Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от к-рого сохранилась нижняя часть, на парусах - 4 евангелиста, между ними - Нерукотворные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На вост. стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже - пророки Давид и Соломон. На юж. стене размещено «Сошествие Св. Духа на апостолов», на западной - «Тайная вечеря», на северной - «Благовестие Захарии», «Послание апостолов на проповедь» (не сохр.) и «Уверение Фомы». На всех арках - медальоны с ликами святых мучеников, на стенах - образы пророков, к-рые обычно помещаются в барабане купола. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресв. Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиак. Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, прп. Саввы Освященного. На юго-зап. подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» - один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресв. Богородице с Младенцем предстоит ангел с орудиями Страстей Христовых. В зап. части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохр. только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Там же помещались «Собор архангелов», образы св. Иоанна Предтечи (не сохр.) и свт. Николая Чудотворца. Почти всю зап. стену занимала композиция «Успение Пресв. Богородицы». Роспись парекклисиона архидиак. Стефана. Нач. XIV в. Роспись парекклисиона архидиак. Стефана. Нач. XIV в. В апсиде юж. парекклисиона во имя архидиак. Стефана была изображена Пресв. Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже - «Служба святых отцов», около апсиды - поврежденное «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на юж. стене - «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиак.

http://pravenc.ru/text/182327.html

освящена небольшая деревянная ц. во имя арх. Михаила с колокольней (сохр.) и часовней, положившая начало скиту. В 1898 г. близ храма была проложена железная дорога и на отчужденных от мон-ря землях основана ст. Иннокентьевская (ныне ст. Иркутск-Сортировочный), скит превратился в крупную монастырскую ферму, на территории к-рой находились скотный двор, маслобойня и кирпичный завод, приносившие значительный доход. И. м. посещало множество паломников не только из Иркутской губ., но и из Центр. России. За оградой И. м. напротив колокольни в 1900-1903 гг. была построена каменная 2-этажная гостиница. Обычно в год И. м. посещало до 5 тыс. чел., в 1910 г.- 6042, а в 1913 г.- 8544 чел. Паломники пользовались бесплатным 3-дневным проживанием в гостинице, хлебом, угощением от братской трапезы, чаем. Бедные паломники иногда получали денежное пособие. В епархиальном отчете за 1880 г. отмечено, что богослужение в мон-ре «продолжительное, совершается строго по уставу. Для пения имеется хор из братии и учеников училища, дирижируемый опытным регентом. Каждое воскресенье совершается соборне молебен св. Иннокентию, а по вторникам также правит ему акафист». Храмы, другие постройки и святыни Собор Вознесения Господня. 1863–1873 гг., не сохр. Фотография. 1910 г. Собор Вознесения Господня. 1863–1873 гг., не сохр. Фотография. 1910 г. Тихвинская ц. (длиной 10 саж. и 1 аршин и шириной 9,5 саж.) - одно из немногих деревянных зданий, сохранявшихся в Иркутском крае с 1692 до 30-х гг. XX в. Одноглавый основной объем храма завершался характерной для местного барокко кровлей (возведенной, по всей видимости, после пожара 1783), с запада к нему примыкала трапезная. В церкви находился неполный старинный 4-ставный иконостас; на 3 верхних ярусах были иконы, написанные одновременно с постройкой храма, нижний, местный чин был поновлен и украшен золоченой резьбой. В 1835-1839 гг. был проведен ремонт: храм обшили досками, кровли покрыли железом, в нижнем ярусе, под склепом, в к-ром покоились мощи свт. Иннокентия, устроили придел свт. Иннокентия Иркутского. В церкви хранилось 2 деревянных гроба и в 1731-1805 и 1805-1808 гг. в них почивали останки святителя. Первый из них был помещен в стеклянный с бронзовыми рамами футляр, над которым устроен балдахин. На зап. стене храма в особом застекленном шкафу хранились личные вещи свт. Иннокентия (парчовая епитрахиль, риза, панагия, камилавка, кожаные сандалии и др.), а «в особо устроенном помещении» - «старинная карета, в каковой при жизни ездил в торжественных случаях по г. Иркутску св. Иннокентий» ( Ионин. 1895. С. 44).

