972 Ср. Philostrati majoris Imagines, 14 (Σεμλη): здесь о Пане, совершающем вакхическую пляску, сказано: ποσκιρτν τι ειον. Так как Пана греческая мифология представляла существом с козлиными ногами, то в этом выражении естественно видеть указание на прыгательный характер самой пляски (Ср. ibid. 9, λος: αγας ποσκιρτσας). Ср. русское слово «скакать» в значении плясать. В белорусском наречии понятие, соответствующее слову плясать, обыкновенно выражается глаголом скакать (напр., «скакать на вяселли»=плясать, танцевать на свадьбе). И во многих других индоевропейских языках глагол «прыгать» значит в то же время и «плясать», напр., sert, kûrdati (греч. σκαρω, от туда κρδαξ), lat. salio, salto (=λλομαι). Замечательно, что слова, означающие ритм, т. е. главнейшую особенность пляски, очень редко встречаются в древней хореографической номенклатуре; греч. βητρμων, танцор (παρ τ ν ρμον βανειν), – своего рода исключение. См. О. Schrader, Reallexicon der indogermanischen Altertumskunde, 2 Halbband, Strassburg, 1901 (Tanz). 973 Религиозный характер пляски определяется её связью с религиозными чувствами, идеями и стремлениями. Эта связь выражается в различной форме, почему и религиозные пляски имеют много разновидностей. Последние можно свести к двум группам: к пляскам экстатическим, импульсивно возникающим под влиянием религиозного восторга, и искусственным, которые намеренно производятся по тем или иным побуждениям (таковы, напр., экстазогенные пляски, имеющие целью вызвать религиозно-восторженное состояние; мимические пляски дикарей, с целью воздействовать на божество, склонить его на свою сторону, и т. д.). См. краткий обзор религиозных плясок у Грассери, Психология религий, пер. Писаревой, Спб. 1901, с. 192–194, и попытку их классификации у Н. Вашкевича. История хореографии всех веков и народов, вып. 1, М. 1908, с 8. Внешним признаком религиозной пляски обыкновенно служит исполнение её под религиозное пение или музыку, при богослужении и религиозных обрядах. Что же касается телодвижений, составляющих религиозную пляску, то в их форме может не быть ничего специфического, по сравнению со светскими танцами (см. ранее, Б. В. 1907, окт. с. 337–343).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Развитию школьно-библиотечного дела содействовали и епархиальные и уездные наблюдатели, равно как и духовенство, и жертвователи из частных лиц. К 1 января 1897 года всех библиотек при церковных школах по 58 епархиям 2 насчитывалось 10.096, из них при церковно-приходских школах 7.972 (58,3% общего количества церковно-приходских школ в сих епархиях) и при школах грамоты 2124 (11,5% общего числа школ грамоты). В епархиях Олонецкой, Полоцкой и Тобольской библиотеками для внеклассного чтения снабжены были все церковно-приходские школы; в других епархиях (Нижегородской, Минской, Киевской, Туркестанской, Донской) большая их часть. Школ грамоты с библиотеками более всего было в епархиях: Холмско-Варшавской, Киевской, Архангельской, Тобольской, Туркестанской, Вологодской. Книгами из библиотек для внеклассного чтения, помимо школьников и бывших учеников, большей частью пользуется и местное население. Религиозно-нравственные чтения в церковных школах. Воскресные занятия со взрослыми При многих церковных школах велись по воскресным и праздничным дням религиозно-нравственные чтения законоучителями или учителями под наблюдением священников. Предметом для чтений служили статьи религиозно-нравственного, патриотического и церковно-учительного содержания. В некоторых школах чтения сопровождались пением церковных песнопений и патриотических гимнов, иногда объяснялись туманными картинами при помощи волшебного фонаря. Содействуя умственному и нравственному развитию населения, чтения в то же время предупреждают злоупотребление праздничным досугом. Школ, в коих велись чтения, в 1895–96 учебном году по 60 епархиям насчитывалось 1725, в 1896–97 учебном году по 53 епархиям – 2136. С целью обучения первоначальной грамоте лиц, почему-либо не обучавшихся в детстве, а также восполнения пробелов школьного обучения, при некоторых церковных школах устраиваются воскресные занятия со взрослыми. Открываются они по преимуществу при городских школах. Земельные участки при церковных школах Одним из средств к упрочению церковной школы служит наделение ее земельным участком. Земля при школе дает учителю возможность вести в каникулярное время занятия сельским хозяйством и этим восполнять скудное учительское содержание; кроме того, при благоприятных условиях, хозяйство, заведенное учителем на школьном участке, является средством к распространению среди школьников и местного населения сельскохозяйственных знаний и приемов. Ввиду этого в епархиях принимались различные меры к обеспечению школ земельными участками.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

И если это была неизбежная функция, то для нее обязательно натуральная опора в самой природе вещи. Неудивительно, что они сливались между собой по естеству и бросали свои мрачные тени на всю совокупность космического бытия. Его ограниченность представлялась не просто далекой, но и противной святости Божией. Эта иудейская идея трансцентализма Иеговы 963 отвечала задачам филоновской теософии и – в интересах взаимного сближения Библии и эллинизма – прямо наделялась чертами дуалистических воззрений язычества. 964 Таким путем – наряду с Богом – Филон признал второй онтологический принцип в материи, 965 которая была диспаратна и невыводима. 966 В этом случае буквальное понимание рассказа Моисеева о происхождении мира было невозможно 967 и устраняется применением платоновской идеальности. 968 Наличность космоса становилась непроницаемой загадкой, 969 ибо и материальность второй «натуры» неспособна к упорядоченному самораскрытию, а от Господа разлучалась непроходной пропастью несовместимости. Необходимо было найти удовлетворительный способ для примирения этих крайностей, чтобы мирообразование сделалось понятным по своему возникновению и продолжению. Едва ли нужно прибавлять, что тут ничего нельзя было придумать лучше гипотезы посредников в особых потенциях, 970 аналогичных библейским служебным духам 971 и наполнявшим мир во всех его частях. 972 Религиозные и философские запросы в равной степени наклоняли к этому выводу 973 и обеспечивали ему теоретическую незыблемость спасителя всей филонической системы, 974 которая имеет в этом всю свою специфическую особенность по сравнению с философскими концепциями и догматикой ветхозаветных писаний. 975 Но промежуточные силы концентрируются в связующем Логосе, – и в нем венец филоновских напряжений и разрешение всех фатальных затруднений. С этой стороны и филоновская логика была неотъемлемым членом всей реконструкции и удачно выдерживала на себе всю тяжесть неизгладимых антиномий. 976 И счастливый успех, и школьная важность ее неоспоримы не менее проницательности виновника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К кон. XI в. на территории Исторических Н. оформились наиболее значительные светские владения: на юге - графства Фландрия, Лувен (Лёвен; с кон. XII в. герц-ство Брабант), Геннегау (Эно), Намюр, Лимбург (герцогство предположительно с 1165) и Люксембург (с 1354 герцогство); на севере - графства Голландия, Гелдерн (с 1339 герцогство) и ряд сеньорий и более мелких владений, формально зависимых от Свящ. Римской империи. Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Старые епископские города и бенедиктинские мон-ри наравне с новыми обителями в Н. имели широкие связи с культурными центрами Франции, Италии, Византии. Льежский еп. Эраклий (959-971) в своих сочинениях цитировал Теренция, Цицерона, Персия, Ювенала, и, возможно, Саллюстия. Льежский еп. Ратхер Веронский (953-955) комментировал «Анналы» Тита Ливия; Ноткер, также занимавший Льежскую кафедру (972-1008), был хорошо знаком с Гербертом Орийакским (папа Сильвестр II в 999-1003). В XI в. в мон-рях и кафедральных капитулах Н., особенно в Утрехте, преподавали свободные искусства (см. Artes liberales ) и глоссировали сочинения лат. классиков. В Утрехте, Тиле, Льеже, Ставло-Мальмеди, Жамблу и др. центрах Н. продолжали развиваться заложенные в каролингскую эпоху традиции изучения музыки, истории, книжной миниатюры. В развитии историописания в Н. особая роль принадлежит Альперту Мецскому, монаху, работавшему в мон-ре св. Вальбурги в Тиле. В своем историческом трактате «О различии времен» (De diversitate temporum) он описал мн. исторические реалии Н. X-XI вв. Большую популярность при дворах светских сеньоров получил такой жанр историописания, как yeeste (от лат. gesta), повествовавший о деяниях правителей. Среди наиболее известных авторов, работавших в этом жанре, были Фолкуин - составитель хроники аббатов Лоба с кон. X по сер. XI в., Сигеберт из Жамблу, Ламберт-младший из мон-ря св. Губерта, Рауль из Синт-Трёйдена, Херигер Лобский, Ансельм из кафедрального капитула во Льеже и др. Среди памятников книжной иллюстрации Н. того периода следует отметить Евангелиарий Юдифи Фландрской и Евангелиарий аббатства Эгмонд.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

и до конца). Вот пример богомильского толкования евангельского повествования о бесноватых, по выходе из которых бесы бросились в стадо свиней (Мф., VIII, 28–32). Двое бесноватых, вышедших из гробниц, по толкованию богомилов, означают два чина: клириков и монахов; и те и другие живут в храмах, заключающих в себе кости (мощи) умерших. Под стадом свиней богомилы понимали людей, проводивших жизнь худую, и т. д. (гл. 49). Такова Паноплия Зигавина. Ученый Гасс следующим образом характеризует это произведение: «Если представим себе продолжателя Епифания (Кипрского), но только продолжателя еще более неискусного, более внешнего и в меньшей степени самостоятельного, то получится почти точный образ Догматического Всеоружия. Сочинение это служит доказательством, что когда имеют перед собой слишком многих еретиков и хотят их исследовать, тогда ни в каком отношении не достигают успеха» 969 . Зигавин вообще своей Паноплией мало что прибавил к тем заслугам, какие он имеет как экзегет 970 . Зигавину принадлежит еще несколько небольших полемических сочинений, представляющих собой как бы пополнение Паноплии. Вот одно сочинение: «Спор о вере с сарацинским философом». Здесь между прочим полемист разбирает следующие возражения сарацина: «на каком основании вы (христиане) допускаете политеизм, учите о рождении Бога, исповедуете Бога-Отца, Сына и Св. Духа? Каким образом Бог мог воплотиться? Если Слово воплотилось и родилось от Марии, то почему называете Марию Девой и т. д.» 971 Другое сочинение Зигавина: «Опровержение нечестивых массалиан» (т. е. богомилов). Здесь излагаются и ниспровергаются главные мнения богомилов, причем полемист излагает свои мысли в форме 14-и анафематствований 972 . Как бы продолжением сейчас указанного сочинения Евфимия служит следующее его сочинение: «Против еретиков, которые носят название фундагиатов» (т. е. опять богомилов). Речь у автора о том, что узнал он от богомильских учителей об их учении, приняв вид мнимого их ученика. Это последнее сочинение известно в печати не в полном его виде 973 . Догматико-полемическое сочинение, похожее по форме на Паноплию, написал писатель конца XII и начала XIII вв., нередко упоминаемый нами Никита Хониат . Хотя между Зигавином и Никитой жил еще один известный догматико-полемический писатель – Николай Метонский, но он составляет особое явление по сравнению с Зигавином и Никитой, которых главные полемические сочинения походят одно на другое и удобнее всего могут быть рассматриваемы одно после другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Тело само по себе не составляет особой природы во Христе, так как оно не есть существо живое само по себе, но и Слово не