Во-вторых, Господь, зашедший во храм и осмотрев в нём всё ( Мк.11:11 ), частью Сам устранил ( Мк.11:15–16 ), а частью потребовал устранить ( Ин.2:16 ) то, что в нём было неприлично и нехорошо, но против бывших там всюду священных изображений не сказал ни слова ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:11–18 ; Лк.19:45–46 ; Ин.2:13–17 ). – Значит признал их достойными находиться в храме. Наконец, по словам святого Павла в христианских храмах, даже и до второго пришествия Христова, будут предметы, которые у верующих называются «святыня», «Бог»: день тот, по словам апостола Павла, не придёт, «доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что во Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:1–4 ). Итак, в то время, когда в отношении кумиров заповедано: «не поклоняйся им и не служи им», пред рукотворенными и священными изображениями в храме Бога Израилева и поклоняются и служат: возжигают светильники, курят фимиам, приносят жертвы, а в случае надобности выходят с ними на общественную молитву и вне святилища. И всё это не было нарушением второй заповеди. Смысл почитания святых икон таков: когда верующие взирали на медного змея – на знамение спасения, то ожидали себе исцеления не от того, на что взирают, но от Бога Спасителя ( Прем.16:6–7 ); когда лицами своими обращаются к построенному земному храму, то в это время всем сердцем своим и всей душой своей возносятся к Милосердому Богу ( 2Пар.6:38 ); когда священник воскурял фимиам пред Ковчегом со святыми херувимами ( Исх.40:5 ), то делал это пред Господом ( Исх.30:8 ); когда Иисус Навин и все старейшины преклоняли пред Ковчегом свои лица, то призывали Господа и Владыку и т.д. Из всех этих и им подобных случаев очевидно, что и поклонение, и фимиам, и светильники, и всё прочее совершаются пред святынями и священными изображениями не ради их самих, не ради того вещества, из которого они сделаны, но относятся к тем, кого эти святыни и изображения нам напоминают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Тут, некоторые из Фарисеев, бывших между народом, сказали Ему: «Учитель! уйми учеников Твоих». Но Он отвечал: – «Я «вам сказываю: если они замолчат, то камни возопиют». (То есть: достоинство Мессии, в Моем лице, столь ясно доказано, что этого не в силах скрыть бесчувственная злоба). – И, когда Он спустился к городу; то, взглянув на него, заплакал о нем, и сказал: – «о, если бы и ты, хотя в этот день, тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но вот, это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои поднимут насыпь вокруг тебя, окружат тебя, стеснят тебя со всех сторон, разорят тебя до основания, побьют детей твоих среди тебя, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не уразумел времени, в которое, так чудно посетил тебя Бог!» И когда Он вступил в Иерусалим; весь город пришел в движение. Спрашивали: «кто это?» Народ говорил: «это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». При этом случае, бывшие с Ним прежде, рассказывали, как Он вызвал из гроба Лазаря, и воскресил его из мертвых. Все спешили посмотреть на Чудотворца. Между тем, Фарисеи с укоризною говорили друг другу: «видите ли, что вы не успеваете ничего? смотри, весь мир за Ним идет!» Иисус Христос вступил в храм. Тут, приступили к Нему слепые и хромые: и Он исцелил их. Первосвященники и книжники не выпускали Его из глаз; и были невольными свидетелями Его чудес. Но, когда дети стали повторять в храме восклицания, слышанные ими на пути, от отцов, и начали взывать: «осанна Сыну Давидову», они закипели негодованием, и сказали Ему: «слышишь, что они говорят?» Иисус Христос