В таком случае непременная обязанность каждого христианина – восстановить в себе разоренный храм Божий и снова стяжать себе Духа Святого и Его благодатью обновлять и украшать в себе постоянное Ему жилище. Святая Церковь , празднуя обновление и освящение храма вещественного, обращает нашу мысль от сего храма, созданного руками человеческими, к нерукотворенному, духовному храму, которым мы должны быть навсегда. К себе восходи, выражает песнь церковная, человече! Буди нов, вместо ветхого, и души празднуй обновления, дóндеже время жития, да обновляется тебе всякого жития путь. (служба 13 сентября). Средства к этому с нашей стороны: 1) истинная, живая, твердая и непоколебимая вера в Спасителя нашего Иисуса Христа, потому что верою Христос, по Апостолу, вселяется в сердца наши; 2) любовь к Богу всецелая, от всего сердца и от всей души. Кто любит Бога и Христа более всего, к тому Сам Бог триединый приходит и вселяется в нем, по уверению вечной Истины: любяй Мя, говорит Господь, возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ), аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); 3) любовь к ближнему искренняя, нелицемерная, основанная на любви к Богу. Наперсник Христов говорит: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает и любы Его совершенна есть в нас ( 1Ин.4:12 ); 4) соблюдение заповедей Божиих и непорочное в них хождение. Ибо исполнение заповедей Господних есть самое верное, опытное доказательство любви нашей к Богу и блаженного общения нашего с Ним. Соблюдающий заповеди Его – Иисуса Христа, в Нем пребывает и Той в нем; 5) средство к возобновлению и благоукрашению внутреннего нашего храма в жилище Святому Духу есть соблюдение себя от всякой скверны плоти и духа. Всякая скверна духа, т.е. порочные мысли, нечистые пожелания и движения сердца, гнилые, срамные и отвратительные, ругательные слова, вносящие растление во все: в слух и в сердце, и в душу и тело, и в дом, и на улицу и, с ними соединенные, беззаконные плотские дела крайне оскорбляют Духа Святого, живущего в христианах: скверна плотская совершенно угашает в них Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В четырнадцатый год после разрушения Иерусалима пророк в видении был приведен в землю Израилеву для созерцания нового откровения. Преподобный Ефрем Сирин обращает внимание на то, что этот год имел особое значение, так как был юбилейным, то есть годом прощения, освобождения и восстановления [см. 22, т. 6, с. 46]. Человек, « которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения» (Иез. 40: 3), показывает Иезекиилю заново устроенный храм и описывает, как в нем должно совершаться богослужение. По толкованию преподобного Ефрема Сирина, «муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собою Эммануила, Который измерил и устроил и в порядок привел все видимые и невидимые твари. Трость, содержащая в себе шесть локтей, означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести локтей, составляющая половину локтя, есть мир духов. И что сказано о доме Божием и о всем, что в доме сем, и что видел Иезекииль, разумей о святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают Апостолов; закланные тельцы суть образы Самого Эммануила» т. 6, с. 47–48]. Детали строения описаны необычайно тщательно. Но после плена храм был выстроен по старому образцу. Не только толкователи, но и сам пророк указывает на то, что в этом видении следует искать более пророческий, нежели прагматический смысл. Его понимание может открыться только через покаяние и очищение сердца. Господь повелевает Иезекиилю: « Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним. Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг – Святое Святых; вот закон храма!» (Иез. 43: 10–12). Новый храм является символическим изображением Церкви и ее служения. Исполнение этого пророчества, начавшееся еще в ветхозаветные времена, совершается через явление Славы Божией (которая является, таким образом, центральной темой всей книги), которая вернется в Иерусалим, чтобы воцариться в храме. Она возвращается в этот новый храм тем же путем, каким некогда его покинула (Иез. 43: 27 – 44: 4). Когда будет освящен жертвенник и в течение семи дней на нем будут приноситься жертвы, тогда Сам Господь войдет через закрытые ворота, обращенные к востоку, и воссядет в храме как князь. И Слава Божия наполнила храм, врата же остались закрытыми. Господь говорит пророку: « сын человеческий прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища» (Иез. 44: 5). Этот отрывок читается в качестве паремии на Богородичные праздники. Слава Божия явилась людям через Христа, пришедшего в мир, не нарушив девства Своей Пречистой Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Весьма естественно думать, что если бы о месте общественного богослужения говорил во Второзаконии позднейший писатель, имевший при этом в виду иерусалимский храм, то, по всей вероятности, он точнее определил бы это место и включил бы в эту довольно общую формулу слова: до века или другие какие-либо, косвенные указания на местоположение и значение Иерусалима. Замечательно, что при этом не упоминается даже о городе или доме Иеговы (хотя и это последнее выражение не чуждо Пятикнижию и в частности Второзаконию) 321 , а говорится вообще о месте. Без подобных частнейших определений, под указываемым во Второзаконии местом совершенно естественно разуметь не только места силомской скинии и иерусалимского храма, но и некоторые другие места, на которых Иегова являл своё присутствие или – что то же – полагал Своё имя. Для разубеждения в этом приводят ещё „ясные” слова Иеговы, что со времени освобождения израильского народа из Египта Он не избрал города ни в одном из колен израилевых чтобы построен был дом, в котором бы пребывало Его имя 322 ( 3Цар. 8:16 ). „Читая эти слова, – говорит Рим, – мы можем Иерусалим только разуметь под местом, указываемым формулой Второзакония”; но в каком случае? В том, если мы будем, подобно этому исследователю, намеренно сосредоточивать внимание на одной стороне этого свидетельства и игнорировать другую, т. е. если мы будем оставлять без внимания слова: чтобы построен был дом, как и делает это Рим. Но разве может быть названо такое понимание правильным? Приведённое выше, свидетельство 3-й книги Царств имеет, без всякого сомнения, самое ближайшее отношение к словам пророка Нафана от имени Иеговы: Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов израилевых из Египта и до сей дня, но переходил в шатре и в скинии ( 2Цар. 7:6 ), и смысл этого свидетельства совершенно ясен: главная, существенная его мысль та, что до времён Соломона не было соизволения Иеговы на построение в избранном городе постоянного святилища или храма, в котором бы пребывало Его имя. Слова эти и сказаны были Соломоном по построению храма, при его освящении.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Во время торжества толпы народа заполнили внешний двор, а на внутреннем дворе в это время происходила церемония освящения храма и установления Ковчега. Вокруг жертвенника собрались старейшины племен израильских, придворные, священники в льняных белых облачениях во главе с первосвященником Садоком. На ступенях, ведущих в храм, заняли свои места музыканты и певцы. Соломон, в пурпурном, богато расшитом плаще и золотом царском венце, сидел на престоле. Сзади выстроились пятьсот воинов личной гвардии царя со щитами из чистого золота. Торжество началось столь крупным жертвоприношением, что число жертв для всесожжения невозможно было сосчитать. Среди дыма и запаха горелого мяса загремели трубы, и священники внесли на плечах Ковчег Завета. Когда Ковчег несли по ступеням храма, певчие на хорах под аккомпанемент арф и кимвалов запели двадцать третий псалом Давида. Пение продолжалось до тех пор, пока Ковчег Завета не был установлен в Святая Святых. Когда священники вышли из Святилища, явилась слава Господня и «облако наполнило дом Господень» (3 Цар. 8:10). Соломон встал с престола и, вознеся руки к небу, произнес горячую молитву, прося Иегову не лишать Израиля Своей милости. Вся страна в течение четырнадцати дней праздновала это событие, и не было в Израиле человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы. Господь ночью явился Соломону и сказал, что если сыны Израилевы будут исполнять заповеди Его, то Он дарует мир и благоденствие его стране. Но «если… вы и сыновья ваши отступите от Меня , — говорил предостерегающий голос Божий, — … то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» (3 Цар. 9:6–7). 