Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН МАРИЙ [Гай Марий Викторин; лат. Gajus Marius Victorinus] (между 281 и 291, Сев. Африка - между 382 и 386, Рим), богослов, философ и ритор. В. М. род. в рим. пров. Африка, где получил хорошее риторическое образование, начал преподавательскую деятельность и женился. Ок. 340-350 гг. переселился в Италию, сначала, вероятно, в Медиолан (совр. Милан), затем в Рим, где преподавал риторику и др. «свободные искусства» (см. Artes liberales), стал наставником знатных сенаторов и в 354 г. за свою ученость удостоился статуи на рим. форуме. В это время В. М. был ревностным язычником. Позже он внимательно изучал Свящ. Писание и нек-рые христ. сочинения, но вступление в Церковь откладывал, ссылаясь на то, что он христианин в душе. Будучи уже в преклонном возрасте, ок. 355 г., после краткого оглашения он принял св. Крещение. Его открытое исповедание веры стало всеобщим торжеством рим. христиан над язычниками. В. М. еще нек-рое время продолжал преподавать риторику, но все свободное время посвящал полемике с арианством и защите правосл. веры в единосущие Отца и Сына. В период между 358 и 362 гг. он написал основные догматико-полемические трактаты. Эти сочинения базируются на обширных знаниях автором грамматики, риторики, логики и философии: В. М. стал первым в истории лат. богословия метафизиком, попытавшимся разрешить сложнейшие богословские проблемы, опираясь не только на христ. традицию, но и на лучшие достижения античной мысли. После издания в 362 г. эдикта имп. Юлиана Отступника о запрете христианам получать классическое образование В. М. оставил преподавание и посвятил остаток жизни толкованию Посланий ап. Павла. Сведения о жизни В. М. представлены в свидетельствах блаженных Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 101) и Августина ( Aug. Confess. VIII 2. 3-5). Сочинения В. М.- автор более 20 сочинений, написанных как до его обращения в христианство, так и после. Они отличаются тематическим и жанровым разнообразием: переводы, комментарии, самостоятельные трактаты, религ. гимны; часть сочинений не сохранилась. Тематически сочинения делятся на 4 группы: грамматико-риторические, логические, философские и богословские. Последние состоят из догматико-полемических и экзегетических. Грамматико-риторические

http://pravenc.ru/text/158588.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕССИНСКИЙ ТИПИКОН Типикон греч. мон-ря Сантиссимо-Сальваторе в г. Мессине (Сицилия). История создания М. Т. тесно связана с возникновением монастыря Сантиссимо-Сальваторе и деятельностью его 1-го игум. Луки . Ок. 1130 г. сицилийский кор. Рожер II решил основать в Мессине мон-рь, для чего обратился за помощью к Варфоломею из Семери, игум. мон-ря в честь Пресв. Богородицы «Новая Одигитрия» в Россано. Игум. Варфоломей отправил в Мессину своего ученика Луку, который должен был стать игуменом нового мон-ря, и 12 др. монахов. Монахи принесли с собой в Мессину все необходимое для устройства литургической жизни нового мон-ря, в т. ч. богослужебные книги и евхаристические сосуды. Помимо Сантиссимо-Сальваторе Луке был вверен надзор еще над 18 малыми мон-рями Сицилии. В 1131 г. они были выведены из-под юрисдикции Калабрийского епископа, а Лука получил статус архимандрита. Не исключено, что М. Т. должен был упорядочить монашескую и богослужебную жизнь всех находившихся в ведении архим. Луки мон-рей. Рукопись Mess. 115 Текст М. Т. содержится в единственной рукописи - Mess. 115. Впервые на рукопись обратил внимание Ф. Матранга, которому было поручено составить описание греч. рукописей б-ки Мессинского мон-ря, переданных в 1879 г. в б-ку ун-та Мессины. Матранга отметил историческую ценность документа, хотя и не оставил его подробного описания. Рукопись Mess. 115 описана в каталоге С. Росси, который впервые опубликовал на греч. языке вводную часть М. Т. в 1902 г. ( Rossi S. La Prefazione al «Typicon» del monastero del SS. Salvatore da Luca, primo Archimandrita//Atti della Reale Accademia Peloritana. 1902. Vol. 17. P. 71-84). Этот же отрывок, но уже с лат. переводом и комментариями, был издан в 1905 г. Дж. Коцца-Луци ( Cozza-Luzi J. De Typico sacro messanensis Monasterii archimandritalis//Nova Patrum Bibliotheca. R., 1905. T. 10. Pt. 2. P. 117-137). Наиболее полные сведения о мон-ре Сантиссимо-Сальваторе и о М. Т. в частности содержатся в работе М. Скадуто ( Scaduto M. Il monachismo Basiliano nella Sicilia medievale. R., 1947. P. 192-213), а полное издание М. Т. (без вводной части, к-рая уже публиковалась ранее) осуществил М. Арранц ( Arranz. Typicon).

