3) Его же·. Место Острожской Библии в истории славянского текста Священного Писания //Острожская Библия. М., 1990. 4) Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отдел первый. Священное Писание . М., 1855. 5) Евсеев И. Е. Очерки по истории славянского перевода Библии . Пг., 1916. 6) Евсеев И. Е. Рукописное предание славянской Библии//Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. 7) Камчатнов А. М. История и герменевтика Славянской Библии. М., 1998. 8) Мещерский Н. А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX-XV веков. Л., 1978. е) по истории Русской Православной Церкви: 1) Астафьев Н. Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами//ЖМНП. 1888. Т. 257–258. 2) Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1 (862–1720). СПб. 1884. 3) Смолич И. К. История русской церкви (1700–1917). Ч. 2.//История русской церкви. Кн. 8 (юбилейное издание). М., 1997. ж) по Священному Писанию Ветхого Завета: 1) Шиваров H. Cm., проф. ставр. ин. История и каноничност на старозаветния текст (с оглед на старобългарския му превод//ГДА. T. XXIX (LV) (1979/1980). Ч. 1. 2) Юнгеров П. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань, 1902. 3) Brennecke Н. Ch. Lukian von Antiochien in der Geschichte des Arianischen Streites//Logos. Zeitschrift für Luise Abramowski zum 8. Juli 1993. – Beihefte zur Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. Band 67. Berlin; N.-Y., 1993, и другие. T. о., данная историография помогла нам приступить к разработке интересующей нас темы и связанных с нею вопросов (общего и частного характера). Обобщение научного опыта исследователей славянского перевода Библии определило и конкретную цель нашей работы. Глава 1. Богословский аспект возникновения славянской Библии Сам человек ничего не может сделать, если Всевышний не изъявит на то Своей воли. Волос человека не падает с головы без воли Божией, неужели же... что-либо в жизни целых народов происходит без воли Творца?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

В различении творческой деятельности Отца, Сына и Святого Духа нельзя идти до конца логическим путем, потому что вся эта деятельность пронизана непроницаемой тайной Троичного Божества, всегда действующего нераздельно и триипостасно. Священное Писание и святые отцы, указывая на известное различие в творческой деятельности трех Божественных Лиц, не допускают мысли о том, что одно Лицо Пресвятой Троицы служит другим Лицам в качестве орудия или подчиненного сотрудника. Напротив, и в этом различии ипостасных действий они видят одно существо, одну волю, одну силу, одну деятельность. Рассуждая об этом различии в творческой деятельности Божественных Лиц, святой Василий Великий определяет его следующим образом: «Отец – первоначальная причина (προαταρτι ατα) сотворенного, Сын – причина зиждительная (δημιουργι), Дух – причина совершительная (τελειωτι); так что по воле Отца всё имеет бытие, действом же Сына всё приводится в бытие, совершается же всё в бытии присутствием Духа... Ибо одно Начало существ, созидающее чрез Сына и совершающее в Духе. И у Отца, действующего вся во всех, не несовершенно действо, и у Сына не недостаточно созидание, если не совершено Духом. Ибо так ни Отец, созидающий единым хотением, не имел бы нужды в Сыне, однако же хочет чрез Сына; ни Сын, действующий подобно Отцу, не имел бы нужды в содействии, однако же и Он хочет совершать чрез Духа». Святой Григорий Нисский говорит об этом так: «Поскольку Бог, сущий над всем, сотворил все чрез Сына (не потому, что Он не может этого без какого-либо содействия, и Единородный Сын совершает все Святым Духом, не потому, что имеет меньше силы для самостоятельного совершения, но Источник силы – Отец, а сила Отчая – Сын, а дух силы – Святой Дух), то и все творение, видимое и невидимое, – дело Божественной силы. И поскольку нет места усилию в том, что составляет Божественное естество, – ибо с хотением следует совершение, намерение в тот же момент становится осуществлением, – то обо всем естестве, происшедшем чрез сотворение, взирая на движение воли, стремление намерения и преподание силы, оправданно можно сказать, что оно начинается от Отца, продолжается через Сына и совершается в Духе Святом». Эта мысль громогласно отзывается в православном богослужении: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В ввиду этого, св. история является весьма хорошим выходом из дилеммы. Слить гражданскую историю со священной, и