруг она увидела пророка – от неожиданности и вскрикнула. Теперь: кто это был, пророк или демон в виде Самуила? Потому что сказать: «завтра Господь тебя предаст, и ты будешь там, где я». Ну, все люди шли, конечно, в шеол. Никакого Рая не было – но и в этом шеоле были отделы!отдел лона Аврамова и собственно тартар – и между ними пропасть великая. Где оказался Лазарь? На лоне Авраамовом. А этот богач? Во аде. Но они видят, могут переговариваться. Как понимать эти тексты? Нужно вам почитать на это толкование Феодорита Киррского . У него есть ответы на вопросы ученика на трудные места Пятикнижия. Вот я бы хотел, чтобы вы поискали у себя – или в библиотеке, или в доме в своей библиотечке толкования иже во святых отца нашего, одного из самых лучших экзегетов V–VI веков Феодорита Киррского. И он вам здесь ответит. Мы поражаемся, как они проникают в текст Писаний. Это могло быть экстраординарное явление – в виде исключения Господь позволил! Это могло быть и олицетворение, что в виде Самуила предстал ему диавол. Текст не простой. И затем у святого Григория Нисскаго специальная есть статья – кто явился волшебнице Аэндорской – найдите эту статью. брат Василия Великого . Посвятил целое исследование: кто же явился Аэндорской волшебнице? Действительно, на другое утро началось сражение, и то, о чём я вам сказал, произошло. И когда Давид узнал, что Саул погиб, он оплакал его кончину, сочинил прекрасную элегию, а тела их, обезглавленные, ночью снял, принёс к жителям Иависа Галаадского – городок небольшой есть на севере – и их с честью там захоронил. Таким образом, открылся ему прямой путь к царскому престолу. Поэтому и запишите: История царствования Давида. Мы с вами воспринимаем Священное Писание именно как Слово Божие, в котором должны заключаться только прекрасные назидательные повествования, примеры прекрасные, притчи замечательные, поэзия религиозная – и вдруг (разочарование просто ведь для многих): ну что это за книга? Одно богоборчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Василий предпосылает прекрасную характеристику псалмов. Здесь он рассматривает достоинство псалмов как самих по себе, так и в отношении нравственно-религиозного воспитания человека и животворного влияния их на его чувство. Это общее учение о достоинстве псалмов составляет нечто вроде введения к Беседам на псалмы и изложено в «Беседе на первый псалом». Беседу эту сам Василий Великий называет предисловием. В этом мы находим, кроме изложенных выше, новое доказательство того, что Бесед на псалмы произнесено более дошедшего до нас количества. Предисловие предпосылается обыкновенно чему-нибудь цельному и законченному. Следовательно, Василий Великий по крайней мере имел в виду предложить своим слушателям полный курс Бесед на псалмы. Во всяком случае, подобное предисловие было бы неуместно для нескольких Бесед только на некоторые псалмы. По мнению св. Василия Великого , изложенному в указанном предисловии, псалмы составляют как бы центральный пункт, или фокус, в котором отражаются все разнообразные характерные черты разных отделов Священного Писания . Хотя все Писание богодухновенно и полезно есть ( 1Тим. 3:16 ), тем не менее, однако, каждый отдел Писания, не нарушая единства целого, имеет свое особое специфическое содержание и, следовательно, свое особое нравственно-назидательное учение. Говоря словами св. Василия, «иному учат пророки, иному – бытописатели; в одном наставляет закон, в другом – предложенное в виде приточного увещания. Но книга псалмов заключает в себе полезное из всех книг: она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу... Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза Судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения таинств. Все, как бы в великой сокровищнице, собрано в книге псалмов» (т. 1, стр. 177, 180). Высокий религиозно-поэтический склад псалмов способен возвышать дух человеческий к выспренным созерцаниям и отрешать его от всего земного и вещественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010