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

Митрополит Антоний: Чем опасны расколы? Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. 1 декабря, 2014 Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. Важнейший вопрос нашей современной жизни — это вопрос о единстве Церкви. Редакция портала «Православная жизнь» обратилась к Управляющему делами УПЦ, ректору КДА митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию за комментарием. Какова главная причина возникновения расколов, чем рискуют люди, отпавшие от канонической Церкви? Почему возникают расколы? Чтобы понять, что такое церковные расколы и почему они возникают, лучше всего обратиться к каноническим правилам Православной Церкви. Об этом, например, подробно говорит святитель Василий Великий в своем знаменитом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому. Святитель Василий различает три категории лиц, отпавших от церковного общения. Это: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища». Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища» Под еретиками он понимает тех, которые исказили какие-либо церковные догматы, то есть отступившие от чистоты веры. Раскольниками (по-гречески «схизматиками») называет «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание». То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства, а не об основополагающих догматах. Третью категорию отпавших от церковного общения составляют так называемые «самочинные сборища» (по-гречески «парасинагога»). Под этим термином он понимает «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом». Далее свт. Василий поясняет, что он имеет в виду: «Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, — это есть самочинное сборище». То есть, в данном случае речь идет исключительно о дисциплинарных конфликтах. В истории Церкви мы, увы, знаем немало примеров и ересей, и расколов, и самочинных сборищ

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-che...

[нем. Biel] Габриель (до 1410 или ок. 1415, Шпайер - 7.12. 1495, Айнзидель), нем. теолог и философ, один из крупнейших представителей номинализма в поздней европ. схоластике. Учился в Гейдельбергском ун-те с 1432 г., здесь же с 1438 г., став магистром философии, преподавал эту дисциплину. В 1442-1443 и 1451 гг. изучал теологию в Эрфуртском ун-те, особенно интересовался номинализмом У. Оккама , а в 1453 г.- в Кёльнском ун-те, где преподавание теологии опиралось на труды Фомы Аквинского и Альберта Великого . В 1448 г. началась деятельность Б. как проповедника, в т. ч. в 1457-1465 гг. в качестве проповедника при кафедральном соборе в Майнце. К этому времени относится большинство дошедших до нас его проповедей годового цикла и специально посвященных Деве Марии и святым (Sermones de sanctis. Tüb., 1499, 1500. 4 vol.). В XVI - нач. XVII в. эти проповеди 6 раз переиздавались в Германии, Австрии и Швейцарии. Во время пребывания в Майнце Б. присоединился к движению devotio moderna. В 1463-1482 гг. он руководил основанием и деятельностью 7 домов общины «братьев общей жизни» и неск. раз переселялся из одного в др. в Рейнской обл. и Вюртемберге. С 1484 по 1492 г. он был профессором теологии в открывшемся в 1477 г. Тюбингенском ун-те, дважды избирался его ректором, а в последние годы жизни, оставив преподавание, возглавил новооснованную небольшую общину «братьев общей жизни» в местности Шёнбух. В Тюбингене Б. написал свои главные сочинения: первые 3 кн. комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского (1486-1488) и лекции о каноне мессы (Sacri canonis misse exposito brevis et interlinearis. Tüb., 1500), в к-рых подробно проанализировал текст, действия и смысл евхаристического богослужения. Комментарий к 4-й кн. «Сентенций» закончил его ученик Венделин Штайнбах, издавший все книги уже после смерти Б. (Gabriel super primo sententia[rum]. Tüb., 1501). В XVI в. комментарий выдержал 7 переизданий, в т. ч. во Франции; лекции о каноне мессы были переизданы 17 раз (XV-XVI вв.). Хотя Б. долгое время считался прежде всего последователем Оккама, в своих сочинениях он пытался соединить идеи Оккама и Иоанна Дунса Скота , склоняясь то к одному, то к др. в зависимости от исследуемой темы. Работы Б. оказали влияние на М. Лютера , изучавшего их в молодости, а также на отцов Тридентского Собора и католич. ун-ты Саламанки (Испания) и Коимбры (Португалия). Кроме трудов по теологии и литургике Б. написал важное для истории экономической мысли в Германии «Сочинение о действии и пользе монет» (Opusculum de potestate et utilitate monetarum. Openheym, 1516), в к-ром развивал идеи «справедливых налогов» и контроля за ценами.

