Полиелейные псалмы и величание с избранными стихами. Ектения малая. Полиелейный седален праздника 4 гл. Слава, и ныне, тот же. Чтение. Степенна – 1 антиф. 4 гл. Прокимен праздника во гл. 4. Всякое дыхание... и т. д. Евангелие праздника. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Слава, Молитвами Богородицы... И ныне. Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, Люди твоя.., и т. д. Каноны праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и отцев на 6. Песни Свящ. Писания следует стихословить по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. Катавасия – праздника – ирмос оба лика вместе. По 3 песни и ектении кондак и икос отцев, их же седален 2. Слава, и ныне – праздника. По 3 песни и ектении кондак и икос праздника. Синаксарий. На 9 песни поется Честнейшую, но не припевы праздника 577 . После 9 песни и ектении седален праздника. Слава – отцев. И ныне – праздника. Всякое дыхание... хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех праздника 3 и отцев 3. Слава – отцев. И ныне – праздника. Славословие великое (поется). Тропарь отцев. Слава, и ныне – праздника. Ектения: Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Исполним утреннюю молитву... Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст праздничный. Многолетие. Исхождение в притвор и 1-й час. На нем, как и на прочих часах, тропарь праздника. Слава – отцев. Кондак праздника. На литургии после изобразительных псалмов блаженна из канона праздника песнь 3 на 4 и отцев 6 на 4. По входе входное праздника: Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою. Тропарь праздника, тропарь отцев, Слава, кондак отцев, И ныне, кондак праздника. Прокимен, апостол, аллилуиарий, евангелие и причастен прежде праздника, потом отцев. Вместо Достойно – ирмос 9 песни праздничнаго канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

    Хор: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем.    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! (То же повторяется по окончании каждого следующего стиха.)    Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.    Яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.    Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.    Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи.    Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.    Вместо «Честнейшую» на 9-й песни поются праздничные припевы:    во все дни пасхальной седмицы;    в великие праздники Господни, кроме Недели ваий. Эти праздничные припевы на 9-й песни содержатся в Псалтири и в Ирмологионе, а также в последовании данной службы;    в великие праздники Богородичные, в дни отдания Господних и Богородичных праздников, а также 26 декабря, 1,7 и 30 января (по церковному календарю), если эти праздники и отдания приходятся на седмичные дни. Если же они совпадут с воскресеньем, следует петь «Честнейшую»;    в дни от субботы Лазаря до дня Пасхи; в Недели ваий, о Фоме, жен-мироносиц, расслабленного, самаряныни и слепого; в Преполовение и отдание его; в понедельник Святаго Духа; в отдание Пятидесятницы поется без припевов ирмос 9-й песни канона. Глас 9     Хор: Бога человеком не возможно видети, на Него же не смеют чини Ангельстии взирати: Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Его ж величающе, с небесными вои Тя ублажаем.     Чтец: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!     Тропари: Страстей непричастен Ты пребыл еси (по Божеству), Слове Божий, плотию приобщився страстем: но решиши от страстей человека, страстем быв страсть, Спасе наш: Един бо еси безстрастен и всесилен!    Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!    Тлю смертную прием, тления соблюл еси тело Твое невкусно (непричастно), Твоя же животворящая и Божественная, Владыко, душа во аде не оставлена бысть: но яко же от сна воскрес, нас совоздвигл еси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

12 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: храма, предпразднства или праздника и святого (если два святых, то и второго); кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 1 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славославие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 15 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня («Спаси, Господи, люди Твоя»), святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест волею»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 11–14). 18 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, – тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); ковдаки: святого Минеи, «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари дня («Апостоли, мученицы»), «Помяни, Господи», «Слава»; кондак «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

