Д. А. Гущина. По красной линии улицы К. поставил приземистую квадратную в плане 2-ярусную колокольню (1891), устроил под ней склеп, расширил церковь (здания уч-ща и церкви в советское время снесены). В 1888-1889 гг. по проекту К. была увеличена площадь Знаменской ц. в Переяславской слободе (2-й Крестовский пер., 17), построенная в стиле барокко (1757-1765). В архитектуре поздних приделов и пристроек к церкви К. последовательно и точно воспроизвел первоначальные барочные формы, включая оконные наличники в стиле аннинского барокко, что позволяет воспринимать здание как единое целое. К. стал автором проекта ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Братееве (ныне в черте Москвы; не сохр.). Храм был построен в 1890-1893 гг. на месте деревянного в русско-визант. стиле. По проекту К. был расширен деревянный шатровый храм во имя свт. Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (построен в 1875-1876 по проекту архит. А. А. Семёнова в фольклорном варианте рус. стиля), пристроены приделы кн. равноап. Ольги и прп. Серафима Саровского (освящен ок. 1906). Крестообразный в плане основной объем был окружен галереей с сохранением прежней стилистики. К. возвел новый корпус и надстроил кельи в Высокопетровском мон-ре (1891-1893; ул. Петровка, 28), стилизованные в формах московско-ярославского стиля и удачно сочетающиеся с кельями XVII в. Церковь мучеников Флора и Лавра в с. Старофлоровский Ям. 1891–1898 гг. Фотография. 2008 г. Один из первых реализованных проектов К. в Подмосковье - ц. мучеников Флора и Лавра в с. Старофроловский Ям (Ст. Ям, ныне Ям в городском окр. Домодедово Московской обл.). По проекту 1852 г. (архит. Н. Н. Елагин) к каменному храму 1819 г. была пристроена обширная трапезная с Петропавловским и Никольским (1860) приделами, в 1855 г.- связанная с ней колокольня. Работы продолжились после 1888 г., когда митр. Иоанникию был представлен новый план перестройки храма, составленный К., согласно к-рому храм «с внешней стороны будет много величественнее». Экономичный проект предусматривал вместо строительства нового основного объема храма использовать здание трапезной.

http://pravenc.ru/text/2462081.html

Литургия совершалась ежедневно с 9 ч., зимой - в теплой Всесвятской ц.; в праздничные и воскресные дни служили 2 литургии. С 18 ч. совершались вечерня и утреня. День Всех святых являлся главным праздником киновии. После литургии, совершавшейся часто архиерейским чином, крестный ход шел вокруг монастыря и кладбища, затем купцы разворачивали ярмарочные палатки. В 40-х гг. XIX в. священноначалие Л. к. инициировало постройку часовни на границе лаврских земель и Клочков, а в 1859 г.- деревянной церкви в Смоленской слободе (1865, архит. Карпов), напротив киновиевских зданий, на левом берегу Невы. В 1879-1882 гг. здесь была построена каменная ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (архит. М. А. Щурупов; разрушена в 1934). В 1879 г. смотритель игум. Израиль из-за отсутствия средств просил разрешения отремонтировать на собственные деньги ц. арх. Михаила, что и было осуществлено. 7 мая 1879 г. митр. Исидор распорядился возобновить храм, исправить иконостас, устроить 2 киота и объявить игум. Израилю благодарность за усердие. К 17 сент. в храме был возобновлен иконостас, своды алтаря расписаны по голубому фону золотыми звездами, выполнены росписи стен. 24 сент. 1879 г. митрополит благословил совершить освящение храма по малому чину. В 1875-1876 гг. по проекту Карпова к югу от собора было построено новое кирпичное здание монастырской бани (сохр.). Церковь во имя Всех святых. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя Всех святых. Фотография. Нач. XX в. В 1875 г. игум. Израиль ходатайствовал Духовному собору об увеличении ассигнований, ссылаясь на повышение цен. Снабжение шло по «третям» (кварталам): январской, майской и сентябрьской. В лавру поступали и средства от аренды перевоза через Неву, к-рый находился в створе совр. Общественного пер. 4 дек. 1879 г. было решено увеличить годовое содержание киновии с 1200 до 1500 р., при этом Духовный собор лавры предписал поднять цены за место на кладбище и организовать четкое деление на разряды, к-рого не было, несмотря на то что данный вопрос поднимался еще в 1849 и 1856 гг.

