Праздник кущей – 7-дневный, с 15-го по 22-е тисри. Праздник носит двоякое название, соответствующее двойственному его значению – историческому и натуральному. Одно название: chag sukkoth, праздник кущей, шалашей, палаток, евр., sukkah, в противоположность bet – дом, означает удобнопереносимое временное жилище шатер (ср. Быт 33.17 ; Ис 1.8 ; Ион.4:8 ). Евреи должны были 7 дней этот праздника жить в нарочито устроенных шалашах, чтобы последующие роды имели понятие о том, что Иегова, выведя их предков из Египта, сперва дал изведать им номадическую жизнь в шалашах, в пустыне и уже после предоставит им Ханаан для оседлого обитания. Так, по исторической стороне праздник кущей «напоминал пребывание в пустыне» (блаж. Феодор., вопр. 32). Другое название его – «праздник собирания плодов» (спад hasiph, Исх 23.16 ) указывало на время года празднования праздника кущей – время обилия у евреев всяких плодов: праздник кущей был чрезвычайно радостным и торжественным благодарением Иегове за урожай года. Для выражения этих чувств евреи должны были не только кущи устраивать из зеленеющих ветвей разных деревьев ( Неем 8.15 ), но и в руках носить ветви (вероятно и плоды) деревьев «красивых» (hadar; по раввинам: цитрон или лимон), пальмовых (tamarim), «широколиственных» (anaph-ez-abot, по равв.: мирт) и «речных верб» (arbe-nachal). Неопределенность указания на состав этого букета или, как назвали его позднейшие евреи, лулава, дала широкий простор для традиции иудейской в толковании буквы и смысла постановления (в Мидраше деревья, с которых брались ветви для лулава, аллегорически объясняются об Аврааме, Исааке и Иакове или о Сарре, Ревекке Рахили, Лии и под.). К особенностям праздника в позднейшее время традиция прибавила обряды: а) возлияния воды и б) иллюминацию и пляски с горящими факелами во дворе женщин. 1-й обряд (см. Мишна, Сукка 4:9–10) совершался так. Золотой сосуд емкостью в 3 лога наполнялся водой из Силоамского источника, с трубным звуком переносился в храм, и здесь, на жертвеннике всесожжений вода одновременно с вином выливалась через одну из 2-х чаш (вода – на западную сторону жертвенника, а вино на восточную). Пляска благочестивых израильтян с факелами в руках совершалась под аккомпанемент музыки левитов (Сукка 5:2–4). О жертвах в праздник кущей говорит Чис 29.13–38 . В 8-й день совершалось отдание праздника, azereth ( Лев.23:31 : это же название усвоялось и 7-му дню праздника пасхи; Втор 16.8 ): может быть, именно в этот " последний день великого праздника» ( Ин 7.37 ) Господь Иисус Христос стоял в храме и, в виду совершавшегося (упомянутого) там возлияния воды, произнес великие слова об источниках воды живой – благодати Святого Духа ( Ин 7.37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Семнадцатая маркова глава содержит устав о том, как надобно отправлять богослужение в том случае, если Благовещение будет в Великую субботу. Отправлять его надобно именно так. В пяток в 10 час. дня следует петь великую вечерню. На ней – Благословен Бог... Аминь. Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Миром Господу помолимся... Яко подобает тебе... Аминь. Господи, воззвах во глас 1-й. Стихиры самогласны дне на 6 и праздника на 4. Слава – дне: О како беззаконное... И ныне – праздника: Послан бысть... Вход с евангелием. Премудрость, прости. Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дне: Разделиша ризы... Премудрость. Исхода чтение. Вонмем. Глагола Господь к Моисею... Вонмем. Прокимен дне: Суди, Господи.. Премудрость. Иова чтение. Вонмем. Господь благослови... Премудрость. Пророчества Исаина чтение. Вонмем. Тако глаголет Господь... пять паремий праздника. Вонмем. Прокимен: Положиша мя... Премудрость. К Коринфяном послания... Вонмем... Братие, слово крестное... Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа 3 и аллилуарий: Спаси мя, Боже... Премудрость, прости, услышим святаго евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Матфеа святаго евангелиа чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Во время оно совет сотвориша... Слава тебе, Господи, слава тебе. Ектения: Рцем вси... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне дне: Егда от древа тя; стих: Господь воцарися... Егда во гробе нове..; стих: Ибо утверди... Егда во гробе плотски..; стих: Дому твоему... Егда силы зряху... Слава – праздника: Днесь радость... И ныне – дне: Тебе одеющагося... Ныне отпущаеши... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство.... Аминь. Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна... Слава, и ныне. Благобразный Иосиф... Вынос плащаницы. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице...Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже нас ради человеков и нашего ради спасения... Многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стихира храма. Из Триоди 2 хвал. стихиры: Увы мне Адам… Поприще добродетелей… Слава – Предтечи. И ныне – Триоди: Таинственно воспеваем тя… Во все недели. Спаси, Боже, люди твоя... и: Еще молимся о благочестивейшем... Возгл.: Услыши ны, Боже... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госп... Владыко многомилостиве.. Вход во храм и стихиры на стиховне. В неделю Мытаря и Фарис. Октоиха, писанныя по алфавиту. Слава гл. 5: Отягченными очима моима... И ныне, богород. воскресный по гласу Славы: Храм и дверь... Воскресны по алфавиту. Слава – праздн. И ныне – Триоди. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – – святых. И ныне – Триоди (разумеется песнопение стихир на стиховне с надписью: Слава). Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – предпразднества. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. B неделю Блуднаго. Октоиха, писанная по алфавиту. Слава, гл. 6: Отеческаго дара расточив богатство... И ныне, богород. воскрес.по гласу Славы: Творец и избавитель мой… Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. B неделю Мясопустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 8: Увы мне, мрачная душе... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Безневестная Дево... Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди: Увы мне, мрачная душе. В неделю Сыропустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 6: Изгнан бысть Адам... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Творец и избавитель... Так же, как выше. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди (Изгнан бысть Адам). Во все недели. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвят. Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Богородице Дево... 3. Богородице Дево... 2. Тропарь ороздн. 1. Богородице Дево... 2. Тропарь праздника 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Воскр. 4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надп.: Слава), с праздн. прип. Слава – Триоди: От дел похваленми... Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Святых 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава). Две последние поются с припевами святых: а) Восхвалятся преподобнии во славе... б) Священницы твои облекутся в правду... (Припевы чит. в вечерн. стихирах). Слава – Триоди: От дел похваленми. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1. Триоди 3: а) Мытаря и Фарисеа различие... б) Фарисеа велехвальный глас... в) От дел похвалении... Перед стихирами Триоди стихи: а) Воскресни, Господи, Боже мой... б) Исповемся тебе, Господи... Первый из этих стих, надобно пропеть пред песнопением: Фарисеа велехвальн. глас...; втор, пред песнопением: От дел похваленми. Что касается песнопения: Мытаря и Фарисеа различие...; то оно будет пропето с последним припевом из хвалит. псалмов (Хвалите его в кимвалех... Всякое дыхание да хвалит Господа). Слава – Триоди. На Славу надобно повторить: От дел похваленми..., – подобно тому, как в неделю Мясопустную назначается повторить: Предочистим себе... (Тр. Постная, л. 34) и в нед. Сыропуст. Приспе время... (там же, л. 75). Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника. Слава – праздника. Прим. С праздничными припевами , надобно петь: две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с их припевами. Слава – Триоди (От дел похваленми) Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4 (в том числе песнопение1 с надписью: Слава). Слава – Триоди (От дел похваленми)... Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. В неделю Блуднаго. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1 и Триоди 3: а) Блуднаго глас... б) Ст.: Воскресни, Господи... и: Яко блудный сын... в) Ст. Исповемся тебе ..и: Иждих блудно... Слава, гл. 6: Отче благий... (Все четыре песнопения находятся в хвалитных стихирах утрени; песнопение: Яко блудный сын, кроме того, помещено в литийных стихирах с надписью: Слава).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