18. Богатство Соломона и нравственное его падение Соломон не ограничился только сооружением храма. Вскоре он построил для себя и своих многочисленных жен роскошный дворец из ливанского кедра. Для охраны границ и главных торговых путей Соломон укреплял города и строил новые крепости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Впоследствии, когда Соломон построил храм Иегове на горе Мориа, Господь говорит ему, молившемуся при освящении храма: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Что касается до Нового Завета, то сам Иисус Христос именовал Иерусалимский храм домом Отца Своего Небесного, ревновал о блюдении должного благоговения и почтения к сей святыне ( Ин.2:16–17 ; Мф.21:12–13 ), и Своим присутствием во время общественных молений утверждал истину о святости сего места, как места особенного присутствия Божия, являемого людям. При вознесении на небо, собрав учеников своих, Иисус Христос повелел им не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия на них Святого Духа ( Деян.1:4–5 ); и в книге деяний Апостольских говорится об учениках и первых последователях Христовых, что они «пришедши взошли в горницу, где и пребывали» ( Деян.1;13 ), где прияли и исполнились все Духа Святаго» ( Деян.2:4 ). Эта горница, передает Святое есть та «горница большая, устланная», которую, как первый христианский храм, освятил Иисус Христос установлением Святого Таинства Причащения ( Лк.22;11 ; Мк.14:14–15 ), и в которой, по вознесении Иисуса Христа до сошествия Св. Духа, верующие «все единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ) – При исцелении слепорожденного, помазавши ему глаза брением из плюновения, Иисус Христос, для проявления сего великого чуда, посылает слепого умыться еще в купальне Силоамской, который источник, как выходивший из священной горы Мориа, как бы от самого храма идущий, считался у евреев священным и имел символическое значение ( Ин.9:6–7 ; Исх.8:6 и д.): «он пошел, говорится о слепорожденном в Евангелии, умылся, и пришел зрячим» ( Ин.9:7 ). Конечно, уврачевала слепого от рождения и в купальне Силоамской одна и та же чудодейственная сила Божия, которая в других случаях проявлялась в одном Божественном слове Спасителя: но здесь призваны в видимое посредство этой Божественной силы брение из плюновения и еще священная вода Силоама.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Глядя на сегодняшние события на Ближнем Востоке, на собирание евреев из других стран на свою родную землю, на воссоздание в 1948 г. государства Израиль после 1878 лет рассеяния (это время рассеяния и отвержения Израиля примерно равно благодатному времени Израиля от Авраама до Христа), глядя на объявление Иерусалима столицей, преобразования в государстве, задаемся вопросом: а не кончается ли «время язычников», и не скоро ли восстановится храм в Иерусалиме, не близок ли антихрист?!.. Это пророческое измерение храма имеет и иное толкование, более подходящее к рассматриваемому нами тексту. Храм Божий – это христианская Церковь , «дом духовный, священство святое» ( 1Пет. 2:5 ), как и апостол Павел говорит христианам: «вы храм Божий» ( 1Кор. 3:16 ). Жертвенник – это бескровная евхаристическая жертва, всегда совершаемая в христианских алтарях. Поклоняющиеся в нем – это истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине. Как в Ветхом Завете во внутреннем дворе поклонялись только священники и левиты, освященные для этого служения и отделённые от народа, так и христиане – «священство святое... род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет. 2:5,9 ). Церковь и поклоняющиеся в ней должны быть измерены , подлежат ангельскому разумению, как мы и читаем, что «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3:10 ). Церковь измерена, избрана и отделена, ибо «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2:19 ) (это и означено тем, что внешний двор храма – мир внешний от Церкви, мир языческий, безбожный, антихристианский – его исключи и не измеряй . «...Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго... и потому выйдите из среды их и отделитесь» ( 2Кор. 6:14–17 ). Храм Божий, Церковь – познаны и запечатлены Богом, измерены мерою благодати. «Внешний двор» не познан Богом. Поклоняющиеся в нем безбожные люди услышат некогда от Всевышнего: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» ( Мф. 7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Да будет этот храм вечным памятником о благочестивой строительнице его, предавшей Господу и Его Пречистой Матери не только свое имущество, но и себя саму и избравшей местом пребывания своего скромную келлию этой обители, устроенной ее средствами. А в отношении к храму сему насельницы обители да сохраняют всегда в памяти своей и в мыслях своих, что здесь место святое – дом Божий, и сия врата небесная ( Быт.28:17 ), а потому стояще в сем храме славы Божией – на небеси стояти да мнят. Охраняя святыню сего храма, да блюдут святость и чистоту храма своих душ и телес. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:17 ). Архипастырское слово при освящении храма в Томском епархиальном женском училище Слава Богу, благоизволившему устроить этот храм! Не мы, люди, начали, не мы и кончили это дело, но Тот, Кто сказал: Без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). А что созидающие этот дом трудились не всуе, об этом свидетельствует все дело постройки от начала до конца. Если же не суетен их труд, то, значит, их дело было делом Божиим, делом Его благодатной помощи трудившимся в созидании. Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови 62 . Но Господь не Сам создает храмы и жилища человеческие. Он действует чрез поставленных на это людей, которым дает Свою благодать, силу, мудрость и все потребное для строения. Зиждущие обычно думают, что они во всем действуют по своему желанию, по своему разумению. Для поверхностного взгляда действующая здесь рука Божия бывает невидима. Но когда отнимается у строителей благодатная помощь, тогда явно обнаруживается их бессилие, их недостаток разумения. Они силятся строить, а за ними как бы кто идет и разрушает их дело. Они видят, что всуе трудятся, и оставляют свою работу, как сделали это строители башни Вавилонской. Этого нельзя сказать о нашем доме: он явился вполне благоустроенным. Значит, на труде строителей его было Божие благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Да и возвращение в отечество было для них, конечно, труднее, чем вавилонским пленникам. В то время как на место израильтян были переселены ассирийские колонисты, Иудея оставалась никем не занятой. Все это объясняет нам, почему указ Кира не нашел у израильтян такого сочувствия, какое вызвал он в иудеях. Однако глубокое молчание священных историков о возвращении десяти колен еще не уполномочивает нас совершенно отрицать последнее. Если они не говорят о возвращении израильтян из плена, то они не говорят и того, что все израильтяне остались на чужбине. Замечание священного писателя: «и поднялись главы поколений иудиных и вениаминовых, и священники, и левиты и всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» ( Ездр. 1:5 ), не исключает присутствия среди первых переселенцев хотя и небольшого количества израильтян. Что касается городов, то довольно естественно, что израильтяне сначала селились вместе с иудеями в Иерусалиме и ближайших городах. Следует думать, что возвращение евреев из плена было постепенное. Книги Ездры и Неемии рассказывают о трех караванах под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии. Но в действительности их могло быть более. Некоторые косвенные свидетельства за то, что среди возвратившихся из плена были и израильтяне, мы находим в Писаниях того времени. В 6 главе книги Ездры говорится о принесении в день освящения храма двенадцати козлов в жертву за грех за всего Израиля по числу колен израилевых. Пророк Захария, принимавший деятельное участие в построении второго храма, от Лица Божия говорит: «Всё это я отдам во владение оставшемуся народу сему. И будет как вы, дом Иудин и дом Израилев были проклятием у народов, так Я спасу вас и будете благословением». Едва ли пророк стал говорить о спасении и благословении дома Израилева, если бы не видел среди возвратившихся из плена ни одного израильтянина. Точно также и принесение жертв за 12 колен израилевых получило полный смысл лишь от присутствия при освящении храма израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Дарий, царь Мидийский, овладев Вавилоном, очень полюбил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Вельможи завидовали славе Даниила и досадовали, что пленный Иудей занял такое высокое место и решились погубить его. Они упросили царя Дария подписать указ, чтобы никто в продолжение тридцати дней не смел просить ни о чем, ни Бога, ни человека, кроме царя, а кто не исполнит этого указа, тот будет брошен в ров ко львам. Даниил, несмотря на этот указ, каждый день три раза открывал окно к Иерусалиму, преклонял колена и молился Богу. Враги донесли об этом царю и потребовали бросить Даниила в ров. Царь с большой скорбью согласился на это. Но Господь послал Ангела, который защитил Даниила ото львов. Утром царь, узнав, что Даниил жив, обрадовался, приказал освободить его изо рва, а на его место бросить заговорщиков с их женами и детьми. Когда их бросили, то львы тотчас же