Скачать epub pdf Приложение Раннехристианские отцы Церкви Введение Раннехристианские отцы Церкви I и II веков положили начало святоотеческой письменности – наиболее авторитетному комментарию к Священному Писанию . Хотя не все мнения святых отцов были впоследствии восприняты Церковью в полном объеме, их творения образуют вместе с постановлениями Вселенских Соборов Священное Предание и составляют один из первоисточников учения Церкви. Сложившись в основном в первое тысячелетие от Рождества Христова, эпоху, предшествующую разделению Церкви на Восточную и Западную, святоотеческая литература является драгоценным свидетельством их тысячелетнего единства и в наше время продолжает быть их общим наследием: к нему и теперь постоянно обращаются христиане Востока и Запада. Десятилетия, отделяющие апостольское начало Церкви от середины II века, оставили нам очень мало памятников. Мы почти ничего не знаем о росте Церкви, ее первоначальной организации, развитии учения, богослужения. Это дало возможность различным реформаторам христианства или же «научной» критике строить об этой эпохе всевозможные гипотезы, по-своему восстанавливать и толковать ее. В ней обязательно хотели усмотреть какую-то «метаморфозу» Церкви, «разрыв с первоначальной идеей христианства», отраженной в Евангелии. Организованная Церковь – с ее иерархией, учением, дисциплиной, какой мы видим ее в середине II века, – по их мнению является продуктом всех этих кризисов, «приспособления» к социальным условиям. Расплавленная, расплывчатая вера волей-неволей будто бы отлилась в формы мысли той эпохи, «эллинизировалась», отразила в себе влияние и потребности принявшего ее общества. Но в последнее время все очевиднее становится несостоятельность этих теорий. Со все большим вниманием вслушиваются ученые в голос церковного Предания, еще недавно представлявшегося им тенденциозным, почти злонамеренной выдумкой, которую необходимо разоблачить во что бы то ни стало. Но оказывается, Евангелие невозможно отделить от Церкви: оно написано в ней и для нее, оно свидетельствует веру Церкви, ее живой опыт, и вне этого опыта Благую весть понять нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сколько-нибудь полное представление о церковной жизни эпохи Александра I немыслимо без упоминания о деятельности Русского Библейского общества. Библейское общество первоначально возникло в Англии, откуда быстро распространилось по миру. Его основатели исходили прежде всего из убеждения в том, что Слово Божие само в себе несет все необходимое для благодатного просвещения человека. Именно поэтому они принципиально не помещали в своих изданиях каких бы то ни было комментариев и пояснений. В России отделение Общества было первоначально учреждено в Санкт-Петербурге в 1812 г. Первое заседание состоялось 11 января 1813 г. в доме обер-прокурора Святейшего Синода князя А.Н. Голицына. Об этом заседании сохранилось выразительное упоминание в письмах свт. Филарета к отцу: «Не новость, может быть, для Вас – ибо написано было в газетах – что здесь открылось Библейское общество. В числе четырех человек из Греко-Российского Духовенства приглашен был и я, еще прежде открытия. Не нравилось мне то, что занимаются исключительно иноверцами, тогда как свои находятся в такой же нужде, как и те, и обязанные пещися о сем не хотят или не могут пещися. Посему, вышед из первого общего собрания, был я в недоумении, оставить ли свое имя в списке членов. Но прежде чем успел я объясниться с президентом общества, К. А.Н. Г., принесен был ко мне для подписи журнал собрания, в котором поставлены были имена П. Митрополита Серафима, о. Духовника, и один из них уже подписался. Быв вместе в собрании, я увидел, что уже поздно отделяться в журнале; и также подписался. Впрочем, я сообщил после свои мысли и получил обещание, что, получив достаточную сумму, Общество представит ее С. Синоду для напечатания Славянской Библии на правилах Общества. Да не отъимется хлеб чадом!» 