21 . В Радоницу – тропари: «Запечатану гробу» и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е). В храме Божией Матери (или в приделе) В неделю (воскресный день) 1 . Если случится Господский двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября). 2 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю). 3 . Если случится Богородичный праздник двунадесятый, – тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю). 4 . Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, – тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 октября, аще случится в неделю). 5 . Если случится предпразднстъо или попразднство Господского праздника, – тропари: воскресный, предпразднства или праздника, храма и святого; кондаки: святого, предпразднства или праздника. Если же нет тропаря и кондака святому, то кондаки: воскресный, храма и предпразднства или праздника (см. 14 сентября, аще случится в неделю). 6 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: воскресный, предпразднства или праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и предпразднства или праздника (см. 8 сентября, аще случится в неделю). 7 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропари: воскресный, праздника; кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 8 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, или служба шестеричная или без знака, – тропари: воскресный, храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: воскресный, святого Минеи (одного или двоих) и храма. В прочие дни седмицы 9 . Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., 1 например, 8 и 14 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Если Рождество Христово случится в недлю, то между ним и Богоявлением бывает одна суббота (31 дек.) и неделя (1 янв.); тогда служба недели по Рождестве Христове отправляется в понедельник 26 дек., в каковой день на литургии и читаются апостол и евангелие недели по Рождестве Христове; а в субботу 31 дек., на отдаче праздника, читаются два апостола и евангелия, прежде субботы по Рождестве Христове, а затем субботы пред Богоявлением. – Если Рождество Христово случится в понедльник, то между Рождеством Христовым и Богоявлением тоже бывает одна суббота (30 дек.) и неделя (31 дек.); тогда 30 дек. читаются апостол и евангелие прежде субботе по Рождестве Христове, потом субботе пред Богоявлением, а недели по Рождестве читаются 31 дек., в отдание праздника, недели же пред Богоявлением читаются в понедельник 1 янв. (см. 1 янв.). – Если Рождество Христово случится во вторник, то до Богоявления бывают две субботы (29 дек. и 5 янв.) и одна неделя (30 дек.); тогда суббота по Рождестве Христове бывает 29 дек., в каковой день читаются апостол и евангелие прежде субботе по Рождестве Христове и потом младенцев, Христа ради избиенных от Ирода; служба недели по Рождестве Христове поется 30 дек., как указано на ряду; а неделя пред Богоявлением бывает 1 янв. (см. 1 янв.). – Если Рождество Христово случится в среду, четверток или пяток, то до Богоявления бывают две субботы (28 дек. и 4 янв., 27 дек. и 3 янв., 26 дек. и 2 янв.) и две недели (29 дек. и 5 янв., 28 дек. и 4 янв., 21 дек. и 3 янв.); тогда в первую субботу и неделю читаются апостол и евангелие субботы и недели по Рождестве Христове, а во вторую субботу и неделю читаются апостол и евангелие субботы и недели пред Богоявлением. – Если Рождество Христово случится в субботу, то до Богоявления бывают две недели (26 дек. и 2 янв.) и одна суббота (1 янв.): тогда служба недели по Рождестве Христове отправляется 26 дек., как указано на ряду; в пяток 31 дек. поется служба отдания праздника, как указано на ряду, только прокимен, аллилуиа и причастен праздника, а апостол и евангелие субботе по Рождестве Христове; апостол же и евангелие субботе пред Богоявлением читаются 1 