http://pravenc.ru/text/674061.html

Л. В. Стеженский); в дер. Тимково Ногинского р-на Московской обл.- деревянный, старообрядческий (1912; архит. И. И. Струков); в С.-Петербурге святому посвящен один из приделов в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1911-1914; архит. С. С. Кричинский); в Вильнюсе (Литва) - с престолами во имя св. Константина царя и М. М. (1911-1913). Во имя М. М. как небесного покровителя др. храмоздателей были возведены церковь в Троицком Островоезерском монастыре близ Ворсмы Нижегородской обл. (1698); Вознесенская ц. (некогда во имя М. М.) в Соликамске (по заказу М. Ф. Турчанинова, 1731-1734). Придельные престолы были устроены в соборах и монастырских храмах Московского Кремля, судя по ладанным книгам XVII в., как престолы во имя «государева ангела» с 1613 г.: в Благовещенском соборе («в верху»); при Вознесенском соборе Вознесенского жен. монастыря; в Знаменской ц. бывш. Знаменского мон-ря (на Варварке, между 1679 и 1684). Такие престолы «государева ангела» были в вологодской ц. в честь Благовещения (престол существовал уже в 1619, каменное здание с 1801; не сохр.); в Архангельском соборе г. Михайлова Рязанской обл. (с 1617); в Троицком соборе костромского Ипатиевского мон-ря (освящен после 1613); в Ризоположенском соборе костромского Анастасиина мон-ря; в древнем Богородице-Рождественском Михалицком мон-ре в Новгороде (ныне старообрядческая община поморского согласия); в Успенском соборе и надвратной церкви Адрианова Пошехонского мон-ря; в деревянной ц. св. Димитрия Угличского на воронежском посаде (не сохр.); в ц. Св. Троицы Макариева Желтоводского монастыря (с 1624); в Благовещенской ц. Макариева Унженского монастыря (1680); в Спасо-Преображенской ц. в Галиче (1774); придел в трапезной ц. Св. Троицы Троицкого скита Соловецкого мон-ря (освящен в 1621; здание сер. XIX в.); в Успенской ц. в Боровске (1826; не сохр.); в Никольской ц. в с. Никольском Краснинского р-на Липецкой обл. (в 1826 перестроена в камне); в ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в усадьбе Кораллово Одинцовского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Разностилевые постройки гармонично соединились в ансамбле абабковского во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца жен. мон-ря. Четырехстолпный 5-главый собор Св. Троицы (1865-1886, не сохр.) с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца относился к русско-визант. стилю и создавал ощущение торжественного спокойствия. Архитектурное оформление больничного корпуса с домовой церковью (строительство завершено в 1903, освящен в 1906) - 2-этажного здания со сложными криволинейными завершениями кровли - имеет черты стиля модерн. Каменный 9-главый 4-престольный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с колокольней был возведен в неорус. стиле (1900-1903, не сохр., автор проекта - гражданский инженер А. И. Шмаков; расписан артелью палехского худож. К. А. Першина). Феодоровский мон-рь в Городце. Фотография. Нач. XX в. Феодоровский мон-рь в Городце. Фотография. Нач. XX в. Господство эклектики в провинциальной архитектуре демонстрируют постройки Городецкого Феодоровского муж. мон-ря (ныне в черте г. Городец; основан в 1700). По мнению А. В. Лисицыной, Феодоровский мон-рь занимает особое место в истории нижегородской архитектуры, т. к. на его территории одновременно работали 3 профессиональных архитектора ( Лисицына. 2008. С. 69). Ядро монастырского комплекса - 3 здания кон. XIX - нач. ХХ в. (не сохр.): собор блгв. кн. Александра Невского (архит. Л. В. Даль), колокольня (1897, архит. А. К. Никитин) и трапезный корпус с церковью (архит. Н. М. Вешняков). В каждом из них характерная для эклектики идея обращения к древнерусской архитектуре была рассмотрена по-своему. Тип главного храма - крестово-купольный, его кубический объем завершался пятиглавием. Колокольня также была выполнена в рус. стиле - четверики, уменьшаясь, создавали динамичную композицию, завершенную луковичной главкой; в ее облике основное внимание уделялось деталям. Придерживаясь более ранних, «тоновских» проектов, Никитин «с явной симпатией относился к направлению, возрождавшему традиции русского церковного зодчества XVI-XVII вв.» ( Краснов, Дёгтева. 2012. С. 137). В трапезной церкви мотивы эклектики нашли отражение в изысканной стилизации, к-рая берет начало в новом стиле нач. ХХ в.