Так 28-м правилом VI Вселенского Собора определено: " Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и благословляя оный особо, да преподают просящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются " . Приношением и благословением начатков плодов, вместе с возбуждением в нас чувства благодарения Бога за Его дары, Святая Церковь научает нас как бы послушанию, обязуя нас воздерживаться от вкушения плодов до благословения, и тем, между прочим, предохраняет от болезней, кои могут произойти от употребления плодов незрелых и без благословения Божия. По уставу церковному нельзя употреблять плодов до праздника Преображения. " Если же кто из братии снест гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август, отселе да навыкнут и прочий повиноватися " . Обычай приношения и благословения плодов, особенно существенно важных для нашей жизни, - пшеницы, гроздий винограда, - получает для христиан особенно высоконравственное значение оттого, что Сам Господь наш Иисус Христос, установляя для благодарственного воспоминания спасительных заслуг Своих бескровную жертву, употреблял при совершении этого таинства возношение плодов и пшеницы и лозы виноградной и всем Своим последователям заповедал по вере и жизни уподобляться плодоносным ветвям лозы виноградной (Ин. 15, 1-7), т.е. быть всегда в таком же непрестающем внутреннем единении со Христом, как живая ветвь находится в отношении к древу, от которого если отломится, засыхает. Так и наша жизнь без Христа будет бесплодна и мертва. В сравнении христианской жизни и деятельности с плодоношением древесным, столь часто употребляемым в Слове Божием, предлагается самое выразительное и наглядное побуждение к тому, чтобы приносить плоды покаяния и исправления нашей жизни. Христианин в доме Божием, т.е. принадлежа к обществу верующих, должен быть не дикою маслиною (Рим. 11, 17), но плодовитою, должен уподобляться древу, насажденному при источниках вод, еже плод свой даст во время свое (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Это мы сказали соответственно Еврейскому тексту. По тексту LXX смысл значительно отличается, и мы сперва должны изложить его буквально, чтобы затем понять его в переносном значении. Устремите сердца свои на будущее от этого дня, в который заложены основания храма, и вы увидите, что будущая жатва будет столь обильна, и от всех полей вы соберете столько плодов, что житница не узнает плодов своих, или столько, что уже не будет житниц для плодов отдельных, но вследствие изобилия их одна житница соединится с другою, и на земле ее будет заметно разделения их. Виноградная лоза и смоковница, и гранатовое дерево, и дерево масличное, не приносившая прежде плодов вследствие преступлений ваших, покроются таким множеством ягод и плодов, что явное изобилие урожая сделает очевидным [ниспосланное на них] благословение. А что девятый месяц принимается не в хорошем значении это доказывается и четвертою книгою царей, событиями, сообщаемыми Иеремиею ( 4Цар.25 ; Иер.32 ). Однако так как в конце девятого месяца полагаются основания храма, то мы должны понимать это в том смысле, что храм Господа начинает устроиться только по окончании дел злых. Посему основание храма полагается в двадцать четвертый день месяца, – число которого заключает в себе две дюжины ( δωδεκς), три восьмерицы ( γδοδες) и четыре шестерицы ( ξδες), о чем мы раньше сказали более подробно. Итак, кто посвятит себя на служение Богу и оставит равнодушного ( ρ θυμον), т. е. нерадивого владыку, который, как говорит книга Ездры ( Езд.4:23–24 ), запрещает строить храм Божий, – тот не будет знать числа плодов и заработка своего. А также несомненно и то, что под словами: Разве есть еще житница на земле? нужно разуметь человека, который будет сеять в духе и пожнет от духа жизнь вечную ( Гал.6:8 ); при этом он не будет скоплять себе сокровищ на земле, но все его дела и все награды его за дела находятся в соотношении с небесным. Именно: виноградная лоза, т. е. слово Божие, возделывателем которого в каждом человеке является Отец; смоковница, [т.