Находящиеся здесь указания составлены прежде всего и главным образом на тот случай, если праздник Благовещения будет в четверток 5 седм. Вел. поста, а канун в среду. Это следует заключить из того, что день, на который здесь устанавливается богослужение, в 4-й марковой благовещенской главе назван первым (Тип., л. 206 на об.), а в самом начале настоящей главы сказано, что Благовещение начинается с четверга 3 нед. св. постов (л. 202 на об.). Но, затем, та же самая глава, вообще говоря, служит показателем состава и порядка богослужения и для других, так называемых, постных дней, т. е. таких дней, в которые по уставу должно совершаться постовое богослужение и которые суть следующие: понедельник, вторник, среда, четверток и пяток, если только и канун праздника, и самый праздник будут в постные дни. Но так как 1) в некоторые из сих дней может, произойти совпадение торжеств (напр., Благовещение может случиться в четверток 5 седм., когда полагается чтение Великого канона), 2) может быть так, что канун падет на постный день (пяток), а самый праздник на непостный день (субботу) или, наоборот, канун на непостный (воскресенье), а праздник на постный (понедельник), 3) может быть и так, что и канун и праздник падут на непостные дни (один на субботу, другой на воскресенье); наконец 4) Благовещение может быть и во все дни Страстной седмицы и первые четыре дня Пасхи; и так как вследствие всех этих причин богослужение в праздник Благовещения должно получить большие или меньшие особенности, то для показания всех этих особенностей составлен целый ряд так называемых Марковых глав, которые и помещены в Типиконе ниже основной главы. Впрочем, и в настоящей главе составитель его, как увидим ниже, упомянул о двух особенностях богослужения в непостные дни, из которых одна касается литийных стихир, а другая – окончания утрени. Аще есть пост, – говорится в начале основной благовещенской главы, начинаем вечерню без кафизмы. Это выражение означает то, что в какой бы из постных дней ни случился канун праздника Благовещения, на вечерни этого дня, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Типикона положенная в Сырную среду. Прокимен: Да уповает израиль на Господа... со стихом и т. д. Стихиры на стиховне Триоди: самогласен дне 2 и мученичен 1 с обычными припевами. Слава, и ныне – праздника, и т. д. По трисвятом тропарь праздника 579 . Конец такой же, какой имеет вседневная вечерня, поемая в период времени пения Октоиха 580 . Если четверток будет не первым днем попразднства, то в среду накануне четверга вечерня отправляется так, как это показано в конце 10 мр. гл. 2 февр., и именно следующим образом: в среду в конце изобразительных бывает три великих поклона (вместо 16) 581 и непосредственно после них, без отпуста изобразительных, начинается вечерня со слов: Приидите поклонимся... 3. Затем следуют: пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа 3. Миром Господу помолимся... Яко подобает тебе. Аминь. Стихословие рядовой кафизмы. Малая ектения. Яко твоя держава... Аминь. Господи, воззвал... во глас первых стихир. Стихиры на Господи, воззвах праздника 3 и святаго из Минеи 3. Слава, и ныне – праздника. Премудрость, прости. Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дпя. Премудрость. Пророчества Иоилева чтение. Вонмем. Паремия Триоди. Вонмем. Прокимен: Да уповает израиль... со стихом. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне Триоди: самогласен дне 2 и мученичен 1 с обычными припевами. Слава, и ныне – праздника. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Возглас. Аминь. Тропарь святаго. Слава, и ныне – праздника. Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Всесвятая Троице... Буди имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа... Премудрость. Достойно есть... Пресвятая Богородице, спаси нас... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст праздничный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Богородице Дево... 2. Святых 1. Богородице Дево... 2. Предпразднства 1. Тропарь праздника 3-жды. Богородице Дево... 2. Праздн. 1. Богородице Дево... 2. Праздн. 1. Богородице Дево... 3. Благословение хлебов с молитвою: Господи Инсусе Христе... Буди имя Господне... 3. Благословлю Господа до: Не лишатся всякаго блага. Благословение Господне на вас... Чтение. B неделю Мытаря и Фарис. Из апостольских посланий. В неделю Сыропустную. Во все недели. Во время чтения разданние хлебов. После чтения – Молитвами св. отец... Шестопсалмие. После первых трех псалмов утренния молитвы пред царскими дверями... Ект. великая: Миром Господу помолимся. Возгл.: Яко подобает тебе... Аминь. Бог Господь... 4-ды во глас Октоиха со стихами. Тропарь воскр. 2-ды. Слава, и ныне. богород. 1-й гласа (Тип. л. 305) Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр., 2 Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава – святых. И ныне, богород. 1-й по гласу тропаря. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – предпразднства. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, – Предтечи. И ныне, богород. 1-й по гласу тропаря. Стихословие 2-й кафизмы. Малая ектения. Возгл.: Яко твоя держава... Аминь. Седальны воскресны с богородичном из Октоиха (Тип., л. 305). Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. В неделю Мытаря и Фарис. Чтение из Толкового Евангелия: „Неделя по Крещении“. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. В неделю Блуднаго. Чтение из Толкового Евангелия Луки: «Притча о блудном сыне». Чтение из Толкового Евангелия. В неделю Мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Семнадцатая маркова глава содержит устав о том, как надобно отправлять богослужение в том случае, если Благовещение будет в Великую субботу. Отправлять его надобно именно так. В пяток в 10 час. дня следует петь великую вечерню. На ней – Благословен Бог... Аминь. Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Миром Господу помолимся... Яко подобает тебе... Аминь. Господи, воззвах во глас 1-й. Стихиры самогласны дне на 6 и праздника на 4. Слава – дне: О како беззаконное... И ныне – праздника: Послан бысть... Вход с евангелием. Премудрость, прости. Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дне: Разделиша ризы... Премудрость. Исхода чтение. Вонмем. Глагола Господь к Моисею... Вонмем. Прокимен дне: Суди, Господи.. Премудрость. Иова чтение. Вонмем. Господь благослови... Премудрость. Пророчества Исаина чтение. Вонмем. Тако глаголет Господь... пять паремий праздника. Вонмем. Прокимен: Положиша мя... Премудрость. К Коринфяном послания... Вонмем... Братие, слово крестное... Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа 3 и аллилуарий: Спаси мя, Боже... Премудрость, прости, услышим святаго евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Матфеа святаго евангелиа чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Во время оно совет сотвориша... Слава тебе, Господи, слава тебе. Ектения: Рцем вси... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне дне: Егда от древа тя; стих: Господь воцарися... Егда во гробе нове..; стих: Ибо утверди... Егда во гробе плотски..; стих: Дому твоему... Егда силы зряху... Слава – праздника: Днесь радость... И ныне – дне: Тебе одеющагося... Ныне отпущаеши... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство.... Аминь. Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна... Слава, и ныне. Благобразный Иосиф... Вынос плащаницы. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице...Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже нас ради человеков и нашего ради спасения... Многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Ответ на возражение 10. Согласно Старому Закону ( Чис. 28; 29 ), существовало семь временных и один постоянный торжественный обряд. Постоянный обряд состоял в том, что ежедневно, утром и вечером, приносился в жертву ягненок, и этот постоянный обряд неизменного жертвоприношения указывал на бесконечность божественного блаженства. Что касается временных обрядов, то первый из них проводился еженедельно. Это было празднование «субботы» в память о деле сотворения вселенной. Второй обряд, а именно «новомесячие», проводился ежемесячно и соблюдался в память о деле божественного правления. В самом деле, разнообразие вещей низшего мира во многом связано с движением луны, по каковой причине обряд проводился при новолунии, но не при полнолунии, дабы тем отличаться от идолопоклонников, которые имели обыкновение именно в это время приносить жертвы луне. Вышеуказанные два благословения были дарованы всему человечеству и потому отмечались наиболее часто. Другие пять обрядов проводились по разу в год и являлись торжествами в честь тех милостей, которые были оказаны конкретно евреям. Так, в первый месяц отмечалась «пасха», праздник в честь оказанных благодеяний при исходе из Египта. Праздник «пятидесятницы» отмечался пятьюдесятью днями позже в память о милости дарования Закона. Остальные три празднования проводились в седьмом месяц. Так, в первый день седьмого месяца совершался обряд «трубного звука» в память об избавлении Исаака, когда Авраам нашел овна, запутавшегося в чаще рогами своими ( Быт 22, 13 ), каковые рога были представлены трубами, в которые они дули. Праздник «трубного звука» был своего рода приготовлением к следующему празднику, который отмечался в десятый день. Это был праздник «очищения» в памяти о благословении, посредством которого по просьбе Моисея Бог простил народу грех поклонения тельцу. Завершалось все празднованием «кущей», которое продолжалось в течение семи дней. Так отмечалась оказанная Богом милость защиты и руководства при переходе через пустыню, когда они жили в кущах. Поэтому во время этого праздника они брали себе ветви «красивых деревьев», то есть цитрона, и «деревьев широколиственных», то есть мирта, запах которого особенно приятен, «и пальмовые, и верб речных», которые надолго сохраняли свою свежесть; все эти деревья произрастали в земле обетованной, а смысл был тот, что Бог привел их через бесплодную землю пустыни в землю блаженства. В восьмой день совершалось «отдание праздника», во время которого собирали средства, необходимые для божественного поклонения, и это символизировало объединение людей и тот мир, который они обрели в земле обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