января (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пятидесятница празднуется ими в продолжении двух дней; 88 воздерживаются от всякого занятия, исключая необходимого. He много наблюдают обрядов. Собравшись в синагогу для молитв и песнопений, дважды вынимают из хранилища книгу закона; призывают пять человек для чтения, относящегося к празднику и для Гафтары из пророков, в коей упоминается о том же празднике. Читают книгу Руф, так как эта история случилась во время жатвы. В воспоминание получения закона, устилают травою дома, улицы синагоги и школы; окна украшают зелеными ветвями, розами и другими цветами. Пища употребляемая ими в этот праздник, большею частью состоит из молока. Причина сему следующая: их предания, находящиеся в Талмуде, говорят, что в 50-й день, т. е. когда Моисей получал закон на горе Синайской, гора, как известно, сотрясалась от гласов и молний; её облегали тогда облака, сумрак и буря – как знамения присутствия Божия на горе ( Исх.19:16–18 ), а все пространство около горы и то место, где был стан еврейский, освещено было необыкновенным светом, несравненно большим, чем от солнца. Посему, в воспоминание такого события, раввины установили в день пятидесятницы, есть пищу, состоящую преимущественно из молока, дабы белизною молока хотя несколько обозначить и напомнить о том необыкновенном свете, какой видели их предки при получении закона на горе Сииайской. Buztorf. de Synag. Iud. c. XX. стр. 445. Вообще, праздник этот, соответственно заповеди, они препровождают весело: Да пиршествуеши, сказано, и да возвеселшися пред Господом Богом твоим, ты, сын твой и пр. ( Втор.16:17 ). Посты и плачь над умершими запрещены. Под вечер другого дня, бывает отдание праздника таким же образом, как и в осьмой день праздника Пасхи. IV. Праздник кущей Третий из главных праздников еврейских есть праздник Кущей или Сеней, который совершается в 15-й день седьмого месяца Тисри ( Лев.23:24 ), или в начале сентября. В книге Левит пишется: в кущах да пребудете семь дней: всякий туземец во Израиле да пребудет в кущах: яко да уведять роды ваша, яко в кущах вселих сыны Израилевы, внегда извести мне их из земли Егитетския ( Лев.42:43 ) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Разделы портала «Азбука веры» изучающим православное христианство См. также: Пасха в Ветхом Завете Ветхозаветная Пасха совершалась по повелению Божиему в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Слово «Пасха» происходит от еврейского глагола passah — переходить. Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Содержание Ссылка Господь возвещает о Пасхе Моисей возвещает о Пасхе Евреи совершают Пасху на равнинах Иерихонских Царь Езекия совершает Пасху Царь Иосия совершает Пасху Возвратившиеся из плена сыны Израилевы совершают Пасху   Пасха в Новом Завете Содержание Ссылка Путешествие святого семейства — Иосифа, Марии и двенадцатилетнего Иисуса — в Иерусалим для участия в ежегодном, общенародном празднике Пасхи. Беседа юного Христа в Иерусалимском храме с учителями закона, по окончании пасхальных торжеств. Посещение Господом Иисусом Христом Иерусалимского храма перед праздником Пасхи (первой по выходе Христа на мессианское служение). Изгнание торгующих из храма. Свидетельство Иисуса, как Новозаветного Пасхального Агнца, о Своей будущей смерти и Воскресении. Совершение Иисусом чудес в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Пребывание Христа в Иерусалиме во время праздника Пасхи (второй за период Его общественного служения). Исцеление расслабленного (мучимого болезнью в продолжении 38 лет) в купальне «Вифезда», у Овечьих ворот. Прохождение Спасителя с учениками по засеянному полю и срывание колосьев в субботу, первую по втором дне Пасхи. Приближение третьей Пасхи периода общественного служения Мессии. Чудесное насыщение Спасителем 5000 человек. Иисус Христос возвещает о Пасхе и Своем Распятии. Схождение народа в Иерусалим при приближении Пасхи. Поиски народом Христа. Отдание первосвященниками и фарисеями приказания, согласно которому тот, кому станет известно о местонахождении Иисуса, должен им сообщить (с целью последующего взятия Его под стражу).

http://azbyka.ru/shemy/pasha-v-biblii.sh...

