11. Заповедь епископам о хранении церковных правил В софийской и чудовской пергаменных Кормчих статья эта помещена вслед за постановлением Ильи архиепископа новгородского и белогородского епископа 4), – потому, вероятно, что в начале памятника упоминаются архиепископы и епископы. Кроме того, в чудовской Кормчей таже самая статья присоединена еще к посланию владимирского епископа 9), а в некоторых позднейших Кормчих встречается даже три раза: в двух указанных местах и в виде отдельной статьи (см. Кормчую Рум. Муз. 231, л. 191, 307 об. и последний). В печатной Кормчей она поставлена пред титулами Фотиева номоканона (л. 14 первого счета). Текст настоящего издания – по софийскому списку, варианты – по двум чудовским, которые, хотя и находятся в одной и той же Кормчей (л. 285 и 190 об.), представляют некоторые разночтения между собой: первый указывается буквой А, последний – Б. Всей силой и всею мощью должны суть архиепископы и епископы иметь стражбу о священных правилах. 961 Поручено бо 962 иместь твердо соблюдать ее, да не что 963 от них преступаемо 964 , и забытьем преминуемо 965 , неизысканьем 966 оставляемо. В он день в муках о них изискомо 967 будет. Храняще 968 бо священные каноны, владыки Бога помощи сподобляются; сия же преступающе, в конечное осужение себя влагают. Божественным бо правилам не сохраняемом, различны преступления 969 бывают: от того Божий гнев на нас и многие казни последний суд. Тому же всему повинны суть святители, не бдяще, ни стрегуще винограда, еже есть церкви, ни преступающе в обиду, еже есть 970 по некоей страсти, или по неразумию, небоязни вышнего страха, иже суть клялись сохранить судьбы закона и правды Божьей 971 : горе как 972 суд тем и по делом воздание. 972 Печатная Кормчая вместо горе как поправляет: горек. В рукописях нам ни разу не встречалось такое чтение. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

10 лет справочному телефону службы помощи «Милосердие» Москва, 3 октября 2013 г. Справочная служба, которая действует при православной службе помощи «Милосердие», отмечает 10 лет работы. Каждый месяц на номер +7 (495) 972-97-02 поступает более 2000 звонков от жителей Москвы и других регионов с вопросами и просьбами о помощи, сообщает Милосердие.Ru . «Мы консультируем не только по социальным проектам службы «Милосердие», но и по всему широкому спектру церковной социальной помощи, - рассказывает руководитель службы Евгения Любезнова. – За 10 лет работы мы наладили механизм работы, сформировали объемную информационную базу». Операторы записывают нуждающихся на бесплатную консультацию к православным юристам, переключают на «горячую линию» для консультации со священником, рассказывают, где бездомный может поесть и переодеться, а мать-одиночка – получить бесплатное питание и подгузники для ребенка. За последние годы выросло число неравнодушных людей, которые звонят в справочную службу, чтобы выяснить, как они могут помочь. Видя человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, они стремятся принять участие в решении его проблемы. Это говорит о том, что москвичи активны в своем стремлении помогать – операторы справочной службы предоставляют для этого всю необходимую информацию. Когда в 2003 году справочный телефон начинал свою работу, став одним из первых православных справочных номеров, служба помощи «Милосердие» только зарождалась. Сейчас справочный телефон – это связующее звено между другими социальными проектами службы помощи «Милосердие» и тысячами людей, которым требуется поддержка, а также теми, кто готов предложить помощь. Справочный телефон +7 (495) 972-97-02 – это один из 23 социальных проектов православной службы помощи «Милосердие», которая на 75% существует на частные пожертвования. Справочная служба работает каждый день с 8:00 до 22:00. В проекте задействованы 5 сотрудников, одна из операторов работает с первого дня работы справочного телефона. 3 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64605.html