может быть выделяемо в особую природу, которую Оно имеет по безплотию, ибо Господь во плоти, а не без нее обитал в мире; созданная и несозданная природа в Нем соединяются в одну по человекообразному единении 970 . Разделяющих это учение послание убеждает пребывать в спокойствии, воздерживаться от лишних словопрений; оно признаёт правильными такие выражения, что „тело от Девы, Божество с неба, тело образовано во чреве, Божество не создано, вечно», но под тем условием, чтобы при этом исповедывалась нераздельность Божества с телом 971 . „Итак, – заключает послание, – убедите тех, которые напрасно разделяются относительно этого и да сохранится согласие в догматах; да не разделяемся ради слов; ибо разделяющимся в догматах нечестиво быть согласными в речениях (в терминологии), согласным же в догматах суетно и глупо различаться в речениях» 972 . Послание к Дионисию предполагает собой, что споры о св. Троице достаточно улеглись в момент его составления и что наступило время применения их результатов к разрешению вопросов о Лице Богочеловека. Эти вопросы уже волновали мыслящих богословов и делили их на партии. Ходили неблагоприятные слухи об учении самого Аполлинария; его обличали в том, что, по его учению, плоть Господа с неба, а не от Марии. Богословская мысль распалась на два направления: одни учили о двух природах и употребляли термин „δο φσεις " ; Аполлинарий выступал с положением: „одна природа Бога Слова во плоти», и видел в нем учение св. Писания и предания. Споры не были случайными и спорадическими: о них послание говорит в широком и общем смысле, но они еще не приводили к коренному разделению разномыслящих сторон. Аполлинарий со своим учением еще не думал отделяться от тех, кто пользовался термином „две природы». Послание проникнуто примирительной тенденцией и хочет уяснить сущность учения о Боге Слове воплотившемся. Если под термином „две природы» разумеется учение Павла Самосатского, то Аполлинарий отвергает его, как ересь; если же употребляющие этот термин признают единение Слова с плотью, то он не одобряет только термина.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

971 При всей своей прозорливости и мудрости ты не в состоянии обуздать и приучить к работе буйвола, коего сила могла бы оказать тебе великие услуги! И ты хочешь управлять всем миром? 972 Гумна жители востока делают на открытом поле. Когда собраны снопы; то носят их на гумно, давят волами, и, очистив плод, возят его домой. Как полезен был бы для этого дикий вол, если бы можно было приучить его к работе! Могут возразить против сего объяснения, что буйвол действительно укрощается, что им можно управлять посредством кольца, продетого в ноздри, что его запрягают в плуг и в колесницы, как укрощённое животное и возят на нём самые большие тяжести. Но хотя изобретательным людям и удавалось обуздывать некоторых буйволов: однако ж тот буйвол, который живет в Аравийских пустынях, о коем здесь идет речь, остаётся всегда зверем диким и неукротимым; притом во времена Иова ещё не известны были средства обуздывать буйвола. 973 Крыло страуса, который машет им с великим шумом, когда летает, имеет ли такие длинные перья, чтобы он мог, подобно аисту, летать на высоту? Страус, который находится в Аравийских и Африканских пустынях и живёт кореньями и полевыми плодами, есть величайшая из всех птиц; ей приписывают высоту от восьми до девяти футов, и вес двух центнеров. Он имеет короткий и острый нос, небольшую голову с длинно шеею, средней величины тело с высокою спиною, покрытою мягкими перьями, крепкие, большею частью без перьев, обтянутые красною кожею голени, длинные и чешуйчатые лапы и раздвоившиеся ноги с двумя когтями. Его крылья слишком коротки и делают его неспособным к летанию, так что он составляет нечто среднее между четвероногими животными и птицами. Он сравнивается здесь с аистом, с коим имеет некоторое сходство. По длинной шее и высокой спине он похож на верблюда; у древних он называется строфокамил, страусоверблюд. 