Все это говорит, что Господь не оставил меня! Верую сему. Слава Богу! Апостол святый ныне говорил, что после Христа и на Нем лишь, как на Краеугольном Камне, все объединяются стройно в Церкви, в жилище Божие Духом. За учение об этом Апостол Павел сделался узником, в частности, о том, что и язычники теперь - сопричастники Христу, будучи членами Его Тела - Церкви. Проповедь об этом составляла особую благодатную миссию именно Апостола Павла. Мне, наименьшему из всех святых (т. е. христиан: так звали их тогда вообще), дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследомое богатство Христово, дабы... явилась многоразличная премудрость Божия. Из Св. Евангелия читалось о неплодной смоковнице и изгнании торжников из храма (Мк. гл. 11). Обратили мое внимание новые подробности, на которых прежде никогда не останавливался. Господь Иисус Христос вошел в храм и, осмотрев все, вышел. Такая маленькая подробность, по-видимому, ни с чем в рассказе не связанная... Но запечатленная очевидцем - Апостолом Петром, со слов коего писал св. Евангелист Марк... И тотчас же: время уже было позднее. Может быть, часов 5-6 вечера... Позднее время. Опять новая подробность, убеждающая в несомненной подлинности Евангелий. И еще: на другой день Господь выгнал торжников, и не позволял даже, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь (ст. 11 и 16). Как строго! Дом Отца... дом молитвы. Он ревновал о славе Отца Небесного, первосвященники и книжники за это придумывали, как бы погубить Его, но боялись только народа... Поздно. Он опять вышел из города в любимую Вифанию к верным друзьям Лазарю и сестрам его. А на другой день смоковница уже стала сухою под корень. Петр удивился, а Господь сказал всем: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится с сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, -будет ему, что ни скажет (ст. 23). Опять пришло письмо. Что же делать, наконец?.. Господи, помоги! Просвети тьму мою! 22 сентября/5 октября

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

И ревностно охранял святость храма как дома Божия: И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» ( Ин.2:16,17 ). Изгоняя торгующих из храма, Спаситель не осудил находящиеся в храме святые изображения, а принял и благословил все, что там находилось: И вошел Иисус в Иерусалим и храм; и осмотрев все,.. начал выгонять продающих и покупающих в храме..; и не дозволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:11,12,15,16,17 ). Если бы изображения херувимов были отменены в новом завете, то Господь, при очищении храма, непременно повелел бы удалить их вместе с животными и меновщиками; однако Он этого не сделал. А когда сказал: «Дом Мой» — то, значит, принял и утвердил не только здание храма, но и все священные принадлежности его, в том числе и священные изображения, для всех народов . Если бы Христос не покланялся Богу в храме, то книжники и фарисеи, всячески старавшиеся обвинить Его во всем, несомненно, обвинили бы Его и в этом, но такого обвинения они не высказали даже на суде. 7. Кроме того, в беседе с самарянкой Христос сказал: Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев ( Ин.4:22 ). Словом мы Христос и Себя по человеческому естеству включает в число евреев, у которых одних в то время была истинная вера, и у них одних совершалось богослужение правильное (10), приносимое Истинному Богу, потому и явилось обещанное спасение от Иудеев . Язычники поклонялись в своих храмах, как они считали, тоже богам, но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень ( 4Цар.19:18 ). Свыше того, исповедание ложной религии лишает человека истины, ведёт ко греху и отнимает от него Божью благодать, ввергая в руки лукавых духов: что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу – но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (Кор.