Герм. прелаты, во время мятежей сохранившие верность О., впосл. были щедро вознаграждены им и вошли в число доверенных лиц. Так, Фридриху, архиеп. Зальцбургскому (958-991), были дарованы новые владения и возвращены прежние, отнятые у его предшественника, мятежного архиеп. Герольда (939-955). В качестве компенсации за разрушенный мятежниками г. Пассау еп. Пильгрим (971-991) получил от О. владения в Восточной марке. В 980 г. О. даровал еп. Ноткеру Льежскому (972-1008) светскую власть над территорией его диоцеза и статус князя-епископа. При О. высшие церковные иерархи оставались важной опорой политического влияния императора. Значительную часть армии О. составляли войска, предоставленные ему епископами и мон-рями, нередко представители духовенства лично возглавляли свои отряды ( Bernhardt J. W. Itinerant Kingship and Royal Monasteries in Early Medieval Germany, c. 936-1075. Camb., 1993. P. 118). В военных походах О. сопровождали мн. прелаты: так, в итал. поход с ним отправились епископы Дитрих Мецский, Вольфганг Регенсбургский (972-994), Ноткер Льежский, Генрих Аугсбургский (погиб в битве при Котроне). По отношению к Папскому престолу О. также продолжал политику отца. Он низложил антипапу Бонифация VII, к-рого поддерживала рим. знать, способствовал избранию на Папский престол своего ставленника - папы Бенедикта VII. Как и для Оттона I, обращения Римских понтификов за помощью служили для О. оправданием военных вторжений в Италию. Как и отец, О. стремился контролировать замещение ключевых церковных должностей, назначал на них верных ему прелатов. В 981 г., после смерти архиеп. Адальберта Магдебургского, император добился того, чтобы преемником Адальберта стал не Отрих, которого считал наследником сам архиепископ, а Гизельхер, епископ Мерзебурга и советник О. Для канонической реализации этого назначения в Риме прошел синод, обосновавший допустимость такого решения: Мерзебургское еп-ство было упразднено, а его территория поделена между диоцезами Хальберштадта, Цайца и Майсена, подчиненными Магдебургской архиепископской кафедре. Историограф Титмар Мерзебургский (епископ Мерзебурга в 1009-1018) считал упразднение епископской кафедры прегрешением, повлекшим за собой Божию кару - политические и военные неудачи ( Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 114-130).

http://pravenc.ru/text/2581741.html

972 г. Печенеги обступили Днепровские пороги и ждали Россиян. Святослав знал о сей опасности. Свенельд, знаменитый Воевода Игорев, советовал ему оставить ладии и сухим путем обойти пороги: Князь не принял его совета и решился зимовать в Белобережье, при устье Днепра, где Россияне должны были терпеть во всем недостаток и самый голод, так что они давали полгривны за лошадиную голову. Может быть, Святослав ожидал там помощи из России, но тщетно. Весна снова открыла ему опасный путь в отечество. Несмотря на малое число изнуренных воинов, надлежало сразиться с Печенегами, и Святослав пал в битве. Князь их, Куря, отрубив ему голову, из ее черепа сделал чашу. Только немногие Россияне спаслись с Воеводою Свенельдом и принесли в Киев горестную весть о погибели Святослава. Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка. Если Святослав в 946 году – как пишет Нестор – был еще слабым отроком, то он скончал дни свои в самых цветущих летах мужества, и сильная рука его могла бы еще долго ужасать народы соседственные. Глава VIII. Великий князь Ярополк. Г. 972–980 Междоусобие Князей. Первые деяния Владимировы. Брак Владимиров. Братоубийство. Послы Российские в Германии. По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег в Древлянской земле, Владимир в Новегороде. Единодержавие пресеклось в Государстве: ибо Ярополк не имел, кажется, власти над Уделами своих братьев. Скоро открылись пагубные следствия такого раздела, и брат восстал на брата. Виновником сей вражды был славный Воевода Свенельд, знаменитый сподвижник Игорев и Святославов. Он ненавидел Олега, который умертвил сына его, именем Люта, встретясь с ним на ловле в своем владении: причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для поединка или самого злодейского убийства. Свенельд, желая отмстить ему, убедил Ярополка идти войною на Древлянского Князя и соединить область его с Киевскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Для христианизации славян архиеп. Адальдаг Гамбургский инициировал создание Ольденбургского епископства в Гольштейне, подчиненного Бременскому архиепископу. Наиболее вероятной датой основания Ольденбургского епископства считается 972 г. (по др. версиям, 968 или даже 950). Венг. кн. Геза (972-997), решив принять крещение, обратился к О. с просьбой прислать христ. миссионеров. Император отправил в