http://pravenc.ru/text/2462483.html

Вместо скромного иконостаса по проекту А. Д. Захарова К. спроектировал новый - многоярусный и богато украшенный резьбой. 19 и 30 марта 1855 г. престолы были освящены во имя апостолов Петра и Павла и в честь Покрова Пресв. Богородицы. В те же годы К. создал проект иконостаса для рус. посольской церкви в Париже, арендовавшей тогда частный дом на ул. Берри. Совместно с К. К. Андерсоном К. в 1858 г. участвовал в проектировании необарочного фасада дома Т. В. Тарасовой в 1-й роте Измайловского полка (ныне 1-я Красноармейская ул., 3). Одновременно он создал проект одного из самых значительных доходных домов С.-Петербурга, построенных в стиле «второго барокко»,- дома коммерсанта И. О. Утина между Конногвардейским бульваром, 17 и Галерной ул., 20. В 1863 г. за этот проект К. был избран членом-корреспондентом Парижской АХ ( Петров П. Н. Архитекторы из Черноморских пансионеров//Зодчий. 1875. 6. С. 79-80). Впервые в С.-Петербурге здание было завершено мансардным этажом. Фасады дома Утина служили образцом целому поколению зодчих сер. XIX в. Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ст. Ольшанка. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ст. Ольшанка. Фотография. 2012 г. В 1859 г. греч. посольству в С.-Петербурге выделили участок (совр. адрес: Лиговский проспект, 6) для постройки собственного храма - вмч. Димитрия Солунского (Греческого). Проект в исторически точных визант. формах было предложено сделать К. Строительство церкви и 2 домов для причта велось с 1861 по 1866 г. (не сохр.). Храм был освящен митр. Исидором (Никольским) 31 сент. 1865 г. Одноглавая, с низким сферическим куполом, крестообразная в плане, с гранеными ветвями креста, перекрытыми конхами (вост. ветвь - апсида), со звонницей над притвором, церковь напоминала памятники средневек. Греции. Привнесение в проект романских элементов, жесткость прорисовки отвечали духу эклектики. Прекрасная акустика, оригинально продуманное освещение, живопись по византийским образцам (Шамшин) и орнаменты выполнены восковыми красками К.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

В кон. 1814 г. архиеп. Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) доносил в Синод, что 27 нояб. того же года в Знаменском соборе во время служения молебна в присутствии губернатора и др. «губернских чиновников» «с правой стороны с заднего купола упала часть штукатурки». В результате обследования собора, к-рое провели архиеп. Феоктист и губ. архит. П. К. Шмит, обнаружены трещины на своде трапезной, на стенах, а также на юж. стороне храма под простенком между 2 окнами, что объяснили осадкой фундамента. Архим. Иоакинф инициировал возведение нового собора, к-рый был заложен в 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Руководил строительством архим. Палладий (Белевцев), бывш. артиллерийский офицер. 13 янв. 1826 г. собор был освящен. К кон. XIX в. в нем имелись приделы: святых Александра Невского и Митрофана Воронежского (южный); свт. Тихона Задонского и прп. Серафима Саровского (северный); прп. Сергия Радонежского (в трапезной); Сретения Господня; свт. Николая Чудотворца (на юж. хорах, над трапезной). В янв. 1826 г. в соборе был поставлен гроб с телом скончавшегося в Таганроге имп. Александра I Павловича , отслужена панихида. Храм в честь Воскресения Христова курского Знаменского мон-ря. 1875–1876 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Храм в честь Воскресения Христова курского Знаменского мон-ря. 1875–1876 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Изначально это был центричный кубический 5-главый собор с монументальным тамбурным куполом (пролет 18 м, общая высота ок. 45 м, первоначальный полусферический купол заменен яйцевидным в советское время), 4 малыми куполами и полукруглой апсидой. Все купола выкрашены алюминиевой краской. С 3 сторон были 6-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. В 1826 г. с запада пристроили длинную трапезную с 2 парными колокольнями по образцу Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге, придавшую зданию продольные очертания (в советское время колокольни были утрачены, в кон. XX в. воссоздана одна: она поставлена не на прежнем месте, а примыкает к сев. фасаду трапезной). Пристройка трапезной изменила образ собора. В результате он стал напоминать Андреевский собор в Кронштадте (1805-1817; не сохр., архит. А. Д. Захаров). В 1853-1854 гг. архит. Н. И. Козловский застроил боковые колонные портики собора (в советское время портики восстановили в первозданном виде).