- модерне.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Традиц. тип кубического храма в Орловском регионе, так же как и в центральных областях, сосуществовал вместе с новой формой - восьмерик на четверике - уже в кон. XVII в. Хорошо сохранился из построек того периода Христорождественский собор бывш. болховского Христорождественского женского монастыря, строительство центральной части которого относится к позднему XVII в. Небольшой храм, вероятно, был вытянут по продольной оси до перестройки трапезной в 1852 г. Низкий четверик завершен крупным широким восьмериком, несущим малый сквозной восьмерик, с вост. стороны - 3 едва выраженные членением апсиды. Еще одним примером использования типа восьмерик на четверике в храмовом зодчестве Орловской земли рубежа XVII и XVIII вв. служит Михаило-Архангельский храм мценского Вознесенского мон-ря (кон. XVII в.). Двухэтажная постройка представляет собой высокий двусветный четверик, над к-рым находится восьмерик, увенчанный одной главой. Апсида нижнего храма имеет полуциркульную форму и сильно вынесена к востоку, вверху - 3-частная апсида. С запада к храму примыкают небольшая трапезная и шатровая колокольня с боковыми пристройками. В храмовом декоре заметно влияние нарышкинского стиля: наличники с полуколонками и разорванными фигурными и треугольными фронтонами обрамляют прямоугольные объемы окон. На рубеже XVII и XVIII вв. мн. мон-ри получили каменные ограды со св. воротами, как правило, с надвратными храмами. Примером может служить кирпичная надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1693) в Успенском мон-ре в Орле (в 1794 повреждена пожаром, упразднена; четверик церкви, завершенный поясом закомар, сохр. до 20-30-х гг. XX в., в наст. время разрушен). В этот же период были возведены надвратные церкви в орловском Введенском мон-ре (с колокольней, разобранной в 1768), в болховском Христорождественском мон-ре (1701, освящена во имя свт. Алексия, митр. Московского; имела ярус звона, при реконструкции получила завершение в виде шпиля). Во 2-й четв. XVIII в. началась постепенная замена приходских деревянных храмов каменными; обычно они относились к типу восьмерик на четверике. В Орле были возведены: Георгиевская ц. с шатровой колокольней на Болховской ул. (1726-1732, не сохр.); Михаило-Архангельская старая ц. с отдельно стоящей колокольней (1730, не сохр.); Преображенская ц. (1744-1747; трапезная и 3-ярусная колокольня сооружены в 1832, основной объем после перестройки в 1872-1880 стал представлять собой 4-столпную постройку под пятью 8-гранными куполами с декором в духе позднего классицизма; закрыта в 1929, использовалась под архив, взорвана в 1965).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Возможно, Малый Синаксарь прп. Евфимия является сокращенной переводчиком версией греч. афонского Великого Синаксаря (к-рый представлял собой ныне утраченную редакцию студийского Синаксаря; см.: Пентковский. Типикон. С. 121-154). Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы Иверского мон-ря на Афоне. XIII в. Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы Иверского мон-ря на Афоне. XIII в. Значительную работу проделал прп. Евфимий и над последованиями Требника. Взамен заимствованных из древнего иерусалимского богослужения чинов, использовавшихся до того в груз. практике, прп. Евфимий предложил новые переводы мн. чинопоследований в соответствии с к-польской практикой (как и ряд др. переводов прп. Евфимия, они сохр. только в списках): последования вечерни Пятидесятницы (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 36-37), чина энкении, или освящения, церкви (Там же. С. 37-40), чинов хиротоний и хиротесий (чтеца и певца; иподиакона; диакона, священника, епископа; см.: Там же. С. 40-42), последования пострижения в великую схиму (Там же. С. 43-46), молитвы исповеди (Там же. С. 46), чина принятия еретиков (Там же. С. 142-143; см. также: Гиунашвили. 1972) и последования свт. Мефодия К-польского об обращающихся к правосл. вере ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 139). Возможно, ему же принадлежит перевод последований оглашения и Крещения по рукописи Кекел. S 4944 (см.: Кочламазашвили. Редакционные... 