Ст. 2. … явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне… Собственно говоря, это было уже третье откровение Господне Соломону. Первое было в Гаваоне, когда Соломон испросил у Господа мудрость 485 . Второе – при построении храма, когда Господь обещал жить во храме и среди сынов Израилевых под условием соблюдения Его заповедей 486 . Третье – через тринадцать лет после освящения храма, когда Господь открывает Соломону судьбу храма и народа Израильского, – о чем было замечено выше. Но, поскольку о втором случае говорится только, что было слово Господа к Соломону (напр., через пророка), тогда как в других случаях говорится о явлениях Господа Соломону, то и считается их только два. Второе богоявление, подобно Гаваонскому, было так же ночью и в сонном видении, как узнаем из книги Паралипоменон 487 . Ст. 3–5. В первой половине своей беседы, Господь напоминает и повторяет Соломону, что по молитве его Он освятил, построенный им, храм, чтобы пребывать в нем, и обещается утвердить царский престол Соломонов над Израилем во век (т. е. до самых времен Мессии), если только, подобно отцу своему Давиду, Соломон будет ходить в чистоте сердца и в правоте. Ст. 6–9. …Если же вы... отступите от Меня,... то... храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа, Бога своего... Эти то предупреждающие угрозы гнева Божия и были главной целью беседы и богоявления Божия Соломону, как открывается из дальнейших печальных судеб народа Иудейского. Объюродел впоследствии и премудрый царь Соломон; не убоялся грозных прещений Божиих и легкомысленный народ его, пошел и стал служить иным богам, – и великолепный храм Соломонов разграблен и испепелен Навуходоносором, а сам народ Израильский уведен в неволю за реку Евфрат. Но и по возвращении из плена, и построении второго храма, народ Иудейский не научился понимать своих истинных и духовных интересов, хоть и отстал от язычества. В грубом чувственном ослеплении, он отринул своего Мессию и вознес Его на крест, – и что теперь стало с храмом народа Божия? От него и камня на камне не осталось! Что стало и с народом Израильским, некогда могучим и достопочтенным? Он, именно, стал притчею и посмешищем у всех народов, – как еще раньше угрожал Господь через Моисея 488 ! Что сталось и с самой землей Обетованной, кишевшей, некогда, молоком и медом? Она обратилась в малоплодную пустыню и досталась во власть неверным!... Глава 11, (ст. 9–13, 26–40). Пороки Соломона и предсказания о разделении его царства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так вот, Бог, несколько раз за время строительства открываясь Соломону, предупреждает его: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие» ( 3Цар. 9:6–9 ); на самом деле ценность храма не абсолютна – она обусловлена тем, как живет народ, насколько верят царь и люди, ходящие в этот храм. Если люди теряют веру, перестают соблюдать заповеди Господни, то Бог оставляет храм и он никого ни освятить, ни спасти не может. Об этой трагедии – оставлении храма Богом – повествуется в Книге пророка Иеремии. С плачем и болью пророк Иеремия описывает, как слава Господня поднимается от храма, уходит, а люди продолжают надеяться на храм, они говорят: не может быть ничего с этим местом, потому что здесь храм. Он говорит: «не надейтесь на место, потому что это место помогает и спасает только тогда, когда люди чтут Бога, а само по себе оно спасти не может». И это касается вообще отношения человека к храму. Какую роль храм играет в жизни человека? Конечно, очень важную. Но храм остается местом освящения только если человек, община действительно стараются жить по заповедям Божиим. Если они в массе своей начинают попирать Закон Божий, то получается как с израильским народом или с вакханалией разрушения храмов, которая постигла нашу страну в годы революции. Соломон, как прообраз Христов Совсем не случайно в Деяниях святых апостолов первомученик архидиакон Стефан подчеркивает именно относительную значимость храма. Когда его призывают на суд первосвященника , он очень подробно рассказывает, как жил народ Израиля в Египте, как перешел через Чермное море, как ходил по пустыне, и доходит в своем повествовании до Соломона и говорит: и Соломон построил Ему храм. На этом его повествование обрывается, он начинает обличать первосвященника и книжников, показывая, что на самом деле они не понимают, что храм ценен не сам по себе, но потому что Бог живет в нем, и Он будет жить в этом храме только тогда, когда вы будете чтить Его. И говорит такую вещь: Бог в нерукотворенных храмах живет.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/29