http://pravenc.ru/text/2462323.html

Ранней постройкой Н., осуществленной в 50-х гг. XIX в., является шатровая колокольня ц. Св. Троицы в Захарове. По проекту и под наблюдением Н. в 1874 г. была перестроена колокольня (не сохр.) ц. Богоявления в Дорогомилове по причине ее ветхости, а также из-за жалоб прихожан на тихий звон из-за малого числа колоколов. При этом зодчий сохранил стиль прежней постройки, а высота была увеличена на один ярус. В 1874 г. по прошению владельцев дач в пос. Пушкино, в т. ч. Н., по его проекту была построена деревянная ц. Боголюбской иконы Божией Матери при ст. Пушкино Московско-Ярославской железной дороги (не сохр.). В 1876 г. там же Н. была возведена теплая деревянная клетская ц. Св. Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню, ныне микрорайон г. Пушкино Московской обл., освящена как Сретенская). В 1876-1878 гг. на месте разобранного храма XVII в. Н. построил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, рассчитанную на 2000 прихожан (не сохр.). По проекту Н. выполнен интерьер, в т. ч. мраморный иконостас; в 1898-1900 гг. художниками акад. живописи В. В. Шокоревым и В. М. Морозовым осуществлена роспись. Казанская ц. является первым опытом обращения к традициям визант. архитектуры в Москве. Н. мастерски синтезировал формы визант. архитектуры с пластикой рус. зодчества, добиваясь их гармоничного сочетания. К наследию визант. архитектуры Н. обратился и при проектировании собора Св. Троицы в Николо-Берлюковской пуст. (построен в 1879 на месте церкви кон. XVIII в.). Отличающийся большей эклектичностью декоративный язык архитектуры собора Св. Троицы построен на контрастной игре дробных форм рус. узорочья XVII в. и лапидарных архитектурных объемов. В 1877-1880 гг. по прошению 63 почетных жителей Москвы в Варварской башне Китайгородской стены по проекту Н. была устроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.), приписанная к Покровскому мон-рю. В 1875-1876 гг. Варварская башня была предварительно исследована Н. и отреставрирована. Нижний этаж башни был приспособлен для размещения духовой печи, верхний - разделен перекрытием на 2 уровня: на 1-м разместилась часовня, а на 2-м, в обходной галерее, сделаны кельи монахов, под шатром устроена трапезная.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Со 2-й четв. XIX в. увеличивалось количество прихожан в соборе, и на 1867 г. приход составил 2130 чел., т. е. достиг уровня 30-х гг. XVIII в. В 1859 г. при храме была утверждена 2-я священническая вакансия. При настоятелях свящ. Александре Соколове (с 1859; † 1862) и прот. Владимире Полянском († 1869) работала «комиссия по исправлению собора». В 1859 г. храм стал теплым; в 1866 г. малые престолы (Успенский и Никольский) перенесли из зап. части храма и установили по бокам от центрального (Князь-Владимирского), что предусматривалось первоначальным проектом. 15 янв. 1867 г. на новом месте был освящен правый, Успенский алтарь, а 7 мая - левый, Никольский. В 1863 г. усердием старосты М. Т. Семёнова собор обогатился чтимой Иверской иконой Божией Матери. По его же ходатайству 25 июля 1864 г. было получено разрешение ежегодно совершать крестный ход 1 авг. из собора на р. Ждановку. В 1868 г. акад. К. А. Ясевич реставрировал в соборе мн. иконы. 12 февр. 1869 г. настоятелем К.-В. с. стал свящ. Алексий Светлов († 3 марта 1886), возведенный в 1870 г. в сан протоиерея. В первые годы его служения были благоустроены деревянные дома причта, озеленена территория вокруг собора, устроена металлическая ограда (1870, архит. Н. П. Гребёнка). 21 марта 1870 г. дано разрешение на постройку деревянного 2-этажного причтового дома на Церковной ул., 16 (архит. К. Т. Соловьёв; не сохр.). В 1872-1873 гг., сооружая вокруг собора ограду, архит. Н. Ф. Брюлло спроектировал в ней 2 часовни. Проект сада составил в 1874 г. Э. Л. Регель (реализован в 1875-1876). В преддверии столетия со дня учреждения ордена прот. А. Светлов предполагал получить необходимую сумму на капитальный ремонт храма со всех концов Российской империи, прежде всего от кавалеров ордена св. Владимира, к-рых собор «считает своими прихожанами». Троекратно опубликованные в газетах прот. А. Светловым особые письма и воззвания позволили собрать не более четверти требуемой суммы. Идею объединения владимирских кавалеров вокруг собора поддержал митр. Исидор (Никольский) - 22 сент. 1875 г., в день орденского праздника, он совершил в нем литургию и отслужил молебен равноап. кн. Владимиру.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

