Дек. 23, жизнь Пр. Нифонта). Итак, братие, какое счастье присутствовать в храме при совершении бескровной жертвы? И какая великая, невознаградимая потеря лишение литургии? Но понимаем ли мы это? Если бы Божественная литургия была совершаема однажды в год и в одном месте, отдаленном от нас, и мы вполне знали важность и силу совершающегося во время оной таинства, то с какой бы радостью и с каким бы глубоким благоговением присутствовали при совершении оной? Но теперь потому, что Божественная литургия совершается ежедневно и что нам так удобно бывать в церкви, мы без всякой нужды лишаем себя счастья присутствовать при литургии, или присутствуем без внимания и без благоговения, рассеянно, носимся мыслями по миру, блуждаем взорами и туда и сюда; многие не стыдятся и не страшатся топотом ног и шумом праздных разговоров возмущать священное безмолвие сего собрания не человеков только, но и Ангелов с великим трепетом и безмолвием здесь присутствующих. Какому осуждению мы подвергаем себя за это? Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением ( Иер. 48:10 ). Братие! Устрашимся сего, и с верой, страхом и благоговением будем предстоять во храме, как на небе; погружаясь молитвенно в воспоминание страданий и смерти Господа Иисуса Христа, будем соединяться духом с совершающими Божественное таинство, которое есть величайшее сокровище, дарованное Иисусом Христом Его Церкви. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Аминь. Слово по освящении придельного храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешмы 1858 г. Сентября 16 дня Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих ( Апок. 14:13 ). Исполненный утешения о совершившемся, благодатью и действием Всесвятого Духа, освящении храма сего, я желал бы теперь, среди сей церкви, говорить многое в похвалу веры вашей и благочестия вашего, любящие благолепие дома Божия, обитатели града сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

1; Пс 11. 4). О втором этапе возведения скинии говорится: И положил крышку на ковчег сверху (Исх 40. 20). В начале чинопоследования великого освящения новопостроенного храма архиерей кропит святой водой столпы престола, возливает на них воскомастих (специальный состав, сваренный из крошек мрамора, благовонных веществ и натурального пчелиного воска) и утверждает на престоле трапезную доску. Читается молитва: " Боже Безначальный и Присносущный, иже от не сущих в бытие вся приведый, иже во свете живый неприступнем, и престол имеяй небо, землю же подножие " . Архиерей коленопреклоненно взывает ко Господу, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной. 3) В третий день творения Бог отделяет водную стихию от суши и создает моря (евр. jammim). Строителям скинии Бог повелевает сделать " медное море " (евр. hajjam): Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды (Исх 30. 18). Совершающий освящение храма архиерей омывает трапезу водою. При пении псалма 83-го архиерей и сослужащие ему отирают трапезу четырьмя платами. Затем, подобно Моисею, окропившему ветхозаветный жертвенник кровью (Исх 29. 12), архиерей кропит престол и антиминсы смешением вина и розовой воды (родостамны) " в знамение того, что на этом жертвеннике по примеру Мелхиседека будет приноситься вино благовонное по благодати и животворное " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 78) . Вино и вода символизируют жертвенную Кровь Христову " поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя " (Настольная книга священнослужителя, том 4, М., 1983) . Вино также может указывать на растения, созданные Богом в третий день творения. 4) В день четвертый Бог сотворил светила - солнце, луну и звезды. Моисею Бог повелевает приготовить священное миро и помазать им скинию: Это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится. Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне (Исх 30. 22-30). Исполняя четвертое повеление Божие Моисей также поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады пред Господом (Исх 40. 24-25). Псалмопевец пророчествовал: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его… Престол его, как солнце предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах (Пс 88. 21; 37-38).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

5: 14). Закон не повелевает непременно приобщать пришельца к завету через обрезание, но представляет чужеземцу свободу в этом отношении ( Исх. 12: 43 и след.). В законе есть ряд постановлений, призывающих к доброму отношению к иноплеменникам ( Исх. 23: 9 , Лев. 19: 33–34 , Втор. 10: 19 ). Закон запрещал Израилю общение с народами, которые были для израильтян петлей и сетью, но что было доброго в этих народах, то прибщалось к Израилю. Раав со всем своим домом вступила в израильскую общину (Иис. Нав. 2 и 6). Евреи (Иис. Нав. 9 ) даже были приурочены к церковному служению. Руфь не только вошла в израильскую общину, но и удостоились как Раав стать праматерью Господа. При Давиде мы видим Урию – хеттеянина, Аведдара – гееянина, людей благочестивых, и филистимскую охрану до шестисот человек, которая клянется Господом служить верно Давиду ( 2Цар. 15 ). При Давиде и Соломоне устанавливаются сношения с финикиянами. Финикияне принимают участие в построении храма истинному Богу и может быть сведения об этом Боге разносят по всему миру. Соломон молился при освящении храма: „если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой имени ради Твоего – ибо они услышат о Твоем имени великом и о Твоей мышце простертой, и придет он помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали Имя Твое, чтобы все боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что Именем Твоим называется храм сей, который я построил» ( 3Цар. 8: 41  42 ; ср. Парал.6: 32 33, далее цитир. 3Цар. 8: 59  61 ). И Библия повествует, что различные цари земли приходили послушать мудрости Соломона ( 3Цар. 10 ). К нему приезжала издалека царица Савская. Он имел усиленные сношения с Финикией и Египтом ( 3Цар. 9 ). Иноплеменников среди Израиля жило при Соломоне 153.600 (2 Парал. 2:17). При последующих царях Илия и Елисей выступают из пределов земли обетованной. Мы видим их порой живущими среди иноплеменников, оказывающими им великие блага и наставляющими их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