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Ветхозаветную Церковь заменила основанная Господом Спасителем Церковь, Христос говорил, что Он пришел не нарушить «закон» Моисеев, но «исполнить» его, дополнить и окончить его ( Мф. 5:17 ). Во время пребывания Своего на земле, Христос Спаситель никогда не говорил, что храм не нужно почитать, как никогда не говорил и того, что священные изображения херувимов в храме (в Соломоновом храме и ковчеге завета) суть идолы и что их нужно выбросить из храма. Наоборот, известно, что Господь Иисус Христос, приходя в Иерусалим, проявлял большое уважение к храму ( Иоан. 2:14–17 ). Войдя торжественно в Иерусалим, Христос пошел в храм и там «осмотрел все». Осмотревши все, Он совсем не давал повеления выбросить из храма изображения херувимов, эти ветхозаветные иконы, но только, застав «продающих и покупающих в храме», изгнал их, вместе с меновщиками денег из храма, сказавши при этом: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:11,15–17 ). Из евангелия мы знаем, как враждебно относились ко Христу книжники и фарисеи, как они при всяком случае укоряли и обвиняли Его; однако из Св. Писания не видно, чтобы еврейские учители и книжники обвиняли Иисуса Христа в неуважении к храму Иерусалимскому и тем священным изображениям, которые находились в нем. Св. апостолы также нигде и никогда не учили нас не почитать изображений истинного Бога, в тех формах, в каких Он являлся людям, или вообще, какие напоминают о Нем, как и не учили они не почитать и изображений св. ангелов и угодников Божиих. По примеру, данному нам Спасителем ( 1Пет. 2:21 ), св. апостолы посещали храм Иерусалимский и поклонялись в нем ( Лук. 24:53 ; Деян. 2:46, 3:1, 5:12, 22:17–19, 24:11 ). Произнося свою знаменитую проповедь в Афинском Ареопаге, апостол Павел говорил между прочим: «Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17:23 ). И апостол хвалил афинян-язычников за то, что они почитали истинного Господа Бога, проявляя Ему свое почитание чрез видимый предмет – жертвенник. Показывая на этот жертвенник, апостол Павел говорит: «Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Разумеется, апостол истинным Богом называл не жертвенник, но только чрез него (жертвенник) свидетельствовал об истинном Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Бесы, выйдя из него, вошли в свиней (Мк. 5, 1–13). Свиньи – это те люди, которые не видят духовного, не видят неба: свиньи не могут смотреть вверх. Св. Афанасий Великий говорит: «Свинья – это образ грешника, который кается, а затем опять идет совершать свой грех». И еще: «Если свинью почистить, омыть, одеть в шелковые одежды и повесить на грудь ее золотую цепь, то свинья все равно сдерет с себя все эти одежды и с хрюканьем снова плюхнется в грязь». Итак, свиньи – это те люди, которые после неискреннего покаяния опять возвращаются к прежним своим грехам. Аминь. О покаянии Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Св. Пророк Божий Малахия предвозвещает: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мф. 11, 10). И св. Пророк Исаия говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие] (Ис. 40, 3–5). Что значат эти таинственные слова, сказанные о величайшем из рожденных женами – святом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне? Ангел. Слово «Ангел» означает вестник. Ангелы открывали людям тайны Божии. А Иоанн Креститель возвестил миру величайшую тайну, что Мессия пришел на землю. Путь человека к Богу и путь Бога к человеку проходит через человеческое сердце. Горы и холмы на этом пути – это наша гордыня и тщеславие. Гордыня, как стена, как отвесная скала, преграждает путь благодати к человеческому сердцу. Долы, пропасти, рвы, овраги на этом пути – наши грехопадения. Кривизна – это ложь, лицемерие и другие тайные грехи и пороки. Когда в древности царь хотел осмотреть свои владения, то задолго перед этим его подданные расчищали и расширяли дороги, прокладывали новые пути, возводили мосты, чтобы царь мог обозреть все пределы своего государства. А царство Божие – это душа человека. Как можно уравнять путь благодати к сердцу? Только лишь одним покаянием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Тут, некоторые из Фарисеев, бывших между народом, сказали Ему: «Учитель! уйми учеников Твоих». Но Он отвечал: – «Я «вам сказываю: если они замолчат, то камни возопиют». (То есть: достоинство Мессии, в Моем лице, столь ясно доказано, что этого не в силах скрыть бесчувственная злоба). – И, когда Он спустился к городу; то, взглянув на него, заплакал о нем, и сказал: – «о, если бы и ты, хотя в этот день, тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но вот, это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои поднимут насыпь вокруг тебя, окружат тебя, стеснят тебя со всех сторон, разорят тебя до основания, побьют детей твоих среди тебя, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не уразумел времени, в которое, так чудно посетил тебя Бог!» И когда Он вступил в Иерусалим; весь город пришел в движение. Спрашивали: «кто это?» Народ говорил: «это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». При этом случае, бывшие с Ним прежде, рассказывали, как Он вызвал из гроба Лазаря, и воскресил его из мертвых. Все спешили посмотреть на Чудотворца. Между тем, Фарисеи с укоризною говорили друг другу: «видите ли, что вы не успеваете ничего? смотри, весь мир за Ним идет!» Иисус Христос вступил в храм. Тут, приступили к Нему слепые и хромые: и Он исцелил их. Первосвященники и книжники не выпускали Его из глаз; и были невольными свидетелями Его чудес. Но, когда дети стали повторять в храме восклицания, слышанные ими на пути, от отцов, и начали взывать: «осанна Сыну Давидову», они закипели негодованием, и сказали Ему: «слышишь, что они говорят?» Иисус Христос отвечал: – «да! а разве вы не читали: в устах юных и грудных детей Ты приготовил Мне хвалебную песнь?» ( Пс. 8:3 ) Поразительно было продолжение этих слов в псалме Давидовом: далее следовало – вопреки, враждующим против Тебя, дабы сделать безмолвным врага и мятежника. Книжники не могли не припомнить, про себя, этих слов, и они связали им уста. Иисус Христос, как Господь храма, осмотрел все в храме. Но, как время уже было позднее; то Он оставил храм, и с двенадцатью учениками пошел из города в Вифанию, чтобы провести там ночь. 2. Понедельник проклятие смоковницы. Очищение храма от торгашей. Молитва Иисуса Христа о прославлении Его в страданиях. Глас с неба. (Мк. 11:12–14; Мф. 21:18, 19)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Чтобы яснее понять это загадочное, на первый взгляд, поведение Иисуса, мы прежде всего должны бросить взгляд на ту внутреннюю связь, в которую поставлено это событие. Иисус Христос торжественно, как Царь Израилев, равно ожидаемый и иудеями и язычниками, вошел в Иерусалим сопровождаемый толпами народа и встречаемый необыкновенными приветствиями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне»! Затем Он посетил храм Иерусалимский, «и осмотрев все» (και περιβλεψμενος πντα), вечером возвратился в Вифанию ( Мк. 11:11 ). На следующее утро, снова желая посетить Иерусалим и храм, Иисус на пути совершил настоящее чудо. Таким образом, проклятие смоковницы находится в средине между тем, что Христос уже видел в Иерусалиме и храме пред совершением этого чуда, и тем, что Ему предстояло еще сделать в Иерусалиме (то есть очищение храма). Отсюда само собой представляется весьма вероятным, что это чудесное знамение непосредственно относилось к той последней борьбе, которую вел Христос с односторонними представителями иудейского теократизма. Вот почему нельзя отрицать того взгляда многих евангельских толкователей, по которому в проклятой смоковнице нужно видеть образ самого Израиля. К этому, с одной стороны, дает повод ветхозаветная символика, а с другой – мы имеем основание думать, что Сам Христос именно так смотрел на это чудесное событие. По вышеуказанному взгляду лучших евангельских комментаторов, это чудесное событие есть не что иное, как дополнение Божественным действием того, что раньше Христос высказал в притче о смоковнице только на словах ( Лк. 13:6–9 ). Притча о смоковнице осталась как бы незаконченною. Христос заключил ее просьбою виноградаря не срубливать смоковницы еще на один год в надежде, что, может быть, хоть в этом году она принесет плод. «Господин! – сказал виноградарь, – оставь ее еще и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли она плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». И вот теперь, когда общественное служение Иисуса Христа уже почти оканчивалось, когда были употреблены все средства для спасения и обращения погибших овец дома Израилева, когда почва, на которой росла приточная смоковница, была, как