http://pravenc.ru/text/149199.html

Новеллы из Луга духовного, не вошедшие в основной корпус текстов Новеллы из собрания В. Лакнера Перевод выполнен по изданию: Lackner 1982. Р. 347–350. [ ] вставки переводчика указание на комментируемое место Об искушении столпника 278 Одному из подвижников и преподобных, затворившемуся на сильно докучал бес блуда, день и ночь разжигая его на неподобные пожелания. Тот же взывал к борющему, ибо был тесним им, и препирался с ним, говоря: «Доколе будешь тиранить душу мою, нечистый бес? Доколе не престанешь искушать, всескверный? Отстань, наконец, от меня, ибо состарился вместе со мной. Отыми многое досаждение, позволь мне немного отложить плотскую брань». Поскольку это, и большее говорил часто преподобный, явился ему в один из дней бес видимым образом и говорит: «Если хочешь, чтобы я прекратил бороть и искушать тебя, поклянись мне никому не говорить, но сохранить, что скажу тебе». И старец, нехорошо делая, поклялся ему: «Клянусь живущим на небесах, что сохраню твое слово и никому из людей не расскажу». И бес: «Отныне, – говорит, – не поклоняйся иконе сей, и не буду бороть тебя». А была это икона Пресвятой Богородицы, держащей на руках Превечного Младенца. И когда отступила плотская брань от преподобного, пришел к нему через несколько дней некто из искуснейших старцев, и этот поведал ему всю правду. Старец же ответил: «Хорошо сделал, что сказал мне это дело. Знай же, что ты посмеян и плохо сделал, что поклялся бесу сохранить неразглашенной тайну. Но правду тебе скажу: лучше тебе не пропустить [ни одного] блудилища в только бы поклоняться и славить Спасительницу мира Богородицу и Госпожу нашу». Укрепив этими словами, старец оставил брата; и тотчас вновь приступает бес и говорит с гневом: «Что это, бесчестный старче? Не поклялся ли ты мне никому не рассказывать? И как же ты поведал этому старцу? Говорю тебе, что как клятвопреступник будешь судим перед Богом». Говорит старец: «Знай, что я обманулся и поклялся тебе, как не следовало. Теперь же лучше, чтобы ты докучал мне как нечистый пес, нежели, чтобы я перестал поклоняться Упованию нашего спасения и всего мира. А что о грехе клятвы – силен благой Бог простить меня». Чудо мима Гайя 279

