Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

О том, каким образом петь «Блаженны» на Литургии, нужно смотреть в Типиконе. Обычно «Блаженны» поется из Октоиха, и рядовая песнь канона праздника святого из Минеи. Обычно возглашаются два прокимна (но конкретно надо смотреть Типикон); вместо «Достойно» надо петь задостойник. Богослужение Господских двунадесятых праздников отличается тем, что в сами праздники не поется песнопение «Блажен муж», кроме тех случаев, когда праздник попадает на понедельник. Другая характерная особенность Господских праздников – в том, что вместо «Честнейшую» поются припевы праздника. «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы, песнопение, которое прообразует пришествие Спасителя. «Блажен муж» – это наш Господь Иисус Христос . В случае Господского двунадесятого праздника стихиры на «Господи, воззвах» говорят о том же самом, поэтому повторять песнопение «Блажен муж» не имеет смысла. В Господские двунадесятые праздники в день праздника вечером совершается вседневная вечерня с великим прокимном, ради чего совершается вход с кадилом. Так бывает на Рождество, Богоявление, Сретение. В Богородичные двунадесятые праздники этого нет. На Литургии в Господский двунадесятый праздник поются специальные праздничные антифоны и говорится входной стих. При праздновании Богородичного праздника этой особенности нет, хотя в наших Минеях напечатаны праздничные антифоны и на Богородичные праздники (так называемые афонские), но это чисто афонская богослужебная традиция. Теперь – об отдании Господского двунадесятого праздника. Что такое отдание? Отпраздновали мы праздник, насладились его духовной радостью, и наступает время идти дальше, продолжать жить и готовиться к иным праздникам. Этот праздник следует закончить, и в день отдания повторяются самые торжественные песнопения самого праздника. Богослужение по уставу в отдание Господских и Богородичных двунадесятых праздников положено со знаком «красная скоба с тремя точками» – богослужение со славословием. Оно имеет свои особенности. Во-первых, поются только песнопения праздника. В уставе есть указания о соединении празднования отдания с праздником какого-либо святого, но чаще всего положены песнопения лишь праздника. Поются праздничные припевы вместо «Честнейшую», а кроме того, на Литургии поются праздничные антифоны. Это относится к Господскому двунадесятому празднику, про отдание Богородичного праздника можно сказать лишь то, что там положено славословие. Поются песнопения самого праздника. Так же, как и в самый праздник, поются праздничные каноны, праздничные стихиры (все это имеется в Минее).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 51) и часов с изобразительными тех же дней (см., напр., понед., л. 73 на об.), напечатанный в московском издании служб на каждый день Страстной седмицы: Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения Христос истинный Бог наш молитвами пречистыя своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. В таком точно объеме в том же издании напечатан отпуст утрени Вел. пятка: Иже оплевания и биения и т.д. (л. 41), часов с изобразительными (л. 67 на об.), вечерни (л. 80) того же дня и утрени Великой субботы (л. 37 на об.): Иже нас ради человеков и нашего ради спасения и т.д. Из указаний Типикона, касающихся утрени в отдание Пасхи (л. 372 на об.) и вечерни накануне его (л. 372), а также утрени в отдание 50-цы (л. 379 на об.), следует тот вывод, что краткий праздничный отпуст получает иногда (и именно в отдание праздника) еще большее восполнение чрез внесение в него имени того святого, его же есть день. Полные праздничные отпусты – это обыкновенные великие отпусты, после указания на сущность праздника содержащие в себе все вышеуказанные молитвенные обращения, не исключая и дневных (в понед.– к безплотным силам, во вторник – к Предтече, и т.д.), и только по средам и пяткам в попразднства господских праздников не допускающие молитвенного обращения ко кресту: «Силою честнаго и животворящаго креста». Такое определение полного праздничного отпуста вытекает из следующих слов издания Киево-печерской лавры: «Последование вечерни, полунощн. и утрени, л. 59»: «Краткие отпусты владычних праздников бывают только в сии самые праздники и отдания их; в попразднства же праздников, до дня отдания, бывают отпусты полные, токмо в среды и пятки не говорится: Силою честнаго и животворящаго креста; прочее же все по обычаю». Но по данным, содержащимся в Служебнике, в этом определении, по-видимому, надобно сделать некоторое ограничение. В нем, между прочим, встречается такое касающееся субботних дней выражение: «В пяток вечера и в субботу на утрени и литургии не подобает возглашати на отпусте: Силою честнаго и животворящаго креста, зане в той день кресту службы никакия несть» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   Преполовение празднуется 8 дней. Отдание — в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О САМАРЯНЫНЕ    Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею (Ин. 4:5-42). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе).    В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной». Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О СЛЕПОМ    В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин. 7:2, 10:22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9:1-41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет». Песнопения службы повествуют и о другом чуде — о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