7 . Если случится бдение святому, – тропари: воскресный и святого; кондаки: воскресный, святого и «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. III). 8 . Если случится полиелей, или славословие, или шестеричная служба, или без знака, – тропари: воскресный, храма и святого Минеи; кондаки: воскресный, храма, святого Минеи и «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. II, IV, V), В прочие дни седмицы 9 . Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., например, 8 и 14 сентября). 10 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: праздника и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, 1 августа). 11 . Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, – тропари: праздника и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, 1 октября). 12 . Если случится предпразднство или попразднство Господского или Богородичного праздника, – тропари: предпразднства или праздника, храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, – тропарь святого; кондаки: святого и «Предстательство христиан» (см., например, 26 сентября). 15 . Если случится полиелей или славословие святому, – тропари: храма и святого; кондаки: храма, святого и «Предстательство. христиан» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 43-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака во все дни, кроме субботы, – тропари: дня седмицы (в четверг – два), храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг – два), храма, святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 7, 17-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство и попразднство или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

10 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 августа). 11 . Если случится Богородичный праздник недвунадесятый (иконы Богородицы или другой), – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 октября). 12 . Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, – тропари: предпразднства иж праздника, храма и святого; кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: предпразднства или праздника и святого; кондаки: святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 14 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 15 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два) и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 17 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня седмицы «Спаси, Господи, люди Твоя», храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава» «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 18 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

51), обыкновенный малый. Впрочем, как мы видели, в этом издании праздничные отпусты указываются и после часов с изобразительными в понедельник, вторник, среду и четверток Страстной седмицы. 2) Возглашаются они в самый праздник и накануне его на вечерни, во дни попразднства и в отдание. Издание Киево-Печерской лавры, как мы уже видели, разъясняет, что в самый праздник и его отдание произносится краткий праздничный отпуст, а в попразднства – полный с присоединением в начале праздничного добавления, за исключением только среды и пятка, в которые при попразднствах господских праздников не произносится: «Силою честнаго и животворящаго креста» (Последование вечерни, полунощн. и утр., л. 59). Наблюдается еще следующее: если Обрезание и Сретение случатся в неделю, то произносится не праздничный отпуст, а воскресный, потому что в эти праздники воскресная служба не отменяется: при том же условии и на том же основании воскресный отпуст произносится в попразднства и отдания господских праздников.– Достойно упоминания то, что для отпуста вечерни накануне отдания Пасхи начальные слова указаны: «Воскресый из мертвых» (Тип., л. 372), но не «Христос воскресый из мертвых». В заключение изследования об отпустах считаем необходимым уяснить с точки зрения Типикона значение отпуста. Обращают на себя внимание следующие места Типикона: а) в 1 его главе, между прочим, сказано: «собравшимся братиям в притворе, творит священник начало: Благословен Бог наш... и чтет чтец 9 час... По конце того и по отпусте входим во храм...; аще же 9-й час глаголется в храме, тогда отпуст 9 часа не бывает, но абие иерей начинает, глаголя: Благословен Бог наш», дальше излагается чин малой вечерни (Тип., л. 1); б) Во 2 гл., излагающей чин всенощного бдения, показано, что оно начинается возгласом утрени (Слава святей...), что за этим возгласом следует вечерня, не имеющая отпуста, а за вечерней утреня, совершенно сливающаяся с ней в один состав, и что в конце утрени – «отпуст и многолетствуем императора, таже творим исхождение в притвор...