После пения ексапостилария, или светильна, поются на воскресном бдении в рядовой глас, а на праздничном бдении во глас следующих за тем стихир, так называемые хвалитные псалмы, Пс. 148 : – «Хвалите Господа с небес»; Пс. 149 : – «Воспойте Господеви»; и Пс. 150 : – «Хвалите Бога во святых Его». Эти псалмы положено петь обоим ликам по стихам. На практике обычно поются эти псалмы не все полностью, а только избранные стихи их с припевами, таким образом: – «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси аггели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». В отличие от будничной службы, на которой пение или чтение этих псалмов начинается со слов: «Хвалите Господа с небес»; на бдении это последование так и называется «Всякое дыхание». «Всякое дыхание» поется тогда, когда есть «Великое славословие». Далее следуют так называемые «стихиры на хвалитех», которые припеваются к последним 6-ти или 4-ем стихам этих псалмов. На воскресном бдении стихиры эти начинают припеваться за последним стихом 149-го псалма: «Сотворити в них суд написан» ( Пс.149:9 ) и всех стихир бывает 8, почему для двух последних стихир берутся особые припевы: – «Воскресни, Господи Боже мой» и – «Исповемся тебе, Господи». Затем следует стихира на: – Славу: – поется стихира Евангельская, а на: И ныне: на воскресном бдении поется всегда одна и та же стихира: «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Если с воскресным днем совпадет память святого с бдением или полиелеем, то из 8-ми только 4 стихиры берутся воскресные из октоиха, а другие 4 стихиры святого, причем последние две имеют припевы святого, печатаемые обычно в службе святому в стихирах на стиховне. То же бывает, если в воскресение случится предпразднство, или попразднство, или отдание праздника: тогда берутся 4 стихиры воскресные, а 4 предпразднства или праздника, причем две последние с праздничными припевами. То же самое и при совпадении с воскресным днем двунадесятого Богородичного праздника: 4 стихиры воскресные, а 4 праздника. Если в воскресение, кроме предпразднства или попразднства, случится еще святый, которому положены стихиры на хвалитех, тогда стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются только стихиры воскресные 4 и святого 4 с припевами его. При пении Триоди Постной и Цветной в разные недели бывают разные сочетания стихир на хвалитех, которые всегда указаны на ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В неделю Сыропустную. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1. Триоди 4: а) Увы мне... б) Ст.: Исповемся тебе... и: Поприще добродетелей... в) Ст.: Возвеселюся..., и: Адам из рая... г) Ст.:Воскресни, Господи... и: Приспе время... Слава – Триоди; Приспе время... Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника.Триоди 1: стих.: Воскресни, Господи... и: Адам из рая. Слава – Триоди: Приспе время... Октоиха воскр.4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава). Триоди 1: ст.: Воскресни, Господи... И самогласна стихира Триоди дне (Адам из рая). Слава, другая стихира (Приспе время... Песнопения: Адам из рая... и Приспе время..., в Тип. не поименованы; но они указаны 24 февр., Тип., л. 188). Из Октоиха воскресны 4. Святаго 4. Триоди 1: стих.: Воскресни, Господи... и: Адам из рая... Слава – Триоди: Приспе время... Во все недели И ныне, Преблагословенна еси... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (поется). По трисвятом – один воскресный тропарь. Ект.: Помилуй нас, Боже... Возгл.: Яко милостив... Аминь. Ект.: Исполним утреннюю молитву... Возгл.: Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Возгл.: Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Исхождение в притвор при пении: Слава, и ныне, и стихиры евангельской (от сей нед. до нед. Всех святых поются все 11 еванг. стихир). Оглашение Студитово. Тропарь св. Феодора: Православия наставниче... без богородична и 1-й час, по окончании которого малый отпуст. Примеч. 1. В послед. нед. Мытаря и Фарисея, Тип., л. 296 на об., сказано: По отпусте утрени «обычная лития в притворе, в ней же поем Слава, и ныне, стихиру утреннюю евангельскую. И час 1-й». Здесь под литией не разумеется заупокойная лития, а просто только выход в притвор, сопровождаемый пением евангельской стихиры и предназначенный для произношения (в притворе) и слушания Оглашения Студититова, пения тропаря Феодора Студита и чтения 1 часа (ср. послед. нед. Антипасхи, Тип., л. 359, где сказано: «литии, сиречь, исхождения в притвор».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