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил. Пророчества о коронавирусе и закрытии Церквей Афонский старец Гавриил. Пророчества о коронавирусе и закрытии Церквей     Афонский старец Гавриил раскрывает духовную суть сегодняшних событий. Он приводит пророчества о коронавирусе и закрытии Церквей. Вряд ли можно найти что-то проще и понятнее, чем видение старцу Дионисию из скита Кольцу. Это пророчество, находящее в русле Традиции Патериков, обращает нас к причинам событий, к их духовным истокам. Комментарии Всего комментариев: 5 2020/04/18, 01:32:10 Я предлагаю чин освящения, который может совершаться в субботу перед Пасхой. В воскресенье, в день святой Пасхи, молитвы на освящение изменяются. (смотри в конце) Для самостоятельного " мирского " освящения, на столе надо положить скатерть, расположить на ней Кулич, Пасху, крашеные Яйца, возжечь на них свечи, приготовить святую воду и кропило. Совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Боже, милостив буди мне грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва ко Пресвятой Троице. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=31...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Монах Симеон Афонский. Постижение Монах Симеон Афонский. Постижение   Дети, принимающие игры за истину, подражающие взрослым, преследующим свои воображаемые цели, суетясь и толкаясь, смотрят на нас и ждут, что оставим мы им в наследство, - беземысленные игры состарившихся детей, или ж.е мудрое, опытное слово, преображающее плоть и дух, и приводящее к постижению Бога, «дающего мудрость и разум ищущим Его»? Есть два взгляда на постижение: правильный и неправильный. Правильный взгляд - это смотреть неисходно внутрь сердца, в свое изначальное бытие, где находится Бог - истинный Центр вселенной. Неправильный взгляд - страстно смотреть в мир, в небытие, где все угасает и исчезает, где мы теряем свою Свободу. К тому, кто избрал жизнь в помыслах, грехи приходят как всеуничтожающий град и безпощадная буря. А к избравшему чистоту сердца благодать приходит как обильный ливень, напояющий землю. Неисходное пребывание сердца в мысленной суете есть полное самоуничтожение и духовная смерть. А неисходное пребывание сердца в Баге есть полное уничтожение всякого греха и Жизнь вечная в святости и блаженстве еще здесь на земле. Постоянная память о Боге - основа святости, отступление от этого памятования, - основа греха. Корень греха - забвение Бога, а корень Спасения, - всецелое устремление к Нему. Непреложность закона последствий грехов, - что посеешь, то и пожнешь, - пронизывает всю нашу жизнь. А свобода выбора - Спасения или гибели души - возлагает на нас самих всю ответственность за нашу собственную жизнь, поэтому Бог, «желающий всем спастись», является для нас единственной опорой и прибежищем. Соединись с вечной жизнью во Христе до того, как смерть соединится с тобой. В стране смерти не найдешь счастья, в стане вечной жизни не найдешь смерти.   Монах Симеон Афонский. Комментарии Всего комментариев: 14 2017/09/01, 10:14:16 Блаженный Андрей, Христа ради юродивый однажды был взят на небо. Ему были показаны красоты рая, которые человеческим языком не возможно описать, и множество святых, но он не увидел там Божией Матери и удивлялся этому. Тогда он услышал вразумление Ангела: " Ее нет здесь. Она утешает на земле всех страждущих, скорбящих и озлобленных. Ты увидишь Ее там " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2647

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней На Афоне продолжаются отравления монахов грибами На Афоне продолжаются отравления  монахов грибами   На Афоне продолжаются отравления мухоморами авгаритес монахов. Почти каждый день в больницу Кареи попадают монахи с тяжелым отравлением от грибов. Такого не припомнят старожилы. Появилось необыкновенное количество ложных грибов.   Нежданная ранняя осень этого года перевернула все представления о последовательности природного цикла. Обилие дождей, теплый климат, ровная температура - факторы не свойственные афонским широтам. В результате на Афоне уже спеет хурма, хотя ее время в декабре, пчелы уже собирают мед из вереска, несмотря на то, что обычно это делают в конце года. Многие отцы уже скачали вересковый мед. В отношении грибов происходят совсем уже диковинные вещи. О мухоморах мы писали отдельную статью. Обилие грибов поражает воображение. Тем более удивляет их разнообразие. Поэтому не собирает грибы сейчас только ленивый. К сожалению, отравления происходят все чаще. Причем, отцы-святогорцы зачастую оказываются на грани жизни и смерти. Последнее отравление произошло на Афоне вчера. Один монах собирал грибы, по словам прп. Серафима Саровского: «на каком грибе поел червь, это значит хороший гриб». Отец выяснил ценой свой жизни, что  совет нельзя применять дословно. Обращаемся ко всем Отцам: будьте осторожны, не берите грибы, в которых сомневаетесь. Грибники - это те, кто собирает грибы с детства! Собирать грибы не учатся по книгам. С Богом! Глаза поднимая несмело В бездонную синюю высь, Твердил я себе то и дело: «Какая огромная жизнь!» И вот, словно книгу листая, Со вздохом оставив дела, Я вижу, глаза закрывая: О жизнь, как ты все же мала!   Стихи монахов Афона.   Комментарии Всего комментариев: 30 2014/11/25, 00:05:28 Святогорцы земной поклон Вам! Грибники (четыре колена) учились собирать грибы с детства. Мама говорила, что грибы имеют свойство впитывать все в " себя " как губка. Особенно активен рост грибов во время повышенной радиации. Последние 5 лет, она собирает грибы, когда грибов со слов ходящих за грибами, в лесу НЕТ.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1975