21 . В Радоницу – тропари: «Запечатану гробу» и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е). В храме Божией Матери (или в приделе) В неделю (воскресный день) 1 . Если случится Господский двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября). 2 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю). 3 . Если случится Богородичный праздник двунадесятый, – тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю). 4 . Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, – тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 октября, аще случится в неделю). 5 . Если случится предпразднстъо или попразднство Господского праздника, – тропари: воскресный, предпразднства или праздника, храма и святого; кондаки: святого, предпразднства или праздника. Если же нет тропаря и кондака святому, то кондаки: воскресный, храма и предпразднства или праздника (см. 14 сентября, аще случится в неделю). 6 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: воскресный, предпразднства или праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и предпразднства или праздника (см. 8 сентября, аще случится в неделю). 7 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропари: воскресный, праздника; кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 8 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, или служба шестеричная или без знака, – тропари: воскресный, храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: воскресный, святого Минеи (одного или двоих) и храма. В прочие дни седмицы 9 . Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., 1 например, 8 и 14 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

    21. святаго апостола кодрата, иже в магнисии: [Служба его поется в 22 день сего месяца.] В сей день отдается праздник честнаго креста.    Вечер, обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры праздника на 6, поемыя на самый праздник. Слава, и ныне, праздника. Аще суббота, Слава, праздника: И ныне, догматик настоящаго гласа. На стиховне стихиры праздника: Слава, и ныне, праздника. По трисвятом тропарь праздника. ектениа и отпуст. На повечерии но трисвятом, кондак праздника. Полунощницу же поем, по обычаю с тропари дневными. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника, трижды. По кафисмах, седальны праздника. Канон праздника на 12: ирмосы по дважды. Последи ирмос тойже оба лика вкупе. По 3-й песни, седален дважды. По 6-й песни, кондак и икос праздника. На 9-й песни честнейшую не поем, но поем припевы праздника, 1— го канона со ирмосом на 8: 2-го канона со ирмосом на 6: ирмосы обою канонов 9-я песни по дважды. Таже, на сходе поем с припевом ирмос: Таин еси: И потом припев, и ирмос: Снедию древа: И поклон. Светилен праздника, дважды. На хвалитех стихиры на 4: Слава, и ныне, праздника. Славословие великое. По трисвятом, тропарь праздника. Таже ектении, и отпуст. На часех, тропарь и кондак праздника. На Литургии, блаженна от канона песнь 9— я, на 8. По входе тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак праздника. Таже трисвятое. Прокимен, Аллилуиа и Причастен праздника. Апостол, и евангелие дне.    По отпущении литургии: Исходит иерей с кадилом, диакон со свещею, и кадит честный крест: и тако взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый олтарь царскими дверьми, предыдущу же пред ним диакону со свещею, и кадит честный крест. Таже полагает иерей честный крест на святый престол, и кадит его крестообразно. И тако отдается праздник честнаго креста.     МРК Подобает ведати: Аще случится отдание воздвижения честнаго креста в неделю: На Велицей Вечерни: По обычной кафисме, На Господи воззвах стихиры воскресны 3, и анатолиев 1: и праздника, 6: поемыя на самый праздник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После пения ексапостилария, или светильна, поются на воскресном бдении в рядовой глас, а на праздничном бдении во глас следующих за тем стихир, так называемые хвалитные псалмы, Пс. 148 : – «Хвалите Господа с небес»; Пс. 149 : – «Воспойте Господеви»; и Пс. 150 : – «Хвалите Бога во святых Его». Эти псалмы положено петь обоим ликам по стихам. На практике обычно поются эти псалмы не все полностью, а только избранные стихи их с припевами, таким образом: – «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси аггели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». В отличие от будничной службы, на которой пение или чтение этих псалмов начинается со слов: «Хвалите Господа с небес»; на бдении это последование так и называется «Всякое дыхание». «Всякое дыхание» поется тогда, когда есть «Великое славословие». Далее следуют так называемые «стихиры на хвалитех», которые припеваются к последним 6-ти или 4-ем стихам этих псалмов. На воскресном бдении стихиры эти начинают припеваться за последним стихом 149-го псалма: «Сотворити в них суд написан» ( Пс.149:9 ) и всех стихир бывает 8, почему для двух последних стихир берутся особые припевы: – «Воскресни, Господи Боже мой» и – «Исповемся тебе, Господи». Затем следует стихира на: – Славу: – поется стихира Евангельская, а на: И ныне: на воскресном бдении поется всегда одна и та