е.] сладчайшие дары Духа Святого, и гранатовое дерево, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Общий порядок великого освящения воды следующий: по заамвонной молитве износится священником на главе честный крест к сосуду, поставленному среди церкви, или к ближайшему источнику. В это время поются тропари, изображающие действие Духа Божия посредством воды и также обстоятельства крещения Христова; потом читаются паримии, изображающие дары благодати, дарованной посредством вод, Апостол–о питии воды из камня народом Еврейским, и Евангелие–о крещении Господа. По евангелии великою ектениею с прибавлением особенных прошений и длинною молитвою воздается прославление Господу, являющему Себя в творении и испрашивается милость Божия на всех, с верою употребляющих св. воду. Потом крест троекратно погружается в воду при пении тропаря праздника: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи... Верующие черпают воду в принесенные из домов сосуды, а кроме того, многие имеют обыкновение приглашать к себе на дом священнослужителей чтобы они, с крестом в руках, окропили св. водою их домы и домашнюю утварь. Кроме трех, упомянутых выше, праздников, много особенностей в порядке службы имеет праздник Благовещения. Но мы не будем здесь излагать их потому, что это дело церковного устава, так как особенности касаются единственно порядка чтений и песнопений. Основанием этих особенностей служит с одной стороны важность праздника, с другой–время его совершения. Он обыкновенно приходится или в Великий пост , или, что гораздо реже, на Святой неделе: поэтому особенности службы состоят в соединении песнопений и чтений праздника с песнопениями и чтениями Великого поста или недель Страстной и Светлой. Теперь мы, по порядку праздников, укажем особенности, которые бывают при богослужении в эти праздники. Особенности эти относятся только к некоторым праздникам. В праздник Преображения Господня особою молитвою освящаются приносимые верующими в церковь начатки овощей и плодов земных. Приношения эти делаются в знак благодарения за получение плодов земных, необходимых для человека и также в доказательство того, что вино и хлеб, приготовляемые из плодов земных, будут постоянно приносимы в церковь для преложения их в тело и кровь Христову. Такой смысл приношений объясняется содержанием читаемой в это время молитвы. Кроме того, принося во храм Божий начатки плодов, мы этим выражаем верование, что всякой плод, рождающийся из земли, есть дар благости Божией. Приношение плодов бывает и позже, смотря по месту: ибо плоды не везде могут поспевать к 6-му августа. Таким образом и в самом Константинополе приносили начатки плодов не 6-го, а 15-го августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благословение плодов — это урок благодарности. Нужно ли проходить этот урок горожанину? Конечно, да. Но как поступать современному человеку с благословением плодов, если у него нет ни сада, ни огорода? На подобный вопрос ответ прозвучал еще в Ветхом Завете. Ведь Богу должны были посвящаться не только первые плоды земли, но и первенцы скота и даже первенцы человеческие. Каким образом приносилась отцом эта жертва за первого сына? Это было обрезание (символическое пролитие крови) плюс выкуп — денежный эквивалент. Применимо к благословению плодов этот принцип мог бы выглядеть так: в благодарность за вседневную пищу горожанин мог бы, если не покупать фрукты на храм, то просто по своему усердию и возможностям сделать денежный дар, как бы выкупая свои первенцы. Думаю, что в таком случае с учетом уже заведенного обычая, можно и яблочко принести из храма — как символ даров Божьих и съесть его в кругу семьи (подобно, как сейчас поступают с пасхальными яствами). Традиция обретет утраченный смысл. Принести домой яблоко может и крестьянин, оставив все-таки корзинку плодов в церкви. Главное научиться не только брать, но и давать. С освящением плодов связан еще один неприятный момент: они накладываются на другие праздники. В день Преображения Господнего храм всегда переполнен, и не потому, что люди так почитают это евангельское событие, — многие не смогут даже пересказать Евангелие, — просто в этот день освящаются яблоки. Грустно, но эти яблоки полностью закрыли собой настоящий смысл праздника. Преображение Господне превратилось в яблочный Спас (напомним, что Спас — это Спаситель), впрочем, такая участь постигла не только этот праздник: есть еще и ореховый спас, и медовый… Такое смешение ничем не оправдано. Оно объясняется только тем, что приблизительно в эту пору в Греции поспевал виноград. А так как люди жили по церковному календарю — от праздника к празднику, — то и приурочили благословение урожая к определенному дню, а именно к празднику Преображения. Это доказывается и тем, что даже в Греции благословение плодов совершалось не в одно время: где раньше достигались плоды, там они приносились в церковь на праздник Преображения, а где плоды созревали позже, они благословлялись на праздник Успения Богородицы. Об этом указывается в греческом Николо-Касулянском Типиконе, Синайском Типиконе, Афонском Типиконе Лавры св. Афанасия. В русском служебнике, напечатаном в Супрасле в 1727 году, содержится кроме обычного чина благословения фруктов на Преображение, чин благословения злаков, овощей и фруктов в день праздника Успения Богородицы.