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Чудо у иконы Скоропослушница     Чудо у иконы Скоропослушница   Игумен монастыря Дохиар архим. Григорий для портала Святая Гора Афон   Икона Скоропослушница для нас как мать. Иногда Бог делает вид, что не  слышит наши просьбы. Но Пресвятая Богородица  всегда отвечает на нашу молитву через свою икону Скоропослушница.   Совсем недавно был такой случай. Одна девочка попала  в аварию и получила серьезную травму головы.   Хирург в Салониках, как только увидел, что затронут могз девочки, отказался делать операцию. Сказал, что она до утра не доживет. Что делать было отцу девочки, единственной дочери?!   Он бросился на Афон… Приехал к нам и со слезами стал молиться  перед чудотворным  образом Скоропослушницы. Все братия прочувствовала его горе, и весь храм молился о девочке.   Утром, когда хирург пришел посмотреть, умерла ли девочка, она встретила его сидя на  кровати и улыбаясь.   Сколько чудес сейчас творит  икона Скоропослушница, трудно сосчитать. Одно  время мы записывали все исцеления. Но это  невозможно сделать. Поистине,   Святая Гора Афон это удел Матери Божией.   «Скоропослушница» предание об иконе Образ «Скоропослушница» Комментарии Всего комментариев: 359 2014/02/11, 10:40:40 Пресвятая Богородица Дева Мария Царица Небесная Скоропослушница! Помоги рабе Божьей Надежде моей дочери выйти замуж за хорошего доброго любящего человека, родить здоровых детей, быть здоровой и счастливой, укрепи её веру и терпение. Молю тебя помоги.Прости меня грешную укрепи мою веру и терпение.Аминь. . 2014/02/10, 21:17:01 Матерь Божия! Царица Небесная приведи меня грешную к тихой и безмятежной жизни, да буду плакать о грехах моих! На тя бо упова душа моя и помилуй мя! Виктория 2014/01/31, 22:37:57 Матушка, Скоропослушница с верою и надеждой к тебе обращаюсь, что не оставишь меня и мою семью в беде. Уж очень непростая ситуация сложилась у нас дома. Я знаю Царица Небесная, что ты все сама видишь, слышишь и знаешь. Помоги пожалуйста обрести в нашем доме, семье мир и покой. Пресвятая Богородица " Скоропослушница " помоги мне с учебой, а также Матерь Божья помоги мне найти хорошее место прождения практики. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=854&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать     Это письмо было написано старецем в 70-х годах. Публикуем впервые . - Святая Гора Афон   В наше время весь мир напуган теми террорами, которые царили и еще царят во многих местах... Ты же понимаешь, что сейчас мир уже не «лежит во зле», а «захлебывается» и люди повсюду обезумели. В такие времена лучше молчать нам, которые не склонны решать никаких вопросов путем насилия. А  наш век — век небывалых насилий над свободой ловека. В наше время попраны все права человека, хотя мы только и слышим об защите этих прав. Все равно Бог победит впоследствии силою Своей любви. А в мире сем скорби нужны - Христос неизбежно страдает. Без этого мы, христиане, не могли бы иметь нужного нам дерзновения в молитве. Если я живу так же в покое, в наслаждениях плоти, как и прочие, то не явится во мне подлинная сила духа, способного приблизиться к Богу.  Не в том дело, чтобы «культивировать» страдания. Нет, это совсем нелепо и неправильно. Но знать, что через страдания мы познаем нашу духовную свободу, наше отличие от мира животных, движимого не разумом, а «естественными пожеланиями и инстинктами». Комментарии Всего комментариев: 16 2014/11/22, 21:53:55 Молчание – тайна будущего века. Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность. Преподобный авва Исаия. Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь. Авва Даниил. Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. Авва Лонгин. Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию. Авва Агафон. Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион. Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010