растерзали их. После этого царь Дарий прославил Бога Израилева, и Даниила полюбил еще более. § 37. Возвращение Иудеев из плена Вавилонского и построение второго храма (1 кн. Ездры гл. 3 и 6 Агг. 2, 6–9) Иудеи пробыли в плену Вавилонском 70 лет. Кир, царь Персидский, овладел царством Вавилонским, позволил Иудеям, возвратиться в отечество. Пользуясь этим позволением, очень многие Иудеи возвратились на родину. На второй год они приступили к построению в Иерусалиме второго храма на месте первого. При торжестве основания храма священники в облачении трубили в трубы, левиты пели священные псалмы, а народ громогласно восклицал и прославлял Бога. Через 20 лет храм был построен и торжественно освящен. Священная история Нового Завета § 1. Предсказание о рождении Иоанна Крестителя и рождество его (Лк. 1, 5–25; 57–80) Около времени Рождества Иисуса Христа в Иудеи жили праведные люди: священник Захария и жена его Елисавета. Они дожили до старости и не имели детей. Однажды, когда Захария совершал служение в Иерусалимском храме, ему явился Ангел Господень по правую сторону алтаря кадильного. Захария смутился. Ангел сказал ему: «Не бойся Захария, Бог услышал твою молитву, Елисавета родит тебе сына и назовешь его Иоанном». Захария спросил Ангела: «Чем я могу удостовериться в этом? Я стар и жена моя в летах преклонных». Ангел сказал ему: «Ты не будешь говорить до тех пор, пока не исполнится предсказание». Предсказание Ангела исполнилось. Елисавета родила сына. Наступил восьмой день, когда по обычаю Еврейскому младенца обрезали и давали имя. Родные и знакомые хотели назвать его по имени отца Захарией. Спросили Елисавету, она пожелала, чтобы назвали его Иоанном. Обратились к Захарии. Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему»; тотчас же открылись уста его; он стал говорить, прославлял Бога и предсказывал, что Иоанн будет Предтечей Иисуса Христа. § 2. Рождество Пресвятой Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Еще с большею близостью содержание его соответствует и обстоятельствам Соломонова царствования, представляя собою благодарственно-поучительное исповедание премудрого царя пред Богом и народом, что совершенное им и стоившее стольких забот и трудов построение величественного дома Божия в Иерусалиме, равно как мир и безопасность от внешних врагов, и внутреннее благоденствие и возрастание могущества Израиля, отличавшие его царствование, не плод человеческих усилий его и его подданных, так как все возможные человеческие усилия без воли и помощи Божией совершенно напрасны и бесполезны, – а единственно дело благости Господа, без всякого труда, во сне ниспосылающего все потребное своему возлюбленному. Не на основании только возможности и целесообразности мы приписываем Соломону такое исповедание; мы его слышим в молитвах Соломона при освящении построенного им храма Иерусалимского, сохранившихся до нас в двух исторических памятниках 3 кн. Цар. и 2 Пар. Не себе и своим стараниям приписывает премудрый царь израильский совершение этого храма, а Иегове, Богу Израилеву, исполняющему чрез него слово Свое, которое изрек Он рабу Своему Давиду, отцу его; и не своей мудрости усвояет мир и благоденствие, отличающие его царствование, а благости Господа, верного Своим обетованиям, какие даровал Он народу Своему Израилю. «Благословен Господь Бог Израилев, который сказал Своими устами Давиду отцу моему и ныне исполнил рукою Своею 916 . Благословен Господь Бог , Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! Да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас 917 ». И что исповедал Соломон, тоже вслед за тем подтверждает ему и Сам Господь в ночном видении, возвещая, что могущество и благоденствие Израиля зависит от верности его завету Иегову и что ничто не сохранит народ еврейский от тяжких бедствий и ужасов падения, если своею неверностью завету он навлечет на себя праведный гнев Божий 918 . Таким образом и собственное сознание Соломона, в виду беспримерного для того времени внешнего величия и внутренней особенной важности для еврейского народа воздвигнутого им храма Иерусалимского, и при этом внушение от Господа, – в верности Его завету полагать свое счастье и благоденствие, – все располагало премудрого царя израильского предложить такого рода исповедание для общенародного употребления, и, нам кажется, что только предзанятое мнение о происхождении псалма в период после плена не позволило бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010