только возможно, удобрена, – оканчивался и тот год, который выпросил у Господа виноградарь для своей любимой, но бесплодной смоковницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Увидели это Фарисеи, и говорят им: «нельзя этого делать в субботу». И, обратившись к Иисусу Христу, сказали: «смотри, ученики Твои делают то, чего в субботний день нельзя». На это Иисус Христос отвечал им: – «а вы никогда не читали, что сделал Давид в нужде, когда взалкал сам, и бывшие с ним? При первосвященнике Авиафаре, он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не следовало есть никому, кроме священников, и ел их сам, дал и, бывшим с ним. Или, не читали ли вы в законе, что по субботам священники в храме субботу нарушают, (когда закалают жертвенных животных, снимают с них кожу и носят их части), и, однако же, неповинны? Но Я сказываю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Если бы вы знали, что значит (пророческое) изречение «милости хочу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ), не осуждали бы неповинных». – И присовокупил к этому знаменательные слова: – «суббота назначена для человека, а не человек для субботы. А потому, Сын человеческий есть господин и субботы». Лк. 6:6–11 ; Мф. 12:9–14 ; Мк. 3:1–6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу, и учить. Там был человек, имевший правую руку сухую. Книжники и Фарисеи стали примечать за Иисусом, не исцелит ли Он в субботу, чтобы найти повод к обвинению Его. Иисус Христос знал их мысли. И сказал человеку, у которого была иссохшая рука: – «встань и выступи на середину».– Тот встал, и выступил. Кто-то не утерпел, и спросил: «разве можно лечить в субботу?» Иисус Христос отвечал: – «если бы у кого из вас была одна овца, и в день субботний упала бы она в яму: разве не вытащили бы ее? Сколько же человек лучше овцы? Но Я вас спрошу: надобно ли в субботу делать добро, или зло? спасти жизнь, или оставить на погибель?» – Все молчали. Он осмотрел их гневным взором; а в сердце Своем скорбел об их грубости и бесчувственности. Потом сказал сухорукому: – «протяни свою руку». – Тот протянул: и она стала так же здорова, как и левая. Фарисеи пришли в бешенство; и, вышедши из синагоги, стали советоваться, что бы им сделать с Иисусом? И, так как Он жил и учил, более, в Галилее; то они вошли в сношения с придворными Галилейского властителя Ирода, и согласились погубить Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В) Призыв к бодрствованию Наряду с возвещением близости Царствия Божия в Евангелиях содержится ряд высказываний Иисуса Христа, которые призывают к бодрствованию в ожидании конца. Таковые мы находим в апокалиптической речи ( Мк. 13 пар.) и в пяти притчах о парусии. 1 . Апокалиптическая речь в ( Мк. 13:1–37 ) – искусная композиция Евангелиста. Параллельные апокалиптические речи Иисуса Христа находятся и у других синоптиков ( Мф. 24:1–37 и Лк. 21:5–36 ). Евангелист Марк в ( Мк.13 ) обработал, как считают современные исследователи, предания, в значительной степени восходящие непосредственно к Иисусу Христу, хотя общий план и какая-то часть материала могли сформироваться в раннехристианской апокалиптике (соответствующую библиографию и обсуждение этого вопроса см. в R.Pesch. Naherwartungen. Tradition und Redaktion in Mk 13, 1968 ). Ввиду особой значимости ( Мк.13 и параллелей в Мф. и Лк.), на ней следует более внимательно остановиться. Две предшествующих главы ( Мк.11 и 12) оставляют впечатление, что Иисус Христос как бы подошел к завершению Своей земной жизни. Он уже «все осмотрел» ( Мк. 11:11 ), ничего нового больше «не нашёл» ( Мк.11:13; 12:1–12 ) и, при этом, разъяснил самые принципиальные богословские вопросы ( Мк.12:13–34 ). Теперь взгляд Его устремляется в близкое историческое будущее, которое исполнено великих скорбей. «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк. 13:1–2 ). Однако, бедствие, о котором говорит здесь Иисус Христос, не ограничится лишь Иерусалимом и его храмом. Оно станет определяющим и во всём том мире, в котором должны будут жить Его ученики. Именно об этом идёт речь в следующих стихах. Пророчества о будущем Бóльшую часть следующей ( Мк.13 ) составляет, так называемая, апокалиптическая речь, или, так называемый, «малый Апокалипсис», то есть такая речь, в которой должны открываться до сих пор сокрытые события конца света и его знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В