отвечал: – «да! а разве вы не читали: в устах юных и грудных детей Ты приготовил Мне хвалебную песнь?» ( Пс. 8:3 ) Поразительно было продолжение этих слов в псалме Давидовом: далее следовало – вопреки, враждующим против Тебя, дабы сделать безмолвным врага и мятежника. Книжники не могли не припомнить, про себя, этих слов, и они связали им уста. Иисус Христос, как Господь храма, осмотрел все в храме. Но, как время уже было позднее; то Он оставил храм, и с двенадцатью учениками пошел из города в Вифанию, чтобы провести там ночь. 2. Понедельник проклятие смоковницы. Очищение храма от торгашей. Молитва Иисуса Христа о прославлении Его в страданиях. Глас с неба. (Мк. 11:12–14; Мф. 21:18, 19)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Привязанного у ворот», на перекрестке (стих 4). Точнее: «у ворот, близ самой дороги, которая шла мимо дома» ( π το μφδου). «И привели» осла (стих 7). По свидетельству Евангелия Марка как будто выходит, что Господь совершил вход в Иерусалим только на молодом осле: об ослице, о которой говорит евангелист Матфей, Марк не упоминает. Этим, однако, он не говорит, чтобы ее при шествии Христа не было. Он дает понять, что Господь ехал именно на молодом осле – ослица же могла идти рядом. При этом евангелист Марк замечает, что на этого молодого осла еще никто не садился (см. комментарии к Мф.21:4–5 ). «Ветви с дерев» (стих 8), точнее: «подстилки, сделанные из зелени, которая росла на поле» ( στιβδας κψαντες κ τν γρν). Масличная гора в то время, как и теперь, была возделываема земледельцами, и на ней было немало растительности всякого рода. «Благословенно грядущее» ( «во имя Господа» – в лучших списках не имеется) «царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (стих 10). Это значит, что народ признавал Христа законным потомком Давидовым, в Котором и с Которым должно наступить всеми ожидаемое обетованное Царство. Читатели Евангелия Марка до сих пор несколько раз читали о «Царстве Божием» ( Мк.1:14, 4:11, 9:1 и др.), которое должно скоро наступить ( Мк.1:15 ). Если же теперь народ называет приближающееся царство «Давидовым», то этим он хочет сказать, что Бог поставил Царем этого Божия Царства Иисуса, Которого слепой назвал Сыном Давидовым ( Мк.10:47 ), и что открытия этого Царства нужно ожидать в ближайшем будущем. «Осмотрев все...» (стих 11). Согласно Евангелию Марка, Христос в день входа за поздним временем не приступал к учению, а только внимательно осмотрел все, что делалось в храме. Очевидно, по представлению Марка, чего-либо особенно важного в тот день не было сделано Христом, хотя евангелист Матфей запомнил некоторые чудеса, совершенные в тот раз Христом ( Мф.21:14 ). Мк.11:12 .  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 .  и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Конец этого повествования не может не впечатлять. Господь видит веру нищего не только в исповедании Его Мессией, но также в готовности принять в своей жизни последствия этого исповедания. Обретя зрение, Вартимей употребляет его для самого главного. Он входит в свет и следует вместе со своим Спасителем по дороге в Иерусалим, по пути Крестных Страданий. Мы не знаем о нем больше ничего. Отныне его история смешивается с историей всякого человека, не упустившего своей возможности следовать за Христом. Недостаточно придти ко Христу для духовного исцеления. Но когда мы получаем его, мы должны идти вслед Христу. Кто духовно прозрел, тот видит во Христе такую красоту, которая заставляет его бежать за Ним. Вторник Мк, 50 зач., 11, 11—23 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

http://moral.ru/седмица-32-я-по-пятидеся...