1 Из письма видно, что святитель отнесся к новому учреждению не без настороженности, но впоследствии, когда Общество занялось переводом Писания на русский язык, именно он стал одним из последовательных его защитников. Уже через год Общество было переименовано в Российское, и его деятельность стала приобретать все более деятельный и разнообразный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Слово об Успении Богородицы Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова В книгах Нового Завета сведения о Богородице крайне скупы, и это явилось причиной возникновения преданий о ее жизни и кончине. Эти предания, как и основанное на них Житие Богородицы, написанное в XI–XII вв. Епифанием, монахом иерусалимского монастыря Каллистрата, следует относить к апокрифам, поскольку содержащиеся в них сведения в канонических библейских книгах отсутствуют. Однако эти предания и особенно апокриф об успении Богородицы пользовались у богословов и верующих авторитетом, широко отразились в церковном искусстве. Так, в Сийском иконописном подлиннике композиция иконы Успения в основном соответствует апокрифическому сюжету: Богоматерь лежит на одре, возле которого стоит Христос, держащий в руках душу Богоматери, апостолы и народ. В нижней части иконы – сцена отсечения рук «жидовину», вознамерившемуся сбросить на землю гроб с телом Богоматери (см.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1897. Вып. 3. С. 139–140). Апокриф надписан именем Иоанна Богослова – любимого ученика Христа, апостола и евангелиста. Однако создан он не ранее V в. Текст издается по списку Торжественника XV в. (РНБ. Основное собр., F. I, 900), поправки внесены на основе списков РНБ, собрание Погодина, 949 и РГБ, собрание Троице-Сергиевой лавры, 13. СЛОВО ИОАННА БОГОСЛОВА ОБ УПОКОЕ СВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ВЕЧНОДЕВЫ МАРИИ Благослови, отче. Когда святая и преславная Богородица и вечнодева Мария по обыкновению приходила к гробу Господа нашего кадить, то, приклонив святые колени, молила родившегося из нее Христа, Бога нашего, чтобы дано ей было прийти к нему. Иудеи же, видя ее приходящую к святому гробу, обратились к архиереям, говоря, что Мария всякий день приходит на кладбище. Архиереи же, призвав стражников, которых приставили, чтобы никому не разрешали молиться у святого гроба, стали спрашивать их о ней: правда ли все это? Стражники же в ответ говорили, что ничего подобного не замечали, ибо Бог не давал им увидеть честные ее посещения. В один же из дней, в пятницу, пришла как обычно к гробу святая Мария Богородица, и во время ее молитвы сошел к ней архангел Гавриил и возгласил: «Радуйся, родившая Христа, Бога нашего! Молитва твоя дошла до неба и принята. Ты вскоре по желанию своему, оставив мир сей, отойдешь на небо к сыну своему для жизни истинной и вечной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Описание канонизированных и неканонизированных Новгородских владык и Московских митрополитов в иконописном подлиннике первой четверти XVIII в. И.А. Лобакова В истории византийской церкви, как отмечал, опираясь на известные ему документы VI и VII вв., Ε.Ε. Голубинский, существовала практика считать святыми пастырей, достигших высокой ступени иерархии: «...причисляемы были частными церквами, каковы суть епископии, к ликам их местных святых все их православные и ничем укоризненным не запятнавшие себя епископы, на основании того верования, что епископы как признанные ходатаи за людей пред Богом в сей жизни остаются таковыми и в загробной жизни. Предположение подтверждает Созомен , который говорит, что в частных церквах или епископиях совершаемы были празднества местных мучеников и памяти бывших у них иереев» 787 . В пользу этой гипотезы свидетельствует запись в Карфагенском календаре о ежегодном праздновании памяти епископов Карфагенской церкви, а также слова Симеона Солунского о «положении после смерти архиереев внутри жертвенника ради благодати божественного священства» 788 . Учёный полагал, что данная традиция не была присуща Русской церкви, ибо ранних документальных свидетельств в пользу её существования нет (либо они не сохранились). Известно, что на Руси лишь ко второй половине XVII в. были точно сформулированы условия возможной канонизации: 1) «Православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес» 789 . Однако Ε.Ε. Голубинский, ссылаясь на Макария (Булгакова) , привёл данные о том, что «Новгородским Софийским собором почитались святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука († около 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимен († 1571)» 790 . Исследователь оставил данное свидетельство без комментария и привёл его в главе, в которой рассматривал историю канонизации во временном периоде от Собора 1549 г. до учреждения Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я ничего не стал бы писать об этом деле, если бы не специфическая реакция на него в социальных сетях. Бывший архимандрит объявил об этом на своей страничке в Фэйсбуке, и менее чем за сутки его запись собрала 60 тысяч лайков, из которых около 20 тысяч «супер», и только чуть более одной тысячи «плАчу». Среди 10 тысяч комментариев подавляющее большинство состоит в горячем одобрении: «браво!», «поздравления!». Вот примеры типичных откликов: «Боже мой… Какая радость!!!!! Почему — не могу сказать прилюдно….. В добрый путь без рясы!!!!!», «Вы, дорогой, — невероятный! Поздравляю за вашу искренность и смелость!!!», «До чего же вам идет белый цвет!!! Я уверена, что у вас серьезные причины для удаления, и только очень сознательный и смелый мог это сделать! В добрый путь в новом периоде жизни! И, конечно, я не перестану следовать за вами!». Эти отклики шли почти подряд и были первыми, что попались на глаза, специально выбирать их из 10 тысяч было бы невозможно. Как видно, особое впечатление произвел белый цвет рубашки — мирской уже одежды, в которой сфотографировался бывший клирик, чтобы этой фоткой сопроводить свою запись. Такая реакция должна много сказать тем, у кого еще осталась голова на плечах. Сказать о мире, в котором мы живем, о сознании современных людей, считающих себя христианами. Да, это отклики именно тех, кто относит себя к православным христианам, ведь не будут же подписываться на страницу батюшки-проповедника атеисты и агностики. Поэтому нельзя оставить без внимания такую реакцию. Священник — это икона Христа. Он возглавляет евхаристическое собрание, предстоя на нем и вознося благодарение Отцу Небесному согласно тому образу, который был дан нам Господом на Тайной Вечери. Если с обычной иконы стерлась краска, ее нельзя употреблять в хозяйстве, например, как доску для резки капусты. Чашу для Тела и Крови Христовой никогда уже нельзя будет употребить для чая. Можно ли ветхим облачением священника вытирать пыль, или святой водой — мыть посуду? Судя по реакции почитателей бывшего миссионера, для них это вполне приемлемо. И правда, физически все это возможно. Но стоит задуматься, каким смыслом были наполнены для них столь любимые ими проповеди?

http://radonezh.ru/2020/08/25/duhovnye-i...

Я ознакомился с сетевой дискуссией по первому проекту «Положения», и она запомнилась мне своими резкими высказываниями. Иногда даже больно было читать, как человек, который оставил монастырь, описывает нестроения своей обители, не скрывая имен и санов. Ну если даже так плохо было тебе в монастыре, зачем же говорить об этом на весь белый свет? Ведь монастырь — это семья; прояви хотя бы внутреннее благородство и не выноси на всеобщее обсуждение недостатки своей семьи. Ведь это то же самое, что обсуждать при всех недостатки матери или отца. А если человек по каким-то причинам покинул обитель, то комментарии, как правило, вообще бывают излишни. В любом монастыре, даже в самом лучшем, есть недостатки, но, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), если ты этими недостатками не ввергаешься в смертные грехи, то потерпи великодушно, останься в том месте, куда тебя призвал Господь. Терпение — это главная добродетель монаха. Как дерево не принесет плода или засохнет, если его каждый год пересаживать, так и монахи, которые кочуют из монастыря в монастырь, не смогут продвинуться в духовной жизни. Возможно, авторы подобных комментариев настрадались в каких-то обителях, у них произошел надлом, и поэтому в их высказываниях чувствовалась немирность. Но мой духовник, старец архимандрит Кирилл (Павлов) всегда говорил: «Если ты не в мире, то лучше ничего не делать. Когда будешь в спокойном, мирном состоянии, тогда и принимай решения». — Для участников дискуссии несколько тем «Положения» продолжают оставаться острыми. Среди них вопросы о взаимоотношениях архиерея с настоятелем обители и выборности игумена. Владыка, Вы одновременно являетесь архиереем и игуменом монастыря. Скажите, взаимоотношения архиерея с настоятелем — это действительно острая проблема монастырской жизни? — Из практики я знаю, что все зависит от человека. Там, где архиерей понимает, что такое монашество, осознает необходимость сочетания контроля над жизнью братии и предоставления достаточной степени свободы самой обители, все хорошо. Когда архиерей не вмешивается в жизнь обители, не зная ее изнутри, это тоже хорошо. Я считаю правильным решение о том, что архиерей не может быть настоятелем сразу нескольких монастырей. Знать изнутри жизнь своего монастыря можно, только непосредственно находясь в обители или часто бывая в ней. В противном случае можно какие-то благословения преподать ошибочно, не лучшим образом вмешаться в жизнь монастыря, особенно не имея собственного монашеского опыта. Без такого опыта, но при наличии крена, скажем, в сторону социального служения, административной работы или хозяйственной деятельности можно даже нанести вред монастырю.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3742610...