    23. святаго мученка луппа: В сий день отдается праздник успения пресвятыя Богородицы.    И поется служба вся праздника сице: Вечер, обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры праздника, на 6: Слава и ныне, праздника. Аще ли в пяток вечера: Слава, праздника: И ныне, богородичен 1-й настоящаго гласа. Прокимен дне. кроме входа, и паремий. На стиховне стихиры праздника, с припевы своими. Слава, и ныне, праздника. По трисвятом тропарь праздника. На повечерии, кондак праздника. Полунощницу же поем по обычаю, с кафисмою, и с тропари обычными, глаголем же и молитву: Помяни Господи: На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника: дважды. Слава, и ныне, тойже. и обычныя кафисмы, и седальны праздника. Канон праздника со ирмосом на 8: и другий, со ирмосом на 6, ирмосы обою канонов, по дважды. Катавасиа: Преукрашенная: оба лика вкупе. По 3-й песни, впакои праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника. На 9-й песни поем припевы праздника, якоже указася на самый праздник. Светилен праздника, дважды. На хвалитех стихиры праздника на 4. Слава, и ныне, праздника. Славословие великое. и час 1-й, и отпуст. На Литургии, блаженна от обою канонов, песнь 9-я, со ирмосом на 8. Тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак. Прокимен, Аллилуиа, и причастен праздника. Апостол же, и евангелие дне и праздника.     МРК Подобает ведати, аще случится отдание праздника успения пресвятыя Богородицы в неделю: На Велицей Вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един, и праздника 6, поемыя на самый праздник. Слава, праздника. И ныне, богородичен 1— й гласа. На литии стихиры и Слава, и ныне, праздника: На стиховне стихиры воскресны. Слава и ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды. и чтение в посланиих апостольских. На Утрени, на Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава и ныне, праздника: По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом, и непорочны, и впакои гласа, и чтение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1-й час читается без кафизмы. Постный тропарь: Заутра услыши... со стихами, надобно читать, как в среду Сырной седм., а не петь. По трисвятом кондак; Душе моя... Прочие часы читаются также с постными тропарями, но также и без пения. Кафизмы на них полагаются, но читать их надобно поскору труда ради бденного и без пения, установленного на каждом антифоне кафизмы. Поклоны не полагаются. По трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Блаженны поскору и без пения; по трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Изобразительны надобно оканчивать таким образом: после кондака – Господи, помилуй 40. Молитва: Всесвятая Троице... Премудрость. Достойно есть... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим.., Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне; Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст (ср. устав о службе в Великие четверток и субб.) 704 . В этот день совершается литургия преждеосвященных даров. На вечерни, предшествующей сей литургии, 12-я кафизма. Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор. и 192) Вечерня накануне праздника, случившегося в понедельник 2, 3 и 4 седмиц. Вечерня накануне праздника, случившегося во вторник, среду и пяток 2 и 3 седмиц, а также и четверток 2 и 3 седм., если в среду почему-либо не совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечерня накануне праздника, случившегося в четверток 2 и 3 седм., если в среду совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечером после 9 часа поется вседневная вечерня в следующем порядке: После молитвословий из последования изобразительных, отправлен ных по великопостному уставу, и именно после молитв: Господи и Вла дыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, без начального возгласа (Благословен Бог) поется вечерня в следующем порядке: После молитвословий изобразительных, отправленных по вели копостному уставу, и именно после: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, трисвятаго, Пресвятая Троице..., Отче наш… с возгласом, Господи, помилуй 12 и и Всесвятая Троице..., без отпуста, поется вечерня в соединение с литургией преждеосвященных даров. Примеч. Если часы с изобразительными отправлены во храме (а не притворе) и вслед за ними тотчас начинается вечерня с литургией преждеосвященных даров, то после изобразительных с точки зрения Типикона отпуста не должно быть. Он действительно и не показан в 12 мр. гл. 24 февр., Тип., л. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