2002. С. 18-22). Современник прп. Евфимия Давид Тбели перевел «молитву очистительную, от отвержения к истинной вере обращающемуся» (Там же. С. 5). Согласно прп. Георгию Святогорцу, прп. Евфимий перевел также материал для полунощницы и «игуменские молитвы», но рукописи, содержащие переводы прп. Евфимия из Часослова, не сохранились ( Tarchnischvili. 1955. S. 151). Прп. Евфимий отредактировал и исправил груз. переводы Четвероевангелия (изд. текста: Имнаишвили. 1979), Посланий ап. Павла (в рамках перевода комментариев греч. катен; см.: Кочламазашвили. 2003) и Псалтири (согласно колофону прп. Георгия Святогорца в ркп. СПбФИВ РАН. В 1, пер. прп. Евфимия не сохр.; см.: Шанидзе М. 1979. С. 203). В новой синайской коллекции груз. рукописей обнаружен список Часослова 986 г. 23), переписанный в К-поле афонским деятелем Иоанном-Мели. Согласно колофону, Часослов содержал службы 24 часов суток (сохр. только ночные часы с лакунами). Он имеет сходство с шатбердским Часословом из рукописи Sinait. iber. 34 (см. выше); возможно, груз. афонские монахи пользовались редакцией 24-часового Часослова. Участие прп. Евфимия Святогорца в создании Часослова 986 г. 23) новой синайской коллекции предположить вряд ли возможно.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Церковь Св. Троицы в с. Ликурга. 80-е гг. XVII в. Фотография. Нач. XX в. Церковь Св. Троицы в с. Ликурга. 80-е гг. XVII в. Фотография. Нач. XX в. Нарышкинский стиль затронул преимущественно приволжские города. Исключительным своеобразием отличалась 5-главая бесстолпная ц. Благовещения (1700, не сохр.) в Юрьевце (ныне Ивановская обл.), возведенная на средства купца Ф. К. Ситникова. В фасадном декоре были применены колончатые наличники с «петушьими гребнями», изразцовое убранство, вероятно под влиянием ярославского зодчества,- карниз и фронтоны наличников верхних окон украшали многоцветные керамические плитки, тимпаны кокошников покрывала роспись, колокольня имела ярко выраженный ярусный характер. Наличники с развитыми фронтонами можно встретить также в храмах в честь Преображения (1746-1762; не сохр., известна по фотографии - ИИМК РАН. Фототека), Сретения в Юрьевце (1757), Воскресения Господня (1754) в с. Решме (Нагорное) неподалеку от Кинешмы. Первым храмом с восьмериком на четверике стал Успенский собор в Плёсе (1699), неск. тяжеловесный по пропорциям, с гуськовой купольной кровлей и главкой на глухом барабанчике. Церковь Благовещения в Нерехте (начата в 1713, в 1716 освящен сев. придел), увенчанная пятиглавием, положила начало серии подобных храмов. В фасадном убранстве обеих церквей превалируют традиц. элементы декора: огибающие угловые лопатки, наличники в виде валиковых рамок или с килевидными фронтончиками на колонках с перехватами, карнизы с пилой или поребриком, тонкие колонки-дудочки на ребрах восьмерика. Более развитые формы имели сооруженные в 30-х гг. XVIII в. костромские церкви Рождества Христова (Никола Мокрый) на Дебре и Смоленской иконы Божией Матери (святых Космы и Дамиана) в Кузнецах. Пятиглавый храм на Дебре до закрытия в 30-х гг. XX в. сохранял первоначальную композицию с шатровой колокольней над двусветным четвериком придела прп. Сергия Радонежского. Самым оригинальным памятником нарышкинского стиля стала ц. Воскресения Господня (1717), возведенная по заказу Новгородского митр. Иова в Воскресенско-Пушавском мон-ре на окраине слободы Пучеж на берегу Волги (ныне в Ивановской обл.; разобрана в 50-х гг. XX в.): восьмерик венчали 5 глав на граненых глухих барабанах, декор состоял из широких полос поребрика, пучков колонок на ребрах, поддерживавших 3-частный карниз и аттиковый ярус с фигурными филенками, имитировавшими нарышкинские фронтоны-гребни, колончатых наличников, завершения к-рых на каждой грани были различными; нарядным был декор трапезной и 3-частной апсиды, карниз к-рой дополнял ажурный фриз с «жучком». Редчайшими примерами ярусных храмов стали 2 церкви в Кинешме - Воскресенская на Торговой пл. (1729, не сохр.) и Успенская (1747), выстроенная по ее образцу в заречной части города; их пропорции приземисты.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