Эти слова Писания и изображены символическим языком храма. Все элементы церковного убранства имеют истоки еще в Ветхом Завете: «На всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» ( 3Цар. 6, 29 ). Именно эта библейская традиция отражается часто в росписях на стенах храма, а изображения и символы показывают, что в храме Господь возвращает нам потерянный Рай. К началу богослужения созывают колокола. Еще во время странствования евреев по пустыне Бог повелел Моисею сделать две серебряные трубы для того, чтобы созывать верных на всесожжения, и сказал: это «будет напоминанием о вас пред Богом вашим» ( Чис. 10, 10 ). Так и православные созываются на утреннее и вечернее служение Господу звуком колоколов, заменивших у нас трубы. Этим исполняются слова псалма: «Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» ( Пс. 150, 5 ). По вере Православной Церкви звук освященного колокола сопряжен с нетварной силой Божества, и поэтому может отгонять злых духов, как звук гуслей Давида отгонял их от царя Саула ( 1Цар. 16, 23 ). Те, кто слышит звон, исполняются благодати Духа, как это было и с пророком Елисеем ( 4Цар. 3, 15 ). Храмовые двери – это знак праведности, по слову царя Давида: «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них» ( Пс. 117, 19 –-20). В православном храме любой предмет несет, кроме практической нагрузки, еще и духовный смысл, облагораживающий человека. Как в Ветхом Завете, так и сейчас храм состоит из трех частей – притвора, корабля (храма, наоса) и алтаря. Первая часть сейчас называется притвором, а до пришествия Господа – храмовым двором. В дохристовой древности именно тут стоял жертвенник, где все верующие могли принести жертву Творцу. Сейчас в притворе стоят те, кто готовится к Крещению (оглашенные), а также отлученные за грехи от Причастия. Притвор символизирует собой наше тело, подчиненное душе. Здесь совершаются покаянные молитвословия (лития) и читаются часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали, главным образом, о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его, и на Нем, их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28, 29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем, пророчествовать не нужно и невозможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам ветхий завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением нового завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали невозможны, пророчествование о Нем запечатано. «Положен будет конец всем пророчествам, – говорит Феодорит; – потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому, исполняет и, как бы, запечатлевает и подтверждает предреченное пророками, совершая и претерпевая ими прореченное» 131 . «Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков» 132 . Шестое, и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях – помазания елеем не было, о нем не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. «Кто же этот Святый святых?» – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии ( Ис. 61:1 ): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Петр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силою, и Он ходил, благотворя, и исцеляя всех, обладаемых дьяволом , потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали главным образом о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его и на Нём их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28–29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем пророчествовать не нужно и не возможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам Ветхий Завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением Нового Завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали не возможны, пророчествование о Нём запечатано. „Положен будет конец всем пророчествам”, говорит Феодорит; потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому исполняет и как бы запечатлевает и подтверждает предречённое пророками, совершая и претерпевая ими проречённое” 304 . „Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков” 305 . Шестое и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях помазания елеем не было, о нём не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. „Кто же этот Святый святых? – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии (61:1): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Пётр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )” 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Поэтому Спаситель говорил о таком освящающем действии, о передаче его от одного предмета к другому как о чем-то само собой разумеющемся, имеющем к тому же некую иерархию степеней освященности. Именно о таком процессе освящения, облагодатствования мы читаем в Евангелии от Матфея, где описано стремление Христа исправить нарушение иерархии освященности, которое допускали книжники и фарисеи: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем» ( Мф 23:16–22 ). В первых двух приводимых Спасителем примерах – низшие по иерархии освященности объекты (золото, освященное храмом, и дар, освященный