8 . Для чего же Бог показал пророку Иезекиилю таковые изображения? Ты, сын человеческий, возвести дому израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма, и расположение его, и выходы его, и входы его, все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним ( Иез.43:10–11 ). 9 . Иисус Христос принял и утвердил священные изображения храма. И вошел Иисус в Иерусалим и начал выгонять продающих и покупающих в храме, и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов ( Мк.11:11–12,15–17 ). Примечание. Сказано, что Иисус Христос осмотрел все в храме, стало быть, осмотрел и священные изображения, бывшие там. Затем, удаляя из храма то, что оскверняло его, Он не удалил изображений; а когда сказал: «Дом Мой» – то, значит, принял и утвердил не только здание храма, но и все священные принадлежности его, в том числе и священные изображения, которые посему и перешли в новый завет к христианам. 10 . На каком основании в новом завете прибавлены новые изображения лиц Св. Троицы и почему их не было в ветхом завете? И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор.4:12 ). Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою… лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расщелине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе. ( Исх.33:18–23 ). Примечание. Так как до времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:22 ), были в отчуждении от Бога ( Еф.2:13 ), как чужие для Него ( Кол.1:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сознавая свое бессилие и терзаемые завистью к ненавидимому ими Христу, они попытались еще раз, хотя бы прибегнув к лукавству, прекратить ненавистное им торжество: приняв вид людей, заботящихся об охране благосостояния народного, они хотят представить происходящее в настоящую минуту торжество опасным для последнего, могущим возбудить подозрительность римлян: «Учитель! – говорят они, – запрети ученикам Твоим!» ( Лк. 19, 39 ). Но Господь отвечает им, что невозможно уже теперь какими бы то ни было слабыми человеческими усилиями скрыть столь явственную славу Божию, открывающуюся во всем, что происходит пред их глазами: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк. 19, 40 ). И подлинно, камни возопили, когда по сошествии Христовом в недра земли они расселись, и земля отдала мертвецов своих воскресшими, дабы засвидетельствовать об истине Христова воскресения ( Мф. 27, 51–53 ) и о самоослеплении иудеев, согласно с притчею о богатом и Лазаре, не уверовавших даже после того, как восстал из мертвых Лазарь ( Лк. 16, 31 ; Ин. 12:9–11, 17–19 )! Подобное ослепление и ожесточение народа столь сильною скорбью исполнило Господа, что Он, при виде торжествующего народа, «когда приблизился к городу, смотря на него, заплакал о нем и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день (в который пришел к тебе Царь твой Мессия, согласно с данными тебе пророчествами) узнал, что служит к миру твоему! (т. е. к спасению и благосостоянию твоему) Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (т. е. пришествия к тебе обетованного Мессии Христа ( Лк. 19, 41–44 ). Все это исполнилось при разрушении Иерусалима Титом (около 70 года). Вступив в Иерусалим, «вошел Иисус в храм Божий, – как повествует святой евангелист Матфей ( Мф. 21, 12 ), – и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей», хотя, по евангелисту Марку, Он в первый день, собственно, только «осмотрел все» и, «как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» ( Мк. 11, 11 ), самое же изгнание торжников из храма, по-видимому, было на другой день ( Мк. 11:11–12, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Читается во вторник 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице. О проклятии смоковницы и об очищении храма повествуется у еванг. Марка почти совершенно сходно с повествованием еванг. Матфея ( Мф.21:18–20 ); разница только в том, что повествование у еванг. Марка имеет другой порядок: у еванг. Матфея сначала повествуется об очищении храма, а у св. Марка – о проклятии смоковницы. Мк.11:11 . И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. Мк.11:12 . На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 . и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. Мк.11:14 . И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода во век! И слышали то ученики Его. И видев смоковницу. Смоковница, это – дерево, на