Евр.9:5 слово «о чем» относится к «очистилищу», «херувимам славы» и прочему вышеуказанному (в ст. 2–4). Поскольку Апостол пишет это к евреям (см. заглавие), которые устройство своего храма знали вполне достаточно («при таком устройстве» – ст. 6), как и мы знаем устройство наших храмов, то посему Апостол и заявляет им, что о перечисленных принадлежностях этого храма («о чем») ему: «не нужно теперь говорить подробно», т. е. на сей раз излишне говорить подробно. Что здесь не запрещается говорить о херувимах, как не запрещается говорить и о прочих принадлежностях храма иерусалимского, то это видно уже из названия их именно херувимами славы: если бы о них нельзя было даже говорить, то они во всяком случае не были бы херувимами именно славы (ср. Лев.16:2 ). Действительно, дальше само Свящ. Писание в книге Откровения говорит о ковчеге завета ( Откр.11:19 ), а, следовательно и о херувимах славы, которые составляли его принадлежность (см. Исх.37:1–9 ). Мало того, если бы херувимы отменены были, то Господь при двукратном очищении храма непременно повелел бы удалить их вместе с живыми животными и меновщиками, однако Он этого не сделал (см. Мф.21:12, 13 ; Мк.11:11, 15–17 ; Лк.19:45, 46 ; Ин.2:14–16 ). При очищении храма Господь «осмотрел все» в храме ( Мк.11:11 ), следовательно, осмотрел и находившиеся здесь изображения св. херувимов (см. 1Езд.5:11 . ср. Иез.40:4, 41:17–20, 25, 43:5, 10, 11 ), и после этого Сам называет этот храм – «дом Мой, дом молитвы» ( Мк.11:11, 17 ). Изложенная в Исх.20:4 и Втор.5:8 вторая заповедь запрещает делать и чествовать кумиры и всякие изображения кумиров, т. е. ложных богов (см. § 28), и нисколько не касается истинных священных изображений. Слова второй заповеди: «никакого изображения» несомненно предполагают предшествующее слово «кумира»; так поясняет эти слова сам Моисей, когда в другом месте выражается – «изображения какого-либо кумира» (ср. Втор.4:16 ). Кроме того, здесь слова – «никакого изображения» не исключают возможности истинных добрых изображений так же, как словами четвертой заповеди – «никакого дела» ( Исх.20:10 ; Втор.5:14 ) не исключается возможность законного совершения в субботу добрых и неотложных дел (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Писания, запрещающих идолопоклонство и приводимых сектантами против православного учения об иконопочитании. Далее необходимо показать, что в ветхом завете наряду с запрещением идолов были прямые повеления Бога об устройстве священных изображений и почитании их; при этом примерами из свящ. Писания необходимо показать, что священные изображения в ветхом завете служили не для украшения только храма, а были вместе с тем и предметом религиозного чествования и поклонения (Чит., напр., Чис.20:6 ; Нав.7:6 ; Пс.5:8, 131:7, 137 :2и др.). Затем нужно объяснить, почему в ветхом завете допускаемы были только изображения херувимов; изображать же Бога и святых людей явилась возможность только в новом завете. При этом, в виду возражения сектантов, что существа Божия никто не познал и не постиг ( 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ), а, следовательно, и изображать его невозможно, необходимо выяснить, что на иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а бывшие в действительности и виденные людьми явления на земле невидимого Бога. Переходя от разбора ветхозаветных мест св. Писания, говорящих о почитании свящ. изображений, к новозаветным свидетельствам об иконопочитании, естественнее всего остановиться на той мысли, что данное Богом в ветхом завете повеление о почитании священных изображений в новом завете не отменено, самовольно же это сделать никто не имеет права, так как ветхозаветное писание в не отмененной своей части обязательно для исполнения христиан. Если бы ветхозаветные повеления о почитании священных изображений были отменены в новом завете, то, без сомнения, Спаситель при изгнании из храма торгующих и меновщиков, при очищении храма удалил бы оттуда и изображения херувимов. А между тем Он, «осмотрев все» в храме ( Мк.11:11 ), следовательно, и находившиеся здесь священные изображения херувимов (см. 1Ездр.5:11 ; ср. Иез.40:4, 41:17–20, 25, 43:5:10–11 ), не только не отверг последние, а, напротив, храм, наполненный этими изображениями, назвал домом Своим, домом молитвы ( Мк.11:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010