жертвенником); в последующих двух примерах – высшие, а именно: Сам Бог , освящающий храм, котором Он обитает, и небо, именуемое здесь (и во многих других местах Священного Писания) престолом Божьим. В контексте нашего изложения важнее всего для нас факт освящения материального предмета, сообщения ему от другого освящающей благодати, Источник коей вовсе не материален: это Сам Бог Подобные взаимодействия духовного с материальным в процессе освящения (иначе – облагодатствования) пронизывают собой все богослужение, тайнодействия и обряды Православной Церкви в полном соответствии с апостольским указанием: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ( 1Кор 6:20 ). Но и Сам Христос, как мы знаем из Евангелия, Свое благодатное воздействие на окружающих, в частности исцеления, часто осуществлял не только через словесное волеизъявление, но и через разнообразные способы физического воздействия: прикосновение ( Мф 8:3,15; 9:29 ; Мк 3:10 ), помазание «брением из плюновения» ( Ин 9:6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

119 Призыв хранителям ключей от храма закрыть входы в него (на время совершения молитвы освящения Св. Даров и причащения). 120 Анафора – возношение, пространная молитва освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии (Святого Благодарения). По свидетельству св. муч. Иустина Философа (+165 г) молитвы Евхаристии и анафора (благодарение) читалась во услышание народа: «Предстоятель произносит молитву и благодарение, как можно громче, а народ восклицает: «Аминь». Апология 1, гл. 27. 121 Благообразно. В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть на полу или на седалищах. «Станем добре» – это призыв к верным стоять во время анафоры благообразно, благовидно, быть внимательными и благожелательными друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при причащении (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил бы чашу с Кровью Христовой. 123 «Святое Возношение» – Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Безкровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «за всё и во всём». 124 Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф.4:1–3 : «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». 125 В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Это – древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит.1:1–4 : «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр.13:15 : «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом ( Еф.2:14 ), а, согласно 1Ин.2:2 : «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость!», «Мир!», «Жертва Хвалы!») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф.18:19–20 : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

2Мак.2:14 Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. «Иуда затерянное ( τα διαπεπτωκτα, т. е. βιβλα), по случаю ( δια) бывшей у нас войны, все собрал…» Здесь имеется в виду несчастное время Антиоха Епифана, когда много списков Свящ. Писания погибло, в силу указа Антиоха об их розыске и уничтожении. Но, несмотря на все это, книги сохранились и теперь предлагаются Египетским Иудеям. 2Мак.2:15–17 Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят. Намереваясь праздновать очищение, мы писали вам об этом; хорошо сделаете и вы, если будете праздновать эти дни. Бог же, сохранивший весь народ Свой и возвративший всем наследие и царство и священство и святилище, «Наследие и царство и священство и святилище…» (слав.: «освящение»), τν κληρονομαν κα το βασλειον, κα τ ιερτευμα κα τν αγιασμν, – то царское и священническое достоинство избранного народа, о котором говорится в Ucx XIX: 5–6 (« εσεσθ μοι βασλειον ιερατευμα κα θνος γιον). Отсюда видна также неправильность перевода слова » αγιασμν – святилище: славянское «освящение» вернее. – Κληρονομα – собственность Иеговы. 2Мак.2:18 как обещал в законе, – надеемся на Бога, – Он скоро помилует нас и соберет от поднебесной в место святое. «Обещал в законе» – δι νο νμου – собственно через закон, или посредством закона, при условии верности ему со стороны Израиля. – «В место святое» – ες τον γιον τπον, где храм. – «Скоро помилует» – ταχως ελεσε – здесь выражается ожидание наступления Мессианского царства в ближайшем будущем; к этому ожиданию давало сильные основания то, что Бог «избавил» их «от великих бед и очистил место» святое от языческих алтарей, идолов и идолослужений. 2Мак.2:19–20 Ибо Он избавил нас от великих бед и очистил место. О делах же Иуды Маккавея и братьев его и об очищении великого храма и обновлении жертвенника, О прозвании Μακκαβαος – см. к 1Mak II: 3 и о братьях Иуды – 1Mak II: 2–5 . – «Об очищении великого храма и обновлении жертвенника» говорится в 1Mak IV: 42 и д. – «Великого» – ради его назначения служить к почитанию истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7:4. …Царь же и весь народ стали приносить жертвы пред лицем Господа... Почему же не священники? Может быть, по многочисленности жертв, приводившие их частные люди сами должны были закалять их собственными руками; священникам же отдавали только тук и кровь для предания священному огню 792 . 