Закрыть Эпидемия Коронавируса Как Китай помогает Сербии 01.04.2020 1420 Время на чтение 6 минут В марте едва ли не самой популярной зарубежной страной у жителей Китая стала Сербия. Стоило собственному корреспонденту китайского телеканала CCTV Инг Чанг опубликовать в национальной соцсети Veibo обращение сербского президента Александра Вучича к председателю КНР Си Цзиньпину с просьбой о помощи, как буквально за пару дней его посмотрели 330 миллионов и прокомментировали 72 тысячи пользователей. Затем журналистка выложила ещё один ролик, с нарезкой видео и музыкой – его посмотрели 130 миллионов и прокомментировали 26 тысяч пользователей. «Поможем сербским братьям!» – звучало в большинстве комментариев. За этим последовала массовая подписка на страницу Туристического агентства Сербии в Veibo – к ней присоединились более миллиона пользователей из Китая. Тогда страницу в Veibo решило завести и посольство Сербии в КНР – за три дня ее подписчиками стали 330 тысяч человек. Китайцы просто закидали сербское посольство письмами и электронными сообщениями: выражали желание приехать в Сербию волонтёрами, интересовались, где приобрести сербские товары, чтобы поддержать экономику страны, спрашивали, куда перевести пожертвования… Фото Китайская делегация в аэропорту Белграда, март 2020 г. А главное – на призыв откликнулось китайское государство. Буквально через сутки после просьбы президента Вучича Пекин отправил в Сербию первый борт с тестами на выявление коронавируса. Затем самолёты из Китая (грузы доставляли как сербские борты, так и российский «Руслан») стали приземляться в белградском аэропорту Никола Тесла регулярно. На 30 марта китайская сторона передала сербам 100 тысяч масок М-95 и 30 тысяч обычных медицинских масок, 500 тысяч одноразовых медицинских перчаток, 20 комплектов инфракрасных измерителей температуры, 25 тысяч тестов на выявление коронавирусов (еще 15 тысяч тестов поставила сербам Россия). А самое главное, что сделал Пекин, – отправил в Сербию своих специалистов, имеющих опыт успешной борьбы с коронавирусом. На балканской земле их встречали как долгожданных и дорогих гостей. Фотография встречи врачей из КНР собрала 800 миллионов просмотров в китайском сегменте Интернета и 13 тысяч восторженных комментариев в Veibo. Ещё 300 миллионов человек посмотрели аналогичную новость на портале «Жэньминь жибао», оставив 40 тысяч комментариев.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/01/ep...

Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец Источник Предисловие издателя Более двадцати лет тому назад бывшая Российская Академия предложила некоторым из наших эллинистов перевести на русский язык византийских историков. К этим эллинистам принадлежал и покойный отец мой, Спиридон Юрьевич Дестунис, который еще в молодости своей стал известен переводом Плутарха. Со времени предложения, сделанного ему Российской Академией, в течение четырех лет перевел он четыре тома византийских историков, которые по случаю закрытия Академии остались неизданными. В 1858 г. о существовании этих переводов сделалось известным Духовному Ведомству, которое и приняло на себя издержки по их изданию. Том, издаваемый теперь, содержит в себе в русском переводе Дексиппа, Эвнапия, Олимпиодора, Малха, Петра, Менандра, Нонноса, Кандида и Феофана 1 . Перевода отца моего, сделанного за двадцать лет, не мог я, разумеется, оставить в прежнем его виде. Нужно было освежить слог перевода, и эту обязанность взял я на себя. Для того чтобы поновление слога не повредило верности перевода, я сверил его с текстом предложение в предложение, от начала до конца. Что касается до комментария, издание, предположенное Российской Академией, ограничивалось тем комментарием, какой находится при боннском издании. Известно, что та часть боннского издания византийских историков, о которой здесь речь идет, осталась при комментарии парижского издания XVII века. Так как боннское издание предназначалось преимущественно ученым, то Нибур, предпринявший его, позаботился об исправлении текста и перевода, о биографиях историков, о дешевизне книги больше, чем об улучшении комментария, предполагая быть может, что монографии по части Византии, что реальные лексиконы, частные и энциклопедические, которыми так богаты иностранные литературы, могут служить достаточным комментарием для византийских историков. Собственный опыт привел меня к убеждению, что никакие пособия современной науки, не говоря уже о примечаниях эпохи Людовика XIV, не в силах устранить настоятельной потребности иметь под рукой при чтении византийских историков нарочно для них написанный новый комментарий. Разумеется, такие