6:41. …И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего... Два последних стиха молитвы Соломоновой не находятся в книге Царств, но они буквально повторяются в книге псалмов 788 . Слово «покой» весьма часто употребляется в Писании вместо «обиталище» 789 . ... Ты и ковчег могущества Твоего... Почему ковчег называется ковчегом могущества? Потому, что он был видимым знаком силы и присутствия Господня в народе Божием; и силою его он часто побеждал своих врагов, которые в страхе трепетали пред святыней ковчега Иеговы. Псалмопевец, говоря о пленепии ковчега филистимлянами, выражается так: …и отдал Ты, Господи, в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага 790 . Подобное же выражение встречается в Пс. 62:3 . ... Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение... Т. е., да оградишь Ты их Своей помощью и покровительством, как одеждой. В параллельном месте, у псалмопевца, сказано: священники Твои облекутся правдою 791 . 7:1. ... и слава Господня (в виде облака) наполнила дом (храм) Господень… Почему не громы и молнии, и не блеск ослепительный употребил Господь для выражения Своего присутствия при освящении храма Соломонова, а именно мрак и облако? Ибо никакой другой символ не мог столь наглядно и ощутительно дать понять Израильтянам, что весь блеск и пышность новосозданного храма, сиявшего золотом, исчезает и меркнет пред величием Божиим и в Его присутствии. 7:2. …И не могли священники (от страха и трепета) войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень… Облако славы Божией осенило не только самое святилище храма, куда надлежало священникам войти для каждения и для кропления жертвенной кровью, но и внешний священнический двор. Находившийся там алтарь всесожжений, весь теперь исчезал в дыму и пламени, исторгшемся из облака; так что священникам на время пришлось прекратить всякое свое служение. Какой величественный и внушительный символ на все последующие времена! Не должен ли он вразумлять священников Божиих, приступающих к страшным новозаветным таинствам, что, чем ближе они, по служению своему, стоят к святыням Господним, тем сильнее должно быть сердце их проникнуто страхом Божиим и благоговением перед величеством славы Господней, хотя бы и не проявлялась она в столь страшных обнаружениях, как во времена ветхозаветных прообразов и сеней!?.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

6. Второй Храм (1 Ездр 5-6). Под влиянием пророков Аггея и Захарии Зоровавель и первосвященник Иисус приступили к постройке Храма. Узнав о работах в Иерусалиме, сатрап Заречной провинции, в которую входила область Егуд, обеспокоился и потребовал от иудеев отчета. Зоровавель ответил, что восстановить Храм разрешил еще царь Кир. Этот ответ сатрап передал Дарию, который им вполне удовлетворился. Более того, убедившись, что в Егуде не замышляют мятежа, он послал средства для строительства «Дома Божия в Иерусалиме». Помощь оказывали также иудеи диаспоры. Успехи Зоровавеля подняли его авторитет. Из Халдеи присылали в Иерусалим советоваться по религиозным вопросам. В частности, спрашивали, нужно ли теперь справлять пост в траурный день разорения Храма. Ответ, данный через пророка Захарию в 518 году, был выдержан в возвышенном духе старого профетизма: пост — дело человеческое. Вина Израиля заключалась не в нарушении постов, а в отступлении от заповедей. Чего же требует Господь? «Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Зах 7,9-10). 12 марта 515 года состоялось торжественное освящение Храма. Его приурочили к празднику Пасхи. Это был день великих упований. Люди верили, что недалеко время, когда Сам Господь явит Себя миру. Но в действительности ветхозаветной Церкви предстояло пережить еще много невзгод, прежде чем «время исполнилось». Вопросы для повторения 1. О чем повествует 1 Кн. Ездры? 2. Когда она была написана? 3. Как совершилось возвращение из Плена? 4. О чем проповедовал в Иерусалиме Второисайя? 5. В чем заключалась его надежда на грядущее? 6. При каких обстоятельствах и когда пророчествовал пр. Аггей? 7. К чему он призывал Зоровавеля? 8. Что известно о пр. Захарии и его книге? 9. Каковы основные черты богословия пр. Захарии? 10. В чем заключалось его мессианское пророчество? 11. Как был восстановлен Второй Храм? 12. Как учил пр. Захария о посте?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».    Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!»    Другая же напротив говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне».    Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать».    Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.    Мудрость свою Соломон выражал и в управлении народом и во всех других царских делах. И разнеслась о нем слава, за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.    