7:5. ...Так освятили дом Божий царь и весь народ… Что освятительного принадлежало царю и народу? Освящение храма состояло, главным образом, в том, что на жертвеннике принесены были многочисленные жертвы, а во святилище перенесен и поставлен был ковчег завета. В сем освящении известную долю имел, конечно, и народ, через приведение и заклание своих жертв, – царь же, сверх своих многочисленных жертв, главным образом – через свою всенародную и вдохновенную молитву к Богу о ниспослании благодати на храм; более же всего совершилось освящение храма, конечно, руками помазанных жрецов через жертвенные священнодействия, ими совершенные 793 ... 7:16. …И ныне Я, – отвечал Господь на молитву Соломона, – избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои, и сердце Мое будут там во все дни... Как понимать эти слова Господни, когда известно о храме, что он сожжен был, первоначально – Навуходоносором, а по воссоздании своем – при Кире, дотла разрушен Римлянами и исчез навсегда с лица земли? На это должно ответить, во-первых, то, что Господь обещает вековечную Свою милость и благоволение ко храму не безусловно, а под условием верности своим заветам народа Израильского 794 ; подобно тому, как и Соломону Господь обещает укрепить его престол ради Давида, отца его, но под тем лишь условием, если он будет так же ходить пред лицем Его, как Давид 795 . Ни Соломон, ни народ Израильский – не заслужили впоследствии обещанных милостей Божиих. Тем не менее, однако же, слова Господни остаются нерушимы и непоколебимы и во всей силе своей оправдываются в церкви Иисус-Христовой, по отношению к которой, храм Иерусалимский был лишь слабым подобием и отдаленным прообразом. В самом деле, Христос Иисус, обетованный Мессия и чаяние языков, до такой степени возлюбил церковь Свою, – сей истинный дом Свой и вечное наследие Свое, – что предал за нее Себя Самого, и в таком обилии излил на нее благодать Свою, что вся сила вражия (врата адовы) не одолеет ее во веки. Имя Господне будет в ней хвалимо и превозносимо отныне и до века. Очи Господни и сердце Его будут устремлены к ней во все дни; ибо Он обручил ее Себе от вечности, будучи предпожрен за нее, как агнец, от сложения мира. Глава 36. Цари Иудейские: 17-й Иоахаз, 18-й Иоаким, 19-й Иехония и 20-й Седекия. Падение царства Иудейского с указанием общей и главной причины этого события, и покаянная молитва царя Манассии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

LXXXIII. Слово, сказанное за литургией по освящении храма во Владимирской чувашской женской общине, близ г. Чебоксар 87 . О значении новооткрытой общины для местного края и о подражании высоким христианским качествам апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сегодня в этой пустыни, переименованной в женскую общину, тройной праздник. Ныне воскресенье, один из семи дней недели, который празднуется всеми христианами. Этот праздник в христианской церкви древнейший; установлен он св. апостолами. Им воспоминается одно из важнейших для нас христиан событий–воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Значение воскресения Христова для нас христиан велико: если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы вера наша: все ни к чему. Не воскресни Иисус Христос из мертвых, тогда какое было бы у нас основание верить Иисусу Христу, что Он Сын Божий и слово Его истинно и свято; как мы тогда могли бы верить, что мы воскреснем и что за гробом ожидает нас вечная жизнь, и кто бы без этой уверенности мог принудить себя исполнять заповеди Евангельские? Но с воскресением Иисуса Христа всем нам стало ясно, что Христос есть Сын Божий и что Он и нас воскресит в свое время для вечной жизни. В этом факте воскресения имеющей наступить для нас по нашем воскресении. Вот почему христиане и празднуют день воскресный. Древние христиане проводили этот день в храме в пении псалмов и чтении слова Божия; слушали поучения, молились и приобщались св. Таин; освобождали себя от житейских работ. Так и вы, христиане, проводите этот день подобающим образом, посвящайте его на служение Богу; посещайте усердно храм Божий для участия в общей молитве, упражняйтесь дома в делах благочестия и уклоняйтесь от работ житейских . Второй праздник сегодня в честь и славу св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Св. Иоанн Богослов был ближайшим учеником Спасителя. Он возлежал на персях Господа Иисуса; Спаситель любил всех учеников, но особенной любовью пользовался Иоанн, и в евангелии сказано об этом апостоле: его же любяще Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010