http://pravmir.ru/kuda-devat-kocheryzhku...

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды – древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (сравн. 28-е правило 6-го Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием». В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой – «На освящение начатой овощей» (и плодов). Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех , пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Недели человек утверждается церковным благословением плодов. Чин освящения плодов После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник читает молитву на освящение винограда: «Благослови, Господи...»; а если нет винограда, то читается другая молитва: «Владыко, Господи Боже наш» – «О приносящих начатки овощей». После чего – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой 65 . Затем поется: «Буди имя Господне», и бывает отпуст праздника. Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в день праздника на вечерни бывает вход с кадилом и, как выше сказано, поется великий прокимен. Воздвижение Креста Господня (14 сентября)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Какой должна быть ПРОПОВЕДЬ? Чтобы говорить с пользой, проповеднику нужно хорошо знать тех, к кому он обращается со словом: их внешнее положение, занятие, степень духовного развития, их отношение к вопросам веры, нравственную жизнь… О признаке приближения Второго ПРИШЕСТВИЯ Христова. Сей верный признак – умножение бедствий в мире: войн, повальных болезней, землетрясений, ужасных мировых бедствий. Во времена пред антихристом будет явное презрение веры и крайнее растление нравов. Радостен день ПАСХИ христианской потому, что Воскресение Христово есть залог и нашего будущего воскресения из мертвых и вечной блаженной жизни на небе. Как воскрес Христос, так воскреснем и мы из гробов и будем жить с Ним вечно. О чем истинный христианин должен ПЕЧАЛИТЬСЯ? Во-первых, имей печаль о том, что ты осквернил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Во-вторых, имей духовную печаль о том, что ты носишь только имя христианина, а обетов, для христианина обязательных, данных при крещении, не исполняешь и живешь как язычник: прилепился к земле и не думаешь о небе и о тамошней жизни, не имеющей конца. В-третьих, печалься о том, что сердце твое непрестанно порывается делать все противное Господу; плачь о его злой наклонности, нераскаянности, неисправности. Плачь о том, что ты, хотя каешься и молишься, но не приносишь Богу достойных плодов покаяния, плодов веры и любви, плодов кротости и незлобия, плодов воздержания, чистоты и целомудрия, плодов милости и пр. Плачь внутренним плачем, когда ощущаешь прилив к сердцу нечистых помыслов, плачь, когда будет увлекать тебя гордость, злоба, зависть, жадность, скупость; плачь и молись, когда ко врагу своему будешь чувствовать вражду, а не любовь, ибо сказано: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5: 44). – Да будут твои слезы орудием против всякого греха; и Господь, видя твое смирение, признание своей немощи, твое крепкое желание сохранить себя чистым от всякого греха, прострет руку помощи, пошлет тебе Духа Утешителя, Который прекратит насилие греха, погасит огонь страстей и низведет в сердце росу благодати. Плачь о своих грехах, плачь и о людских; плачь о том, что еще многие народы не познали истинного Бога и Господа Иисуса Христа и находятся во тьме язычества, поклоняются тварям вместо Творца. Скажешь: что пользы в моих слезах? Ты этим исполнишь заповедь апостола – плакать с плачущими (см. Рим. 12: 15); вообще исполнишь заповедь о любви к ближнему, а в любви весь закон. Еще о чем плакать должно? О неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном Суде. Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь, при мысли о Страшном Суде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Однажды преподобный отправился в пустыню Кадис [ 17 ] посетить одного ученика. На пути Илариону случилось проходить чрез языческий город Елусу [ 18 ]. Здесь он застал бесовский праздник, на который собралось из окрестных сел множество языческого народа, ликовавшего и приносившего в храме нечестивые жертвы своей богине Афродите [ 19 ]. Услыхав о приближении святого Илариона, они вышли к нему на встречу с женами и детьми, так как до них уже давно дошел слух, что он — великий чудотворец. Увидав его, они наклонили головы и закричали на сирийском языке: «Варах! Варах!» — что значит: благослови, благослови! Затем они привели к нему множество больных и бесноватых, и преподобный силою Христовой исцелил их. Научив язычников познанию Единого истинного Бога, он всех их привел к вере Христовой и не прежде покинул город, как они разорили идольский храм, сокрушили идолов, построили святую церковь и крестились во имя Господне. Утвердив их в вере и преподав благословение, святой отправился в дальнейший путь. Преподобный Иларион получил от Бога такую благодать, что посредством обоняния и осязания вещей узнавал, кто какою одержим страстью. Раз один скупой и сребролюбивый брат прислал святому плодов из своего сада. Когда наступил вечер, и святой сел за трапезу, ученики предложили ему плодов, присланных скупым братом. Увидав их, Иларион отвернулся. — Уберите их отсюда, — сказал он, — я не могу выносить смрада, исходящего из этих плодов. Ученик его, блаженный Исихий, сталь настаивать на том, чтобы он вкусил и благословил любовь брата. — Не гнушайся отче, — говорил он, — приношением брата, так как он с верою принес тебе первые плоды своего виноградника. — Разве ты не чувствуешь, — ответил святой, — что от сих плодов исходит смрад скупости? — Как же могут плоды, кроме своего естественного запаха, издавать еще смрад какой-нибудь страсти? — спросил Исихий. — Если ты не веришь мне, то дай эти плоды волам, и смотри, будут ли они есть? Исихий отнес и положил плоды в ясли перед волами, но волы, понюхав, начали неистово мычать и, будучи не в состоянии выносить смрада, исходившего от тех плодов, оторвались от яслей и убежали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так посвящение хлеба и вина, яиц и млека, разных мяс и вообще яств сохранилось в освящении пасхальнаго артоса в церкви и пасхальных яств в домах. Посвящение цветов и ветвей древесных совершается и ныне в праздники ваий и Троицы, воздвижения креста Господня и недели крестопоклонной. Приношение меда и кутии сохранилось в паннихидах и вообще в заупокойных поминках. Приношение воску, фимиама и елея сохраняется и доныне постоянно. Возношение прихожанами просфор к проскомидии, равно как и вина, совершается и ныне, хотя по местам уже и выводится. Наконец освящение плодов земных совершается в христианской церкви именно в праздник преображения. Явно, что в этом последнем посвящении Богу плодов земных должно видеть то посвящение, которое заповедано было еще Моисеем, в ветхом завете, которое в ветхозаветной церкви и падало как раз на это самое время, как и у нас, на время собирания плодов садовых, огородных и полевых, время, которое начиналось в Палестине у Евреев от праздника пятидесятницы, а оканчивалось концом года, т. е. концом нашего августа месяца, так как новолетие древле не только в ветхозаветной, но и в христианской и даже в русской православной церкви до императора Петра I праздновалось в начале нашего сентября месяца. Приношение и освящение плодов земных в день преображения у нас, в здешнем крае, переродилось ныне в то, что мы теперь видим и делаем. Здесь происходит освящение и раздаяние только яблок. С нашей стороны это оказывается и жертвоприношением, потому что мы приносим сии плоды в церковь Господню, освящаем и раздаем верным; а с вашей стороны оно выходит не приношение, а только получение освященных плодов. Впрочем и то хорошо, слава Богу, что с верою и усердием приемлете освященное и раздаваемое. А то можно и не принимать, и в церковь не зайти в праздник преображения, как и делают многие. Это конечно хуже, это совсем худо. Но я видел еще край, где обычай этого жертвоприношения совершается гораздо ближе к мысли первоначальнаго учреждения. Я видел его в том крае, в тех весях, в которых родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Праздник Преображения Господня, по важности события, есть великий и дванадесятый. Он есть день