Исполняя завещание своего отца Давида, Соломон приступил к построению храма Божия в Иерусалиме. Местом для него выбрал гору Мориа, которая была указана еще Давиду и на которой Авраам приносил в жертву Исаака. Храм строили семь с половиною лет около ста восьмидесяти пяти тысяч работников. Он устроен был по образцу скинии Моисеевой, разделялся на святое святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее ее. Стены храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности храма для богослужения были сделаны из золота.    Когда храм был готов, Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пения песней духовных внесен был ковчег завета. Слава Господня в виде облака наполнила храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и с воздетыми руками молился Богу, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы, сошел с неба огонь и попалил жертвы, приготовленные в храме.    Царствование Соломона было мирным и счастливым. Из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы посмотреть на царя и послушать его мудрости. Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать его загадками. Убедившись в его мудрости, она сказала: «Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол израилев!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А.В. Попов Речь при освящении храма в Свято-Тихоновском монастыре Божиею поспешествующею милостию Православная Церковь все более возрастает и укрепляется в стране сей. В разных местах устрояются православные храмы, образуются приходы, братства, школы, открывается семинария, бурса, сиротский дом. Но все же жизнь нашей церкви здесь не была до сих пор полною: мы не имели учреждения, которое с давних веков является неразлучным спутником православной церкви и составляет её украшение. Разумею монастыри, которыми так богата свято-русская земля. И вот, слава и благодарение Богу! пробел этот ныне восполняется, и мы празднуем днесь открытие Свято-Тихоновского монастыря и освящение первого монастырского храма. Однако, не напрасная ли мечта и трата сил и средств – устроять монастырь с созерцательным, восточным укладом его жизни в стране, насельники которой всему миру известны как люди практических потребностей, внешней деловитости и земного благобыта? Есть ли здесь благоприятная почва для насаждения монашества? И семя его не упадет ли в терние, среди тех, у коих забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно остается бесплодным ( Матф.13:22 ). Но ужели же у здешних людей совсем нет идеальных порывов, стремления к небу, забот о едином на потребу, тоски по внутреннему человеку, одолеваемому суетою житейскою? Не будем спешить с словом осуждения. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем ( 1Кор.2:11 ). Не судите на лица ( Иоан.7:24 ). Есть и здесь души живые, возжадающие Господа и стремящиеся к иному немирскому житию; мы знаем, что среди инославных есть здесь целые общины монашеские. И если туда вступают люди из среды, обычно считаемой за практическую, то можно уповать, что наш монастырь не останется без насельников из русских людей, которые издавна известны любовию и привязанностию к монастырям, стремлением к небесному, небрежением о земном, житейском. Будем уповать, что монастырь наш, ныне малый по числу братии, уподобится зерну горчичному, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Матф.13:31–32 ). Упования и желания сердца моего идут дальше: хотел бы я, чтобы монастырь наш уподобился, по слову Спасителя, закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все ( Матф.13:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А между тем Христианская религия - это поклонение Отцу в духе и истине (Ин. 4:23), которого хочет от нас Бог. Иначе пришлось бы думать, что такое поклонение нужно только потому, что полезно человеку. Нет! Истинное поклонение Богу забывает о практической пользе. Это поклонение Истине ради Самой Истины, каковое поклонение именуется в Писании любовью, то есть забвением себя, разрывающим оковы временной и тленной жизни. И наши храмы созданы не для нашего удобства, а чтобы хранить в себе Таинства, и прежде всего Таинство Евхаристии, то есть Самого Христа, Пречистые Тело Его и Кровь Его. И существуют храмы именно и прежде всего для этого, а не только для того, что человеку в них полезно молиться. Св. Филарет Московский спрашивает себя: " Для чего созидается и освящается храм? Для богослужения вообще? - Оно совершается и вне храма. Для таинств? - и большая часть таинств могут совершаться вне храма. Только одно таинство, таинство тела и крови Христовы, непременно требует освященного храма. Следственно, храм созидается и освящается наипаче для того, чтобы в нем было священнодействуемо и хранимо тело и кровь Христовы. Для сей величайшей на земле святыни требовалось святое хранилище " . Вопрос " что и для чего в Церкви нужно " - это иначе заданный вопрос о цели Христианской жизни. И хотя сказанное относится прежде всего к Богослужению и Церкви, но даже сам христианин существует для Бога, а не для себя. Апостол говорит о христианах, как о живых для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6.11). А о себе он говорит: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:19). Только так можно обрести подлинный смысл человеческого существования. Отвергнув эту смерть во Христе, можно лишь убить человека смертью вечной. " Речкунов " противопоставляет широту модернизма и православную узость. При этом широта воспринимается как допущение внутри Православия различных мнений. Воля ваша, называйте это как хотите, но на самом деле здесь видна именно узость кругозора. Если человек заботится об истине, вечной и неизменной, то это предельная широта, какая доступна смертному существу. Именно Истина открывает широкие, и даже бесконечные горизонты!