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Богородичен: Скорая в бедах Помощнице,/готовое обуреваемым пристанище,/сохрани мя, Мати Божия, от потопления житейскаго/и не даждь ми разбитися о камень пагубы душевныя. Богородичен: Скорая в бедах Помощница,/готовое пристанище носимым бурей!/Сохрани меня, Матерь Божия, от потопления житейского/и не дай мне разбиться о камень пагубы душевной. Катавасия: Воднаго зверя во утробе/длани Иона крестовидно распростер,/спасительную Страсть проображаше яве./Тем, тридневен изшед,/премирное Воскресение прописаше/Плотию пригвожденнаго Христа Бога/и тридневным Воскресением мир просвещшаго. Катавасия: Во утробе морского зверя/Иона крестообразно руки распростер,/ясно прообразовав спасительное страдание;/выйдя же оттуда спустя три дня,/предначертал сверхъестественное воскресение/Христа Бога, пригвожденного плотию/и восстанием в третий день мир просветившего. Аще отдание, токмо кондак и икос праздника, глас 4. Самоподобен: Если отдание, поем кондак и икос праздника, глас 4, самоподобный Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,/непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно,/соименному Тебе новому народу/милости Твои даруй, Христе Боже;/возвесели силою Твоею верных людей Твоих им победы над врагами,/– да имеют они помощь от Тебя,/оружие мира, непобедимый знак победы. Икос: Иже до третияго Небесе восхищен бысть в рай/и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя,/ихже не леть языки (человеческими) глаголати,/что Галатом пишет, яко рачителие Писаний прочтосте и познасте:/мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни,/на немже, страдав, уби страсти./Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси:/есть бо нам спасительное сие Древо/оружие мира, непобедимая победа. Икос: До третьего неба вознесенный в рай/и услышавший неизреченные и божественные слова,/которые невозможно пересказывать языками человеческими, –/что он Галатам пишет,/как прочли и узнали вы, любители Писаний?/“Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет,/разве только одним Крестом Господним,/на котором пострадав, Он убил страсти”./Так и мы все будем твердо держать его,/Крест Господень, как похвалу;/ибо для нас это спасительное Древо –/оружие мира, непобедимый знак победы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

– По разъяснению «Руков. для сел. паст.» (см. 1873, 14) возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет», следует произносить священнику, а не диакону (см. Уст., 7 и 9 гл.) и, насколько нам известно, на праздничной утрене (с великим славословием, полиелеем и бдением) указанное возглашение в приходских церквах обыкновенно произносится иереем. – При этом возгласе воздеяния рук не полагается (Ц.В. 1897, 45). – Вседневное (читаемое) славословие Уставом полагается только в седмичные дни, и притом в те из них, в которые не бывает праздника с бдением или полиелеем, или великим славословием и в которые не случится отдание праздника. Впрочем, если праздник святому с бдением или полиелеем случится в Сырные понед., втор, и четверток, а равно если отдание Сретения случится в Сырные вторн. и четвер., то славословие тоже читается. Точно так же не поётся славословие в понед., вторн., среду, четвер. и пяток всех седмиц Вел. поста, какое бы празднование ни случилось в эти дни. Но если Сретение или храмовой праздник случится в седмичные дни Сырной недели, то полагается великое (поемое) славословие; великое же славословие полагается Уставом в субботы: Сырную, 5-й седм. Вел. поста, Лазареву и Страстную (см. Уст., 30 янв., 2 и 24 фвр., 27, 28 и проч. хр. гл.). – В славословии, которое поётся, слова: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», поются 3 раза, а в читаемом славословии они произносятся только один раз, вместо же следующих 2-х присовокупляется: «Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим», «Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Кроме того, в читаемом славословии молитва: «Сподоби Господи», находится в конце его, а в поемом славословии – в середине; оканчивается великое славословие пением: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», 3-ды, затем – «Слава» и «И ныне» и – «Святый Безсмертный помилуй нас», «таже высочайшим гласом: Святый Боже» (и проч.), 1-ды; вседневное славословие заканчивается молитвословием: «Господи, милость Твоя во век» и проч. (см. Часосл. и Ирмол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Основание