2. Милан в IV в. был 2-м важнейшим гос. (резиденция императора) и церковным центром И. после Рима. Крупнейший 5-нефный кафедральный собор Санта-Текла был построен до 355 г. (не сохр.). При нем одновременно (либо между 379 и 397) был возведен по образцу мавзолея Максимиана близ Милана (ок. 312, не сохр.) октагональный баптистерий (не сохр.), внутри к-рого чередовались прямоугольные и полуциркульные ниши. Епископ св. Амвросий Медиоланский велел поместить там надпись, в к-рой давалось толкование 8-гранной форме. Миланский баптистерий стал образцом для всех последующих построек этого типа. При св. Амвросии была построена базилика Мучеников (379-386), 3-нефная, без трансепта. Ныне известная как Сант-Амброджо, она была полностью перестроена; от первоначального здания сохранились фрагменты стен и часть купола мавзолея Сан-Витторе-ин-Чель-д " Оро. Лучше сохранилась освященная в 386 г. ц. Апостолов (ныне Сан-Надзаро-Маджоре), имеющая редкий крестообразный план с апсидами у начала рукавов креста. Близок к крестообразному план однонефной базилики Дев (ныне Сан-Симпличано, кон. IV - нач. V в.), имеющей большой трансепт и апсиду. К ней пристроен прямоугольный одноапсидный мартирий (?) Санти-Мартири-дель-Анауния. Наиболее выдающимся сооружением Милана и вообще И. IV в. стала ц. Сан-Лоренцо (ок. 375 - кон. IV в.). Перестроенный, но в целом сохранивший структуру, этот храм представляет собой квадрифолий с 2-ярусным колонным обходом. Обширное центральное пространство было перекрыто, видимо, крестовым сводом, опиравшимся на 4 угловых крестообразных столба. (Сейчас оно перекрыто куполом, опирающимся на 8 укрепленных столбов на стыках экседр со сторонами центрального квадрата.) Углы храма за крестообразными столбами, между экседрами, снабжены высокими башнеобразными объемами. По нек-рым гипотезам, этот храм был так или иначе связан с имп. дворцом и возведен по образцу известного лишь по упоминаниям в источниках знаменитого храма Гармонии («Золотого октагона») в имп. дворце в Антиохии (327-341). С востока комплекс храма дополняет мартирий Сант-Ипполито, октагон с крестообразным внутренним пространством. С юга одновременно или чуть позже был пристроен баптистерий (ныне мавзолей Сант-Акуилино) - октагон с чередованием прямоугольных и диагональных ниш в интерьере. Наконец, в нач. VI в. c севера была возведена идентичная ему (но меньшая) усыпальница Миланских епископов, мавзолей Сан-Систо. С запада к собору примыкали нартекс с торцовыми апсидами и обширный атриум.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

К 1895 г. число членов братства достигло 117 чел., а его капитал - 67268 р. Большую роль в благотворительной деятельности братства играла семья купцов и предпринимателей Щаповых. В. И. Щапов, будучи в 1845-1864 гг. старостой Елоховской ц., завещал храму капитал в 26 тыс. р., проценты с к-рого шли на пособия беднейшим прихожанам, раздававшиеся к Рождеству и Пасхе. При возведении нового здания храма В. И. Щапов оплатил треть стоимости работ (около 70 тыс. р.). Его сыновья Петр, Илья и Павел являлись почетными членами братства; Петр Васильевич в 1876 г. был избран председателем Совета братства, в 1890 г. на этом посту его сменил сын Петр Петрович. Действительным членом братства был М. И. Щапов, управляющий фабрикой и торговлей фирмы «Братья Петр и Илья Щаповы», дед историка Я. Н. Щапова . В кон. XIX - нач. XX в. в братство охотно вступали члены московских предпринимательских семей, исстари тяготевших к приходу Богоявления, что в Елохове: Алексеевых, Бутюгиных, Калининых, Камыниных, Ляминых, Мухиных и др. Деятельным братчиком был и купец Н. З. Дурылин, отец писателя. К Богоявленскому храму были приписаны неск. московских домовых церквей, богослужения в к-рых совершались причтом храма. В 1899-1903 гг. приписной к храму значилась ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на епархиальном свечном заводе (Посланников пер., д. 9, здание сохр.). Приписными к Елоховскому храму были также ц. сщмч. Филиппа, митр. Московского, при Казанском железнодорожном техническом уч-ще, освященная в 1913 г. (Н. Красносельская ул., ныне д. 39, здание сохр.), и ц. свт. Николая Чудотворца при распределительно-эвакуационном пункте Российского об-ва Красного Креста на Владимирском ш., освященная в 1915 г. (здание не сохр.). В 1722 г. в Немецкой слободе существовала деревянная Никольская часовня, дававшая храму Богоявления рубль в год, в 1787 г. она перешла во владение Николаевской Берлюковской пуст. Богородского у. Московской губ. К этой часовне, разрушенной в 1928 г., ежегодно 4 сент.