Венгрию мон. Бруно из Санкт-Галлена, рукоположенного для этого во епископа. Присутствие обращенных в христианство правителей Дании, Польши, Чехии, а также венгерских послов на хофтаге в Кведлинбурге (973) красноречиво свидетельствовало об успехах миссионерской политики императора. Церковное искусство и культура При О. в его владениях к северу от Альп помимо прежних церковных образовательных и культурных центров, унаследовавших каролингскую традицию (таких как аббатства Лорш, Фульда , Корвей и др.), развиваются новые центры, формируется традиция «оттоновской» культуры. Начало нового культурного подъема, т. н. Оттоновского возрождения, принято относить к 50-м гг. Х в. Главными образовательными центрами для духовенства в эпоху О. были уже не школы при мон-рях, как во времена Каролингов, а соборные школы в крупных городах - центрах архиепископств и епископств. Важнейшими из них на западе герм. земель стали школы в Кёльне и Трире, на юге - в Вюрцбурге, на востоке - в Магдебурге. Хальберштадтская соборная школа, основанная в IX в., из-за близости к Магдебургу утратила свое влияние, хотя и пережила новый подъем при еп. Хильдеварде (968-996), выходце из мон-ря Санкт-Галлен. Соборные школы поддерживали тесные связи с королевским, а затем имп. двором, готовили буд. церковных иерархов, к-рые впосл. входили в состав придворной капеллы, служили в королевской канцелярии, получали должности епископов и аббатов. Важную роль играла школа при королевской (имп.) капелле. В развитии школы активное участие принял архиеп. Бруно Кёльнский. Однако в отличие от школы эпохи Каролингов она была ориентирована не на широкое, всестороннее образование, знакомившее с высшими достижениями науки того времени, а на передачу прикладных, практических навыков, к-рые были необходимы для работы в королевской канцелярии и для др. задач, связанных с кругом обязанностей клирика ( Fleckenstein. 1989. S. 176-188).

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБРОВНИК [лат. Ragusium, Ragusa], г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр. История города Лат. название г. Рагуза (Рагузий) восходит к названию прибрежного о-ва Лаус (Laus - Lausium - Rausium - Ragusium), на к-ром ок. 614 г. возникло поселение романоязычных беженцев из Эпидавра (совр. Цавтат) (потомков рим. и иллирийского населения), спасавшихся от аваро-слав. нашествия. В письменных источниках Рагуза впервые упомянута в 667 г. Слав. название Д. (от слова «дубрава») принадлежало поселению, сложившемуся к кон. XI в. на материке напротив Рагузы. В XII в. эти поселения объединились, отделявшая их протока была осушена и на ее месте возникла центральная улица города - Страдун. Оба названия сосуществовали: Рагуза в офиц. (до 1472 лат., затем итал.) и в далматинском (бывшем в употреблении до XVI в.) языках; слав. название Д., зафиксированное в кон. XII в., стало офиц. в 1918 г. С момента возникновения и до 1204 г. Д. как город-анклав с небольшой сельской округой, граничившей с землями, где жили славяне, входил в состав визант. фемы Далмация. Из-за географической удаленности от империи далматинские города обладали большой самостоятельностью. В 866-867 гг. город выдержал 15-месячную осаду арабов, снятую визант. флотом. В 972 г., по легенде, благодаря заступничеству св. Власия , сщмч. Севастийского, был предотвращен захват города венецианцами. Ок. 992 г. Д. осадили войска болг. царя Самуила , но взять его не смогли. В 1000-1018 гг. Д. был под властью Венеции. Со 2-й пол. XII в. из-за постоянно меняющейся политической обстановки республика балансировала между Византией, Венецией, норманнским Сицилийским королевством и позже серб. гос-вом Стефана Немани. В 1186 г. серб. войска заняли часть Д., но норманнский флот спас город от оккупации. По договору с серб. вел. жупаном Стефаном Неманей Д. получил гарантию неприкосновенности границ и свободу торговли в серб. землях. В 1189 г. подобное право купцы Д. получили от боснийского бана Кулина, в 1191 г.- от визант. имп. Исаака II Ангела.