для этого следующее: а. а) Праздник 9 марта ничем не отличается от праздника 24 февраля; однако, на вечерни, отправляемой накануне сего последнего, когда нет преждеосвященной литургии, указаны: «молитва: Всесвятая Троице, и Благословлю Господа» (си. 12 мрк. гл. 24 февр., Тип., л. 192 на обор.). б. б) На вечерне, отправляемой накануне храмовых праздников, «аще не будет преждеосвященныя», указаны также: «молитва: Всесвятая Троице, и Буди имя Господне с поклоны» (35 хр. гл., Тип., л. 420, и 39 хр. гл., Тип., л. 121 на обор.) 677 . б) Возможно, впрочем, предположение, что в те постные дни, в которые не совершается литургия преждеосвященных даров, кроме указанного нами в своем месте деления дневных служб на два богослужебных собрания (т. е. так, чтобы в одном отправлять 3 и 6 часы, а в другом 9 и вечерню), Типикон допускает иное еще деление, – такое, чтобы в одном собрании отправлять часы 3, 6 и 9 с присоединением молитвословий из последования изобразительных, а во втором, отделенном от первого более или менее значительным промежуткам времени или по крайней мере переменою места служения (подобно тому, как в Сырный пяток, если в Сырную субботу случится отдание Сретения, или как в храмовые праздники по 34 и 35 хр. гл.), одну вечерню, и что устав накануне 9 и 25 марта касается именно вечерни, отправляемой без литургии прежд. даров в другом богослужебном собрании. При этом условии, как в своем месте мы разъясняем (чит. об этом ниже), молитвословия: Всесвятая Троице, Буди имя Господне, Слава, и ныне, Благословлю Господа, произносятся не на вечерне, а на изобразительных. Если высказанное предположение верно, то выходит, что в постные дни накануне праздников можно распределять службы не только так, как изображено в уставе накануне 24 февр., т. е. слить в один состав 3, 6 и 9 часы, изобразительны и вечерню, которые все и отправить в одном богослужебном собрании: но и так, как, по-видимому, предполагает устав накануне 9 и 25 марта, т. е. в одном богослужебном собрании отправить часы и изобразительны, закончив их вышеупомянутыми молитвами и отпустом, а в другом, отделенном от первого более или менее значительным промежутком времени или по крайней мере переменою места служения, в виде отдельной и самостоятельной службы одну вечерню, закончив ее ектенией, великими поклонами 678 и отпустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На 5 седм. представленное распределение канонов может подвергнуться изменениям при следующих обстоятельствах: 1) Если в четверток 5 седмицы случится праздник 40 мучеников, то служба их переносится на вторник той же седмицы (Тип.; л. 197 на об.). Канон святаго, прилучившегося во вторник, должен быть пропет накануне на повечерии. 2) Если праздник 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то „поем службу их в нед. 5 постов“ (мр. гл. 9 март. Тип., л. 197 на об.). В данном случае, кроме канона рядового святаго, прилучившегося в неделю 25 февраля, и канон Марии Египетской может быть пропет на одном из повечерий. 3) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона: малое повечерие в самый праздник также без канона, за исключением недели, в которую, как выше сказано, поется „канон рядовый Минеи“, т. е. канон, стоящий на очереди, каковым может быть, напр., 13 и т. д. (Тип., л. 219 на об.). 4) В какой бы день ни случился праздник Благовещения, служба его в этот день и отправляется. Но при этом, если Благовещение будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 23 марта (Тип., л. 207 на об.). Канон святаго сего последнего числа должен быть пропет на одном из повечерий, примерно, в неделю 4-ю. 5) Если Благовещение будет в субботу, то субботний четверопеснец утрени переносится на повечерие в четверток (Тип., л. 208). 6) Если Благовещение будет в неделю 5-ю, то служба Марии Египетской в это время не поется (Тип., л. 206 на об.), но поется, „егда екклисиарх разсудит“ (ср. Тип., л. 202). Следовательно, одно из повечерий может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 7) Служба отдания праздника Благовещения также отправляется в тот самый день, в который случится. Но если отдание будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 5 седм. (Тип., л. 217 и 219 на об.). В этом случае на повечерии 4 нед. надобно петь тот канон, который указан ниже в следующем (10) пункте; повечерия понедельника, как дня, предшествующего пению великого канона, вторника, как дня, предшествующего празднику Благовещения, и среды, как для самого праздника, останутся без канона; но в четверток, накануне пятка, можно будет петь канон пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010