• обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий (К-15). Компетенции в области педагогической деятельности: • применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К-16); • решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К-17); • разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К-18). Компетенции в области организаторской деятельности: • работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (К-19); • планировать, организовывать и координировать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях (К-20); • организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии (К-21). VI. Требования к структуре основных образовательных программ по подготовке катехизаторов 6.1. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторов предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): • основы православного вероучения, • катехизическая деятельность – и разделов: • учебная практика, • итоговая аттестация. 6.2. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторов имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую образовательным учреждением. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки. Учебное заведение может корректировать базовую часть на 20 %. 6.3. Базовая часть цикла «Основы православного вероучения» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение», «Литургика», «История Церкви», «Церковное искусство», «Церковнославянский язык». 6.4. Базовая часть цикла «Катехизическая деятельность» предусматривает изучение дисциплин: «Организация и ведение катехизической деятельности», «Миссиология» «Сектоведение», «Православная педагогика», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы экскурсионно-паломнической деятельности», «Логика, теория и практика аргументации», «Психология».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Нет ничего удивительного в том, что многие верующие влились в поток широкой общественной деятельности, включившись в проект государства по созданию новой - взамен ушедшей - государственной идеологии, призванной с одной стороны укреплять единство и целостность нации (патриотическая идеология) и, с другой стороны, давать для общества нравственные ориентиры, регулировать социальные взаимоотношения (идеология социального служения). К сожалению, отсутствие богословского подхода в отношении к этим вопросам формирует у многих христиан определенного рода менталитет, в рамках которого «служение» Церкви обществу не только излишне преувеличивается, но зачастую считается чуть ли не главным делом Церкви, а слово «православие» нередко превращается в идеологический лозунг . Следует сказать, что подобная тенденция, как это ни странно, заметна не только среди мирян, но и среди духовенства. Уже в первые годы после «перестройки» со стороны священноначалия не раз высказывались опасения в связи с активной «политической» и общественной деятельностью священников; однако уже тогда чувствовалась нужда в более конкретном и всестороннем освещении проблемы границ социальной активности верующих. В этом отношении важным событием стала разработка документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который был принят в 2000 году на Архиерейском соборе. Значение этого документа трудно переоценить: он остановил хаотическую и произвольную социальную активность священников и мирян, определив принципы, которыми должна руководствоваться любая социальная деятельность верующих, если они рассчитывают иметь благословение Церкви. При этом было бы ошибкой считать «Основы социальной концепции» неким жестким регламентирующим документом, не допускающим обсуждения и богословской рецепции - напротив, по смыслу самого документа «Основы» представляют собой не что иное, как первый в постсоветское время опыт систематического обобщения церковной практики, предусматривающий углубление, развитие и интерпретацию в духе церковного Предания. В то время как вопрос о социальном статусе Церкви обсуждается на Западе - в частности, в Греции, - уже очень давно и очень живо и плодотворно , в России до появления «Основ» социальное положение Церкви практически не рассматривалось как богословская проблема. Ценность «Основ» в том, что они поднимают существенные вопросы и, как это неоднократно указывалось, приглашают общество к диалогу. Светское общество широко откликнулось на этот призыв; однако, было бы странным, если бы глухими к этому призыву остались чада Церкви - ведь затрагиваемые вопросы куда более насущны для верующих, чем для людей внецерковных.

http://bogoslov.ru/article/465391

Кроме того, по вопросу об отношениях Церкви и государства разъясняется, что Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, принимаются и Русской Зарубежной Церковью в качестве документа, верно отражающего учение Церкви о ее взаимоотношениях с государством и обществом. Документы отдельных иерархов и органов церковной власти, возникшие в период существования Церкви в условиях враждебных ей тоталитарных режимов как в Отечестве, так и в зарубежье, и не выражающие подлинного голоса Церкви Христовой, признаются утратившими силу или недействительными. Продиктованные чрезвычайными обстоятельствами, они не могут рассматриваться в качестве нормы церковного понимания. К числу воспринимаемых таким образом документов относятся, например, " Послание к пастырям и пастве " (так называемая " Декларация " ) 1927 года и Пасхальное послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви 1942 года. Дополнительные разъяснения в отношении " Послания к пастырям и пастве " даны Комиссиями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Комментарии к совместному документу " Об отношениях Церкви и государства " . Комиссии приняли к сведению, что Священноначалие Русской Зарубежной Церкви 17 ноября 2004 года обратилось к так называемому " Синоду противостоящих " в Греции с предложением о нормализации отношений со своими Поместными Церквами. До настоящего времени положительного ответа на это обращение не получено. Однако в поступившем от " Синода противостоящих " письме, датированном 24 октября 2004 года, указано, что фактически каноническое общение с Русской Зарубежной Церковью уже прекращено и не может быть восстановлено при продолжении курса на ее примирение с Московским Патриархатом. Окончательное урегулирование этого вопроса ожидается до осуществления Акта о каноническом общении. На совместных заседаниях в предварительном порядке был рассмотрен также вопрос о статусе клириков, которые перешли из одной юрисдикции в другую, находясь под каноническими прещениями. С целью дальнейшей проработки этой проблемы и представления предложений Священноначалию образована отдельная подкомиссия, деятельность которой продолжается.