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Закрыть Пересекаются ли параллели истории? О параллелях между СВО, Первой мировой и Великой Отечественной войнами, упомянутых в статье Романа Илющенко «Пересекающиеся параллели истории» 28.03.2023 3335 Время на чтение 32 минут Существуют ли параллели между специальной операцией и двумя мировыми войнами? Безусловно, существуют. Но совсем не там, где считает наш уважаемый Роман Алексеевич Илющенко . Впрочем, «не будем нервничать и спокойно во всём разберёмся», как говорит герой артиста Георгия Буркова (советский фильм «Профессия – следователь»). Как мы с вами помним, история развивается по спирали. И, зачастую, события, происходившие раньше, повторяются в той или иной интерпретации. Если мы вспомним историю нашей Родины, то ей зачастую приходилось «стоять до последнего» - и по итогу побеждать. Вот, что сказал выдающийся древнерусский полководец, князь Киевский Святослав Игоревич (955-972 гг.) перед сражением с превосходящими силами Византийской империи: «Да не посрамим земли Русской, поляжем костьми тут, ибо мёртвые сраму не имут». И сам повёл за собой своих воинов в бой. И победил. Во время Монгольского нашествия на Русь можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение подвигов. Благодаря таким людям, русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ. Благодаря таким, как знаменитый рязанский боярин Евпатий Львович Коловрат, принявший решение сражаться со своей дружиной до конца . В Смутное время исключительно важное историческое значение имела оборона Смоленска. Как считает историк Сергей Александров, наличие стойко оборонявшегося Смоленска, не поддающегося ни избранному Семибоярщиной «законному» царю Владиславу, ни осаждавшему его польскому королю Сигизмунду, сыграло в 1610—1611 гг. колоссальную психологическую роль в формировании патриотического лагеря в России и стало идеологическим обоснованием Первого народного ополчения. Общие потери, понесённые польскими войсками под стенами города, составили около 30 000 человек. Полтора года значительная часть королевской армии была скована под Смоленском. После его взятия она была неспособна вести боевые действия и вместо того, чтобы двинуться на помощь польскому гарнизону в Москве, была распущена, а король ушёл обратно в Польшу. Для похода на Москву в 1612 г. он был вынужден использовать литовские войска гетмана Ходкевича, сам же, выступив лишь осенью 1612 г., не смог взять Волоколамск и был вынужден повернуть назад .

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Глава XII. Платон и Ориген 1. Учение об общем благе 972 Так высоко думающие о высшем благе посещают гавань города и поклоняются там Диане как богине, присутствуя при грубой и невежественной толпе, массами собирающейся на праздник. Они много говорят о природе души, о блаженстве, какое люди наследуют после смерти, и при этом забывают все истины, открытые Богом, и желают ради них приносить в жертву Эскулапу петуха 973 . Они созерцают невидимое существо Божие и через рассмотрение видимых сотворенных вещей возвышаются к такому состоянию, где можно видеть и познавать один только дух, и несмотря на то, они осуетились в своих мыслях, и их неразумное сердце билось в темной ночи и незнании предметов, относящихся к Богу и почитанию Его. Ясно, что эти люди, столь много воображающие о своей мудрости и познаниях, поверглись к ногам тварного человека, настолько унизились, что вместе с египтянами поклоняются многоногим птицам, ползающим животным, заменили истину ложью и служили твари вместо Творца. Мудрые и высокоученые среди греков через свое заблуждение впали в столь позорную службу богам, и потому Бог избрал немудрых, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильных ( 1Кор. 1, 27 ). Находящие основу своих воззрений в священных книгах во всяком случае знают, что Бога нельзя описать словами 974 . Платон говорит, что первое Благо открывается душе как свет, исходящий от огня 975 . Это христианские книги знали еще задолго до Платона. Так, один из древнейших пророков, живший прежде, чем устроено было царство Кира, и сорок человеческих возрастов раньше Кира, провозвестил: «Ты, Господи, мой свет и моя помощь; кого я могу убояться? ( Пс. 26:1 ). Слово Твое светит ноге моей и свет стези моей ( Пс. 118:105 ). Во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35:10 ). Воссиял во тьме свет правым ( Пс. 111:4 )». Можно уже из сказанного судить, насколько учение Платона о высшем Благе отличается от того, что пророки возвестили о свете блаженных 976 . Платон думает, что он ничего главного в своей жизни не может совершить, если он высшие истины сделает доступными пониманию обычного человека 977 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