8-го сент.), «причастен святаго» (Тип., гл. 2, 4 и др.), «причастен праздника» 721 (Тип., послед. 8-го сент.). Причастен заключается пением: «Аллилуиа», трижды (см. причастны в конце книги «Апостол»), Иногда назначаются петь два причастна – дневной и святому; тогда оба они составляют собою как бы один более продолжительный причастен, и потому не каждый особо, но оба вместе заключаются пением «Аллилуиа». Будучи, по содержанию, в связи со службою, причастны находятся в тесной связи с чтением Апостола и Евангелия; и как три апостола и Евангелия читаются за два, так и прокимны, и аллилуиарии, и причастны поются не три в один день, но из трех поются два. Устав о пении причастна находится в богослужебных книгах вместе с уставом прокимна, аллилуиария, и, по большей части, одинаков с ним. Исключений немного. В седмичные дни: 1) Если читаются Апостол и Евангелие дню, то поется и причастен дню. Если же читаются Апостол и Евангелие святому (как бывает святому с бдением, Тип., гл. 15), то поется причастен святому. 2) Если Апостол и Евангелие читаются дню и святому, то и причастен поется дню и святому. В субботу поется причастен сперва святому, а потом дню (Тип., гл. 15). 3) В попразднство (а не предпразднство) причастен поется празднику (Тип., послед. 9-го сент.). 4) Если в попразднство читаются Апостол и Евангелие святому, то причастен поется празднику и святому (Тип., послед. 9-го сент.). В отдание праздника поется причастен праздника (Тип., послед. 12-го сентября) или и святого, если в отдание случится великий святой (Тип., 25-го ноября и 8-го мая, в отдание Пасхи). В воскресение причастен, как и прокимен, бывает всегда воскресный, исключая те случаи, когда не читается воскресное Евангелие. А если читаются Апостол и Евангелие, кроме воскресного, и святому, то после причастна воскресного поется причастен святому (Тип., гл. 3, 5). По приобщении мирян священник приносит Потир на престол. Если были причастники, то Потир относит непокрытый и на престоле покрывает его покровцем. Когда не бывает причастников, тогда сам иерей ставит Потир на престол, взяв от диакона, после произнесения им: «Со страхом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Приведенные сейчас выдержки из богослужебных памятников 16 века ясно для нас устанавливают, как тот факт, что Плащаница полагалась на престоле в Великую субботу на утрени после входа, так равно и тот, что оставалась эта Плащаница только до Фомина воскресенья, или вернее до субботы св. Пасхи, когда после окончания литургии, она убиралась на обычное место, на котором лежит в остальное время года. Этот обычай практики 16 века в нашей церкви находится, по всей вероятности, в некоторой зависимости от практики из времен господства на Руси устава студийского, по которому отдание праздника Пасхи совершалось не накануне Вознесения, как ныне, а именно в субботу пасхальной недели 11 . На чем основывается практика нашего времени относительно времени снятия Плащаницы с престола, решить категорически нет никаких оснований, так как в письменных памятниках, известных нам, об этом обряде решительно ничего не говорится. Наш нынешний Типикон, как выше было замечено, не указывает даже полагать Плащаницу на престоле, в современных же Типиконах церквей восточных о времени снятия Плащаницы нет никаких указаний. Здесь же, в этом отсутствии каких бы то ни было письменных указаний относительно времени снятия Плащаницы с престола, кроется главным образом причина и того обстоятельства, что обряды, совершаемые при этом действии в настоящее время, чрезвычайно разнообразны. В Великороссии, например, повсеместно Плащаницу убирают с престола после окончания литургии в отдание праздника св. Пасхи и без всяких обрядовых действий. Так это делается и в некоторых местах Малороссии, но здесь в большинстве случаев настоящее снятие Плащаницы с престола обставлено довольно трогательною и строго религиозною церемонию, которая привлекает в храмы множество молящихся и доставляет им истинно религиозное наслаждение. В Малороссии снимается Плащаница с престола тоже в отдание св. Пасхи. Перед