http://sedmitza.ru/lib/text/429877/

В своем выступлении руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский подчеркнул, что феномен открытого информационного пространства и принципы функционирования информационного общества нуждаются сегодня в богословском осмыслении. По мнению выступавших, итогом подобного осмысления может стать фундаментальный текст, который продолжит традицию таких церковных документов, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В ходе заседания поднималась проблематика присутствия официальных и церковно-общественных СМИ в сети Интернет. Участники встречи обсудили принцип отбора новостей для официального сайта Московского Патриархата, а также отметили необходимость принципиального разделения двух процессов: подачи официальной церковной информации, с одной стороны, и обеспечения широкого общественного обсуждения церковных проблем — с другой. Практическим шагом в этом направлении, по словам выступавших, могло бы стать создание в будущем двух интернет-ресурсов. Главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова отметила тревожную тенденцию: главными информационными поводами в «православном Интернете» часто становятся нарочито скандальные сюжеты, не имеющие к реальной жизни Церкви никакого отношения. Переломить эту тенденцию — важная задача информационных подразделений Московского Патриархата, а также церковно-общественных СМИ. С этой проблемой напрямую связан вопрос официальных комментариев представителей Церкви. Как отметили участники встречи, часто журналисты — как светские, так и церковные — в случае возникновения «горячих» новостей торопятся взять комментарий у священников, ошибочно подавая их частное мнение как официальную позицию Русской Православной Церкви. Владимир Легойда особо подчеркнул, что при опубликовании подобных комментариев следует четко разграничивать частное мнение священнослужителей, даже очень известных и пользующихся авторитетом, и официальную позицию Церкви, обозначать которую уполномочены официальные представители церковных структур.

http://pravmir.ru/glavnyj-redaktor-porta...

21 авг. 1997 г. ОВЦС был реорганизован: вместо секторов, отвечавших за определенные узкие направления деятельности, были образованы секретариаты по межправославным связям и загранучреждениям РПЦ, по межхрист. связям, по взаимоотношениям Церкви и общества и административно-финансовый секретариат. В 1994 г. на базе ОВЦС была создана Синодальная рабочая группа, подготовившая «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» . Также ОВЦС принимал деятельное участие в подготовке документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», определяющего характер взаимодействия с РКЦ, протестант. деноминациями и дохалкидонскими Церквами. Оба документа были приняты Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Также в ОВЦС был подготовлен документ «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека», принятый на Архиерейском Соборе РПЦ 2008 г. Синод определением от 31 марта 2009 г. назначил председателем ОВЦС Волоколамского еп. Илариона (Алфеева). Путем выделения из ОВЦС был образован Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества (см. ст. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ). Зарубежные учреждения и епархии были подчинены непосредственно Патриарху, для управления ими создан Секретариат по зарубежным учреждениям под рук. еп. Марка (Головкова), в 2010 г. преобразованный в Управление по зарубежным учреждениям. В ОВЦС был образован Секретариат по делам дальнего зарубежья, из состава к-рого в 2015 г. выделен Секретариат по межрелигиозным отношениям, занимавшийся поддержанием и развитием контактов с нехрист. традиц. религ. объединениями в России и за рубежом, с межрелиг. советами России и СНГ, с международными орг-циями, участвовавшими во встречах-диалогах с РПЦ. В сферу ответственности Секретариата также входили вопросы, касающиеся положения христиан, подвергающихся гонениям. Заместителями председателя стали прот. Н. Балашов и игум. Филипп (Рябых), с 2011 г.- архим. Филарет (Булеков). Организация церковной жизни за рубежом