Таблица тропарей и кондаков на литургии субботнего дня, если на утрени после шестопсалмия и великой ектении поется «Бог Господь» во храме святого Если случится святой, имеющий славословие или полиелей. Если случится святой, имеющий бдение. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника. Если случится отдание господского или богородич. праздника. Тропарь дневной. Тропарь рядового святого – 1 или 2. Кондак рядового святого – 1 или 2. Слава, Со святыми упокой... И ныне, Яко начатки естества... (Тип., гл. 12, 52, л. 385.). Примеч. В храме святого в суб. не произносятся тропарь и кондак храма святого, потому что все святые именованы суть в дневном тропаре (Тип., гл. 12, л. 21, и гл. 52, л. 384 и 385 на об.). Тропарь храма святого. Тропарь рядового святого. Кондак храма святого. Слава, кондак рядового святого. И ныне, Предстательство христиан... (Тип., гл. 52, л. 386 на об.). Примеч. В предыдущей графе было замечено, что тропарь и кондак храма святого в субботу не произносятся. Между тем, в 52 гл. Типик, (л. 386 на об.), где идет речь о полиелейном святом в субботу, они указаны. Это потому, что здесь нет дневных. Тропарь святого. Слава, кондак святого. И ныне, Предстательство христиан... (Тип., гл. 15 и 52, л. 386 на об.). Тропарь предпразднства или попразднства. Тропарь храмового святого. Тропарь рядового святого – 1 или 2. Кондак храма святого. Слава, кондак рядового святого – 1 или 2. И ныне, кондак предпразднства или попразднства (Тип., гл. 12, 15, 52. л. 387 на об.). Устав тот же, что в храме Христа Спасителя. Примеч. Когда бывает святой, имеющий бдение, тогда тропарь и кондак храма святого не произносятся (Типик., гл. 52, л. 387). Тропари и кондаки на литургии субботнего дня, если на утрени после шестопсалмия поется «аллилуиа», указаны нами ниже в дополнител. к 1, 2 и 3 част. отделе. Глава 43. О кондаках в последовании изобразительных периода времени пения Октоиха, отправляемом тогда, когда почему-либо нет литургии, с предварительным изображением его порядка

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Ответ на возражение 10. Согласно Старому Закону ( Чис. 28; 29 ), существовало семь временных и один постоянный торжественный обряд. Постоянный обряд состоял в том, что ежедневно, утром и вечером, приносился в жертву ягненок, и этот постоянный обряд неизменного жертвоприношения указывал на бесконечность божественного блаженства. Что касается временных обрядов, то первый из них проводился еженедельно. Это было празднование «субботы» в память о деле сотворения вселенной. Второй обряд, а именно «новомесячие», проводился ежемесячно и соблюдался в память о деле божественного правления. В самом деле, разнообразие вещей низшего мира во многом связано с движением луны, по каковой причине обряд проводился при новолунии, но не при полнолунии, дабы тем отличаться от идолопоклонников, которые имели обыкновение именно в это время приносить жертвы луне. Вышеуказанные два благословения были дарованы всему человечеству и потому отмечались наиболее часто. Другие пять обрядов проводились по разу в год и являлись торжествами в честь тех милостей, которые были оказаны конкретно евреям. Так, в первый месяц отмечалась «пасха», праздник в честь оказанных благодеяний при исходе из Египта. Праздник «пятидесятницы» отмечался пятьюдесятью днями позже в память о милости дарования Закона. Остальные три празднования проводились в седьмом месяц. Так, в первый день седьмого месяца совершался обряд «трубного звука» в память об избавлении Исаака, когда Авраам нашел овна, запутавшегося в чаще рогами своими ( Быт 22, 13 ), каковые рога были представлены трубами, в которые они дули. Праздник «трубного звука» был своего рода приготовлением к следующему празднику, который отмечался в десятый день. Это был праздник «очищения» в памяти о благословении, посредством которого по просьбе Моисея Бог простил народу грех поклонения тельцу. Завершалось все празднованием «кущей», которое продолжалось в течение семи дней. Так отмечалась оказанная Богом милость защиты и руководства при переходе через пустыню, когда они жили в кущах. Поэтому во время этого праздника они брали себе ветви «красивых деревьев», то есть цитрона, и «деревьев широколиственных», то есть мирта, запах которого особенно приятен, «и пальмовые, и верб речных», которые надолго сохраняли свою свежесть; все эти деревья произрастали в земле обетованной, а смысл был тот, что Бог привел их через бесплодную землю пустыни в землю блаженства. В восьмой день совершалось «отдание праздника», во время которого собирали средства, необходимые для божественного поклонения, и это символизировало объединение людей и тот мир, который они обрели в земле обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010