литургией этого дня священник снимает Плащаницу с престола, выносит ее на середину храма и полагает на столе, на котором она обыкновенно лежит в пятницу и в субботу Страстной седмицы. Молящиеся приходят в храмы, лобызают Плащаницу и ставят перед нею во множестве свечи. При окончании литургии, после пения двукратно: «Буди имя Господне», священник выходит из алтаря к Плащанице, трижды кадит ее кругом и на голове с пением тропаря: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» или стиха: «Вознесыйся на небеса, Боже» уносит ее в алтарь и полагает на обычном месте, где она лежит в течении целого года. Затем поется в третий раз «Буди имя Господне», читается 33 псалом и оканчивается литургия по Уставу. Описанная картина внесения Плащаницы в алтарь производит глубокое впечатление на молящихся и переносит их мысль на гору Елеонскую, с которой Христос Спаситель в виду своих учеников вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Отсюда-то иногда в простом народе этот день называется не отданием праздника Пасхи, а «вшествием».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В другие моменты службы почти всегда – должны петься Богородичны отдаваемого гласа. Так это и формулируется в Типиконе: «И поем Богородичен настоящего гласа», или, иначе говоря, текущего гласа, ведь он еще течет, его еще не отдали. В субботнем богослужении может участвовать Богородичный канон из службы воскресного дня. Вспомните: в воскресенье в Октоихе есть каноны Воскресный, Крестовоскресный и Богородичный. Последний и может при определенных праздниках быть взят для субботнего богослужения, что говорит об усиленном, подчеркнутом, нарочитом употреблении воскресных текстов, принадлежащих отдаваемому гласу. Отдание гласа в субботу – это не просто перелистывание музыкальной страницы, а своеобразное отдание предыдущего воскресного дня. Воскресенье – это праздник седмицы, с него все начинается, а суббота – последний день седмицы, а значит, последний день этого праздника, отдание воскресного дня. Кроме того, суббота обладает целым рядом праздничных богослужебных особенностей. Это следует особо выделить, потому что внешне субботнее богослужение напоминает будничное. Славословие ради субботы не поется, Евангелие не читается, что это за праздник – суббота? Да, на поверхностный, беглый взгляд это так, но этот простой чин содержит в себе очень многое из того, что совершенно невозможно в будние дни. Самая главная особенность субботы, основное, что отличает ее и навсегда отделяет от будних дней, – это наличие обязательной полной Литургии. В субботу никогда нельзя отменить Литургию. Почему? Суббота никогда не была постным днем. Речь не о том, что нет таких суббот в году, когда нельзя было бы есть мясо. Мы говорим о посте не в смысле телесного воздержания, а в смысле влияния поста на богослужение, на ход служб. Ведь пост – это когда нет ежедневной полной Литургии. И в Великом посту мы это особенно чувствуем, хотя, по мысли Устава, так должно быть и в прочие посты: отмена ежедневной Литургии – вот основное воздержание и основная трудность поста. А если Литургия и бывает, то только Преждеосвященных Даров, т.е. Литургия без Евхаристического канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 1-м часе тропарь праздника, и Архангела, и кондак праздника, и прочая, и совершенный отпуст. На Литургии: Блаженны праздника, песни 3-я и 6-я. По входе тропарь праздника, и Архангела. Слава, кондак Архангела. И ныне, праздника. Прокимен праздника. Апостол, аллилуия и Евангелие дне, и праздника. Вместо Достойна поем ирмос праздника. Причастен праздника. Аще ли случится отдание Благовещения в неделю 3-ю постов: В субботу на малой вечерни обычно Триоди. На велицей вечерни, на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и Креста 4, и праздника 3. Слава, Креста. И ныне, праздника, или Богородичен 1-й гласа. Вход. Прокимен дне, и ектении. На литии стихиры праздника, глас 1-й. Слава, Креста. И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, Креста. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника, дважды. И Креста единожды. И чтение. На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, Креста. И ныне, праздника. По кафизмах, седальны воскресны, и Богородичны их и чтение во Евангелии толковом: Понепорочных, ипакои гласа, и чтение во Евангелии. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Псалом 50. Стихира, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: и прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и Креста на 6. Катавасия Креста, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак праздника, и седален Креста, и чтение праздника. По 6-й песни, кондак Креста, и икос, и чтение. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресен: Слава, Креста. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 3, и Креста 2, и праздника 3, с припевы их, и потом припев: Воскресни, Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру Триоди. Слава, туюжде. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом вход, и поем тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя: трижды. И бывает поклонение честному Кресту по обычаю. Таже ектения и оглашение Студитово, и отпуст, и исхождение.Слава, и ныне, стихира Евангельская, и час 1-й в притворе. На часех тропарь воскресен. Слава, Креста. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак Креста. На 3-м часе, тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника и Креста пременяем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многолетие. Повечерие во все три дня (накануне понедельника, вторника и четверга) малое 582 . По трисвятом один кондак праздника. Полунощница повседневная. На утрени на Бог Господь тропарь праздника 2. Слава – святаго, если есть. И ныне – праздника. Если тропаря святаго нет, то тропарь праздника 2. Слава, и ныне – праздника. После каждой рядовой кафизмы малая ектения и седальны праздника. После пс.: Помилуй мя, Боже, каноны: праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и из Минеи святаго на 4; а в тех песнях, где есть трипеснцы, канон праздника с ирмосом на 4, ирмос по 2, святаго из Минеи три стиха на 2 и Триоди на 8. Песни Свящ. Писания вместе с канонами надобно стихословить по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. В заключение каждой песни, имеющей трипеснцы, ирмос последнего трипеснца на катавасию 583 . По 3 песни и ектении кондак и икос святаго, если только святой их имеет, а также седален Триоди, помещенный в ней после 2 кафизмы. Слава, седален святаго. И ныне – праздника. По 6 песни и ектении кондак и икос праздника. По 9 песни 584 и ектении светилен праздника. Слава – святаго. И ныне – праздника. Если святой не имеет светильна, то светилен праздника, Слава, и ныне – праздника. Хвалитные псалмы, стихиры на хвалитех праздника стиховные того дня, в который отправляется утреня, на 4. Слава, и ныне – праздника. После этого чтец: Слава тебе, показавшему нам свет... Слава в вышних Богу... (читается). Исполним утреннюю молитву... и т. д., как всегда. Стихиры на стиховне Триоди: самогласен дне 2 и мученичен 1 с обычными припевами. Слава – святаго, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святаго нет, то Слава, и ныне – праздника. Благо есть 1 и т. д. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне – праздника. Если у святаго нет тропаря, то только праздника. Ектения: Помилуй нас, Боже... и возглас. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... 585 и тотчас 1 час. На 1 часе, как и на прочих, тропарь праздника. Слава – святаго. По трисвятом кондак праздника. О литургии в 9 мр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Повечерие малое. На нем по Достойно и по трисвятом кондак праздника 591 . Полунощница субботняя. На утрени на Бог Господь тропарь праздника 2. Слава – отцев, И ныне – праздника. Обычные кафизмы. После каждой малая ектения и седальны отцев по 2. Слава, и ныне – праздника. Чтение либо праздника, либо отцев. После Помилуй мя, Боже... каноны: праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и отцев на 8; ирмос 2 песни канона отцев 1-ды (ср. 2-ю половину 5 мр. гл. 2 февр., л. 170 на об.). Вторую песнь надобно петь с припевом: Преподобнии отцы, молите Бога о нас (см. послед. Сырной субб. на утр., 49 гл. Тип., л. 304 на об.); прочие же со стихами из песней Свящ. Писания по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. Катавасия праздника, а после второй песни на катавасию ирмос этой песни. После 3 песни и ектении кондак и икос праздника и седален отцев 2. Слава, и ныне – праздника. По 6 песни и ектении кондак и икос отцев. По 9 песни и ектении светплен отцев. Слава, и ныне – праздника. Всякое дыхание, хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех праздника стиховенные того дня 3 и отцев 3. Слава – отцев. И ныне – праздника. Слава тебе, показавшему нам свет. Славословие великое (поется). Тропарь отцев. Слава, и ныне – праздника. Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец. Аминь. Исполним утреннюю молитву... Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас.. Честнейшую херувим… Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст праздничный. Многолетие, исхождение в притвор и час 1-й. На часах тропарь праздника. Слава – отцев. Кондак праздника и отцев попеременно. На литургии после изобразительных псалмов блаженна праздника песнь рядовая на 4 и отцев песнь 6 на 4. По входе тропарь праздника, тропарь отцев, тропарь храмового святаго, кондак храмового святаго. Слава, кондак отцев. И ныне, кондак праздника 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010