Христианин и экология: Когда нельзя быть равнодушным Какой вклад может сделать Православная Церковь в дело сохранения окружающей среды? 16 ноября, 2014 Какой вклад может сделать Православная Церковь в дело сохранения окружающей среды? На днях в Москве произошел выброс ядовитых веществ, что еще больше ухудшило и без того скверную экологию мегаполиса. Винить в этом можно кого угодно: чиновников, автомобилистов, соседей, но, возможно, и мы сами, и христиане в частности, имеем к этому отношение? Вот, скажем, ОПК в школах, благотворительные столовые, антиалкогольные движения и многие другие социальные инициативы Церкви стали для нас уже привычным делом. А солнечные коллекторы на крыше приходского дома или создание эко-команд – вещи пока еще довольно редко встречающиеся. О том, почему тема экологии пока не так популярна среди прихожан, христианских ценностях как мотивации экологической деятельности и о других вопросах мы поговорили с руководителем экологического отдела Гродненской епархии протоиереем Георгием Суботковским и директором Центра экологических решений, заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви Евгением Лобановым. – Если к светским экологическим организациям мы все уже давно привыкли, то понятие «экологический епархиальный отдел» звучит пока еще непривычно. Поэтому начну с вас, отец Георгий: не приходилось ли вам встречаться с недоумением, может, даже критикой своей деятельности в обществе и в Церкви? Протоиерей Георгий Суботковский Протоиерей Георгий: Нет. Никогда. Экологическая деятельность Церкви, как нечто новое, вызывает у общественности скорее интерес, нежели недоумение и критику. А положительное отношение к экологическим вопросам у православных христиан, я считаю, просто «в крови». Существенная часть дополнительного требника в своих чинопоследованиях призывает освящать Божие творение и всю хозяйственную деятельность человека на земле (освящение посевов, плодов и т.д.), говоря языком экологов: пермакультуру. И благодарность Богу о творении возносится в евхаристических молитвах за каждой божественной литургией Церкви. Поэтому отношение может быть только положительным.

http://pravmir.ru/hristianin-i-ekologiya...

23 апреля в честь Георгия поселяне имеют обыкновение служить обедни и молебны угоднику, на которых испрашивают у святого благословения своим нивам и обилия плодов земных. В Малороссии в день Георгия совершаются крестные ходы для освящения посевов, и простой народ верит, что Георгий сам ходит в это время по полям и родит жито 311 . В северо-западной Руси есть обычай в день Георгия утром ходить по полям с водою и съестными припасами и обтыкать межу косточками, сбережёнными от пасхального стола. При обходах поётся песня в честь Георгия. Юрий, вставай рано, Отмыкай землю, Выпущай росу На цеплое лето, На буйное жито, На ядренистое, На колосистое, Людям на здоровье и т. д. 312 По воззрениям белорусов, Егорий весною и утром отмыкает сырую землю: Святый Юрья Божий пасол Да Бога пашов, А узяв ключи золотые, Атамкнув землю сырусенькую, Пущав росу цаплюсенькую На белую Русь и на увесь свет 313 . В пословицах также Георгий представляется покровителем плодов. «Сей рассаду до Егорья, будет щей довольно. Коли на Егорьев день лист с полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку. Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овёс». Но более (повторяем) известен Георгий? как покровитель животных. Поселяне стараются иметь в дому образ Георгия в уверенности, что он охраняет скот от зверей и чумы 314 . В день Юрия хозяева в первый раз выгоняют освящённою вербою скотину в поле, причём многие служат Георгию молебны и окропляют скот или освящённою водою, или Юрьевою росою; иные из хозяев в этот день налагают на себя пост. В некоторых местах зажигают огни как символ очищения от порчи. После таких обрядов выгнанный на Юрьеву росу скот принимается уже под защиту св. Георгия 315 . Среди народа ходит немало сказаний, в которых св. Георгий является покровителем зверей и животных. Георгий назначает зверям и животным пищу, лечит их, когда они больны. Раз шли путём-дорогою два человека. Дело было под вечер, а путь – чрез лес. Один, боясь волков, предложил ночевать, другой же решился идти в лес. Идёт он много ли, мало ли, только приходит к огню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь Богородицы Посевов близ Алкоша Мон-рь Богородицы Посевов близ Алкоша Насельники мон-ря Раббан-Хормизд принимали активное участие в духовном окормлении паствы (впосл. многие из них стали