тогда она по праву получает себе место в христианских школах. Отсюда у тех дидактических Апостолов гражданской истории, которые имеют ближайшее отношение к ее появлению собственно в элементарном образовании, слагается следующий порядок мыслей: «только лишь Св. Писание может быть вождем несомненной и достоверной истории 251 . Поэтому на вопрос: с чего начинать изложение общей истории, должно отвечать: ей требуется предпосылать не выдумки (imaginationes) Демокрита или Платона или Аристотеля, а вполне достоверные сказания 1-й главы книги Бытия 252 , хотя бы люди невежественные, их осмеивали или превращали в μουολογιας 253 . Поэтому первый период общей истории есть «пустой» 254 , или «темный» 255 , ибо таким его являет Библия 256 ; второй период – «мифологический», ибо при описании его приходится выходить из пределов достоверного источника и обращаться к языческим писателям. С другой стороны, и по существу дела, нельзя гражданскую историю, так сказать, оставить при ней самой и не вводить в нее священно-исторических событий. Гражданская история начинается только с Нимрода, и таким образом, без описания событий, которые рассказываются в начале библии, история была бы книгой, у которой, первые страницы – вырваны 257 . Опять, и с положительной точки зрения, начало гражданской истории кроется в священной. Первое основание общественной жизни, с появлением и возникновением которой, становится возможной гражданская история, есть уважение к человеческой жизни, заповедь же о неприкосновенности последней, дана самим Богом после потопа 258 . Основание общественной жизни есть установление брачного сожительства, а это установление, опять, есть священно-историческое и относится ко времени райского существования первой четы 259 . Высшая форма гражданской жизни – монархия также установлена Богом, для того, чтобы была, с одной стороны, виднее цель божественных откровений в истории церкви 260 , а с другой, чтобы взамен отеческого авторитета (имевшего место в патриархальном образе жизни) закон имел более сильную поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

В период государственного атеизма лишь в «Журнале Московской Патриархии» публиковалось то, что в ту пору нигде не могло быть опубликовано, – и во многом благодаря стараниям Владыки Питирима. В условиях богоборческого режима порой это казалось каким-то чудом. Уже в те годы, заблаговременно, Владыка Питирим стал говорить во всеуслышание о предстоящем тысячелетнем юбилее Крещения Руси. В преддверии юбилея стало возможным заметно активизировать работу Издательского отдела. По инициативе митрополита Питирима отдел выпустил несколько изданий Библии и Нового Завета. Издать Библию было его давней, как он сам говорил, «детской мечтой». Ведь нескольких десятков лет Священное Писание было запрещенной книгой. Был издан ряд богослужебных книг (в том числе Минея праздничная, Триодь постная и Триодь цветная, Служебник и Требник, многотомная «Настольная книга священнослужителя»), обеспечивших нужды Церкви на несколько десятилетий вперед. «Подготовка к 1000-летию Крещения Руси была для нас временем подведения итогов исторического пути Русской Церкви, – вспоминал Владыка Питирим. – Очень важной считали мы тему служения Церкви и отечеству низшего церковного слоя: священников, диаконов, причетников, за 1000 лет своим неослабным трудом накопивших тот неизмеримый духовный опыт, которым мы живем сейчас». Надо подчеркнуть, что Владыка был незаурядным, очень вдумчивым и взыскательным редактором. Он умел заметить и исправить то, что на первый взгляд выглядело вполне приемлемым, «проходным». Или обозначить пунктиром, в ремарках, что надо исправить, как доработать тот или иной текст. Почерк у него был весьма неразборчив – ремарки и резолюции приходилось просто «расшифровывать». Владыка был строг, но отнюдь не суров с подчиненными. Он смотрел глубоко в душу человека. Не раз удивляла его проницательно-настороженнная «снисходительность» к приходящим со стороны льстецам и хитроумным (мягко выражаясь) кураторам. Все это объяснялось текущей конъюнктурой и искусной дипломатией, без которой в то время обойтись было нельзя. А на похвалу по отношению к своим сподвижникам и помощникам он был скуповат. Но если такая похвала звучала из его уст – это была воистину похвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В Понтийской области, на берегу реки Ириса, они основали обитель дев, в которой мать ее, Емилия, приняла управление. Ничего не может быть удивительнее жизни этих рабынь Господних. Им неизвестны были ни гнев, ни зависть, ни ненависть, ни подозрение, ни тщеславие. Молитва и пение псалмов составляли их занятие и вместе с тем отдохновение. Скончалась святая Макрина в 379 году, еще при жизни будучи прославлена от Бога даром чудотворения. 