http://pravenc.ru/text/2581695.html

О.В. Шведов Предисловие Данный курс лекций является первым в своем роде. Инициатива преподавания социальных наук учащимся и студентам Московских духовных школ была проявлена еще в 1987 году Ректором Московской Духовной Академии и Семинарии Александром, Архиепископом Дмитровским (ныне – Архиепископ Саратовский и Вольский), на что было получено первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Вечная память Святителю Пимену, и со святыми упокоение! Накануне либерализации церковной политики государства, связанной со всемирным празднованием Тысячелетия Крещения Руси, ожидалось, что от выпускников Духовных школ – будущих священников потребуется более широкое участие в социально-экономической и культурной жизни паствы Русской Православной Церкви. Так что для пастырского служения, дополненного евангельским свидетельством непосредственно в социальной сфере, потребуется общая элементарная подготовка и обучение азам знаний в области социологии, экономики, гражданского права и т. п. Но, вводя в Духовные школы эти светские знания, надо было озаботиться интерпретацией их с точки зрения духовных знаний, так, чтобы, реализуясь в контексте духовного образования, они сами обогащались бы живительными идеями Священного Писания и Предания Православной Церкви. Перед нами лежала непаханая целина: Духовные школы не имели ни программ, ни каких-либо элементарных курсов лекций прошлых лет, кроме церковно-социальной публицистики, ни тем более – развернутого учения Церкви об экономике вообще. Кроме того, и автору сих лекций часто не хватало знаний по многим вопросам – приходилось учиться самому. Задержка публикации данных лекций оказалась промыслительной. В течение прошедших десяти лет последовательно менялось гражданское законодательство Российской Федерации, относящееся к религиозным отношениям в обществе, и кроме того, в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви впервые в истории православных церквей был принят основополагающий документ, призванный нормализовать широкий спектр отношений общества и Церкви, в котором сформулированы общецерковные взгляды по многим проблемам общественного бытия. Этот документ имеет название: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который в тексте лекций обширно и широко цитируется. Это своеобразная социальная конституция Русской Православной Церкви. Все оценки и выводы представлены в ней на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, поэтому они не «привязаны» ко времени и месту бытия Церкви, они общи как для России, так и для тех государств, где имеются епархии Русской Православной Церкви. Всякое положение этой «конституции» может быть разъясняемо, интерпретируемо, развиваемо и т. п., но только при обязательном следовании Священному Преданию Церкви. В этом документе сформулированы и некоторые вопросы экономики, которые излагаются в настоящих лекциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Иногда приходится слышать голоса желающих избавиться от этого статуса вовсе и вернуться в положение экзархата РПЦ. В чем плюс именно той автономии, которой сегодня обладает УПЦ? – Плюсы автономного статуса очевидны. Он действительно позволяет более эффективно осуществлять управление Церковью, решать епархиальные проблемы. Но главное, это именно тот статус, который сегодня удовлетворяет всех: и тех, кто дорожит тысячелетним единством Русской Православной Церкви, родившейся здесь, на берегах Днепра, и тех, кто хотел бы большей самостоятельности. Я не вижу вопросов, которые мы бы не могли решить в рамках нашей автономности. В свою очередь единство с Русской Православной Церковью позволяет нам в полной мере использовать мощный ресурс богословской и интеллектуальной православной мысли, совместно в духе общей исторически сложившейся традиции решать узловые проблемы духовного существования человека. В последние годы были созданы Церковью «Основы социальной концепции», «Миссионерская концепция», «Концепция молодежного служения», «Основы хозяйствования» (православный взгляд на проблемы трудовых отношений), православная «Концепция прав человека» и прочее. Над этими документами трудились сотни богословов и светских ученых, в них зафиксировано православное осмысление сегодняшнего мира, человека и человечества. Они стали заметными явлениями в религиозной и общественно-политической мысли Европы и мира. Прошедший в прошлом году в Москве саммит духовных лидеров, собравший более ста виднейших представителей основных мировых конфессий, показал, что Православие может выступать интегрирующей силой, предлагать продуктивные идеи для решения стоящих перед мировым сообществом проблем. – Появление православной «Концепции прав человека» было расценено как очередной символ страха Русской Православной Церкви перед Европой и ее ценностями. Страха, который генерируют и у нас в стране. – Я достаточно долго жил и работал в Западной Европе, поэтому мне трудно понять, о каких страхах идет речь. Мы – европейский народ, европейская страна. Европа – центр христианской цивилизации. И Декларация прав человека создавалась на основе христианских общечеловеческих ценностей. Да, конфликт существует. Но не с Декларацией прав человека, а с нынешней концепцией прав человека, которая навязывается секулярным обществом. Религиозная концепция прав человека отличается от секулярной тем, что связывает права человека с ответственностью и уважением религиозных убеждений. На этом основании и Православная, и Католическая Церкви выступают против эвтаназии, легализации однополых браков и так далее.