В 1875 г. по инициативе прот. А. Светлова при соборе было организовано приходское благотворительное об-во (устав утвержден 26 июня 1875 г., 1-е собрание состоялось 7 сент.). Об-во имело максимально открытый характер - в его члены принимались лица «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». К 1 янв. 1876 г. оно насчитывало 230 членов, через год - 310. 17 апр. 1876 г. об-во открыло приходский приют в арендуемом помещении, в следующем году приобрело участок земли, на к-ром в 1878-1879 гг. был построен 2-этажный деревянный дом (Александровский проспект, 10; не сохр.). В нем разместились совет об-ва и приходский приют. К этому зданию для служения молебна в день престольного праздника собора направлялся крестный ход по Александровскому проспекту. Ремонт собора к юбилею учреждения ордена св. Владимира из-за недостатка собранной суммы ограничился лишь самыми необходимыми работами. Литургию и молебен 22 сент. 1882 г. в обновленном соборе совершил митр. Исидор с еп. Выборгским Анастасием (Добрадиным) и многочисленными протоиереями - владимирскими кавалерами. Настоятель прот. А. Смирнов вошел в их число - он был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. 15 авг. 1881 г., в день престольного праздника Успенского придела, прихожане собора решили соорудить на углу Большого проспекта мемориальную часовню св. блгв. кн. Александра Невского в память об имп. Александре II. Проект составил прихожанин, академик архитектуры Н. Н. Ковригин. Место для постройки определили на зап. стрелке Князь-Владимирского сквера, откуда лучами расходятся 3 магистрали - Большой и Александровский проспекты и Церковная ул. Закладка состоялась 15 авг. 1882 г., 30 окт. 1883 г. прот. А. Светлов отслужил у стен часовни молебен по случаю постановки надкупольного креста. Внутренняя отделка затянулась: освящение часовни состоялось 2 июня 1886 г. Торжество возглавил ректор СПбДА еп. Ладожский Арсений (Брянцев). Часовня сооружена в стиле необарокко и соответствует архитектуре собора. В 1883 г. был перестроен и украшен пропильной резьбой в рус. стиле 2-й церковно-причтовый 2-этажный деревянный дом (Успенский пер., 2; не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