XVIII); благоговейно исполнять обязанности к Богу, начиная с хранения суббот (праздников), и к ближним, начиная с почтения к родителям и старцам (– «пред лицем седого востани, и почти лице старчо» – ст. 32): не красть, не лгать, не обманывать друг друга, не делать неправды на суде, не обижать пришельцев, для бедных не дожинать края нивы, не мстить и не враждовать с ближним и пр., и вообще «любить ближнего своего, как самого себя» (гл. XIX); а в заключение к этим обязанностям определяются наказания: за служение Молоху (– «отдание детей своих Молоху»), за волшебство и вызывание мертвых смерть: побиение камнями от людей, или истребление из народа Божия от Господа: за злословие родителей, за прелюбодяние, мужеложство и скотоложство смерть чрез побиение камнями, а за незаконное сожитие с дочерью и матерью вместе – сожжение огнем, за женитьбу на тетке или жене брата своего – бесчадие от Господа и под. (гл. XX). б) Для первосвященника и священников даны особые законы относительно чистоты их жизни, прав и обязанностей их (гл. XXI и XXII). в) За тем опять для всех Израильтян даны постановления о праздниках: о еженедельной субботе и семи годовых, с указанием обязанностей, как освящать их чрез покой от дел, чрез священные собрания для принесения жертв и чрез совершение других обрядов (гл. XXIII): для ежедневного же возжения елея во святилице, для двенадцати хлебов предложения и для курения фимиамом Израильтяне должны представлять чистый, выбитый елей, пшеничную муку и ливан и соль (гл.24:1–9). г) В то время, когда Господь давал законы о праздниках, чтобы чрез них святилось имя Господне, и когда все сыны Израилевы с благоговением праздновали освящение новопостроенной скинии, один сын Израильтянки от Египтянина поссорился в стане с Израильтянином и публично хулил и злословил имя Господне. Богохульник по повелению Божию был казнен смертью чрез побиение камнями. В то же время даны были законы об одинаковом наказании как пришельцев, так и туземцев за богохульство и за убийство-смертью, за увечье-увечьем по общему закону: «око за око, зуб за зуб», а за убиение скотины положено взимать плату за нее, или скотину за скотину.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Примеч. 2. В том же послед., л. 297, сказано: «от сея недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения... Феодора Студита ... По окончавии же чтения, глаголем тропарь преп. Феодора... и совершенный отпуст». Это выражение не то означает, что с этого воскресенья начинается чтение Оглашений Феодора Студита , так как они читались и во все предыдущие воскресные дни (см. в Тип., гл. 2, 3, 4 и 5), а то (как это можно понять из послед. понед. 1 седм. св. Четыред., Типик., л. 310), что с седмицы, следующей за неделей Мытаря и Фарисея, к заупокойным литиям, бывающим в седмичные дни, в некоторые из них, а именно по средам и пяткам, присовокупляется чтение Оглашений Студитовых и пение тропаря Феодору Студиту . На часах. B неделю Мытаря и Фарис. На 1 часе: Тропарь воскресный. По трисвятом – кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздник. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Кондак воскресный. Тропарь воскресный. Слава – предпразднства. Кондак предпразднст. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. На 3 часе: Так же. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак воскресн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздник. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Конд. Триоди. Тропарь воскресный. Слава – предпразднства. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. На 6 часе: Так же. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Кондак святых. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. На 9 часе пред вечернею: Так же. Так же, как на 3-м часе. Как на 1-м часе. Так же, как на 3-м часе. Так же, как на 3-м часе. Так же, как на 3-м часе. B неделю Блуднаго: На 1 часе:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Кроме того, события эти совершились как раз в этот период времени в дни Пятидесятницы. Последование недели разслабленнаго поется еще только в понедельник и вторник, ибо в среду празднуется особый праздник – Преполовение. Преполовение Пятидесятницы В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника – Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Иоан., 7). и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет» ( Ин.7:37 ). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира. На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями – паремиями, но кафизма бывает рядовая, а не «Блажен муж». Поется тропарь: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе. На утрени не положено полиелея, а только Великое славословие. Катавасия в самый день праздника и в день отдания не пасхальная, а «Море огустил еси». На утрени и литургии, вместо «Честнейшую» и «Достойно есть» поется ирмос: «Чужде матерем девство…» В самый праздник бывает крестный ход на источники и освящение воды малое. Преполовение празднуется 8 дней и отдается в среду на 5-ой седмице. В отдание тоже поется, вместо: «Достойно есть», «Чужде матерем девство…» Предпразднства нет. Неделя о Самаряныни В неделю 5-ую по Пасхе – Самаряныни – вспоминается, как Господь, придя в самарийский город Сихар на источник Иаковль, в беседе с женой-самарянкой преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов», открыл, что Он есть Сердцеведец и ясно исповедал Себя Мессиею-Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О празднике кущепоставления, что он означает восстановление надежды, подобающей святым, и оживление из мертвых; предлежит изречение: «Был же близко праздник иудеев – кущепоставление» Ин.7:1–2 .  И по сих хождаше Иисус в Галилеи, не хотяще бо во иудеи ходити, яко искаху Его иудеи убити. (Бе же близ праздник иудейский почтение сени) 521 «После сего», говорит, сказанного и сделанного опять с большею охотою пребывал Христос в Галилее. На это, думаю, и указывает выражение: «ходил». Но показывает, что пребывание у них (галилеян) было для Него не добровольным, но, напротив, происходило по необходимости, присоединяя и причину этого, ибо, говорит, хотели «Его убить иудеи». Поэтому Он удалился к иноплеменникам и на продолжительное время, отказываясь «во Иудее ходить». Но также и этим, полагаю, Израиль обвинялся в великом упорстве, если находиться у язычников оказывалось (для Христа) гораздо лучше, чем жить у него (Израиля). Это возвещено пророком Иеремиею: «Покинул Я дом Мой, оставил наследие Мое, дал возлюбленную душу Мою в руки врагов ее» ( Иер.12:7 ). Быть Христу вне дома Своего ради нечестия преследователей и переселиться к галилеянам – разве это не есть очевидное отдание Им Своей души в руки врагов ее? Враги Христу язычники как рабствующие другому (господину) и поклоняющиеся твари вместо Творца, потому что еще не приняли веры в Него. Также и этому научит ясно Сам Он в словах: «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Лк.11:23 ). Но всякий, думаю, скажет, что прежде истинного Богопознания и веры язычники не суть со Христом, следовательно, они были против Него и потому находились в ряду врагов. Если же это так и для всех очевидно, то у израильтян господствовала такая мерзость, что вращаться среди врагов оказывалось (для Христа) гораздо лучше и жить с теми, с кем всего менее подобало, приятнее, чем, как это следовало бы и было бы более прилично, у сородичей по плоти, в качестве таковых долженствовавших даже любить Его. Таким образом, весьма справедливо переселялся Христос к язычникам, как бы уже самим делом говоря, что если они не перестанут преследовать и своим безумием останавливать Благодетеля, то совсем отдаст Себя внешним и к язычникам переселится Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Совокупность этих данных невольно склоняет к признанию, что 14ое нисана причисляется у Иосифа к пасхальному периоду опресноков и потому было между ними первым таким днём. Но на этих же самых основаниях проф. Хвольсон старается представить все дело иначе и даже обратить его в свою пользу 68 . Он подчёркивает, что в Antiqu. III, 10:5 и IX, 13:3 