http://pravoslavie.ru/5003.html

Читатели смогут ознакомиться с материалом о чудотворце епископе Спиридоне Тримифунтском. В статье подробно описываются его чудеса, история его почитания и поклонения мощам. Том также содержит статьи о новгородском архиепископе Спиридоне (1230-49), антиохийском Патриархе Спиридоне и ряде других деятелей Церкви с этим именем. В 65-й том включена статья о выдающемся представителе рационализма Бенедикте Спинозе. Тему мудрости продолжает биография царя Соломона, важнейшего правителя Единого Израильского Царства, чье имя стало синонимом компетентного правления. Отдельная статья посвящена Песне Песней Соломона. Век Соломона рассматривается как «Золотой век» Израиля, предшествовавший его скорому распаду на Южное и Северное Царства. Соломонова Песнь Песней — единственная из библейских книг, обладающая длительной традицией символического истолкования в истории христианской экзегезы. В другой энциклопедической статье подробно рассматривается Книга Премудрости Соломона. В томе присутствуют странноведческие статьи о Соломоновых островах, океаническом государстве, входящем в Британское Содружество, Сомали, после распада в 1991 году состоящем из территорий, подчиняющихся центральному правительству в Могадишо, непризнанной республики Сомалиленд, а также ряда анклавов, подконтрольных сомнительным организациям. Том содержит статью о «Сорокоусте», ежедневном совершении Литургии с поминовением усопшего в течении 40 дней после его смерти. Важнейшей представляется статья о Спасении, освобождении человека через воссоединение с Богом от первородного греха и его последствий. Особое значение имеет материал «Социальное учение Русской Православной Церкви», в котором рассматривается как история вопроса, так и подробно по главам излагается собственно концепция Русской Православной Церкви. Внимание уделяется «Основам социальной концепции», решение о выработке которых было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года, излагаются «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Фундаментальная статья о Сравнительном богословии также присутствует в томе.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

Участие духовенства в политической борьбе может быть только исключением — митрополит Иларион 1 февраля, 2011. Редакция " Правмира " «Мы не вносим никаких принципиальных изменений в «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Остается основополагающим принцип неучастия священнослужителей в политической борьбе, в политических партиях, а также в каких бы то ни было выборных или предвыборных мероприятиях, связанных с партийной деятельностью», — сообщил митрополит. Представители духовенства смогут участвовать в политической борьбе только в порядке исключения. Об этом на пресс-конференции в Москве рассказал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. «Мы не вносим никаких принципиальных изменений в «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Остается основополагающим принцип неучастия священнослужителей в политической борьбе, в политических партиях, а также в каких бы то ни было выборных или предвыборных мероприятиях, связанных с партийной деятельностью», — сообщил митрополит. Исключением могут стать те случаи, когда участие священнослужителя оказывается необходимым для защиты интересов канонической Церкви. «Например, где-то на Украине какой-нибудь раскольничий лжесвященник выставляет свою кандидатуру на выборах, он участвует в этих выборах, он носит рясу и крест, в публичном сознании он ассоциируется с Церковью, а его деятельность в качестве выбранного депутата будет наносить урон канонической Церкви. В этом случае священнослужитель канонической Церкви ради защиты интересов Церкви и чтобы противостоять расколу, может включиться в такого рода деятельность и выставить свою кандидатуру на выборах», — привел пример митрополит Иларион. «Есть страны, где священнослужители становятся президентами, есть страны, где священнослужители тех или иных конфессий участвуют в работе политических партий, но для Православной церкви неучастие в политическом процессе всегда было принципом, взятым за основу ее существования», — напомнил митрополит.

http://pravmir.ru/uchastie-duxovenstva-v...

К сожалению, в ходе общественно-политических дискуссий, в частности и о роли Церкви в обществе, довольно редко обращаются к этому официальному церковному документу. Чаще дискутирующие опираются на свои собственные, фрагментарные и произвольные, а порой и совершенно неверные представления о церковной позиции по тому или иному общественному вопросу. Но если со всей серьезностью отнестись к этому развернутому изложению общественной позиции церкви, то нетрудно увидеть, что оно может стать хорошей основой для диалога Церкви и общества. Есть еще один церковный документ " Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " , соборно принятый в 2008 году в развитие социальной концепции, который также требует более внимательного отношения со стороны общества. Возникает следующий вопрос: кто в таком диалоге может быть партнером Церкви со стороны общества? Разумеется, здесь может быть и, наверное, должен быть не один партнер, ибо наше общество является сложным, в разных отношениях неоднородным. Но один такой партнер очевиден. Вернее, партнеры. Это политические партии, прежде всего парламентские. Иначе говоря, политические организации, опирающиеся на поддержку избирателей, то есть на какие-то сектора самого общества, и по их воле принимающие непосредственное участие в общегосударственной работе, законодательной и иной, входящей в компетенцию органов представительной власти. О готовности к такому диалогу со стороны Русской Православной Церкви прямо говорится в Основах социальной концепции: " Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к законотворчеству " (III, 9). Значит, дело за партиями. Готовы ли партии? Не будем сейчас касаться вопроса о реальных контактах между представителями Церкви и политических партий. Но если оставаться, так сказать, в " теоретическом пространстве " , важно и интересно обратить внимание на другое: какие параллели и пересечения можно обнаружить, если сопоставить текст социальной доктрины Церкви и программные документы политических партий? Прежде всего именно официальные программы, которые, при всей разнице жанров церковных и политических документов, вполне поддаются такому сравнению.

http://religare.ru/2_73793.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010