нового Богоявления для учеников Иисуса Христа, которые при первом во время Его крещения еще не были призваны в звание апостолов, есть день телесного и видимого явления божественной славы Сына Божия апостолам, которая для них была еще сокровенна под кровом плоти Его ( Лк.18:31–34 ). «Человек зримый, но Бог крыемый, на Фавор Христос восходит», поет Церковь . Преображение Господне служит явлением нового небесного царства славы, о котором не помышляли ученики Христовы и для достижения которого верующие, как предсказал Сам Спаситель на тайной вечери, должны питаться с Ним хлебом и вином новым ( Мф.26:29 . Лк.22:16–18 ); и сверх того к празднику Преображения Господня созревают новые плоды: посему на Литургии этого праздника Прав. Церковь благословляет и освящает начатки плодов. Обыкновение священное и знаменательное. Начатки плодов приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по закону Моисееву ( Исх.23:19 . Лев.23:10 . Числ.18:12–13 ), во славу Божию ( Притч.3:9 ). Правилами апостольскими и соборными определено также приносить некоторые начатки, напр. новые колосья и плоды овощные для освящения их молитвою и благословением, чтобы в сих начатках благословить и освятить все плоды земные для употребления во славу Божию и в пользу верующих. В Постановлениях апостольских сохранилась молитва на освящение начатков. Приношением и благословением их прав. Церковь внушает, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и исполнение ея, и вси живущии на ней ( Пс.23:1 ). Приношением и благословением плодов Церковь обязует нас воздерживаться от них до благословения их и тем, между прочим, содействует предохранению нас от болезней, кои могут произойти без благословения от употребления незрелых плодов, а вкушением от освященных плодов низводит благословение Божие на приносящих достояние свое в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Полагают, что Адам, получив в откровении заповедь Божию о кровавой жертве, сейчас же и принес ее. А из кож закланных и сожженных жертвенных животных сам Господь Бог сотворил Адаму и жене его ризы кожаные, и облече их. Сопоставьте это с тем, что тотчас по грехопадении Адам и Ева прикрывают наготу тела и духа своего препоясаниями из листьев, по первоевангелии же и по первой жертве Бог прикрывает их наготу ризами жертвенных животных. Это значило, что умилостивительная жертва закрывает пред очами правды Божией нашу вину. В том же смысле и говорится в Библии многократно, что Бог обоня воню благоухания сожигаемой жертвы. Дым сожигаемого животного тела пахнет очень тяжело; но здесь разумеется благоухание духовное, благоухание высшее таинственное, с одной стороны благоухание молитвы кающегося человека, а с другой благоухание святейшей жертвы, принесенной на крест за вину человека невинным, святейшим святых, обетованным Искупителем. Так произошли кровавые жертвы. Кровавая жертва установлена Богом, как прообраз кровавой крестной жертвы. С жертвами кровавыми тесную связь и тоже самое в роде, хотя и с некоторым оттенком разновидности, зпачение имели и бескровные жертвоприношения, приношения от плодов земли, от произрастений. Так значение этих жертв впервые разъясняет Израилю сам Господь через раба своего Моисея: наблюдай праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты снял на поле, и праздник собирания плодов (древесных и иных) в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Начатки плодов земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое и воду твою и отвратит от вас болезни, и число дней ваших соделает полным ( Исх. 28:16–26 ). Конечно и эти жертвы приносились Богу во имя единой обетованной крестной жертвы; и Бог принимал их в воню благоухания потому, что пред Ним вечно благоухала единая всеумилостивляющая жертва Сына Его. Но безкровные жертвы не так прямо указывали на крестную жертву, как жертвы кровавые. Принося в жертву Богу начатки плодов земных, человек выражал пред Богом свою зависимость от Него, свою благодарность Ему за Его дары и просил себе благословения Господня и на будущее время, на все продолжение своей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010