же стихира: «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Если с воскресным днем совпадет память святого с бдением или полиелеем, то из 8-ми только 4 стихиры берутся воскресные из октоиха, а другие 4 стихиры святого, причем последние две имеют припевы святого, печатаемые обычно в службе святому в стихирах на стиховне. То же бывает, если в воскресение случится предпразднство, или попразднство, или отдание праздника: тогда берутся 4 стихиры воскресные, а 4 предпразднства или праздника, причем две последние с праздничными припевами. То же самое и при совпадении с воскресным днем двунадесятого Богородичного праздника: 4 стихиры воскресные, а 4 праздника. Если в воскресение, кроме предпразднства или попразднства, случится еще святый, которому положены стихиры на хвалитех, тогда стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются только стихиры воскресные 4 и святого 4 с припевами его. При пении Триоди Постной и Цветной в разные недели бывают разные сочетания стихир на хвалитех, которые всегда указаны на ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

123 на об. и 129). Устав седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка, такой: Так как в седмичные дни дневные молитвословия (т.е. Октоиха) предваряют молитвословия святых (т.е. Минеи); то в эти дни надобно читать апостол и евангелие сначала дневные, а потом святого. Даже в те дни, в которые бывает отдание богородичного праздника, Типикон предписывает читать апостол и евангелие сначала дня, а потом праздника (Типик. под 12 сент., л. 53 на об. и 291). Устав субботних дней таков: Так как в субботние дни, наоборот, песнопения Минеи предваряют, то апостол и евангелие святого читаются прежде рядовых. В 15 гл. Типикона сказано: «Прокимен святаго, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен святаго, емуже бдение. Аще же полиелей, присовокупляем и дне прокимен, апостол, евангелие и причастен». – А выше сего в 12 гл. Типикона говорится: «Прокимен, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен прежде святаго, таже дне: предваряет бо всегда рядоваго апостола и евангелиа, кроме господских праздников» (л. 21 на об.) 462 . Впрочем, и в субботние дни в определенный период времени читаются сначала рядовые, а потом святого. В Типиконе, в последовании недели Мытаря и Фарисея, об этом сказано так: «Вестно буди, яко отднесь чтется апостол и евангелие, по субботам, прежде субботы, потом святого, до недели Всех святых» (л. 297). Это выражение, впрочем, не то означает, что во все субботы, следующие за неделею Мытаря и Фарисея, всегда непременно так бывает, что читаются сначала дневные апостол и евангелие, а потом святого (разумеется, когда положены), а то, что с этого дня, т.е. с нед. Мыт. и Фарис., начинаются периоды времени пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение апостола и евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи, назначая апостол и евангелие сначала Предтечи, а потом рядовые под зачало, наконец, отцев. В субботу пред неделею Блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Таблица тропарей и кондаков на литургии субботнего дня, если на утрени после шестопсалмия и великой ектении поется «Бог Господь» во храме святого Если случится святой, имеющий славословие или полиелей. Если случится святой, имеющий бдение. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника. Если случится отдание господского или богородич. праздника. Тропарь дневной. Тропарь рядового святого – 1 или 2. Кондак рядового святого – 1 или 2. Слава, Со святыми упокой... И ныне, Яко начатки естества... (Тип., гл. 12, 52, л. 385.). Примеч. В храме святого в суб. не произносятся тропарь и кондак храма святого, потому что все святые именованы суть в дневном тропаре (Тип., гл. 12, л. 21, и гл. 52, л. 384 и 385 на об.). Тропарь храма святого. Тропарь рядового святого. Кондак храма святого. Слава, кондак рядового святого. И ныне, Предстательство христиан... (Тип., гл. 52, л. 386 на об.). Примеч. В предыдущей графе было замечено, что тропарь и кондак храма святого в субботу не произносятся. Между тем, в 52 гл. Типик, (л. 386 на об.), где идет речь о полиелейном святом в субботу, они указаны. Это потому, что здесь нет дневных. Тропарь святого. Слава, кондак святого. И ныне, Предстательство христиан... (Тип., гл. 15 и 52, л. 386 на об.). Тропарь предпразднства или попразднства. Тропарь храмового святого. Тропарь рядового святого – 1 или 2. Кондак храма святого. Слава, кондак рядового святого – 1 или 2. И ныне, кондак предпразднства или попразднства (Тип., гл. 12, 15, 52. л. 387 на об.). Устав тот же, что в храме Христа Спасителя. Примеч. Когда бывает святой, имеющий бдение, тогда тропарь и кондак храма святого не произносятся (Типик., гл. 52, л. 387). Тропари и кондаки на литургии субботнего дня, если на утрени после шестопсалмия поется «аллилуиа», указаны нами ниже в дополнител. к 1, 2 и 3 част. отделе. Глава 43. О кондаках в последовании изобразительных периода времени пения Октоиха, отправляемом тогда, когда почему-либо нет литургии, с предварительным изображением его порядка

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010