ТЕМА «ОБРАЩЕНИЯ К СЕБЕ» В ПАЛАМИТСКОМ УЧЕНИИ XIV СТОЛЕТИЯ Тема «обращения к себе» как способа приблизиться к Богу – одна из постоянных в мистике платоников – была воспринята христианскими духовными писателями II столетия ( Климентом Александрийским ) и впоследствии развита Оригеном , свт. Григорием Нисским и Евагрием. В дальнейшем она почти повсеместно распространилась среди христианских учителей Восточной церкви, а также, начиная с Августина, и на Западе. В платонизме обращение души к самой себе считалось основным условием богосозерцания и обязательно подразумевало пренебрежение телом: «…достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой» 967 . Действительно, душа – или, точнее, ее высшая часть, νους, – имеет божественную природу ( θεοειδς) 968 и поэтому видит Бога, созерцая саму себя, если она очищена от всего, что связывает ее с материальным телом: «Обратись в себя и смотри доверься себе, взошедшему так высоко, уже не нуждающемуся в показывающем, и смотри пристально » 969 . Итак, сократовское « γνθι σεαυτν " 970 , лежащее в основе мистики платоников, найдет глубокий отклик в христианской среде. Элементом, который на вероучительном уровне послужит «мостом» между двумя мистическими школами, станет библейское понятие о божественном образе в человеке – об этом уже говорилось в связи с Оригеном 971 и свт. Григорием Нисским 972 . У Евагрия мы также можем встретить определенные выражения, которые в неизменном виде будут повторяться в восточной духовной традиции вплоть до исихазма XIV столетия. Взгляд внутрь себя позволяет подвижнику узреть собственный свет ( τ οκειον φγγος), который в то же время является по сути своей «местом Бога» ( τπος Θεο) 973 . У Евагрия эта мистика с отчетливостью предполагает выход из тела, материальность которого представляет собой препятствие к богосозерцанию, и даже тогда, когда понтийский подвижник говорит об «обновлении» или «одухотворении» тела, речь идет лишь о вторичном эффекте исключительно духовного созерцания, которому предается мистик 974 . Мы увидим, что в этом пункте он явно отличается от тех, кому выпадет на долю внести христоцентрические коррективы в его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Служба «Милосердие» открывает сбор средств на сиделок для тяжелобольных подопечных Москва, 10 июля 2013 г.      Православная служба помощи «Милосердие» запускает программу «Сиделки», которая поможет обеспечить патронажный уход за инвалидами, стариками, больными БАС, детьми с редкими неизлечимыми заболеваниями – такими, как буллезный эпидермолиз («дети-бабочки»), синдром Дюшена и ДЦП. Цель новой программы - собрать средства на оплату работы собственных сестер милосердия службы и услуг привлеченных со стороны сиделок тем подопечным, кто не имеет возможности оплачивать их самостоятельно. Один день ухода за тяжелобольным пациентом в среднем обходится в 1300 рублей. Только в патронажную службу «Милосердие» поступает ежегодно более 1000 просьб от людей, которым нужна помощь сиделки. 30% обратившихся не в силах сами оплатить услуги коммерческих сиделок. Бесплатно же патронажный уход за больными на дому обеспечивают лишь 76 сестер милосердия в 4 сестричествах Москвы. Сейчас в службе «Милосердие» 32 подопечных остро нуждаются в патронажном уходе. Самой пожилой подопечной исполнилось 95 лет (она страдает болезнью Паркинсона), самому юному (у него острый лейкоз) всего 5. Большинство подопечных программы «Сиделки» нуждаются в ежедневном уходе, отсутствие которого может быстро привести к необратимым последствиям. Сестры милосердия будут регулярно посещать подопечных, чтобы убедиться в качестве работы коммерческих сиделок. Также сестры готовы бесплатно консультировать и обучать родственников подопечных навыкам ухода за больными. Православная служба помощи «Милосердие» - это 23 социальных проекта, которые на 90% существуют благодаря частным пожертвованиям. Узнать подробности о новой программе православной службы помощи «Милосердие», а также обратиться за помощью в рамках программы «Сиделки» можно по телефону справочной службы (495) 972-97-02. Сбор пожертвований в помощь подопечным уже начался на странице программы . 10 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62701.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010