котором растут плоды смоквы или винные ягоды. Смоковница стояла при дороге, а потому всякий мог пользоваться плодами ее. Господь хотел утолить свой голод (12 ст.) плодами сей смоковницы, но на ней не оказалось плодов, а только одни листья. Не у бо время смоквам (ибо еще не время было собирания смокв). Этих слов у еванг. Матфея нет, они прибавлены еванг. Марком для того, чтобы объяснить, почему Господь не нашел плодов на смоковнице. Но является поэтому недоумение: если еще не время было собирания смокв, то почему же Господь проклял смоковницу, сказав: да не ктому от тебе во веки никтоже плода снесть (отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек); – то же, что у Матфея: да не будет от тебя плода во век. Это, по-видимому, несправедливо. Но на это есть таинственная причина. Смоковница была образом Иудейского народа и проклятие ее – образом отвержения Иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды (при этом нужно заметить, что хотя и не время было собирания смокв, но на смоковнице могли быть ранние смоквы, так называемые боккоры); и народ Иудейский, имея вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных. Плодов на смоковнице не было; и плодов веры и истинной религиозности у народа Иудейского не было. И та, и другой подверглись за это проклятию – смоковница иссохнула, а народ Иудейский отвергнут Богом (Мих.). Неплодная смоковница означает еще вообще нераскаянного грешника; проклятие ее – наказание сего грешника (Иннок. Хер.). Святитель Филарет пишет: „человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице – он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т.е. преходящий призрак мира сего“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

    На последнем спуске с горы, где дорога идет мимо Гефсимании, Иисус остановился (Лк.19:41). На Божественном лице Его, дотоле ясном, обнаружилась глубокая скорбь. (Окружающие могли заметить это и, в ожидании чего-либо с Его стороны, на время умолкли.) Господь в молчании глядел на Иерусалим, как бы ища в нем признак жизни духовной; показавшиеся слезы возвещали, что поиски были тщетны: «О, если бы, – воскликнул Он наконец от полноты чувств, – о, если бы ты, хоть в этот день твой, уразумел, что служит к спасению твоему! Но это и ныне (как прежде) сокрыся от очию твоею (только твоею)!     «Приидут дние на тя» (Я вижу их: они недалеко), «и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и обымут тя отвсюду, и разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе, понеже не уразумел еси времене посещения твоего». Льющиеся слезы показывали, с каким глубоким чувством были произнесены эти слова. Ах, Кто говорил, Кто плакал таким образом об Иерусалиме, Тот не был, как клеветали фарисеи, обольстителем народа, не желал бедствий Своему отечеству! Шествие продолжалось. При входе в город Иисус окружен был еще большим количеством народа, так что, когда Он вошел в Иерусалим, то, по выражению святого Матфея, «потрясеся весь град» (Мф.21:10). Всякому хотелось знать, кто это идет с такой торжественностью. Тем более, что сопровождавший Господа народ с радостью кричал в ответ, что это Иисус, великий Пророк из Назарета! Шествие направилось прямо к храму, который всегда служил единственным и естественным пристанищем Сына Божия. Так, впрочем, поступали и все путешественники, когда приходили на праздник, желая прежде всего явиться, так сказать, лицу Бога отцов своих. Войдя в храм48, Господь осмотрел его (Мк.11:11). Можно было подумать, что Он, как Господь храма, вполне вступил в права Свои и намерен требовать отчета у тех, кому храм вверен был в Его отсутствие. И для обыкновенного ревнителя благочестия, тем более для Сына Божия были видны многочисленные нарушения уставной жизни храма Иерусалимского, которые требовали исправления; но оно отложено было до следующего дня, как бы для того, чтобы не нарушать торжественности дня настоящего.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=594