1 мая 1910 г. С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) в Преображенском соборе возглавил чин отпевания Ж., в сослужении Ярославского архиеп. св. Тихона (Беллавина , впосл. Патриарх), затем возглавлявшего похоронную процессию вместе с духовником почившего прот. Ф. А. Боголюбовым, а также архиепископами Варшавским Николаем (Зиоровым) , Виленским Никандром (Молчановым) , епископами Полтавским Иоанном (Смирновым) , Оренбургским Иоакимом (Левицким) , Гдовским св. Вениамином (Казанским) , протоиереями св. Алексием Ставровским и Александром Дерновым , всего до 60 представителей духовенства. Присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода С. М. Лукьянов , высшие военные чины во главе с военным министром В. А. Сухомлиновым. По завещанию тело Ж. было доставлено на родину с остановкой в Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пустыни . 3 мая 1910 г. Ж. был погребен рядом с могилами родителей у приходского храма (не сохр.). Ист.: Старосивильский Н., свящ. Опыт сборника действующих законоположений и распоряжений о правах и обязанностях военного и морского духовенства. Варшава, 1893. Соч.: Св. Феодор Студит//ДБ. 1861. 10. С. 297-304; 11. С. 305-328; Кр. объяснение Божественной Литургии. СПб., 1871, 19055; Кр. объяснение семи таинств Христовых. СПб., 1873, 19074; 50-летний юбилей протопресв. В. Б. Бажанова. СПб., 1873; Церковь во имя св. прав. Захарии и Елисаветы, что в Кавалергардском полку//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1875. Вып. 4. Паг. 2. С. 152-162; Кр. и общепонятное объяснение молитвы Господней. СПб., 1875, 19004; Объяснение Символа веры. СПб., 1877; Церковь лейб-гвардии Егерского полка во имя св. мч. Мирона//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1878. Вып. 6. Паг. 2. С. 76-83; Объяснение десяти заповедей Господних. СПб., 1880, 19002; Кому легче живется на свете, верующему в Бога или неверующему? СПб., 1886; Слово в Неделю Православия о почитании святых икон. СПб., 1887, 18922; Не всякое ученье душе на спасенье. СПб., 1888; Советы духовного отца духовным детям. СПб., 1890; Истинно-христианская благотворительность: Памяти Н. А. Дубовицкой. СПб., 1894; Слова, беседы и поучения... (1869-1882). СПб., 1899; Управление церквами и правосл. духовенством Военного ведомства: Ист. очерк//100-летие Военного мин-ва, 1802-1902. СПб., 1902. [Т. 13]; Поездка в Болгарию на освящение храма-памятника для вечного поминовения православных воинов, павших в русско-турецкую войну. СПб., 1903;