епископами Халдейской Церкви), переписывали манускрипты. Однако большинство рукописей, хранившихся в мон-ре, было утрачено во время разорения обители курдами в 1828, 1842 и 1850 гг. Разбойные нападения стали причиной основания в 1858 г. нового мон-ря Богородицы Посевов (Нотр-Дам-де-Семанс, Дайр-эс-Сайида), ставшего центром конгрегации св. Хормизда. Насельники обители, в к-рой до сер. XX в. действовал скрипторий, внесли значимый вклад в сохранение восточносир. культурной традиции. Аббат Самуэль Джамиль (генеральный настоятель конгрегации в 1890-1917) не только сам собирал и переписывал рукописи, но и оказывал в этом помощь европ. исследователям. В 60-х гг. XX в. центр конгрегации был перенесен в Багдад; туда же было вывезено ок. 900 рукописей из халдейских б-к Сев. Ирака (после 2003 манускрипты были возвращены в Алкош). В отличие от несториан, охотно принявших унию, сиро-яковиты оказали сопротивление католическим миссионерам. В XVIII в. в М. и окрестностях возникли небольшие общины сиро-католиков (см. Сирийская католическая Церковь ), для которых был рукоположен Кирилл Бехнам, еп. Мар-Бехнама и Каракоша (Бахдиды) (1790-1838). Впосл. численность сиро-католиков увеличилась; в 1862 г. сиро-католич. епархия М. получила статус архиеп-ства. В XIX в. конфликты между сиро-яковитами и сиро-католиками были связаны с контролем над городскими храмами. Первоначально обе конфессии совместно использовали церкви, но в 1837 г. по распоряжению городского муфтия впервые произошло их разделение. Споры прекратились лишь в 1887 г., когда сиро-католикам была передана ц. Пресв. Богородицы, а другие храмы перешли сиро-яковитам ( Fiey. 1959. P. 59-63). Существенное влияние на жизнь христ. общин в М. оказывала доминиканская миссия. В 1-й пол. XIX в. она пришла в упадок, и в 1856 г. итал. миссионеры были заменены французами, которые распространили деятельность миссии не только на Сев.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Упадок христианства и народности греческой, подготовленный политическими бедствиями, усилен тягостью податей и налогов, нападениями и грабежами со стороны господствующего народонаселения. Защиты у своего церковного управления не могло быть: оно само бессильно было. Ханы лично грабили монастыри: так в 1657 году Магомет-Гирей ограбил Георгиевский монастырь и захватил там деньгами 200,000 пиастров, а еще прежде (в 1634 г.) митрополит Серафим в грамоте царю Михаилу Федоровичу жаловался на разграбление того монастыря татарами. – К пособиям благотворительности греч. христиане начали прибегать еще раньше, – так Успенский скит, близ Бахчисарая, уже с 1596 года получал от царей русских по 15 рублей в год. – О тяжести налогов на христиан можно судить по тому, что они должны были давать в казну восьмую долю всех хлебных посевов, древесных плодов, овощей, пчельников и льняных посевов, да деньгами по две пары (мед. монета) за каждую овцу и по шести пар от каждой рогатой скотины, принадлежавшей немагометанам, и по четыре пиастра за поле, которое можно было обработать в один день. Хан Шагин-Гирей еще более отягчил налоги: платилось за скотину и птицу, которую хотели убить, за хлеб, который ели, и за все, что продавалось на рынках. Кроме несносного обществ. положения, не раз испытывали христиане и прямые истязания за веру, хотя, обычно, прикрываемые изветами в преступлениях. Так в 1725 году митроп. готфский, Гедеон, а с ним и другие христиане были обвинены в измене и приговорены к повешению: но иером. Даниил, из любви ко Христу, принял на себя их обвинение и был повешен за них. 12 марта 1730 года иером. Никифор, оклеветанный некоторым армянином, был понуждаем татарами отречься от веры: после жестоких истязаний, непреклонный исповедник был повешен. В 1759 году пострадал за веру отрок Евстафий, а в 1770 – эконом митрополита, Давид. Известие об общем гонении на христиан уже после сего сообщается в Херс. Еп. Вед. 1862, в статье: «Крымские христиане на берегах Азовского моря». Там говорится, со слов протоиерея Чернявского, сына казначея митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