3. Незабудка (легенда) Я хочу поговорить с вами о маленьком голубом цветочке с золотистым венчиком, точно сердечком, в середине; цветочек этот называют незабудкой. Когда я была еще маленьким ребенком, то, гуляя с няней в обширном парке, окружавшем наш сельский дом, всегда надолго останавливалась около большой канавы, отделявшей парк от темного бора; по краям этой канавы росло множество самых крупных, самых прелестных незабудок. Я не могла насмотреться на них, не могла нарадоваться; мне казалось, что незабудки смотрят на меня своим лазоревым взором и говорят: «Не позабудь меня!» – Не говорят ли эти цветы? – спрашивала я иногда свою няню. Няня моя была старушка, малороссиянка, необыкновенно добрая, простая сердцем и глубоко набожная. Она любила слушать Священное Писание и знала много занимательных рассказов религиозного содержания. На повторяемые мои вопросы, не говорят ли эти цветы, раз она ответила мне: – Да, рассказывают благочестивые люди, что однажды цветы говорили, и лучшее слово сказал твой любимый лазоревый цветок. – Расскажи, няня, что это за слово – «незабудка?» – Изволь, друг сердечный,– отвечала няня, горячо любившая меня,– слушай и не шали, пока я буду говорить. Я смиренно уселась подле няни на мягкой траве около канавы и, не спуская глаз с окружавших нас незабудок, слушала следующий рассказ. – Когда Господь Бог , – начала, перекрестясь, няня, – сотворив мир, почил от трудов Своих, то позвал к Себе первого человека – Адама, и при нем дал имя каждому животному; потом поставил перед Собой рядами все растения, стал посреди них, и каждому дереву, цветку, травке, былинке говорил подряд его название и для чего он назначен, до тех пор, пока они не запоминали все. Только один цветочек стоял безмолвно в большом смущении. Подняв на великого Творца свои голубенькие глазки и открыв Ему свое золотое сердечко, он в блаженном восторге все позабыл, кроме Создателя, и не мог ничего запомнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не смотря на ясное историческое указание времени появления Талмуда в свет, евреи считают его гораздо древнее. Они говорят, что Талмуд дан так же, как и закон, на Синае (это можно видеть почти в каждом заглавном листе Талмуда). Раввин Левибен – хама выступает даже с доказательством священного Писания. Бог сказал Моисею ( Исх. 24, 12 ), говорит он: «Я дамь тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, написанные Мною, в руководство тебе». Здесь под скрижалями нужно, говорит раввин, разуметь Десятисловие – гасерис – адибрис, а под законом – микре – Пятикнижие; а выражение – написанные Мною – означает невием и ксивем, – пророчества и писание. Под словом же руководство нужно разуметь гемару. Отсюда видно, говорить раввин Леви – бен – хама, что весь Талмуд получен Моисеем от Бога на Синае, как средство к уяснению заповедей (смотр. Берах 5. 1). Кроме этого, в подкрепление мнения, что Талмуд дань на Синае, раввины ссылаются на заповедь о пепеле рыжей юницы (Числа гл. 19): к этой заповеди присоединены наставления Божии, определявшие время доставления юницы, количество и качество ее пищи. Все это показывает, говорят евреи на основании Талмуда, что заповедей не десять только, а тарьяг. т. е. 613; из них 248 положительных, а 365 отрицательных. Последние 365 даны в соответствие числу дней года, а первые 248 соответствуют числу составов человеческого тела, которых, по тогдашней анатомии, полагалось 248. Из общего числа этих заповедей нужно исключить первую и вторую заповеди Десятословия. Полученное за этим исключением число и составить 618 (Смотр. Гематриа). Удивления достойно, что и ученейший раввин Маймонид разделял мнение, что талмудическое учение дано одновременно с Божественным писанием. Предисловие к его книге Нейдер – Цераим (1 отдел Талмуда) начинается следующими словами: «необходимо знать, что заповеди, данные Моисею Богом, были сопровождены истолкованиями, ибо Господь поведал текст, и потом – его изъяснение. Когда Моисей возвращался в свою палатку, первый встретившийся ему человек был Аарон, которому он повторил текст и потом истолкования, как они были ему переданы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Перед началом работы члены выездной комиссии встретились в епархиальном управлении г. Александрова с епископом Александровским и Юрьев-Польским Иннокентием. Владыка посетил зачет, на котором работала комиссия, послушал ответы выпускников курсов. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, настоятель Успенского Космина монастыря в с. Небылое игумен Серафим (Котенев); ответственный за взаимодействие с Межведомственной комиссией по образованию монашествующих иерей Олег Федоров; преподаватель курсов по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» протоиерей Николай Романович. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Александровской епархии прошла в форме аттестации на зачете по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» у 22 насельников и насельниц пяти монастырей и одного архиерейского подворья Александровской епархии. В программе обучения участвовали: Введенская Островная женская пустынь близ г. Покрова (базовая учебная площадка), Введенский Никоновский мужской монастырь г. Юрьев-Польский, Успенский Космин мужской монастырь с. Небылое, Благовещенский женский монастырь г. Киржача, Успенский женский монастырь г. Александрова и Успенское архиерейское подворье г. Струнино.  Члены комиссии проанализировали учебно-методическую документацию курсов и библиотечный фонд, ознакомились с материально-технической базой дополнительной учебной площадки в Александровском епархиальном управлении.  Первый набор слушателей трехгодичных курсов успешно сдал зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета». Комиссия отметила хорошее знание предмета и большой интерес учащихся к дальнейшему изучению богословских предметов для монашествующих.  Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/6030922.ht...

Дав такое определение σχματα διαυοας, Адриан переходит к разъяснению их. Все это разъяснение заключается в том, что Адриан приводит из Священного Писания несколько мест, где тот или иной образ встречается. «От членов,– рассуждает Адриан, – заимствованы такие выражения, как «очи Его… испытуют сынов человеческих» ( Пс. 10, 4 ); «очи Господа… на пра­ведных» ( Пс. 33, 16 ); «ибо уста Господни говорят» ( Ис. 1, 20 ); «Благ мне закон уст Твоих» ( Пс. 118, 72 ); «из уст Моих исходит правда» ( Ис. 45, 23 ); «Лице же Господне на творящыя злая» ( Пс. 33, 17 )... О правой руке, как о наиболее почетной, Священное Писание говорит в хорошем смысле, напр., «десница Господня сотвори силу» ( Пс. 117, 16 )... От чувств заимствованы выражения: «С небесе призре Господь, видя вся сыны человеческия» ( Пс. 32, 13 ); «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя» ( Пс. 3, 5 ); «Господь обонял воню благоухания» ( Быт. 8, 21 ); «…простри руку Твою и коснись кости его» ( Иов. 2, 5 )» – и пр. Подобным же образом Адриан поясняет библейскими изречениями и другие намеченные им фигуры смысла. Переходя к σχματα λξεως, к особенностям в употреблении слов, Адриан не дает никаких пояснитель­ных замечаний относительно того, что собственно он раз­умеет под этими особенностями. Поэтому второй отдел Введения Адриана является не вполне понятным. Приемы автора, впрочем, и в этой части таковы же, как и в первой: каждое свое положение он подтверждает много­численными примерами из библейского текста. «Писание, – читаем мы во второй части Введения, – говорит спать ( κοιμã σθαι вместо нашего успокоиться ( καταπαεσθαι), как напр.: «Аще поспите посреде предел…» ( Пс. 67, 14 ) или: «В мире вкупе усну и почию» ( Пс. 4, 9 )... Словом лоно ( κλπο) часто обозначается (в Писании) нечто неот­делимое, напр., «Воздаждь соседом нашым седмерицею в лоно… их» ( Пс. 78, 12 ) вместо – «воздай наказание Твое так, чтобы они не могли избежать его»... Омыть руки (на языке Писания) означает не принимать участия в каком-либо деле, так как омовение в этом случае было заповедано древним; напр., «Умыю в неповинных руце мои» ( Пс. 25, 6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Я говорю: «Я невоцерковлённый». Он говорит: «А что такое Церковь? Церковь – это люди, приходи, помогай, служи и будешь воцерковлённым». Точно так же и супруга моя. Она была крещена в православной Церкви ещё в пятилетнем возрасте, она это тоже всё очень хорошо помнит. Но потом бабушка её привела в адвентистскую Церковь, когда она была ребёнком, так же, как и я, вот вера в комментарии Священного Писания, и там мы с ней встретились, поженились. У