объяснительные примечания еще необходимее у нас, при отсутствии таких пособий, какие есть за границей. Предлагаю здесь опыт такого комментария и ожидаю мнения о нем просвещенной критики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время для дискуссий. (Редакционный комментарий) 14.01.2013 23:55:05 Алексей Рогожин Неоднократно отмечалась календарная обусловленность в ходе наших общественных дискуссий. В декабре-январе обычно много говорилось (сейчас несколько поутихло) об отсталости от всего цивилизованного мира русских православных с их «старым стилем» и запаздывающим, по сравнению со всеобщими рождественскими каникулами, Рождеством. В ноябре прежде толковали о большевистской революции, теперь положено обсуждать национальное единство и зачем праздник - раньше один, теперь другой. В июне – опять зачем праздник (еще другой). Революцию теперь обсуждают в феврале, и тут же – плавный переход к Кларе Цеткин и зачем восьмое марта. Ну, и так далее. А вот ближе к 22 июня – время для дискуссий о «цене победы» и о сопутствующих вопросах. Например, кто был «бич Божий» - Сталин или Гитлер, и, главное, для кого, а также для чего всех красных командиров с комиссарами, героев Гражданской бойни, перед Отечественной войной извели, оставив страну без защиты? Под ценой же победы зачастую понимается при этом – зачем агрессора неправильно победили («завалили трупами») и не лучше ли было бы не побеждать. Скучные же объяснения с цифрами, что, мол, не изводили в репрессиях всю армию и не заваливали врага трупами, а, наоборот, мужественно сражались и очень умело и грамотно в конце концов победили – отметаются, как именно скучные и мешающие полету освободительной мысли. Раньше некоторые совсем альтернативноодаренные доказывали даже, что именно лучше было не побеждать – мы бы сейчас запивали баварским пивом баварские сосиски. Если бы какие-нибудь «мы» здесь были бы еще живы, конечно, - но маловероятность последнего альтернативноодаренным никак не растолкуешь. Теперь вот пива в избытке потребляется, поэтому некоторые пастыри обратили внимание на недостаток Гайдна и покаяния. Так, мол, и так: победа в войне 1941 – 1945 гг. «лишила наш народ и самой возможности покаяния». Один был в стране росток покаяния - генерал Власов, да и тот, правду сказать...

http://radonezh.ru/analytics/vremya-dlya...

Диалог священника с людьми необходим и востребован, а написанная статья нуждается в критике и обсуждении. Ваши комментарии, дорогие читатели, – это лакмусовая бумажка на предложенную тему. Все отзывы я внимательно прочитываю, со многим соглашаюсь, что-то переосмысливаю. В дальнейшем, пожалуйста, не молчите: благодарите, критикуйте, спорьте, предлагайте для обсуждения новые темы. Благо что портал « Православие.Ru » дает нам возможность такого общения. «Все 22 года жизни в браке я очень счастлива, а говорить и успокаивать несчастных женщин, что семейная жизнь есть тяжелое бремя, – это неправильно…». Это комментарий читателя, а точнее – мнение счастливой замужней женщины. А я и не спорю с вами. Просто разговор с женщинами – труд не из легких. Особенно на темы семьи и замужества. Ведь у каждой – свой взгляд на семейное счастье, свой путь к его достижению. Нам, мужчинам, никогда не постичь глубин женской души и всего многообразия внутреннего мира женщины. Прав был классик английской литературы Оскар Уайльд, который говорил, что «женщина создана не для того, чтобы ее понимать, а для того, чтобы ее любить». Вот я и пытаюсь это делать и потому снова касаюсь темы женского одиночества. Не могу быть равнодушным к одиноким женщинам, так же как и вы не смогли спокойно прочитать мою предыдущею статью . Заметил, что она никого не оставила равнодушным. Количество комментариев – рекордное, зашкалило за 150. Естественно, больше всех высказывались женщины. Всех сердечно благодарю за наш искренний диалог. Рад, что были критика и недовольство, осуждение автора и упреки в жесткости слова. Это хорошая здоровая реакция на слово священника, признаки вашего пробуждения, интереса к предложенной теме и вообще осмысления жизни, «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19). Самое печальное – когда на нашу проповедь нет реакции, часто вообще никакой: тишина, да и только. А у нас с вами всё нормально: мы друг друга слышим, можем поспорить, высказаться в комментариях, обсудить тему в соцсетях. На то мы и христиане. Ваши высказывания и комментарии, дорогие читатели, дали обширный и богатый материал для новой беседы, которая вся будет состоять уже из моих комментариев на ваши комментарии. Итак, начнем.

http://pravoslavie.ru/105801.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010