http://moral.ru/live.html

В предостережение читателя Богомудрые Семьдесят Толковников присовокупили: и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже восставити церковь сию, т. е. здесь разумеется не мир гражданский, которого почти не было во Иудее, часто возмущаемой влиянием сильных завоевателей, но мир внутренний, какой, например, почувствуют строители храма по исполнении своего благочестивого намерения или по окончании работ. Третья пророческая речь  Аггея содержится во второй главе с одиннадцатого по двадцатый стих и произнесена через два месяца после второй. Посредством двух вопросов утвердив ту мысль, что не вещью, а душой живого человека восприемлется и передается как освящение, так и нечистота, пророк напоминает иудеям, что прежде создания храма у них неочищенных (ибо обряды очищения не могли совершаться прежде устройства храма) было упорство и нераскаянность; все шло малоуспешно, и плодов получали они меньше половины против обыкновенного; а теперь ниспошлется благословение небесное на их труды (2:10–19 1274 ). Четвертая  и последняя  пророческая речь  Аггея изложена в последних четырех стихах второй главы и произнесена вместе с третьей речью в тот же 24 день девятого месяца. В ней излагается обетование особого небесного покровительства Зоровавелю, так что среди всех скудных обстоятельств и переворотов он будет цел и невредим, как печать или перстень на руке (2:21–24 1275 ). Эта речь направлена ближайшим образом против доноса местных сатрапов на Зоровавеля, как на ослушника царских повелений, замышляющего измену ( 1Езд 5:1–6, 17 1276 ); а по полному значению слов и выражений относится к дому или потомству Давидову, представителем которого был Зоровавель, и содержит обетование сохранения его среди всех бедствий, которым будет подвергаться Иудея. 1262 И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия. 1263 в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В слове Божием мы не имеем положительной заповеди о добродетели храмоздания, как имеем повеления о любви к Богу и ближним, о просвещении несведущих истины, о призрении нищих, о прощении врагам и проч.: но имеем такие указания, которые, можно сказать, выше и обязательнее самой заповеди, т. е. предоставление этого рода деятельности свободному движению нашей любви к Богу, вызываемому верою, благоговением, благодарностью Ему, стремлением к общению с Ним, ангельскою потребностью созерцать Его величие и славословить Его. Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом. По разрушении храма Соломонова, после пленения вавилонского, Господь Сам побуждал израильтян к сооружению нового храма, и, наконец, не задолго до пришествия Христа, возвестил устами пророка Малахии, что этот единственный храм Бога истинного вскоре будет заменен бесчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущего Искупителя: „от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву“ ( Мал. 1. 11 ). Почти этими же словами Господь Иисус Христос Сам объяснил самарянке, что настанет и уже настало время, когда истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут поклоняться Богу в духе и истине ( Иоан. 4. 20–23 ). С самого начала устроения апостолами Церкви Христовой для молитвенных собраний верующих, для совершения св. таинств, для изъяснения христианам догматов веры и правил нравственности -потребовались храмы и, согласно с волею Божией, стали такою же существенною принадлежностью Церкви Христовой, как и самое священство, проповедующее учение веры и совершающее таинства. И история показала, что храмы созидались на свободные приношения членов Церкви, не только на великие, но и на малые, подобные лептам вдовицы, освященным благоволением Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010