http://pravenc.ru/text/149609.html

Интерьер капеллы Кормака в Кашеле. XII в. Формы европ. романской архитектуры начали проникать в И. вместе с церковными реформами во 2-й четв. XII в. Среди первых крупных романских храмов в И. упоминается ц. Петра и Павла в Арма (1126; не сохр.). Ключевую роль в становлении новых архитектурных форм сыграл, по-видимому, церковный реформатор архиеп. Малахия (1094-1148). Став в 1123 г. настоятелем монастыря в Бангоре (графство Даун), он начал строительство большой церкви по европ. образцу (не сохр.); это произвело большое впечатление на современников, хотя и было воспринято многими как ненужная роскошь: «Мы - ирландцы, а не галлы» (цит. по: Stalley. 2005. Р. 720). С именем архиеп. Малахии иногда связывают и строительство собора в Лисморе (графство Уотерфорд); совр. храм сохранил ряд романских элементов от предшествующего здания, к-рое могло быть построено в 20-х гг. XII в. Архиеп. Малахия был основателем монастыря Меллифонт в графстве Лаут (основан в 1142, церковь освящена в 1157, не сохр.), прозванного Великим монастырем (Mainistir Mór) и сыгравшего решающую роль в распространении форм цистерцианской архитектуры в И. Вероятно, архиеп. Малахия участвовал и в строительстве т. н. капеллы Кормака в Кашеле (графство Типперэри; 1127-1134), «единственной романской церкви в Ирландии, которая по праву может называться произведением архитектуры» ( Harbison. 1999. P. 83). Капелла полностью сохранилась. Она строилась как частный храм и, возможно, служила усыпальницей мунстерского правителя Кормака Мак Картага (1124-1138). В ее архитектуре наиболее заметны влияния архитектуры Юго-Зап. Англии ( Henry. 1970. P. 169-175), в частности, она напоминает юж. рукав трансепта собора в Уинчестере (после 1107; Harbison, Potterton, Sheehy. 1978. P. 81). Однонефный храм перекрыт цилиндрическим сводом, поддерживаемым арками, и увенчан, как и более узкое прямоугольное помещение алтаря, характерной для И. высокой каменной кровлей. В алтаре использован готический нервюрный свод (как и в соборе в Дареме, Англия; 1093-1135). Двойные башни по сторонам алтаря схожи с башнями в ц. св. Иакова в Регенсбурге (Schommenkirche; построена в XII в.- Ibid. P. 83) и в церкви мон-ря Мурбах в Эльзасе (вост. часть окончена в 1130); др. возможный источник квадратных башен по сторонам алтаря - нормандская Англия. Стены храма в Кашеле украшены слепой аркатурой, порталы оформлены резными архивольтами, в тимпанах изображены животные; наряду с английскими здесь работали и местные скульпторы. В алтаре раскрыты остатки фресок (ок. 1175), близких к живописи капеллы св. Ансельма в соборе в Кентербери (ок. 1160). Архитектура т. н. капеллы Кормака осталась уникальной и непревзойденной и имела большое влияние в И., хотя мн. формы, распространение к-рых исследователи связывают с влиянием капеллы Кормака, могли прийти в И. и через другие, ныне утраченные памятники.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010