«От этого идола, – говорит св. Александр александрийцам, – вам нет ни проку, ни пользы; но если вы станете этот праздник совершать в честь ангела Михаила, и ему посвятите жертвы ваши, то он будет предстательствовать за вас пред Богом и окажет вам добра больше, чем этот идол». «В сей день, – читается в копто-арабском синаксаре под 12 атир, – мы совершаем праздник в честь великого архангела Михаила, первостоятеля в чинах небесных сил. Этот ангел, милостивый к роду человеческому, всегда стоит пред престолом Всевышнего, чтобы ходатайствовать за род человеческий. Он помогает святым, укрепляет и поддерживает их, пока они не скончают своего подвига. И в честь его в двенадцатый день каждого месяца совершают праздник и подают во имя его милостыню, потому что он молит Господа о плодах, о восхождении Нила и о воздушных переменах, чтобы его устроением Господь все это привел в совершенство " 79 . «Отец [небесный] поставил его надзирателем над всем, и он стоит пред Ним, чтобы ходатайствовать за род человеческий и молить о произрастании посевов и плодов, дабы Бог благословил им вполне созреть». «По его богоприятному предстательству вырастают посевы и умножается благословение». «Предстательствуя за род человеческий, стоит он всегда пред Богом и говорит: «о, Ты, никогда не гневающийся! не гневайся, но помилуй Твое творение, создание рук Твоих». «По его молитвам совершаются воздушные перемены, падение дождя и росы и произрастание дерев и посевов». Образному выражению еврейского языка «на лице земли» в политеистично окрашенном египетском соответствует «на спине Кеба». Небо египтянину представлялось «палатою Ра», бога солнца, земля – «палатою Кеба», и сам он, бог Кеб, был «как почва в [городе] Он [Илиополе]». «Для тебя [царя египетского] бог земли Себ [т.е. почва] производит (sebsi) то, что принадлежит ему». «Бог земли Себ дарит тебе [царю] все, что из него произрастает». И этого бога земли–почвы, Себа или Кеба, греки по мифологическим основаниям отождествляли со своим Кроном 80 . Следовательно, было естественно, во-1-х, чествовать Крона александрийского хлебами, из него же произрастающими, во-2-х – праздник земледелия, xebs-ta, отождествлять с «крониями».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Осетия распалась на мельчайшие группы, которые начали жить каждая своею жизнью, обычаями и верованиями. Так напр. Дигория, оставленная духовенством под гнетом кабардинцев и их покровителей – татарских ханов, прежде других совратилась в магометанство. Тагаурия и Куртатия от набегов татарской орды совратилась также в магометанство; осетины же Алагирского ущелья и Туалетии, хотя по имени и остались христианами, но, лишившись духовенства и церквей, потеряли дух христианской религии. В это же несчастное для Осетии время церковные документы были уничтожены; христианские храмы до основания разрушены, даже надписи с церковных стен и надгробных плит были стерты. Только на стенах Нузальской церкви – дома Горожанова и Сахилова остались и до сих пор заметны изображения: на восточной стороне Господа Вседержителя, на северной стороне – св. Девы Марии, Архангела Михаила, Сослана и Соломона и на южной – Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца и Романоза; существовавшие же надписи касательно рода Оси-Багатара сбиты молотом 25 . Печально было и в материальном отношении положение осетин, загнанных кабардинцами в горы. Осетины владели только ущельями гор; вся же долина р. Терека находилась во владении кабардинцев, которые спускали осетин с гор только за плату. Заключенные в своих ущельях, выходы из которых были заперты, осетины были отрезаны от всего мира и одичали. В народной памяти еще живы воспоминания, когда осетины не смели показываться на равнине, страшась кабардинцев, не только не пускавших их на плоскость, но врывавшихся даже и в их горные владения. В обеспечение от таких вторжений, осетины строили башни в устьях своих ущелий и, в свою очередь, не пропускали без платы кабардинцев в горы. Отступление от этих условий вело к кровавой резне 26 . Живя в горах. Осетины терпели и терпят много невзгод и лишений. Особенно чувствителен для них недостаток в земле для посевов. Вся Осетия состоит из ущелий, образуемых высокими отрогами главного Кавказского хребта. Небольшие горные равнины или, лучше сказать, плоские возвышенности встречаются в горной Осетии только изредка и самая большая из них не превышает 50 десятин. Почва земли повсюду глинистая, на возвышениях желтого, а при подошвах гор коричневого цвета; пахотное место, несколько раз унавоженное, принимает черный цвет. Слой земли, прикрывающий каменистые кряжи гор, не превышает шести вершков. На передовых хребтах Кавказа наносный грунт земли часто усеян булыжником. В местах безлесных, ближе к главному хребту, и преимущественно по северную его сторону, по ручьям, образующим р. Ардон, земли тверже и плодороднее. На юге же, напр. в местах пограничных с Карталиниею и покрытых лесом, земли мягче, но