974 Страус скрывает свои гнезда не на высоте, как другие птицы, но в песке. Оп полагает множество яиц, которые величиною с детскую голову, видом шарообразные, белые, блестящие и столь твердые, что из скорлупы их делается посуда. Естествоиспытатели говорят, что он в один раз высиживает от 30-ти до 50-ти яиц. Если самка, высиживающая яйца ночью, сходит с гнезда днём, чтобы искать вдали пищу или скрыться от шума: то она предоставляет свои яйца земле и песок, согретый солнцем, сохраняет яйца в той теплоте, которая необходима для созревания яиц. Если самка к вечеру не возвратится на гнездо, то высиживание прекращается в холодный ночи и яйца погибают.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Димитрий царевичъ убиенъ бысть на Углч повелнием Бориса Годунова//от Никиты 971 Качалова и Данила 972 Битяговского в лта 7099, а от рожения своего во осмое лто, заклан же бысть ножемъ. Евфросинъ успе в лта 6989, поживе же всхъ лтъ 95 (л. 238 об.–239). (...) Тропарь Исайи, глас 8. П равославию наставниче, благочестия учителю и чистот, Ростову пресвтлый свтилниче,//святителемъ богодухновенное удобрение, Исайе премудре, учениемъ бо твоимъ вся русския концы просвтилъ еси благодатию духовною, святителю блаженне, моли Христа Бога, да спасетъ душя нашя. Тропарь царевичю Димитрию, глас 2. Ц арскою диадимою одянъ, богомудре мучениче, за скипетръ крестъ в руку приимъ, явися яко побдоносецъ, и всесожжения жертву священну себе принеслъ еси, Димитрие, явися изряденъ врачь русскому царствию, образъ в себ чюдотворения нося, яко агнецъ непороченъ от раба заколение приятъ, убивающаго тло, души же коснутися не могуща, да плачется убо злый властолюбецъ, ты же, радуяся, предстоиши Святй Троиц, молися о держав сродникъ твоихъ благоутодн быти и сыновомъ русскимъ спастися. Кондакъ святителю, глас 3. Подобен Д евая днесь. Я ко громъ возгремлъ еси божествеными твоими учении в Русстй земли, и явился еси свтилникъ пресвтелъ, осиявая свтомъ богоразумия, Исайе блаженне, тмже вопиемъ ти: Христа Бога моли непрестанно о всх насъ (л. 240). По 6 псни кондакъ царевичю Димитрию, гласъ 8. В осия днесь благоцвтущая отрасль благочестиваго корене, от скипетродержавных Русскаго царствия доброрасленый грезнъ израсте и Христови красенъ плод прозябе, тмже от земли возвавый тя к вчным обителемъ и по убиении твоемъ соблюдаетъ невредимо тло твое,//страдалчески обагреное кровию. Благородие святе Димитрие, соблюдай Отечество свое и градъ твой невредимъ, тому убо еси утвержение. Тропарь Евфросину, глас 4. И зволением божественаго разума. Априля 17 973 . Другий тропарь, глас тойже : Ж итейскую печаль и всякъ мятежь мира сего любве ради Христовы со дерзновениемъ отверглъ еси, блаженне, и повелнная распятымъ Господемъ Исусомъ Христомъ вся исправилъ еси, и, Того яремъ вземъ, во всемъ воли Его повинулся еси, и, благочестивъ длатель, животнымъ заповедемъ Христовымъ благотрудно прилжал еси. И сего ради Богъ прослави тя, и по преставлении чюдеса показа от честнаго гроба твоего, тмже//и неоскудно угобзися обитель твоя, и нищымъ бысть богатное пристанище и покровъ, преподобне Евфросине отче нашъ, моли Христа Бога, да спасетъ душя нашя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Ибо какое наказание более тяжко для нечестивого, нежели лишение возможности совершать нечестивые дела и вредить комулибо» 972 ? . Хотя абсолютное ничто аффинировало некоторым образом, если можно так выразиться, человеческую природу в грехопадении, последняя однако осталась по своей сущности неповрежденною; она покрылась лишь как бы проказою, в человеческом сознании явился призрак, но, как созданная по образу Божию, она не могла, быть извращена сама в себе стремлениями злой воли, имеющими своим объектом не сущее. И ныне эта природа по сущности своей является одинаковой во всех без исключения людях, как добрых, так и злых, не лучшей в одних и не худшей