нас вчера 31 августа было 19 лет совместной жизни, трое сыновей, учим их христианским ценностям, тем ценностям, которые мы сами каким-то образом узнали. А. Волков: – Как вообще получилось так, что стал задумываться, что ты находишься не там, где нужно, что ты находишься в ереси, что здесь что-то не так? Ты говоришь, 25 лет пробыл, это же кусок лучших лет жизни, самые сочные годы ты отдал этому учению, самый активный отрезок жизни. Каким образом получилось так, что ты решил, что это не моё место, здесь ересь, и нужно оттуда уходить? О. Румянцев: – Алексей, это был такой сложный процесс, честно тебе говорю. Реально сложный, потому что, если, например, какое-то первое десятилетие моего пребывания у адвентистов у меня было достаточно активное, пока я был молодой, там с молодёжью общался, и всё это было на таком подъёме духовном, покуда молодой. И потом следующее десятилетие, когда уже стал старше, к тридцати годам ближе, у меня уже родился первый ребёнок, потихонечку начинаешь больше погружаться в семейные заботы и в семейные проблемы. А. Волков: – Получается, ты как бы отошёл в сторону, и со стороны понял, как бы стал просыпаться, грубо говоря, как от некоего наркотика. Ты сделал и понимаешь, что что-то не то. О. Румянцев: – Что-то не то, реально что-то не то. Вообще что-то не то, откровенно. Потому что эта постоянная суета, субботняя школа, казначей, миссионерский отдел, ещё какой-то отдел, туда поехал, туда пошёл, с теми встретился. Какая-то, знаешь, суета постоянная, и она даёт ощущение твоей полезности твоей, как бы реализованности. А тут немножко раз – и притормозил, то есть надо было думать о том, как деньги зарабатывать, семью кормить, уже другие ценности, другие приоритеты, и от этого шума начинаешь потихоньку отходить. Когда от него начинаешь отходить, а к Богу-то всё равно тянет, что делаешь в первую очередь? Начинаешь тихо сам себе молиться, тихо почитывать Священное Писание. И мы собрались, и десять лет назад, в 2010 году, мы переехали из Краснодарского края в Крым. И я отказался от всех видов служения, вообще от всех, вот просто так, всё, я ничем не занимаюсь, я не хочу. А. Волков: –Ты отказался по причине того, что ты семейный человек, много забот, из-за этого?

http://azbyka.ru/way/iz-protestantizma-v...

Так как учение об индульгенциях латины старались защитить, с одной стороны, необходимостью для человека удовлетворять правде Божией, а с другой – возможностью заменять это удовлетворение добрыми делами святых, право же на раздачу их епископом римским – учением о нем, как главе Церкви Христовой; то преобразователи латинства, воспитанные в нем, но мало знакомые с вероучением вселенской Церкви, запальчиво опровергая мысли эти, когда коснулись первой, составили неправильный взгляд на человека, – устраняя вторую, исказили учение о союзе земной Церкви с небесною, а ослабляя авторитет епископа римского, выдумали новое учение об источнике христианской Веры, и затем смело начали исключать из Христианства все, что только не подходило под их понятие об этом источнике. Вследствие сего и оказались лютеране отступившими от православной Церкви в учении – I) об источнике христианской Веры, II) о свящ. Писании, III) о Боге Духе Святом, IV) об ангелах, V) о человеке и – VI) о Церкви 122 . Отдел первый. О заблуждении в учении об источнике христ. Веры (Учение православной веры почерпается) из откровения божественного, (которое распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством священного Предания и священного Писания. Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть священное Предание; (а священное Писание дано впоследствии, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. (Но и тогда, когда мы имеем священное Писание, должны соблюдать Предание, с божественным откровением и с священным Писанием согласное ( 2Сол. 2:15 ). (Ныне нужно Предание, между прочим,) для руководства к правильному разумению священного Писания. Простр. христ. катихиз. стр. 3. 6. 7. 8. Москва, 1856 г. § 232.Сущность лютеранского учения об источнике христианской Веры Лютеране веруют, исповедуют и учат, что единственное правило и образец христианской Веры составляют пророческие и апостольские Писания ветхого и нового завета, и что посему источником, откуда бы почерпать учение ее, и образцом (norma), по которому бы судить об этом учении и искажениях его, должно почитать одно свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010