http://pravenc.ru/text/182219.html

Веры, 21 июня 1873 г. в К. был основан приорат регулярных каноников-премонстрантов; с 1875 г. здесь хранились спасенные монастырские реликвии. С 2007 г. мон-рь возглавляет приор Сириль Деверр. О зданиях IX-X вв. в К. почти нет сведений. При аббате Стефане I (в 942/3 - 982/4 Клермонский еп. Стефан II) в связи с увеличением числа паломников к мощам св. Веры в аббатстве была построена новая церковь с алтарями во имя Спасителя, Пресв. Девы Марии и ап. Петра. Эта церковь, описанная Бернардом в «Книге о чудесах св. Веры», представляла собой 3-нефную 3-апсидную базилику с деревянным перекрытием; с зап. стороны находился портик, вероятно, с капеллой св. Михаила в верхнем ярусе. Когда К. стал центром паломничества, что способствовало росту монастырского благосостояния, аббат Одольрик II (1030-1065) приступил к строительству церкви в романском стиле. На основании буллы папы Римского Александра II начало строительных работ относят ко времени между 1042 и 1051 гг. ( Aubert. 1954. P. 10-11). Возведение храма продолжалось при аббатах Стефане II (1065-1087) и Бегоне III (1087-1107); к нач. XII в. здание в целом было окончено, возведены своды и деамбулаторий с 5 радиальными капеллами. Однако при аббате Бонифации (1107-1125) в проект храма были внесены серьезные изменения по образцу т. н. паломнических церквей: за счет продления рукавов трансепта церковь в К. стала крестообразной в плане, были сооружены галереи над боковыми нефами и существенно повышена алтарная часть, пристроен нартекс с башнями, создан скульптурный декор. В сер. XV в., при аббате Этьене III Бартоне, заново возвели башню над средокрестьем, в юж. рукаве трансепта устроили ризницу. Храм был поврежден гугенотами (1568), после этого были восстановлены перекрытие нефа и частично башни над средокрестьем и зап. фасадом. Из-за ухудшения материальных условий мон-ря и обособленного местоположения романская церковь почти не перестраивалась. Храм в К. считается образцом паломнической церкви (в число 5 «великих» паломнических церквей входили также базилика Сен-Мартен в Туре (освящена в 1014 или 1015, впосл. перестраивалась) и монастырская ц. Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; обе не сохр.), базилика Сен-Сернен в Тулузе (хор и трансепт освящены в 1096) и собор в Сантьяго-де-Компостела (1075-1128; строительные работы полностью завершены к 1211)).

http://pravenc.ru/text/1841928.html

и. была переведена с греч. языка в 1738 г. иером. Димитрием (Райским) и «дидаскалом греченином» Иоанном. Широкого распространения она не получила и встречается преимущественно в сборниках сер. XVIII-XIX в. монастырского происхождения ( Белоброва. 1996. С. 250). В совр. рус. Минее (Минея (МП). Октябрь. С. 338-351) 13 окт. помещена бденная служба И. и.; 12 февр. (Там же. Февраль. С. 398-407) содержится «иная» служба И. и., хотя многие ее песнопения совпадают с указанными 13 окт. Церковные постройки, освященные в честь И. и. В России начиная с сер. XVII в. (особенно во 2-й пол. XIX в.) это были помимо Валдайского Святоозерского мон-ря (1653) самарский жен. мон-рь (1850), Выксунский (Нижегородская обл., 1863), Енисейский (Красноярская обл.; до 1875 в честь Рождества Христова мон-ри), Святоезерская пуст . в пос. Мугреевском (Ивановская обл.; до XVII в. в честь Преображения Господня). Посвященные И. и. храмы были возведены в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Ярославская обл., 1864-1877, проект архит. И. И. Горностаева, не сохр.), в московском Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1904-1908, архит. П. А. Виноградов), на подворье Новоафонского монастыря в С.-Петербурге (1886, архит. Н. Н. Никонов). Приделы в честь И. и. существовали во Введенской ц. муромского в честь Воскресения Христова мон-ря (2-я пол. XVII в.), в московской ц. вмч. Георгия на Всполье на ул. Б. Ордынка (1686), в здании Сухаревой башни в Москве (с 1693; разобрана к 1934) и др. Традиция освящения престолов в честь И. и. жива и в наст. время. В Грузии И. и. посвящены мон-ри (все женские): близ Зугдиди (Зугдидско-Цаишская епархия Грузинской Православной Церкви), в Цалке (Манглисско-Цалкская), в Марткопи и на горе Махата в Тбилиси (Мцхетско-Тбилисская), в Лагодехи (Некресско-Эретская), а также храмы в Тбилиси (при гимназии 1 на просп. Руставели и в р-не Нахаловка; строящийся в р-не Варкетили), в г. Телави, в с. Асурети (Тетрицкаройский р-н) и др. В честь И. и. освящаются престолы в церквах.

http://pravenc.ru/text/293359.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010