Иосиф отличает день пасхального агнца от праздника опресноков, полагает последний на 15ое число и второй относит в 16му. Это совершенная правда, но непримиримого противоречия здесь с II,15:1 нет. Всматриваясь в самый текст, мы находим, что автор отделяет семидневную пасху опресноков от 14го числа – принесения жертвы 69 , которая была тоже пасхой 70 . Последнее отводится у него для собственно пасхальной жертвы, а на первую он полагает τς λλας θυσας 71 . Отсюда и получаются «семь» и «восемь» в зависимости от того, причисляет ли он день заклания и вкушения агнца, или исключает его. Это так же просто, как – при обычных в Библии «семи» – Втор.16:8 указывает только «шесть» дней опресночных без седьмого, когда было отдание праздника. Наряду с этим время жертвы пасхальной и начало опресноков у Иосифа хронологически совпадают настолько, что 14ое нисана является и первым днём опресночным 72 . Спорить против этого нельзя в виду решительного и категорического, хотя доселе замолчанного, свидетельства Флавия в таких точных словах 73 : τς τν ζμων νστσης μρας τεσσαρεσκαιδεκτ Ξανθικου ( 2Мак.11:30,33,38 Νισν: ΙΙ, 14:6 и др.) μηνς. Спрашивается: как же теперь назвать 14ое нисана, если не первым днём опресноков? И не тогда ли именно – но нему – подобаше жрети пасху? Здесь полное согласие с датами синоптиков относительно того, что жертва 14го нисана называлась пасхою и причислялась к опреснокам. После этого всякие дальнейшие словоизвития излишни и праздны. Но проф. Хвольсон утверждает, что Иосиф, будучи учёным евреем, должен был знать иудейские законы и, видимо, выразился не точно, потому что писал для язычников. Я думаю, что римлянам было всё равно, если бы пасха праздновалась и 1го нисана; а автор, желая дать верное понятие об учреждениях и обычаях своего народа, обязан был к особенной осмотрительности в употреблении специальных терминов. Что «должен был знать» Флавий, – это нам неизвестно и есть чистейшая возможность; о возможностях же можно спорить без конца, даже до невозможности, и не прийти к доброму результату, как в такой области всегда и бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Затем, с помощью особенно священника Ездры, он старался утвердить и возвысить нравственно-религиозное состояние своего народа. В праздник Новолетия, т. е. в 1-й день VII месяца, при собрании громадных масс народа, Ездрой торжественно была принесена и прочитана перед народом книга Закона. Народ плакал, слушая чтение и объяснение Закона, продолжавшееся с утра до полудня. Затем Неемия сделал распоряжение, чтобы в предстоящий праздник Кущей евреи сделали себе палатки (кущи) и жили там по закону. И собрали Израильтяне, говорит свящ. дееписатель, древесных ветвей масличных, миртовых и др. и устроили себе кущи и праздновали праздник сей с великою радостью. В восьмой день свершилось отдание праздника Кущей по Закону ( Heeм. VIII , Лeb. XXIII, 39–43 ). В 24-й день, по распоряжению Ездры и Неемии, провозглашен был пост. Сыны Израилевы собрались перед храмом во вретищах и с пеплом на главах своих, отлучив из среды своей всех инородных, читали книгу Закона, исповедовались во грехах своих и преступлениях отцов своих и коленопреклонно молились пред Господом, чтобы Он не помянул их беззаконий. В заключение Ездрой была произнесена трогательная покаянная молитва . Затем составлено было письменное обязательство, утвержденное подписями и печатями израильтян строго сохранять уставы Божии. В это же время обращено было особенное внимание на то, чтобы не вступать в супружеские связи с иноплеменными, не производить торговли в субботний день, постоянно взносить установленный в пользу храма сбор и выдавать священникам и левитам начатки и десятины (Неем. гл. IX, X). После сего Неемия должен был возвратиться в Вавилон. По прошествии некоторого времени он прибыл снова в Иерусалим и нашел уже там беспорядки и злоупотребления и поэтому снова должен был озаботиться об искоренении оных. Так, напр., по его распоряжению был удален из помещения при храме некто Товия аммонитянин и домашние его вещи были выброшены. Он восстановил богослужебный порядок, расстроившийся было вследствие неисполнения узаконенного взноса десятин; воспретил снова торговлю, полевые и всякие работы в субботние дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010