в других. Очевидно, и уничтожение в указанном смысле зла, как бы проникшего в человеческую природу, но не коснувшегося ее сущности, и наказание его также не будет касаться ее 974 . Наказание мы можем представлять только как разрушение или уничтожение чеголибо (corruptio). Но разрушение вообще чеголибо созданного Богом и существующего немыслимо с метафизической точки зрения. Ибо, с одной стороны, ничто существующее не может быть уничтожено ни высшим, или лучшим, потому что ничто доброе и высшее не может быть причиной разрушения другого, – ни низшим, потому что последнее слабее его, – ни равным, потому что последнее равно ему по силе. С другой стороны, уничтожение чеголибо по самой сущности без остатка совершенно не представимо. Термин «разрушение» или «уничтожение» прилагается· обыкновенно к акциденциальному бытию, когда говорится о разрушении предметов чувственного мира, например, тел человеческих. Но и последнее неточно (abusive) называется разрушением и есть лишь переход от одной формы бытия в другую. В собственном же смысле понятие corruptio можно отнести только к злым стремлениям извращенной воли, которые не естественны в разумных существах и в этом смысле не относятся к природе их. Но эти стремления воли к тому, что, безусловно, недостижимо, к абсолютно не сущему, стремления как бы выйти из границ созданного бытия, в себе самих, естественно, находят и наказание. Самое их ничтожество, как показано, и накажет, так сказать, само себя, когда раскроется в сознании злых людей и ангелов, и они увидят всю тщету этих стремлений 975 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Каждый корабль имеет своего особого правителя или „учителя“, поставленного главным начальником секты. Власть учителя – подобно власти „кормщика“ хлыстовского корабля–безгранична в отношении к подчиненным; в его распоряжения не может вмешиваться учитель другого корабля. Временный управитель делами петербургского скопческого корабля скопец Василий Федоров на жалобу, принесенную ему учителем корабля псковской губернии, опочекского уезда, о том, что учитель корабля порховского уезда Василий Евстигнеев его, Федорова, „беспокоит“, писал: „если кто тебе, т. е. Федорову π сердцу и по любви братской скажет: „хлеб да соль!“ ну так: „прошу пожаловать“, а если не по любви, вовред напирает на обед, таковым издавна лежит пословица: „ну, брат, пришел ты незванный, так и поди недранный“ 971 . Кроме религиозно-нравственного значения, которое принадлежит учителю скопческого корабля, как наставнику веры и благочестия в скопческом смысле 972 , каждый учитель корабля подобно хлыстовскому кормщику заведывает имущественною частию всего корабля. Говоря об устройстве хлыстовского корабля, мы замечали, что в последнем члены корабля не только нравственно, но даже, так сказать, юридически обязаны помогать друг другу; замечали также, что пользование имуществом в хлыстовском корабле носит признаки коммунизма. Если в хлыстовском корабле то и другое осталось неразвитым вполне, то в скопческих кораблях, по крайней мере в некоторых, это достигло значительного развития. По словам крестьянина Андреянова, каждый вновь вступающий в общество скопцов обязан привести все свое имущество к учителю того корабля, в который он вступает, так как, по мнению скопческих учителей, „каждый поступающий в путь Божий должен отдаваться Богу душею и плотию“ 973 . Собиратель материалов г. Мельников замечает, что члены некоторых кораблей „не имели частного имущества и по вступлении в секту продавали его и клали у ног учителя“ и это делалось, как показывали нижегородские и орловские скопцы, „по примеру апостолов“, о которых в Деяниях говорится: не бяше бо нищь ни един в них: елицы бо селом, или домовом бяху, продающе, приношаху цны продаваемых, и полагаху при ногах апостол; даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше ( Деян 4:34–35 ) 974 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010