менее плодородны. Холодный климат у главного хребта и значительная возвышенность земель этой части Осетии не дозволяют делать никаких посевов: там трава растет только с мая по сентябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Скорее за дело, – приказал Александр Михайлов . Его седая голова была высоко поднята, вся фигура выправилась и, взяв свой посох, он первый вышел на крыльцо. Злодеи брали уже избы приступом. Очевидно, они не рассчитывали встретить готовое сопротивление и четверо крестьян, вышедших за странником, без труда уложили несколькими ударами трех разбойников; в числе погибших был и атаман шайки. Оставшиеся в живых 8 человек из шайки бросились к своим лодкам в паническом страхе; мужички преследовали их и почти без сопротивления всех перевязали, прежде чем те успели отвязать свои лодки... Крайнев три раза был в Иерусалиме и оставил вечный след своего странствования по святой земле, в виде особой плащаницы и неугасимой лампады. Многие богомольцы знали его потому, что часто прибегали к его помощи или посредничеству. Василий Яковлевич сопровождал его два раза. Вологодский уезд (Вологодской губернии), как место родины Александра Михайлова , был предметом особого его попечения. Две красивые каменные церкви, одна в селе Фетыньи, а другая в Ядреневе, остались следами его подвижничества. Крайнев заново отстроил их и снабдил полною утварью. Кроме того семь церквей в разных местах России он частью отстроил, частью отремонтировал на собранные им добровольные жертвы. Кроме церквей Александр Михайлович многие тысячи рублей употреблял на дела милосердия. Например, в Орловской губернии сейчас живо сохранились рассказы как целая волость была спасена им от голодной смерти. Крайнев, проходя ранней весной по губернии, нашел село, которое не имело ни одной скотины, ни посевов и питалось более месяца мякиной; дети умирали уже голодной смертью . Александр Михайлович доставил им целый транспорт провианту, снабдил их всех лошадьми и коровами, дал семян для посевов и выкупил вещи, заложенный у богатых соседей-кулаков. В Москве Крайнев встретился с новым собратом по профессии, так сказать со странником, называвшимся «юродивым» и вместе с ним в короткое время собрал около 20 тысяч на полную отделку церкви в Вологодской губернии. «Юродивый» был худенький старичок, в длиннополой одежде на подобие подрясника. На голове его была надета остроконечная шапочка. Из-под шапочки падали на плечи длинные, седоватые, редкие волосы, маленькие серые глазки постоянно смеялись не то добродушно, не то хитро, а на его худеньком лице, с мелкими морщинками, замечалась суетливость и непоседливость. В котомочке за плечами у него были книжки... хлебушка на дорогу, образочки из монастырей... В деревню, зайдет: книжечку даст, образочек – покормят. А не даст, выйдут все, – и так покормят. И легко у него на душе – и светло! – Ах как легко и светло – рассказывал он. Никому не раб, никому, кроме Господа Бога моего... но всем человекам человек и всем братьям брат...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В церковной молитве, читаемой при этом, упоминается собственно о гроздьях винограда, которыми преимущественно, изобиловали восточные страны - Греция и Палестина, откуда к нам, вместе с православным богослужением, перешли многие благочестивые обычаи, соблюденные там по преданию от древних. У нас, в России, по причине сурового климата, мало или совсем не родится виноград, но зато у нас к празднику Преображения поспевает много других плодов, начатки которых и приносят в Церковь для освящения. Обычай этот весьма древний и невольно возбуждает в душе христианина много назидательных мыслей. Сам Бог, заповедав людям в Ветхом Завете приносить Ему жертвы не только от чистых животных, жертвы кровавые, но и от плодов земных - жертвы бескровные, показал людям в этом священнотаинственном установлении ближайший способ, каким они могут вовне выражать свои религиозные чувства веры, упования и благодарной к Нему любви. Впоследствии, когда Господь вел избранный народ Свой в обетованную землю, необыкновенно плодородную, текущую медом и млеком, дана была Израилю самая точная заповедь к неизменному исполнению в вечные роды о принесении ежегодно в скинию начатков всех плодов, и особенно существенно важных для жизни - колосьев пшеницы и гроздей виноградных. Наблюдай, - сказано было народу израильскому Богом чрез Моисея, - и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда у берешь с поля работу твою... Начатки плодов зелий твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 16, 19). Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши (Лев. 23, 14). Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный божественною заповедию в вечные роды, естественно, должен был перейти вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из правил апостольских и соборных видно, что этот обычай издревле соблюдался в христианской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Гл. 9.) «Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость, то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность. Говорим это не только о молитве, но и о всяком подвиге или труде, или девстве, или молитве, или о каком бы то ни было подвиге и делании, совершаемом ради добродетели. Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги, потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается все делание. Делающие без плодов в День суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые поскольку в сосудах сердца не принесли отсюда духовного елея, т. е. исчисленных выше добродетелей, то за сие самое названы юродивыми и не допущены в духовный чертог Царствия. За недостаток добродетелей, за то, что не имели в себе явственного обитания Духа, и самый подвиг девства вменен ни во что. Как при возделывании виноградника все попечение прилагается для того, чтобы насладиться плодами, а как скоро не оказывается плодов в винограднике, – весь труд возделывания становится тщетным и напрасным, так, если при действенности Духа духовным чувством со всею несомненностию не познаем в себе плодов любви, мира, радости, смирения и прочих исчисленных апостолом добродетелей (см.: Гал.5:22 ), то напрасен подвиг девства, и труд молитвы, псалмопения, поста, бдения оказывается ни к чему не служащим, потому что душевные и телесные сии труды должны быть совершаемы в надежде духовных плодов. Плодоношение же Духа в добродетелях есть духовное наслаждение ими с нерастленным удовольствием для сердец верных, в которых действует Дух. С великою разборчивостию разумения да оцениваются делание, труд и все естественные подвиги, чрез веру и упование производимые в достойных Духом Святым. Прекрасное дело – пост, бдение, странническая жизнь; даже это – цвет доброго жития. Впрочем, есть более внутренний чин христиан, и никто не должен возлагать упование на сии одни дела...». (Прп. Макарий Великий . Духовные беседы, послание и слова. Слово 1. О хранении сердца. Гл. 9.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Так 28-м правилом VI Вселенского Собора определено: " Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и благословляя оный особо, да преподают просящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются " . Приношением и благословением начатков плодов, вместе с возбуждением в нас чувства благодарения Бога за Его дары, Святая Церковь научает нас как бы послушанию, обязуя нас воздерживаться от вкушения плодов до благословения, и тем, между прочим, предохраняет от болезней, кои могут произойти от употребления плодов незрелых и без благословения Божия. По уставу церковному нельзя употреблять плодов до праздника Преображения. " Если же кто из братии снест гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август, отселе да навыкнут и прочий повиноватися " . Обычай приношения и благословения плодов, особенно существенно важных для нашей жизни, - пшеницы, гроздий винограда, - получает для христиан особенно высоконравственное значение оттого, что Сам Господь наш Иисус Христос, установляя для благодарственного воспоминания спасительных заслуг Своих бескровную жертву, употреблял при совершении этого таинства возношение плодов и пшеницы и лозы виноградной и всем Своим последователям заповедал по вере и жизни уподобляться плодоносным ветвям лозы виноградной (Ин. 15, 1-7), т.е. быть всегда в таком же непрестающем внутреннем единении со Христом, как живая ветвь находится в отношении к древу, от которого если отломится, засыхает. Так и наша жизнь без Христа будет бесплодна и мертва. В сравнении христианской жизни и деятельности с плодоношением древесным, столь часто употребляемым в Слове Божием, предлагается самое выразительное и наглядное побуждение к тому, чтобы приносить плоды покаяния и исправления нашей жизни. Христианин в доме Божием, т.е. принадлежа к обществу верующих, должен быть не дикою маслиною (Рим. 11, 17), но плодовитою, должен уподобляться древу, насажденному при источниках вод, еже плод свой даст во время свое (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010