Чтобы яснее понять это загадочное, на первый взгляд, поведение Иисуса, мы прежде всего должны бросить взгляд на ту внутреннюю связь, в которую поставлено это событие. Иисус Христос торжественно, как Царь Израилев, равно ожидаемый и иудеями и язычниками, вошел в Иерусалим сопровождаемый толпами народа и встречаемый необыкновенными приветствиями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне»! Затем Он посетил храм Иерусалимский, «и осмотрев все» (και περιβλεψμενος πντα), вечером возвратился в Вифанию ( Мк. 11:11 ). На следующее утро, снова желая посетить Иерусалим и храм, Иисус на пути совершил настоящее чудо. Таким образом, проклятие смоковницы находится в средине между тем, что Христос уже видел в Иерусалиме и храме пред совершением этого чуда, и тем, что Ему предстояло еще сделать в Иерусалиме (то есть очищение храма). Отсюда само собой представляется весьма вероятным, что это чудесное знамение непосредственно относилось к той последней борьбе, которую вел Христос с односторонними представителями иудейского теократизма. Вот почему нельзя отрицать того взгляда многих евангельских толкователей, по которому в проклятой смоковнице нужно видеть образ самого Израиля. К этому, с одной стороны, дает повод ветхозаветная символика, а с другой – мы имеем основание думать, что Сам Христос именно так смотрел на это чудесное событие. По вышеуказанному взгляду лучших евангельских комментаторов, это чудесное событие есть не что иное, как дополнение Божественным действием того, что раньше Христос высказал в притче о смоковнице только на словах ( Лк. 13:6–9 ). Притча о смоковнице осталась как бы незаконченною. Христос заключил ее просьбою виноградаря не срубливать смоковницы еще на один год в надежде, что, может быть, хоть в этом году она принесет плод. «Господин! – сказал виноградарь, – оставь ее еще и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли она плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». И вот теперь, когда общественное служение Иисуса Христа уже почти оканчивалось, когда были употреблены все средства для спасения и обращения погибших овец дома Израилева, когда почва, на которой росла приточная смоковница, была, как только возможно, удобрена, – оканчивался и тот год, который выпросил у Господа виноградарь для своей любимой, но бесплодной смоковницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Археологические исследования, проведенные в Иерихоне, свидетельствуют, что его стены были снесены не человеческими усилиями. Там найдены следы землетрясения, “колебания основ” (так же, как понадобилось землетрясение, чтобы отвалить камень, закрывавший вход в Гроб Господень). В Иерихоне были найдены и следы сильного пожара, вызванного, вероятно, землетрясением. Удар высек искру, из искры возгорелось пламя. Точно так же и наш внутренний Иерихон, сокрушенный и воспламененный Богом, может стать Неопалимой Купиной. Наши стены падают. Иисус, — говорит ап. Павел, — разрушил стоявшую “посреди преграду”, Он есть “мир наш” и из двух создал одного (ср. Еф 2:14). Он же, Христос, объявил глухому и косноязычному: “Еффафа, отверзись” (ср. Мк 7:34). Он произносит те же слова над каждым из нас. Ныне откройся и дай целому миру войти в твое сердце. Пересадка сердца, осуществляемая в современной хирургии, — прекрасный символ обновления человека посредством добровольного и подготовленного принятия сердца другого. Это антипод замкнутого наглухо Иерихона. Это притча о триумфе Любви без границ. “Славное возвещается о тебе, град Божий! Упомяну знающим меня о Рааве…” (Пс 86:3–4). И я тоже упомяну Раав-блудницу, чья судьба неотделима от истории Иерихона. “Верою, — говорит Послание к Евреям, — Раав блудница, с миром приняв соглядатаев не погибла с неверными” (Евр 11:31), приняла вражеских солдат. Двое соглядатаев, посланных Навином для осмотра внутренних укреплений города, проникли внутрь стен, и Раав приютила их, спрятала от тех, кому царь Иерихона поручил их арестовать, и помогла им скрыться. Она договорилась с ними, что червленная веревка обозначит ее дом, и она сдастся армии Навина. (“Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю” (Ис 1:18). Послание Иакова (2:25) сравнивает Раав с Авраамом: “Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?” Вера Раав? Дела Раав? Речь не идет о чистой и ясной вере. Раав дерзнула не остаться в стороне от Божьей благодати, явленной при исходе евреев из Египта. Она обладала лишь неким смутным предчувствием этой благодати, но “бесформенная” ее вера выразилась в делах, ставших свидетельством безграничной Любви. Раав попрала все запреты Иерихона, закрытого города. Она нарушила приказ царя. Она приняла у себя иностранцев, оказала помощь врагам, шпионам.

http://pravmir.ru/dve-propovedi/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010